Что такое высокопроизводительные рабочие места

Обновлено: 30.06.2024

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 29 сентября 2013 г. N Пр-2266, распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2550-р, и в соответствии с пунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 23, ст. 2710; 2008, N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; 2010, N 26, ст. 3350; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; 2012, N 5, ст. 607; N 26, ст. 3520), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

- методику расчета показателя "Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году" (приложение N 1);

абзац утратил силу. - Приказ Росстата от 14.01.2014 N 21.

2. С введением указанных в пункте 1 настоящего приказа методик признать утратившими силу:

- приказ Росстата от 21 февраля 2013 года N 70 в части утверждения Временной методики расчета показателя "Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году";

- приказ Росстата от 28 февраля 2013 года N 81.

РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ "ПРИРОСТ ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ

МЕСТ, В ПРОЦЕНТАХ К ПРЕДЫДУЩЕМУ ГОДУ"

1. Настоящая методика разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2550-р и поручения Президента Российской Федерации от 29 сентября 2013 г. Пр-2266.

В соответствии с рекомендациями Международной организации труда рабочее место определяется как круг задач и обязанностей, которые выполняются или должны выполняться одним лицом в интересах одной экономической единицы. Число рабочих мест учитывается по фактически занятым работникам (замещенные рабочие места).

К высокопроизводительным рабочим местам (далее - ВПРМ) относятся все замещенные рабочие места предприятия (организации), на котором среднемесячная заработная плата работников (для индивидуальных предпринимателей - средняя выручка) равна или превышает установленную величину критерия (пороговое значение).

При этом понимается, что замещенные рабочие места для организаций, предприятий - это работники списочного состава, внешние совместители и работники, выполнявшие работы по договорам гражданско-правового характера; для индивидуальных предпринимателей - это занятые в бизнесе (сам индивидуальный предприниматель, партнеры, помогающие члены семьи, наемные работники).

В качестве критерия для отбора организаций (предприятий), имеющих высокопроизводительные рабочие места, устанавливается пороговое значение среднемесячной заработной платы работников на одно замещенное рабочее место, дифференцированное по типам предприятий и субъектам Российской Федерации.

По каждой организации (предприятию) среднемесячная заработная плата рассчитывается делением годового фонда начисленной заработной платы на число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, внешними совместителями, работниками, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, и на 12.

В качестве критерия для отбора индивидуальных предпринимателей, имеющих высокопроизводительные рабочие места, устанавливается показатель среднемесячной выручки в расчете на одно замещенное рабочее место.

В качестве базовых принимаются пороговые значения, определенные на 2011 год. Для каждого последующего года (за исключением п. 3.2) в целях обеспечения сопоставимости это значение пересматривается с учетом индекса потребительских цен по субъектам Российской Федерации (за исключением многотерриториальных предприятий (без малых), имеющих вид экономической деятельности A, B, C, D, E, F, G, H, I, K, O, без кода 92, для которых пороговое значение умножается на индекс потребительских цен по России). По организациям (без малых), основным видом экономической деятельности которых являются финансовая деятельность (J), государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование (L), образование (M), здравоохранение и предоставление социальных услуг (N), деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта (92) пороговое значение ежегодно устанавливается на уровне среднемесячной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

2. Источниками информации для расчета являются данные форм федерального статистического наблюдения:

по крупным и средним организациям - форма федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" за отчетный год;

по малым предприятиям - форма федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" за отчетный год;

по микропредприятиям - формы федерального статистического наблюдения N МП (микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия", N МП (микро)-сх "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия, осуществляющего сельскохозяйственную деятельность" за отчетный год;

по индивидуальным предпринимателям - формы федерального статистического наблюдения N 1-ИП "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя", N 1-ИП-сх "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя, осуществляющего сельскохозяйственную деятельность", N 1-ИП-торговля "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле" за год, предшествующий отчетному.

3. Определение пороговых значений

3.1. Организации (без малых) сектора нефинансовых

корпораций, основным видом экономической деятельности

которых являются сельское хозяйство, охота и лесное

хозяйство (A), рыболовство, рыбоводство (B), добыча

полезных ископаемых (C), обрабатывающие производства (D),

производство и распределение электроэнергии газа

и воды (E), строительство (F), оптовая и розничная

торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов,

бытовых изделий и предметов личного пользования (G),

гостиницы и рестораны (H), транспорт и связь (I),

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление

услуг (K), предоставление прочих коммунальных,

социальных и персональных услуг (O, без кода 92)

ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1).

Пороговое значение по организациям (без малых), основным видом экономической деятельности которых являются A, B, C, D, E, F, G, H, I, K, O, без кода 92, устанавливается по показателю "среднемесячная заработная плата работников на одно замещенное рабочее место" отдельно по юридическим лицам, осуществляющим деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации (монотерриториальные предприятия), и по юридическим лицам, осуществляющим деятельность на территории нескольких (2-х и более) субъектов Российской Федерации (многотерриториальные предприятия).

Пороговое значение по показателю "среднемесячная заработная плата работников на одно замещенное рабочее место" для многотерриториальных предприятий рассчитывается в среднем по Российской Федерации по совокупности предприятий (без малых) видов экономической деятельности по ОКВЭД - A, B, C, D, E, F, G, H, I, K, O (без кода 92).

Пороговое значение по показателю "среднемесячная заработная плата работников на одно замещенное рабочее место" для монотерриториальных предприятий рассчитывается в среднем по совокупности монотерриториальных предприятий (без малых) видов экономической деятельности по ОКВЭД - A, B, C, D, E, F, G, H, I, K, O (без кода 92), расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3.2. Организации (без малых), основным видом

экономической деятельности которых являются финансовая

деятельность (J), государственное управление и обеспечение

военной безопасности; социальное страхование (L),

образование (M), здравоохранение и предоставление

социальных услуг (N), деятельность по организации

отдыха и развлечений, культуры и спорта (92)

ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1).

Пороговое значение по организациям (без малых), основным видом экономической деятельности которых являются J, L, M, N, 92, устанавливается на уровне среднемесячной начисленной заработной платы в экономике субъекта Российской Федерации.

В соответствии с действующей методологией среднемесячная начисленная заработная плата в экономике субъекта Российской Федерации исчисляется делением годового фонда начисленной заработной платы всех работников (списочного состава, внешних совместителей, работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) на среднесписочную численность работников и на 12.

3.3. Малые предприятия, микропредприятия,

Пороговое значение для малых (микропредприятий) по показателю "среднемесячная заработная плата на одно замещенное рабочее место" определяется по совокупности соответствующего типа предприятий (малых или микропредприятий), осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

Для индивидуальных предпринимателей в качестве порогового значения при оценке количества высокопроизводительных рабочих мест принимается размер среднемесячной выручки на одно замещенное рабочее место по совокупности микропредприятий субъекта Российской Федерации, имеющих высокопроизводительные рабочие места.

Расчет производится по следующему алгоритму:

V - размер среднемесячной выручки микропредприятий, имеющих высокопроизводительные рабочие места, в расчете на 1 замещенное рабочее место;

m - число микропредприятий, имеющих высокопроизводительные рабочие места.

4. Алгоритм определения числа ВПРМ в организациях

(за исключением малых)

Разработка числа ВПРМ осуществляется на основе сведений по форме N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" за отчетный год.

На первом этапе по каждой организации рассчитывается среднемесячная заработная плата работников на одно замещенное рабочее место.

На втором этапе производится формирование перечней организаций, относящихся к высокопроизводительным в соответствии с критериями, определенными в пункте 3.

На третьем этапе по отобранному кругу организаций рассчитывается число высокопроизводительных рабочих мест, как суммы численности работников списочного состава, внешних совместителей, работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

5. Алгоритм определения числа ВПРМ на малых предприятиях,

микропредприятиях и у индивидуальных предпринимателей

5.1. На первом этапе по каждому малому предприятию и микропредприятию, включенному в выборочную совокупность, определяется среднемесячная заработная плата работников в организации (предприятии) по следующему алгоритму:

ZP - среднемесячная заработная плата работников в расчете на 1 замещенное рабочее место на малом или микропредприятии;

F - годовой фонд начисленной заработной платы малого или микропредприятия;

Z - число замещенных рабочих мест на малом или микропредприятии.

Из выборочной совокупности отбираются предприятия с высокопроизводительными рабочими местами, то есть предприятия, у которых среднемесячная заработная плата работников в расчете на 1 замещенное рабочее место (ZP) равна или больше установленного порогового значения.

На втором этапе определяется число высокопроизводительных рабочих мест на малых и микропредприятиях, скорректированное с учетом веса предприятия в выборке, по формуле:

n - количество малых с высокопроизводительными рабочими местами;

- число высокопроизводительных рабочих мест на микропредприятиях;

- число замещенных рабочих мест на j-ом микропредприятии;

- вес j-го микропредприятия в выборке;

n - количество микропредприятий с высокопроизводительными рабочими местами.

5.2. На первом этапе по каждому индивидуальному предпринимателю, включенному в выборочную совокупность, определяется размер среднемесячной выручки в расчете на одно замещенное рабочее место по следующему алгоритму:

V - размер среднемесячной выручки индивидуального предпринимателя в расчете на 1 замещенное рабочее место;

Z - число занятых в бизнесе у индивидуального предпринимателя.

Для определения числа высокопроизводительных рабочих мест у индивидуальных предпринимателей из выборочной совокупности отбираются индивидуальные предприниматели, размер выручки которых в расчете на одно замещенное рабочее место равен или превышает пороговое значение.

На втором этапе определяется число высокопроизводительных рабочих мест у индивидуальных предпринимателей, скорректированное с учетом веса предприятия в выборке, по формуле:

n - количество индивидуальных предпринимателей с высокопроизводительными рабочими местами.

6. Число высокопроизводительных рабочих мест в отчетном году ( ) определяется по формуле:

Число ВПРМ в предыдущем году ( Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году определяется по формуле:

p - прирост (снижение) высокопроизводительных рабочих мест, %

- число ВПРМ в отчетном году;

РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ "ДОЛЯ ПРОДУКЦИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ

И НАУКОЕМКИХ ОТРАСЛЕЙ В ВАЛОВОМ ВНУТРЕННЕМ ПРОДУКТЕ"

И "ДОЛЯ ПРОДУКЦИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ И НАУКОЕМКИХ

ОТРАСЛЕЙ В ВАЛОВОМ РЕГИОНАЛЬНОМ ПРОДУКТЕ СУБЪЕКТА

Утратила силу. - Приказ Росстата от 14.01.2014 N 21.

Судебная практика и законодательство — Приказ Росстата от 14.11.2013 N 449 (ред. от 26.08.2014) "Об утверждении методик расчета показателей "Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году", "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте" и "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации"

Z3 - число высокопроизводительных рабочих мест в организациях, относящихся к малым предприятиям (определяется в соответствии с пунктом 5 методики расчета показателя "Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году", утвержденной Федеральной службой государственной статистики);

В мировой практике оценка производительности рабочих мест используется, как правило, для межстрановых сравнений и факторного анализа для выявления территориальных и (или) отраслевых особенностей, влияющих на производительность труда. Это простейший индикатор, рассчитываемый как валовый внутренний продукт, взвешенный на время, за которое он произведен, и на численность занятых в экономике (пример – рейтинг стран ОЭСР).

В рамках Системы национальных счетов под рабочим местом в целом понимается некий договор в явной или неявной форме, заключаемый между конкретным лицом и институциональной единицей на выполнение определенной работы за оговоренную плату в течение установленного срока или до дальнейшего уведомления.

Таблица 1. Критерии выделения высокопроизводительных рабочих мест

  1. Производительность труда не ниже 900 тыс. рублей в год в ценах 2011 года – для всех секторов экономики, кроме государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения, образования, здравоохранения, предоставления социальных и прочих коммунальных, а также персональных услуг (разделы L, M, N, O ОКВЭД).
  2. Зарплата не ниже 30 тыс. рублей в месяц в ценах 2011 года, скорректированная с учетом отличия уровня потребительских цен в регионе от среднего по стране – для аналогичных разделов ОКВЭД
  1. Для коммерческого сектора ВПРМ производительность больше 963 тыс. рублей в год (по добавленной стоимости в ценах 2011 года)
  2. Для бюджетных отраслей ВПРМ – зарплата больше 44 940 рублей в месяц с учетом уровня цен в регионе, в ценах 2011 года

Дорожная карта по переходу к Национальной системе компетенций и квалификаций (НСКК).

ВПРМ – все занятые рабочие места предприятия, производительность труда которого превышает определенный уровень. Значение критерия ВПРМ по производительности труда определялось исходя из среднего уровня производительности труда 6 крупнейших мировых экономик (за исключением России) – США, Китая, Японии, Германии, Индии, Бразилии. ВПРМ находятся на предприятиях, имеющих в 2011 году добавленной стоимости в расчете на одно замещенное рабочее место на уровне не менее 612 тыс. рублей, а к 2020 году показатель увеличивается до 830 тыс. рублей в ценах 2011 года.

Значение критерия высокопроизводительного рабочего места по заработной плате устанавливалось на основе определения среднего класса, данного специалистами Всемирного банка в докладе Global Economic Prospects 2007 (домохозяйство находится в среднем классе при доходе на занятого в размере 8–34 тыс. долларов в год в ценах 2000 года по ППС). В российских условиях это соответствует среднемесячному доходу в 2011 году 20–84 тыс. рублей на одного занятого. В прогнозе для критерия ВПМР в секторе услуг использовалось среднее значение этого интервала – 52 тыс. рублей в месяц в ценах 2011 года – на весь прогнозный период. В качестве уровня дохода на одного занятого использовался уровень заработной платы. В этом случае в 2020 году ВПРМ должно обеспечивать минимальный уровень заработной платы в размере 80 тыс. рублей в месяц в текущих ценах

Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года

Критерии по ВПРМ те же, что и у Министерства экономического развития РФ. Добавляются малые предприятия.

Всемирный банк 1

В соответствии с методологией, используемой большинством российских источников к ВПРМ по производительности может быть отнесен нефтегазовый сектор (73% всех рабочих мест здесь относятся к ВПРМ – максимальный показатель по отраслям). В соответствии с методологией ВБ такие рабочие места, наоборот, входят в число наименее благоприятствующих развитию

Доклад о мировом развитии в 2013 году. Занятость.

Decent Work Indicators. Concepts and definitions. Май, 2012 год.

Несмотря на разнообразие конкретных числовых значений порога отсечения невысокопроизводительных рабочих мест, почти все они сходятся на том, что при определении ВПРМ в зависимости от сектора экономики используются два критерия:

  1. Для большинства рыночных отраслей (добывающая, обрабатывающая промышленность, производство и переработка электроэнергии, газа и воды, торговля, строительство, сельское и лесное хозяйство и др.) основным критерием выступает производительность труда, которая описывается показателем добавленной стоимости, создаваемой предприятием, на одного сотрудника.
  2. Для нерыночных секторов (здравоохранение, образование, государственное управление, коммунальные услуги) и финансового сектора из-за специфических механизмов формирования добавленной стоимости в качестве основного критерия выступает уровень зарплаты на одного занятого.

При сопоставлении рейтинга регионов России возникает важная методическая проблема запаздывания выхода статистики по добавленной стоимости (публикация валового регионального продукта происходит с лагом в 2 года), что делает актуальные исследования невозможными.

Далее для каждого региона вычислялась условная производительность труда по методу линейного масштабирования:

Итогом произведенных расчетов являются условные высокопроизводительные рабочие места. Их математический смысл заключается в том, что чем выше производительность в каком-либо секторе в субъекте, тем больше итоговое число условных рабочих мест. Таким образом, расчет рейтинга основан на допущении, что текущая производительность в отраслях в субъекте коррелирует с производительностью вновь созданных рабочих мест.

1 Включен в перечень, исходя из логики, что ВПРМ – это, по сути, рабочие места, в наибольшей степени благоприятствующие развитию РФ (иначе нет смысла способствовать их приросту).

Скажите мне вы довольны работой чиновников? Если нет, то что вы делаете для того, чтобы изменить положение, как заставить чиновников отвечать за результаты своей работы, что они не делают с момента развала СССР?

Да они нас не звали, но есть статья 3 Конституции и мы можем сказать своё мнение и они не смогут его проигнорировать… так и нужно - принуждать их к работе, ведь пока, если перефразировать слова Сталина: других чиновников у нас нет (пока)!

В данной статье рассмотрим второй пункт оценки эффективности работы чиновников, а именно:

2. Количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики.

И если в первом пункте Указа, который был проанализирован ранее, задание разработать методику оценки эффективности работы чиновников, давалось Администрации президента, то этот пункт и последующие должны сами для себя разрабатывать чиновники Правительства.

Здесь уместно будет сказать об уже разработанных, существующих методиках оценки количества высокопроизводительных рабочих мест. Больше информации вы можете найти в интернете сами, я же обращу ваше внимание на два источника:

- Аналитический вестник №28 (546) «О методике расчёта показателя прироста высокопроизводительных рабочих мест (по материалам научно-методического семинара Аналитического управления);

Отношусь с уважением к людям, осуществлявшим составление прошлых методик, но вынужден сказать, что в них, несмотря на кажущуюся наукообразность присутствует скорее эмпирический, чем метрологический подход…

Ну, например, решение относить к воспроизводительными рабочим местам (ВПРМ) рабочие места:

- по объёму заработной платы;

- по объёму производства;

- по объёму выработки на одно рабочее место;

- по объёму добавленной стоимости в сравнении с шестью высокотехнологичными странами (в том числе Индия, Бразилия);

- по изменению объёма производства по сравнению с базовым;

- по соотношению числа руководителей и специалистов высокого уровня в числе работников;

- по распределению зарплаты среди работников;

Вот информация из интернета о ВПРМ за прошлые периоды:

По данным Росстата , в прошлом году число высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ) в России выросло почти на 2,4 млн - на 13,9%. До этого максимальное значение показателя было зафиксировано в 2012 году, когда он составил почти 1,85 млн.

Наибольший прирост ВПРМ - 30,7% - в 2018 году был зафиксирован в Якутии. В Москве он составил 19,5%, в Санкт-Петербурге - 10,4%, в Крыму - 6,4%, … единственным регионом, где число высокопроизводительных рабочих мест сократилось, оказался Ненецкий автономный округ - там их количество в 2018 году уменьшилось на 1,6% по сравнению с годом ранее.

"Методика Росстата построена на том, что они смотрят на зарплаты. Если у бюджетников зарплата перед выборами выросла, то по этой методологии должно вырасти число высокооплачиваемых высокопроизводительных рабочих мест. Но вся эта методология очень спорная"… методика расчёта прироста ВПРМ, которой пользуется Росстат, отражает не уровень производительности, а средний уровень зарплаты в организации.

"Он [показатель] показывает долю людей, которые работают в организациях, где средняя заработная плата выше некой планки. Если в организации директор получает миллиарды, а все остальные нищие, то, соответственно, это будут всё высокопроизводительные рабочие места".

Вот посмотрите: если брать за показатель количества ВПРМ добавленную стоимость, то у каждой отрасли она будет разная, а есть такие отрасли как земледелие (например, выращивание хлеба), где добавленная стоимость ограничена, но это ведь не значит, что аграрии работают не высокопроизводительно?!

Объясняю: речь идёт о ВПРМ ( высокопроизводительных рабочих места) но значение берётся среднее , так вы боретесь за высокую производительность или за среднюю по шести экономикам мира?!

Где-то в мире, можно собирать по три урожая за год, а у нас зона рискованного земледелия, это что значит у нас люди на земле не трудятся высокопроизводительно?!

Да предыдущая методика предусматривала различные категории, но неужели нельзя найти универсальные для всех параметры?!

Производительность труда — показатель, характеризующий результативность труда, отображающий численное значение количества продукции за единицу времени .

Как видите в существующей мировой культуре не заработная плата, а количество продукции является показателем производительности труда!

Обычно под производительностью труда в экономической статистике разумеется фактическая производительность труда , однако в экономической кибернетике, в частности, в модели жизнеспособных систем Стаффорда Бира, вводятся понятия наличной и потенциальной производительности труда.

Обратная величина производительности — трудоёмкость — измеряется количеством времени, затрачиваемым на единицу продукции.

Если принять предложенную парадигму, то добиться высокой производительности можно:

- изменением трудоёмкости, т.е. количества времени затрачиваемого на производство единицы продукции;

- увеличением количества произведённой продукции в единицу времени, что непосредственно влияет на повышение эффективности производства, так как в одном случае сокращаются текущие издержки на производство единицы продукции;

Под рентабельностью системы в целом понимается такой режим управления многоотраслевой производственно-потребительской системой общества, в котором её спектр производства в расчёте на душу населения, оцениваемый по базовому прейскуранту начала рассматриваемого срока времени к концу его возрастает .

Но продолжим анализ и оценим данный пункт по пяти выбранных нами критериям, а именно:

1.Оглашённые и понимаемые по-умолчанию цели данного пункта в Указе, т.е. какая видимая цель указа (вектор цели) и какая цель скрывается за формулировкой?

2.Насколько эффективен приведенный в Указе параметр для оценки деятельности чиновников в их работе по повышению благосостояния народа и насколько цели Указа могут быть достигнуты при предложенной формулировке?

3.Как будут сниматься обратные связи по оценке деятельности чиновников при выполнении данного указа?

4.Кто будет давать оценку деятельности чиновников (судьи, кто)?

5.Насколько легко будет обмануть контролёров в оценке исполнения чиновниками Указа?

6.Выводы и пролетарские дополнения.

Итак, оглашённые цели появления данного пункта Указа — это оценить эффективность работы правительства страны по таким показателям как создание рабочих мест, но не просто мест, а высокопроизводительных рабочих мест.

Но это же ложь, и перед чиновниками вопрос стоит не в том, как создать такие места, а вопрос в том, как отчитываться по этому показателю перед президентом!

Поэтому, если не изменить методику подсчёта, цели по-умолчанию – это создать для чиновников комфортную среду в условиях, когда результат можно будет нарисовать любой!

Каковы же наши, пролетарские предложения?

Что: либо нет спроса, либо нет сырья, либо нет рабочей силы, либо нет оборотных средств, … добавьте свой вариант…

А если вы выпускали меньше чем можете, то желание чиновников о высокопроизводительном вашем производстве изменят что-либо без устранения причин по которым вы производили меньше?

Поэтому для метрологически-состоятельного учёта ВПРМ необходимо синхронизировать понятийный аппарат (принять одинаковы для всех стандарты), создать условия для увеличения производительности и провести другие мероприятия, по результату которых как раз и можно будет судить о том ВПРМ это или просто РМ, т.е. работают чиновники или нет!

1. рост количества продукции по сравнению с предыдущим периодом;

2. снижение затрат (увеличение рентабельности) производства на единицу продукции за период, по сравнению с предыдущим (не аналогичным, т.е. не год назад, а всего месяц, так как на размере инфляции можно таких чудес написать…);

3. снижение цены на единицу продукции по сравнению с предыдущим (не аналогичным) периодом, ведь если увеличилась рентабельность обязательно снизилась цена.

Таким образом, если мы действительно считаем, что рост высокопроизводительных рабочих мест нужен стране, у нас есть три контрольных параметра, маркера состояния процессов, по которым можно анализировать очень просто и даже не специалисту.

Как видите всё очень просто видно по предложенным трём маркерам процессов, но мы пока следовали в ключе логики пункта Указа и не пытались перейти на уровень выше, т.е. данный пункт предлагает нам следовать производственной логике предприятия, а давайте посмотрим со стороны общегосударственной, а нужен ли нам рост количества высокопроизводительных рабочих мест во всех отраслях или стоит ограничить его где-то или не применять такой показатель вообще?!

И возвращаемся опять к модели жизнеспособных систем Стаффорда Бира:

Наличная производительность труда — есть расчётная величина, которая показывает, сколько продукции можно выпустить в текущих условиях (например, на имеющемся оборудовании из доступных материалов) в случае, если все простои и задержки будут сведены к нулю. Наличная производительность труда определяется по формуле:

где Q cap — максимально достижимый в текущих условиях выпуск продукции в единицах измерения данного вида продукции (наличная выработка), t cap — минимально необходимые в текущих условиях затраты живого труда в единицах времени (наличная трудоёмкость).

где Q cap — максимально достижимый в текущих условиях выпуск продукции в единицах измерения данного вида продукции (наличная выработка), t cap — минимально необходимые в текущих условиях затраты живого труда в единицах времени (наличная трудоёмкость).

Потенциальная производительность труда — есть расчётная величина, которая показывает, сколько продукции можно выпустить в теоретически достижимых в данных природных условиях на данном уровне развития цивилизации (например, из наилучших из имеющихся на рынке материалов при использовании передовых технологий и установке самого современного из имеющегося на рынке оборудования) в случае, если все простои и задержки будут сведены к нулю. Потенциальная производительность труда определяется по формуле:

где Q pot— максимально достижимый в данных природных условиях на данном уровне развития цивилизации выпуск продукции в единицах измерения данного вида продукции (потенциальная выработка), t pot— минимально необходимые в данных природных условиях на данном уровне развития цивилизации затраты живого труда в единицах времени (потенциальная трудоёмкость).

где Q pot— максимально достижимый в данных природных условиях на данном уровне развития цивилизации выпуск продукции в единицах измерения данного вида продукции (потенциальная выработка), t pot— минимально необходимые в данных природных условиях на данном уровне развития цивилизации затраты живого труда в единицах времени (потенциальная трудоёмкость).

- существует ли народнохозяйственный план, при котором известна необходимость в определённом количестве ВПРМ или ВПРМ должны как грибы появляться сами?

- какова потребность в ВПРМ?

- каков дефицит (потребность) продукции в отраслях где необходимо появление ВПРМ?

Необходимо вернуться к сталинскому учёту продукции в натуральных единицах, а не деньгах, так как учёт в натуральных единицах позволяет любому человеку увидеть достаточно ли произведено продукции, сколько и какой, сколько продано и сколько не хватает и сколько ещё рабочих мест нужно.

А величина добавленной стоимости, денежный оборот не позволяют понять, есть ли польза для страны от такого увеличения и какое процентное распределение полученной добавленной стоимости - ведь может она вся идёт в карман капиталисту и для страны нет никакой пользы!

1. роста количества продукции по сравнению с предыдущим периодом (для агро-хозяйственного сектора – с аналогичным периодом);

2. снижения затрат (увеличение рентабельности) производства на единицу продукции за период, по сравнению с предыдущим (не аналогичным, т.е. не год назад, а всего месяц (для агро-хозяйственного сектора – с аналогичным периодом), так как на размере инфляции можно таких чудес написать…);

3. снижения цены на единицу продукции по сравнению с предыдущим (не аналогичным) периодом.

И нужно понимать, что можно увеличивать количество выпускаемой продукции на рабочем месте, можно повышать рентабельность производства продукции, и все эти рабочие места можно включить в категорию ВПРМ в соответствие с расшифровкой понятия, но всё это увеличивает прибыль капиталиста, который и так сам о себе заботится, используя природные и трудовые ресурсы страны, а для народа, именно снижение цены на продукцию является основным показателем необходимости высокопроизводительных рабочих мест!

Поэтому вопрос к правительству: вы о ком заботитесь, для кого вам нужны высокопроизводительные рабочие места?!

Далее перейдём к следующему пункту Указа, оценки эффективности работы чиновников по:

3. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.

Но перейдём … в следующей статье на следующей неделе, поэтому на этом сегодня остановимся, а в последующих статьях рассмотрим другие пункты Указа, чтобы не пропустить продолжение, подписывайтесь!


— Дмитрий Борисович, мир вокруг нас стремительно меняется, роботы готовятся заменить людей на некоторых направлениях деятельности. Как, по вашему, это может повлиять на рынок труда?

— Создание в Российской Федерации высокопроизводительных рабочих мест (далее ВПРМ) является стратегическим ориентиром развития экономики нашей страны. Президент РФ в своих майских указах обозначил важность приведения производительности труда в России к мировому уровню и определил количественный показатель, который обеспечит устойчивое движение в этом направлении. К 2020 году в целом по стране он должен составить не менее 25 миллионов ВПРМ.

На поверхности данная задача позволит решить ряд социальных проблем. Создание высокопроизводительных рабочих мест позволит среднестатистическому работнику получать достаточную для жизни заработную плату, формировать накопления, иметь интересную, способствующую самореализации, работу и карьерные перспективы. Это, несомненно, приведет к росту уровня жизни населения. Но хочется также взглянуть на эту ситуацию несколько с другого ракурса. Для увеличения показателей производительности труда, скорее всего, на высокопроизводительном рабочем месте должны быть применены передовые технологии, повышен уровень автоматизации труда. Что в свою очередь потребует от сотрудников более высокой квалификации по сравнению с обычным рабочим местом, повышенной адаптивности к новым технологиям. В результате при неизменном объеме выполняемой работы организация высокопроизводительных рабочих мест однозначно приведет к существенному сокращению их общего количества. А несоответствие квалификации существующего состава сотрудников новым квалификационным требованиям также повлечет еще и существенное обновление кадрового состава.

Например, внедрение одного Вертикального обрабатывающего центра (ВОЦ) стоимостью около 30 млн. руб. может заменить от 20 до 50 универсальных станков. При двухсменной работе занято на нем будет 3 человека — 2 оператора и 1 наладчик, вместо 20-50 рабочих занятых на универсальных станках.

А, например, внедренная линия поверхностного монтажа и обслуживающий её 1 специалист, заменяют собой целый участок, обслуживаемый 120 сотрудниками.

С заменой оборудования естественно повышается не только его технологический уровень, но и квалификация обслуживающего его персонала.

— И что ждать работникам ряда отраслей всвязи с такими перспективами?


Экономически развитые страны как правило имеют мизерную часть сельского хозяйства и хорошо развитую промышленность и сферу услуг. В этих странах высокий ВВП на душу населения и их национальные валюты незначительно теряют в кризисы часть своей стоимости. В основе экономик данных стран основной фокус на развитие отраслей где требуется хорошо образованный и профессинальный персонал. В развивающихся странах с большей долей сельского хозяйства обычно неразвиты сферы образования, науки и здравоохранения, что не позволяет данным странам подняться на следующую ступень технического и экономического прогресса.

— Каков же ваш прогноз — нужно обратить внимание на промсектор экономики?

— Промышленные производства являются локомотивом развития экономики. Высокотехнологичные производства формируют максимальный удельный вес добавочной стоимости. Генерируемый развитием промышленного производства мультипликативный эффект напрямую касается и изменения численности занятых. По данным исследований российских и международных специалистов создание одного рабочего места в базовых промышленных секторах дает в среднем около 2 рабочих мест в смежных непромышленных секторах экономики: малый производственный бизнес, инжиниринг, промышленное и гражданское строительство, промышленный аутсорсинг, оптовая торговля и др. Соответственно приложение усилий по развитию инновационных высокотехнологичных производственных предприятий принесет наиболее существенный эффект.

Статистические данные показывают, что уже на сегодняшний день наибольшее количество ВПРМ концентрируется в обрабатывающих производствах. И необходимо не только закрепить эти позиции, но и прилагать усилия по развитию ситуации.

Нужно опережающими темпами наращивать выпуск высокотехнологичной продукции, расширять рынки и открывать новые, осуществлять комплекс мероприятий по стимулированию рынка и развитию экономики в целом. Однако это тема отдельной дискуссии.

Читайте также: