Как соотносятся законность и демократия тест

Обновлено: 30.06.2024

4) на частную жизнь. Частная жизнь представляет собой совокупность тех сторон его личной жизни, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Частная жизнь отражает стремление каждого человека иметь свой собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от посторонних глаз;

5) на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, предусмотренных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Правом на охрану жилища пользуются лица, являющиеся его собственниками, арендаторами или проживающие по договору найма;

6) на национальную принадлежность;

7) на свободу передвижений и местожительства. Этого права лишены все лица, которые проникли в страну с нарушением визового режима или законодательства о въезде;

8) на свободу совести и вероисповедания. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;

9) на свободу мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

К ним также можно отнести :

1) право на экономическую деятельность;

2) право частной собственности;

3) трудовые права и свободы;

4) право на защиту материнства;

5) право на социальное обеспечение;

6) право на жилище;

7) право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

8) право на благоприятную окружающую среду;

9) право на образование, свободу творчества; 10)право на участие в культурной жизни.

23. Законность и правопорядок

Законность – это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Для законности необходимы две стороны :

1) наличие правовых справедливых научно обоснованных законов (содержательная сторона);

2) их выполнение, ибо только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона).

Принципы законности :

1) единство законности;

2) верховенство Конституции и закона (подчиненность Конституции и законам всех иных нормативных и индивидуальных правовых актов; издание каким бы то ни было органом правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности);

3) гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией; с другой стороны, сами права и свободы, их наличие и осуществление являются показателем состояния законности и демократии в обществе);

4) связь законности с культурой (от культурного уровня общества и должностных лиц зависит состояние законности, и наоборот, соблюдение законодательства является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества);

5) связь законности с целесообразностью (обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть в рамках закона);

6) принцип презумпции невиновности закреплен в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ 1993 г., где зафиксировано следующее: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда".

Гарантии законности – это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.

Гарантии законности делятся на :

Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности социальных связей.

Особенности правопорядка :

1) запланирован в нормах права;

2) возникает в результате реализации данных норм;

3) обеспечивается государством;

4) создает условия для организованности общественных отношений, делает человека более свободным, облегчает жизнь;

5) выступает итогом законности.

Следует различать правопорядок и общественный порядок.

Второе понятие более широкое, включает в качестве ядра первое понятие. Общественный порядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, которое достигается не только соблюдением правовых норм, но и соблюдением других социальных норм.

Законность, правопорядок и демократия соотносятся следующим образом :

1) подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка, без которых первая превращается в хаос, различные злоупотребления;

2) законность и правопорядок не будут социально ценными без демократических механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базу законности и правопорядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной жизни.

Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократическое содержание законодательства, контроль общественности за реализацией законов и т. п.; в свою очередь законность и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии.

24. Правовое государство

Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства :

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);

2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип закреплен в ст. 2 Конституции РФ, где установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной.

Правовой наукой ныне в виде естественных прав признается система гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в других международных актах.

Второй основной принцип воплощается в жизнь с использованием способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов. К ним относятся:

1) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;

2) федерализм, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

3) верховенство закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);

4) взаимная ответственность государства и личности и т. д.

Кроме них, можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это такие принципы, как высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе, наличие гражданского общества и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, их необходимо рассматривать во взаимосвязи.

Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение не самоцель.

Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций, и тогда гражданское общество от этого ничего не выиграет, а наоборот, только проиграет.

при наличии которых юридическая ответственность исклю­чается, являются .

1. Крайняя необходимость.

2. Презумпция невиновности.

4. Необходимая оборона.

6. Помилование. I

4) Основаниями освобождения от юридической ответ­ственности являются .

1. Крайняя необходимость.

5. Отсрочка исполнения приговора.

6. Необходимая оборона.

5) Основными положениями презумпции невиновности яв­ляются .

1. Бремя доказывания лежит на лицах, ведущих судопроизвод­ство, следствие или дознание.

2. Неотвратимость наказания за совершенное правонарушение.

3. Предание обвиняемого суду не предрешает вопроса о его ви­новности.

4. Гарантированность основных прав и свобод граждан.

5. Все сомнения, которые не представляется возможным разре­шить, толкуются в пользу подсудимого.

6) Виды юридической ответственности .

7) Юридическая ответственность — это .

1. Разновидность правового принуждения, заключающаяся обязанности лица претерпевать определенные лишения за со­вершенное правонарушение.

2. Требование безусловного исполнения законов в государстве.

3. Система правовых средств, организованных наиболее после­довательным образом, созданная для регулирования обще­ственных отношений.

4. Осознание правонарушителем общественно опасного харак­тера своего деяния.

8) Основаниями наступления юридической ответственно­сти являются.

1. Вина правонарушителя.

2. Общественное осуждение поступка.

3. Наличие объекта правонарушения.

4. Противоправность деяния, вред причиненный деянием, при­чинная связь между деянием и вредом от него.

5. Наличие деликтоспособного лица, совершившего правонару­шение.

9) Принципы законности:

1. Единство законности.

2. Прямое действие Конституции.

4. Неотвратимость наказания за совершенное правонарушение.

5. Гарантированность прав и свобод граждан.

10) Правопорядок — это .

1. Предпосылка установления законности.

2. Результат действия права и законности.

3. Основание наступление юридической ответственности.

4. Гарантия законности.

11) Правовая культура — это .

1. Возникшее из правонарушений правовое отношение между государством и правонарушителем.

2. Совокупность представлений и чувств, выражающих отноше­ние людей, социальных общностей к действующему или жела­емому праву.

3. Качественное правовое состояние и личности, и общества.

4. Целенаправленная деятельность государства, общественных организаций по передаче юридического опыта.

12) Виды правосознания по содержанию .

3. Обыденное.

13) Юридическая конструкция, включающая в себя совокуп­ность необходимых и достаточных элементов объективного и субъективного характера, наличие которых позволяет при­знать деяние правонарушением, а лицо, его совершившее, при­влечь к юридической ответственности, — это . у

1. Состав правоотношения.

2. Юридический состав.

3. Состав правонарушения.

4. Юридический факт.

14) Правонарушения, являющиеся общественно опасными называются. s

15) Что представляет собой объективно противоправное деяние?

1. Социально вредное поведение, нарушающее требование юри­дических норм.

2. Социально вредное поведение, совершенное без вины.

3. Поведение, не наносящее вреда, но осуществляемое с нару­шением правовых велений.

4. Общественно опасное правонарушение.




16) Какое правомерное поведение является общественно

1. Поведение, состоящее в использовании субъективных прав,

реализация которых желательна для общества.

2. Поведение, состоящее в соблюдении запретов и исполнении

3. Поведение, состоящее в использовании субъективных прав,

реализация которых нежелательна, но допустима для общества.

4. Нет правильного ответа,

17) В зависимости от степени общественной опасности правонарушения подразделяются на .

1. Умышленные и неосторожные.

2. Преступления и проступки.

3. Политические, экономические, экологические. ,

4. События и деяния.

18) К основным функциям юридической ответственности

1. Правоохранительная и социальная.

2. Карательная, воспитательная, предупредительная.

3. Регулятивная и охранительная.

4. Социально-прогностическая и информационная.

19) В каком случае лицо не может быть привлечено к юри­дической ответственности за совершенное противоправное

1. Лицо совершило противоправное деяние осознанно.

2. Противоправное деяние совершено лицом в состоянии силь­ного душевного волнения.

3. Лицо совершило противоправное деяние под прямым физическим принуждением, угрозой, психическим принуждением.

4. Лицо совершило противоправное деяние в состоянии сильно­го алкогольного опьянения.

1. Не может, так как отсутствует субъективная сторона соста­ва правонарушения.

2. Может, в случае причинения вреда источником повышенной опасности.

3. Правильного ответа нет.

21) Причиной правового нигилизма в российском обществе является.

1. Политическая апатия.

2. Политический радикализм.

3. Низкий уровень правосознания граждан.

4. Влияние западной культуры.

22) В зависимости от степени активности субъекта права правомерное поведение может быть .

1. Активным, пассивным, обычным.

2. Регулятивным и охранительным.

3. Действием, бездействием.

4. Соблюдением, исполнением, использованием.

23) Правовую культуру общества характеризуют показа­тели .

1. Уровень совершенства законодательства, правосознания, за­конности и правопорядка, развития юридической техники.

2. Знание и понимание права, уважение права, привычка со­блюдать закон.

3. Нормы права, правовые отношения, реализация норм права.

4. Связь права и национальной религии.

24) Функция правовой культуры, связанная с теоретичес­кой и организаторской деятельностью по формированию пра­вового государства .

25) Ученые-юристы являются носителями .

1. Обыденного правосознания.

2. Профессионального правосознания.

3. Доктринального правосознания.

4. Идеологического правосознания.

26) Принцип поведения всех участников правоотношений, означающий требование соблюдения и исполнения законов и иных нормативных правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организа­циями и гражданами, — это .

1. Политико-правовой режим.

4. Общественный порядок.

27) Законность и демократия соотносятся следующим об­разом

1. Чем больше демократии, тем меньше законности.

2. Чем больше законности, тем меньше демократии,

3. Законность — это основа демократии, а демократия — необходимое условие законности.

4. Эти явления абсолютно не связаны между собой.

28) Законность и целесообразность в сфере правоприменительной деятельности соотносятся следующим образом .

1. При принятии решения по делу можно руководствоваться принципом целесообразности, однако выходить за рамки требо­ваний закона запрещается.

2. Если требования закона не соответствуют реальной правовой действительности, то можно руководствоваться принципом

3. Целесообразность и законность совпадают по своим требова­ниям.

4. Законность и целесообразность всегда противоречат друг другу.

29) Законность и правопорядок соотносятся следующим образом .

1. Законность — составная часть правопорядка.

2. Правопорядок лежит в основе законности.

3. Правопорядок — это результат реализации требований за­конности.

Тест по актуальным проблемам теории государства и права, 40 вопросов с ответами

1. Основное отличие теории права и государства от отраслевых юридических наук состоит в том, что… :
A) Каждая отраслевая наука изучает свой предмет, а теория права и государства — все предметы отраслевых наук;
B) Отраслевые науки изучают соответствующие нормы, а теория права и государства — все законодательство в целом;
C) Теория права и государства изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а отраслевые науки — конкретные закономерности той группы общественных отношений, которые регулируются данной отраслью права;
D) Содержание отраслевых наук всегда связано с юридической практикой, а теория права и государства развивается независимо, изолированно.

2. Специальные научные методы — это:
A) Методы, которые используются во всех конкретных науках;
B) Методы, которые используются в нескольких, но не во всех конкретных науках;
C) Методы, которые разработаны конкретными науками и используются для познания государственно-правовых явлений;
D) Методы, разрабатывающиеся в рамках различных философских школ и направлений для познания окружающего мира.

3. Предмет и метод теории права и государства соотносятся следующим образом:
A) Предмет определяет методы его исследования;
B) Методы определяет исследователь независимо от предмета исследования;
C) Предмет и метод существуют независимо друг от друга;
D) Ориентируясь на соответствующие методы, ученые определяют предмет теории государства и права.

4. Основные теории происхождения государства — это:
A) Историческая школа;
B) Классовая;
C) Примирительная;
D) Патриархальная;

6. Представители договорной теории происхождения государства…
A) Маркс, Энгельс, Ленин;
B) Гумплович, Каутский, Дюринг;
C) Руссо, Локк, Гоббс;
D) Аврелий Августин, Фома Аквинский, Жак Маритен.

7. Легитимность власти придает:
A) Привычка к ней граждан;
B) Страх;
C) Признание подвластными права отдавать им распоряжения и приказы;
D) Признание ее большинством народа.

9. Политический режим, который характеризуется конституционным закреплением и реальным осуществлением прав и свобод человека, равноправием всех граждан, наличием многопартийной системы и идеологического плюрализма, выборностью и сменяемостью органов государственной власти, приматом права над государством, называется:
A) Деспотическим;
B) Демократическим;
C) Социалистическим;
D) Переходным.

10. Легальность власти — это:
A) Признание ее большинством населения;
B) Добровольное выполнение ее приказов;
C) Признание ее властной элитой;
D) Закрепление ее в официальных нормативно-правовых актах;

12. С точки зрения цивилизационного подхода, государства могут быть следующих типов:
A) Рабовладельческое;
B) Китайское;
C) Буржуазное;
D) Евроамериканское.
13. Современные формы правления — это:
A) Монархия;
B) Деспотия;
C) Республика;
D) Олигархия;

14. Структура государственной власти — это:
A) Субъект — право — субъект;
B) Объект — объективная сторона — субъект — субъективная сторона;
C) Субъект — объект — содержание;
D) Воля правящих классов (всего народа) — государственные органы — законодательство.

15. Социальная власть — это:
A) Деятельность по разрешению социальных конфликтов на основе и в соответствии с действующим законодательством;
B) Концентрированное выражение воли народа или правящих классов, воплощенное в деятельности государственных органов;
C) Функция любого организованного коллектива по налаживанию совместной деятельности для достижения определенных целей;
D) Руководство обществом при помощи аппарата управления, с опорой на специальные принудительные учреждения.

18. Совокупность приемов, методов и способов осуществления государственной власти — это:
A) Форма государственного устройства;
B) Механизм государства;
C) Государственно-правовой режим;
D) Форма правления.

20. Организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением — это:
A) Политическая система;
B) Форма правления;
C) Государственно-правовой режим;
D) Форма государственного устройства.

21. Основание, по которому функции государства подразделяются на внутренние и внешние — это:
A) Время действия;
B) Сфера деятельности;
C) Виды ветвей государственной власти;
D) Ценности политического руководства.

22. Выделите функцию, которая присуща государству любого типа:
A) Оборона;
B) Защита прав и свобод человека;
C) Экологическая;
D) Подавление сопротивления свергнутых классов.

23. Насильственно создаваемое сложное монархическое государство называется:
A) Конфедерацией;
B) Империей;
C) Содружеством;
D) Федерацией.

24. Центральным элементом политической системы является:
A) Система политических партий;
B) Государство;
C) Профсоюзы;
D) Электорат.

25. Государственные органы, избираемые населением, относятся к:
A) Судебным;
B) Первичным;
C) Производным;
D) Исполнительно-распорядительным.

26. Политические партии в государственно-организованном обществе выполняют следующие функции:
A) Познавательную, регулятивную, оценочную;
B) Методологическую, эвристическую, интерпретационную;
C) Программную, идеологическую, властно-практическую;
D) Охранительную и стабилизационную.

27. Участие в соревновании (борьбе) за государственную власть, за ее удержание относится к следующей функции политической партии:
A) К программной;
B) К идеологической;
C) К властно-практической;
D) К властно-конкурентной;

28. Система государственных органов и учреждений, при помощи которых обеспечивается выполнение внутренних и внешних функций государства, называется:
A) Формой правления;
B) Правительством;
C) Механизмом государства;
D) Политической системой.

29. Орган государственной власти, который вправе вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, называется:
A) Совет Безопасности;
B) Министерство внутренних дел;
C) Президент РФ;
D) Правительство РФ.

31. Политический плюрализм — это признак:
A) Авторитарного государства;
B) Теократического государства;
C) Правового государства;
D) Тоталитарного государства.

32. Правовая форма организаций и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод гражданина, — это:
A) Гражданское общество;
B) Механизм государства;
C) Правовое государство;
D) Переходное государство.

33. Психологические начала правового регулирования выделял:
A) К. Маркс;
B) Л. Петражицкий;
C) Гуго Гроций;
D) Фома Аквинский;

35. Нормативные социальные регуляторы — это:
A) Мораль;
B) Директива;
C) Социальное предсказание;
D) Правила проведения строительных работ.

36. Корпоративные нормы — это:
A) Совокупность норм и правил поведения, регулирующих отношения между людьми и их объединениями;
B) Правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих;
C) Установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях общественных объединений, основанных на членстве, для реализации и достижения целей их функционирования;
D) Нормы, возникшие стихийно, исторически, выполняемые большинством населения в силу сложившейся привычки.

37. Правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени и вошедшее в привычку, обозначается понятием:
A) Право;
B) Обычай;
C) Нравы;
D) Этикет.

38. Совокупность всех действующих в данном государстве юридических норм называется:
A) Субъективным правом;
B) Системой права;
C) Правовой системой;
D) Объективным правом.

39. Главная внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе — это:
A) Ценность права;
B) Функция права;
C) Принцип права.
D) Сущность права;

40. Основные элементы структуры юридической нормы — это:
A) Гипотеза, прелюдия, санкция;
B) Гипотеза, диспозиция, санкция;
C) Преамбула, диспозиция, санкция;
D) Фикция, диспозиция, санкция.

Читайте также: