Мудрец способный обеспечить общее благо кто автор

Обновлено: 02.07.2024

Человек всегда стремился к счастью. Человек всегда думал о счастье. Человеку удавалось быть счастливым. Но счастье - это настолько глубокое, настолько интимное переживание, что никакие общие схемы, никакие размышления не приближают нас к пониманию этого явления. И потому для каждого, кто задумывается о счастье, оно открывается в своей неизведанности и вечной новизне так, будто никто еще и не касался этой проблемы.
Основы учения о счастье были заложены и развиты античными школами эпохи эллинизма: стоиками, эпикурейцами и скептиками.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

  1. Понятие счастья
  2. Биография Сенеки Л.А.

3.1. Что называет Сенека подлинным благом и почему?

3.2. Как философ определяет счастье, зависит ли оно от удовольствия?

3.3. Кого Сенека почитает мудрецом?

3.4. Что составляет основу мудрой жизни?

Человек всегда стремился к счастью. Человек всегда думал о счастье. Человеку удавалось быть счастливым. Но счастье - это настолько глубокое, настолько интимное переживание, что никакие общие схемы, никакие размышления не приближают нас к пониманию этого явления. И потому для каждого, кто задумывается о счастье, оно открывается в своей неизведанности и вечной новизне так, будто никто еще и не касался этой проблемы.

Основы учения о счастье были заложены и развиты античными школами эпохи эллинизма: стоиками, эпикурейцами и скептиками.

Счастье — свобода от страстей и бесстрашие перед смертью и смертельными муками. Таков был идеал счастливой жизни скептиков. Он основывался на принципе атараксии. Атараксия (греч. at araxia - невозмутимость) — нравственный принцип, согласно которому счастье заключается в душевном спокойствии и безмятежности. Путь к счастью лежит через следование другому принципу — принципу эпохе. Эпохе (греч. epoche - остановка или начало развития) — воздержанность от суждений, за которой следовала бестревожность.

Счастье — стремление к наслаждениям и удовольствиям. Таково понимание счастья эпикурейцами, которые выделяли два вида счастья:

  • высочайшее счастье, принадлежащее богам, его невозможно приумножить;
  • счастье, достижимое для человека и допускающее умножение.

По мнению стоиков счастье — бесстрастие и аскетический образ жизни, сопровождающийся отречением от земных чувств. Основным принципом счастливой жизни, по их мнению, должна стать апатия. Апатия (греч. apatheia - бесстрастие) — независимость от чувств и страстей. Поэтому счастливый образ жизни — удел мудреца. Он всегда предан разуму, а его высказывания правильны и беспристрастны.

Луций Анней Сенека (5 до Р.Х. - 65) - крупнейший римский философ, первый представитель стоицизма в Древнем Риме. Родился в Испании в г. Кордове. Отец его был ритором, и сам Сенека обучался риторике, но потом стал заниматься исключительно философией, в которой его увлекал стоицизм, в особенности воззрения Посидония. Еще в детском возрасте он попал в Рим вместе с родителями. Был в течение пяти лет воспитателем будущего императора Нерона (с двенадцатилетнего возраста). В период правления Нерона роль Сенеки в государственных делах очень высока, но затем он попал в немилость, стал заниматься исключительно литературно-философской деятельностью. Был обвинен в заговоре против Нерона и приговорен к смерти. Нерон приговорил его к самоубийству, что он и сделал, вскрыв себе вены.

Сенека - очень плодовитый писатель и оставил после себя многочисленные произведения. Его перу принадлежат такие философские сочинения, так и художественные и естественнонаучные, многие из которых утрачены. Он создал несколько философских трактатов, девять трагедий, одну историческую драму, десять философско-этических диалогов, восемь книг "Естественнонаучных вопросов", знаменитые "Нравственные письма к Луциллию" (.124 письма).

Его сочинения представляют исключительный интерес, так как касаются нравственно-практических вопросов, имеющих у Сенеки обоснование. Его высказывания о житейской мудрости не потеряли своей актуальности до наших дней.

    1. Сенека о благе и добродетели как основании счастливой жизни в трактате

    В понимании счастья Сенека, безусловно, стоит на позициях космического ригоризма. Долг перед природой, перед Логосом, перед Космосом - исходная позиция стоицизма. А поскольку разум человека есть частичка Логоса, частное проявление Логоса, то отсюда следует, что разум человека должен вести постоянную борьбу с аффектами. Борьба с аффектами это и есть частное проявление борьбы Логоса с Хаосом. Источник добродетели - разумная душа. Источник порока - страсти, аффекты. Иначе: источник добродетели - душа, источник порока - тело. Потакание телесным потребностям ведет к нарушению внутренней гармонии человека.

    3.1. Что называет Сенека подлинным благом и почему?

    Благо в виде разума не дается людям тотчас после рождения, а совершенствуется их усилиями. Все в природе являет свое благо, только созрев до конца. Так и благо есть лишь в том человеке, чей разум уже достиг совершенства. В связи с этим надо отметить разделение людей на мудрецов и идущих к мудрости, которое делает Сенека. Последних он насчитывает три разряда. Первый – это те, кто вплотную подошел к мудрости. Они расстались с пороками и страстями, но их надежность в этом отношении еще не испытана. Второй разряд – те, кто избавился от наибольших зол, но еще может скатиться к прежнему. Третий – это те, кто изжил одни пороки, но сохранил другие: похоть, например, их не будоражит, а честолюбие одолевает.

    3.2. Как философ определяет счастье, зависит ли оно от удовольствия?

    У разных возрастов различные вкусы: удовольствие – это счастье глупцов, счастье – это удовольствие мудрецов. Ст.-Ж. де Буффле

    Отсюда не следует, что приятные чувства не имеют значения для счастья. Для некоторых они имеют даже решающее значение. И именно на этой основе различаются два типа счастья: одни довольны жизнью потому, что обладают какими-то ценностями, другие потому, что получают приятные ощущения. Счастье второго, типа имеет гедонистическую основу. В этом случае удовольствия служат причиной счастья, и люди счастливы только потому, что испытали приятные чувства. Но так бывает не всегда: некоторые счастливы, хотя получили мало удовольствий; их удовлетворенность жизнью имеет другие причины. Неверно, что счастье достижимо всегда только через удовольствия. Но точно так же неверно и утверждение стоиков, что через удовольствия вообще нельзя достичь счастья. И все же нередко можно наблюдать в жизни, что люди, испытавшие самые большие удовольствия и упоение, в целом не являются самыми счастливыми. Это подтверждают психологи, доказывающие, что существует даже обратное соотношение между склонностью к острым ощущениям и способностью вообще испытывать счастье ( to be generally happy ). В таком случае счастье (в смысле упоения) было бы в обратном соотношении со счастьем (в смысле удовлетворения жизнью).

    3.3. Кого Сенека почитает мудрецом?

    3.4. Что составляет основу мудрой жизни?

    Жить полноценной жизнью – реализовывать себя во всех областях жизни, в которых ты способен себя реализовать, достигать конкретных результатов. При этом ты гармонично развиваешься, что позволяет достичь наибольшей эффективности.

    Полноценная жизнь может быть неэффективной, если ты перестаёшь развиваться. Но будет ли жизнь полноценной без развития? Нет. Сама природа человека призывает его расти и развиваться – физически, интеллектуально, социально-эмоционально и духовно. Чтобы жить, любить, учиться и оставлять наследие.

    Полноценная жизнь всегда интересна ввиду своего разнообразия. Ты проявляешь себя и достигаешь результатов в работе, в своём служении людям, в отношениях, в общении, в развитии характера, в духовном развитии, в спорте, в материальном обеспечении.

    Я также уверен, что жить интересно, если ты живёшь счастливо. Понятие “счастливая жизнь” включает понятие “интересная жизнь” до тех пор, пока ты помнишь о разнице между удовольствием и счастьем.

    Я была бы счастлива безмерно, если бы смогла сделать свою жизнь более полноценной и счастливой. Я смогу сделать это, если я сама этого захочу. Я обещаю делать всё возможное, чтобы моя жизнь, жизнь моей семьи, жизнь моих близких становилась более полноценной и счастливой. Достигать конкретных результатов, помогать, общаться и непрерывно развиваться.

    Читайте также: