Что входит в предмет прокурорской проверки в стадии кассационного производства

Обновлено: 16.06.2024

Когда притвор вступает в свою законную силу, он не лишает стороны возможности на получение пересмотра в ситуации разногласий по каким-либо причинам с решением суда.

С 2013 года 1 января Федеральный закон от 29.12.2010 № 433-ФЗ предусмотрел три процедуры пересмотра законов вступивших в силу в форме приговора, а также постановлении и определений: в порядке контроля производства, в порядке кассационного производства и в порядке возобновления производства по делу уголовного характера в виде новых или вновь появившихся обстоятельств.

Пересмотр судебных решений, которые вступили в законную силу происходит в порядке регламентации норм УПК. В этих нормах прослеживаются правила, относящиеся к полномочиям прокурора, связанные с его участием.

Во время стадий по пересмотру приговор, постановлений и определений судов, вступивших в законную силу, прокуроры следят за законностью деятельности судов, рассматривают выносимые законы, на предмет обоснованных и верных решений.

Участие прокурора в производстве кассационного характера.

Кассационное производство — это определенная стадия судопроизводства уголовной направленности, где вышестоящий суд по кассационным протестам участников процесса уточняет обоснованность, законность, а также справедливость выносимых приговоров и других судебные решений вступивших в законную силу.

Предмет разбирательства

Предметом в разбирательстве судебной направленности при кассационном производстве может являться постановление, определение и приговор, который в свое время был вынесен судом первой инстанции, и судом с инстанцией апелляционного характера.

Стоит помнить, что любое из таких судебных решений подлежит обжалованию со стороны прокурора, точно также как и обжалованию со стороны участников процесса, срок для протеста в течение одного года с момента вступления в законную силу. Причиной для разбирательства судом кассационной инстанции является жалоба кассационного характера со стороны других заинтересованных лиц.

Кассационное представление прокурора — это вид ходатайства, которое направляется в суд кассационной инстанции для пересмотра вступившего в законную силу другого решения, вынесенного судом апелляционной или же первой судебной инстанции, в порядке кассационного производства.

УПК статья 401.4 устанавливает требования в жестком характере по отношению к кассационной жалобе. В обоснование доводов, которые были изложены в представлении к УПК прикладываются копии заверенного характера обжалуемых судебных решений, других документов. В случае, если эти требования не соблюдаются это влечет за собой возращение представления прокурору без рассмотрения.

С представлением о рассмотрении вступившего в законную силу решения судебного характера имеют право обратиться далеко не все прокуроры, а лишь:

  • Генеральный прокурор, а также его заместители, у которых есть право обратиться в суд любой кассационной инстанции.
  • Прокуроры субъектов, приравненные к ним прокуроры военного характера и их заместители. Они имеют полное право на обращение в президиум соответствующего суда областного уровня.

Что касается городов или же районов, то они такого права не имеют. Во время выявления оснований по пересмотру решения судебного характера в кассационном порядке они должны показать соответствующее представление прокурору, у которого есть права для обращения в суд кассационной инстанции.

Кассационная инстанция

Кассационное представление еще называемое кассационной жалобой, обычно направляется в сам суд кассационной инстанции.

Кассационная инстанция — это суд, который занимается рассмотрением уголовным дел по жалобам, а также представлениям на вступившие в законную силу определения, приговоры и постановления суда (статья 5 пункта 14 УПК).

Судебные функции инстанции кассационного характера осуществляют: Судебная коллегия по делам уголовного характера, президиумы судов областного уровня и Верховный Суд Российской Федерации со своей Военной коллегией.

Особенности участия прокурора в разбирательстве дела уголовного характера касающееся кассационной жалобы, обуславливаются кассационным производством с его особенностями.

Во время судебного заседания, а именно при разбирательстве дела присутствие прокурора является обязательным, в отличие от иных граждан, которые в заседании судебной направленности принимают участие лишь в рамках заявленного ими ходатайства.

Коллегиальный состав суда занимается тем, что разбирает уголовные дела в кассационном порядке. В случае, когда жалоба кассационного характера рассматривается президиумом суда областного уровня, состав суда обязать иметь не менее трех судей. В военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и в Судебной коллегии по делам уголовного характера дело разбирается в присутствии трех судей.

После того, как происходит открытие председательствующим судебного заседания выступает один из судей с докладом уголовной направленности. Он рассказывает о содержании судебных решений, обстоятельствах дела и доводах кассационного представления. Вопросы докладчику могут задавать судьи.

Далее выслушивают участников процесса, которые пришли на судебное заседание. В ситуации, когда поводом для рассмотрения кассационного уголовного дела послужило представление прокурора, то сам прокурор выступает именно после докладчика.

В процессе разбирательства по делу уголовной направленности в кассационном порядке следствие судебного характера и прение сторон не проводится; судебное решение принимается основываясь на основе анализа документов, которые присутствуют в уголовном деле.

Суд кассационной инстанции имеет право на то, чтобы оставить в силе обжалуемый приговор, а также вносить в него определенные изменения в сторону, благоприятную для осужденного, также может отменить все состоявшиеся судебные решения и закрыть данное дело. Но он не имеет прав на вынесение нового приговора. В случае, когда для этого имеются все необходимые основания, суд инстанции кассационного порядка отменяет обжалуемый приговор и дело переходит в суд апелляционной или же первой инстанции для повторного рассмотрения по существу. И в крайней ситуации у суда кассационной инстанции есть право на отмену приговора, постановления и определения суда, а также все решения вынесенные после, тем самым вернуть дело прокурору, если на момент разбирательства дела обнаружатся обстоятельства, препятствующие его рассмотрению судов в ситуации указанной в статье 237 УПК.

Если прокурор не согласен с решением суда кассационной инстанции, он имеет полное право на обжалование этого решения в суде надзорной инстанции.

Участие прокурора в рассмотрении дела судом надзорной инстанции. Производство надзорной направленности является одной из стадий уголовного процесса, во время которого вышестоящий суд в случае поступления жалоб надзорного характера занимается проверкой законности, справедливости и обоснованности приговоров, постановлений и определений, которые вступили в законную силу после их кассационного и апелляционного разбирательства.

Надзорное производство имеет свой ряд общих черт с кассационным производством. Их объединяет то, что у них общие задачи: проверка законности, справедливости и обоснованности судебного решения, которое вступило в законную силу, рассмотрение и устранение ошибок установленных в процессе судебного решения, защита интересов потерпевших от преступления и личности от необоснованного, и незаконного осуждения, обвинения, ограничения свобод и прав.

Совпадают также и порядок проведения заседаний судебного характера в стадиях по разбирательству обжалований судебных решений.

Одинаков круг лиц, наделенных особенными правилами по обращению с ходатайством о пересмотре состоявшегося судебного решения в порядке надзора. Инициаторами производства в суде контролирующей инстанции, как и во время стадии по порядку кассационного производства, из числа прокуроров могут быть лишь прокуроры субъектов Российской Федерации и Генеральный прокурор со своими заместителями, а также военные прокуроры и их заместители.

Вместе с тем между данными стадиями есть существенные отличия.

Президиум Верховного Суда

В роли инстанции надзорного характера во время производства уголовно дела и в порядке контроля выступает только Президиум Верховного Суда РФ. Он разбирается в порядке контроля: а)решения вынесенные судом на областном уровне и на первой инстанции, если данные заключения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; б)Судебная коллегия и ее определение в делах уголовного характера, и коллегия военной направленности в Верховном Суде Российской Федерации, вынесенная ими в апелляционном, кассационном порядке; в)отдельные постановления самого ПВС РФ.

Вышеперечисленные решения судебного характера могут быть обжалованы с момента их вступления в законную силу. Жалобы подаются в ВС РФ.

Обращение прокурора, которое является адресованным в суд контрольной инстанции, называется надзорным представлением. К этому представлению, как и к жалобам надзорного вида предъявляются достаточно жестким требования, характерные аналогичным требованиям, предъявляемым к кассационному представлению прокурора. К представлению прикладываются заверенные судами копии решений принятые по делу.

Контрольное представление, направленное в ВС РФ, подписывается только генпрокурором, а также его заместителями.

Само рассмотрение ПВС РФ проводится лишь в случае участия большинства его членов. Во время судебного заседания присутствие прокурора является обязательным.

Дело докладывается судье ВС Российской Федерации, который ранее не принимал участие в его разбирательстве. Докладчик в свою очередь объясняет суть самого дела, содержание его решений, доводы надзорных жалоб участников процесса. Также докладчику могут быть заданы вопросы со стороны судебного комитета.

После выступления докладчика имеют право на свое слово участники процесса. В случае, когда дело разбирается по представлению прокурора, он выступает первым.

После того как получены результаты рассмотрения надзорных жалоб. ПВС РФ принимает постановление. Он в свое время, как и суд инстанции кассационного характера, вправе оставить обжалуемые решения в силе, вносить в них поправки, отменить их и вернуть дело на новое разбирательство в инстанцию любого уровня. Также он имеет право на отмену всех решений вынесенных по делу и может возвратить дело уголовного характера прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в ситуации, указанной в статье 237 УПК. По ПВС Российской Федерации, так же как и инстанция кассационной направленности не вправе выносить новый приговор.

Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу с того момента, как было провозглашено. Оно является окончательным и поэтому обжалованию не подлежит, кроме тех случаев, когда выявляются по ранее разобранному делу новые обстоятельства, которые заставляют усомниться в законности судебного решения по этому делу.

В таких ситуациях Уголовный Правовой Кодекс предусматривает еще один вид определенных приговоров вступивших в законную силу, а также постановлений и определений суда, которые называют стадией возобновления производства по делу уголовного характера ввиду новых или вновь появившихся обстоятельств.

Во время этой стадии происходит пересмотр ранее вынесенного по делу вердикта вследствие обнаружения обстоятельств, которые были на момент вступление приговора в законную силу, но не были известны суду, которые при этом если бы и были известны, то могли бы значительно изменить ход дела, а также его результаты, что является достаточно логичным. Так как такие обстоятельства обычно имеют связь с преступлениями против правосудия, которые были допущены во время принятия решения.

Такие обстоятельства из рассмотренных материалов дел не усматриваются. Потому что сначала их нужно установить. В каких-то ситуациях они устанавливаются приговором суда или же во время проведения расследования специальной направленности. Эти обязанности возлагаются на прокурора.

После получения данных о наличии новых обстоятельствах, которые могут достаточно сильно изменить ранее вынесенное судебное решение, прокурор начинает заниматься установлением таких обстоятельств. Возобновление производства ввиду новой информации осуществляет прокурор, который на территории которого эти обстоятельства открылись. О возбуждении дела прокурор выносит постановление, а также приводит предусмотренные Уголовным Кодексом мероприятия для разбирательства в этих обстоятельствах. Так же он проводит проводит проверку, либо перенаправляет материалы в орган следственного характера для проведения расследования этих обстоятельств. В случае, когда наличие вновь открывшихся обстоятельств документально подтверждается, прокурор выносит заключение свидетельствующее о необходимости возобновления производства по уже рассмотренному делу. Заключение со всеми собранными документами и материалами он направляет в суд, который имеет полное право отменить ранее вынесенное решение по делу уголовного характера и передать его на новое судебное разбирательство.

Правом рассмотрения заключения прокуратуры наделены суды областного уровня и ВС РФ.

Заключение прокурора разбирается во время судебного заседания при обязательном участии самого прокурора, а также стороны защиты. После того, как внимательно разбираются представленные материалы, выслушав доводы, суд выносит заключительное решение: отмена приговора и данное дело отдать на новое судебное разбирательство, отменить приговор, и отклонить заключение прокурора или же прекратить.

В ситуации, когда происходит отмена ранее заключительного решения, а после передачи дела на новое разбирательство, судебные работы над этим делом производятся заново в порядке общего характера.

Эффективность участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судами в существенной мере зависит от правильного определения процессуального положения прокурора в суде. Вопрос этот имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Когда в мае 1922 г. создавалась прокуратура как государственный орган по надзору за точным и единообразным соблюдением законности, эта функция прокуратуры прямо увязывалась с поддержанием государственного обвинения в суде.

Это нашло подтверждение в Положении о прокурорском надзоре (1922 г.)[3]. Прокурор любого ранга, выступая государственным обвинителем, является представителем Генерального прокурора Российской Федерации, он — гарант законности в уголовном процессе. При поддержании государственного обвинения он не освобождается от обязанности обеспечивать законность при рассмотрении судом уголовных дел путем опротестования незаконных и необоснованных приговоров, определений и постановлений суда.

Генеральный прокурор Российской Федерации рассматривает государственное обвинение, поддерживаемое прокурорами в суде, не только как одно из действенных средств борьбы с преступностью, но и как одно из направлений осуществления надзора за соблюдением законов.

Прокурор осуществляет надзор не только когда суд уже постановил по делу приговор или вынес определение или постановление, но и до принятия по делу приговора или иных решений. Если суд не разъяснил подсудимому его прав в судебном разбирательстве и продолжает рассмотрение дела по существу, прокурор обязан немедленно реагировать на это нарушение закона путем заявлений ходатайства, хотя в связи с подобными нарушениями суд не выносит специального определения, а поэтому нет предмета для опротестования. Прокурор не вправе бездействовать до вынесения по делу незаконного приговора в связи с этими нарушениями, чтобы затем принести протест для отмены незаконного приговора.

Уголовно-процессуальный закон не предоставляет прокурору никаких преимуществ перед другими участниками судебного разбирательства по представлению доказательств, участию в их исследовании, заявлению ходатайства (ст. 245 УПК РФ). В то же время закон ставит прокурора в процессуальное положение, отличное от процессуального положения иных участников судебного разбирательства.

Прокуроры, выступая как государственные обвинители, не ограничиваются уголовным преследованием. Как представители органа надзора за исполнением законов они являются гарантом соблюдения прав и законных интересов всех лиц, вовлеченных в сферу судопроизводства. Поэтому Генеральный прокурор высказывает предложения практического характера относительно форм надзора и средств реагирования на нарушения закона в различных стадиях рассмотрения судами уголовных дел: в первой, кассационной и надзорной инстанциях.

Прокурор осуществляет надзор за соблюдением законов не только во время участия в судебном разбирательстве, но и тогда, когда он, не участвуя при рассмотрении дела судом, проверяет законность и обоснованность приговоров, постановлений и определений, не вступивших в законную силу. Если нарушение закона, по поводу которого прокурор заявлял ходатайство или реагировал иным образом в процессе судебного разбирательства, не было устранено, прокурор обязан принести протест на вынесенный в связи с этим незаконный или необоснованный приговор.

Процессуальное положение прокурора как гаранта законности остается неизменным в любой стадии уголовного процесса. При поддержании государственного обвинения в суде первой инстанции, при даче заключения в апелляционной, кассационной или надзорной инстанции прокурор остается представителем органа, осуществляющего надзор за исполнением законов. При этом, разумеется, изменяются формы надзора и средства прокурорского реагирования на обнаруженные нарушения закона.

Статья 25 УПК РФ предусматривает обязанность прокурора во всех стадиях уголовного судопроизводства принимать меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они ни исходили. Свои полномочия в уголовном судопроизводстве прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь закону и руководствуясь указаниями Генерального прокурора Российской Федерации. Указанное требование уголовно-процессуального закона применимо в одинаковой мере к выступлениям прокурора в суде первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Однако в кассационной инстанциях прокурор не выступает в роли обвинителя, он осуществляет надзор за соблюдением законов при рассмотрении дела этими инстанциями присущими ему в данных стадиях процессуальными средствами.

Выполняя в кассационной инстанции обязанности представителя органа надзора за исполнением законов, прокурор не только отстаивает обвинительный приговор или поддерживает протест на него, но и вносит предложение о прекращении дела производством по основаниям, указанным в законе (считая, таким образом, обвинительный приговор необоснованным); о смягчении назначенного судом первой инстанции наказания (считая приговор чрезмерно суровым); о применении закона, предусматривающего более мягкое уголовное наказание (выступая против применения закона о более строгом наказании) и т. д. Перечисленные действия никак не укладываются в понятие о прокуроре как об обвинителе и только обвинителе.

Особенность процессуального положения прокурора в кассационной инстанции обусловлена прежде всего тем, что здесь речь идет о законности и обоснованности уже постановленного судом приговора. Другая особенность состоит в том, что осуществление надзора в этой стадии обычно переходит к прокурорам вышестоящих прокуратур, то есть к прокурорам, которые ранее не участвовали в рассмотрении дела в суде первой инстанции. Это одно из условий, обеспечивающих объективность и процессуальную независимость этих прокуроров. Поддерживая кассационный или частный протест и давая заключение в кассационной инстанции по жалобе осужденного или защитника, прокурор осуществляет надзор за законностью рассмотрения уголовного дела кассационной инстанцией.

Уголовно-процессуальный закон возлагает на прокурора проверку дела в полном объеме, в отношении всех осужденных, независимо от того, подана ли ими жалоба и принесен ли в отношении них кассационный протест. Кроме того, при рассмотрении дела в кассационном порядке прокурор не просто высказывает свое мнение по кассационной жалобе, но и дает заключение о законности и обоснованности приговора (ст. 338, 491 УПК РФ).

При этом прокурор может не согласиться с кассационной жалобой осужденного или защитника, может внести предложение, не совпадающее с мнением государственного обвинителя. Выступая в кассационной инстанции, прокурор обладает всей полнотой процессуальной самостоятельности, процессуально независим от прокурора, уполномочившего его на участие в кассационной инстанции.

Процессуальное положение прокурора в кассационной инстанции отлично от процессуального положения осужденного, защитника, потерпевшего, других участников уголовного процесса. Закон предоставляет всем участникам уголовного процесса право в течение установленного срока в кассационном порядке оспаривать законность приговора, определения или постановления суда первой инстанции или мирового судьи. Осужденный, защитник, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик данное право реализуют в апелляционной или кассационной жалобе, наличие которой обязывает вышестоящий суд проверить законность и обоснованность приговора, определения или постановления суда. При этом защитнику, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику не ставится в упрек обжалование любого, по их мнению, неправосудного судебного акта. В иные рамки поставлен прокурор.

Исходя из требований ст. 325, 478 УПК РФ прокурор обязан опротестовать в кассационном порядке каждый необоснованный или незаконный приговор или постановление суда или мирового судьи. Не опротестование прокурором незаконного или необоснованного приговора или иного судебного акта является нарушением служебного долга. В сопоставлении с жалобами других участников уголовного процесса протест прокурора как повод для рассмотрения дела в апелляционном или кассационном порядке или в порядке надзора должен отвечать закону и материалам уголовного дела. К жалобам же указанных участников процесса таких требований не предъявляется.

Особенностью кассационного производства является то, что предмет его проверки составляют важнейшие акты правосудия — приговор, определение и постановление суда первой инстанции, приговор и постановление суда апелляционной инстанции, которые должны быть законными, обоснованными и справедливыми.

Уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает обязательного рассмотрения в кассационном порядке всех приговоров, постановленных судами первой инстанции. Круг уголовных дел, являющихся предметом проверки судом кассационной инстанции, ограничен теми уголовными делами, законность и обоснованность приговоров по которым оспаривает прокурор и указанные в законе лица (ст. 325 УПК РФ). Только по этим уголовным делам кассационное рассмотрение является обязательной стадией уголовного процесса.

В кассационном порядке ежегодно проверяется судами в соответствии с жалобами и протестами около 30% приговоров, вынесенных судом первой инстанции. Приговоры по остальным делам, то есть по большинству уголовных дел, вступают в законную силу по истечении кассационного срока. Неправильно было бы рассчитывать на то, что осужденный в каждом случае, когда при решении его судьбы допущена ошибка, в особенности осужденный, не достигший совершеннолетия, может усмотреть эту ошибку и обжаловать неправосудный приговор. Поэтому наступление предусмотренных законом процессуальных последствий в стадии кассационного производства в существенной мере определяется уровнем прокурорского надзора за законностью вынесенных судом приговоров, постановлений и определений.[4]

Именно на прокурора возложена обязанность выявлять все судебные решения, по которым допущены нарушения норм уголовного права и процесса, и приносить по ним кассационные или частные протесты. Эта обязанность возложена на прокурора как на представителя органа, осуществляющего от имени государства надзор за исполнением законов. Установленный законом порядок кассационного производства без надлежащего прокурорского надзора за законностью постановленных судом приговоров не может в полной мере обеспечить законность и обоснованность всех без исключения приговоров.

Определяя пределы полномочий прокурора в стадии кассационного производства, необходимо подчеркнуть, что полномочия в этой стадии процесса нельзя сводить лишь к принесению прокурором кассационного или частного протеста. Участие прокурора в рассмотрении судами первой или кассационной инстанции уголовных дел не заканчивается поддержанием государственного обвинения. Прокурор обязан в течение кассационного срока проверить все рассмотренные судами уголовные дела и опротестовать приговоры и другие судебные решения, которые не соответствуют или противоречат закону. Поэтому следует говорить о надзоре за законностью актов суда по каждому без исключения уголовному делу, рассмотренному судом первой или апелляционной инстанции. Прокурор не может оставить без кассационного опротестования ни одного незаконного или необоснованного приговора. Только такой надзор прокурора будет конкретным, целеустремленным и достигнет своей цели.

Читайте также: