Что такое закон объяснение детям

Обновлено: 04.07.2024

Конечно, вам хочется быть самым нежным и заботливым родителем для своего ребенка. Чтобы связь между вами была глубокой и нерушимой.

Но ребенок не слушается, не хочет выполнять просьбы и не делает то, что вы считаете важным или необходимым. Родители в таких случаях прибегают или к установлению жестких правил, или к наказаниям . Возникает конфликт.

А нужны ли строгие правила и границы детям, если это влечет столько проблем и сложностей? Как же поступать? Давайте попробуем разобраться.

Что такое правила и границы

Для чего нужны правила ребёнку

Как ни странно, правила позволяют ребенку быть увереннее, а главное – чувствовать себя любимым. Они дают ему возможность понять, что как у вас, так и у других людей тоже есть границы. Их необходимо соблюдать и уважать.

Важно на собственном примере показывать ребёнку соблюдение правил и границ. Вы – именно тот человек, который сейчас помогает ему отстаивать свои собственные интересы в будущем!

Правила сводят к минимуму конфликты с окружающими вашего уже взрослого ребёнка. Они очень важны и для усвоения социальных норм поведения, для понимания того, что у каждого действия есть последствия. Зная правила, дети чувствуют опору и четкие ориентиры.

Устанавливайте правила мягко, четко и уверенно – это даст ребенку возможность опираться на вас, чувствовать себя защищенным.

Можно сравнить правила с перилами на мосту через ущелье. Они нужны для того, чтобы чувствовать себя в безопасности на опасном мосту, оставаться на правильном пути и не сорваться в пропасть.

Важно на собственном примере показывать ребёнку соблюдение правил и границ. Вы — именно тот человек, который сейчас помогает ему отстаивать свои собственные интересы в будущем!

Важно на собственном примере показывать ребёнку соблюдение правил и границ. Вы — именно тот человек, который сейчас помогает ему отстаивать свои собственные интересы в будущем!

ЧЕМ правила НЕ являются

Хочется сказать несколько важных слов о том, чем правила и границы не являются.

Правила не являются ультиматумами, угрозами и наказаниями. Они не предназначены для того, чтобы ребенок чувствовал себя плохо из-за вины, осуждения и стыда. Правила – это не инструмент для манипуляции.

Когда особенно нужны правила

Я приведу несколько ситуаций, в которых установка границ очень важна. Вы можете выбрать уместные для вашей семьи, а также определить дополнительные.

  • Использование ваших личных вещей, таких, как расческа, одежда, мобильный телефон.
  • Время, которое ребенок проводит за телевизором и видеоиграми.
  • Время спать.
  • Семейные обычаи: например, приходит ли ребенок за стол, когда вся семья садится завтракать, обедать или ужинать.
  • Участие в домашних делах, уход и кормление домашних питомцев.
  • Ваше личное время и то, когда ребенок может на него рассчитывать. Например, если он садится делать домашнее задание только в 9 вечера и при этом хочет, чтобы вы помогали, вы можете быть уже слишком утомлены. Или бывает, что дети-подростки просят отвезти их в гости к друзьям или на какое-то мероприятие, вспоминая об этом в самый последний момент. В такой ситуации они должны понимать, что нарушают ваше право на личное время – это можно ограничить правилами.
  • Использование матерных слов и ругательств.
  • Издевки и оскорбления в адрес других домашних. Особенно часто это встречается среди братьев и сестер. Порой может казаться, что это безобидные фразы, но они всегда действуют очень разрушительно на каждого члена семьи в отдельности и на всю семью в целом. Если вы хотите, чтобы семья была крепкой, единой командой, можно ввести правило на уважительное обращение членов семьи между собой.

6 причин, почему вы НЕ устанавливаете правила:

1. Вы не хотите брать на себя труд по установлению правил: делаете вид, что не замечаете происходящего, не видите того, что делают дети, прячетесь за другими делами.

4. Находите оправдания его поведению: он плохо себя чувствует или проголодался.

6. Вместо установки и отстаивания границ вы сдерживаете свои проявления любви, держитесь холодно. Или вовсе устраиваете молчаливый бойкот своим детям, если они ведут себя нежелательно. Хотя именно здесь и требуется ваше активное участие!

Все это — примеры того, чего следует избежать, чтобы правильно установить границы.

Почему родителям трудно устанавливать правила:

1. Если мы слишком устаём, нам становится трудно прилагать усилия и добиваться от ребенка требуемого.

2. Бывает, что нам настолько не нравится спорить с детьми и что-то доказывать, что мы решаем не придерживаться установленных границ.

3. Возможно, нам слишком хочется нравиться своим детям. Мы не хотим конфликтов и стараемся избежать их любой ценой.

4. А если мы чувствуем свою вину за что-то (например, что проводим слишком много времени на работе) — это часто побуждает нас позволять детям больше, чем стоило бы.

5. Мы стараемся компенсировать своим поведением излишнюю строгость или холодность второго родителя.

6. И наконец, если для нас самих в детстве не устанавливали четкие правила и границы, у нас может не быть представления о том, как это делается.

Мы разобрались с тем, что такое правила и границы и для чего они нужны, когда их следует устанавливать и что может быть помехой для этого.

Никто не говорит, что установить их – проще простого. Не стоит винить себя, если для вас это непросто – многие семьи испытывают сложности в этом вопросе.

Поделитесь в комментариях:
- Какая идея вам понравилась больше всего?
- Какие правила для своего ребёнка установили вы?

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект внеклассного мероприятия на тему "Что такое право? Какие у меня есть права?"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конспект внеклассного мероприятия

« Что такое право?

учитель начальных классов

Пронякина Ольга Геннадьевна

Тема занятия : Что такое право? Какие у меня есть права?

1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;

3.Форми­ровать представления о правах и обязанностях школьника.

Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент. Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Рассказ учителя : Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные в о п р о с ы :

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти во­просы, когда их решили, появились законы, которые помогали уст­ранить кошмар и неразбериху.

- Что же это такое - законы?

Законы - это правила, которые устанавливает госу­дарство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный (основной) за­кон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года . С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

2. Знакомство с Конституцией.

Итак, Конституция (показывает брошюру) - ос­новной закон, по которому мы с вами живем.

- Что записано в Конституции? В Конституции записаны права наших граждан, та­кие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д. А что же такое - право?

Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отно­шения людей в обществе.

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

Ребята, а зачем вообще нужно знать какие-то права людям?

- А есть ли какие–нибудь права у детей?

И они записаны в документе, Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН).

Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

Учитель . Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.

Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке.

Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.

Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

На доске 3 листа:

Право на бесплатное образование.

Право на свободный труд, защита от безработицы.

Право на неприкосновенность жилища.

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то ка­кое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ - № 3 право на неприкосновенность жилища.)

2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2 защита от безработицы.)

3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким пра­вом? (Ответ - № 1 на бесплатное образование.)

- Какие же права есть у вас, школьников?

1. Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3. Право на каникулы.

4. Право на занятия в кружках и секциях.

Учитель . Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.

- Какие же обязанности у школьника? (Ответы учащихся.)

Обязанности : уважать взгляды, свободу других людей (взрос­лых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.

Учитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых я вам говорила.

Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить!

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море.

3 - й у ч е н и к . Нужно море и леса,

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса.

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Все почувствовать вокруг.

-На этом наше занятие закончено и я напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека – не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило:

* Худо тому, кто добра не делает никому.

Список использованной литературы

1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).

2. Декларация прав ребенка (1959 г.).

3. Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).

5. Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.

6. Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб.посо­бие. - М.: Вита-Пресс, 1995.

Ребёнок и законодательство


Ребёнок — это человек, не достигший совершеннолетия, то есть восемнадцати лет. Гражданское право делит несовершеннолетних на три категории.

  • Малолетние в возрасте до шести лет;
  • Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет;
  • Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Этим группам присвоены разные степени дееспособности. Малолетние в возрасте до шести лет недееспособны абсолютно, так как их психика не позволяет им в полном объёме понимать причинно-следственные связи, а значит, и осознавать последствия собственных поступков.

Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет признаются недееспособными с исключениями: они могут самостоятельно совершать небольшие сделки (какие именно, перечислено в пунктах 1–3 части 2 статьи 28 ГК РФ), причём делают это только с одобрения законных представителей, и ответственность за эти сделки несут они же.

При совершении малолетним действий, наносящих вред личности или имуществу, ответственность несут родители или опекуны. Их действия в некоторых случаях могут квалифицировать как противоправное бездействие, например если малолетний ребёнок бродяжничает, употребляет алкоголь, вовлечён в преступные группировки.


7 простых, но важных вопросов о подростках и митингах

С четырнадцати лет наступает уголовная ответственность по ряду преступлений — они перечислены в статье 20 Уголовного кодекса. Это убийство, угон, кража, разбой, изнасилование, умышленное нанесение тяжкого или среднего вреда здоровью и тому подобные тяжкие преступления; кроме того, в списке есть такие деяния, как вандализм и… участие в массовых беспорядках. С шестнадцати лет наступает ответственность за совершение всех видов преступлений (правда, она мягче, чем та, которая наступает с 18 лет) и административная ответственность.

Таким образом, законодательство постепенно готовит ребёнка к полной дееспособности и правовой ответственности за все свои поступки. При этом до 14 лет он считается по сути недееспособным и неделиктоспособным: он не может ни нести ответственность, ни исправлять последствия своих действий, ни в полной мере осознавать их.

Обязанности ребёнка


Вместе с тем у ребёнка, конечно, есть обязанности. Но не перед законом и государством, а перед семьёй и учреждением, в котором он учится. Эти обязанности, как мы понимаем, носят сугубо внутренний характер. Нет внешней инстанции, которая могла бы по закону заставить ребёнка не хамить родителю, не опаздывать на занятия или даже не бить других детей.

Ну да, ребёнка могут поставить на учёт в полицию. Но это не карательная, а профилактическая мера. Членов неблагополучных семей ставят на учёт для профилактики совершения ими правонарушений. Например, если вся семья принимает наркотики, подростка, растущего в ней, скорее всего, поставят на учёт. Кроме того, на него ставят подростков, пойманных на уголовных и административных правонарушениях, если они ещё не достигли возраста ответственности или по неоднократным жалобам учителей. По идее, сотрудник полиции должен раз в месяц посещать подопечных, вести с ним и семьёй профилактические беседы. Если он уже что-то совершил, будут в первую очередь проверять, не повторяется ли история.

То есть учёт — это воспитательное, по сути социальное воздействие, а не мера ответственности. Он задуман как помощь родителю в воспитании детей (как на деле осуществляется эта помощь и насколько компетентны органы охраны правопорядка в детской психологии — дело другое). Полиция и опека вступают в игру, когда родитель очевидным образом не справляется с воспитанием ребёнка и общество рискует получить в его лице ещё одного преступника. Но если не наступил возраст ответственности, он по-прежнему не субъект, а объект воздействия.


Нелюбовь, тревога и агрессия: как дети превращаются в трудных подростков

Таким образом, повторим: все обязанности ребёнка ограничены кругом семьи и учреждения, в котором он учится. Они регулируются правилами внутреннего распорядка школы или семейными писаными и неписаными правилами. Меры воздействия на ребёнка, родители которого не ограничены в правах, также носят сугубо внутренний характер. В школьном уставе может быть прописана возможность исключения злостных нарушителей — и это максимум.

Семья располагает только средствами воспитательного воздействия в спектре от недовольно поднятых бровей до лишения дополнительных материальных благ (лишать необходимого, как и применять физические меры воздействия, родитель не имеет права по закону). В разных семьях и разных школах у ребёнка будут абсолютно разные обязанности. А вот права ребёнка одинаковы везде.

Мы защищаем права ребёнка на уровне государства, а обязанности ему вменяем на внутреннем и школьно-семейном уровне

Как определить меру прав и обязанностей ребёнка в семье?


Эту меру каждый родитель определяет сам. Её нижняя черта — там, где нарушаются права ребёнка. Эти вещи закон трактует достаточно чётко, хотя не все ситуации урегулированы конкретными нормами.

Взять, например, право на безопасность. У нас есть закон, по которому ребёнка младше семи лет нельзя оставлять одного в машине, но нет закона, который бы запрещал оставлять его дома до определённого возраста. Вместе с тем, если он младше 14 лет и с ним что-то случится в наше отсутствие, мы, возможно, понесём ответственность за оставление несовершеннолетнего в опасности. Нигде не сказано, с какого возраста ребёнок может находиться на улице один в дневное время. Возможно, это и хорошо. Ведь мы знаем, что настоящая (а не юридическая) способность хотя бы частично нести за себя ответственность наступает у всех детей в разном возрасте и постепенно.

Другой пример — право ребёнка на получение образования. Понятно, что если мы навалили на несовершеннолетнего слишком много обязанностей по дому (доить коров, пасти гусей, смотреть за младшими) и не пускаем его в школу, то мы не выполняем родительские обязанности и должны нести ответственность. То же самое — если мать по религиозным соображениям не разрешает ребёнку обучаться чтению и письму. С другой стороны, невозможно чётко определить, насколько по силам ребёнку та нагрузка, которую мы на него возложили.

Хотя он делает это и в школе, и в музыкалке, и на спортивных занятиях, не имея ни одной свободной минутки. Всё это считается нормой, если только она не будет избивать его за невыученные стихи.

Забота, опека, гиперопека, разумные риски, наказания и поощрения — все эти вещи существуют отдельно от законодательства, касаясь его только в крайних случаях. Выход один — пытаться вести диалог с ребёнком, держась как можно дальше от тех границ, за которыми заканчивается психология и начинается правоприменение.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект внеклассного мероприятия на тему "Что такое право? Какие у меня есть права?"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конспект внеклассного мероприятия

« Что такое право?

учитель начальных классов

Пронякина Ольга Геннадьевна

Тема занятия : Что такое право? Какие у меня есть права?

1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;

3.Форми­ровать представления о правах и обязанностях школьника.

Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент. Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Рассказ учителя : Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные в о п р о с ы :

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти во­просы, когда их решили, появились законы, которые помогали уст­ранить кошмар и неразбериху.

- Что же это такое - законы?

Законы - это правила, которые устанавливает госу­дарство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный (основной) за­кон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года . С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

2. Знакомство с Конституцией.

Итак, Конституция (показывает брошюру) - ос­новной закон, по которому мы с вами живем.

- Что записано в Конституции? В Конституции записаны права наших граждан, та­кие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д. А что же такое - право?

Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отно­шения людей в обществе.

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

Ребята, а зачем вообще нужно знать какие-то права людям?

- А есть ли какие–нибудь права у детей?

И они записаны в документе, Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН).

Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

Учитель . Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.

Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке.

Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.

Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

На доске 3 листа:

Право на бесплатное образование.

Право на свободный труд, защита от безработицы.

Право на неприкосновенность жилища.

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то ка­кое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ - № 3 право на неприкосновенность жилища.)

2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2 защита от безработицы.)

3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким пра­вом? (Ответ - № 1 на бесплатное образование.)

- Какие же права есть у вас, школьников?

1. Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3. Право на каникулы.

4. Право на занятия в кружках и секциях.

Учитель . Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.

- Какие же обязанности у школьника? (Ответы учащихся.)

Обязанности : уважать взгляды, свободу других людей (взрос­лых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.

Учитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых я вам говорила.

Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить!

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море.

3 - й у ч е н и к . Нужно море и леса,

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса.

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Все почувствовать вокруг.

-На этом наше занятие закончено и я напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека – не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило:

* Худо тому, кто добра не делает никому.

Список использованной литературы

1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).

2. Декларация прав ребенка (1959 г.).

3. Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).

5. Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.

6. Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб.посо­бие. - М.: Вита-Пресс, 1995.

Читайте также: