Что включает в себя информационно правовая система законодательство россии

Обновлено: 17.05.2024

Система информационного законодательства – понятие, классификация, особенности развития

При анализе понятия системы информационного законодательства, прежде всего, речь идет о совокупности правовых норм информационного законодательства, которые представляют это вид законодательства; о регулировании посредством указанных правовых норм и законов различных объектов, а также общественных явлений и процессов.

Данный комплекс информационно-правовых норм, институтов весьма объемный и охватывает обширный круг объектов регулирования. На данный момент в информационном законодательстве существует ряд недостатков, выраженных в нерегулируемых отношениях. Так как разработка проектов федеральных законов, устраняющих данные недостатки, требует значительных временных и финансовых затрат, и соответствующими государственными органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектами зачастую принимаются правовые акты для регулирования информационных отношений еще до принятия необходимых законодательных документов.

Система информационного права – это систематизированный, но недостаточно усовершенствованный порядок норм информационного права, поэтому понятие нормы и источника информационного права не совпадают.

Норма информационного права – установленное правило поведения участников правовых отношений.

Источник информационного права – форма выражения правил поведения, способ придания ему общеобязательной силы посредством принятия государственных актов (законов, указов, постановлений).

Система информационного права как совокупность правовых норм выражена в системе информационного законодательства.

Но система вышеуказанных законодательных актов информационной направленности не совпадает с системой информационного права. такие акты могут приниматься и издаваться в разное время и согласно различным информационным правоотношениям.

Один закон может содержать информационно-правовые нормы различного характера, имеющие отношение к различным информационным явлениям и процессам. Однако при этом информационно-правовые нормы, которые связаны между собой, могут регламентироваться различными законами, разделами, статьями. Такая дифференциация системы информационного законодательства и системы информационного права может сведена к минимуму при кодификации информационного законодательства и в процессе разработки проекта Информационного Кодекса Российской Федерации, в котором система законодательных актов информационной направленности практически совпадает с правовыми нормами, указанными в данном Кодексе.

Но следует учитывать то, что полного совпадения не будет достигнуто. Помимо Информационного Кодекса России следует издать большое количество законов информационного характера, которые будут дополнять кодекс, в рамках которого трудно представить структуру всех норм и институтов законодательства отрасли информационного права. Однако об институтах информационного законодательства как о составных элементах кодекса необходимо поднимать вопрос уже сейчас.

Структура системы информационного законодательства

Особенности информационно-правовых норм и отношений

Необходимо отметить, что классификация информационно-правовых норм по группам, а также их условная дифференциация по характеру регулируемых общественных отношений не могут распределяться таким образом, чтобы группы норм и законов были четко разделены между собой и не подлежали объединению.

В рамках правоприменительной деятельности на практике различные законодательные нормы и акты объединяются в группы; осуществляется комплексная квалификация действий участников информационно-правовых отношений.

Однако в то же время могут быть выделены информационные отношения, которые подлежат регулирования не одной, а несколькими группами норм информационного права.

Система информационного законодательства, представленная выше, не является окончательно установившейся. В процессе повышения информатизации общества, государства и права будут формироваться новые информационные связи, законодательные нормы, подзаконные акты, нормы информационного свойства и, соответственно, будет изменяться сама система информационного законодательства.

Учитывая вышеприведенную информацию, следует подвести итог относительно информационного законодательства:

В России действуют законы, где описано, как правильно работать с информацией: кто отвечает за ее сохранность, как ее собирать, обрабатывать, хранить и распространять. Стоит знать их, чтобы случайно что-нибудь не нарушить.

Мы собрали для вас пять основных ФЗ о защите информации и информационной безопасности и кратко рассказали их ключевые моменты.

В 149-ФЗ сказано, какая информация считается конфиденциальной, а какая — общедоступной, когда и как можно ограничивать доступ к информации, как происходит обмен данными. Также именно здесь прописаны основные требования к защите информации и ответственность за нарушения при работе с ней.

Ключевые моменты закона об информационной безопасности:

  1. Нельзя собирать и распространять информацию о жизни человека без его согласия.
  2. Все информационные технологии равнозначны — нельзя обязать компанию использовать какие-то конкретные технологии для создания информационной системы.
  3. Есть информация, к которой нельзя ограничивать доступ, например сведения о состоянии окружающей среды.
  4. Некоторую информацию распространять запрещено, например ту, которая пропагандирует насилие или нетерпимость.
  5. Тот, кто хранит информацию, обязан ее защищать, например, предотвращать доступ к ней третьих лиц.
  6. У государства есть реестр запрещенных сайтов. Роскомнадзор может вносить туда сайты, на которых хранится информация, запрещенная к распространению на территории РФ.
  7. Владелец заблокированного сайта может удалить незаконную информацию и сообщить об этом в Роскомнадзор — тогда его сайт разблокируют.

Ключевые моменты закона:

  1. Перед сбором и обработкой персональных данных нужно спрашивать согласие их владельца.
  2. Для защиты информации закон обязывает собирать персональные данные только с конкретной целью.
  3. Если вы собираете персональные данные, то обязаны держать их в секрете и защищать от посторонних.
  4. Если владелец персональных данных потребует их удалить, вы обязаны сразу же это сделать.
  5. Если вы работаете с персональными данными, то обязаны хранить и обрабатывать их в базах на территории Российской Федерации. При этом данные можно передавать за границу при соблюдении определенных условий, прописанных в законе — жесткого запрета на трансграничную передачу данных нет.

Серверы облачной платформы VK Cloud Solutions (бывш. MCS) находятся на территории РФ и соответствуют всем требованиям 152-ФЗ. В публичном облаке VKможно хранить персональные данные в соответствии с УЗ-2, 3 и 4. Для хранения данных с УЗ-2 и УЗ-1 также есть возможность сертификации, как в формате частного облака, так и на изолированном выделенном гипервизоре в ЦОДе VK.

При построении гибридной инфраструктуры для хранения персональных данных на платформе VK Cloud Solutions (бывш. MCS) вы получаете облачную инфраструктуру, уже соответствующую всем требованиям законодательства. При этом частный контур нужно аттестовать, в этом могут помочь специалисты VK, что позволит быстрее пройти необходимые процедуры.

Этот закон определяет, что такое коммерческая тайна, как ее охранять и что будет, если передать ее посторонним. В нем сказано, что коммерческой тайной считается информация, которая помогает компании увеличить доходы, избежать расходов или получить любую коммерческую выгоду.

Ключевые моменты закона о защите информации компании:

  1. Обладатель информации сам решает, является она коммерческой тайной или нет. Для этого он составляет документ — перечень информации, составляющей коммерческую тайну.
  2. Некоторые сведения нельзя причислять к коммерческой тайне, например, информацию об учредителе фирмы или численности работников.
  3. Государство может затребовать у компании коммерческую тайну по веской причине, например, если есть подозрение, что компания нарушает закон. Компания обязана предоставить эту информацию.
  4. Компания обязана защищать свою коммерческую тайну и вести учет лиц, которым доступна эта информация.
  5. Если кто-то разглашает коммерческую тайну, его можно уволить, назначить штраф или привлечь к уголовной ответственности.

Этот закон касается электронной подписи — цифрового аналога физической подписи, который помогает подтвердить подлинность информации и избежать ее искажения и подделки. Закон определяет, что такое электронная подпись, какую юридическую силу она имеет и в каких сферах ее можно использовать.

Ключевые моменты закона:

  1. Для создания электронной подписи можно использовать любые программы и технические средства, которые обеспечивают надежность подписи. Вы не обязаны использовать для этого какое-то конкретное государственное ПО.
  2. Подписи бывают простые, усиленные неквалифицированные и усиленные квалифицированные. У них разные технические особенности, разные сферы применения и разный юридический вес. Самые надежные — усиленные квалифицированные подписи, они полностью аналогичны физической подписи на документе.
  3. Те, кто работает с квалифицированной подписью, обязаны держать в тайне ключ подписи.
  4. Выдавать электронные подписи и сертификаты, подтверждающие их действительность, может только специальный удостоверяющий центр.

Этот закон касается компаний, которые работают в сферах, критически важных для жизни государства — таких, что сбой в их работе отразится на здоровье, безопасности и комфорте граждан России.

К таким сферам относится здравоохранение, наука, транспорт, связь, энергетика, банки, топливная промышленность, атомная энергетика, оборонная промышленность, ракетно-космическая промышленность, горнодобывающая промышленность, металлургическая промышленность и химическая промышленность. Также сюда относят компании, которые обеспечивают работу предприятий из этих сфер, например, предоставляют оборудование в аренду или разрабатывают для них ПО.

Если на предприятии из этой сферы будет простой, это негативно отразится на жизни всего государства. Поэтому к IT-инфраструктуре и безопасности информационных систем на этих предприятиях предъявляют особые требования.

Ключевые моменты закона об информационной безопасности критически важных структур:

Система информационного законодательства – понятие, классификация, особенности развития

При анализе понятия системы информационного законодательства, прежде всего, речь идет о совокупности правовых норм информационного законодательства, которые представляют это вид законодательства; о регулировании посредством указанных правовых норм и законов различных объектов, а также общественных явлений и процессов.

Данный комплекс информационно-правовых норм, институтов весьма объемный и охватывает обширный круг объектов регулирования. На данный момент в информационном законодательстве существует ряд недостатков, выраженных в нерегулируемых отношениях. Так как разработка проектов федеральных законов, устраняющих данные недостатки, требует значительных временных и финансовых затрат, и соответствующими государственными органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектами зачастую принимаются правовые акты для регулирования информационных отношений еще до принятия необходимых законодательных документов.

Система информационного права – это систематизированный, но недостаточно усовершенствованный порядок норм информационного права, поэтому понятие нормы и источника информационного права не совпадают.

Норма информационного права – установленное правило поведения участников правовых отношений.

Источник информационного права – форма выражения правил поведения, способ придания ему общеобязательной силы посредством принятия государственных актов (законов, указов, постановлений).

Система информационного права как совокупность правовых норм выражена в системе информационного законодательства.

Но система вышеуказанных законодательных актов информационной направленности не совпадает с системой информационного права. такие акты могут приниматься и издаваться в разное время и согласно различным информационным правоотношениям.

Один закон может содержать информационно-правовые нормы различного характера, имеющие отношение к различным информационным явлениям и процессам. Однако при этом информационно-правовые нормы, которые связаны между собой, могут регламентироваться различными законами, разделами, статьями. Такая дифференциация системы информационного законодательства и системы информационного права может сведена к минимуму при кодификации информационного законодательства и в процессе разработки проекта Информационного Кодекса Российской Федерации, в котором система законодательных актов информационной направленности практически совпадает с правовыми нормами, указанными в данном Кодексе.

Но следует учитывать то, что полного совпадения не будет достигнуто. Помимо Информационного Кодекса России следует издать большое количество законов информационного характера, которые будут дополнять кодекс, в рамках которого трудно представить структуру всех норм и институтов законодательства отрасли информационного права. Однако об институтах информационного законодательства как о составных элементах кодекса необходимо поднимать вопрос уже сейчас.

Структура системы информационного законодательства

Особенности информационно-правовых норм и отношений

Необходимо отметить, что классификация информационно-правовых норм по группам, а также их условная дифференциация по характеру регулируемых общественных отношений не могут распределяться таким образом, чтобы группы норм и законов были четко разделены между собой и не подлежали объединению.

В рамках правоприменительной деятельности на практике различные законодательные нормы и акты объединяются в группы; осуществляется комплексная квалификация действий участников информационно-правовых отношений.

Однако в то же время могут быть выделены информационные отношения, которые подлежат регулирования не одной, а несколькими группами норм информационного права.

Система информационного законодательства, представленная выше, не является окончательно установившейся. В процессе повышения информатизации общества, государства и права будут формироваться новые информационные связи, законодательные нормы, подзаконные акты, нормы информационного свойства и, соответственно, будет изменяться сама система информационного законодательства.

Учитывая вышеприведенную информацию, следует подвести итог относительно информационного законодательства:

Читайте также: