Что выше по юридической силе конвенция или декларация

Обновлено: 02.07.2024

Соглашение и декларация, хотя некоторые люди путают эти два слова как одно и то же, это два разных слова, значения которых явно различаются. Обращая внимание на мировую арену, при изучении международн

Содержание:

  • Конвенция против декларации
  • Что такое конвенция?
  • Что такое декларация?
  • В чем разница между Конвенцией и Декларацией?
  • Определения конвенции и декларации:
  • Характеристики конвенции и декларации:
  • Правовой характер:
  • Показатели ООН:

Конвенция против декларации

Что такое конвенция?

Условие можно понимать как соглашение между странами действовать определенным образом. Глядя на международную арену, можно привести множество примеров конвенций из Организации Объединенных Наций. Когда Генеральная Ассамблея ООН принимает конкретную конвенцию, государства, ратифицировавшие соглашение, должны действовать в соответствии с этой конвенцией. Если государства пойдут против конвенции, ООН имеет четкое право действовать. Вот несколько примеров некоторых известных соглашений.

  • Конвенция о правах детей
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
  • Женевская конвенция

Возьмем Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В соответствии с этой конвенцией, принятой в 1981 году, государствам-членам предлагается принимать меры по предотвращению дискриминации женщин, а также создавать для них лучшие возможности для достижения равенства.

В социологии конвенция или социальная конвенция относится к неписаным обычаям определенной группы людей в обществе. Это стандарты поведения, которые люди считают приемлемыми. Если люди идут против социальных условностей, они часто отчуждаются от большинства.

Что такое декларация?

Декларацию можно понимать как документ, в котором государства согласились действовать определенным образом. Однако ключевое различие между декларацией и конвенцией состоит в том, что в отличие от конвенции, имеющей юридическую силу, декларация не имеет. Вот несколько примеров объявлений.

Декларация ООН о правах коренных народов

Всеобщая декларация прав человека

Хотя декларации играют важную роль на международной арене, некоторые страны нарушают стандарты поведения; особенно в случае прав коренных народов.

В чем разница между Конвенцией и Декларацией?

Определения конвенции и декларации:

Соглашение: Конвенцию можно понимать как соглашение между странами действовать определенным образом.

Декларация: Декларацию можно понимать как документ, устанавливающий соответствующие стандарты.

Характеристики конвенции и декларации:

Правовой характер:

Соглашение: Конвенция имеет юридическую силу.

Декларация: Декларация не имеет юридической силы.

Показатели ООН:

Соглашение: В случае нарушения ООН может принять меры против государств-членов, если это конвенция.

Декларация: В случае нарушения ООН не может предпринимать действия против государств-членов, если это декларация.

Изображения любезно предоставлены:

  1. Генеральная Ассамблея ООН, Патрик Грубан (CC BY-SA 2.0)
  2. Элеонора Рузвельт с английской версией Всеобщей декларации прав человека Организации Объединенных Наций через Wikicommons (общественное достояние)
  • Категория
  • Разница Слово

Основные принципы Декларации по правам ребенка и их применение в России

Права каждого несовершеннолетнего записаны как в законодательствах разных стран, так и в официальных международных документах. Основными документами являются Конвенция и Декларация по правам ребенка. Также эти законы в странах не должны идти вразрез с международными.

История принятия Декларации и ее определение

Международная Декларация по правам детей — это официальный документ, принятый международным сообществом, в котором прописаны обязанности взрослого перед ребенком.

Первый вариант Декларации приняли в 1924 году. Она состояла из пяти основных пунктов и предусматривала обеспечение защиты детей от проституции, торговли и рабства. Для ООН это было серьезное продвижение в преобразовании международных законов. Но все же несовершеннолетние нуждались в большей защите. Позднее в Декларацию были внесены некоторые доработки и изменения.

Отредактированная Декларация стала действовать с 1959 года. В новой версии основных пунктов, которые защищали права детей, стало больше, они затрагивали уже многие другие направления. Также была прописана и мера ответственности за нарушения.

Декларация и Конвенция по правам ребенка: отличия

Конвенция — это юридически-образующий документ, а Декларация таковым не является.

Декларация предусматривает одинаковые для всех несовершеннолетних права при воспитании, образовании, обеспечении, физическом и духовном развитии, при этом неважно, какая раса у ребенка, на каком языке он говорит, какую религию исповедует и т. д.

Все, что записано в данной декларации, несет призыв к родителям, правительствам, общественным организациям, чтобы те соблюдали и признавали права детей, а так же оказывали содействие в их реализации.

Конвенция определяет волю несовершеннолетних на получение образования, на проведение отдыха и досуга, на пользование другими услугами государств, входящих в ООН и подписавших этот документ. Данная Конвенция — это первый и основной международно-правовой документ, определяющий права несовершеннолетних. Конвенцию подписали все страны, входящие в ООН, кроме США и Сомали.

Основные принципы

Декларация по правам несовершеннолетних содержит в себе десять основных принципов:

  1. У всех несовершеннолетних должно быть равноправие независимо от любых обстоятельств, например: пол, раса, вероисповедание и др. Такое равенство должно быть поддержано и защищено законодательствами всех стран.
  2. Все дети имеют право на моральное и физическое саморазвитие. Никто не вправе стеснять их достоинство.
  3. Дети вправе получать гражданство той страны, в которой они родились, и имя, данное родителями. Родители или опекуны должны принять меры к оформлению и получению документов на родившегося ребенка.
  4. Все дети начиная с самого рождения имеют право на медицинские и социальные услуги. В медицинские услуги также входит и контроль за психическим состоянием ребенка.
  5. Неполноценному в физическом или психическом плане ребенку, неважно, рожден он таким или стал при жизни, должна оказываться как психологическая, так и материальная помощь.
  6. Ребенок должен быть окружен любовью и заботой родителей независимо от своего гражданства. А также забота должна проявляться и со стороны государства, в котором проживает несовершеннолетний.
  7. У детей есть право развиваться и обучаться. По этой причине любое правительство должно обеспечить их вероятностью приобрести безвозмездное получение образования. Со стороны родителей требуется организация обучения.
  8. Ребенок на первом месте. Оказание помощи несовершеннолетнему при любой ситуации в приоритете.
  9. Право несовершеннолетних на неприкосновенность со стороны старших. Дети должны быть защищены от жестокости в различных ее проявлениях. Воспитательный процесс должен проходить методами убеждений и пояснений.
  10. У каждого ребенка должно быть право на мирную жизнь. Детям не должно прививаться чувство неприязни к другим расам или людям другой социальной группы. Все должно основываться на гуманности и взаимопонимании к окружающим людям.

Нарушение основных принципов прав ребенка

Чаще всего нарушения происходят внутри семьи. Многие родители при воспитании ругают детей, применяют физические меры, причем не только скрытно, но и на виду у людей.

Это может быть для кого-то нормой в воспитательном процессе, но на самом деле такие действия — это нарушение закона и прав ребенка. Такие наказания, которые выглядят не только как физическая мера воздействия, но и как моральное подавление, могут применяться воспитателями в детских дошкольных учреждениях и учителями в школах в целях воспитания.

От таких методов ребенок страдает и должен получать защиту со стороны закона.

Как применяются принципы Декларации в России

Права детей прописаны в российском законодательстве и защищаются. Независимо от национальности ребенка, его вероисповедания, социального статуса и т. д., он имеет право на следующее:

  • жизнь;
  • гражданство РФ;
  • фамилию, имя и отчество;
  • семью и родственные узы;
  • воспитание;
  • защиту своих прав;
  • защиту неприкосновенности;
  • образование;
  • бесплатное медицинское обслуживание;
  • отдых и развлечения;
  • разного рода имущество;
  • выражение личного мнения;
  • вероисповедание;
  • неприкосновенность собственности, тайну переписки и телефонных разговоров;
  • поддержку от государства, если несовершеннолетний осиротел или его родителей лишили родительских прав;
  • достойные условия жизни.

За нарушение прав несовершеннолетних в России предусмотрены наказания от административного до уголовного в зависимости от тяжести нарушения.

Права ребенка применимы не только в семейных отношениях, но и в обществе. Создаются телефоны доверия, куда можно обратиться в случае нарушения прав детей.

В чем разница между конвенцией и декларацией?

Декларация всегда носит общий характер, а положения конвенции обязательны для исполнения. Юридическая сила. Декларация — руководство к действию, а конвенция — международный закон, обладающий приоритетом перед национальным правом.

В чем заключается сходства и различия между декларацией и конвенцией?

В чём заключаются сходства и различия между: правами человека и правами гражданина; декларацией и конвенцией? Сходства: … Декларация — руководство к действию, рекомендации, которые не имеют обязательной силы. А конвенция — международный документ, обязательный для выполнения для всех стран, подписавших его.

Чем отличается пакт от Конвенции?

Пакт — это одно из названий международных договоров, имеющих большое политическое значение. Декларация — это название нормативного правового акта, целью которого является подчеркивание его особого значения, для судеб соответствующего государства.

Что означает понятие международные конвенции?

Какие конвенции?

Среди наиболее известных конвенций — Женевские конвенции по международному гуманитарному праву, Конвенция о статусе беженцев, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о правах ребёнка, Венская конвенция о дипломатических сношениях, Венская конвенция о праве международных договоров …

В чем заключается разница между правами человека и правами гражданина?

В чем заключается различие между правами человека и гражданина?

в чем отличие прав человека от прав гражданина Права человека распространяются на всех людей без исключения, например право на жизнь, а права гражданина только на граждан той или иной страны, например право на голосование. Лица без гражданства не будут иметь прав гражданина.

Что выше декларация и Конвенция?

Декларация всегда носит общий характер, а положения конвенции обязательны для исполнения. … Декларация — руководство к действию, а конвенция — международный закон, обладающий приоритетом перед национальным правом. Уровень. Декларации могут быть национальными, а конвенции всегда носят международный характер.

Что выше конвенция или закон?

Какие существуют международные конвенции?

  • Варшавская конвенция 1929 года
  • Венская конвенция о дипломатических сношениях
  • Венская конвенция о дорожном движении
  • Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах
  • Венская конвенция о праве международных договоров
  • Всемирная конвенция об авторском праве
  • Всемирная почтовая конвенция

Для чего нужны международные конвенции?

Международные конвенции являются важным элементом международной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма и совместно с рекомендациями ФАТФ создают комплексные международные стандарты в сфере ПОД/ФТ.

В чем состоит признание международного договора недействительным?

Основаниями абсолютной недействительности могут быть: обманные действия другого государства; подкуп представителя государства; принуждение представителя государства; принуждение государства в результате угрозы силой или ее применения в нарушение принципов Устава ООН.

Какие нормы регулируют порядок заключения международных договоров?

Что Такоеконвенция?

КОНВЕ’НЦИЯ, и, ж. [латин. conventio — соглашение] (дипл.). Договор, соглашение между государствами по какому-н.

Кто утверждает международные конвенции?

Настоящая Конвенция открыта для подписания всеми государствами — членами Организации Объединенных Наций. 2. Настоящая Конвенция подлежит ратификации всеми государствами-членами Организации Объединенных Наций.

Какой международный правовой документ называют Великой хартией вольности для детей?

Различие между конвенцией и Декларацией 1959г о правах ребенка?

BrAunik Профи (588), закрыт

Дополнен 12 лет назад

Ол957 Мыслитель (9902) 12 лет назад

Декларация прав ребенка провозглашает равные права детей в области воспитания, образования, обеспечения, физического и духовного развития независимо от расы, цвета кожи, родного языка, религиозных, политических или др. убеждений, национальной принадлежности, общественного происхождения, имущества, рождения и др. Декларация призывает родителей, общественные организации, правительства признать права детей и всемерно содействовать претворению их в жизнь.

Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.

Пользователь удален Просветленный (23262) 12 лет назад

Декларация — (что следует из названия) своего рода протокол о намерениях и силы закона не имеет. А конвенция — межправительственное соглашение. Оно не только имеет силу закона, но и (в случае если страна его ратифицировала) доминирует над национальнм законодательством.

Вроде так в общем виде.

ЭЛЬКА Профи (839) 1 год назад

Сходства: Право на лечение, отдых, учебу

Различия: Ребенок не имеет право голосовать, работать, и получать табак, пиво, водку и т. п.

Декларация прав ребенка провозглашает равные права детей в области воспитания, образования, обеспечения, физического и духовного развития независимо от расы, цвета кожи, родного языка, религиозных, политических или др. убеждений, национальной принадлежности, общественного происхождения, имущества, рождения и др. Декларация призывает родителей, общественные организации, правительства признать права детей и всемерно содействовать претворению их в жизнь.

Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.

Декларация — (что следует из названия) своего рода протокол о намерениях и силы закона не имеет. А конвенция — межправительственное соглашение. Оно не только имеет силу закона, но и (в случае если страна его ратифицировала) доминирует над национальнм законодательством.

a girl smiling

Конвенция о Правах Ребенка является международным договором, в котором признаются права детей, которые определены как лица в возрасте до 18 лет. Конвенция постановляет что, государства-участники должны обеспечивать специальными меры защиты и помощь, доступ к таким услугам, как образование и здравоохранение, условия для развития личности, способностей и талантов в полной мере, среду счастья, любви и понимания, информирмацию и участие в достижении своих прав доступным и активным способом для каждого ребенка, без дискриминации и исключений.

Как было решено, что следует включить в Конвенцию о Правах Ребенка?

Стандарты Конвенции о Правах Ребенка обсуждались правительствами, неправительственными организациями, правозащитниками, юристами, специалистами здравоохранения, социальными работниками, работниками образования, экспертами по развитию детей и религиозными лидерами со всего мира, более 10 лет. Результатом является согласованный документ, который учитывает важность традиций и культурных ценностей для защиты и гармоничного развития ребенка. Он отражает основные правовые системы мира и признает конкретные потребности развивающихся стран.

Как Конвенция о Правах Ребенка защищает права детей?
Как Конвенция о Правах Ребенка определяет ребенка?
Каковы руководящие принципы Конвенции?

Руководящими принципами Конвенции являются: недискриминация; наилучшие интересы ребенка как первостепенное значение во всех действиях, касающихся детей; неотъемлемое право ребенка на жизнь и обязанность государств-участников обеспечивать в максимально возможной степени выживание и развитие ребенка; и право ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, касающимся ребенка, при этом этим взглядам уделяется должное внимание.

Каково видение ребенка в Конвенции о Правах Ребенка?

Конвенция предоставляет универсальный набор стандартов, которых должны придерживаться все страны. Это отражает новое видение детства. Дети не являются собственностью их родителей и не являются беспомощными объектами благотворительности. Они люди и являются объектом своих собственных прав. Конвенция предлагает видение ребенка как отдельного человека, члена семьи и сообщества с правами и обязанностями, соответствующими его или ее возрасту и стадии развития. Признание прав ребенка таким образом твердо ставит акцент на целом ребенке.

Чем отличается Конвенция о Правах Ребенка?

Конвенция:

  • Является наиболее широко ратифицированным договором в области прав человека в истории - она действует практически во всех странах мира, обеспечивая тем самым общую этическую и правовую основу для реализации прав детей.
  • Впервые была принята как официальное обязательство обеспечить реализацию прав ребенка и следить за прогрессом в положении детей.
  • Указывает на то, что права детей больше не могут восприниматься как вариант, как вопрос об одолжении или доброте по отношению к детям или как выражение благотворительности. Права детей порождают обязанности и ответственность, которые мы все должны соблюдать и уважать.
  • Была признана негосударственными организациями.
  • Является справочным материалом для многих организаций, работающих с детьми и для детей, включая НПО и организации системы ООН.
  • Подтверждает, что все права одинаково важны и необходимы для полного развития ребенка и что каждый ребенок важен.
  • Вновь подтверждает понятие ответственности государства за реализацию прав человека и связанные с этим ценности прозрачности и общественного контроля.
  • Продвигает международную систему солидарности, направленную на реализацию прав детей. Странам-донорам предлагается оказывать помощь в тех областях, где были выявлены конкретные потребности; страны-получатели также должны направлять зарубежную помощь в целях развития.
  • Подчеркивает роль общества, общин и семей в поощрении и защите прав детей.
Сколько стран ратифицировали Конвенцию о Правах Ребенка?

Конвенция о Правах Ребенка является наиболее быстро ратифицированным договором о правах человека в истории. Конвенцию ратифицировали больше, чем любой другой договор в области прав человека за всю историю - 196 стран стали государствами-участниками Конвенции по состоянию на октябрь 2015 года. Только Соединенные Штаты Америки не ратифицировали Конвенцию. Подписав Конвенцию, Соединенные Штаты заявили о своем намерении ратифицировать, но еще не сделали этого.

Как международное сообщество контролирует и поддерживает прогресс в осуществлении Конвенции?

Комитет по правам ребенка, выборный орган независимых экспертов, который следит за осуществлением Конвенции, требует того, чтобы правительства, ратифицировавшие Конвенцию, представляли регулярные доклады о состоянии прав детей в своих странах. Комитет рассматривает эти доклады и дает рекомендации государствам. При необходимости Комитет призывает международную помощь от других правительств и техническую помощь от таких организаций, как ЮНИСЕФ.

Какие шаги побуждают правительства предпринять Конвенцию о Правах Ребенка и Комитет по правам ребенка?

В своих обзорах страновых докладов Комитет настоятельно призывает правительства всех уровней использовать Конвенцию в качестве руководства при разработке и осуществлении политики, в том числе: имея национальный план для детей, следя за тем, какая часть бюджета расходуется на детей, проводя регулярные оценки воздействия во всех государственных ведомствах с использованием надежных данных о жизни детей и наличия независимого омбудсмена по делам детей.

В каких областях Конвенция о правах ребенка была наиболее эффективной?

За 30 лет, прошедших после принятия Конвенции, жизнь миллионов детей улучшилась за счет постепенного осуществления прав и выполнения обязательств, закрепленных в Конвенции и трех ее Факультативных протоколах. Конвенция вдохновила изменения во всех частях света, включая:

  • Включение принципов прав ребенка в законодательство
  • Создание межведомственных и междисциплинарных органов по вопросам прав ребенка.
  • Разработку национальных программ для детей
  • Содействие уполномоченным по правам детей или уполномоченным по правам детей
  • Реструктуризацию бюджетных ассигнований на реализацию прав детей
  • Вмешательства, направленные на выживание и развитие ребенка
  • Устранение дискриминации и других препятствий на пути реализации прав ребенка, включая социально-экономическое неравенство среди детей
  • Создание возможностей для детей выражать свои взгляды и быть услышанными
  • Расширение партнерских отношений для детей
  • Оценку воздействия мер на детей.
Как ЮНИСЕФ использует Конвенцию о Правах Ребенка?

ЮНИСЕФ является единственной организацией, специально названной в Конвенции о Правах Ребенка в качестве источника экспертной помощи и совета. Конвенция предоставляет ЮНИСЕФ указания относительно областей, которые должны быть оценены и рассмотрены, и является инструментом для измерения прогресса, достигнутого в этих областях. Помимо сохранения акцента на выживании и развитии детей, ЮНИСЕФ должен учитывать положение всех детей, анализировать экономическую и социальную среду, развивать партнерские отношения для усиления ответных мер (включая участие самих детей), поддерживать вмешательства на основе -дискриминация и действия в наилучших интересах ребенка.

Согласно принципу субсидиарности, являющемуся одним из основных принципов деятельности Европейского Суда по правам человека, защита прав и свобод человека, предусмотренных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколами к ней (далее - Конвенция и Протоколы к ней), возлагается прежде всего на органы государства, в том числе на суды.

В целях обеспечения единообразного применения судами общей юрисдикции Конвенции и ратифицированных Российской Федерацией Протоколов к ней Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 9 и 14 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. Конвенция и Протоколы к ней являются международными договорами Российской Федерации, и при их применении судам общей юрисдикции (далее - суды) необходимо учитывать разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", а также в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации".

2. Как следует из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" (далее - Федеральный закон о ратификации), правовые позиции Европейского Суда по правам человека (далее - Европейский Суд, Суд), которые содержатся в окончательных постановлениях Суда, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов.

С целью эффективной защиты прав и свобод человека судами учитываются правовые позиции Европейского Суда, изложенные в ставших окончательными постановлениях, которые приняты в отношении других государств - участников Конвенции. При этом правовая позиция учитывается судом, если обстоятельства рассматриваемого им дела являются аналогичными обстоятельствам, ставшим предметом анализа и выводов Европейского Суда.

3. Правовые позиции Европейского Суда учитываются при применении законодательства Российской Федерации. В частности, содержание прав и свобод, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должно определяться с учетом содержания аналогичных прав и свобод, раскрываемого Европейским Судом при применении Конвенции и Протоколов к ней.

Обратить внимание судов на то, что законодательство Российской Федерации может предусматривать более высокий уровень защиты прав и свобод человека в сравнении со стандартами, гарантируемыми Конвенцией и Протоколами к ней в толковании Суда. В таких случаях судам, руководствуясь статьей 53 Конвенции, необходимо применять положения, содержащиеся в законодательстве Российской Федерации.

4. Во избежание нарушения прав и свобод человека, в том числе необоснованного их ограничения, правовые позиции Европейского Суда учитываются при применении не только Конвенции и Протоколов к ней, но и иных международных договоров Российской Федерации (подпункт "с" пункта 3 статьи 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года (далее - Венская конвенция).

5. Как следует из положений Конвенции и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда, под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод. Например, исходя из практики Европейского Суда использование изображения гражданина без его согласия представляет собой ограничение соответствующих прав, гарантируемых Конвенцией.

При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).

Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.

Некоторые права и свободы человека, гарантируемые Конвенцией и Протоколами к ней, не могут быть ограничены ни при каких условиях (право не подвергаться пыткам и др.).

6. Основания для ограничения прав и свобод человека могут предусматриваться не только федеральным законом, но и международным договором Российской Федерации (выдача лица иностранному государству для осуществления уголовного преследования во исполнение соответствующего международного договора и др.).

7. Целью Конвенции и Протоколов к ней являются эффективное признание и защита нарушенных прав и свобод человека, поэтому положения этих международных договоров Российской Федерации не могут служить основанием для их ограничения.

8. Судам при рассмотрении дел всегда следует обосновывать необходимость ограничения прав и свобод человека исходя из установленных фактических обстоятельств. Обратить внимание судов на то, что ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.

Например, удовлетворение судом ходатайства должника об отсрочке исполнения судебного постановления по гражданскому делу на непродолжительный период времени не всегда свидетельствует о нарушении права взыскателя на исполнение судебного постановления в разумный срок, гарантируемого пунктом 1 статьи 6 Конвенции.

Ограничение процессуальных прав, например удаление лица из зала судебного заседания, допускается после того, как этому лицу разъяснены правовые последствия такого ограничения (пункт 1 статьи 6 Конвенции в толковании Европейского Суда).

Установленные судом обстоятельства, свидетельствующие о необходимости ограничения прав и свобод человека, подлежат отражению в судебных актах.

9. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями статей 1, 34 Конвенции в толковании Европейского Суда с целью восстановления нарушенных прав и свобод человека суду необходимо установить наличие факта нарушения этих прав и свобод, отразив указанное обстоятельство в судебном акте. Причиненные таким нарушением материальный ущерб и (или) моральный вред подлежат возмещению в установленном законом порядке.

При определении размера денежной компенсации морального вреда суды могут принимать во внимание размер справедливой компенсации в части взыскания морального вреда, присуждаемой Европейским Судом за аналогичное нарушение.

Обратить внимание судов на то, что отмена (изменение) судебного акта, при вынесении которого было допущено нарушение положений Конвенции или Протоколов к ней, исходя из обстоятельств дела, сама по себе может являться достаточной для восстановления нарушенных прав и свобод и без денежной компенсации морального вреда. Например, отмена решения суда, принятого по результатам судебного разбирательства, которое было проведено в закрытом судебном заседании в нарушение положений статьи 10 ГПК РФ или статьи 241 УПК РФ, и рассмотрение дела судом апелляционной инстанции в открытом судебном заседании будут свидетельствовать о восстановлении права стороны на публичное судебное разбирательство.

10. Согласно положениям части 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Вместе с тем лицо вправе отказаться от реализации своих прав и свобод, в том числе прав, носящих процессуальный характер. При этом такой отказ должен быть всегда явно выраженным, добровольным и не должен противоречить законодательству Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.

Волеизъявление лица, связанное с отказом от реализации своих прав и свобод, может быть отражено в его письменном заявлении, протоколе, иных документах, имеющихся в материалах дела и явно свидетельствующих о таком отказе.

Как следует из положений пункта 2 части 1 статьи 389 12 УПК РФ и пункта 1 статьи 6 Конвенции в толковании Европейского Суда, суд апелляционной инстанции не вправе рассматривать уголовное дело без участия лица, осужденного к лишению свободы, если только указанное лицо явно не выразит свое желание не присутствовать при рассмотрении апелляционной жалобы (представления).

О наличии волеизъявления лица, связанного с отказом от реализации своих прав и свобод, может свидетельствовать бездействие такого лица, если это предусмотрено законом (например, в случае, указанном в абзаце восьмом статьи 222 ГПК РФ).

11. Обратить внимание судов на то, что решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, в том числе дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, государственного или муниципального служащего, должны соответствовать не только законодательству Российской Федерации, но и общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, включая Конвенцию и Протоколы к ней в толковании Европейского Суда (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 1 и часть 4 статьи 11 ГПК РФ, часть 3 статьи 1 УПК РФ, часть 2 статьи 1.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). Например, доказательства по делу являются недопустимыми как в случае их получения в нарушение положений процессуального законодательства Российской Федерации, так и в случае их получения с нарушением Конвенции или Протоколов к ней в толковании Европейского Суда.

12. Положения Конвенции и Протоколов к ней в силу пункта 1 статьи 31 Венской конвенции подлежат системному толкованию. Поэтому необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства не может оправдывать ограничение иных прав, предусмотренных в статье 6 Конвенции (например, права на процессуальное равенство сторон в судебном процессе; права обвиняемого задать вопрос показывающему против него свидетелю). Поэтому суд не должен под предлогом соблюдения разумных сроков судопроизводства отказывать в исследовании доказательств, необходимых для полного и объективного разрешения дела, а также для обеспечения процессуального равенства сторон.

13. В силу статьи 1 Конвенции в толковании Европейского Суда государство в лице своих органов обязано совершать действия, необходимые для эффективной защиты прав и свобод лиц, находящихся под его юрисдикцией. Например, если при рассмотрении дела об установлении отцовства будет выявлена недостаточная ясность или неполнота генетической экспертизы, то для эффективной защиты прав ребенка суду следует в соответствии со статьей 87 ГПК РФ назначить дополнительную экспертизу.

Согласно положениям подпункта "с" пункта 3 статьи 6 Конвенции в толковании Европейского Суда обвиняемый имеет право эффективно защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника. Судам первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции необходимо исчерпывающим образом разъяснять содержание этого права, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивать его реализацию.

14. Положения пункта 4 статьи 5 Конвенции в толковании Европейского Суда предусматривают право лица на безотлагательное рассмотрение судом вопроса о правомерности его заключения под стражу и на незамедлительное освобождение, если заключение под стражу признано судом незаконным и необоснованным. В связи с этим судам после поступления жалобы и (или) представления на постановление об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу (о продлении срока содержания под стражей) необходимо незамедлительно направлять соответствующие материалы для апелляционного рассмотрения. Судам апелляционной инстанции надлежит рассматривать указанные жалобу и (или) представление не позднее срока, определенного в части 11 статьи 108 УПК РФ.

15. Принцип презумпции невиновности, предусмотренный положениями части 1 статьи 49 Конституции Российской Федерации, статьи 14 УПК РФ, пункта 2 статьи 6 Конвенции, является одним из аспектов справедливого судебного разбирательства по уголовному делу. Поэтому в судебном акте не должны использоваться формулировки, из содержания которых следовало бы, что то или иное лицо совершило преступление, тогда как в отношении указанного лица отсутствует вступивший в законную силу обвинительный приговор или постановление о прекращении уголовного дела по нереабилитирующему основанию.

16. Исходя из положений пункта 1 статьи 6 Конвенции в толковании Европейского Суда лишенное свободы лицо вправе участвовать в судебном разбирательстве по гражданскому делу.

17. В соответствии с положениями статьи 46 Конвенции, истолкованными с учетом Рекомендации Комитета министров Совета Европы N R (2000) 2 от 19 января 2000 года "По пересмотру дел и возобновлению производства по делу на внутригосударственном уровне в связи с решениями Европейского Суда по правам человека" (далее - Рекомендация о пересмотре), основанием для пересмотра судебного акта ввиду новых обстоятельств является не всякое установленное Европейским Судом нарушение Российской Федерацией положений Конвенции или Протоколов к ней.

В связи с этим разъяснить судам, что судебный акт подлежит пересмотру в том случае, если заявитель продолжает испытывать неблагоприятные последствия такого акта (например, если лицо продолжает находиться под стражей в нарушение положений Конвенции) и выплаченная заявителю справедливая компенсация, присужденная Европейским Судом во исполнение статьи 41 Конвенции, либо иные средства, не связанные с пересмотром, не обеспечивают восстановление нарушенных прав и свобод.

Одновременно установленное Европейским Судом нарушение позволяет прийти хотя бы к одному из следующих выводов:

о том, что решение суда противоречит Конвенции по существу (например, постановление об административном выдворении лица за пределы Российской Федерации, принято, как установлено Европейским Судом, в нарушение статьи 8 Конвенции);

о том, что допущенное нарушение Конвенции или Протоколов к ней, носящее процессуальный характер, ставит под сомнение результаты рассмотрения дела (например, отказ суда в удовлетворении ходатайства о вызове в судебное заседание свидетеля, показания которого могли иметь решающее значение для дела (статья 6 Конвенции).

При рассмотрении судом вопроса о необходимости пересмотра судебного акта учитывается причинно-следственная связь между установленным Европейским Судом нарушением Конвенции или Протоколов к ней и неблагоприятными последствиями, которые продолжает испытывать заявитель.

18. Согласно положениям части 1 и пункта 4 части 4 статьи 392 ГПК РФ в связи с установленным Европейским Судом нарушением положений Конвенции или Протоколов к ней могут быть пересмотрены как решение суда, так и иные судебные постановления.

19. Срок для обращения лица в суд с целью пересмотра вступившего в законную силу судебного акта в связи с установленным Европейским Судом нарушением Конвенции или Протоколов к ней следует исчислять со дня, следующего за днем, когда постановление Европейского Суда стало окончательным согласно положениям статей 28, 42 и 44 Конвенции.

Пропущенный по уважительной причине предусмотренный статьей 394 ГПК РФ трехмесячный срок для подачи заявления о пересмотре подлежит восстановлению (например, вследствие несвоевременного получения заявителем или его представителем текста постановления Европейского Суда).

20. Из положений статьи 1 Федерального закона о ратификации, истолкованных с учетом статьи 46 Конвенции, следует, что при пересмотре судебного акта, в связи с принятием которого заявитель обратился в Европейский Суд, суду необходимо учитывать правовые позиции Европейского Суда, изложенные в соответствующем постановлении, и установленные Судом нарушения Конвенции или Протоколов к ней.

21. В случае установления Европейским Судом нарушения процессуальных прав лиц, как участвовавших в деле, так и не привлеченных к участию в деле, однако подлежавших привлечению, суд при пересмотре судебного акта, устранив, если это возможно исходя из обстоятельств дела, нарушения Конвенции или Протоколов к ней, может вынести аналогичный ранее принятому судебный акт (статья 46 Конвенции, истолкованная с учетом Рекомендации о пересмотре).

22. Если решение суда было исполнено на момент, когда стало окончательным постановление Европейского Суда, в котором установлено, что при принятии этого решения были нарушены положения Конвенции или Протоколов к ней, то отмена такого решения по новому обстоятельству в связи с указанным постановлением Европейского Суда превалирует над принципом правовой определенности (статья 46 Конвенции, истолкованная с учетом Рекомендации о пересмотре). В случае отмены решения суда, приведенного в исполнение, и принятия после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения производится поворот исполнения решения суда, за исключением случаев, указанных в статье 445 ГПК РФ.

23. При обращении заявителя с иском о возмещении вреда в связи с установленным Европейским Судом нарушением положений Конвенции или Протоколов к ней судам необходимо учитывать основания присужденной ему справедливой компенсации во исполнение статьи 41 Конвенции. Например, не может быть удовлетворен иск заявителя о денежной компенсации морального вреда, причиненного в результате бесчеловечного обращения, противоречащего положениям статьи 3 Конвенции и имевшего место в определенный период, если Европейским Судом по этим же основаниям уже была присуждена компенсация указанного вреда.

Вместе с тем не допускается отказ в удовлетворении иска заявителя о денежной компенсации морального вреда исключительно в связи с тем обстоятельством, что Европейским Судом не было присуждено заявителю возмещение такого вреда, если только Суд не счел, что факт установленного им нарушения Конвенции или Протоколов к ней сам по себе является достаточным для компенсации морального вреда.

24. Европейский Суд при рассмотрении дел не устанавливает виновность конкретных лиц в совершении действий (бездействии), противоречащих Конвенции или Протоколам к ней. В связи с этим при рассмотрении регрессных требований на основании пункта З 1 статьи 1081 ГК РФ суду необходимо установить наличие вины соответствующих лиц, если только законом не предусматривается возмещение вреда при отсутствии вины (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).

Соотношение юридической силы решений Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда РФ, в том числе вопрос о том, в какой степени акты Европейского суда могут изменить российское законодательство, является предметом полемики не один год. Предлагаем объективно и юридически обоснованно рассмотреть данную проблему.

Человек как высшая ценность

В статье 2 Конституции РФ в качестве важнейшей основы конституционного строя нашей страны установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. К сожалению, в современном российском обществе и государстве эта конституционная норма забыта и остается преимущественно на бумаге. Примером тому могут служить нарушения прав человека, вмешательство государства в частную жизнь людей, произвольные аресты, сфабрикованные уголовные дела и милицейский беспредел…

Данная норма получает свое развитие и в нормах ст. 15 Конституции РФ, также относящейся к основам конституционного строя, посвященной основам правовой системы России. Эта статья заслуживает того, чтобы быть воспроизведенной полностью:

«1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Кроме того, в органической взаимосвязи с данными нормами находятся весьма принципиальные положения ст. 17 и 18 Конституции РФ, открывающие главу 2, посвященную правам и свободам человека и гражданина. Так, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч. 1 ст. 17); основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17); осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Из приведенных правовых норм следует:

— Во-первых, главенство для общества и государства человека как высшей ценности, его прав и свобод, как гарантированных, так и не гарантированных Конституцией РФ (в этом отношении права и свободы человека и гражданина признаются Конституцией РФ в качестве естественных, то есть первичных, и по отношению к самой Конституции).

— Во-вторых, права и свободы человека и гражданина гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

К сожалению, Римская конвенция не гарантирует всех прав человека, предус­мотренных универсальными международными договорами, в том числе не гарантирует важнейшие социаль­но-экономи­ческие и культурные права. Но это в любом случае не умаляет ее ценности, в особенности учитывая, что в отличие от универсальных международных договоров только Римская конвенция обладает эффективным международно-правовым механизмом защиты гарантированных ею прав в лице Европейского суда по правам человека и установленной процедуры рассмотрения индивидуальных жа­лоб граждан против государств – участников Конвенции этим судом.

— В-третьих, Конституция РФ определяет, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Аналогичные нормы содержатся и в отраслевом законодательстве.

Таким образом, Конституция РФ отдает однозначный приоритет международному договору по отношению к национальному законодательству. Если нормы национального законодательства противоречат Римской конвенции, применяться должна она, а не нормы национального законодательства.

Верховный Суд ЗА

В соответствии с п. 1 ст. 46 Римской конвенции Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять окончательные постановления Европейского суда по делам, в которых они являются сторонами, поэтому решения Европейского суда имеют безусловный приоритет над национальным законодательством Российской Федерации.

Следовательно, практика Европейского суда (the case-law of the European Court) должна иметь определяющее значение при толковании на национальном уровне положений Конвенции. И при наличии коллизий между Конвенцией в толковании, даваемом ей Европейским судом, и национальным законодательством последнее слово должно оставаться за Конвенцией, а не за национальным законодательством.

Надо отметить, что такого толкования придерживается и Верховный Суд РФ в п. 10, 11 Постановления Пленума от 10.10.2003 № 5, и пересматривать данную правовую позицию, по нашему мнению, нет никаких оснований.

Так что же имеет приоритет: российская Конституция как основной закон нашего государства или Конвенция?!

На наш взгляд, такая постановка вопроса совершенно некорректна. Как видно из анализа конституционных норм, права человека, несомненно, первичны. Конституция же устанавливает основные законы государства только для того, чтобы обеспечить признание человека в нашем обществе, его прав и свобод в качестве высшей ценности, подчинить всю государственную деятельность – законодательную, исполнительную и судебную высшей цели обеспечения реализации этого основополагающего, краеугольного принципа нашего общества и государства. И не более чем только для этого (ст. 2, 18 Конституции РФ).

Следовательно, Конституция не может умалять или отменять права человека независимо от того, предусмотрены они ею непосредственно или не предусмотрены. При этом она отдает приоритет в правовом регулировании прав и свобод человека и гражданина общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17 Конституции РФ).

Римская конвенция и практика ее применения Европейским судом поэтому не противоречит и не может противоречить Конституции РФ по определению. Значит, нельзя согласиться и с позицией о приоритете Конституции РФ над Римской конвенцией, как нельзя согласиться с теорией о приоритете произвольного государственного ус­мотрения перед правами человека, которая, хотя и не провозглашается формально ни в правовой доктрине, ни в законодательстве, ни в каких-либо руководящих разъяснениях по правоприменению, но, к сожалению, все более и более воплощается в реальной практике.

Вместе с тем является ли этот вопрос основанием для того, чтобы поднимать такой сыр-бор в отношении решений Европейского суда?! Мне кажется, что нет, тем более что позиция КС РФ в данном вопросе далеко не безупречна. И учитывая, что весь цивилизованный мир, а не только практика Европейского суда признает равенство прав мужчины и женщины, и с точки зрения современной цивилизации решение КС РФ и впрямь, как нам кажется, основано на гендерном предрассудке. Далее В. Зорькин критикует решение Европейского суда, признавшего, что запреты так называемых гей-парадов в России нарушают ст. 11 Конвенции.

Но главное беспокойство Зорькина вызывает принятая к рассмотрению Европейского суда жалоба представителей оппозиции на нарушение права на свободные выборы (ст. 3 Протокола № 1 к Конвенции) в связи с выборами в Государственную Думу в 2003 году. Видимо, в этом и состоит весь смысл опасений В. Зорькина.

Европейский суд и КС РФ – пересекаются, но не совпадают

Что же касается формально-юридической стороны соотношения решений Европейского суда и КС РФ, то нужно признать обоснованной следующую позицию.

Предметом рассмотрения в Европейском суде являются вопросы о нарушении положений Конвенции национальными властями государствами – участни­ками Конвенции, предметом рассмотрения в КС РФ – соответствие Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, над которыми она главенствует.

Следовательно, хотя предметы рассмотрения в Европейском суде и в КС РФ иногда могут пересекаться, но никогда юридически не совпадают между собой.

При этом, поскольку Конституция РФ исходит из приоритета человека, его прав и свобод над остальными социальными ценностями, в том числе над самою собой, а также устанавливает приоритет норм международного права в области прав человека над конституционными положениями, решение Европейского суда, устанавливающее, что те или иные действия публичных властей России, в том числе путем издания соответствующего законодательства, нарушают права человека, предусмотренные Конвенцией, несмотря на то что КС РФ признал, что соответствующее законодательство России не нарушает аналогичных прав согласно Конституции РФ, обязательно для России и должно исполняться как требующее соблюдения обязательных для России положений Конвенции.

Данное решение не может рассматриваться как противоречащее российской Конституции, так как принято по вопросу соблюдения прав человека согласно Конвенции, а не Конституции, в то же время решение КС РФ принято именно по последнему вопросу.

Следовательно, между этими решениями нет никаких коллизий: нормы законодательства России, признанные КС РФ соответствующими Конституции России, противоречат Конвенции, как это установлено Европейским судом, что не отменяет их формально-установленного КС РФ соответствия Конституции, но не допускает возможности их действия ввиду противоречия обязательным для России нормам международного права, содержащимся в Конвенции.

Поскольку данное решение Европейского суда расширяет границы и уровень защиты прав человека по сравнению с решением КС РФ, то есть национальной власти, и направлено тем самым в интересах человека в целях поддержания его статуса как высшей социальной ценности, оно должно неукоснительно исполняться в силу ст. 2, 17, 18 Конституции РФ.

По духу и букве закона

По нашему мнению, выход России из Европейской конвенции будет по духу и букве противоречить Конституции РФ.

Во-первых, как мы рассмотрели выше, Римская конвенция никак не противоречит российской Конституции и не угрожает национальному суверенитету России. Наоборот, она и установленный ею механизм междуна­родно-правовой защиты прав человека способствуют реализации важнейших принципов российского государства и права, закрепленных в нашей Конституции, в частности в ст. 2, 17 и 18 (о которых, к сожалению, очень часто забывают российские власти, призванные в первую очередь следовать этим статьям и выполнять их).

Во-вторых, такой акт Российской Федерации будет фактически являться отказом от гарантирования и соблюдения прав человека, предусмотренных Римской конвенцией и протоколами к ней, в том числе и тех прав, которые закреплены в Конституции и других международных договорах России, а также в общепризнанных нормах и принципах международного права, что несомненно будет грубым нарушением ст. 2, 17, 18 и других Конституции РФ и попранием основ ее конституционного строя.

Единственным условием, которое оправдывало бы в том числе с точки зрения норм нашей Конституции денонсацию Римской конвенции, было бы то, что если бы практика Европейского суда умаляла, а не расширяла границы прав и свобод человека по сравнению с Конституцией РФ, российским законодательством и правоприменительной практикой.

Однако пока мы видим, что практика Европейского суда расширяет эти границы, утверждает права и свободы человека в России, защищает российских граждан и дает им большую свободу, нежели готовы дать российские власти, то есть целиком и полностью соответствует главным принципам, закрепленным в нашей Конституции.

Читайте также: