Что включает в себя противодействие коррупции через образование и воспитание

Обновлено: 02.07.2024

Участники: учащиеся 9-11 классов, родители, учителя.

Оформление: цитаты, рисунки по теме, статистические данные, данные анкетирования.

Ход занятия

В день Международного Дня коррупции предметом нашего обсуждения является коррупция, ее причины, проявления, последствия и противодействие ей. Коррупция является сложным многоаспектным явлением. Несмотря на очевидную противозаконность, коррупция - это не просто преступление, это антисоциальное явление подобное безработице, наркомании, проституции. Она влияет не только на искажение межличностных отношений отдельных граждан, но и ведет к разрушению общества в целом. Наличие коррупции в той или иной сфере общественной жизни, является признаком ее системного кризиса.

Что же такое коррупция?

Учитель: Исторические корни коррупции восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов. Предлагаю продолжить исторический экскурс в коррупцию.

Однако начиная с конца XVIII на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданые содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. В частности, согласно Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки является одним из двух явным образом упомянутых преступлений, за которые Президенту США может быть объявлен импичмент. Общество начало оказывать всё больше влияние на качество работы государственного аппарата. По мере усиления политических партий и государственного регулирования, растущую озабоченность стали вызывать эпизоды сговора политической элиты и крупного бизнеса. Тем не менее, объективно уровень коррупции в развитых странах на протяжении XIX—XX веков значительно уменьшился по сравнению с остальным миром.

Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей преобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями.

Учитель: А как вы считаете, каковы причины коррупции? (Ответы записываются на доске, с краткими комментариями учителя.)

  • Низкий уровень заработной платы.
  • Двусмысленные законы. Консервативность закона.
  • Незнание или непонимание законов населением.
  • Нестабильная политическая ситуация в стране.
  • Профессиональная некомпетентность бюрократии.
  • Отсутствие единства в системе исполнительной власти.
  • Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.
  • Невозможность всеохватывающего контроля.
  • Зависимость граждан от чиновников.

Какие, по-вашему мнению, основные причины коррупции в образовании? (Ответы участников фиксируются на доске с комментариями учителя).

Сегодня система коррупции в образовании берется под усиленный государственный контроль. По данным МВД за 2008 года в России основные проявления коррупции следующие:

Учитель: В школе был проведен социальный опрос среди учителей, учащихся и родителей: Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3. По мнению учителей и родителей города наиболее сильно подвержены коррупции.

Среди мер по предупреждению коррупции в сфере образования, наиболее часто звучали следующие:

  1. Ужесточение наказания за взяточничество.
  2. Повышение зарплаты работникам образования.
  3. Улучшение финансирование школ.
  4. Переход школ на финансово-хозяйственную самостоятельность.
  5. При внедрении системы отраслевой оплаты труда необходимы четкие критерии для дифференцированной оплаты. Должна быть оплата за результат. В основе должен лежать результат отдельного ученика по отношению к самому себе, его индивидуальная динамика. Для адекватной оценки результатов должны быть выработаны новые стандарты с четкими измерителями.
  6. Повсеместное функционирование горячей линии для оповещения о фактах дачи взяток.
  7. ЕГЭ как средство борьбы с коррупцией в сфере частного репетиторства.
  8. Разработать четкую систему норм и правил, определяющих ответственность каждого участника процесса распределения и использования средств.
  9. Повысить квалификацию сотрудников администрации и представителей заинтересованных общественных организаций, включая ассоциации родителей, учителей.
  10. Расшить доступ к информации для усиления общественного контроля.

Ученик:

Молодость! Возьми с собой в дорогу
Самую заветную мечту.
За людей душевную тревогу,
Сердца жар и мыслей красоту,
Мудрость чувства,
Стойкость в бурях жизни,
Мужество во всем и до конца.
Верность другу,
Преданность Отчизне,
Имя гражданина и борца.

Учитель:

Вывод: Коррупция это негативное явление. Она подрывает устои общества, создает угрозы развитию, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику, нравственность общества. От нас с вами зависит – в каком государстве мы будем жить: честном или коррумпированном.

Противодействие коррупции в сфере образования

Предлагаем Вам ознакомиться со статьей, раскрывающей основные моменты противодействия коррупции в сфере образования.

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Кроме того, в указанном Федеральном законе определено понятие противодействия коррупции как деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Основными принципами противодействия коррупции являются:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Правовую основу противодействия коррупции составляют:

1) федеральные нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов;

2) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации: в частности, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27 января 1999 г.), Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (заключена в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г.);

3) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

4) муниципальные правовые акты.

Среди основных нормативных правовых актов федерального уровня следует назвать:

– Национальный план противодействия коррупции на 2014–2015 гг. и др.

2. Ответственность за совершение коррупционных правонарушений

1) уголовная ответственность (установлена Уголовным кодексом Российской Федерации): мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159), присвоение или растрата (ч. 3 ст. 160), злоупотребление полномочиями (ст. 201), получение взятки (ст. 290), злоупотребление полномочиями (ст. 285), нецелевое использование и хищение бюджетных средств (ст. 285.1), совмещение государственной и муниципальной службы с учредительством и замещением должностей в коммерческих организациях (ст. 288), превышение должностных полномочий (ст. 286) и др.

2) административная ответственность (установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях): мелкое хищение (ст. 7.27), нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15.14), незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) (ст. 19.29), нарушение права на образование и и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций (ст. 5.57), нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса (ст. 19.30) и др.

3) гражданско-правовая ответственность: так, устанавливается запрет на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (ст. 575 Гражданского кодекса РФ); в сделка может быть признана недействительной, если будет установлено, что она заключена вследствие коррупционного правонарушения, в этом случае будут применяться нормы ст. 168–170 Гражданского кодекса Российской Федерации (о недействительности сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности; не соответствующих закону или иным нормативным правовым актам; недействительности мнимых и притворных сделок).

4) дисциплинарная ответственность.

В п. 1 ст. 290 УК РФ “Получение взятки” говорится о получении должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Максимальное наказание за совершение деяния, предусмотренного п. 1 ст. 290 УК РФ, – лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Если же взятка получена должностным лицом за незаконные действия (бездействие), то наказание может быть назначено от 3 до 7 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. В случае получения взятки лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления его ожидает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Наличие отягчающих обстоятельств, например получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; неоднократно; с вымогательством взятки; в крупном размере, превышающем 500 установленных законодательно минимальных размеров оплаты труда, влечет лишение свободы на срок от 7 до 12 лет с возможной конфискацией имущества.

Существует два обстоятельство квалифицирующих данное преступление:
1) Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) и неоднократно. Неоднократность будет усматриваться, если взяткодатель передает несколько раз взятку одному и тому же лицу, либо передает взятку нескольким должностным лица за совершение ими разных действий в свою пользу.
2) Дача взятки лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие). Это обстоятельство связано с повышенной ответственностью должностного лица, получившего взятку, за совершение преступных действий. В этом случае взяткодатель будет нести ответственность не только за дачу взятки, но и за подстрекательство должностного лица к совершению преступления. Так же необходимо доказать, что при передаче взятки должностному лицу, взяткодатель осознавал не только, что он дает взятку, но и что он дает взятку должностному лицу за совершение им незаконных действий.

Ст. 291 УК РФ предусматривает следующие виды уголовной ответственности за данное преступление:
Ч.1 ст.291 УК РФ – штраф в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо лишение свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.
Ч.2 ст.291 УК РФ - штраф в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки, либо лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.
Ч.3 ст.291 УК РФ - штраф в размере от тридцатикратной шестидесятикратной суммы взятки, либо лишение свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
Ч.4 ст.291 УК РФ - штраф в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
Ч.5 ст.291 УК РФ - штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки, либо лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Посредничество во взяточничестве регулируется ст. 291.1 УК РФ, за которое предусмотрены иные виды ответственности.

Антикоррупционное воспитание молодежи: проблемы формирования российской модели

Коррупция, как и любой вид криминальных деяний, возникла и будет существовать только в условиях государственно организованного общества. Сегодня коррупция в России — это самая актуальная проблема управления и прямая угроза национальной безопасности государства. В России, конституционно позиционирующей себя правовым государством, коррупция, к сожалению, стала привычным явлением, и что самое тревожное — проявление вполне терпимого отношения к ней в обыденной жизни как к неизбежному и свойственному новым условиям хозяйственной деятельности.

Тем не менее, несмотря на пристальное внимание к столь порочному социальному явлению, коррупция с каждым годом разрастается. Исходя из криминолого-криминалистической характеристики этого деяния, специалисты всех стран мира пытаются выработать эффективные методики и сформировать действенные модели борьбы с коррупцией. Есть вполне успешные примеры борьбы с ней. До мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. Греция являлась самой коррумпированной страной ЕС, обходя по этому показателю только Румынию и Болгарию. Однако с 2012 г. в стране развернулась жестокая борьба с коррупцией. Была создана Генеральная инспекция, напрямую подчиненная парламенту. Разработан и действует комплекс политических, идеологических, правовых и воспитательных мер. В результате на скамье подсудимых оказался и был осужден на 20 лет лишения свободы, например, бывший министр обороны Цохадзапулос!

Кстати, он получал так называемые бонусы от крупного бизнеса за заключение выгодных оружейных контрактов.

Есть сингапурский вариант борьбы с коррупцией. Там установлен высокий уровень зарплаты для госслужащих, но при этом принимаются жесткие меры. Например, были поголовно уволены все сотрудники таможенной службы. Заметим, что по этому же пути пошли в Грузии периода президентства М. Саакашвили, когда изгнанию с государственной службы подвергся весь личный состав действующей системы дорожно-патрульной службы.

Коррупция как негативный социальный феномен, являющийся не только национальной, но и глобальной проблемой современных государств, является подвидом девиантного (отклоняющегося) поведения. Ее нельзя минимизировать лишь силовыми или законодательными методами. Влияние на сознание молодого человека и воспитание в нем нетерпимости к коррупции являются весьма значимыми факторами в борьбе с данным феноменом.

Статистика показывает, что коррупционные модели поведения особенно присущи современной молодежи, которая зачастую выбирает их в качестве приоритетного способа решения возникающих проблем в различных сферах. Ярким примером служит пласт высших учебных заведений, однако практика показывает, что в школе ситуация обстоит не менее удручающе.

Анализируя данную проблему, можно с уверенностью сказать, что такое поведение является отклоняющимся не только от правовых норм, но и от норм нравственности и этики. Ускоренный прогресс указанного подтипа поведения служит причиной социальной аномалии, неправильной социализации молодежи, изначальному недоверию к закону и системе правосудия, падению ее духовного и нравственного развития, укоренению стереотипов незаконного поведения, снижения законопослушности и др. Неслучайно особо пристальное внимание в рамках молодежной политики уделяется феномену коррупции на поведенческом уровне в среде молодежи. Государство четко понимает, что антикоррупционное воспитание общества является решающим фактором повышения эффективности борьбы с коррупцией в России.

Именно антикоррупционное образование и воспитание молодежи, от которых зависит будущее страны, способствуют решению указанной проблемы посредством устранения глубинных причин, связанных с массовым сознанием, правовой и политической культурой.

Антикоррупционное воспитание в рамках образовательных учреждений воздействует на самое главное — чувственные, подсознательные, рациональные и ценностные компоненты массового сознания. Это является весьма важным условием успешности борьбы с коррупционными моделями поведения в молодежной среде.

Следует выделить основные задачи антикоррупционного воспитания молодежи: знакомство студентов с феноменом коррупции (понятием, характеристиками, типами, классификациями, причинами, последствиями, механизмами распространения и т.д.); формирование нетерпимости к проявлениям коррупции; ознакомление с возможностями и механизмами борьбы с коррупцией; воспитание ценностей и установок, необходимых для формирования нетерпимости к коррупции. При этом, на наш взгляд, целесообразно было бы выделить отдельный вид подготовки профессионалов по борьбе с коррупцией, в том числе это мог бы быть специальный курс обучения.

Современная молодежь характеризуется достаточно сильным уровнем деформации правосознания. Зачастую взятка и другие коррупционные практики кажутся чем-то привычным, обыденным и даже нормальным. Именно антикоррупционное воспитание, активно внедряемое в образовательную систему и молодежную политику в настоящее время, будет способствовать формированию личности, которая наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности нашего государства.

Далее, не менее важной проблемой является отсутствие антикоррупционного воспитания в традиционной системе воспитания. В данном аспекте справедливо задают вопрос о том, во сколько лет необходимо начинать антикоррупционное воспитание и конкретно на какую возрастную категорию направлены те или иные разработанные методические рекомендации, а также, что не менее важно, как организовать эту работу? Выделить тему коррупции из контекста жизни в стране в детской аудитории затруднительно. В настоящее время почти отсутствуют специалисты, которые готовы жертвовать свое время на проведение воспитательных бесед с детьми, не хватает и материала, который был бы наработан и готов к применению, адаптирован под нынешнее жесткое общество, в том числе подростковую среду. Не менее важной проблемой является и консервативность педагогической деятельности.

Также следует отметить: одной из проблем в области антикоррупционного воспитания является тот факт, что увеличение числа лекций и бесед по проблемам коррупции способствуют обогащению знаний учащихся о данном явлении, но не отказу от коррупционных действий в будущем, когда у них появится такая возможность. Как мы отмечали выше, опасность состоит еще и в том, что эта программа (при формальном подходе) может превратиться в курс информирования о возможностях коррумпированного поведения. Такую роль, собственно, играет телевидение, тиражируя различные криминальные сериалы, являющиеся по сути систематизированными наглядными пособиями по противоправной деятельности.

Нельзя обойти тот факт, что в нашем обществе сложилось устойчивое мнение о силе закона, коррупции и в целом государстве. Данные социологических исследований показывают, что проблема коррупции прочно укоренилась в общественном сознании и воспринимается уже как естественная составляющая российского общества. Существенную роль в этом вопросе играет роль средств массовой информации, так как каждый день с газетных полос и телеэкранов, гражданам говорится о низкой эффективности работы государственных органов в данном направлении. Исходя из этого, у учащихся, особенно в школах, формируется негативное отношение к мероприятиям, направленным на воспитание правового сознания. Особо примечательно то, что мы с уверенностью, на основе данных ведущих научных школ по психологии, можем утверждать: данное устойчивое мнение передается с психологическими задатками, т.е. ребенок рождается уже подготовленным к реалиям, а реалии плачевны.

В рамках антикоррупционного воспитания нельзя недооценивать роль семьи. Проблема в данном аспекте состоит в том, что родители зачастую недостаточно заинтересованы в подготовке ребенка к взрослой, осознанной жизни. Наоборот, они застольными, бытовыми рассуждениями о состоянии коррупции в России служат негативным элементом в антикоррупционном воспитании общества.

Таким образом, проанализировав проблему борьбы с коррупцией через призму подготовки общества в котором уважают закон, в котором любое отступление от закона общественно порицается, можно сделать вывод о том, что основным ожидаемым результатом антикоррупционного воспитания видится подготовка человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества, и т.д. В работе с учащимися начальных классов необходимо обращать особое внимание на формирование культуры поведения и потребности соблюдения правил. С нашей точки зрения это базовая задача системы антикоррупционного воспитания. Если человек убежден, что должностные лица всегда будут действовать по правилам, то он не будет нарушать правила и предлагать взятки за их нарушения.

Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения. Разработка и реализация комплекса мер по повышению уровня внутренней культуры личности и укреплению морально-этических принципов человека, особенно детей и молодежи; воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, формирование особой, крайне неблагоприятной для коррупционной системы психологической среды в обществе должны быть поставлены в разряд важнейших направлений деятельности школы.

Завершая рассмотрение данной темы, отметим: мы не убежденными в том, что только благодаря работе с молодым поколением и посредством лишь антикоррупционного воспитания можно победить коррупцию. Антикоррупционное воспитание заслуженно занимает свое место в построении правового государства, так как является элементом повышения равно правового сознания общества и его правовой культуры.

Читайте также: