Что такое закрытая школа для несовершеннолетних

Обновлено: 04.07.2024

— нуждающихся в особых условиях воспитания, в Рос. Федерации учебные заведения для лиц, совершивших социально опасные деяния (правонарушения или преступления, но освобождённых по возрасту от уголовной ответственности) (см. Преступность несовершеннолетних, Уголовная ответственность несовершеннолетних). Находятся в ведении Министерства образования РФ. К С.у.-в.у. относятся специальные общеобразовательные школы и специальные ПТУ (создаются с 1964 раздельно для мальчиков и девочек). Подразделяются на два вида: открытого и закрытого типа.

К учреждениям открытого типа относятся специальные общеобразовательные школы; специальные ПТУ и другие учреждения для несовершеннолетних от 8 до 18 лет. Дети принимаются в эти учреждения на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших 14-летнего возраста, их родителей или законных представителей. Осн. задачи С.у.-в.у. открытого типа: исправление и социальная реабилитация детей и подростков, их общее и профессиональное обучение. К С.у.-в.у. закрытого типа относятся: специальные общеобразовательные школы; специальные профессиональные училища, специальные (коррекционные) образовательные учреждения. В учебно-воспитательные учреждения закрытого типа направляются дети в возрасте от 11 до 18 лет: по постановлению судьи - несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и несовершеннолетние, достигшие возраста уголовной ответственности, но не подлежащие ей вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, что не позволяло в момент совершения общественно опасного деяния в полной мере оценивать фактический характер и общественную опасность своего действия или бездействия или руководить им; по приговору суда - несовершеннолетние, осуждённые за совершение преступления средней тяжести и освобождённые от наказания в соответствии со статьёй 92 Уголовного кодекса РФ. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа предназначены для несовершеннолетних, имеющих нарушения в психофизическом развитии и (или) заболевания.

Специальные ПТУ предназначены для подростков и юношей 14-18 лет. Воспитанники содержатся в училище от одного до 3 лет. Переведённым из специальных школ время пребывания в школе засчитывается в 3-летний срок содержания в специальном ПТУ. После 18 лет воспитанники могут оставаться в ПТУ в порядке исключения для завершения обучения и закрепления результатов исправления, но не более чем на один учебный год. Учащиеся, доказавшие своё исправление примерным поведением и хорошей учёбой, до окончания срока пребывания могут переводиться в ПТУ общего типа или трудоустраиваться. Не исправившиеся подростки, а также поступившие в ПТУ с достаточной профессиональной подготовкой направляются на работу в учебные производственные мастерские и продолжают обучение в общеобразовательной школе. По типу воспитательных систем специальные ПТУ находятся между обычными ПТУ и воспитательными колониями. Для воспитанников специальных ПТУ устанавливается сокращённая рабочая неделя и оплата труда в таком же размере, как и взрослым рабочим при полной продолжительности рабочей недели. По окончании обучения воспитанникам присваивается производственная квалификация и выдаётся аттестат (свидетельство) без указания, что документы получены в специальных ПТУ. За качество производственного обучения и воспитания отвечают мастера производственного обучения и преподаватели.

В С.у.-в.у. обеспечивается круглосуточный надзор и контроль за поведением воспитанников, исключающий возможность их свободного выхода за пределы учреждения. Воспитывающий характер педагогического режима заключается в целесообразно продуманной организации жизни подростков, развитии социально полезных интересов, гуманном отношении к каждому воспитаннику в сочетании с высокой требовательностью и дисциплиной. Применяются методы убеждения, принуждения, поощрения и т.п. Воспитанникам разрешается получение и отправление писем, посылок. Активно используется самоуправление. Создаются общественные попечительские советы. Администрация и педагогический коллектив обязаны поддерживать связь с родителями (переписка, личные беседы, родительские собрания и др.).

Подготовка кадров воспитателей, учителей, мастеров для С.у.-в.у. ведётся в Коломенском педагогическом институте.

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .


Щёкинское специальное учебно-воспитательное учреждение – училище закрытое. В нём содержатся мальчики, совершившие преступления или правонарушения.

Это, конечно, не колония. Тут детей обучают, дают им специальность, у них есть каникулы, на которые можно вернуться домой. Но все понимают, что среда похожа. О том, можно ли перевоспитать малолетник хулиганов и преступников, кто эти ребята и каково работать с ними рассказывает социальный педагог с 20-летним стажем работы в училище Наталья Корнеева.


Сердце каменеет

Наталья Корнеева: В разных учебных заведениях функционал разный. В моём была социальная защита детей-сирот, их прав. Я устанавливала социальный статус ребёнка, собирала документы для оформления пенсии по потере кормильца, социальных пособий, если родители были лишены родительских прав. То есть я работала с деньгами, жильём и собственностью этих детей и их семей. Так же помогала опекунам правильно оформить документы, а родителями восстановиться в правах.

- Охать, ахать и страдать по поводу тяжёлой судьбы ребят бесполезно. В первое время меня очень трогали описания их материальных, жилищных пробелм, смертей родителей, всего, что они пережили. Если не научиться отстраняться, то быстро выгоришь и не сможешь полноценно выполнять свои обязанности. Люди, которые не могли приспособиться, быстро уходили. Были ситуации, когда в год в училище принимали по пять-шесть воспитателей или учителей. Через полгода не оставалось ни одного из них.

- Что самое страшное для молодого педагога?

- Для меня самым ужасными было то, что пришла совершенно неподготовленной к этой работе. Вообще первые социальные педагоги появились во всех учебных заведениях лет через пять-десять после того, как я уже начала работать. У меня не было юридического образования. Я ж по образованию учитель истории и обществознания. Консультироваться не у кого, интернета тогда с его колоссальным справочным материалом и широтой коммуникаций ещё не было. Каждый закон нужно было читать между строк, изучать комментарии. Я искала людей, у которых были нужные мне материалы, брала на время и переписывала от руки.


А за родителей горой

- Что представляют из себя ваши воспитанники?

В основном это дети из неблагополучных семей с пьющими, неработающими родителями. Им не уделялось внимания, школа на них плюнула, они не посещали занятия. В год или два появлялся ребёнок из обычной семьи.

Много детей было из школ-интернатов, детских домов, которые старались избавиться от совершивших хоть малейшее преступления.

Сегодня научились измерять интеллектуальную одарённость, но нельзя измерить интеллектуальность духовную


- Они не винят родителей в том, что довели их до такого? Или просто не осознают, что это не норма?

- Они не понимают. Живут в этой среде, а она вся такая. Если проследить, то редко кого найдёшь не осуждённых и не пьющих среди их родных: от родителей до тёть-дядь и бабушек-дедушек.

Но по моему опыту эти люди (из тех, что не совсем спились) очень хорошо относятся к своим детям. Сидевшие, понимают, каково это.

Как-то мужчина приехал за племянником. Ему его не отдавали, потому что он был в тюрьме. Мужчина сел и заплакал. Он в этих условиях был, поэтому понимает, каково тут мальчику. А отсюда мальчишку увезут в школу-интернат или детский дом и его уже не заберёшь.

Так что они не сплошь плохие люди, которым дети не нужны. А дети из обеспеченных семей часто не любили своих родителей, потому что считали, что те их сюда специально затолкали. И они озлоблялись.

- Ребята были связаны с бандитскими группировками?

- Нет. Это были дворовые так называемые плохие копании. Был мальчик из Серпухова, он с другими ребятами обворовывал и убивал бездомных. Это, наверное, единственное что я могу вспомнить из организованного преступного сообщества, при этом руководимым взрослыми. А мальчик не понимал, что они делают. Он шёл следом, потому что его звали. Ему было интересно.. У некоторых детей было написано в решении суда – направлен в спецучилище, потому что он в момент совершения преступления не осознавал своих действий. Во многих случаях это задержки развития, какие-то ментальные проблемы. 80% этих детей – коррекционщки. В школы эти дети ходили два раза в год.Некоторые в 15 лет читать и писать не умели. И в своей среде они совершенно спокойно с этим жили.

Кружок шитья подростка в интернате не удержит

Говорите правду

- Такие заведения призваны перевоспитывать детей. Это вообще возможно?


К детям нужно относиться честно и всегда говорить правду. И воспитывать не словом, а делом. Если родитель с работы несёт лампочку, а ему говорит, что воровать плохо, ничего не выйдет.

- Были ли дети, попавшие к вам по ошибке?

- Да, конечно. И таким было очень тяжело. Это ведь вообще не их среда. В частности мальчика воспитывал один отец, но семья хорошая. У него была компьютерная зависимость. Однажды отец отнял компьютер и запер в своей комнате. Мальчик взломал замок и забрал компьютер, а отец подумал, что это воры, заявил в полицию. Там, когда всё разузнали, убедили отца, что ребёнка отправят в хорошее учебное заведение, где его перевоспитают. Когда он понял, куда отдал сына, был в ужасе. Если преподавательская среда очень хорошая, то дети… Пришлось предпринимать титанические усилия, чтобы ребёнка вернуть в семью.


Почему ж не слушали?

- Кому-то из ребят удавалось устроить нормально взрослую жизнь?

- Что делается и нужно делать, для того, чтобы жизнь в таких училищах была лучше?

- За последнее время количество детей в спецучилищах сильно сократилось. В 1969 году, когда наше открывали, воспитанников было около 200. А училищ по России около 20. А сейчас их 13-14, наполняемость их 60-70 человек, хотя по нормативу около 110. Это три школьных класса. А работают с ними сто с лишним человек. Это колоссальные расходы для государства! Хозяйственные нужды, одежда, питание, отопление, освещение, содержание преподавателей, культурные нужды. На культурно-просветительскую работу выделяются очень большие деньги. Сейчас в училище работают три психолога и три социальных педагога. В обычной школе на тысячу человек – один психолог. Всё, что можно, делается.

В самой нашумевшей истории этой недели все больше появляется людей, готовых рассказывать об ужасах, которые творятся в сургутской спецшколе для трудных подростков. Все началось с родителей одного из воспитанников, обратившихся за помощью в правоохранительные органы после того, как их ребёнка доставили в больницу с ожогами ног и многочисленными синяками. Сейчас он проходит лечение в ожоговом центре. По словам родителей, эти травмы ребёнок получил от другого учащегося учреждения, который ошпарил ноги пострадавшего очень горячей водой из душа. В настоящий момент следователи выясняют все обстоятельства произошедшего. На контроле эта история и у детского омбудсмена Югры.

— То есть, этот молодой человек изнасиловал вашу дочь?

— Это все происходит под контролем охраны?

Говоря о происходящем сейчас, стоит вспомнить и то, что происходило буквально месяц назад. В декабре прошлого года в результате прокурорской проверки из спецшколы были уволены некоторые сотрудники. Например, один из них, работавший дежурным по режиму, оказался ранее судимым за грабеж. Добавим к этому, что правоохранительные органы не раз находили нарушения в данном учебно-воспитательном учреждении, откуда неоднократно сбегали подростки. Связаны ли все эти истории или нет — следователям еще предстоит выяснить.

Нам же, глядя на происходящее, стоит уяснить еще несколько фактов. Подобные спецшколы — это учреждения закрытого типа. Попадают туда дети не за плохое поведение, а по решению суда за совершенные преступления. То есть, выражаясь сухим официозным языком, там содержится особый контингент. Изолированный от общества с одной лишь целью — перевоспитать этих детей в среде, не похожей на тюремную, чтобы потом они легче смогли адаптироваться к нормальной законопослушной жизни.

Условия, созданные для детей в спецшколе, отличаются от тех, что существуют в обычной колонии. Вплоть до того, что на выходных их могут отпускать домой к родителям, а летом дают отпуск на месяц. Но самое главное — это то, по каким программам и методикам должен проходить учебный и воспитательный процесс. Если в школе, пусть и закрытого типа, царят тюремные порядки, перевоспитанным оттуда точно никто не выйдет.


Распорядок дня — по режиму. Территория огорожена забором. Любое свободное перемещение запрещено. О российских спецшколах закрытого типа говорят — они объединили в себе армейские неуставные отношения и тюремный быт. Поэтому побеги, бунты, побои и вымогательства в них — дело, по большому счёту, привычное. Воспитательный процесс подростков с девиантным поведением здесь очень часто делегируется одному из них. Как говорится, воспитатель спит — служба идёт.

Чтобы это прекратить, в первую очередь, наверное, надо бы изменить саму систему, в которой сегодня существуют подобные учреждения. А она — система — живёт по нормативным документам ещё 90-х. Больше того, о новых разработках каких-то специализированных методик и о трудах в этой области современных Макаренко сегодня говорить не приходится. Так что все эти заведения напоминают места для временного содержания неугодных обществу элементов, представителей подрастающего поколения.

По большому счёту, по-другому и быть не может! Здесь, в спецучреждении, работают самые обычные учителя. Никакой особой подготовки, несмотря на то, что учить приходится особых детей, эта работа не предполагает. Как при таких условиях можно рассчитывать, что начинающий нарушитель закона вдруг встанет на путь исправления — загадка, ответ на которую сегодня, похоже, мало кого интересует.

То есть, методик нет, специалистов тоже, как следствие, нет и результата. Об эффективности работы отечественных спецшкол говорит статистика, а она, как известно, вещь упрямая. Из 10 выпускников подобных заведений только двое в последствии остаются на свободе. Остальные продолжают начатый путь уже в настоящих тюрьмах. Отсюда вторая загадка — зачем вообще нужны такие школы?


Но не только в этом проблема, считают те, кто работает с трудными подростками, ставшими малолетними преступниками, за рубежом. В западных странах прежде всего пытаются поместить таких детей в иную среду… Например, в Израиле их отправляют жить в сельскохозяйственные поселения, где они большую часть времени проводят с домашними животными, ухаживают за ними, обучаются основам сельского хозяйства. В США происходит нечто подобное. А вот в Англии, например, трудных подростков отдают на перевоспитание в семьи полицейских. Круче всего поступают власти Германии. Они отправляют своих малолетних преступников в Сибирь. В смысле, нашу Сибирь. Как правило, в семьи сельских учителей.

Все эти программы объединяет одно. Детей не отправляют в закрытые учреждения, где они научатся тюремным взаимоотношениям, их не оставляют в неблагополучных семьях, в которых они находились до этого, их помещают в другую среду — туда, где взаимоотношения в пределах общепринятых норм. Этого не может дать ни одна спецшкола, существующая сегодня в России, считает наш сегодняшний эксперт, больше 20 лет проработавший в системе исполнения наказаний, Владимир Рубашный.

« Естественно, если мы говорим о 60-80-процентном рецидиве детей, выпускаемых из этих учреждений, которые могут и, как правило, попадают в места лишения свободы, естественно, эффективность совершенно никакая. Деньги тратятся впустую. Нужны действительно программы реабилитационные, нужны новые формы совершенно — в первую очередь, направленные на профилактику, — работы с детьми в трудных житейских ситуациях, с их проблемными родителями. Сейчас, наоборот, говорят о том, что семья должна быть консолидирована влиянием извне, государства — этот закон о домашнем насилии. И с юстицией у нас проблемы. Пусть не в такой форме, пусть это какой-то наш будет опыт, но ведь никто не занимается, никто не пытается реализовать свое. Значит, нет пока, не вырос, не осознал этот педагог или психолог, как в настоящее время с этой проблемой быть. А дальше… я не думаю, что в ближайшее время будет улучшаться, потому что и тенденции таковы, что рост числа преступлений — его все время снижают, на самом деле, но количество детей, которые остаются без попечения родителей, увеличивается, количество неблагополучных семей увеличивается.

трудные дети и подростки, закрытые школы для трудных подростков, как помочь трудному подростку

Кто такие трудные подростки и как ими становятся

трудные дети и подростки, закрытые школы для трудных подростков, как помочь трудному подростку

Трудные дети и подростки - это дети с девиантным поведением. Проще говоря, трудные — дети, которые совершают поступки, не укладывающиеся в общепринятые представления о нравственности и морали. Они не ходят в школу, демонстративно игнорируют замечания учителей и родителей, среди них большой процент алкоголиков, наркоманов и токсикоманов, а также правонарушителей.

Чьи проблемы решает спецшкола

В эти школы не приводят за ручку мамы — сюда привозят на машинах с зарешеченными окнами. Попадают сюда по приговору суда. Ну и другие грустные приметы: контрольно-пропускной пункт, передвижение по периметру, железная дисциплина.

Конечно, в спецшколах этими детьми серьезно занимаются — преподают общеобразовательные предметы, стараются привить хоть какие-то навыки ремесла, социально адаптировать. Здесь, как правило, не работают случайные люди. Преподаватели таких закрытых школ для трудных подростков — высокие профессионалы, досконально владеющие методами работы с трудными детьми. Обучение трудных детей всегда связано с большими сложностями — ведь большинство из них в школу или не ходили вовсе, или попадали туда крайне редко. Бывает, что великовозрастные ученики занимаются по программе младших классов обычных общеобразовательных школ.

Решает ли такая закрытая школа для трудных подростков их проблемы? Сотрудники спецшкол считают, что скорее нет, чем да. После выхода из подобного учреждения дети ведут себя прилично и не совершают никаких противоправных действий месяц, от силы два. А потом опять связываются с той же (или другой) компанией, и опять алкоголь, наркотики, воровство. Ведь по сути ничего не изменилось — те же родители, те же приятели. Выходит, что, изолируя подростка, общество в первую очередь заботится о себе — с глаз долой, из сердца вон. Не видно их за высокими заборами — ну и ладно.

Есть ли выход?

Как помочь трудному подростку, что же должно сделать общество, мы с вами, чтобы таких несчастных детей было как можно меньше? Профилактика, и еще раз профилактика. Начните с себя. Вспомните, давно ли вы разговаривали по душам со своим ребенком? Не лезли к нему в душу, не давили нравоучениями, а именно разговаривали — как со взрослым, равным.

А может, в кадеты?

трудные дети и подростки, закрытые школы для трудных подростков, как помочь трудному подростку

В последнее время, чтобы помочь трудному подростку, появляются школы открытого типа для детей с девиантным поведением, то есть туда подростки поступают не по решению суда, а по направлению комиссии по делам несовершеннолетних или по желанию родителей. Обучение трудных детей здесь, так же, как в закрытых спецшколах, происходит параллельно с социальной адаптацией, занятиями с психологом.

Кадетская школа — вовсе не спецшкола и уж точно не тюрьма. Здесь не обязательно обучают трудных подростков, хотя в большинстве своем это все же ребята из неполных, социально незащищенных или неблагополучных семей. Иными словами из группы риска. В кадетских школах как раз и осуществляется та самая профилактика, о которой мы говорили. Здесь царит железная дисциплина, и своей задачей учителя этих школ видят воспитание настоящих мужчин. Но здесь не подавляют личность, а направляют буйную энергию подростков в нужное, полезное для них русло.

Сегодня в столице, например, поступить в кадетский корпус нелегко — конкурс достигает семи человек на место, то есть, как и было испокон веку, кадетское образование становится элитным. Разумеется, у детей из социально незащищенных семей имеются льготы.

Что ж, дисциплина, четкое распределение времени, внимательные педагоги, годами наработанные методы работы с трудными детьми и подростками — возможно, все это убережет подростка от улицы, не даст ему свернуть на кривую дорожку. Вот только маму и папу ни один педагог не заменит.

Известно, что об обществе судят по тому, как в нем живется детям и старикам. Пройдитесь ближе к вечеру по любому спальному району — если не боитесь, конечно. Эти пацаны с сигаретами и жестяными банками с дешевым алкоголем, ведущий к подростковому алкоголизму— чьи-то дети. Неважно им живется, значит, и со всеми нами не все в порядке.

Читайте также: