В случае агрессии причинение вреда не самоцель но средство достижения какой либо цели

Обновлено: 19.05.2024

Презентация на тему: " Типы агрессии в межличностных отношениях Внеаудиторное занятие для студентов II курса Разработчик – преподаватель I категории Т.С.Галай." — Транскрипт:

1 Типы агрессии в межличностных отношениях Внеаудиторное занятие для студентов II курса Разработчик – преподаватель I категории Т.С.Галай

3 Типы агрессии Враждебная агрессия. Ее источником является злость, её единственная цель - причинить вред. Инструментальная агрессия. В этом случае причинение вреда не самоцель, а средство достижения какой-либо иной позитивной цели.

4 Теории возникновения агрессии 1. Существуют врожденные агрессивные побуждения (теория врождённой агрессивности) 2. Агрессия - естественная реакция на фрустрацию (фрустрационная теория агрессии). 3. Агрессивное поведение является результатом научения (теория приобретенной агрессивности).

5 Является ли агрессия врожденной? 1. У животных и у человека обнаружены участки нервной системы, отвечающие за проявление агрессии. 2. Наследственность влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессивности. 3. Химический состав крови - еще один фактор, влияющий на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии.

6 Является ли агрессия реакцией на фрустрацию? Фрустрация - блокирование целенаправленного поведения, которое всячески препятствует достижению цели. Долгое время желая получить удовольствие, мы ничего не получаем, фрустрация значительно усиливается и становится причиной гнева и враждебности.

7 Является ли агрессия приобретенным социальным навыком? Наблюдения за успехами других убедительно демонстрируют нам, что агрессия приносит определенную выгоду.

8 Что влияет на агрессию? 1. Аверсивные случаи. 2. Массовая культура. 3. Групповой контекст

9 Физическая агрессия – использование грубой физической силы против другого лица

10 Косвенная агрессия – под этим термином понимают агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо.

12 Негативизм - поведение, обычно направленное против авторитета или руководства

13 Обида, зависть, ненависть к окружающим, обусловленные чувствами горести, гнева на весь мир за действительные и мнимые страдания.

14 Подозрительность – это недоверие и осторожность по отношению к людям

15 Вербальная агрессия, или выражение негативных чувств с помощью слов.

16 Чувство вины (угрызения совести) выражает степень убеждённости субъекта в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки.

17 После торжественного собрания 1-го сентября первокурсникам объявляют, что прямо сейчас они отправляются копать картофель. На улице дождь и слякоть. После того, как празднично одетые ребята игнорируют призыв сесть в грузовик, завхоз подсылает к ним своего сына – огромного старшекурсника. - Так, ну-ка бегом в машину! – требует бугай. - Посмотри, это не я там побежал! – возражает один новенький. Верзила вплотную приближается к смельчаку, толкает его грудью. -Ладно, не надо, - вмешивается другой старшекурсник. – Парни, пойдём, покурим. После перекура дождь заканчивается, студенты наполняют кузов машины, едут на поле, выкапывают несколько сеток картофеля и грязные, но счастливые возвращаются домой. Воспоминания об этом 1-м сентября остаются на всю жизнь.

18 Полная маршрутка отъезжает от начальной остановки. Проехав несколько метров, водитель объявляет: - Один не рассчитался. Пассажиры недоумённо переглядываются: - Вроде все передали. Шофёр неожиданно тормозит и разворачивается в обратную сторону: - Пока все не рассчитаются, никуда не поедем. Молодой парень на боковом сиденье принимает меры: - Земляки, давайте этому жлобу скинемся, а то на электричку люди опоздают?! После нескольких крепких выражений в сторону умолкнувшего водителя, все сбросились по паре рублей и заплатили за зайца-инкогнито. На электричку никто не опоздал.

19 В продовольственном магазине появляется разгневанный мужчина и сообщает женщине за прилавком: - Вчера вы продали мне селёдку и сказали, что она хорошая. Вечером пришли гости, мы накрыли на стол, начали закусывать рыбой, а она так воняет, что есть нельзя. - Ну, и что? – безразлично выдыхает продавщица. – Это была не моя смена! А где селёдка? Мужчина неожиданно продолжает: - Мы её СЪЕЛИ! Но в следующий раз мы её обратно принесём и вам скормим! Тётенька засмеялась: - Во дают! Давайте я вам ещё одну бесплатно свешаю. Хорошую! Мужчина с радостью соглашается.

20 Готовность к физической агрессии у первокурсников намного превосходит тенденцию к использованию физической силы у студентов второго курса.

21 Косвенная агрессия обнаружена в приблизительно одинаковых показателях

22 Картина негативизма у студентов второго курса свидетельствует о конформизме поведения

23 Склонность к раздражению - в пределах нормы у первого и второго курсов.

24 Одинаковые запросы, притязания, ценности, приблизительно равные возможности не позволяют развиться зависти и обиде.

25 Современное поколение обладает здоровой подозрительностью.

26 Выражение негативных чувств в словесной форме недопустимо зашкаливает

27 Бессовестных людей среди наших вербальных агрессоров практически нет.

– нарушения норм безопасного поведения, реализующиеся как на ситуационном, так и на деятельностно-практическом и интеллектуально-волевом уровнях. Формами проявления такой виктимной активности служат различного рода комплексы неполноценности, связанные с психологическими и соматическими дисфункциями организма (психическими аномалиями, заболеваниями), а также с отторжением жертвы ближайшим окружением и формированием у нее комплекса мнимой жертвы (предполагающей наличие постоянных угроз безопасности) и/или притворной жертвы (своим нытьем и страхами притягивающей беду);
– в указанную группу включаются также типичные виктимные отклонения (мазохизм, садизм, эксгибиционизм, патологический эротизм-нимфомания) и нетипичные виктимные девиации (проституция, алкоголизм, гомосексуализм), как правило, отягощенные виктимными тенденциями социогенного характера (социально-демографические и социокультурные особенности личности и поведения у жертв преступлений).

1.3. Насилие: виды и формы

Физическое насилие – это толчки, пощечины, удары кулаком, ногой, использование тяжелых предметов, оружия и другие внешние воздействия, которые приводят к болевым ощущениям и травмам. Такие деяния (оскорбление действием), согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, квалифицируются как преступление.

Психологическое (эмоциональное) насилие – это угрозы, грубость, издевательства, оскорбление словом и любое другое поведение, вызывающее отрицательную эмоциональную реакцию и душевную боль. Эмоциональные оскорбления идентифицировать гораздо труднее. Они, хотя и не оставляют синяков на теле, могут быть намного разрушительнее и вкупе с другого рода воздействиями, в том числе физическими, сильнее травмируют психику.

Сексуальное насилие – вид домогательства, выражаемый в форме как навязанных сексуальных прикосновений, сексуального унижения, так и принуждения к сексу и совершения сексуальных действий (вплоть до изнасилования и инцеста) против воли жертвы.

Домашнее, бытовое насилие, или насилие в семье, включает в себя физические, психические, эмоциональные и сексуальные оскорбления. Оно распространяется не только на замужние пары, но и на сожителей, любовников, бывших супругов, родителей и детей. Оно не ограничивается гетеросексуальными отношениями.

Экономическое насилие в семье, такое, как единоличное распределение средств семейного бюджета доминирующим членом семьи и строгий контроль за расходом денег с его стороны, является одной из форм эмоционального давления и оскорбления.
Таким образом, насилие – форма проявления психического и/или физического принуждения по отношению к одной из сторон взаимодействия, при этом жертву заставляют делать что-либо вопреки ее воле, желаниям, потребностям. Под стороной в данном случае может пониматься отдельная личность или группа людей (Христенко, 2004).
Понятия насилие и насильственное преступление в юридической и психологической практике не совпадают. Зарубежные специалисты пришли к заключению, что понятие насилие по отношению к человеку очень широко и, кроме тех действий, которые подпадают под действие Уголовного кодекса, включает также и другие действия: принуждение или поощрение совершать поступки, которые человек совершать не хочет; вовлечение человека в деятельность с помощью обмана, шантажа, манипуляции, угрозы физической расправы или материального ущерба; препятствие к выполнению того, что человек хочет сделать; злоупотребление властью (причем власть рассматривается широко, например, власть возраста, которую имеют взрослые над детьми, власть силы, власть популярности, власть гендерная, например, власть мужчины над женщиной, и другие виды власти). Достаточно широко распространено такое явление, как домашнее насилие (Осипова, 2005).
На основании опроса населения в США (подобное исследование было проведено в ряде европейских стран с теми же результатами) были определены коэффициенты тяжести различных преступлений (табл. 1.1). Как видно из таблицы, наиболее значимым для людей является сексуальное насилие, которое по тяжести занимает второе место после смерти жертвы (Христенко, 2005).

Таблица 1.1
Признаки преступлений и коэффициенты тяжести преступлений (индекс Селлина-Вольфганга)

Насилие имеет индивидуальный или коллективный характер и всегда направлено на нанесение кому-либо физического, психологического, нравственного или иного ущерба.
Насилие может захватывать разные уровни: уровень всего общества, страны; уровень отдельных социальных групп; уровень малой социальной группы; уровень отдельного индивида. Количество пострадавших на разных уровнях различно. Самым опасным уровнем, как отмечают различные авторы (Антонян, 1987, 1998), является вертикальное проявление насилия, т. е. насилие на уровне государства. В этом случае любой человек, даже занимающий высокое социальное положение, становится потенциальной жертвой.
Как уже говорилось, в настоящем справочнике мы рассматриваем преимущественно насилие индивидуального уровня. Исключение составляет лишь раздел, посвященный терроризму и захвату заложников.
По характеру насилие можно подразделить на:
● явное (открытое проявление насилия);
● скрытое (насилие, завуалированное различными способами), часто достигается с помощью финансового воздействия (лишение субъекта материальной помощи, ассигнований и т. п.).

Принцип обязательства и последовательности. Психологи давно обнаружили, что большинство людей стремятся выглядеть последовательными в своих словах, мыслях и делах. В основе этой склонности к последовательности лежат три фактора. Во-первых, последовательность в поведении высоко оценивается обществом. Во-вторых, последовательное поведение способствует решению самых разных задач в повседневной жизни. В-третьих, ориентация на последовательность создает возможности для формирования ценных стереотипов в сложных условиях современного существования. Последовательно придерживаясь ранее принятых решений, человек может не обрабатывать всю имеющую отношение к делу информацию в стандартных ситуациях; вместо этого он должен просто вспомнить ранее принятое решение и отреагировать в соответствии с ним.

Принцип социального доказательства. Согласно принципу социального доказательства, люди, для того чтобы решить, чему верить и как действовать в данной ситуации, ориентируются на то, чему верят и что делают в аналогичной ситуации другие люди. Склонность к подражанию обнаружена как у детей, так и у взрослых. Эта склонность проявляется при совершении самых разных действий, таких, как принятие решения что-либо купить или пожертвовать деньги на благотворительные нужды. Принцип социального доказательства можно применить с целью побудить человека подчиниться тому или иному требованию; при этом человеку сообщают, что многие люди (чем больше, тем лучше) соглашаются или согласились с этим требованием.
Принцип социального доказательства работает эффективнее при наличии двух факторов. Одним из них является неуверенность. Когда люди сомневаются, когда ситуация представляется им неопределенной, они в большей степени склонны обращать внимание на действия других и считать эти действия правильными. Например, когда люди сомневаются в необходимости оказания помощи кому-либо, действия других наблюдателей влияют на их решение помочь гораздо больше, чем в очевидной ситуации. Второй фактор, при наличии которого принцип социального доказательства оказывает наибольшее влияние, это сходство. Люди в большей степени склонны следовать примеру тех, кто на них похож.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Однако, несмотря на значительное количество исследований в этой области, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессии, остаются открытыми.

Проявление агрессивности - одна из частых проблем в среде детского коллектива. Те или иные формы ее характерны для большинства детей старшего дошкольного возраста. Но если усвоением правил и норм поведения у многих из них эти непосредственные проявления агрессивности уступают место просоциальным формам, то у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Одним из наиболее эффективных средств преодоления агрессии у детей дошкольного возраста является сказка. Сказка вводит ребенка в мир добра, помогает понять себя и других людей, пробуждает стремление следовать правилам и нормам нравственного поведения.

Все это позволяет использовать сказку в работе по преодолению агрессии у детей дошкольного возраста.

Об особенностях агрессии детей дошкольного возраста писали Н. М. Платонова, Ю. Б. Можгинский, Е. О. Смирнова, Г. А. Хузеева и другие.

Большое внимание также уделялось разработке средств преодоления агрессии. Данного вопроса касались М. М. Кольцова, Т. А. Комисаренко, М. И. Лисина, В. С. Мухина. Данные авторы говорят о многообразии средств, одним из которых является сказка, а также авторы делают акцент на психологической коррекции агрессивного поведения, выделяя диагностические критерии.

По многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессии являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело родителям и специалистам. Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость.

Проблема агрессивного поведения, в основе которого лежит проявление агрессии, рассматривается в трудах различных ученых.

Р. Корсини, А. Ауэрбах рассматривают агрессию как сложное явление, обусловленное множеством причин, которое с трудом прогнозируется и часто не поддается контролю.

Согласно психологическому словарю (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский) агрессия представляет собой ответную поведенческую реакцию на внешний или внутренний раздражитель (стимул, являющийся фрустрирующим для данной конкретной личности в данной конкретной ситуации. Наиболее часто агрессию можно отнести к стеническим реакциям личности. Агрессию можно рассматривать как простую реакцию, когда раздражение от переживания не подвергается личной переработке, а обнаруживается в импульсивных действиях, а также как личностную реакцию.

Следует различать понятия агрессии и агрессивности. Агрессия обозначает совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту, агрессивность же понимается как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Агрессивность включает в себя и социально-перцептивный компонент, заключающийся в готовности, склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого человека как враждебное. В этом отношении можно говорить о потенциальном агрессивном восприятии как об устойчивой для некоторых людей особенности мировосприятия и миропонимания.

Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. д.

Агрессивныедействия выступают в качестве:

• средства достижения какой-либо цели;

• способа психологической разрядки;

• способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Некоторые агрессивные проявления могут быть признаком развивающихся психопатологических изменений личности. В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживания агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности.

Психологи Р. Бэрон, К. Лоренц выделили несколько видов агрессии:

- Физическая и вербальная:

Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица или объекта; вербальная — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

- Прямая и косвенная:

Прямая агрессия непосредственно направленная на человека, косвенная — действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.).

- Внешняя агрессия и аутоагрессия:

Внешняя агрессия направлена на окружающих,внутренняя - на себя: самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;

- Защитная или провоцирующая:

- Здоровая (обоснованная) и необоснованная (деструктивная):

Границы агрессии бывает трудно определить. Для кого-то агрессивностью представляется то, что другие назовут просто энергичностью. Если агрессия имеет основания, выглядит привлекательно и вызывает симпатии, она может получить название здоровой агрессивности.

- Враждебная и инструментальная:

Сравнивая представленные определения можно сделать выводы о том, что агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей, она носит осознанный характер и характеризуется действиями, направленными на причинение ущерба или вреда другому человеку, группе людей или животному.

Анализируя агрессию как свойство личности, американские психологи, работающие с детьми, выделили диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии раннего свойства у ребёнка в той или иной степени:

- часто теряют контроль над собой;

- часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми;

- намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых;

- часто сердятся и прибегают к дракам.

Агрессию рассматривают с двух сторон. Одни учёные считают, что без агрессии ни один человек не сможет выжить, другие же, наоборот, определяют её как негативную форму поведения, направленную на причинение вреда кому-либо. Также мы выявили, что агрессивное поведение - это периодично повторяющиеся агрессивные действия. Нами были отмечены характерные особенности проявления детской агрессии и частично рассмотрены её виды.

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста. Приемы работы со сказкой Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста Русская народная сказка, являясь доступной.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека,.

Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в ДО. Читайте детям сказки господа. В них спрятана людская доброта, Которая, чем больше разбирается, Тем шире и быстрее разрастается. Заложат.

Сказка как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста Сказка как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста. Мы открываем книжку и уже представляем, что нового,.

Сказка как средство воспитания любви к природе у детей старшего дошкольного возраста Сказка как средство воспитание любви к природе у детей старшего дошкольного возраста Знакомство ребенка с природой начинается с самого.

Агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному; агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии (Реан, 1999).

Майерс (1998) различает два типа агрессии: враждебную и инструментальную. Источник враждебной агрессии – злость, ее единственная цель – причинить вред. В случае инструментальной агрессии причинение вреда является не самоцелью, а средством достижения какой‑либо позитивной цели.

Существует несколько различных подходов в изучении и объяснении феномена агрессивности. А. Реан (Реан, 1996) выделяет 5 базовых направлений:

• инстинктивистская теория агрессии (З. Фрейд, К. Лоренц и др.);

• фрустрационная (Дж. Доллард, Н. Миллер и др.);

• теория социального научения (А. Бандура);

• теория переноса возбуждения (Д. Зильманн и др.);

• когнитивные модели агрессивного поведения (Л. Берковец и др.).

Согласно Дж. Долларду (Бэрон, Ричардсон, 1997), агрессия представляет собой реакцию на фрустрацию. Полученный как результат агрессивных действий эффект катарсиса помогает человеку снизить его агрессивность.

Сторонники теории социального научения, напротив, считают, что чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии.

По мнению Л. Берковица, поведение все‑таки можно контролировать. Но, как доказал Д. Зильманн, в отдельных ситуациях агрессия бывает импульсивной и плохо поддается контролю рассудка.

Все многообразие форм агрессивности можно также объединить в гетероагрессию, направленную на других, и аутоагрес‑сию, направленную на себя (Бэрон, Ричардсон, 1997).

А. Басс и А. Дарки (Райгородский, 1998а) выделяют пять основных типов агрессии:

• физическая агрессия (физические действия против кого‑либо);

• раздражение (вспыльчивость, грубость);

• вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.);

• негативизм (оппозиционная манера поведения);

• косвенная агрессия – направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т. д.).

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей любых возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства.

В соответствии с теорией социального научения для понимания феномена возникновения агрессии необходимо рассматривать:

• каким путем агрессивная модель поведения была усвоена;

• факторы, провоцирующие ее проявление;

• условия, способствующие закреплению данной модели поведения.

Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также пассивного наблюдения ее проявлений. Таким образом, существует непосредственная связь между проявлениями детской и подростковой агрессии и стилями воспитания в семье.

Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях:

1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

4. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.

Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связано с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева – одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми.

По мнению В. Квинн (2000), существует четыре основных способа выражения гнева:

1. Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.

2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев из себя, но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто подвернется под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гнева получило название переноса.

3. Сдерживать свой гнев, загоняя его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса.

4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться. При этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

Иногда агрессия проявляется в пассивно‑агрессивной форме: ребенок старается совершить все негативные действия и поступки (толкается, щиплется) исподтишка. По мнению Р. Кэмпбелла (1997), эта форма проявления гнева является наиболее деструктивной. В этом случае в процессе коррекционной работы желательно научить детей приемлемым способам снятия эмоционального напряжения:

1. перенос гнева на безопасный предмет (резиновые игрушки, мячи, бумажные шарики, музыкальные инструменты и т. д.);

3. конструктивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми в конфликтных ситуациях.

К позитивным способам выражения гнева относятся:

2. Вежливое, корректное выражение негативных эмоций.

3. Стремление найти конструктивное решение.

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для них полезны любые релаксационные упражнения.

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно в группе (или в кругу) обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации.

Наблюдая агрессивные вспышки ребенка, психолог может использовать сам и научить родителей или воспитателя следующим приемам воздействия на ребенка:

2. отвлечение внимания ребенка интересной игрушкой или каким‑либо занятием;

3. мягкое физическое манипулирование (спокойно взять ребенка на руки и унести его с места конфликта);

4. удаление из группы объекта фрустрации ребенка.

Как показывает практика, в процессе коррекционной работы после этапа установления доверительных отношений с психологом ребенок начинает чувствовать себя более свободно и раскованно, и в его поведении могут прослеживаться новые яркие вспышки агрессии. Таким образом ребенок пытается эмоционально отреагировать на негативные жизненные ситуации, после чего он с помощью психолога может найти новые конструктивные паттерны поведения.

Частью коррекционной работы с агрессивным ребенком является разъяснение родителям причин возникновения и способов профилактики подобного поведения ребенка. Психолог может предложить родителям посещать занятия вместе с детьми, что поможет установить более доверительные отношения с ребенком и проанализировать свои взгляды на воспитание.


доброкачественную, и злокачественную, или биологически неадаптивную.

Биологически адаптивная агрессия - это реакция на угрозу витальным

интересам индивида, она заложена в филогенезе и свойственна животным и

человеку. Такая агрессия носит взрывной характер, возникает спонтанно как

реакция на угрозу; а следствие ее - устранение либо самой угрозы, либо ее

Биологически неадаптивная, злокачественная агрессивность вовсе не

является защитой от нападения или угрозы; она не заложена в филогенезе.

Основная идея Э. Фромма сводится к тому, что объяснение жестокости

и деструктивности человека следует искать в тех факторах, которые отличают

человека от его животных предков. Главная проблема состоит в том , чтобы

выяснить, насколько специфические условия существования человека

ответственны за возникновение у него жажды мучить и убивать, а так же от

чего зависит характер и интенсивность удовольствия от этого ( Фромм Э.,

В этом смысле, понять феномен агрессии, можно лишь учитывая

В теории социального научения, автором которой является А.Бандура,

агрессия представляет собой поведение, усвоенное в процессе социализации


посредством наблюдения соответствующего способа действий при

социальном подкреплении. Образец поведения рассм атривается как средство

межличностного воздействия. Существенное внимание здесь уделяется

изучению влияния первич ных посредников социализации, а именно

родителей, на обучение детей агрессивному поведению. А. Бандура,

подчеркивал, что если человек с детства видит агрессивное поведение людей,

особенно родителей, то в силу под ражания он обучается аналогичным

действиям. Исследования показали, что агрессивные мальчики воспитывались

родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие. Такие

дети могли вести себя покорно дома, но по отношению к ровес никам и

посто ронним людям проявля ли большу ю агресси вность, чем их сверстники, у

Процесс наблюдения детей за поведением других людей и подражание

своим родителям называется моделированием. Позднее процесс

моделирования переходит в процесс социализации, в ходе которого

А. Бандура выделил 3 наиболее важ ных момента, которые нужно

самоподкрепления. Замещение подкрепления - положительные или

отрицательные последствия чужих поступков, наб людаемые индивидом.

Вероятность агрессивного поведения возрастает, если он наблюдал, как

другие люди были вознаграждены за подобное поведение.

Самоподкрепляющий эффект влияет на поведение индивида как

внешнее подкрепление. После того, как желательная модель реакции

приобретает отрицательную оценку, роль самоподкрепления начинает играть

По мнению А. Бандуры, условиями развития агрессии являются:


1 ) фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и

при постоянном применении наказания со стороны либо одного, либо обоих

2 ) несогласованность в требованиях к ребенку со стороны родителей.

Автор рассматривал агрессию в соотношении с зависимостью. При

рождении ребенок слаб и не в состоянии сам удовлетворить основные

потребности - для этого ему необходим взрослый. Поэтому почти у всех

детей д о некоторой степени развивается мотивация зависимости. Если

атмосфера любви при воспитании малыша отсутствовала, его стремление к

зависимости развивается слабо. Кроме того, если у ребенка нет тесной

зависимости от своих родителей, у него будет нем ного возможностей

Фрустрация детской потребности в зависимости, происходящая

вследствие недостатка или отсутствия нежной заботы и привязанности со

стороны родителей, часто рождает страх и агрессивность. Агрессивность, в

данном случае, приносит ему временное облегчение и, в то же время, может

заставить окружающих обратить на него внимание (Бандура А., Уолтерс Р. ,

предрасположенности к агрессии отводится социальному окружению. В

Наиболее известный сторонник данного подхода — Арнольд Басс. Он

определяет фрустрацию как блокирование процесса желательного поведения,

вводя понятие атаки. Это акт, предоставляющий организму враждебные

стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а

фрустрация — слабую. А. Басс указал на ряд факторов, от которых зависит

1 . Частота и интенсивность случаев, когда человек испытал атаку,

фрустрацию, раздражение. Люди, которые получали множество гневных

стимулов, скорее прореагируют агрессивно, чем те, кто нечасто сталкивался с


2 . Неоднократное достижение успеха с помощью агрессии закрепля ет

соответствующие привычки. Успех бывает внутренним (резкое ослабление

гнева, удовлетворенность) или внешним (устранение препятствия или

достижение желаемой цели либо вознаграждения). Выработавшаяся

привычка к агрессии, атаке делает невозможным различение ситуаций, когда

агрессивное поведение необходимо; человек всегда склонен реагировать

3 . Культурные и субкультурные нормы, усваиваем ые человеком,

облегчают развитие у него агрессивности (с детства смотрит мультики и

фильмы, где присутствуют сцены агрессивного поведения, усваивает его

4 . Влияние оказывает темперамент человека: импульсивность,

интенсивность реакций, уровень активности провоцируют закрепление

агрессивных форм поведения и ф ормируют агрессивность как черту

5 . Стремление к самоуважению, к защите от группового давления, к

независимости сначала вызывает тенденцию к непослушанию, а затем, при

сопротивлении окружающих, провоцирует человека к проявлению агрессии.

А. Басс построил классификацию агрессивного поведения, основанную

на дихотомиях. Им выделены: физическая/вербальная, активная/пассивная,

Цель физической агрессии— причинение боли или ущерба другому человеку.

Оценить интенсивность агрессивного поведения возможно по вероятности

того, что агрессия повлечет за собой ранение и насколько тяжелым оно может

быть. Стреля ющий в человека с близкого расстояния агрессивнее дающего

Вербальная агрессия тоже выступает как болезненная и оскорбительная,

как известно, слово м можно убить. К ним относятся: м ногочисленные

отпирательства; отрицательные отзывы и критические замечания; выражение

отрицательных эм оций, например недовольства ( брани), затаенной обиды,

недоверия, ненависти; высказывание мыслей и желаний агрессивного


принуждения и вымогат ельства; упреки и обвинения; ирония, издевки,

обидные и оскорбительные шутки; крик, рев; агрессия в мечтах, фантазиях,

Прямая агрессия непосредственно направлена против жертвы.

Косвенная не предполагает присутствия первой: в ход идут клевета,

отрицательные отзывы или агрессия вымещается против объектов,

По мнению А. Басса, следует различать враждебность и агрессивность.

Первая выражается чувством возмущения, обиды и подозрительности.

Враждебно настроенный человек не обязательно бывает агрессивным, и

Последней по врем ени возникновения является теория принуждающей

силы. Суть ее достаточно проста: физическое насилие (сила принуждения)

используется для получения желаемого эффекта, когда исч ерпаны ( или

В связи с этим Фишбах М. выделяет инструментальный вид агрессии.

Это средство достижения какой-либо цели, при котором причинение ущерба

— всего лишь способ воздействия. Враждебная агрессия, по мнению

Фишбаха М., доставляет ущерб жертве и ее можно рассматривать как

Таким образом, проблема агрессии находится в центре внимания

многих исследователей. Имеющиеся подходы к пониманию агрессии

предлагают учитыв ать различные ее детерминанты, механизмы развития и

формы проявления. Все разнообразные теорий, пытающиеся объяснить

агрессивное поведение, можно условно свести к трем основным подходам: 1.

агрессия, как инстинктивное, врожденное поведение; 2. агрессия как

следствие фрустрации; 3. аг рессия определяется актуальными социальны м и


К настоящему в ремени предложен целый ряд подходов к пониманию

агрессии и, соответственно, ее определений. Во-первых, под агрессией

понимается мощная активность, стремление к самоутверждению, внутренняя

сила, позволяющая человеку противостоять внешнему напору (Ф. Аллан). Во-

вторых, под ней подразумевают враждебные действия и реакции, атаки,

разрушения, проявление силы при попытке нанести вред или ущерб другому

Исследователи различают агрессию (специфическую форму поведения)

Агрессия — это поведение (индивидуальное или коллективное),

направленное на нанесение физ ического, либо психологического вреда или

Так, А. Басс определяет ее «как реакцию, как физическое действие или

угрозу такого действия со стороны одного человека, которые уменьшают

свободу или генетическую приспособленность другого человека, в результате

Различают агрессию как поведение и как состояние. В настоящее время

появляется все больше сторонников представления об агрессии как о

мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила

существования, наносящих вред, причиняющих боль и страдание людям.

Не менее важно рассматривать агрессию не только в качестве

поведения, но также и психического состояния, выделяя познавательный,

эмоциональный и волевой компоненты. Первый - это поним ание ситуации

как угрожающей. А. Лазарус, считает основным возбудителем агрессии

угрозу, полагая, что последняя вызывает стресс, а агрессия является реакцией

на него. Но далеко не всякая угроза приводит к агрессии или провоцирует ее.

Важен и эмоциональный компонент. Будучи агрессивным, человек

испытывает сильный гнев, ярость. Но не всегда происходит именно так, да и

Читайте также: