Что включает в себя правосудие

Обновлено: 07.07.2024

Правосудие – это компетентная деятельность уполномоченных государственных органов (судов), заключающаяся в рассмотрении и разрешении гражданских, уголовных, административных, а также арбитражных дел, осуществляемая в специальном процессуальном порядке, предусмотренном законом.

Правосудие должно ассоциироваться у граждан со справедливостью, объективностью, обоснованностью.

Через признаки можно дать обстоятельное определение для такого понятия, как правосудие. Каждый признак отражает важную характеристику правосудия, отличающую ее от иных видов деятельности, в том числе правовой.

К основным признакам правосудия следует отнести:

  • осуществление правосудия специальным государственным органом, а именно - судом. Данный принцип обозначает, что в нашей стране не допускается создание чрезвычайных или иных судилищ, не предусмотренных федеральным законом;
  • особый правовой статус судей, гарантирующий их независимость. Каждый судья неприкосновенен и может быть привлечен к уголовной ответственности только в специальном порядке. Судья имеет хорошие социальные гарантии: высокую заработную плату, длинный отпуск, достойную пенсию;
  • правосудие осуществляется в форме гражданского, конституционного, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства. Иных форм для осуществления правосудия законом не предусмотрено;
  • решения и определения суда носят общеобязательный характер. Данный принцип обозначает, что решения любого суда должны исполняться под угрозой наказания.

Значение правосудия и его признаков

Правосудие касается принятия решений только по кардинальным вопросам в области реализации:

  • социальных;
  • экономических;
  • политических;
  • иных личных прав и свобод граждан и организаций.

Именно за правосудием закреплена функция признания лица виновным в совершении преступления, а также назначения соответствующей меры наказания. Такое же право принадлежит правосудию при определении юридических последствий по гражданским спорам. Правосудие также основной способ разрешения споров в сфере экономической деятельности, между организациями и предпринимателями.

Существование качественного правосудия говорит об общем высоком уровне правосознания и правовой культуры в государстве.

Только стабильно работающая судебная система способна помочь гражданам и организациям в отстаивании ими своих прав и свобод. Судебная власть – это одна из трех ветвей власти, имеющей собственное принципиальное значение для любого гражданского общества.

Акт правосудия (решение по гражданскому делу или приговор по уголовному) обладает признаком общеобязательности. Это значит, что акт правосудия является обязательным для всех органов государственной власти, юридических и физических лиц и должны исполняться на всей территории страны после вступления его в законную силу.

Готовые работы на аналогичную тему

Неисполнение обязанным лицом судебного решения или производство действий по воспрепятствованию исполнению решения может повлечь применение санкций. К примеру, согласно статье 315 УК РФ По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Ст. 313 УК РФ подробнее злостное неисполнение государственным или иным служащим судебного решения или приговора, а также воспрепятствование его исполнению может повлечь наложение штрафа до двух лет или лишения свободы сроком до двух лет.

Правосудие не может быть признано правоохранительной деятельностью, так как отличается от деятельности правоохранительных органов, основная задача которых заключается в раскрытии, расследовании и пресечении преступлений. Задача суда – установить истину, разрешить спор между сторонами обвинения и защиты.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 25 09 2017

Виктория Вячеславовна Быстрова

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.


Ключевые слова: судебная власть, правосудие, судопроизводство, субъекты правосудия, признаки правосудия.

Keywords: judicial power, justice, legal proceedings, subjects of justice, signs of justice.

В юридической литературе давно идет дискуссия относительно форм реализации судебной власти. Выделяют разнообразные формы осуществления судебной власти, например, судебный контроль обоснованности и законности решений и действий органов, которыми осуществляется оперативно-розыскная деятельность, дознание, предварительное следствие, разъяснение действующего законодательства, участие в формировании судейского корпуса и пр. В то же время все сходятся в том мнении, что главной формой реализации судебной власти в государстве является правосудие.

В Большом энциклопедическом словаре дается такое определение правосудия — форма государственной деятельности по рассмотрению и разрешению судом уголовных и гражданских дел [5]. В другом словаре под правосудием предлагается понимать форму государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении в суде дел об уголовных преступлениях и гражданских спорах [14, c.241]. Как видим, принципиально данные понятия не различаются, а правосудие рассматривается исключительно через призму деятельности суда.

В науке имеет место широкое и узкое понимание правосудия.

Самое широкое понимание данного явления представлено, с философской точки зрения, где правосудие определяется как некий ритуал (акт или действие), направленные на приобретение законной силы, как случаи применения права в момент разрешения тех или иных споров. По мнению В. И. Даля, правосудие — это правовой суд, решение по закону совести и правды. [8, c.380].

С. И. Ожегов считает, что правосудие является деятельностью суда [13, c.511]. Д. Н. Ушаков понимает под правосудием деятельность суда, основанную на законе и судебную деятельность органов юстиции [18, c. 764].

Анализ статей 18, 32, 50, 52, 118, 124 Конституции РФ дает основания утверждать, что правосудие является властной деятельностью исключительно суда по разрешению различных споров в порядке конституционного, административного, гражданского или уголовного судопроизводства.

В юридической науке сложено два подхода к пониманию рассматриваемого понятия: институциональный и функциональный. Так, например, под правосудием понимают специфическую деятельность государства или функцию судебной власти, направленную на разрешение различных споров. При этом у правосудия есть ряд признаков, в частности, правосудие осуществляется исключительно от лица государства и только судами [11]. По мнению сторонников функционального подхода, под правосудием следует понимать самостоятельный вид государственной деятельности, осуществляемой судом по отправлению правосудия, по разрешению и рассмотрению юридических дел в процессуальных формах, посредством осуществления правоприменительной деятельности и вынесения решений, обеспеченных государственным принуждением [12, c.5].

По нашему мнению, нет необходимости выделять какое-либо новое понятие правосудия и тем боле эффективного. Тем самым автор признает, что правосудие, как форма или функция суда, о чем, к слову сказать, неоднократно упоминается в тексте Конституции РФ, не может относиться к эффективному правосудию, то есть является неэффективным, что неверно. Суд в своей деятельности придерживается исключительно законодательства, а результат деятельности суда в виде судебного решения, постановления или определения это и есть тот эффект, которого ждут стороны спора.

А. А. Камардина выделяет понятие правосудия исключительно в уголовном судопроизводстве, понимая под ним деятельность государственного органа в лице суда по рассмотрению уголовных дел по существу, назначению наказания, а также по рассмотрению и разрешению споров, которые связаны с исполнением приговоров [10, c.15].

А. Е. Белоусов идет еще дальше в своих рассуждениях о правосудии по уголовным делам и отмечает, что Конституция РФ указывает на полномочия суда по признанию подсудимого виновным или невиновным в совершении преступления и назначению наказания. Принятие решения в отношении конкретного лица о его виновности или невиновности является разрешением дела по существу и, следовательно, относится к правосудию в уголовном судопроизводстве. Далее, автор пишет, что принятие решения суда о мере пресечения, например, в виде заключения под стражу, домашнего ареста, или залога или в отношении производства следственных действий, которыми ограничиваются права и свободы человека, например, обыск, выемка в жилом помещении, запись телефонных разговоров и пр., никак не связано с решением вопроса о том, виновен или нет подсудимый в предъявляемом ему преступлении, ввиду чего такая деятельность не будет являться правосудием [4].

По нашему мнению, любая процессуальная деятельность суда является правосудием. И если разрешение или рассмотрение дела в суде — это непосредственное правосудие, то заключение под стражу или назначение домашнего ареста — это результат такого правосудия, и он является его неотделимой частью. Рассмотрение любого дела в суде всегда нацелено на определенный результат и если такого результата не будет достигнуто, то мы не можем говорить о правосудии.

Также, по нашему мнению, представляется нецелесообразным выделять понятие правосудия исключительно в уголовном судопроизводстве. В противном случае мы можем прийти к тому, что нам будет необходимо выделять понятие правосудия применительно ко всем отраслям права. Правосудие категория единая, нельзя говорить о том, что правосудие существует исключительно в уголовном судопроизводстве, а в гражданском судопроизводстве его нет или оно отличается по своему объему или иному признаку. Представляется, что такой подход еще больше усложнит дискуссию в науке в отношении рассматриваемого понятия.

По нашему мнению, правосудие на современном этапе развития нашего общества становится явлением многогранным. Институт правосудия является, прежде всего, средством разрешения конфликтных ситуаций и, как следствие, выступает в качестве средства или формы снятия социальных противоречий.

В литературе детально разработаны и не вызывают споров основные признаки правосудия, к которым относятся:

‒ правосудие осуществляет специальный орган государственной власти;

‒ правосудие осуществляется исключительно в установленной процессуальной форме;

‒ правосудие завершается принятием особого акта (решения) [7, c.39].

Однако выделены данные признаки исключительно, с точки зрения, что правосудие — это всегда деятельность суда.

В то же время субъекты правосудия не ограничены исключительно органами суда, то есть функции суда никоим образом не могут ограничить правосудие, как сложный институт. К субъектам правосудия следует относить и органы государства, которые в различной степени осуществляют правосудие, в частности, к таким органам следует отнести:

‒ органы предварительного следствия;

‒ органы прокурорского надзора и контроля;

‒ органы исполнения приговоров и решений суда [16, c.214].

Если обратиться к перечисленным выше признакам правосудия, то мы заметим, что и указанные выше субъекты относятся к государственным органам, действуют в строгом соответствии с процессуальным законодательством и результатом их деятельности всегда является принятие особого акта.

В уголовном судопроизводстве не обойтись без участия адвоката. Не может правосудие существовать и без органов исполняющих решение судов, в противном случае такое правосудие будет не полным (незавершенным).

В то же время и в Конституции РФ и, например, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации [2] четко указано, что правосудие осуществляется исключительно судом (судьей). Однако нельзя игнорировать того факта, что и приведенные выше субъекты являются лицами, которые непосредственно способствуют отправлению правосудия и помогают суду установить истину в конкретном деле, без чего не будет окончательного решения суда, как результата правосудия. Такими образом, круг данных лиц, безусловно, должен быть включен в понятия правосудия.

Подобную точку зрения опосредованно поддерживает и И. Г. Казаков, указывая, что на досудебной стадии процесса в уголовном судопроизводстве имеют право принимать участие защитник, прокурор, подозреваемый, обвиняемый, следователь, переводчик, представители подозреваемого или обвиняемого. В разбирательстве, предусмотренном статьями 35–39 УПК РФ, круг субъектов, которые принимают участие в деле намного шире (потрепавший, свидетели и т. д.). Однако функция по отправлению правосудия возложена исключительно на судью. Остальные участники судопроизводства способствуют судье в установлении истины по делу, а именно в отправлении правосудия. Таким лицами могут являться и стороны процесса, например, обвинитель и защитник в уголовном процессе, которые в равноправном, открытом и состязательном судопроизводстве вправе излагать суду обоснованность заявляемых ими требований [9, c.157].

В то же время И. Г. Казаков максимально расширяет круг лиц, способствующих установлению правосудия, включая в него, например, обвиняемого (подозреваемого), что, по нашему мнению, неверно, представляется, что обвиняемый (подозреваемый), прежде всего, заинтересованы в отстаивании своих интересов (своей точки зрения). Не всегда можно говорить о том, что подозреваемый способствует правосудию, главной задачей данного участника процесса является уменьшение возможного срока наказания, подозреваемый (обвиняемый) не всегда дает правдивые показания, в связи с чем он может не способствовать правосудию, а, наоборот, мешать ему.

Таким образом, предлагается следующее понятие правосудия. Правосудие — это форма государственной деятельности суда и субъектов, способствующих правосудию (органы предварительного следствия; органы дознания; органы прокурорского надзора и контроля; органы исполнения приговоров и решений суда), осуществляемая на законодательных началах по определению справедливости в гражданском, административном, уголовном и конституционном судопроизводстве, результатом которой является принятие решений, обеспеченных государственным принуждением.

Основные термины (генерируются автоматически): правосудие, уголовное судопроизводство, судебная власть, деятельность суда, отправление правосудия, государственная деятельность, Конституция РФ, предварительное следствие, Российская Федерация, субъект правосудия.

осуществляемая в установленном законом процессуальном порядке деятельность судов по рассмотрению гражданских, уголовных и арбитражных дел в судебных заседаниях, их законному, обоснованному и справедливому разрешению при строгом соблюдении конституции и законов.

деятельность суда в целях защиты субъективных прав и законных интересов граждан и организаций, Российской Федерации, субъектов РФ, других лиц, осуществляемая от имени государства путем рассмотрения и разрешения гражданских дел.
См. Гражданское дело, Федеральные суды общей юрисдикции.

деятельность государственных органов - судов по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях в установленном законом порядке арбитражных, административных гражданских и уголовных дел. Кроме суда, никакие другие органы правосудие осуществлять не могут. Правосудие осуществляется судами общей юрисдикции, административными, ювенальными, арбитражными и другими судами. Установленный процессуальным законодательством порядок рассмотрения и разрешения арбитражных, административных, гражданских и уголовных дел должен строго соблюдаться. Его нарушение может влечь отмену судебных постановлений.

одна из форм государственной деятельности, состоящей по сути в применении права, т. е. правоприменительная или юрисдикционная деятельность. Это осуществляемая с участием сторон и участников процесса деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях в форме, регламентированной законом. Уголовный закон понимает под правосудием не только указанную деятельность суда, но и деятельность органов, способствующих ему в этомпрокуратуры, предварительного расследования, органов и учреждений, исполняющих вступившие в законную силу приговоры и решения.

форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел - об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и др. Осуществление П. судом осуществляется в установленном законом процессуальном порядке. Согласно ст. 118 и 123 Конституции РФ конституционными принципами П. являются: а) осуществление П. только судом; б) открытое разбирательство дел во всех судах (исключения определяются федеральным законом); в) заочное разбирательство уголовных дел не допускается (исключения устанавливаются федеральным законом); г) судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

деятельность специальных государственных органов - судов по разрешению юридических дел: уголовных, гражданских, трудовых, семейных и т.д., направленная на укрепление законности и правопорядка. С помощью Л. защищаются права и свободы человека, интересы всего общества и государства. П. осуществляется исключительно судом. Создание чрезвычайных судов не допускается. Разбирательство дел во всех судах открытое. Не допускается заочное рассмотрение уголовных дел. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В судопроизводстве возможно участие присяжных заседателей. Уголовное или гражданское дело после вынесения судом соответствующего акта (приговора, решения, определения) признается решенным. Приговоры судов по уголовным и решения по гражданским делам обладают законной силой, становятся обязательными для исполнения. В процессе осуществления П. претворяются в жизнь важнейшие принципы правового регулирования. В соответствии со ст. ст. 118 и 123 Конституции РФ П. в Российской Федерации осуществляется только судом, устанавливается открытое разбирательство дел во всех судах (исключения определяются федеральным законом); заочное разбирательство уголовных дел не допускается (исключения устанавливаются федеральным законом); судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Одним из демократических, гуманистических принципов П. является принцип презумпции невиновности, заключающийся в том, что лицо, привлекаемое к юридической ответственности, считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет установлена судом. Особенно велика роль этого принципа при осуществлении правосудия по уголовным делам. Презумпция невиновности (п. 1 ст. 49 Конституции) - важная гарантия неприкосновенности личности, исключения необоснованного обвинении.

вид государственной деятельности, осуществляемый в установленной законом процессуальной форме путем разрешения уголовных, гражданских и других дел. П. есть непосредственное осуществление судебной власти, это такой вид государственной деятельности, который предназначен для рассмотрения и разрешения в установленном законом порядке различных споров, связанных с действительным или предполагаемым нарушением законодательства, прав и интересов граждан и их объединений. П. - самостоятельная отрасль государственной деятельности, которую осуществляет суд путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в особой установленной законом процессуальной форме гражданских, уголовных и иных дел. Деятельность суда по осуществлению П. направлена на охрану прав и законных интересов физических и юридических лиц, государства. П. характеризуется рядом специфических признаков, отличающих деятельность суда от деятельности иных государственных органов и общественных организаций. Главная особенность П. - его осуществление в судебном порядке. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть (или П.) осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе в Российской Федерации" определяют систему судов, действующих в РФ, что исключает возможность образования государственных и общественных органов, наделенных функцией правосудия. П. осуществляется путем рассмотрения и разрешения судом в судебных заседаниях гражданских дел, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц, государства; рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и принятия установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, или оправдания невиновных и др.
Рассмотрение и разрешение в судебном заседании гражданских, уголовных и иных дел основано на конституционных принципах П., которое осуществляется в строгом соответствии с законодательством. Гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное, а также конституционно-процессуальное и административно-процессуальное законодательство детально регламентирует порядок, процессуальную форму судебного рассмотрения и разрешения решений, которые выносит суд. Процессуальный порядок судебного разбирательства обеспечивает возможность суда через фактическое участие в судебном разбирательстве всех участников процесса установить истину по делу и принять законное и обоснованное решение. Суд при осуществлении П. наделяется правом применения государственного принуждения. Своим решением по гражданскому делу суд обязывает ответчика или истца к исполнению своих обязательств. Определить уголовное наказание виновному также вправе только суд.
(В.Ч.)

основная функция судебной власти, осуществляемая ее органами - судами, судьями, наделяемыми соответствующими полномочиями в порядке, установленном Конституцией РФ и ФКЗ РФ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Сущность П. состоит в рассмотрении отнесенных к компетенции судов правовых конфликтов (экономических споров по вопросам гражданского права, о соответствии законов Конституции РФ), дел об уголовных преступлениях и административных правонарушениях и принятии решений, имеющих общеобязательное значение и подлежащих в необходимых случаях исполнению с применением государственного принуждения.
Конституция РФ устанавливает, что П. в РФ осуществляется только судом (ст. 118). Но П. имеет и ряд других признаков, кроме, признаков органа, его осуществляющего (равно как и понятие судебной деятельности нельзя сводить к функции П.).
Вторым существенным признаком П. является порядок деятельности суда. Процессуальная форма не есть исключительное достояние судопроизводства по уголовным и гражданским делам. Многие авторы справедливо отмечают, что процессуальная форма присуща всей деятельности по применению правовых норм. Ее значение в области положительной (а не только правоохранительной) деятельности органов государства по применению диспозиции правовых норм не менее важно, чем в области юрисдикционной деятельности по применению санкций.
Судебная деятельность облечена в специальную процессуальную форму, которая является наиболее развитой, детально регламентированной системой процедурных правил, определяющих порядок деятельности суда и других участников процесса. Эти правила кодифицированы в кодексах об уголовном и гражданском судопроизводстве.
Судебно-правовая реформа 90-х гг. и Конституция РФ существенно расширили представление о П. как функции судебной власти. Конституция РФ в ст. 118 устанавливает: судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Споры специалистов о том, можно ли ставить знак равенства между судопроизводством и П., на наш взгляд, могут завершиться положительным ответом, если принять во внимание, что все эти виды судопроизводства (включая арбитражные как часть гражданского судопроизводства) осуществляются судом в специальной процессуальной форме, завершаются общеобязательным решением (постановлением, приговором).
Судебная реформа последних лет характеризуется еще одним важным достижением - устранены многочисленные ограничения судебной юрисдикции. "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод" - записано в ст. 46 Конституции РФ. При этом подчеркивается, что в суд могут быть обжалованы "решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц". Такое расширение предмета П. было немыслимо при господстве тоталитарной системы, когда органы П. оттеснялись партийным и советским аппаратом при решении многих правовых конфликтов.

осуществляемая судом правоохранительная деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.
Сущность П., его роль и значение проявляются не только и не столько в том, что оно как ведущее и весьма ответственное направление (функция) правоохранительной деятельности венчается принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам. Ему присущ ряд других специфических признаков. К их числу следует отнести прежде всего то, что по закону этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно по усмотрению каких-либо должностных лиц или органов. И эти способы закон фиксирует вполне определенно. Статья 4 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" от 8 июля 1981 г. однозначно говорит, что правосудие должно осуществляться путем: рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций; рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.
Отличительным признаком П. является и то, что данный вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется Законом. Как было отмечено выше, Закон подчеркивает, что рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел должно происходить в судебных заседаниях. А это значит, что разбирательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приговора возможны лишь при неуклонном соблюдении предписаний гражданского процессуального, арбитражного процессуального или уголовно-процессуального законодательства. Предписания эти регулируют практически все наиболее существенные вопросы, которые могут возникнуть при подготовке и проведении судебного заседания (порядок формирования законного состава суда, круг лиц, которые могут и должны участвовать в заседании, их права и обязанности, последовательность выполнения конкретных действий, правила собирания, фиксации и исследования доказательств и т. п.). Все эти и им подобные процессуальные предписания в конечном счете направлены на установление истины и принятие законного, обоснованного и справедливого решения по существу вопросов, возникших в связи с данным судебным делом.
К отличительным признакам П. относится также то, что оно может осуществляться только особым органом - судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность при этом важно иметь в виду, что органом П. может быть не всякое учреждение, в наименовании которого имеется слово "суд", а только такое, которое специально уполномочено на отправление П. Так, третейские суды, суды чести, Международный коммерческий арбитражный суд, Судебная палата по информационным спорам органами правосудия не являются.(К. Г.)

Признаки правосудия


Признаки правосудия – основные положения, определяющие общую характеристику государственно-правовой действительности страны. При помощи выстроенной системы осуществляются обязанности, соблюдаются правила общежития, происходит отстаивание интересов заинтересованных сторон. Данная ветвь власти выступает неким арбитром в сложных жизненных ситуациях.
Многоканальная бесплатная горячая линия Юридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00

По каким признакам распознаётся правосудие

Книги

В основе существующей системы лежит закон, определяющий развитие общества.

Термин предполагает действие в правовых границах, обладает отличительными признаками:

  • безоговорочное исполнение решений судов всеми гражданами, частными структурами, должностными лицами, осуществляющими какую-либо деятельность на территории Российской Федерации;
  • ответственность за неисполнение судебного акта, возможность применения мер принуждения в отношении недобросовестных лиц. Для этих целей создан институт приставов, имеющих право действовать от имени заявителя;
  • вынесение законных и обоснованных решений уполномоченными структурами на основании заявлений;
  • рассмотрение дела коллегиально или единолично в зависимости от инстанции;
  • отправление правосудия только учреждениями, действующими на территории страны, при равноправии и состязательности сторон;
  • соблюдение законности на основании установленных регламентов и процессуальных норм;
  • осуществление принципов независимости, подчинения только законодательным нормам, неприкосновенности судейского состава;
  • деятельность по рассмотрению дел только соответствующими органами. Наличие мировых, гражданских, административных, арбитражных, уголовных судов, решающие вопросы строго в пределах своей компетентности;
  • строгая иерархия, общая структура в порядке подчинённости. Первая, апелляционная, кассационная, надзорная инстанция;
  • соблюдение норм международного права;
  • разъяснения вышестоящих судов являются существенными при принятии того или иного решения;
  • наличие судебной практики, позволяющей ориентироваться в правовом поле;
  • возможность обращения в Европейский суд по правам человека и принятие выводов Судебной коллегии за основу при пересмотре дела;
  • составление запросов и жалоб в Конституционный суд на проверку законности того или иного правового положения;
  • возможность подачи гражданского иска от потерпевшего в процессе рассмотрения уголовного дела;
  • наличие права суда, исследующего материалы, выйти за рамки исковых требований;
  • отсутствие возможности наказать граждан, участвующих в процессе, за неуважение к судейскому составу;
  • четкая процедура проверки фактических обстоятельств рассматриваемого вопроса;
  • непрерывность процесса;
  • осуществление прокурором функции защиты и обвинения в суде от имени государства и граждан.

Правосудие – понятие, отражающее задачи демократического строя, принципы устройства государственной структуры правоохранительных органов. Предназначение, которого – выявление истины, устранение ошибок, защиты прав участников процесса, путём вынесения актового документа.

Виды деятельности правосудия

рассмотрение и разрешение гражданских дел

Рассмотрев понятие правосудия, нужно подробней изучить его виды деятельности. Правосудие включает в себя следующие виды деятельности:

  • рассмотрение и разрешение гражданских дел;
  • рассмотрение уголовных дел и применение установленных на законодательном уровне наказаний к лицам виновным в совершении преступных деяний или оправдание невиновных.

Помимо судов общей юрисдикции в России работают арбитражные и конституционные суды. Их деятельность тоже связана с выполнением правосудных процессов. Арбитражные судебные органы занимаются рассмотрением и разрешением экономических споров и прочих вопросов, отнесенных к их компетенции. Деятельность Конституционного суда понятием правосудие не охватывается.

Помимо всего вышесказанного к правосудию следует отнести рассмотрение административных дел. Кроме того, согласно действующему законодательству деятельность мировых судий также является правосудием.

Система принципов судопроизводства и уголовного процесса

Принципы существующего строя

Судебная власть осуществляет работу на основании положений, закреплённых действующим законодательством, которые зависят от норм отраслевого права.Уголовное законодательство имеет цель – выяснение возможности применения норм ответственности к тому или иному конкретному случаю в жизни.

  1. Наказание за преступление назначается при соблюдении индивидуальных особенностей совершённого деяния, с учётом личностных характеристик подсудимого.
  2. К ответственности привлекаются лица, независимо от социального, имущественного положения, занимаемой должности.
  3. Наказание назначается за действия или наступившие последствия при наличии доказательной базы, установлении вины.
  4. Мера принуждения, применяемая к совершившему преступление, должна соответствовать характеру и степени опасности.
  5. Невозможность привлечения к ответственности за конкретное деяние более одного раза.
  6. Меры правового характера, применяемые к участнику процесса, не должны причинять физические страдания, унижать человеческое достоинство.
  7. Защита от незаконного преследования.
  8. Достижение определённого возраста лица, привлекаемого к ответственности.
  9. Назначение принудительных мер медицинского характера к лицу, признанного невменяемым.
  10. Наличие состава преступления в соответствии с УПК.
  11. Невозможность наказания вследствие физического принуждения к совершению опасного деяния.
  12. Освобождение от наказания в связи с примирением потерпевшего и подозреваемого.
  13. Амнистирование граждан на основании государственного акта.
  14. Возможность помилования осуждённого на основании решения Президента страны.
  15. Невозможность задержания по подозрению без наличия законных оснований.
  16. Осуществление безопасности в отношении свидетелей и потерпевших.
  17. Осуществление обыска в жилом помещении на основании решения суда.
  18. Установление виновности только приговором.
  19. Осуществление защиты при помощи адвоката. Приглашение для участия в деле специалиста от имени государства, при невозможности оплатить услуги самостоятельно.
  20. Соблюдение территориальной подсудности.
  21. Возможность привлечения эксперта, специалиста, переводчика для установления истины по делу.
  22. Отвод участников процесса.
  23. Наложение ареста на имущество, корреспонденцию.
  24. Невозможность привлечения к ответственности за преступление по делу, основанному на недопустимых доказательствах.
  25. Наличие и погашение судимости.
  26. Замена не отбытой части наказания в виде лишения свободы иным видом.
  27. Применение срока давности за совершённое преступление.
  28. Отсрочка матерям, имеющим малолетних детей.
  29. Возможность реабилитации от незаконного уголовного преследования.
  30. Снижение наказания при заключении соглашения с правоохранительными органами.
  31. Право потерпевшего, обвиняемого на ознакомление с материалами уголовного дела.
  32. Возможность проведения судебного разбирательства в упрощённой форме, без исследования доказательств.

Верное применение положений закона предполагает основное свойство – выяснение истины по конкретному делу.

Правосудие в СССР

Российское правосудие возникло не на пустом месте. Его традиции и подходы коренятся в той самой системе, которая была создана советской властью. Но советское правосудие как таковое начиналось с чистого листа. Большевики полностью уничтожили судебную систему Российской империи вместе с её кадрами.

Первые годы Советской власти

Основатель Советского государства В.И.Ульянов-Ленин писал:

Сталинский период

Конституция СССР 1936 года предусматривала, что правосудие в СССР осуществляется судебными органами, разбирательство дел в судах ведётся открыто, обвиняемому предоставляется право на защиту, а судьи являются независимыми и подчиняются только закону[12]. Эти принципы действительно находили выражение в практике в отношении гражданских и общеуголовных дел[13].

Однако по делам о политических преступлениях нормы правосудия зачастую грубо нарушались. Хотя в рассматриваемый исторический период у СССР было немало реальных врагов [уточнить

]), с середины 1930-х годов получила отчётливое выражение тенденция к выявлению врагов (см. враг народа) и вредителей там, где их в действительности не было: антисоветской агитацией и пропагандой объявлялась любая критика существующих порядков, террористическими актами, диверсиями и вредительством — простая халатность и аварии на производстве, связанные с недостаточным уровнем технической подготовленности работников; агентами иностранных разведок объявлялись люди, которые не имели и не могли иметь к ним отношения[13].

Органы прокуратуры принимали во многих из этих нарушений законности деятельное участие, хотя можно отметить и отдельные случаи обратного, нередко приводившие к применению репрессий уже в отношении самих прокуроров (например, И. А. Акулова)[13].

Генерал армии, Герой Советского Союза, А. В. Горбатов, в конце 1930-х прошедший сталинские лагеря на Колыме, в своих воспоминаниях писал[18]:

Оттепель

Период застоя

Гражданское законодательство

Оно призвано защищать от незаконного посягательства частную жизнь граждан, собственность физических и юридических лиц.

Необходимо перечислить основные моменты, которые закреплены в Гражданском кодексе:

  • осуществление интересов в соответствии с личным волеизъявлением;
  • свобода в определении условий договора, не противоречащих действующему законодательству;
  • возможность ограничения прав отдельных лиц в целях обеспечения их нравственности, здоровья;
  • возмещение убытков стороной, нарушившей право;
  • компенсация ущерба от незаконных действий государственных органов, должностных лиц;
  • правоспособность граждан с момента рождения до смерти. Возможность приобретать в собственность имущество, заниматься коммерцией, совершать сделки, участвовать в процессе наследования, выбирать место жительства;
  • обязанность отвечать по своим обязательствам;
  • возможность применения процедуры банкротства;
  • получение опеки в соответствии с недееспособностью;
  • разумный срок судопроизводства;
  • условия подсудности рассматриваемых дел;
  • возможность отказа от исковых требований, подписания мирового соглашения;
  • возможность участия в деле представителя по доверенности либо адвоката по соглашению;
  • необходимость предоставления доказательства для принятия верного решения;
  • привлечение экспертов, специалистов для выяснения вопросов, требующих специальных знаний;
  • обязательность уплаты госпошлины;
  • протоколирование судебного процесса. Каждое слово должно быть подтверждено документально.

Общий смысл цели существующего правосудия в институте гражданского судопроизводства – восстановление нарушенных прав путём приведения к законной форме.

Роль и значение

  1. Беспристрастность.
  2. Принуждение по необходимости.
  3. Принятие решений по вопросам реализации законных интересов отдельных лиц и организаций.
  4. Урегулирование социально-экономических, политических споров.
  5. Формирование современного обществознания в совокупности с другими науками.
  6. Деятельность государственных структур осуществляется только определённым способом, в соответствии с законодательной нормой. Данное правило позволяет заинтересованному лицу готовиться к отстаиванию своих интересов, соблюдать права и обязанности.
  7. Формирование правозащитных функций, устанавливающих равенство граждан.
  8. Воздействие на общество с целью приведения к определённым структурным и функциональным характеристикам. Необходимо для установления порядка, нравственности, справедливости.
  9. Содействие в создании партнерских отношений, формированию этики делового мира в соответствии с АПК.
  10. Создание законопослушной модели поведения граждан.

Все это является мерами обеспечения безопасности человека и страны. Однако виды существующего сегодня правосудия не всегда законны.

Осуществление правосудия — судопроизводство

Почему же незаконен? Потому что, осуществлять правосудие может только суд, а простой человек не обладает соответствующими полномочиями.

Читайте также: