Что входит в обязанности машиниста крана штабелера

Обновлено: 04.07.2024

1.1. Для управления и обслуживания железнодорожных, автомобильных, гусеничных и пневмоколесных кранов руководством предприятия назначаются машинисты кранов (крановщики ), имеющие удостоверения на право управления краном данного типа. На паровые краны для обслуживания парового котла, помимо машиниста, должен назначаться помощник. На краны с другим приводом помощник машиниста должен назначаться в тех случаях, когда это предусмотрено инструкцией по эксплуатации крана, составленной заводом-изготовителем, или вызывается местными условиями труда. Управление автомобильным краном, как правило, поручается водителю автомобиля после его обучения по соответствующей программе и аттестации квалификационной комиссией.
--------------------------------
Далее по тексту - машинист крана.

1.2. Для подвешивания груза на крюк крана, управляемого из кабины, должен назначаться обученный стропальщик, имеющий удостоверение на право производства работ с применением кранов. При работе двух стропальщиков и более, один из них назначается старшим. В случаях, когда обслуживаемая краном зона полностью не обозревается из кабины машиниста и отсутствует между машинистом и стропальщиком радио- или телефонная связь для передачи сигналов стропальщика машинисту крана, должен быть назначен сигналист, имеющий удостоверение стропальщика.
1.3. Для выполнения обязанностей машинистов кранов, их помощников, стропальщиков и сигналистов могут назначаться лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование для определения соответствия их физического состояния требованиям, предъявляемым к занимаемой должности.
1.4. Машинисты кранов, помощники машинистов должны быть обучены по типовой программе в учебных комбинатах, школах, имеющих разрешение инспекции котлонадзора МПС России или Госгортехнадзора России, и аттестованы квалификационной комиссией с выдачей удостоверения. В работе комиссии по аттестации машинистов кранов всех типов, а также помощников машинистов паровых кранов обязательно участие представителя инспекции котлонадзора МПС России или Госгортехнадзора России.
1.5. Аттестованному машинисту крана и помощнику машиниста парового крана выдается удостоверение с фотокарточкой, подписанное председателем комиссии и представителем инспекции котлонадзора МПС России или Госгортехнадзора России. В удостоверении машиниста крана должны быть указаны тип и грузоподъемность крана, к управлению которых он допущен. Во время работы машинист крана, его помощник должны иметь удостоверение при себе.
1.6. Допуск к самостоятельной работе машинистов, их помощников оформляется соответствующим приказом по цеху или предприятию (организации) после выдачи им на руки удостоверений об аттестации. Перед допуском к работе руководство организации, предприятия или цеха обязано проверять у машинистов и их помощников знание инструкции завода-изготовителя по эксплуатации крана, на котором им разрешается работать, и вручать им под расписку настоящую Инструкцию. Кроме того, должны быть выданы машинисту крана на руки и вывешены в местах производства работ краном схемы обвязки и зацепки грузов. Машинистам и помощникам машинистов паровых кранов, кроме того, должны быть выданы инструкции по обслуживанию котлов.
1.7. Повторная проверка знаний машинистов кранов, их помощников производится комиссией предприятия, организации:
1.7.1. Периодически не реже одного раза в год.
1.7.2. При переходе указанных лиц с одного предприятия на другое.
1.7.3. По требованию лица, ответственного по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемной машины, или инспектора котлонадзора, если при проверке на рабочем месте машинист или его помощник показали неудовлетворительные знания Правил или настоящей Инструкции.
Повторная проверка знаний должна производиться в объеме настоящей Инструкции и инструкции завода-изготовителя по эксплуатации крана.
1.8. Машинисты кранов и их помощники, переводимые с крана одного типа на другой, например, с железнодорожного на автомобильный или паровой, перед назначением на должность должны быть обучены и аттестованы в порядке, установленном "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин)" . Обучение в этом случае может быть проведено по сокращенной программе.
--------------------------------
Далее по тексту - Правила.

При переводе машинистов кранов и их помощников с одного крана на другой того же типа, но другой модели или с другим приводом, а также после перерыва в работе по специальности больше одного года, администрация предприятия обязана ознакомить их с особенностями устройства крана и обеспечить стажировку под руководством опытного машиниста. В этом случае управлять краном обучаемый (стажер) может только в присутствии и под непосредственным руководством машиниста крана, к которому он прикреплен для стажировки. После проверки практических навыков эти лица могут быть допущены к самостоятельной работе.
1.9. Машинист крана, обученный и имеющий удостоверение на право обслуживания и управления краном, должен знать:
1.9.1. Настоящую Инструкцию, а также инструкцию завода-изготовителя по эксплуатации крана, а машинист и помощник машиниста железнодорожного крана, кроме того, должны знать Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, а также Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации по кругу своих обязанностей; машинисты путеукладочных, рельсоукладочных и других кранов, применяемых на путевых работах и при ремонте контактной сети, кроме того, - Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ; машинисты автомобильного, гусеничного и пневмоколесного кранов - Правила дорожного движения, Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей в части содержания и ремонта грузоподъемных машин.
1.9.2. Устройство крана и назначение всех механизмов и приборов безопасности.
1.9.3. Владеть навыками, требующимися для управления механизмами крана и ухода за ними.
1.9.4. Факторы, влияющие на устойчивость крана, и причины потери устойчивости.
1.9.5. Ассортимент и назначение смазочных материалов, применяемых для смазки трущихся частей крана.
1.9.6. Установленный на предприятии порядок обмена сигналами со стропальщиками (Приложение 1 и 2).
1.9.7. Безопасные способы строповки, зацепки, подъема, перемещения и опускания (укладки) груза.
1.9.8. Уметь определять пригодность к работе канатов, съемных грузозахватных приспособлений (стропов, клещей, траверс, тары и др.).
1.9.9. Установленный Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин) порядок производства работы краном на перегонах, станциях и вблизи линий электропередач.
1.9.10. Приемы освобождения от действия тока лиц, попавших под напряжение, и способы оказания им первой помощи.
1.9.11. Ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами.
1.10. Машинист крана контролирует работу своего помощника и стропальщика, отвечает за действия прикрепленного к нему для прохождения стажировки ученика и за нарушение указаний по управлению и обслуживанию крана, изложенных в настоящей Инструкции.
1.11. Машинисту крана запрещается выводить из действия приборы безопасности (заклинивать контакторы, отключать ограничители подъема и грузоподъемности, тормозные электромагниты, электрическую защиту и т.п.), а также производить работу краном при их бездействии или неисправности.

2. Обязанности машиниста перед началом работы


2.1. Если кран не подвергался осмотру перед направлением его на работу, то машинист, прежде чем приступить к работе, должен убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций и других частей крана, а также в надежности грунта или железнодорожного пути на месте предстоящей работы.
Для этого машинист обязан:
2.1.1. Осмотреть механизмы крана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть, тяговые и буферные устройства.
2.1.2. Проверить наличие и исправность ограждений механизмов.
2.1.3. Проверить сказку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников.
2.1.4. Осмотреть в доступных местах металлоконструкцию и соединения секций стрелы и элементов ее подвески (канаты, растяжки, блоки, серьги и т.п.), а также металлоконструкцию и сварные швы ходовой рамы (шасси) и поворотной части.
2.1.5. Осмотреть в доступных местах состояние канатов и их крепления на барабане, стреле, грейфере, а также укладку канатов в ручьях блоков и барабанов.
2.1.6. Осмотреть крюк и его крепление в обойме, грейфер или грузоподъемный магнит, а также цепи и кольца его подвески.
2.1.7. Проверить исправность дополнительных опор (выдвижных балок, домкратов), стабилизаторов, а у железнодорожных кранов также рельсовых захватов.
2.1.8. Проверить комплектность противовеса, надежность его крепления.
2.1.9. Проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на кране (концевых выключателей, указателя грузоподъемности в зависимости от вылета стрелы, указателя наклона крана, сигнального прибора, ограничителя грузоподъемности и др.).
2.1.10. Проверить исправность освещения крана, буферных фонарей и фар.
2.1.11. Произвести при приемке электрического крана внешний осмотр (без снятия кожухов и разборки) электрических аппаратов (рубильников, контакторов, контроллеров, пусковых резисторов, тормозных электромагнитов, концевых выключателей), а также осмотреть кольца или коллекторы электрических машин и их щетки. Если кран питается от внешней сети, то машинист крана должен проверить исправность гибкого кабеля.
2.1.12. Произвести при приемке крана с гидроприводом осмотр системы привода, гибких шлангов, если они применяются, насосов и предохранительных клапанов на напорных линиях.
2.1.13. Произвести вместе с помощником осмотр парового котла на кранах с паровым приводом, проверить состояние и работу контрольной и предохранительной арматуры, а также питательных приборов котла.
2.1.14. Осмотреть двигатель (при приемке крана с двигателем внутреннего сгорания): наличие горючего, систему зажигания, наличие масла в картере, систему охлаждения (зимой - подогреватель для ускорения запуска).
2.2. Машинист крана обязан совместно со стропальщиком проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений и наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.
2.3. При приемке работающего крана его осмотр должен производиться совместно с машинистом крана, сдающим смену. Для осмотра крана администрация предприятия, организации или цеха обязана выделить в начале смены необходимое время.
2.4. Осмотр крана должен осуществляться только при неработающих механизмах, а осмотр электрического крана - при отключенном рубильнике в кабине машиниста. Осмотр гибкого кабеля должен производиться при отключенном рубильнике, подающем напряжение на кабель.
2.5. При осмотре крана машинист должен пользоваться переносной лампой напряжением не свыше 12 В.
2.6. После осмотра крана перед его пуском в работу машинист, убедившись в соблюдении требуемых габаритов приближения, обязан опробовать все механизмы на холостом ходу и проверить при этом исправность действия:
2.6.1. Механизмов крана и электрической аппаратуры, если таковая имеется.
2.6.2. Приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране.
2.6.3. Тормозов.
2.6.4. Гидросистемы на кранах с гидроприводом.
2.7. При обнаружении во время осмотра и опробования крана неисправностей или недостатков в его состоянии, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами, машинист, не приступая к работе, докладывает об этом лицу, ответственному за исправное состояние крана, и ставит в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.
2.8. Машинист не должен приступать к работе на кране при наличии следующих неисправностей:
2.8.1. Трещины или деформации в металлоконструкции крана.
2.8.2. В элементах подвески стрелы (серьгах, тягах и т.п.) обнаружены трещины, отсутствуют шплинты и ранее имевшиеся зажимы в местах крепления канатов или ослаблено их крепление.
2.8.3. Стреловой или грузовой канат имеет число обрывов проволочек или поверхностный износ, превышающий установленную норму (Приложение 3), оборванную прядь или нарушена структура каната.
2.8.4. Механизм подъема груза или механизм подъема стрелы имеет дефекты, угрожающие безопасности работы.
2.8.5. Детали тормоза механизма подъема груза или стрелы имеют повреждения.
2.8.6. Имеется износ крюков в зеве, превышающий 10% первоначальной высоты сечения; неисправно устройство, замыкающее зев крюка (замок); нарушено крепление крюка в обойме.
2.8.7. Неисправен или отсутствует ограничитель грузоподъемности или сигнальный прибор, а у кранов с электрическим приводом - концевой выключатель механизма подъема.
2.8.8. Повреждены или не укомплектованы дополнительные опоры; повреждены или отсутствуют рельсовые захваты, тормозные башмаки у железнодорожных кранов, стабилизаторы у автомобильных и других кранов с подрессоренной ходовой частью.
2.8.9. Отсутствует ограждение механизмов и неизолированных токоведущих частей электрооборудования.
2.8.10. Котел парового крана имеет течь труб, трещины, пропуск в сварных швах, отсутствуют или неисправны манометр, водоуказательные приборы (водомерные стекла и водопробные краники), предохранительные клапаны и легкоплавкие пробки, питательные приборы (насос и инжектор).
2.8.11. Отсутствуют или неисправны приборы, показывающие наличие масла в картере двигателя, температуру воды в системе охлаждения и силу зарядного тока.
2.9. Перед началом работы машинист крана обязан: убедиться в достаточной освещенности рабочего места; при работе автомобильного крана зафиксировать стабилизатор для снятия нагрузки с рессор, а при работе железнодорожного крана без дополнительных опор заклинить рессоры.
2.10. Произведя приемку крана, машинист делает соответствующую запись о результатах приемки в вахтенном журнале с указанием даты и времени приемки и после получения задания от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, приступает к работе согласно полученному наряду.
2.11. Подключение электрических кранов к источнику питания (подключательному пункту) должно производиться электромонтером. Выполнять это подключение машинисту крана не разрешается.

3. Обязанности машиниста во время работы крана

4. Обязанности машиниста после окончания работы краном


4.1. По окончании работы крана машинист обязан соблюдать следующие правила:
4.1.1. Не оставлять груз, магнит или грейфер в подвешенном состоянии хотя бы на небольшой высоте.
4.1.2. Поставить кран в предназначенное для стоянки место, затормозить его, а под колеса железнодорожного крана, кроме того, подложить тормозные башмаки.
4.1.3. Установить стрелу и крюк в положение, определяемое инструкцией завода-изготовителя по эксплуатации крана.
4.1.4. Остановить двигатель, у электрических кранов отключить рубильник в кабине, если кран питается от внешнего источника. Рубильник в будке, кабине перед гибким кабелем должен быть отключен и заперт на замок.
4.1.5. Не оставлять железнодорожный кран на участке пути, имеющем уклон.
4.1.6. Не оставлять паровой кран при давлении пара в котле и с огнем в топке без надзора со стороны машиниста или его помощника.
4.2. При работе крана в несколько смен машинист должен сообщить своему сменщику о всех неполадках в работе крана, наблюдавшихся за истекшую смену, и сдать смену, сделав в вахтенном журнале соответствующую запись.

5. Обслуживание крана и уход за ним

5.1. Машинист крана отвечает за правильное обслуживание крана, при этом он должен:
5.1.1. Содержать механизмы и оборудование кранов в чистоте и исправности.
5.1.2. Своевременно производить смазку всех механизмов крана и канатов согласно указаниям инструкций завода-изготовителя.
5.1.3. Следить за тем, чтобы его помощник (на паровом кране) обслуживал паровой котел в полном соответствии с Инструкцией для персонала котельных по безопасной эксплуатации паровых котлов с рабочим давлением более 0,7 кгс/кв. см и водогрейных с температурой воды свыше 115 °С.
5.1.4. Смазочные и обтирочные материалы хранить в закрытой металлической таре, укрепленной в удобных местах крана. Своевременно удалять с крана использованный обтирочный материал.
5.2. Устранение неисправностей, возникших во время работы крана, производится по заявке машиниста. Другие виды ремонта крана и очистка котла от накипи на паровых кранах должны осуществляться в установленные администрацией сроки.
6. Машинист крана несет ответственность за нарушение требований настоящей Инструкции в установленном законодательством порядке.
7. Настоящая Инструкция разработана на основании: "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин)", утвержденных МПС 04.05.94 N ЦРБ-278, и определяет обязанности и ответственность машинистов кранов, а также устанавливает порядок безопасного производства работ по перемещению грузов этими кранами.
8. Инструкция по безопасному ведению работ для машинистов (крановщиков) стреловых самоходных кранов (железнодорожных, автомобильных, гусеничных, пневмоколесных), утвержденная МПС СССР и Минтрансстроем СССР 23.07.74 N ЦТ-3171, считается недействующей на объектах котлонадзора, подконтрольных инспекций котлонадзора МПС России.

Читайте также: