Что такое закон божий для детей

Обновлено: 30.06.2024

Как нам радовать нашего Небесного Отца? Ничего непонятного, невозможного в этом нет – нужно просто стараться жить по заповедям Божиим, то есть делать то, чему Он нас учит и что даже требует, и не делать того, что Его оскорбляет.


Заповеди – это закон, который Бог дал людям. Когда люди выполняют этот закон, они живут в согласии с Творцом и Спасителем своей души. Заповедей не так уж много: самых древних, главных – десять. Сам Бог сообщил их великому святому древности – пророку Моисею, а тот передал их своему народу и записал в Священной книге – Библии:

Первая заповедь – “Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим” – говорит просто о том, что нужно всегда верить в Бога. Это так же просто и естественно, как верить папе и маме, как верить солнышку в том, что оно будет греть и воде в том, что она будет мыть. Верь в то, что Бог есть всегда и везде, и эта вера должна быть самым главным в твоей жизни.

Вторая заповедь – “Не делай себе кумира” – говорит о том, что нельзя быть предателем, как Иуда. Нужно всегда быть верным Богу и не слушаться дьявола: мы ведь знаем, что он обманщик, лукавый, в Библии он назван “отцом лжи”. Он тихонько нашептывает нам свои дурные мысли (“Не делись конфетами с сестрой, их и так мало. Сам быстро все съешь, никто и не узнает”). Часто мы даже не подозреваем, кто это говорит, и думаем, что сами это придумали. Дьявол предлагает нам сделать что-то, что огорчит нашего Небесного Отца, предлагает нам о Нем забыть. “Кумир” – это все то, с чем мы забываем о Боге. Безумен тот, кто готов поменять маму на куклу, а папу на компьютер. Так же глуп и тот, кто, увлекшись игрушками – детскими или взрослыми – забывает Бога. Он думает, что приобрел много – власть, или богатство, или даже все счастье – но получает только мешок с трухой. Вот Кай забыл о Боге – о Добре и о Любви – и поверил обманщице. И разве был он счастлив со всеми своими ледяными игрушками и драгоценностями в замке Снежной Королевы? Только когда любовь Герды растопила его заледеневшее сердечко, он вспомнил о Боге, и снова стал живым человеком. Поэтому будем всегда более всего земного любить Бога, помнить о Нем, хранить Ему верность – и тогда вся жизнь наша будет освящена свыше.

Третья заповедь – “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно” – требует от нас внимания и серьезности в разговорах с Богом и о Боге: нельзя это делать с хихиканьем, или с ругательством, или просто второпях, чтобы поскорей отделаться. Тебе, возможно, приходилось слышать, как глупо, бывает, ругаются во дворе мальчишки: “Вот тебе истинный крест, я тебе велик-то поломаю!”, или: “Ей-Богу, ты у меня в лоб получишь!” Или насмешничают: “Пусть тебе боженька помогает!” Или просят у Бога чего-нибудь плохого: “Пусть Бог сделает, чтобы эта тетка ногу сломала!” Или – что чаще всего бывает – говорят всякие скверные грязные слова, иногда даже рядом с именем Господа или Его Пречистой Матери. Все это очень, очень плохо. Это грех богохульства, и за это Бог всегда строго наказывает людей. Однако не только это является нарушением третьей заповеди. Если ты, например, с родителями молишься в церкви или дома, а при этом думаешь о чем угодно, только не о Боге (об игрушках, о зверушках, о подушках); если ты тараторишь молитву (быстрей бы дочитать!); если ты небрежно крестишься или плохо ведешь себя в церкви – ты нарушаешь заповедь Божию. Помни, Бог всегда рядом, все видит. Бойся оскорбить Его своей небрежностью или глупостью!

Четвертая заповедь – “Помни день субботний, чтобы святить его” – говорит о том, что нужно жить не только для себя, но и для Бога. Ты ведь понимаешь, что в семье все живут друг для друга: любят, заботятся, помогают. Что это за семья, в которой мама не хочет накормить ребенка, а папе лень с ним погулять? Где ребенок не слушается папу и издевается над мамой? Это не семь-я, а семь-врагов! Так и нам, чтобы быть не во вражде с нашим Небесным Отцом, а в любви, следует помнить о Боге и хранить день субботний (день, посвященный Богу) – жить для Бога. А это значит – ходить в церковь, молиться дома, помогать слабым и бедным, выполнять все заповеди, как бы ни было нам тяжело, скучно или лень. Это наш долг перед Небесным Отцом, и без этого мы не будем иметь права называться Его детьми.

Пятая заповедь – “Почитай отца твоего и мать твою” – напоминает о том, что любить, слушаться, помогать папе и маме, бабушке и дедушке, заботиться о них, когда это будет необходимо – наша обязанность перед Богом. Вспомни, сколько неприятностей бывает у непослушных детей! Вот Буратино папу Карло не послушался – и еле жив остался! Да и то потому, что был хоть и деревянным, но добрым мальчиком: он любил и жалел папу Карло. А вот Золушка так любила своего папу, что ради него готова была все терпеть от злой мачехи. И ты помнишь, как Бог вознаградил ее за любовь, послушание и доброту. А еще мы должны почитать, уважать и благодарить за помощь и вразумление всех наших учителей, воспитателей, священника и всех людей, которые заботились о нас, учили нас добру – этому тоже обязывает пятая заповедь Закона Божия.

Шестая заповедь – “Не убивай”. Конечно, самое страшное – это лишить другого человека жизни, которую даровал ему Господь. Но и убивать, мучить зверей, птиц, насекомых, плохо ухаживать за домашними животными – это тоже грех. А если ты ведешь себя так, что другому человеку горько, грустно, больно, обидно, то этим тоже нарушаешь шестую заповедь. Даже в мыслях своих нельзя желать кому-то зла, плохо о ком-либо думать, ненавидеть, сердиться, ругать: ведь все это убивает любовь, а ведь ты знаешь, что главное чему учит Бог – это любить людей. Помнишь сказку Пушкина “О спящей царевне и о семи богатырях?” Как ужасна красивая царица, которая велела служанке убить молодую царевну! А как несимпатична злая Золушкина мачеха со своими дочерьми! Злые люди, в которых нет любви, и Богу и окружающим отвратительны. И если злодеи не покаются и не исправятся, то Бог их не простит, накажет. Ты же, дружок, старайся по заповеди Божией, всех любить, никому не желать и не причинять зла – и будешь тогда добрым человеком и хорошим христианином.

Седьмая заповедь – “Не прелюбодействуй”. Сейчас везде много неприличных картинок – и в журналах, и на улицах; по телевизору показывают разные гадкие развратные фильмы – не смотри на это, это все грех против Бога. Никогда не повторяй плохих слов, не подглядывай за взрослыми, да и за другими детьми, не трогай себя за скрытые места своего тела: если ты этим увлечешься, то может развиться страшная болезнь души и тела – блуд, и тебе придется много из-за этого мучиться. Будь внимателен и помни, что Бог все видит.

Восьмая заповедь – “Не кради”. Конечно, ты прекрасно знаешь, что воровать очень плохо. Но знаешь ли ты, что не только взять чужое – это грех, но и взять просто не твое (нашел и не вернул, присвоил) – тоже воровство? А бывает, что люди воруют в мыслях: жадничают, завидуют – разве это не грех? Такие жадины и воры всем противны, даже самим себе! Жизнь у них черная: всегда за чем-нибудь гоняются и не могут остановиться. Приобретают богатство – а оно уходит сквозь пальцы, потому что добыто нечестным путем. Добиваются влияния над людьми – но даже друзья от них уходят, потому что воров все презирают. Вон кот Базилио и лиса Алиса всю жизнь старались кого-нибудь объегорить – а где их богатство? Так и остались ни с чем в лохмотьях под забором! Карабас с Дуремаром важные люди, много чего имели да все потеряли, потому что на чужое имущество позарились. А Буратино не был ни жадиной, ни вором – всех злодеев победил и добрым людям помог. И ты, дружок, старайся быть таким же честным и добрым, как Буратино. Не жадничай и никогда не воруй – и помощь Божия будет с тобой в твоих добрых делах. Только всегда помни, что мелкого воровства не бывает, за любое Бог накажет: ворованное, говорится, впрок не идет, а особенно если украл в церкви у бедного, слабого человека – от этого даже твой дом может сгореть. Так что смотри, берегись!

Десятая заповедь – “Не желай ничего, что у ближнего твоего”, то есть “Не завидуй”. Это значит – радуйся тому, что у тебя есть, и спокойно относись ко всем неудачам, а за все хорошее, что с тобой случается – не забывай поблагодарить Бога. Также учись радоваться за своих близких, друзей, за всех людей, когда видишь, что и им Бог послал что-то хорошее. Даже если у тебя такого нет, а тебе тоже хочется, то не завидуй! Бог в свое время тебе тоже пошлет. Это будет дар Божий. Только не завидуй! Зависть всегда за собой тянет много грехов и неприятностей. Вот завистницы гадкие, злые мачехи Золушки и Спящей Царевны – сколько же они горя своим близким принесли, да и себе жизнь испортили! А сватья баба Бабариха с Поварихой да Ткачихой из “Сказки о царе Салтане”! Они тоже очень много зла из зависти наделали – хотели извести молодую царицу с малышом-царевичем, да сами едва живы остались! Вот что зависть делает – гони ее от себя подальше, мой друг!


Согласно с этим требованием ставятся соответствующие цели и задачи обучения Основам православной веры.

В первом классе происходит знакомство с предварительнными понятиями и рассматриваются церковные праздники. Познаётся смысл начальных молитв, тропарей Рождества Христова и Пасхи. Учащиеся рисуют (копируют иконы двунадесятых праздников), совершают краткие моления. К концу учебного года первоклассники должны суметь по праздничным иконам рассказать о церковных событиях, которые на них изображены.

В третьем классе разбирается Символ Веры. Воспитанники учатся вдумываться в слова исповедания веры и с пониманием произносить их. В этом же классе происходит знакомство со всеми церковными таинствами.

Цели курса.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

  • приблизить детей к литургической жизни Церкви;
  • заложить основы христианского мировоззрения через приобщение к православному вероучению и святоотеческому наследию;
  • формировать высокообразованную и культурную личность, патриота и гражданина своего Отечества через приобщение к культурно-историческим традициям Православия, Российского государства;
  • формировать опыт духовной жизни во Христе;
  • формировать уважительное отношение, христианскую любовь к людям на примере историй из Священного Писания и житий святых;
  • заложить основы добродетельной жизни — жизни по совести, воспитывать трудолюбие и послушание, умение служить ближним;
  • дать представления о системе нравственных ценностей православной традиции, развивать нравственные чувства;

познавательных:

  • формировать интеллектуальное и духовное стремление к познанию Бога и укреплению в вере;
  • формировать духовный подход к осмыслению изучаемого материала, умение делать выводы, исходя из опыта Церкви и святых отцов;
  • научить понимать и пересказывать Библейские притчи, иносказания и образы, объяснять их;
  • научить искать нравственный смысл в тех или иных исторических или Библейских событиях и применять его к современной жизни;
  • формировать стремление к изучению, сохранению и развитию национальных культурно-исторических традиций;

коммуникативных:

  • формировать принцип иерархичности в отношениях с людьми: послушание и уважение к старшим; доброе и уважительное отношение к ровесникам и младшим;
  • научить выстраивать свои отношения не по принципу собственных желаний и требований, а по нормам христианского человеколюбия;
  • научить жертвовать личными интересами ради пользы и блага ближнего; в тоже время привить чувство неприкосновенности частной жизни.
  • научить соработничеству, сотворчеству со своими сверстниками.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ВЫПУСКНИКАМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММЫ ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ

Итогом такой работы должны стать:

  • овладение базовыми понятиями православного вероучения;
  • умение извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний;
  • развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере в контексте православного мировосприятия;
  • умение анализировать и духовно осмысливать прочитанные тексты.
  • укоренение в православной вере, традиции и культуре;
  • ознакомление с основами веры в контексте Библейской истории;
  • приобретение начального опыта личного аскетизма и добродетели (Богообщения и жертвенного служения людям);
  • обретение православной жизненной позиции и мировоззрения;
  • осознание себя чадом Церкви Христовой;
  • любовь к Родине, её святыням и культуре, формирование исторической памяти;
  • благоговейное отношение к святыням Православной Церкви;
  • чувство личной ответственность за мир, в котором живем, отношение к миру как дару Божьему, который нужно беречь и преумножать;
  • осознание ценности человеческой жизни, её уникальности и неприкосновенности;
  • осознание присутствия Божия в собственной жизни и в мире;
  • усвоение норм христианской нравственности на уровне поступка и поведения.
  • осмысленно выполнять личное молитвенное правило, уметь читать молитвы по молитвослову; знать начальные молитвы наизусть;
  • свободно ориентироваться и действовать в храмовом пространстве во время богослужений и вне богослужебного времени;
  • отличать облачение священнослужителей, знать название священных сосудов и церковной утвари;
  • знать некоторые основные догматы Церкви (об ангельском невидимом мире, о Боговоплощении, о Святой Троице, о Воскресении);
  • знать Заповеди Божии и Заповеди блаженства;
  • пересказывать отдельные истории Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
  • на слух узнавать и уметь продолжить Библейский рассказ или историю из жития святого;
  • ориентироваться в хронологии событий Библейской истории (в рамках пройденного материала);
  • уметь рассказывать о важнейших событиях из истории России и Русской Православной Церкви: просвещении славян, происхождении славянской письменности, Крещении Руси, о первых русских святых, о первых монастырях, о событиях, связанных с современным светским праздником Днем народного единства (4 ноября); иметь представление и уметь объяснять, какое место и значение имеют в жизни Церкви Соборы;
  • видеть учительный смысл в действиях конкретных личностей Библейской истории;
  • знать смысл Церковных Таинств;
  • знать и объяснять золотое правило нравственности, основные понятия христианской нравственности;
  • знать основные христианские добродетели;
  • осознавать важность поста как добродетельного пути к Богу;
  • уметь рассказывать о церковных праздниках;
  • объяснять следующие понятия: мир как творение Божие, БОГ – Троица, свойства Божии, Церковь как семья, грехопадение, грех как нарушение воли Божией, молитва как образ Богообщения, Крест и Воскресение Христовы – главное содержание Евангелия, крестное знамение, храм,

Евангелие (значение слова), невидимый мир и видимый мир, ангелы, святые, Таинства, двунадесятые праздники, евангельские притчи; благословение священника, родителей;

  • осознанно приступать к Таинству Исповеди;
  • оценивать свои поступки и поступки людей, исходя из понятий христианской нравственности.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Основы вероучения:

Понятия о Боге. Свойства Божии: духовность, всемогущество, всеведение, вездеприсутствие, бессмертие, благость, справедливость, милосердие, любовь. Бог-Творец, Промыслитель (заботливый Отец). Понятие о вере. Вера как основа жизни человека. Вера как доверие, надежда и любовь. Необходимость веры. Соотношение веры и разума. Первичные понятия о Троичестве Божества на святоотеческих примерах (солнце, горящая свеча, трилистник). Декалог как основа нравственного закона (в рамках изучения Заповедей с краткими пояснениями). Принцип разделения на 2 скрижали (параллель с Евангелием, где Христос сводит весь закон к двум Заповедям любви к Богу и ближнему). Первичные представления о Таинствах Церкви.

Компонент вероучительных (догматических) основ на данном этапе обучения не должен преподаваться в схоластическом стиле, дети начальной школы не способны в силу интеллектуально-физического развития воспринимать догматы веры так же, как и взрослые. Необходимо именно рассуждая вместе с детьми, используя активные формы их деятельности (игра, рисование, лепка, аппликация, моделирование и др.) приходить к определению догматических истин, активно используя знакомые детям образы для объяснения, не заставлять их просто заучивать основные вероучительные положения.

Молитвы

Молитва, как личный опыт общения с Богом и горним миром. Понятие частной и общественной молитвы. О Кресте и крестном знамении. Молитвы о здравии и упокоении, как правильно написать записки о здравии и упокоении, куда поставить свечу.

Трисвятое по Отче наш. Символ веры. Молитва перед Причастием (Верую, Господи и исповедую…), Спаси, Господи, люди Твоя…, молитвы до и после трапезы. Молитвы перед и после учения. Великопостная молитва Ефрема Сирина. Достойно есть…,Ангел вопияше (9-я песнь Пасхального канона). Покаянный псалом Давида, 50 (уметь читать и понимать смысл и содержание Псалма).

Священное Писание

Логично встроить изучение Библейской истории Ветхого и Нового Завета в курс изучения церковных праздников, десяти заповедей Закона Божия и заповедей блаженства.

Священная история Ветхого Завета.

Священная история Нового Завета.

В силу достаточной трудности пересказа Евангельской истории детям, следует обращать внимание на тот материал, который преподается. На данном этапе обучения вполне достаточно ограничить курс изучения Нового Завета основными понятиями новозаветной истории. Главной целью этого раздела курса является знакомство с новозаветной терминологией и опытное переживание Евангельской нравственности применительно к повседневной жизни. На этом этапе обучения необходимо ознакомить обучающихся только с основными событиями Новозаветной истории. Дети острее переживают веру тогда, когда она является частью их жизни, а не извне получаемой информацией. Именно на приобретение собственного духовного опыта стоит делать акцент в изучении Евангелия в начальной школе, посредством постоянного обращения к образам и понятиям из современной, знакомой ребенку, жизни, а так же обращаясь к уже изученным ветхозаветным историям.

Богослужение и Церковные Таинства.

Из Общецерковной Истории и Истории Русской Церкви:

Основы христианской нравственности.

Понятия о добре и зле (зло есть отступление от правды Божией, противление ей). Примеры из повседневной жизни доброго и злого, и соотнесение их с религиозными представлениями. Мир и нравственное отношение человека к нему. Золотое правило христианской добродетели (Матф.7:12). Основные добродетели: послушание, милосердие, умение прощать, смирение, терпение, служение Богу и людям. Забота о Божьем мире. О любви к ближним.

Календарно-тематическое планирование уроков

Основы христианской веры в 1 классе

№ п./п.

Вводный урок. Понятия о Боге. Первичные понятия о Троичестве Божества на святоотеческих примерах (солнце, горящая свеча, трилистник). Свойства Божии (духовность, всемогущество, всеведение, вездеприсутствие, бессмертие, благость, справедливость, милосердие, любовь)

Молитва, как личный опыт общения с Богом и горним миром. Понятие частной и общественной молитвы.Начальные молитвы

Покров Пресвятой Богородицы. Успение Пресвятой Богородицы. Молитвы ко Пресвятой Богородицы

Преподобный Амвросий Оптинский

Закрепление пройденного материала. Казанская икона Божией Матери, 1612 год. Народное ополчение. К.Минин и князь Д. Пожарский

Молитва о здравии и упокоении, как правильно написать записки о здравии и упокоении, куда поставить свечу. Православные святыни и отношение к ним (как прикладываться к иконам и мощам, вкушать просфору, пить святую воду и проч.)

Творение Ангельского мира. Грех Денницы. Падение Денницы и некоторых с ним. Архангел Михаил и Небесное воинство

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Внешнее строение храма. Символика храма. Внутреннее устройство храма: притвор, неф, алтарь, иконостас, Царские врата, солея, клирос, амвон, престол, жертвенник. Церковная утварь.

Апостолы, кто они такие, суть их служения, сколько их было. Жития некоторых Апостолов (Апп. Андрей, Петр, Иоанн Богослов)

Букварь (Азбука). М., 1637. Печатник В. Ф. Бурцов. Л. 11 об.—12 (РГБ)

Букварь (Азбука). М., 1637. Печатник В. Ф. Бурцов. Л. 11 об.—12 (РГБ)

Букварь (Азбука). М., 1637. Печатник В. Ф. Бурцов. Л. 11 об.—12 (РГБ)

Букварь. Чернигов, 1749. Титульный лист (РГБ)

Букварь. Чернигов, 1749. Титульный лист (РГБ)

Букварь. Чернигов, 1749. Титульный лист (РГБ)

19 июля 1864 г. было принято Положение о начальных народных уч-щах, согласно к-рому все начальные школы независимо от ведомственной принадлежности имели единую учебную программу. В нее входили З. Б., чтение церковное и гражданское, письмо, арифметика, церковное пение. З. Б. стал также обязательным предметом в новых типах учебных заведений: земских школах, епархиальных жен. уч-щах, учительских семинариях и др.

Мн. дети дворян и состоятельных лиц из др. сословий получали домашнее образование, которое также предполагало обучение З. Б. Среди законоучителей, преподававших детям из имп. фамилии, были известные деятели Церкви. Вел. кн. Петра Феодоровича (впосл. имп. Петр III) и вел. кнг. Екатерину Алексеевну (впосл. имп. Екатерина II) обучал архим. Симон (Тодорский; впосл. архиепископ Псковский), вел. кн. Павла Петровича - иером. Платон (Левшин), вел. кн. Александра Павловича (впосл. имп. Александр I) - прот. Андрей Самборский, вел. кн. Александра Николаевича (впосл. имп. Александр II) - прот. Г. Павский, вел. кн. Александра Александровича (впосл. имп. Александр III) - протопресв. В. Бажанов, вел. кн. Николая Александровича (впосл. имп. мч. Николай II) - протопресв. И. Янышев.

Вплоть до 1917 г. З. Б. входил в программу церковных и светских начальных и средних учебных заведений в России как основной нравственно-мировоззренческий предмет. С ним было тесно связано церковное пение, к-рое представляло собой самостоятельную дисциплину. З. Б. называлось также преподавание основ католич., арм., лютеран., мусульм., иудейского и др. вероучений, к-рое проводилось в специализированных учебных заведениях. К нач. XX в. преобладало формальное, поверхностное преподавание З. Б., учителя не учитывали распространенные в обществе нигилистические, материалистические, антирелигиозные идеи. Практиковалось заучивание текстов наизусть, не допускались дискуссии. Учителя не были свободны в методах преподавания, т. к. могли быть заподозрены в вольнодумстве. Чтобы нагляднее представлять ученикам разнородный материал предмета (Свящ. историю, церковную историю, катехизис, объяснение богослужения, молитвы), применялись 3 основных метода: поступательный (ученики полностью проходили отдельную часть предмета, напр. Свящ. историю, и переходили к другой), совместный (одновременно рассматривались общие сюжеты из разных частей предмета, напр. сотворение мира, 1-й член Символа веры, начало всенощного бдения и призывание в молитве Господней) и концентрический (все части предмета изучались в кратком изложении в течение года, а в следующем году уровень материала усложнялся); каждый имел свои недостатки. Становилась очевидной необходимость пересмотреть учебные программы и всю существовавшую воспитательную систему.

Лит.: Знаменский П. В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. Каз., 1873; он же. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Каз., 1881. СПб., 2001; Соколов Д. П., прот. О преподавании Закона Божия // Рук. к преподаванию общеобразовательных предметов. СПб., 1874. Т. 2. С. 199-355; он же. Собр. пед. статей о преподавании Закона Божия. СПб., 1900; Миропольский С. И. Очерк истории церковно-приходской школы. СПб., 1894-1895. 3 вып. М., 2006; Виноградов И. С., свящ. Кр. курс методики Закона Божия. М., 1900; Темномеров А. М., прот. Методика преподавания Закона Божия. Пг., 1915; Сосунцов Е. Ф., свящ. Библиогр. обзор учебников по Закону Божию. Каз., 1915; Законоучитель: Сб. мат-лов в помощь преподавателю. М., 1993-1994. 3 вып.; Самарин Ф. Д. О преподавании Закона Божия в средних учеб. заведениях // Просветитель: Вестн. духовного просвещения. 1995. № 2/3. С. 94-111; Тихомиров Т. С. Об общих методах преподавания Закона Божия // Там же. С. 80-94; История педагогики / Ред.: А. И. Пискунов. М., 1998. 2 т.; Казерова Н. В. Всерос. съезд законоучителей светских среднеучеб. заведений 1909 г. // Вестн. ПСТГУ. Сер. 4: Педагогика, психология. 2007. № 1(4). С. 161-174.

В. М. Бычкова, Г. М. Запальский

Читайте также: