Какими чертами по мнению автора должны обладать граждане тоталитарного государства а какими вожди

Обновлено: 25.06.2024

Автор: Горшенина Надежда Михайловна

Населенный пункт: Республика Татарстан, город Лениногорск

Цель: Использование различных форм работы с текстом на уроках обществознания как средство формирования информационной компетенции обучающихся.

Развивать умение проводить поиск информации в исторических текстах, логическое мышление учащихся.

Формировать у учащихся взаимное уважение, навыки сотрудничества при совместной деятельности на уроке.

1. Работа с текстом

Верьте аль не верьте, а жил на белом свете
Федот-стрелец, удалой молодец.
Как-то раз дают ему приказ - чуть свет поутру явиться ко двору.
Царь на вид сморчок, башка с кулачок,
А злобности в ем - агромадный объем.
Смотрит на Федьку, как язвенник на редьку.
На Федьке от страха намокла рубаха
В висках застучало, в пузе заурчало,
Тут, как говорится, и сказке начало.

К нам на утренний рассол прибыл аглитский посол,
А у нас в дому закуски - полгорбушки и мосол.
Снаряжайся, братец в путь да съестного нам добудь –
Глухаря иль куропатку. Аль ишо кого-нибудь.
Не смогешь - кого винить? - Я должён тебя казнить.
Государственное дело, ты улавливаешь нить.

Нешто я да не пойму при моем-то при уму?
Чай, не лаптем щи хлебаю, сображаю, что к чему.
Получается, на мне вся политика в стране:
Не добуду куропатку - беспременно быть войне.
Чтобы аглитский посол с голодухи не был зол,
Головы не пожалею, обеспечу разносол.

Слово царя тверже сухаря.
Пошлет на медведя - пойдешь на медведя,
А куды деваться - надо, Федя!

По отрывку задаются вопросы.

О чем идет речь в данном отрывке? (царь отправляет Федота-стрельца добыть съестного).

Как он это делает? (отдает приказ).

Может ли Федот ослушаться? Почему?

А можно ли было по-другому попросить Федота?

Как бы в этом случае ощущал бы себя стрелец?

Таким образом, выходим на понятие политический режим.

Предварительно разделите класс на 3 группы. Попросите участников познакомиться с характеристиками основных политических режимов. (Данный материал раздается каждому ученику).

Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти.

Демократия (от греч.demos - народ + kratos – власть) - политический режим, основанный на признании верховенства законов и народовластия.

Характерные черты режима:

  • Народ – источник власти.
  • Разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная).
  • Правовое государство. Права личности закреплены законом и гарантированы. Гражданское общество.
  • Демократические выборы в органы государственной власти.
  • Политический плюрализм.
  • Конкурентная многопартийная система. Легальная оппозиция.
  • СМИ свободны от цензуры.
  • Действия армии и спецслужб регулируются и ограничены законом. Поддержание правопорядка – функции милиции и суда.
  • Отсутствие какой-то официальной идеологии.
  • Церковь отделена от государства.

Авторитаризм (от лат. аuctoritas – влияние) -политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или в одном властном органе.

Характерные черты режима:

  • Отчуждение народа от власти.
  • Сильная неограниченная власть главы государства.
  • Исполнительная власть в руках группировки, ее полномочия превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.
  • Политические права и свободы граждан ограничены. Закон на стороне государства, а не личности.
  • Действия оппозиции ограничены, а подчас невозможны.
  • Партии, кроме правящей, могут запрещаться и преследоваться законом.
  • Существует цензура над СМИ.
  • Существует официальная идеология.
  • Силовые структуры не только обеспечивают правопорядок, но и являются карательными органами государства.
  • Церковь находится под контролем государства.

Тоталитари́зм (от итал. totalitario) — политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем над всеми сторонами жизни общества.

Характерные черты режима:

  • Монопольно властвующая партия, возглавляемая лидером. Культ личности вождя.
  • Законодательная, исполнительная и судебная власть контролируются правящей партией.
  • Отсутствие разделения властей.
  • Права и свободы граждан не соблюдаются. Законы защищают только государство.
  • Полное подчинение общества и личности власти, регламентация поведения граждан.
  • Легальная политическая оппозиция отсутствует.
  • Существование только одной правящей партии.
  • Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию.
  • Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции. Наличие репрессивного аппарата.
  • Существует только официальная государственная идеология.
  • Церковь под жестким контролем государства.

Первичное закрепление знаний учащихся

Тест: (самопроверка)

1. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­те­ри­зу­ет де­мо­кра­ти­че­ский режим?

1) вер­хо­вен­ство ис­пол­ни­тель­ной вла­сти

2) ко­манд­но-ад­ми­ни­стра­тив­ные ме­то­ды управ­ле­ния

3) гос­под­ство одной об­ще­обя­за­тель­ной идео­ло­гии

4) за­щи­та прав и сво­бод граж­дан

2. По­ли­ти­че­ский режим, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий­ся со­сре­до­то­че­ни­ем всей вла­сти в руках од­но­го лица или ор­га­на по­ли­ти­че­ской вла­сти и сни­же­ни­ем роли дру­гих ин­сти­ту­тов, яв­ля­ет­ся

3. То­та­ли­тар­ный режим от­ли­ча­ет

1) все­сто­рон­ний кон­троль го­су­дар­ства над жиз­нью об­ще­ства

2) га­ран­тия прав и сво­бод граж­дан

3) де­я­тель­ность сво­бод­ной прес­сы

4) на­ли­чие го­су­дар­ствен­но­го ап­па­ра­та

4. Что яв­ля­ет­ся от­ли­чи­тель­ным при­зна­ком де­мо­кра­ти­че­ско­го ре­жи­ма?

1) фе­де­ра­тив­ное устрой­ство

2) право на взи­ма­ние на­ло­гов

3) га­ран­тии прав и сво­бод граж­дан

4) на­ли­чие пуб­лич­ной вла­сти

5. Си­сте­ма ме­то­дов осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти, от­но­ше­ние вла­сти к ре­а­ли­за­ции прав и сво­бод лич­но­сти

1) форма прав­ле­ния

2) го­су­дар­ствен­ное устрой­ство

3) по­ли­ти­че­ская си­сте­ма

4) по­ли­ти­че­ский режим

6. Со­во­куп­ность спо­со­бов осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти – это форма

2) по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма

3) го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства

7. Толь­ко в усло­ви­ях то­та­ли­тар­но­го ре­жи­ма

1) су­ще­ству­ет мо­но­по­лия на власть одной по­ли­ти­че­ской пар­тии

2) граж­да­не обя­за­ны под­чи­нять­ся за­ко­нам

3) го­су­дар­ство не вме­ши­ва­ет­ся в дела граж­дан­ско­го об­ще­ства

4) вы­бо­ры в ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти осу­ществ­ля­ют­ся на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве

Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

Клю­че­вой эле­мент де­мо­кра­тии — пол­но­пра­вие граж­дан.

Рас­хо­жее опре­де­ле­ние де­мо­кра­тии сво­дит её к ре­гу­ляр­ным вы­бо­рам, про­во­ди­мым на чест­ной ос­но­ве при стро­гом подсчёте го­ло­сов. Не­смот­ря на то что пе­ри­о­ди­че­ские вы­бо­ры очень важны для де­мо­кра­ти­че­ской си­сте­мы, они всего лишь поз­во­ля­ют граж­да­нам от­дать пред­по­чте­ние одной из стра­те­гий, пред­ла­га­е­мых по­ли­ти­че­ски­ми пар­ти­я­ми. В пе­ри­од же между вы­бо­ра­ми граж­да­не могут воз­дей­ство­вать на го­су­дар­ствен­ную по­ли­ти­ку по­сред­ством иных ин­сти­ту­тов: объ­еди­не­ний по ин­те­ре­сам, об­ще­ствен­ных дви­же­ний, про­фес­си­о­наль­ных со­ю­зов и т. д. Все эти формы яв­ля­ют­ся со­став­ны­ми ча­стя­ми де­мо­кра­ти­че­ской прак­ти­ки.

Дру­гой об­ще­при­знан­ный по­ка­за­тель де­мо­кра­тии — власть боль­шин­ства. Вся­кий орган управ­ле­ния, при­ни­ма­ю­щий ре­ше­ния от­но­си­тель­ным боль­шин­ством го­ло­сов, де­мо­кра­ти­чен — идёт ли речь об из­би­ра­тель­ном окру­ге, о пар­ла­мен­те, ко­ми­те­те, го­род­ском со­ве­те или пар­тий­ном со­бра­нии.

Од­на­ко и здесь воз­ни­ка­ет про­бле­ма. Что если за­кон­но из­бран­ное боль­шин­ство ре­гу­ляр­но ущем­ля­ет сво­и­ми ре­ше­ни­я­ми некое мень­шин­ство (на­при­мер, куль­тур­ную или эт­ни­че­скую груп­пу)? В по­доб­ных слу­ча­ях успеш­но дей­ству­ю­щие де­мо­кра­тии обыч­но со­че­та­ют прин­цип вла­сти боль­шин­ства с за­щи­той прав мень­шинств.

(По Т. Карлу, Ф. Шмит­те­ру)

По­яс­не­ние.

1. В пра­виль­ном от­ве­те пунк­ты плана долж­ны со­от­вет­ство­вать ос­нов­ным смыс­ло­вым фраг­мен­там тек­ста и от­ра­жать ос­нов­ную идею каж­до­го из них. Могут быть вы­де­ле­ны сле­ду­ю­щие смыс­ло­вые фраг­мен­ты:

1) спо­со­бы воз­дей­ствия граж­дан на го­су­дар­ствен­ную по­ли­ти­ку;

2) власть боль­шин­ства как об­ще­при­знан­ный по­ка­за­тель де­мо­кра­тии;

3) власть боль­шин­ства и за­щи­та прав мень­шинств;

4) граж­дан­ское об­ще­ство и новый тип граж­дан.

Воз­мож­ны иные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов плана, не ис­ка­жа­ю­щие сути ос­нов­ной идеи фраг­мен­та, и вы­де­ле­ние до­пол­ни­тель­ных смыс­ло­вых бло­ков.

2. Какие эле­мен­ты (по­ка­за­те­ли) де­мо­кра­тии на­зва­ны в тек­сте (на­зо­ви­те любые три эле­мен­та (по­ка­за­те­ля))?

По­яс­не­ние.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны два по­ка­за­те­ля:

1) пе­ри­о­ди­че­ские вы­бо­ры;

2) уча­стие в объ­еди­не­ни­ях по ин­те­ре­сам, об­ще­ствен­ных дви­же­ни­ях, про­фес­си­о­наль­ных со­ю­зах и др.

Спо­со­бы могут быть сфор­му­ли­ро­ва­ны иначе.

3. Как, по мне­нию ав­то­ров, граж­да­не могут вли­ять на власть (ука­жи­те два спо­со­ба вли­я­ния)?

По­яс­не­ние.

Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие эле­мен­ты (по­ка­за­те­ли) де­мо­кра­тии по тек­сту:

1) пол­но­пра­вие граж­дан;

2) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры;

3) уча­стие в де­я­тель­но­сти ин­сти­ту­тов граж­дан­ско­го об­ще­ства;

4) власть боль­шин­ства;

5) за­щи­та прав мень­шин­ства;

6) де­мо­кра­ти­че­ские сво­бо­ды.

Эле­мен­ты(по­ка­за­те­ли) де­мо­кра­тии могут быть даны в иных фор­му­ли­ров­ках.

Закрепление знаний учащихся

1. В го­су­дар­стве Z уста­нов­лен де­мо­кра­ти­че­ский по­ли­ти­че­ский режим, а в го­су­дар­стве Y — то­та­ли­тар­ный. Срав­ни­те эти два по­ли­ти­че­ских ре­жи­ма. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

1) пре­се­че­ние на­ру­ше­ний об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка;

2) на­ли­чие ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти;

3) сво­бод­ные вы­бо­ры на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве;

4) вы­не­се­ние при­го­во­ров вне­су­деб­ны­ми ор­га­на­ми.

Пра­виль­ный ответ: 1234

2. В при­ведённом спис­ке ука­за­ны черты сход­ства де­мо­кра­ти­че­ско­го и не­де­мо­кра­ти­че­ско­го ре­жи­мов и черт раз­ли­чия. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые номер черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку – по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт раз­ли­чия.

1. Особенности устройства тоталитарного государства
2. Особенности устройства политических институтов в тоталитарном государстве
3. Роль вождя в тоталитарном государстве
4. Роль идеологии в тоталитарном государстве
5. Авторитарный тип личности


История знает множество абсолютистских, диктаторских режимов. В древности существовали деспотии и тирании. До Американской и Французской революций автократические, авторитарные системы власти господствовали в мире, в различных формах они сохранились и поныне. Но в ХХ в. появился их особый вид, отличный как от авторитарных режимов, так и от республиканских, парламентских демократий. Этот жестоковластный режим получил название тоталитаризм (от лат. totalitas –полнота, цельность и totalis - весь, целый, полный).
Тоталитаризм – это политический способ организации всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии.
Истоки идей о тоталитарном государстве следует искать в трудах легистов, Платона, Томаса Мора, Жан-Жака Руссо, других социалистов, Гегеля, Ницше, Маркса и др. Имея многовековую историю, тоталитарные идеи могут реализоваться на практике с созданием необходимых для этого мировоззренческих, психологических, социально-политических и других предпосылок.
В истории прослеживаются три основные разновидности тоталитарного государственного устройства:
1) Коммунистический (советского типа), который предполагает полное уничтожение частной собственности, а значит, и всякой автономии личности, абсолютную власть государства. Эта разновидность более всего выражает основные черты этого строя;
2) Фашизм (Италия 1922 г.), тяготеющий к установлению твердой государственной власти, организующей общество, обеспечению коллективной идентичности на культурной или этнической почве. Тоталитарные черты здесь выражены не в полной мере;
3) Национал-социализм (Германия 1933 г.), имеющий родство с фашизмом и коммунизмом: общие (схожие) формы организации тоталитарной партии и государства, место класса занимает нация, вместо классовой ненависти – ненависть национальная и расовая.
Все тоталитарные государства так или иначе примыкают к этим трем разновидностям, хотя внутри каждой группы имеются свои существенные различия.
Тоталитаризм в его коммунистической форме оказался наиболее живучим. Он использует многие гуманистические идеи и эгалистские устремления низших слоев, низменные инстинкты человека, страх индивида перед конкуренцией, личной свободой и ответственностью. Тоталитарная система обладает высокой способностью мобилизации ресурсов и усилий для достижения узко ограниченных целей. Она эффективна в периоды войн, а ее живучесть объясняется подавлением оппозиции.
И все же тоталитаризм – исторически обреченный строй. Поле его действия ограничено самой его сущностью, временем и пространством. Это общество-самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее, главным образом, за счет богатых природных ресурсов и (или) сверхэксплуатации подавляемого большинства населения. Это закрытое общество, не приспособленное к глубокому качественному обновлению, его адаптация ограничена идеологическими догмами. Тоталитарная модель общества покоится на ошибочных теоретических постулатах и отрицании таких достижений человеческой цивилизации, как рынок, конкуренция, свобода личности. Она враждебна гуманистической культуре и нравственности, несовместима с развитием личности, свободой и творчеством, уважением человеческого достоинства.
Чтобы понять, что привело нас к такому выводу, рассмотрим подробнее некоторые аспекты тоталитарной модели.


- История политических и правовых учений / ред. Нерсесянца. – М., 1998;
- История политических и правовых учений / ред. Нерсесянца. – М., 1983;
- Эрих Фромм. Гитлер. Клинический случай некрофилии. – М., 1992;
- Эрих Фромм. Бегство от свободы. – М., 1990;
- Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994;
- Ф. Хайек. Дорога к рабству. – М., 1992;
- А.А. Галкин. Германский фашизм. – М., 1989;
- Тоталитаризм как исторический феномен. – М., 1989;
- Тоталитаризм в Европе ХХ в. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. – М., 1996;
- Политология: Основы политической науки. Учебное пособие / под ред. В.П. Пугачева. – М.,1993.

1. Центральная идея. Для тоталитарного политического режима характерно полное, пронизывающее господство в общественном сознании и деятельности государственного аппарата квази-религиозной сверх-идеи, ради реализации которой оправданы любые средства и жертвы, т.е. тоталитаризм всегда идеократичен (власть не людей, а идей).

Авторитаризм имеет под собой определенную идеологическую платформу, но лишен сверх-идеи фикс, авторитарная идеология не стоит на первом месте и по своей силе и влиянию на социальное сознание и практики значительно уступает тоталитарной сверх-идее.

При авторитаризме государственная власть концентрируется в руках лидера, группы людей или определенного органа, которые не обладают для большинства общества харизмой. Лидер авторитарного режима может являться узурпатором, его власть нередко основывается на военной силе и не воспринимается большинством населения как в высшей степени легитимная. Тип легитимации государственной власти может являться традиционным или религиозным, но по степени легитимности авторитарная власть всегда во много раз уступает тоталитарной.

Авторитарный режим контролирует многие сферы поведения людей, но не претендует на сферу их сознания и личной жизни: достаточным здесь считается внешняя нормосообразность поведения людей, его мотивы и цели не имеют первостепенного значения. Полное единообразие в духовной сфере как цель не ставится; полиция мысли не осуществляется; идеологические противники устраняются из сферы политики, но не уничтожаются в массовом порядке.

6. Способы государственного воздействия. При тоталитарном режиме среди способов государственного воздействия на общество превалируют запреты, требования, ограничения, повсеместно внедряемые при помощи массового террора, открыто осуществляемых, масштабных внеправового принуждения и физической расправы при помощи силовых структур государства.

При авторитаризме среди способов государственного воздействия на общество превалируют требования, ограничения, запреты, осуществляемые большей частью при помощи принуждения, нежели убеждения; внеправовые методы используются не систематически, а эпизодически и, как правило, скрываются.

7. Противники, враги режима. Поскольку тоталитарная идея претендует на универсальность и совершенство, ее основным противником является свобода духа человека и идеологическое многообразие, поэтому в первую очередь уничтожаются идейные противники и конкуренты: церковь, партии, клубы; полностью подчиняются СМИ, искусство, наука; жестко осуществляется цензура; формируется мощная иерархическая система организаций, осуществляющих единообразное идеологическое воспитание граждан в соответствии со сверх-идеей.

Поскольку авторитарная власть лишена идеологической легитимации при помощи сверх-идеи и ей в первую очередь важен контроль в политической сфере, то осуществляется изгнание или лишение весомости политических конкурентов, но на тотальное господство в сфере общественного сознания авторитарная власть не претендует и не пытается уничтожить идеологические институты неполитического характера; отсутствует пронизывающая все общество система идеологического воспитания.

11. Условия формирования. Тоталитаризм формируется в результате масштабного социального, экономического, политического и культурно-духовного кризиса. Вождь и тоталитарная политическая элита приходят к государственной власти легитимным путем (революция, выборы) в результате массовой мобилизации общества вокруг экстремистских политических сил.

Авторитаризм появляется в результате политического кризиса и последующего переворота, поддержанного военной элитой, т.е., с точки зрения большинства общества, нелегитимным, силовым путем.

12. Продолжительность режима. Тоталитарный режим крайне нестабилен, недолговечен: харизматический лидер не вечен, сверх-идея утопична, зараженность ею общества не может длиться долго, свобода духа изначально присуща природе человека.

Авторитарный режим составляет большую часть государствогенеза, может длиться столетиями, поскольку распространяется преимущественно лишь на сферу политики.

13. Мимикрия под демократию. Тоталитарный режим мимикрирует под демократию, надевает маску народовластия при помощи института выборов, референдумов, плебисцитов, общественных судов, массовых манифестаций, парадов, митингов в поддержку власти; при тоталитаризме декларируются права человека, государственная власть патерналистски заботится о каждом гражданине, внедряет социальные льготы и т.п.

Авторитарный режим, как правило, не пытается создавать иллюзию демократии, действует более открыто; для авторитаризма не столь важно единство власти и народа; политическая активность не поощряется или даже запрещается, не действуют институты прямой и представительной демократии, выборные органы могут упраздняться.

14. Внешняя политика. Тоталитарный режим крайне предрасположен к экспансионистской внешней политике, стремится покорить другие государства, сделать свою сверх-идею универсальной.

Авторитарный режим, как правило, направляет насилие и внеправовое принуждение не вовне, а вовнутрь территории государства, не стремится покорить все государства и народы

При авторитаризме в правовой системе также наблюдается расхождение между официально провозглашенным правом и реально действующим, но оно не приобретает столь глобальных масштабов как при тоталитаризме. Авторитарная правовая система не носит ярко выраженного идеологического характера.


Тоталитаризм - это такой политический строй, который характеризуется полным контролем государства над всеми сферами общественной жизни, фактической ликвидацией прав и свобод граждан, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих.

Первый признак - полная монополизация власти тем или иным политическим лидером. Генсек, фюрер или каудильо соединяет в своем лице законодательную и исполнительную власти, а судебная поставлена в такие условия, что она практически теряет свою независимость. Оказавшийся на вершине тоталитарной системы политик мнит себя вождем и спасителем народа. На пути к абсолютному господству он непременно кого-нибудь свергает, подавляет или что-нибудь разрушает. Так, Гитлер, идя к тотальной власти, организовал поджог рейхстага (парламента), а в 1933 г. упразднил его совсем.
Присвоив всю полноту власти, верховный вождь создает собственную командную вертикаль. Нижестоящих начальников он назначает и смещает своей волей. Каждый чиновник обязан ему карьерой и должен безоговорочно исполнять его указания. Неугодные вождю государственные чиновники освобождаются от занимаемых должностей, предаются суду или забвению.

Второй признак тоталитарного режима – стремление к ликвидации многопартийности, установлении господства одной политической партии в обществе. Однопартийная система позволяет создать и внедрить в массы единую идеологию, поддерживающую и защищающую интересы правящего политического режима. В такой системе нет места критическим выступлениям и оппозиционным движениям.
Пропаганда, информационное обеспечение населения носят централизованный государственный характер. Для политической риторики тоталитаризма характерно использование терминов-ярлыков, слов, оторванных от действительного происхождения и содержания понятий, которые ими первоначально обозначались, и используемых для создания образа “врага нации”, “отщепенца”, “врага народа”.
Информационный монополизм открывает возможность создавать легко усваиваемые общественные мифы, своеобразную гиперреальность, иллюзорный мир, которые целиком захватывают массовое сознание. Люмпенизированные слои населения начинают верить, что они участвуют в политической жизни, тогда как в действительности их использует власть в качестве средства для укрепления своих позиций в обществе.

Третий признак тоталитарного режима - создание широких общественно-политических движений, обеспечивающих ей массовую социальную поддержку. Эти движения внедряют в массовое сознание тоталитарную идею, помогают тоталитарному режиму поддерживать всеобъемлющий контроль над различными проявлениями общественной жизни, формируют положительное отношение к существующей власти со стороны народа. С помощью аппарата устрашения и активистов этих движений в обществе нагнетается атмосфера подозрительности и шпиономании. Повсюду начинают искать врагов, распространяется доносительство и круговая порука. В таких условиях лучшим способом продемонстрировать лояльность режиму становится личная преданность и угодничество.
Массовый характер общественно-политических движений придает тоталитарному режиму видимость народовластия, демократичности, обеспечивает ему известную устойчивость.

Четвертый признак тоталитаризма - государственно направляемый террор, посредством которого существующая власть стремится добиться всеобщей лояльности граждан. Вместе с тотальной пропагандой террор порождает всеобщее насилие, вызывающее у граждан постоянный страх и неуверенность в собственных силах. Репрессивные действия государственных карательных органов начинаются с "охоты на ведьм", с расправы над оппозицией. Но со временем террор достигает общенационального размаха. Чувство незащищенности отдельного человека перед государственной машиной становится настолько явным, личная безопасность оказывается столь минимальной, что наступает паралич индивидуальной воли, появляется трусость, предательство и подозрительность людей друг к другу.

Пятый признак тоталитарной системы - это ее стремление к созданию замкнутого, обособленного экономического механизма, который находится под жестким, централизованным контролем государства. Строго централизованный порядок экономической жизни требуется правящей верхушке для того, чтобы иметь неограниченный доступ к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для реализации тех или иных волевых решений, проектов, а также для того, чтобы максимально повысить экономическую зависимость людей от тоталитарного государства.
Добиваясь государственного монополизма в хозяйственной сфере, тоталитарный режим изгоняет из экономики ту часть промышленного и финансового бизнеса, которая не идет на сотрудничество с ним. Отнятые средства производства, капиталы присваиваются тоталитарным государством или переходят в руки лояльных ему предпринимателей.

Шестым признаком тоталитарной власти является насаждение в обществе одной, единственно верной идеологии. Ее содержание образуется совокупностью специально придуманных мифов и псевдонаучных теорий. Проводя в жизнь свою идеологию, власть подчеркивает исключительный характер своей исторической миссии, она непременно кого-то или что-то "защищает", "спасает" и т.п.

Читайте также: