Помогающие и доверительные отношения как условия обеспечения атмосферы психологической безопасности

Обновлено: 17.06.2024

Значимость тех или иных факторов в значительной степени определяется теоретическими взглядами исследователей. Существует большое число эффективных влияний, действие которых, однако, зачастую настолько незаметно, что им не придают значения. Вместе с тем вряд ли возможно однозначно определить, насколько в действительности эффект обусловлен психотерапевтическими или же неспецифическими элементами. Именно неспецифические или общие факторы психотерапии сейчас являются предметом особого интереса исследователей.

Развитие чувства безопасности и уверенности в себе происходит в процессе удовлетворения разного рода потребностей. Д. Коттлер замечает, что в действительности большинство психотерапевтов уделяют значительное внимание тому, чтобы создать на сессии безопасную и удобную атмосферу, в которой клиент мог бы без опаски пробовать новые способы функционирования. Ощущение безопасности отношений дает клиенту возможность для начала понять враждебную окрашенность и агрессивную направленность неких составляющих собственного поведения; затем он начинает понимать, почему и зачем его психика избегала осознания этих фрагментов его поведения. Создавая атмосферу безопасности и эмоциональной поддержки в общении с больным, психотерапевт стимулирует появление у него механизма идентификации, способствующего снижению неуверенности, повышению самооценки посредством неосознаваемого заимствования у врача сил, оптимизма и способности к преодолению трудностей. Чувство безопасности в отношениях с консультантом, полное отсутствие каких-либо угроз, позволяет клиенту быть откровенным и честным даже в выражении собственных противоречий и очень сильно отличает такое самоисследование клиента от привычного ему, общения и повседневных бесед. Невроз налагает на индивида искажения в его смысле ценностей, которые в свою очередь подрывают его чувство безопасности, унижают его самооценку, и делают обычные повседневные дела жизни бессодержательными и бессмысленными. Чувство безопасности и определенности позволяет клиенту получить опыт того, что такое терапия. Профессиональный психотерапевт может создать атмосферу, в которой пациент будет чувствовать себя в безопасности, принятым и понятным.

1. Способность понимать чувства клиента.

Содержательно эта способность связана с эмпатией или эмпатическим пониманием. Одним из самых важных ресурсов психотерапии, является особое внимание к чувствам и эмоциям клиента. Эмпатия – это понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Эмпатия психотерапевта зависит от доступности и богатства его собственного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая пациента, на одну эмоциональную волну с ним. Эмпатия подразумевает, что консультант должен понимать чужие чувства, но не подразумевает того, что он обязан жить ими.

2. Способность к эмпатическому слушанию.

Наиболее фундаментальным умением психотерапевта является продуктивное слушание. Простая возможность высказаться может подействовать освобождающе и облегчающе, если вместе с этим уменьшаются страхи, напряжение, негативные переживания. Облегчение может наступить при наличии любого слушателя, будь то хороший друг или признанный авторитет. Психотерапевт может при помощи определенных техник научиться стимулировать этот процесс в пациенте.

3. Способность осознавать свои чувства (конгруэнтность,

аутентичность, подлинность).

Со стороны терапевта взаимоотношения строятся с учетом собственных спонтанных ответных чувств и ассоциаций. Способность оставаться в контакте со своими собственными чувствами обозначается как конгруэнтность. Конгруэнтность, или подлинность, психотерапевта означает необходимость правильной символизации психотерапевтом его собственного опыта.

4. Способность конструктивно выражать эмоции (вербализация)

К компетенции психотерапевта относится способность правильно тематизировать эмпатически или иным способом полученную информацию об этих процессах и предоставлять ее в распоряжение пациента. Этот процесс называется вербализацией. Вербализация определяется как точное словесное описание психотерапевтического понимания эмоционального содержания переживания пациента. Передаваемое должным образом эмпатическое понимание уважает автономию пациента и не включает в себя выражение симпатии, поддержки или утешения.

5. Способность ориентироваться на будущее решение проблемы, видеть шанс.

Эта способность содержательно связана с надеждой. Вселение и укрепление надежды – краеугольный камень любой психотерапии. Опытные специалисты также считают важнейшей задачей психотерапевта вселять в пациента надежду на получение помощи и давать ему возможность ощутить реальные успехи, поддерживая тем самым эту надежду. Надежда нужна не только для того, чтобы удержать пациента в терапии и таким образом дать возможность подействовать другим терапевтическим факторам, вера в лечение и сама по себе может давать терапевтический эффект.

6. Способность видеть ресурсы клиента (вера, концепция человека).

Содержательно, эта способность связана с верой, образом или концепцией человека используемой психотерапевтом. Вера терапевта в возможность клиента разобраться в своей внутренней феноменологии и есть не что иное, как явление того же порядка, что и предположение исследователя, некая его научная гипотеза. Пациент получит пользу от психотерапии, если у него будет достаточно веры в психотерапевта. В том случае, если психотерапевт сам испытывает сомнения в эффективности его терапевтической системы, эта неуверенность и зарождающийся пессимизм могут погасить веру пациента. Э Фромм утверждал, что в сфере человеческих отношений вера – необходимое условие всякой настоящей дружбы и любви.

7. Способность предоставлять свободу реагирования клиенту.

8. Способность уделять время клиенту.

Многими исследователями психотерапии подчеркивается значимость фактора времени в психотерапевтическом процессе. Время в данном контексте означает то, что нужно дать время клиенту для его развития. У каждого человека есть свой темп жизни и соответственно свой темп перемен. Игнорирование этого темпа может вызвать повышение тревожности, ощущение не заинтересованности, безнадежности и незащищенности.

9. Способность оставаться терпеливым к проявлениям клиента.

Содержательно эта способность связана с терпением, терпимостью или толерантностью. Чтобы принимать человека таким, каков он есть со всеми своими способностями, требуется немалое терпение. Бойко В.В. характеризует эту способность как коммуникативную толерантность (терпимость, переносимость, снисходительность). К наиболее распространенным недостаткам терапевтической техники относится неуважение к определенным границам толерантности пациента, границам индивидуальной терпимости к страху, стыду, вине, близости и дистанции.

Терпение равноценно по своему значению способности ждать, довольствоваться частичными успехами и предоставлять воздействию времени созревание других способностей.

Читайте также: