Что является лишним в данном ряду законодательная власть исполнительная власть федеративная власть

Обновлено: 02.07.2024

власть в области законодательства государства или страны.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово.

1) власть, 2) государство, 3) территория, 4) население, 5) органы управления.

1) оборона и безопасность 2) природопользование 3) судоустройство и прокуратура 4) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей 5) гражданство РФ 6) государственные награды и почётные звания РФ

4. Выберите верные суждения о власти и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Власть есть способность и возможность одних моделировать поведение других. 2) Политическая власть - это способность социального субъекта навязывать и проводить свою волю с помощью правовых и политических норм.

3) Властные отношения не порождают отношений взаимозависимости. 4) Го-сударство является единственным социальным институтом, осуществляющим политическую власть. 5) Власть - это необходимое условие устойчивого развития общества во всех его сферах.

5. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти, реализующими эти полномочия.

Субъекты государственной власти

А) обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой политики

1) Правительство РФ

Б) осуществление управления федеральной собственностью

2) Совет Федерации

В) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

3) Государственная Дума

Г) согласие на кандидатуру Председателя Правительства РФ

Д) разработка федерального бюджета

1. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Министерство, государственный комитет, федеральная служба, правительство, исполнительная власть.

3. Ниже приведён перечень должностных лиц. Всех их, кроме двух, назначает Совет Федерации. Найдите два пункта, "выпадающих" из общего ряда.

1) Уполномоченный по правам человека РФ 2) судьи Верховного суда РФ

3) судьи Конституционного суда РФ 4) Генеральный прокурор РФ

5) заместитель Председателя Счётной палаты РФ 6) Председатель Правительства РФ.

4. Выберите верные суждения об органах государственной власти и

запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Орган государственной власти обладает государственно-властными полномочиями, позволяющими ему выступать от имени и по поручению государства. 2) Органы государственной власти наряду с органами местного самоуправления не входят в систему публичной власти. 3) Порядок возникновения органа государственной власти, его компетенция и структура определяются вышестоящим государственным органом. 4) Органы государственной власти наделены возможностью воздействовать, в том числе и путем применения государственного принуждения, на деятельность граждан, их объединений, других государственных органов, органов местного самоуправления. 5) Органы власти субъектов РФ не являются органами государственной власти.

5. Установите соответствие между функциями и государственными институтами или должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют.

А) представляет государство в международных отношениях

Б) назначает выборы Президента РФ

2) Государственная Дума РФ

В) принимает федеральные законы

3) Совет Федерации

Г) издаёт указы и распоряжения

Д) возглавляет государство

6. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функция государственной власти

А) представление отчёта об исполнении госу-дарственного бюджета

Б) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности

2) Государственная Дума

В) объявление амнистии

3) Совет Федерации

Г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации

4) Правительство РФ

Д) определение основных направлений

7. В какой из приведенных ситуаций речь идет о политической власти?

1) владелец магазина потребовал от продавца объяснить причину опоздания

2) по требованию представителя пожарной инспекции директор школы пригласил электриков для замены электрической проводки 3) учитель потребовал от ученика вести себя в школе в соответствии с требованиями устава 4) сотрудник ДПС потребовал от водителя, нарушившего правила движения, предъявить права 5) в связи с объявленным метеорологами четвертым уровнем опасности мэр города N запретил проведение в парке детского праздника 6) отец потребовал от сына оказания материальной помощи на свое содержание

8. Прочитайте приведенный текст, вставьте пропущенные слова.

Список терминов: 1) законодательная власть 2) порядок 3) норма 4) власть 5) акт 6) суд 7) прав 8) закон 9) управление

Задание 1. Определите, о каком понятии идет речь.

1.1 Это понятие означает: Улучшение условий человеческой жизни. Преобладание позитивных изменений над негативными. Восхождение человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации. _____________
1.2 Авторитет, влияние, могущество, господство – терминологический ряд, характеризующий различные проявления ____________ в обществе.
1.3 ________________ преступление, впервые отраженное в новом Уголовном кодексе РФ. Оно выражается в массовом уничтожении растительного мира, отравлении атмосферы или водных ресурсов.
1.4 Полная независимость государства от других государств – это _______________
1.5 Три составляющих понятия собственность – это __________________


Ответ: Прогресс, власть, экоцид, суверенитет; (владение, распоряжение, пользование)

Задание 2. Определите, какие слова характерны для монархии, а какие – для республики.

Ответ: Монархия: 237 Республика 1456

Задание 3. Что является лишним в ряду? Попробуйте объяснить свой выбор.

3.1 Племя, нация, народность, род, этноцентризм.
3.2 Конфронтация, соперничество, конкуренция, компромисс.

Ответ: Этноцентризм – идеология, в основе которой лежит приоритет нации, народа, уверенность в правоте своей культуры. Остальное – есть последовательное понятия, говорящие о процессе формирования наций.
Компромисс — связан с достижением согласия противоположных взглядов, мнений. Остальное – это понятия отражающие дух противоборства.

Задание 4. Прочитайте текст и ответьте на следующие задания.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

1.2 На чем, по мнению авторов, основывается разделение властей? Для чего оно необходимо?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) основание разделения властей, например: естественное разделение функций законотворчества, государственного управления, правосудия и др.;
2) необходимость принципа разделения властей, например: необходимо достижение такого баланса властей, при котором исключено сосредоточение всех властных полномочий в руках одного должностного лица или органа власти и невозможен произвол этого должностного лица или органа власти.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

1.3 Как авторы текста определяют отношение государств с тоталитарным или авторитарным политическим режимом к разделению властей? Приведите объяснение подобного отношения.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) отношение государств с тоталитарным или авторитарным режимом к разделению властей: в них, как правило, принцип разделения властей не признаётся или же разделение властей в них существует лишь формально;
2) объяснение, например: тоталитарный режим предполагает сосредоточение власти в руках одной политической партии, авторитарный режим – в руках одного политика; обе ситуации противоречат идее разделения властей.

1.4 Используя содержание текста, назовите высшие органы государственной власти в России. Укажите, к какой ветви власти они относятся. Определите роль Президента РФ в системе разделения властей.

В правильном ответе должны быть указаны следующие органы власти, государственные должности и ветви власти:
1) Президент РФ – является главой государства, обеспечивает эффективное взаимодействие государственных органов, представляющих все ветви власти;
2) Федеральное Собрание РФ – законодательная власть;
3) Правительство РФ – исполнительная власть;
4) суды РФ (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и др. федеральные суды) – судебная власть.

1.6 Существует мнение, что в федеративном государстве разделение полномочий между центральными и местными органами власти и управления имеет большое значение.
Приведите два аргумента (объяснения) в защиту этого мнения.
Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):
1) субъекты федеративного государства сохраняют определенную политическую самостоятельность, поэтому разделение властей должно учитывать как их интересы, так и необходимость поддержания единства государства;
2) субъекты федеративного государства часто выделяются по национальному признаку, поэтому важно, чтобы интересы конкретных этносов полноценно учитывались при проведении внутренней политики.

в) экономически независимые граждане, обладающие личной свободой, охраняемые государственным правом, активно участвующие в жизни общества и воздействующие на государство с помощью созданных ими структур

г) политическая организация общества, основанная на верховенстве закона и принципе разделения властей

д) противостояние социальной или политической группы официальному курсу, стремление бороться за власть или влияние на неё

8. Отметьте утверждения, с которыми вы согласны или не согласны, поставив соответственно знак "+ " или " —" :

одним из признаков гражданского общества является наличие государственного аппарата

в условиях демократического государства ни одна социальная общность, обладающая политической властью, не может выступать в качестве официального представителя общества

концепция разделения властей впервые была закреплена в Конституции США 1787 г.

На современном этапе монархия сохранила в основном традиционные, формальные черты

Для демократического режима свойственна милитаризация общественной жизни

Главным показателем демократичности государства является высокая степень участия граждан в политической жизни

Массовые политические партии стали возникать только в начале XX века.

В условиях правового государства политическая оппозиция является дестабилизирующим фактором политической жизни

Референдум – особый тип всенародного голосования по важнейшему вопросу государственной жизни

В основе мажоритарной системы выборов лежит принцип большинства

І вариант:

- парламентская республика

1 г, 2 а, 3 д, 4 б, 5 в

- "+" 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10

- 1 в, 2 а, 3г, 4б, 5д


Полный текст материала Контрольная работа по обществознанию для 11 класса по теме "Политика" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

0 Спам

0 Спам

Данный тест хорошо составлен, но по уровню проверки он скорее подходит для 9 класса, для 11 - тесты нужны сложнее с включением заданий типа С, а не только А и В. По программе Боголюбова при наличии 2 часов в неделю в планировании предусматривается достаточное количество часов повторения, поэтому проверку по такому важному блоку как "Политика" можно сделать на весь урок.

0 Спам

Татьяна, спасибо большое за тесты. Я бы, пожалуй, к теме "Политика" добавила бы тесты на понятие "Формы государства: формы правления, формы устройства, типы политико-правовых режимов", т.к. обычно у учеников по этим вопросам в голове "каша". И явно не хватает задания на различение подсистем политической системы. Еще раз спасибо за работу.

0 Спам

Материал хороший, тесты на разные умения. Как проверка на уроке по политической сфере прекрасно сработает.

0 Спам

Да, для отработки части А ЕГЭ задания подойдут, но в 11 классе, я думаю, надо включать задания гораздо сложнее, что - то типа группы С. На простые тесты, где требуется только один ответ из нескольких, ребята уже наловчились отвечать (у всех на телефонах интернет).

0 Спам

0 Спам

0 Спам

0 Спам

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом.

Примечание к оцениванию заданий части 2

Правильно выполненные задания В1 и В4 оцениваются 1 баллом, В2 и ВЗ оцениваются следующим образом: 2 балла - нет ошибок; 1 балл -допущена одна ошибка; 0 баллов - допущены две и более ошибок.

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол.

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них существует лишь формально.

Современное понимание принципа разделения властей дополнено необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Статья 10 Конституции РФ закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Согласно статье 11 Конституции РФ, государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды.

(По материалом свободной Интернет-энциклопедии)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смыс ловы е фрагменты:

сущность принципа разделения властей;

политические режимы и разделение властей;

дополнение к современному пониманию разделения властей;

разделение властей по Конституции РФ.

С1. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным.

Верно выделено более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

Не выделены основные фрагменты текста, ИЛИ названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента, ИЛИ ответ неверный.

С2. На чем, по мнению авторов, основывается разделение властей? Для чего оно необходимо?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

осно вание разделения властей, например: естественное разделение функций законотворчества, государственного управления, правосудия и др.;

необ ходи мость принципа разделения властей, например: необходимо достижение такого баланса властей, при котором исключено сосредоточение всех властных полномочий в руках одного должностного лица или органа власти и невозможен произвол этого должностного лица или органа власти.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу
формулировках.

Указано основание и необходимость.

Указано основание, ИЛИ указана необходимость.

Приведены рассуждения общего характера, не

соответствующие требованию задания, ИЛИ ответ неверный.

С3. Как авторы текста определяют отношение государств с тоталитарным или авторитарным политическим режимом к разделению властей? Приведите объяснение подобного отношения.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

отношени е государств с тоталитарным или авторитарным режимом к разделению властей: в них, как правило, принцип разделения властей не признаётся или же разделение властей в них существует лишь формально;

объяснение, например: тоталитарный режим предполагает сосредоточение власти в руках одной политической партии, авторитарный режим - в руках одного политика; обе ситуации противоречат идее разделения властей.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу
формулировках.

Указано отношение, приведено объяснение.

Указано отношение. ИЛИ приведено объяснение.

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания, ИЛИ ответ неверный

Максимальный балл 1

С4. Используя содержание текста, назовите высшие органы государственной власти в России. Укажите, к какой ветви власти они относятся. Определите роль Президента РФ в системе разделения властей.

В правильном ответе должны быть указаны следующие органы власти, государственные должности и ветви власти:

1) Президент РФ - является главой государства, обеспечивает
эффективное взаимодействие государственных органов, представляющих все ветви власти;

Федеральное Собрание РФ - законодательная власть;

Правительство РФ - исполнительная власть;

суды РФ (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и др. федеральные суды) - судебная власть.

Указаны органы власти, во всех трех случаях верно определены соответствующие ветви власти, определена роль Президента РФ.

Указаны органы власти, в двух случаях верно определены соответствующие ветви власти, определена роль Президента РФ, или указаны органы власти, в трех случаях верно опреде­лены соответствующие ветви власти, роль не определена.

Указаны органы власти, в одном случае верно определена соответствующая ветвь власти и (или) определена роль Президента РФ, или указаны органы власти, в двух случаях верно определены соответствующие ветви власти, роль не определена.

Указаны (выписаны из текста) только субъекты государственной власти, ИЛИ приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания, ИЛИ ответ неверный.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Дан верный ответ на вопрос, приведен фрагмент текста.

Дан верный ответ на вопрос, ИЛИ приведен фрагмент текста.

Максимальный балл - 2

С6. Существует мнение, что в федеративном государстве разделение полномочий между центральными и местными органами власти и управления имеет большое значение. Приведите два аргумента (объяснения) в защиту этого мнения.

Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):

субъекты федеративного государства сохраняют определенную политическую самостоятельность, поэтому разделение властей должно учитывать как их интересы, так и необходимость поддержания единства государства;

субъекты федеративного государства часто выделяются по национальному признаку, поэтому важно, чтобы интересы конкретных этносов полноценно учитывались при проведении внутренней политики.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Содержание критерия Баллы

Приведены два аргумента (объяснения). 2

Приведен один аргумент (объяснение). 1

Приведены рассуждения общего характера, не 0
соответствующие требованию задания, ИЛИ ответ неверный.

Максимальный балл 2!

Похожие документы:

Тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе

. задания. Задания. 1. Расскажите о происхождении одного из слов (на выбор): биография, напёрсток (1 вариант) и биология, впечатление (2 вариант . 836, задание учителя). В ответе по заданию упражнения . процессе обсуждения задания упражнения 905 понять, что .

Методические указания и контрольные задания для студентов всех форм обучения технических направлений Издание второе исправленное

. работа содержит десять вариантов, в каждом варианте – восемь задач. Выбор своего варианта производится студентом . освещении светом в заданном интервале. Ширина дифракционной решетки 3 см. Ответ дать в нанометрах . Рутений Rh 45 102,905 Родий Pd 46 106, .

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования

. , то старшая единица теряется. Ответ получается 1012. Правило умножения двоичных . . Остаток 760,00р. 840,00р. 905,00р. 2 505,00р. 4. При . в текстовом редакторе. Варианты заданий домашней контрольной работы по информатике Выбор задач для контрольной .

Учебник стр. 84-85 читать

. 27.02.2015 1в Задание на выбор: 1. Сфотографировать кормушку . № 897 № 903 №905 №906 алгебра Куликова Н.В. . Агроклиматические ресурсы Удмуртии. Ответить на вопрос: . № 2: Кислородсодержащие органические соединения Вариант 1 1. Определите классы соединений .

Курс состоит из двух частей вводного и систематического; названия частей вводного курса соответствуют названиям основных разделов науки о языке

. не даёт удовлетворительного ответа, этот ответ формулирует задавший этот . 2) на выбор: упр. 903, или 904, или 905. Объясним . выбор). Задание 9. Перечислите непостоянные морфологические признаки глаголов погостили (1 вариант) и улетели (2 вариант). .

телефон нейтральное герб

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Читайте также: