Что угрожает современному человечеству философия

Обновлено: 28.06.2024

Содержание

Введение 3
Философский взгляд на глобальные проблемы, причины их возникновения и классификация 4
Классификация глобальных проблем 4
Причины глобальных проблем 6
Взгляды философов на глобальные проблемы и их связи 6
Восемь грехов Конрада Лоренца 6
Взаимосвязи глобальных проблем 10
Роль философии в решении глобальных проблем 11
Взгляды зарубежных философов на преодоление глобальных проблем 11
Взгляды советских философов на преодоление глобальных проблем 12
Заключение 14
Список литературы 16

Работа состоит из 1 файл

философия.docx

В Г. КАЛИНИНГРАДЕ

Студента 1 курса

Группы 74-БМР Бегункова Романа Владимировича

Савинцев Вячеслав Игоревич

Философский взгляд на глобальные проблемы, причины их возникновения и классификация 4

Классификация глобальных проблем 4

Причины глобальных проблем 6

Взгляды философов на глобальные проблемы и их связи 6

Восемь грехов Конрада Лоренца 6

Взаимосвязи глобальных проблем 10

Роль философии в решении глобальных проблем 11

Взгляды зарубежных философов на преодоление глобальных проблем 11

Взгляды советских философов на преодоление глобальных проблем 12

Список литературы 16

Введение

Ныне, на рубеже двух тысячелетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.

Это совокупность таких острейших жизненных проблем на исходе нашего века, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества и которые сами, в свою очередь, могут быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу.

В связи с этим цель нашего исследования: дать краткий философский анализ глобальных проблем современности.

Практическая значимость исследования заключается, в том что философский анализ глобальных проблем имеет значение для теоретико-методологического обоснования путей и методов принципиального решения этих проблем а так же результаты исследования способствуют более глубокому пониманию сущности глобальных проблем, механизма их взаимодействия и могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретических и методологических основ исследований в данной области и что данный материал, может быть использован в преподавании курсов философии и других общественных наук в вузах, при подготовке и проведении спецкурсов по актуальным проблемам современности.

В связи с этим направлением в нашем исследование является анализ глобальных проблем современности, с точки зрения философии.

Методологическую базу исследования составили на работы философов творчески развивающих понимание причин возникновения и сущности глобальных проблем современности (Э.А.Араб-Оглы, П. А. Сорокин, Э.В.Гирусов, Г.С.Гудожник, В.В.Загладдн, А.М.Ковалев, Б.Н.Лейбин, В.А.Лось, И.Б. Новик, Ю.К.Плетников, Е.К.Федоров, И.Т.Фролов, Г.С.Хознн, Г.Х.Шахноза-ров и др.).

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Названия основной части отображают ее содержание.

Философский взгляд на глобальные проблемы, причины их возникновения и классификация

Классификация глобальных проблем

Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития не возникли deus ex machina — внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали и прежде, были актуальны во все времена.

Глобальные проблемы — это сложная и взаимосвязанная система, которая оказывает воздействие на общество в целом, человека и природу, поэтому требует постоянного философского осмысления.

Глобальные проблемы объединяются в группы по наиболее характерным признакам. Классификация позволяет установить степень их актуальности, последовательность теоретического анализа, методику и последовательность решения. Наибольшее распространение получил метод классификации, в основе которого стоит задача определения остроты проблемы и последовательность ее решения. В связи с этим подходом можно выделить три глобальные проблемы:

© между государствами и регионами планеты (недопущение конфликтов, установление экономического порядка);

© экологические (защита окружающей среды, охрана и распределение топливных сырьевых ресурсов, освоение, космоса и Мирового океана;

© между обществом и человеком (демография, здравоохранение, образование и др.).

К глобальным проблемам, в первую очередь, относятся:

© предотвращение мировой термоядерной войны, создание ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов;

© преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между странами, устранение во всем мире экономической отсталости;

© обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами (продовольствие, сырье, источники энергии);

© преодоление экологического кризиса, порождаемого вторжением человека в биосферу:

© прекращение стремительного роста населения (рост численности населения в развивающихся странах, падение рождаемости в развитых);

© своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.

В современной философии сложились основные подходы к пониманию глобальных проблем:

© все проблемы могут стать глобальными;

© число глобальных проблем необходимо ограничить числом насущных и наиболее опасных (предотвращение войн, экология, народонаселение).

Глобальные проблемы имеют общие черты: затрагивают будущее и интересы всего человечества, для их разрешения требуются усилия всего человечества, они требуют неотложного разрешения, находясь в сложной взаимосвязи между собой.

Каковы же причины глобальных проблем?

Причины глобальных проблем

Глобальные проблемы имеют, с одной стороны, естественно-природный характер, с другой, — социальный.

В этой связи их можно рассматривать как влияние или итог человеческой деятельности, оказавший отрицательное влияние на природу. Второй вариант возникновения глобальных проблем — кризис в отношениях между людьми, который затрагивает весь комплекс взаимоотношений между членами мирового сообщества.

Другие глобальные проблемы, как, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду.

Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными), вопросами для какой-то отдельной страны, народа, ("затем они становились региональными и глобальными, т. е. "проблемами, имеющими жизненно важное значение для всего человечества, и многие глобальные проблемы взаимосвязаны.

Взгляды философов на глобальные проблемы и их связи

Восемь грехов Конрада Лоренца

Свой список проблем, которые угрожают гибелью всему человечеству, если немедленно не будут решаться, называет нобелевский лауреат, всемирно известный ученый этолог и философ Конрад Лоренц. Он называет 8 общезначимых процессов-проблем.

Перечисляя эти процессы- проблемы современного человечества, обратим внимание прежде всего на то, что все они К. Лоренцом называются "смертными грехами" нашей цивилизации. Это весьма показательно. По мысли К. Лоренца именно эти грехи, как бы тянут человечество назад, не дают ему возможности уверенно и быстро развиваться. К. Лоренц тщательно комментирует каждую из названных им проблем.

Одним из главных грехов современного человечества К. Лоренц называет перенаселенность земли. При этом, он подчеркивает, что перенаселенность земли вынуждает человека защищаться от избыточных социальных контактов и сверх того возбуждает агрессивность вследствие скученности людей в тесном пространстве.

Другой грех человечества, по К. Лоренцу, опустошение естественного жизненного пространства. Свидетельствуя о разрушении внешней природной среды, К. Лоренц показывает, что результатом этого является исчезновение благоговения человека перед красотой и величием природы. Действительно, у современного человека, по крайней мере у многих людей, почти не осталось пиетета к природе, к среде своего обитания. Во многом это результат воспитания, внутренней культуры каждого человека. Но нельзя не видеть, что в течение длительного исторического времени отношение человека к природе формировалось в соответствии с ценностной установкой, которая, на наш взгляд. очень четко выражена словами известного литературного героя И. С. Тургенева: "Природа — не храм, а мастерская и человек в ней — работник". Потребительское, а не редко и хищническое отношение к природе — взять у нее как можно больше — не могло не сказаться на состоянии природной среды, привело к ее разорению, опустошению, вызвав переживаемый ныне всем человечеством, экологический кризис.

Разрушение внешней природы связано и с ускоряющимся развитием техники — третьим грехом человечества, — которое, по мысли К. Лоренца, гибельно сказывается на людях, поскольку делает их слепыми ко всем подлинным ценностям. В настоящее время мы все чаще встречаемся с людьми, телевизор или персональный компьютер которым почти полностью заменяет человеческое общение, мир природы, искусство .

Научно-технический прогресс во многом способствует четвертому греху современного общества — изнеженности человека, исчезновению всех его сильных чувств и аффектов. С точки зрения К. Лоренца, возрастает нетерпимость человека ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие, и что современный человек все чаще нейтрализует технически или фармакологически. Соответственно, волны страдания и радости, сменяющие друг друга по воле природы, — отмечает К. Лоренц, — спадают, превращаясь в незаметную зыбь невыносимой скуки.

Постоянное бездумное использование средств фармакологии, ухудшение условий природной среды способствуют появлению пятой проблемы- процесса сегодняшнего общества — генетической деградации человека — росту уродств, физической и умственной патологии, фиксируемой у родившихся детей. Число аномалий ежегодно растет (составляя сейчас примерно около 10% от числа родившихся), особенно в крупных городах и неблагополучных в экологическом отношении регионах.

Шестым смертным грехом человечества, по К. Лоренцу, является разрыв с традициями. Традиция — это нормы культуры, которые определяются опытом людей, существовавших в прошлом. Отвергая этот опыт как консервативный, не соответствующий сегодняшнему дню, люди порывают с традициями. Поэтому молодежь, как подмечает К. Лоренц, — обращается со старшими, как с чужой этнической группой, испытывая "национальную ненависть", Подобная тенденция несомненно имеет место и главной ее причиной является недостаточный контакт между родителями и детьми, что вызывает последствия, весьма ощутимые сегодня.

Чрезвычайно опасным для современного общества, по К Лоренцу, является и седьмой грех — возрастающая индоктринация человечества, которая представляет собой увеличение числа людей, принадлежащих к одной и той же культурной группе, благодаря усовершенствованию воздействия технических средств на общественное мнение Понятно, что такая унификация взглядов людей сегодняшнего промышленно развитого общества вызывается зомбированием общественного мнения, неустанным давлением рекламы, искусно направляемой моды, официальной политической и социальной пропаганды Заметим, что таких мощных средств воздействия и способов унификации взглядов людей история до сих пор не знала

И, наконец, ядерное оружие — восьмой грех, который согласно К Лоренцу, навлекает на человечество такие опасности, которых избежать легче, чем опасностей от семи других проблем Действительно, современное мировое сообщество делает все возможное, чтобы предотвратить распространение ядерного оружия Существуют многосторонние соглашения и идет поиск новых вариантов международных договоров, сдерживающих распространение ядерного оружия, ограничивающих его производство и испытания И хотя здесь еще делаются первые шаги, однако, несомненно, стремление людей не допустить угрозы применения ядерного оружия

Таким образом, предложенный К. Лоренцом перечень наиболее "кричащих" проблем, которые необходимо решать современному человечеству, включает в себя практически все "болевые точки" нашей цивилизации. Характерно, что К. Лоренц рассматривает эти проблемы в их непосредственной связи с человеком, особенностями его деятельности и сознания в современном технизированном обществе Именно человек является творцом и носителем своих грехов, ответственным за все то, что он породил и производит — таков итоговый мотив его размышлений о глобальных проблемах современной цивилизации. К. Лоренц как бы предупреждает всех людей о нависшей над ними угрозе. Вместе с тем, он не сомневается, что у современного человека хватит разумной воли, чтобы не только задуматься над своими бедами, не я немедленно приняться за их устранение.

Единственным аспектом глобального кризиса, известным большинству, стал наиболее видимый — ухудшающееся состояние окружающей среды (экологический кризис), т.е. деградация среды обитания нашего биологического вида— а также всех других видов флоры и фауны, — фактически самой жизни на Земле. Однако, основная особенность глобального кризиса — его системность, т.е. тесная взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных частных проблем, на первый взгляд, далеких друг от друга. Именно поэтому, реалистичность и успешная реализация любого проекта или программы в различных сферах человеческой жизнедеятельности— будь то промышленность, сельское хозяйство, бизнес, наука и т.п., и на различных уровнях — личном, локальном или региональном, будут определяться, наряду с прочим, и учетом реальной обстановки на ближнюю и среднюю перспективу в глобальных координатах.

Весь видимый спектр, проблем, связанных с глобальным кризисом, стал предметом комплексного изучения мировым научным сообществом с начала 70-х годов, под эгидой Римского клуба ( в конце 80-х его деятельность была практически свернута и в настоящее время подобных широкомасштабных исследований не ведётся, не считая ООН).

На сегодняшний день общая картина кризиса достаточно ясна и принимается с теми или иными оговорками практически всем научным миром.

Основными, наиболее угрожающими проблемами (и это достаточно убедительно аргументировано) считаются следующие (порядок перечисления не отражает их значимости, ввиду синергического / взаимоусиливающего влияния на развитие общего кризиса):

Как уже сказано, специалистами достаточно полно и достоверно проанализированы глобальные деградационные изменения в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Однако, определение глубинных, сущностных причин кризиса прошло ряд закономерных этапов и затянулось до наших дней.

Если первоначально внимание исследователей при построении и анализе глобальных моделей было обращено на наиболее очевидные проявления / симптомы, на опасные процессы в природном окружении человека, в сфере энергетики, экономики и демографии, то постепенно приходило понимание необходимости перенесения акцентов на само общество и на человека как такового.

На сегодняшний день накоплено огромное количество самых разнообразных сведений о человеке, позволяющих, в принципе, существенно продвинуться в понимании многосторонней сущности человека, в раскрытии диалектики биологического и социального в его природе. Человека как существа чувствующего, мыслящего и деятельного; в его потребностях, мотивах и ценностных ориентирах /критериях, определяющих направленность и результаты этой деятельности (нас здесь, в основном интересует в основном значимость этических / положительных, социально — значимых аспектов в его жизнедеятельности).

Не касаясь здесь существа огромных мировоззренческих и методологических различий в трактовке как сущности человека, так и различных ее сторон и проявлений, зададимся вопросами, имеющими прямое отношение к рассматриваемой проблеме:

  • Какие из них считать ответственными за порождение и подпитывание наблюдаемого глобального кризиса?
  • Какие реальные меры должны и могут быть приняты (с учетом объективных ограничений, накладываемых законами Природы) для уменьшения катастрофических последствий глобального кризиса и возможности устойчивого развития цивилизации?

Ответ на первый вопрос, с учетом известных научных данных о природе человека, может быть сформулирован в общем виде следующим образом.

Формируемая на основе биологически /генетически обусловленных врожденных стремлений структура потребностей человека является в принципе открытой системой. Пределов удовлетворения всей гаммы разнообразных потребностей в явном виде в человеческой психике не заложено (за исключением базовых, физиологических потребностей в пище, крове, защите от стихии и т.д.). В результате, действие объективного закона максимально возможного удовлетворения потребностей может быть ограничено только реально существующими ограничениями внешней среды или высшими уровнями психики по критериям этики и разумной достаточности. При отсутствии последних мы имеем дело с психологией вещизма или преимущественно потребительской сущностью индивида. Есть все основания утверждать, что в существующей (с незначительными вариациями) глобальной модели рыночной экономики это наиболее распространенный тип личности.

Права человека, утверждаемые (по меньшей мере в формальном плане) как один из основополагающих гуманистических принципов нашей эпохи, не сбалансированы (в силу целого ряда объективных причин) у преобладающей части граждан (в глобальных координатах) адекватной социальной ответственностью.

Основным эволюционным принципом существования всего живого является, как известно, борьба за существование. Для нас же, начиная с прачеловека, биологическая эволюция постепенно уступила место эволюции социальной и технологической. Но в условиях огромного популяционного разнообразия (в рамках рас и этносов) и ограниченности ресурсов планеты место межвидовой борьбы заняла внутривидовая, целями которой, как и на заре человечества является господство, обладание источниками пищи и другими ресурсами для обеспечения жизнедеятельности (от индивидуального до межэтнического и межнационального уровней). Предельное ужесточение конкуренции в потребительски— ориентированной мировой экономике и огромные возможности, предоставляемые ускоряющимся научно-техническим прогрессом, еще более усиливают эту борьбу и катастрофичность её последствий.

В наши дни, благодаря научно-техническому прогрессу, с созданием глобального рынка капиталов, капитал стал в дополнение к природе и человеку третьей самовоспроизводящейся сущностью на планете. С учетом же того, что его существование и развитие определяется (объективными) экономическими законами (которые с точки зрения человека, слепы, т.е. не анторопоморфны, никак не учитывают его интересов), капитал стал решающим фактором, определяющим глобальные приоритеты и дальнейший путь цивилизации. А человек превратился в объект прямого или опосредованного воздействия капитала, перестав де-факто быть субъектом своей истории.

Со вторым вопросом о мерах, необходимых для преодоления кризиса, дело обстоит сложнее.

В целом, сделаны хорошо аргументированные выводы о необходимости безотлагательного формирования новой структуры мировых институтов и отношений, основанных на общецивилизационных приоритетах. Однако какие-либо реалистические предположения, тем более с учетом теперешней геополитической обстановки, отсутствуют.

Блок из первых пяти проблем (см. приведенный выше перечень) в принципе может быть решен на существующем уровне развития цивилизации и специалистами разработаны достаточно реалистические программы целенаправленного и последовательного улучшения положения в этих сферах.

Однако, всё это возможно только при решении всех остальных проблем, требующих практически всеобщего согласия. Попытки же их решения на национальном и региональном уровнях и даже под эгидой ООН не соответствуют серьезности ситуации и малоэффективны, т.к. не отвечают на главные вопросы эпохи. Наиболее убедительно свидетельствует об этом череда финансовых кризисов и тем более кризис на Балканах, который будет иметь далеко идущие последствия для судеб мира.

Вполне очевидно, что некоторые из предложенных мер вполне реально воплотить в жизнь. Большинство же из них, с позиций здравого смысла, присущего нормальному человеку, тем более с учетом сегодняшних мировых реалий, покажутся нереализуемыми, утопичными. Предложить другие альтернативы выживания с позиций научного знания не представляется возможным.

Всем понятно, что все страны — от беднейших до наиболее развитых должны решать свои насущные проблемы, — и не за счет других, как это зачастую делается сейчас. Однако, игнорирование общих проблем, будет губительно для всех— только с небольшой отсрочкой.

Разобщенное и враждующее между собой человечество наверняка обречено. Объединенное имеет шансы на выживание.

Сергей Каменский 1996— 2004 — 2007

Ключевые процессы в глобализованном мире подчиняются экономическим законам, в которые даже в неявной форме не входит ни один из гуманистических принципов. В то же время все развитые страны ставят на первый план принципы демократизации и соблюдение прав человека во всем мире — но пока это мож­но реально обеспечить только в них самих. Большинству других, в том числе Украине, придется пройти долгий путь развития — по меньшей мере, до среднеев­ропейского уровня.

Поэтому, даже при развитом праве можно обеспечить достойные условия жизни и развития человека только в рамках одного национального государства или группы государств. А обеспечить баланс между правами человека, го­сударства и человечества на ближайшую перспективу нереально — при сохранении им того же курса. Тем более, что основным приоритетом для человечества сегодня является проблема обеспечения гло­бального выживания. А она никак не является приоритетной для глобальной рыночной экономики.

1. Философия и глобальные проблемы современности

Ф И Л О С О Ф И Я И ГЛ О Б А Л Ь Н Ы Е
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
ПОДГОТОВИЛ: ПОНОМАРЕВ А. Н.
СТ-Т ГР. ОП-1601

2. План

ПЛАН
• Введение
• Глобальные проблемы
• Причины
• Духовный кризис
• Массовые заболевания
• Терроризм и насилие
• Заключение

3. Введение

ВВЕДЕНИЕ
Человеческое общество всегда сталкивалось и, видимо, будет
сталкиваться с различными проблемами. Однако далеко не все из них
являются глобальными. К глобальным относятся острые мировые
проблемы, которые в силу своей специфики влияют на жизнь и
благосостояние всего человечества.

4. Глобальные проблемы

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Наиболее важными из таких проблем в начале XXI века являются следующие:
Духовный кризис.
Распространение массовых заболеваний.
Угроза войны с применением оружия массового поражения.
Истощение природных ресурсов планеты.
Демографическая проблема.
Рост терроризма.
Неравномерное социально-экономическое развитие регионов и государств планеты.

5. Причины

ПРИЧИНЫ
• Техническое могущество превзошло достигнутый уровень общественной
организации и грозит уничтожить все живое;
• Политическое мышление отстало от политической действительности и не
может уже эффективно ею управлять;
• Побудительные мотивы деятельности преобладающий массы людей, их
нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и
демографического императивов эпохи;
• Некоторые страны опережают остальной мир в экономической, социальной,
научно-технической областях, что ведет к перетеканию основных ресурсов
именно к ним.

Таким образом, мы видим, что почти все глобальные проблемы связаны
с сознанием или мировоззрением человека, развитие которых, очевидно,
отстает от стремительного изменения объективной действительности в
науке, политике, экономике, культуре, демографии, технике. В условиях
современной цивилизации в сотни и тысячи раз обостряется
ответственность человека за свою деятельность. Так, еще несколько
столетий назад самая большая война не грозила гибелью для всего
человечества. Теперь же военный конфликт с применением оружия
массового поражения по своим последствиям непредсказуем. Ядерное
оружие может уничтожить не только цивилизацию, но и все живое на
планете.

7. Духовный кризис

8. Массовые заболевания

МАССОВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Причин роста числа заболеваний множество — неправильный образ жизни и питания,
загрязнение окружающей среды, стрессы и неумение большинства людей
контролировать свой внутренний мир и управлять нервно-эмоциональными реакциями
организма, половые отклонения и недостаток психической энергии.
• Решение проблемы: необходима популяризация здорового образа жизни,
правильного питания, сбалансированной физической и умственной активности, систем
естественной профилактики и оздоровления.
• Необходима разработка новых методов медицинской терапии — новых технологий
лечения массовых заболеваний и новыхлекарств. Например, вакцины против СПИДа,
кардиостимуляторов, препаратов, блокирующих неконтролируемый организмом рост
клеток, технологий психокоррекции человеческого сознания.

9. терроризм и насилие

ТЕРРОРИЗМ И НАСИЛИЕ
Проблема терроризма и насилия имеет социокультурные корни.
Однако она упирается не только в морально-этические принципы и
правосознание человека. Во многих случаях терpop — крайняя мера
борьбы с обществом за свои права и свое мировоззрение. Следовательно,
общество должно, прежде всего, обеспечить людям элементарные права и
свободы — право на жизнь и труд, на образование и свободу совести, на
собственность, свободу мышления и слова. Здесь весьма важную роль
играет политическая, экономическая и социокультурная поддержка
развивающихся государств, население которых порой лишено многих
возможностей и прав.

10. Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждая глобальная проблема имеет свою специфику, а значит, и свои
методы решения. Однако совершенно очевидно, что ни одна глобальная
проблема не может быть решена усилиями одной нации или одного
государства. Необходимо объединение ресурсов всего человечества.
Поэтому сейчас на передний план выходит необходимость широкого
международного сотрудничества стран и народов, а также координации их
усилий.

Происхождение и сущность глобальных проблем В предыдущей теме были рассмотрены различные подхо- ды к проблеме единства развития человечества. Эти под- ходы в большей мере касаются анализа исторического про- шлого человечества. В отношении настоящего времени все большее количество философов, социологов, историков склоняется к мысли, что на современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном со- знании способствовало осознанию глобализации социаль- ных и культурных процессов в современном мире.

Эта интернационализа- ция означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурно-экономи- ческих, политических и иных связей, взаимодействий и от- ношений. Таким образом, в современную эпоху, по сравне- нию с прошлыми историческими эпохами, неизмеримо воз- росло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей ответственностью. По-

этому, несмотря на разительные социально-культурные, экономические, политические контрасты различных реги- онов, государств и народов, ученые и философы считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля мышления.

Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой.

Соответственно должна сформиро- ваться новая гуманистическая культура, в которой чело- век будет рассматриваться как самоцель общественного развития. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями.

Однако глобализация социальных, культурных, эконо- мических и политических процессов в современном мире, на- ряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных про- блем, которые получили название «глобальных проблем со-

Глобальные проблемы современности 311

Эти изменения являются плодом всей культурно-пре- образовательной и, прежде всего, производственной дея- тельности человека.

Масса всех искусственно созданных че- ловеком неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты ученых показывают, что техномасса, производимая человечеством за один год, со- ставляет 10П — 1014, а биомасса, производимая на суше, 1021 Из этих расчетов следует, что уже сейчас человечество со- здало искусственную среду, которая в десять раз продук- тивнее естественной среды. Искусственная среда постепен- но и неотвратимо наступает на естественную и поглощает ее. И это один из важнейших факторов, обусловливающий по- становку перед человечеством экологической проблемы.

В этой связи особую остроту для людей приобретает проблема повсеместного распространения в окружающей среде производств и продукций, в первую очередь, их опас- ных, радиационных и токсичных видов. В год на каждого жи- теля Земли приходится более 20 тонн промышленных и дру- гих отходов. В атмосферу попадает более 200 миллионов тонн

окислов серы и азота и миллионы тонн углекислого газа, вы- брасываемого в атмосферу.

Описание всех бед, угрожающих человечеству на данном этапе его развития, можно было бы продолжить до бесконечности. Для этого, к сожалению, накоплен огром- ный фактологический материал. Но нам, изучающим фи- лософию, необходимо все же не просто оперировать фак- тами, а опираться на определенные обобщающие выводы. А эти выводы таковы, что всякий биологический вид способен выжить в пределах достаточно узкой экологичес- кой ниши, то есть совокупности различных условий и фак- торов окружающей среды. Человек—это биологический вид, хотя и более универсальный, чем любой другой. Его биологи- ческая организация позволяет приспособиться к весьма ши- рокому кругу условий.

Однако и его возможности далеко не безграничны. Существуют такие пороговые значения внеш- них условий, за пределами которых биологическая организа- ция не выдерживает, и человечеству угрожает гибель. В ус- ловиях современной техногенной цивилизации возможности приспособления человеческого организма к условиям жизни в окружающей среде близки к исчерпыванию. При этом сле- дует иметь в виду не только физические факторы, связанные с загрязнением среды обитания, но и психологические.

Глобальные проблемы современности 313

В данных исследованиях выражен конкретно-науч- ный, социологический и демографический подходы.

ющихся различных мировоззренческих ориентации, схо- дятся на том, что глобальные проблемы современности — это не чисто экономические, политические или научные, а прежде всего, проблемы духовно-нравственные. И их ре- шение возможно лишь на пути внутреннего преображения человечества, переориентации людей с мирских ценнос- тей на ценности духовные. Речь идет об изменениях соци- альных и нравственных установок личности и общества.

Глобальные проблемы современности 315

С близких позиций выступают и светские мыслители. Так, уже упоминавшийся известный мыслитель-гуманист А. Печчеи считает, что поскольку проблема, возникшая на критической стадии развития человечества, находится вну- три, а не вне человеческого существа, взятого как на индиви- дуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение должно исходить изнутри самого человека. Следовательно, если мы хотим обуздать техническую революцию и напра- вить человечество к достойному его будущему, то нам необ- ходимо, прежде всего, подумать об изменении самого чело- века, о революции в самом человеке. А. Печчеи имеет в виду, изменение социальных установок личности и общества, переориентацию человечества с идеологии поступатель- ного роста производства и потребительства материальных ценностей на духовное самоусовершенствование.

Гуманизм как ценностная основа решения

глобальных проблем современности

Решение глобальных проблем современности — это общее дело всего человечества. Человечество должно вырабо- тать эффективные формы сотрудничества, которые поз- воляли бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально-политических, религиозных, этни- ческих и иных мировоззренческих ориентации. А для это- го оно должно опираться на определенные базисные цен-

ностные ориентации. Многие современные философы справедливо считают, что такими базисными ориентация- ми могут быть ценности гуманизма.

Наряду с этими подходами, в современной философ- ской литературе чаще всего подчеркивается, что реализа- ция принципов гуманизма означает проявление общечело- веческого начала. Гуманизм, в соответствии с таким подхо- дом, определяется как система идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Общече- ловеческое в таком подходе рассматривается как нечто зна- чимое не для какого-то ограниченного круга людей (соци- альной группы, класса, партии, государства или коалиции государств), а как то, что имеет значение для всего челове- чества. Это могут быть те или иные конкретные ценности и

Глобальные проблемы современности 317

са. Отсюда и притягательность идеи коммунизма, вско- лыхнувшее сознание российского народа, и, по сути дела, перевернувших всю общественную жизнь России.

Трансцендентные ценности имеют глубокий внутрен- ний, скрытый от внешнего взгляда смысл, который, как пра- вило, не улавливается, ибо его постижение предполагает вос- хождение к самим истокам фундаментальной традиции, со- храняющей свое духовное содержание. Тогда ценности предстают не просто в качестве внешних моральных правил, а как объекты прямого внутреннего опыта, то есть в их основе оказывается, в конечном счете, идея Бога как воплощение до- бра, любви, красоты, истины и справедливости. Бог—это мас- штаб, посредством которого оцениваются дела человеческие.

Общечеловеческие ценности — это идеал, символ, об- разец, регулятивная идея и в таком качестве они имеют пра- во занимать соответствующее место в нашем сознании, в мировоззрении. В этом смысле общечеловеческие ценности не являются просто выдумкой, пустой мечтой, за ними стоит опыт человечества, его потенции и устремления. Современ- ная эпоха не только высветила важную роль общечеловечес- ких ценностей, но и показала их протворечия и динамику, причем в разных взаимосвязанных планах. Речь идет о про- тиворечиях в самой природе общечеловеческих ценностей, о противоречиях между ними и конкретными историческими явлениями по разнородности в системе этих ценностей.

Понятию общечеловеческих ценностей как регуля- тивной идее, идеалу, образцу противостоят представле- ния о том, что эти ценности, как таковые, противоречивы по своей природе и не могут быть иными, поскольку одно и

Глобальные проблемы современности 319

то же — всечеловеческое.

Один и тот же масштаб приме- няется к различным, в том числе взаимоисключающим яв- лениям. Так, далее самые высокие побуждения во имя доб- ра, блага могут обернуться злом для многих людей и всего общества, когда они равным образом, одинаковой мерой распространяются и на тех, кто просто глух к ним, а ис- пользует призыв к добру в эгоистических целях, для нане- сения ущерба конкретным людям и всему обществу.

И все же противоречивость общечеловеческих ценно- стей не привела в истории к отказу от представления их в качестве цельного, непротиворечивого идеала, то есть к при- знанию их относительного характера, релятивизации. Во многом этого не произошло потому, что релятивизации цен- ностей всегда сопротивлялись различные религии. В рели- гиозной интерпретации общечеловеческие ценности — ос- мысливаются как ценности, имеющие божественную при- роду. Это очищало их от внутренних противоречий, хотя в определенной мере акцентировало внимание на существо- вании противоречия между ними и земной реальностью.

Космоцентрический взгляд на решение глобальных проблем

Ключевую роль в учении Н. Федорова играла идея пре- одоления смерти. Действительным антиподом смерти от счи- тал жизневоссоздание, воскрешение умерших. В отличие от ортодоксальных христианских верований, воскрешение че- ловека, по мнению Федорова, совершается не в потусторон- нем мире, а в посюстороннем, и не духовно, а физически, в вещественном воскрешении души и тела, в их единстве. Вос- крешение, по мнению Федорова, это не единичный акт, не удел избранных, а призвание и достояние всех, не только всех людей, независимо от звания и сословной принадлеж- ности, но и всех народов, т. е. общенародное, всемирное дело. Воскрешение не означает ожидание чуда, а предполагает активную деятельность всех людей в этом направлении. Сле- довательно, Человек является не только объектом, но и субъ- ектом воскрешения: одни люди воскрешают других, эти вос- кресшие сами могут стать воскресителями.

Федоровская концепция воскрешения охватывает два аспекта. Первый — оживление в прямом смысле этого слова.

Глобальные проблемы современности 321

Федоров особо настаивал на буквальном, натуралис- тическом понимании воскрешения. Однако не следует за- мыкать эту идею в чисто технические рамки, ибо основная направленность его учения состоит в идее глобального жиз- неутверждения, преодоления деструктивных сил, препят- ствующих бессмертию человечества. Эта идея логически связывалась Федоровым с признанием спонтанной актив- ности бытия и возможностью овладения пространством и временем. Всеобщее воскрешение представлялось ему по- бедой над временем и пространством. Воскрешение, по его учению, имеет космические параметры. Федоров уже в кон- це XIX в. обосновывает идею о необходимости выхода чело- века за пределы Земли в открытый космос. И это обоснова- ние вытекает у него из предвидения тех глобальных про- блем, с которыми столкнулось человечество в конце XX в.

Связь между проектом воскрешения и проектом вы- хода в космос вытекает у Федорова из того, что в результа- те воскрешения возрастет перенаселенность Земли, вос- крешенным поколениям негде будет жить и нечем будет питаться. С другой стороны, по мысли Федорова, эти поко- ления призваны быть неисчерпаемым источником заселе- ния космоса. Воскрешение трактуется им как одно из важ- ных условий гармонизации Вселенной.

Глобальные проблемы современности 323

Федорова, задача человека приводить мир в порядок, вно- сить в него лад, мир, гармонию, — рассуждает русский мыс- литель. В результате этого, эволюция природы поднимает- ся со степени стихийности на качественно новый уровень сознательного нравственно-разумного движения.

Читайте также: