Что такое устройства обеспечения спуска

Обновлено: 02.07.2024

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Рабочей группой подкомитета ПК 7 Технического комитета по стандартизации средств индивидуальной защиты ТК 320 "СИЗ" на основе аутентичного перевода на русский язык указанного в пункте 4 стандарта, который выполнен ФГУП "Стандартинформ"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации средств индивидуальной защиты ТК 320 "СИЗ"

4 Настоящий стандарт идентичен европейскому региональному стандарту ЕН 341:1992* "Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Устройства для спуска (EN 341:1992 "Personal protective equipment against falls from a height - Descender devices"). Изменение к указанному европейскому стандарту, принятое после его официальной публикации, внесено в текст настоящего стандарта и выделено двойной вертикальной линией, расположенной на полях от соответствующего текста, а обозначение и год принятия изменения приведены в скобках после соответствующего текста.

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования европейского регионального стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных европейских стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования, методы испытаний, форму

маркировки и инструкции в части использования устройств обеспечения спуска как спасательного

средства, применяемого вместе со средствами индивидуальной защиты от падения с высоты, например

со страховочными привязями (см. ЕН 361) или спасательным снаряжением (см. ЕН 1497). (ЕН 341:1992/АI:1996).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки* на следующие стандарты:

* Таблицу соответствия национальных (межгосударственных) стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

ЕН 361 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Ремни для всего тела. (EN 361 Personal protective equipment against falls from a height - Full body harnesses) (EN 341:1992/АI:1996)

ЕН 364:1992 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Методы испытаний. (EN 364:1992 Personal protective equipment against falls from a height - Test methods)

ЕН 365 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Общие требования к инструкциям по применению и маркировке (EN 365:1992, Personal protective equipment against falls from a height - General requirements for instructions for use and for marking)

ЕН 795 Защита от падений с высоты. Устройства анкерного крепления. Требования и испытания. (EN 795 Protection against falls from a height - Anchor devices - Requirements and testing). (EN 341:1992/AI:1996)

ЕН 892-1 Снаряжение для альпинистов. Динамические канаты для альпинистов. Требования техники безопасности, испытания, маркировка. (EN 892:2004 Mountaineering equipment. Dynamic mountaineering ropes. Safety requirements and test methods)

ЕН 1497 Спасательные средства. Спасательные ремни безопасности. (EN 1497 Personal fall protection equipment - Rescue harnesses). (EN 341:1992/АI:1996)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применен следующий термин с соответствующим определением:

3.1 устройства обеспечения спуска (definition): Спасательные средства, с помощью которых человек может спускаться на ограниченной скорости либо самостоятельно, либо с помощью второго человека с высокого положения в низкое положение.

Устройства обеспечения спуска должны быть классифицированы следующим образом:

- класс А: энергия спуска 7,5·10 Дж;

- класс В: энергия спуска 1,5·10 Дж;

- класс С: энергия спуска 0,5·10 Дж;

- класс D: энергия спуска 0,02·10 Дж только для одного спуска с высоты до 20 м (для устройств обеспечения спуска, предназначенных для спуска с высоты более 20 м, энергия спуска соответственно увеличивается).

1 При практическом применении устройства обеспечения спуска подвергаются воздействию различных нагрузок. Устройство обеспечения спуска, например для спуска 100 пассажиров вагона канатной дороги с высоты 100 м, должно отвечать более суровым требованиям, чем устройство, используемое крановщиком, чтобы опустить себя с высоты 20 м.

2 Устройства обеспечения спуска класса D в основном предназначены для индивидуального пользования.

3 Энергия спуска ,

- энергия спуска, Дж;

- контрольный груз, кг;

- ускорение силы тяжести 9,81 м/с;

- высота спуска, м;

4 Требования

4.1.1* Тросы, ленты

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Тросы должны состоять из синтетических волокон или стальных проволок.

4.1.2 Проволочные тросы

Проволочные тросы должны быть сделаны из оцинкованной стальной проволоки без деформации скручивания; в них должно быть снято внутреннее механическое напряжение. Тросы следует изготовлять из цельного куска. Номинальный предел прочности на разрыв стального троса должен быть 1770 Н/мм и не должен превышать 1960 Н/мм. В любом случае для расчета конструкции берут базовое значение 1770 Н/мм. Тросы должны позволять проводить их визуальный осмотр, а также под руководством производителя соответствующую проверку и испытание без разрушения образца, гарантирующие, что трос удовлетворяет всем требованиям для применения. Концы стального троса должны быть заделаны в наконечники или прихвачены зажимами.

4.1.3 Тросы из синтетических волокон

Синтетические тросы представляют собой оболочку, сплетенную из волокон вокруг центральной жилы. Синтетические тросы делают из полиамида или материала подобного качества. Смещение оболочки не должно превышать 15 мм на длине троса 2 м. Удлинение в процессе использования не должно превышать 8%. Для устройств обеспечения спуска класса D могут быть применены тросы из синтетических волокон другого плетения.

4.1.4 Лента

Если для спуска вместо тросов используют ленты, то они должны быть сделаны из материала, равнозначного по качеству тросам из синтетических волокон.

4.1.5 Концевые заделки

Концевые заделки должны быть сделаны исключительно производителем или субъектом, уполномоченным производителем. Концевые заделки должны быть сделаны таким образом, чтобы их раскрытие могло быть возможным только с помощью инструментов. Концевые заделки маркирует производитель. Заделка концов троса из синтетического волокна должна быть сделана узлами, зашивкой или с помощью обжимных колец. Трос, включая концевые заделки, должен выдерживать статическое усилие 12 кН (для класса D - 5 кН) в течение 3 мин. Это испытание следует проводить в соответствии с 5.5.

4.2 Удерживающая нагрузка устройств обеспечения спуска, управляемых вручную

Максимальная нагрузка, необходимая для удерживания массы, закрепленной на конце троса, выходящего из устройства обеспечения спуска, должна быть 120 Н.

4.3 Статическая прочность

При испытании на статический предел прочности согласно 5.5 никакая часть устройства обеспечения спуска не должна показывать признаки излома или разрыва.

4.4 Энергия спуска

При спусках, выполняемых подряд, устройства для спусков должны работать при следующем значении энергии спуска, установленном для их класса, без какого-либо нарушения техники безопасности:

- устройство обеспечения спуска класса A: 7,5·10 Дж;

- устройство обеспечения спуска класса В: 1,5·10 Дж;

- устройство обеспечения спуска класса С: 0,5·10 Дж;

- устройство обеспечения спуска класса D: 0,02·10 Дж

(для устройств обеспечения спуска, разрешенных для высот больше 20 м, энергия спуска соответственно увеличивается).

После испытания устройства обеспечения спуска согласно 5.6 и функциональной проверки согласно 5.7 это устройство и трос или лента не должны иметь каких-либо изменений, влияющих на безопасность спуска.

4.5 Температура нагрева устройства обеспечения спуска

В ходе испытания устройства обеспечения спуска согласно 5.6 его температура вследствие трения не должна подниматься до отметки, при которой нарушается работа этого устройства. Никакие части устройства, до которых можно дотрагиваться при спуске, не должны нагреваться до температуры свыше 48 °С.

4.6 Скорость спуска

В ходе испытаний согласно 5.6 и 5.7 должна быть показана возможность обеспечения скорости спуска с помощью устройств классов А, В и С между 0,5 и 2 м/с. Для устройств класса D должно быть возможным поддерживать скорость спуска не более 2 м/с.

Оценку скорости спуска проводят по средним значениям (EN 341:1992/AI:1996).

Для устройств обеспечения спуска с ручным управлением скорость спуска не должна превышать 2 м/с после разблокирования устройства. Во время спуска скорость должна быть почти постоянной.

4.7 Специальные требования к устройствам класса D

Устройства обеспечения спуска класса D должны быть устроены таким образом, чтобы их нельзя было использовать больше одного раза.

5 Методы испытаний

5.1 Проверка проектных решений

Проверку проектных решений проводят с целью показать соответствие устройства чертежам и определения, насколько расчеты включают в себе доказательство достаточной прочности, с учетом сил, указанных в 5.5.

Для доказательства достаточной прочности компонентов, изготовленных из стальных материалов, должна быть принята двойная степень безопасности, что касается предела текучести. Если используют другие материалы, то должно быть аналогичное доказательство, касающееся пределов прочности на разрыв при растяжении.

5.2 Определение смещения оболочки

Значение смещения оболочки следует определять в соответствии с ЕН 892-1.

5.3 Определение удлинения троса в процессе использования

Удлинение троса во время его использования определяют на двух образцах, которые не были раньше в эксплуатации. Удлинение определяют на висящем тросе при следующих нагрузках:

сначала сила, созданная массой (80±0,1) кг, должна быть быстро приложена к образцу троса. Эта масса должна быть свободно подвешена на образце троса. Нагрузка должна поддерживаться в течение (10±0,5) мин. Затем эта сила должна быть уменьшена до нуля, и образец троса должен оставаться без нагрузки в этой позиции (10,0±0,5) мин;

после этого образец троса должен быть нагружен массой (5±0,1) кг, и на нем должны быть поставлены две опорные метки на расстоянии 1 м. Затем расстояние между этими метками должно быть измерено с точностью ±1 мм.

Еще раз образец троса должен быть нагружен массой (80±0,1) кг. Расстояние должно быть измерено через (60±5) с.

Удлинение в процессе использования должно быть вычислено в процентах на основании данных двух индивидуальных измерений на разных образцах троса, округленных до 0,1%.

Удлинение троса в процессе использования может быть также определено с помощью машины для испытаний.

5.4 Проверка удержания нагрузки устройством для спуска с ручным управлением

Масса 80 кг должна быть приложена на конец троса, выходящего из устройства обеспечения спуска.

5.5 Статическая прочность

5.5.1 Оборудование для проведения испытаний

Испытательное оборудование для проверки прочности при статической нагрузке должно соответствовать ЕН 364 (пункт 4.1).

5.5.2 Методика испытания

В установке для испытаний нагрузку 12 кН (класс D: 5 кН) прилагают к устройству обеспечения спуска, включающего в себя трос с концевой заделкой согласно 4.1.5. Эта испытательная нагрузка должна поддерживаться в течение 3 мин.

Одно испытание должно быть проведено до и другое после проверки энергии спуска.

Примеры испытательной установки для проверки прочности при статической нагрузке:

Рисунок 1 - Устройство, закрепленное к анкерной точке крепления

Рисунок 2 - Подвижное устройство

5.6 Проверка энергии спуска

По согласованию с испытательной лабораторией заявитель определяет место, подходящее для проведения испытаний с целью проверки энергии спуска и функционирования устройства определенного типа.

На испытаниях по определению энергии спуска спуски, соответствующие случаю проведения спасательной операции, следует проводить при следующих условиях:

- испытательные нагрузки должны быть 75 кг для устройств классов А, В и С и 100 кг - для устройств класса D. Для устройств классов А и В высота спуска должна составлять 100 м, для класса С - 20 м, и высота спуска для класса D должна соответствовать разрешенной высоте снижения.

В соответствии с этим необходимо проводить следующее число спусков: класс А - 100, класс В - 20, класс С - 34, класс D - 1;

- индивидуальные спуски должны следовать непосредственно один за другим;

- если предполагается допускать устройства обеспечения спусков классов А и В для высот ниже 100 м, то испытание по определению энергии спуска должно быть проведено для предполагаемой высоты. В этом случае число спусков должно быть увеличено для того, чтобы энергия спусков достигала значений, указанных в 4.4.

5.7 Функциональные испытания

После испытания согласно 5.6 должны быть проведены функциональные испытания на высоте спуска, разрешенной для определенного устройства.

Эти испытания должны быть проведены при следующих испытательных нагрузках:

- максимальная нагрузка 150 кг для устройств обеспечения спуска классов А, В и С (для устройства класса D проверка энергии спуска при нагрузке 100 кг является также достаточной, чтобы считать ее как функциональное испытание);

- минимальная нагрузка 30 кг - для всех классов.

Функциональные испытания следует также проводить при мокрых устройствах обеспечения спуска и тросах. Что касается класса D, то такие условия испытания необязательны.

6 Маркировка и инструкции по использованию

В дополнение к общим требованиям, указанным в ЕН 365, следующие особые требования должны быть предъявлены к устройствам обеспечения спуска:

- на всех без исключения устройствах обеспечения спуска должна быть заводская табличка со следующей разборчивой и долговечной информацией:

производитель или поставщик,

класс устройства обеспечения спуска,

максимальная высота спуска,

максимальная нагрузка при спуске;

- должна быть также приложена краткая инструкция по использованию устройства обеспечения спуска и содержащая всю необходимую информацию по технике безопасности для пользователя;

- дополнительно подробные инструкции по использованию на языке страны рынка сбыта должны быть в сопроводительной документации на каждое устройство обеспечения спуска; в частности, они должны содержать следующую информацию:

ограничение области применения, особенно в том, что соединение устройства обеспечения спуска должно быть устроено так, чтобы не мешать спуску (ЕН 341:1992/АI:1996);

рекомендация в отношении того, что крепление устройства обеспечения спуска должно соответствовать требованиям ЕН 795 (ЕН 341:1992/АI:1996);

- запуск в эксплуатацию;

- использование устройства обеспечения спуска и его поведение во время работы;

- техническое обслуживание, особенно тех частей, которые требуют особого внимания;

Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации

Системы обеспечения безопасности при работе на высоте

Высотные работы выполняются в различных отраслях производства и сферах деятельности человека: от строительства до науки и развлечений. Но, несмотря на разнообразие задач и условий, существует ряд общих методов обеспечения безопасности при работе на высоте.

Системы обеспечения безопасности работ на высоте можно разделить на несколько типов:

  • удерживающие системы;
  • страховочные системы;
  • системы позиционирования;
  • системы канатного доступа;
  • системы эвакуации и спасения.

Выбор применяемой системы или систем осуществляется исходя из поставленной задачи, конфигурации строительных конструкций, архитектуры здания, доступных опор для установки анкерных устройств, продолжительности работ и т.д.

КАТАЛОГ:

Удерживающие системы

Удерживающие системы ограничивают область свободного перемещения работника, не позволяя ему оказаться в зоне риска падения. При правильном применении удерживающей системы, работник просто физически не может попасть за перепад высот.

Состав:

  • анкерное устройство, горизонтальная анкерная линия;
  • удерживающий строп или вытяжной канат, карабины (соединительно-амортизирующая подсистема);
  • удерживающая или страховочная привязь.



В удерживающих системах не возникает больших нагрузок на тело работника, поэтому может использоваться как страховочная привязь, так и привязь для удержания и позиционирования. Привязь работника соединяется с анкерным устройством при помощи удерживающего или страховочного стропа. Допускается использование стропов с устройством регулировки длины. Для организации удерживающих систем подходят стропы Petzl JANE, Petzl GRILLON.

КАТАЛОГ:

Для расширения области возможного перемещения работника могут использоваться такие средства для работы на высоте, как гибкие или жесткие горизонтальные анкерные линии. В этом случае работник будет перемещаться вдоль анкерной линии.

Необходимо понимать, что удерживающая система в принципе не предназначена для остановки падения, а только для его предотвращения. Поэтому в области возможного перемещения работника не должно быть непрочных поверхностей, проемов, открытых люков и т.п. Также опасность падения может возникать при приближении к углам зданий.



Недопустимое применение удерживающих систем

Страховочные системы

Страховочные системы должны применяться всегда, когда есть риск падения работника. Их назначение не просто остановить падение (с этим справляется и асфальт), а сделать это безопасно. Динамическая нагрузка на работника при остановке падения — сила торможения — не должна быть больше безопасной величины в 6 кН.

При применении страховочных систем должна использоваться страховочная привязь. Средства остановки падения должны присоединяться к привязи работника в точках крепления, расположенных на груди или спине, маркированных буквой А.

В страховочных системах обычно применяются амортизаторы, которые поглощают часть энергии при падении и уменьшают силу торможения до безопасных 6 кН. При срабатывании амортизаторы удлиняются. Необходимо учитывать удлинение амортизатора при расчете запаса свободного пространства под работником. При недостаточном запасе высоты, работник может удариться о пол или другие препятствия до полной остановки.

Рассмотрим существующие способы организации страховочных систем.

Страховочная система с использованием страховочного стропа

Состав:

  • анкерное устройство, горизонтальная анкерная линия;
  • страховочный строп с амортизатором , карабины (соединительно-амортизирующая подсистема);
  • страховочная привязь.

Привязь работника присоединяется к анкерному устройству или горизонтальной анкерной линии при помощи страховочного стропа. Строп должен быть оснащен амортизатором рывка, снижающим силу динамического воздействия на работника в случае падения. Используя двуплечевой страховочный строп, можно перемещаться в пространстве, сохраняя постоянное соединение с опорой.



Страховочная система с использованием страховочного стропа



Используя двуплечевой страховочный строп можно перемещаться в пространстве, сохраняя постоянное соединение с опорой



Применение горизонтальной анкерной линии

КАТАЛОГ:

Страховочная система с использованием страховочного устройства ползункового типа

Состав:

  • анкерное устройство, вертикальная или наклонная анкерная линия;
  • страховочное устройство ползункового типа, амортизатор (соединительно-амортизирующая подсистема);
  • страховочная привязь.

Страховочное устройство (например, Petzl ASAP) свободно перемещается по анкерной линии вслед за движением работника, но, в случае падения работника, автоматически фиксируется и останавливает падение. Страховочные системы с использованием СИЗ ползункового типа и вертикальных анкерных линий применяются при кровельных работах, при подъемах по лестнице на опору, при работе на наклонных поверхностях.



Применение страховочного устройства на наклонных и вертикальных анкерных линиях

КАТАЛОГ:

Страховочная система с использованием СИЗ втягивающего типа

Состав:

  • анкерное устройство;
  • СИЗ втягивающего типа;
  • страховочная привязь.

СИЗ втягивающего типа крепится к опоре, а выходящий из него трос или стропа — к привязи работника. При перемещении работника трос автоматически выдается из блока или втягивается в него в зависимости от направления движения. В случае срыва система автоматического торможения останавливает падение. В некоторых моделях СИЗ втягивающего типа предусмотрена система плавного снижения для спуска рабочего на землю с безопасной скоростью.


КАТАЛОГ:

Системы позиционирования

Состав:

  • анкерное устройство;
  • строп для позиционирования, карабины (соединительно-амортизирующая подсистема);
  • привязь для удержания и позиционирования.

Системы позиционирования используются для фиксации работника на высоте и обеспечения работы в подпоре, при этом сводится к минимуму риск падения ниже точки опоры путем принятия рабочим определенной рабочей позы. Такие системы используются в случае, когда у работника есть опора под ногами, но для сохранения устойчивого положения требуется держаться руками. Ярким примером является работа на вышках, мачтах сотовой связи. Система позиционирования позволяет освободить руки для работы.

Использование системы позиционирования требует обязательного наличия страховочной системы.

Для позиционирования используются стропы регулируемой и фиксированной длины.

Строп для позиционирования может крепиться к опоре в обхват, либо с использованием анкерного устройства.



Позиционирование работника при помощи стропа Petzl GRILLON,
страховочная система представлена гибкой анкерной линией и страховочным устройством Petzl ASAP

Системы канатного доступа

Системы канатного доступа позволяют достигать места выполнения работ путем подъема или спуска по канату — гибкой вертикальной или наклонной анкерной линии. Такие системы являются крайним решением, когда применение других методов доступа, например, строительных лесов, люлек или подъемных вышек не целесообразно.

Для подъема и спуска работника по вертикальной (более 70º к горизонту) и наклонной (более 30º к горизонту) плоскостям, а также выполнения работ в состоянии подвеса в безопорном пространстве применяется система канатного доступа, состоящая из анкерных устройств и соединительной подсистемы (гибкая или жесткая анкерная линия, стропы, канаты, карабины, устройство для спуска, устройство для подъема).

Работы с использованием систем канатного доступа производятся с обязательным использованием страховочной системы, состоящей из анкерного устройства, соединительной подсистемы (гибкая или жесткая анкерная линия, амортизатор, стропы, канаты, карабины, ловитель, страховочная привязь).

Не допускается использование одного каната одновременно для страховочной системы и для системы канатного доступа.

В системах канатного доступа применяется страховочная привязь, совмещенная с привязью для положения сидя. Средства остановки падения присоединяются к грудной или спинной точке крепления, маркированной буквой А. Устройства для подъема (зажимы) и устройства для спуска — к точке крепления, расположенной в районе живота.



При длительной работе в состоянии подвеса необходимо использовать рабочее сидение для предотвращения нарушения кровообращения.

КАТАЛОГ:

Системы эвакуации и спасения

Перед выполнением каких-либо работ на высоте должен быть разработан план эвакуации в случае возникновения опасности. План эвакуации должен обеспечивать спуск пострадавшего на землю в течение 10 минут для предотвращения травмы подвешенного состояния. При отсутствии простого, быстрого и безопасного пути эвакуации, могут использоваться индивидуальные спасательные устройства, позволяющие работнику самостоятельно спуститься с высоты.




Также должен быть разработан план спасения в случае падения работника и повисания на страховочной системе, либо в случае невозможности самостоятельного спуска с высоты по причине травмы или плохого самочувствия. Для этого используются спасательные комплекты, в состав которых могут входить анкерные устройства, веревки, спусковые устройства, специальные лебедки, полиспастные системы (например, Petzl JAG RESCUE KIT).


Спасательный комплект Petzl JAG RESCUE KIT

Весьма эффективны предустановленные спасательные системы — в этом случае устройства для спуска заранее встраиваются в страховочную систему или в систему канатного доступа таким образом, что при необходимости работник может быть эвакуирован в любой момент. Анкерные линии закрепляются с использованием устройств для спуска, а их длина выбирается с таким запасом, чтобы ее хватило для спуска рабочего на землю. Такой метод требует большей длины анкерных линий, но при несчастном случае позволяет спустить рабочего в считанные минуты. Эвакуация может быть проведена из безопасного места, без подъема к рабочему месту на высоте.



Предустановленная система спасения

КАТАЛОГ:

Автор:
Дмитрий Шепелев, руководитель экспертной группы по использованию и обслуживанию СИЗ


Рассмотрим принцип работы и устройство системы помощи при спуске с горы, так же известной как DAC. В конце статьи видео-обзор принципа работы системы DAC. Рассмотрим принцип работы и устройство системы помощи при спуске с горы, так же известной как DAC. В конце статьи видео-обзор принципа работы системы DAC.

В чем преимущества системы DAC

Безопасность автомобиля сегодня одна из главных деталей, которая чаще всего играет не последнюю роль. Одним из таких примеров считается система помощи при спуске с горы, так же известная, как система DAC. Механизм не только облегчает управление автомобилем, но и существенно улучшает безопасность.

Что такое система DAC

Тестирование системы DAC

Система помощи при спуске с горы – механизм позволяющий автоматически рассчитать скорость спуска автомобиля по склону, тем самым увеличивая безопасность и упрощая управление. Основой задачей считается поддержание постоянной, небольшой скорости при спуске за счет подтормаживания колес автомобиля. Базой для системы помощи при спуске с горы считается механизм курсовой устойчивости, поэтому DAC это скорей программное обеспечение и расширение возможностей основы курсовой устойчивости.

Активируется и деактивируется система с помощью нажатия соответственной кнопки на передней панели или рычаге за рулевым колесом. Кнопка активации системы представляет собой рисунок автомобиля на фоне горной местности. Как показывает практика, в большей части такой механизм DAC устанавливают на легковые автомобили с повышенной проходимостью. В списке могут быть как обычные кроссоверы и внедорожники, так и полноприводные седаны и другие подобные модели машин.

Несмотря на то, что принцип работы и устройство системы помощи при спуске автомобиля с горы одинаковый, разные производители называют его по-своему. Чаще всего встречается название DAC, но так же есть и другие варианты:

Наименование Марка
HDC (Hill Descent Control) Volkswagen, BMW и другие
DDS (Downhill Drive Support) Nissan
DAC (Downhill Assist Control) Toyota

По имеющейся информации, именно на автомобилях Toyota впервые стали применять систему помощи при спуске автомобиля с горы. Самые первые варианты были основаны на ABS и автоматической трансмиссии. Поэтому и до наших дней многие автоматические трансмиссии могут распознавать момент спуска с горы, тем самым притормаживая автомобиль и переходить на передачу ниже.

Как устроена система DAC

Спуск внедорожника Toyota Land Cruiser Prado по склону

На первый взгляд, кажется, что система DAC это сложный механизм, который не только выполняет технически поставленную задачу, но и имеет свой собственный интеллект. На самом же деле, так как основной для помощи при спуске послужил механизм курсовой устойчивости, то DAC это всего лишь программное обеспечение, которое паразитирует на технической базе других систем безопасности.

Устройство системы DAC в целом может отличаться, так как с прогрессом, разные производители дорабатывают и улучшают системы курсовой устойчивости. Среди доработок может быть внедрение новых датчиков или увеличение их количества, так же доработка программного обеспечения, чтоб более точно отрабатывать, просчитывать движение автомобиля и угадывать действия водителя.

Индикатор DAC на панели приборов

Само ж устройство системы DAC не сложное. Как уже говорили, весь принцип основан на поддерживании определенной скорости автомобиля, методом подтормаживания колес и контроля переключения передач. Стоит отметить, что в большей части такой механизм реализован на основе автоматической трансмиссии, в редких случаях может быть механика.

В основной перечень системы DAC, как правило, входят:

    датчик положения педали газа;

Каждый из перечисленных элементов управляет определенной задачей и является неотъемлемой составной механизма. Например, датчик вращения коленвала не дает разогнаться двигателю, чем это необходимо системе, тем самым притормаживая автомобиль. Не меньшую роль играет датчик положения кузова, система обрабатывает полученные с него данные, тем самым распознавая угол наклона и на основе информации о массе машины, рассчитывает тормозное усилие и обороты двигателя.

Казалось бы, для чего температурные датчики, при этом их сразу несколько, а в некоторых современных моделях может быть задействована и камера или даже система кругового обзора. Ответ весьма прост, информация с датчиков температуры считывается для определения погодных условий окружающей среды. Идеальный вариант отработки системы DAC в теплое время года, куда сложней ситуация при спуске с горы в снежную погоду зимой или вовсе в гололед.

Расчет системы угла наклона кузова и скорости

Именно благодаря датчикам температуры, отдельная часть программного обеспечения вносит поправку, тем самым повышая безопасность автомобиля и облегчая управление водителю. Другими словами система исключает или минимизирует скольжение по склону. В случае определения момента скольжения, система дополнительно рассчитывает тормозное усилие или вращение других колес, чтоб вывести автомобиль на траекторию, заданную водителем. Здесь так же учитывается информация, полученная с датчиков положения кузова машины.

Нельзя сказать, что именно этот перечень деталей и механизмов играет основную роль в системе DAC (помощь при спуске автомобиля с горы). Тем не менее, как показала статистика и практика, такие составные детали можно найти практически во всех старых и новых разработках.

Как работает система DAC в автомобиле

Кнопа активации и деактивации системы DAC

Независимо от производителя, марки и модели автомобиля, в большинстве случаев принцип работы системы DAC похож. Основой задачей считается удерживания автомобиля на определенной скорости в момент спуска по склону.

Как уже говорили, систему можно активировать или деактивировать с помощью специальной кнопки, в каждом автомобиле она располагается на своем отведенном месте. Срабатывает механизм помощи при спуске с горы только в момент полной остановки автомобиля. После активации на панели приборов начинает моргать соответствующий индикатор, но есть нюанс, это еще не означает, что система готова к работе. Чтоб привести систему в режим готовности, для каждого автомобиля есть своя особая инструкция, пройдя которую индикатор должен загореться и не моргать.

Контроль автомобиля системой DAC при крутом спуске

Пример тому кроссовер Toyota Highlander, активировав систему, селектор коробки трансмиссии необходимо перевести в положение S (имитация работы механической коробки передач). Далее стоит нажать на педаль тормоза, именно с этого момента система активируется и отрабатывает необходимые параметры. Отпуская тормоз, автомобиль начинает движение по склону (спуск), в это же время механизм контролирует скорость, угол наклона кузова, а так же анализирует поверхность дорожного покрытия на наличие скольжения.Скорость движения зачастую менее 20 км/час, а преодолеваемый уклон не должен быть больше 20%. Хотя некоторые производители автомобилей, с неплохой репутацией и уверенной системой управления допускают преодоление уклонов меньше 20%, используя систему DAC. Разобрав основные детали того, как подготовить и эксплуатировать систему помощи при спуске с горы, рассмотрим её принцип работы. Как только вы отпускаете педаль тормоза, автомобиль начинает движение по склону. Блок управления рассчитывает оптимальную траекторию движения автомобиля, а так же учитывает угол уклона съезда.

Датчик угла наклона кузова автомобиля

Информация об уклоне, как правило, берется с датчика угла наклона кузова. На основе угла наклона система рассчитывает оптимальную скорость спуска автомобиля, так же учитываются погодные условия (мороз, наличие льда или снега, дождь и конечно же насколько рыхлая поверхность дорожного покрытия). Вся необходимая информация может быть получена как из датчиков различных систем, так и методов ввода информации со стороны водителя.

Собрав необходимый пакет информации, DAC дает старт автомобилю, при этом соблюдая скоростной режим до 20 км/час. Зачастую, по статистике, скорость составляет от 7 до 12 км/час. В момент передвижения машины, ведется контроль тормозной системы, притормаживая каждое колесо. Во многих машинах DAC включает в себя так званый таймер пути, который замеряет пройденную траекторию. Такую переменную ввели для контроля нагрева тормозных колодок, ведь именно на них идет максимальная нагрузка во время спуска.

Треснутый тормозной диск

Хорошо, если спуск на метров 10-15, другой вопрос, если это затяжной спуск метров на 200-300, ведь предсказать ситуацию, в которой окажется автомобиль – невозможно. Чтоб облегчить нагрузку на колодки, система DAC может мгновенно передать часть нагрузки на двигатель, притормаживая им и понижая передачи. Более продвинутые системы экономят ресурс и топливо, рассчитывая, насколько велика нагрузка на колодки и возможность их нагрева.

Отключаться система может автоматически или обратно, нажав на кнопку активации (на панели автомобиля). Так же система может отключиться, если нажать на педаль тормоза или газа, но в таком случае будет учитываться угол наклона кузова, чтоб избежать непреднамеренного ускорения автомобиля. Как видим, основная часть управления системы помощи при спуске автомобиля с горы управляется за счет блока управления, точней программного обеспечения. Остальная составная – детали и датчики разных устройств.

Преимущества и недостатки DAC

Система помощи при спуске автомобиля с горы

Если говорить о преимуществах и недостатках системы DAC, то преимуществ больше, чем недостатков. С развитием программного обеспечения и доработки других систем безопасности, минусы механизма помощи при спуске идут к нулю. Инженеры максимально точно дорабатывают действия механизма и добавляют разные датчики, чтоб было больше информации о ситуации.

Среди основных преимуществ системы DAC можно назвать – облегчение в управлении и повышение безопасности. Если у водителя нет необходимого опыта, то он вполне может положиться на данный механизм, лишь выбирая необходимую траекторию передвижения. Чем лучше разработка и современней DAC, тем больше функций и возможностей в управлении.

Панель нового Jeep Grand Cherokee

С недостатков DAC скорей то, что последнее решение все-таки принимает водитель, а для неопытных водителей это покажется огромным минусом. Хорошо если в момент использования склон небольшой, прямой и с твердым дорожным покрытием. Другое дело, когда склон резкий, на улице снег или куда хуже гололед. Механизм систем DAC, которые работают сугубо на принципе притормаживания колес, не рассчитаны на большую дистанцию. В результате могут заклинить колодки или же вовсе выйти из строя тормозная система.

Наличие самой системы DAC на борту автомобиля уже говорит, что инженеры постарались и наперед продумали как безопасность, так и комфорт. Данный механизм будет полезен и опытным, и неопытным водителям. Прежде чем начать пользоваться системой помощи при спуске с горы, многие производители рекомендуют почитать инструкцию к автомобилю и только потом приступать к тестированию. Чаще всего такая вспомогательная функция безопасности будет полезной на бездорожье или плохом дорожном покрытии (снег, гололед, мокрая грунтовая дорога).

Видео-обзор принцип работы системы DAC:

Спусковое устройство спасательных шлюпок должно обеспечивать безопасный спуск шлюпки с полным комплектом людей и снабжения при крене до 20 градусов на любой борт и дифференте до 10 градусов (на нефтяных танкерах, танкерах-химовозах и газовозах эти значения могут быть больше).

Спуск шлюпки происходит только под действием силы тяжести или накопленной механической энергии и не зависит от судовых источников энергии.


Лопари - стальные тросы, прикрепленные к шлюпке в ее оконечностях и проведенные на лебедку, предназначенные для спуска и подъема шлюпки. Шлюпки устанавливаются горизонтально по обоим бортам судна. Их спуск осуществляется на лопарях вдоль борта судна до тех пор, пока шлюпка не окажется на воде.

Схема установки спасательной шлюпки, спускаемой на лопарях:


Распределение сил, обеспечивающих спуск шлюпки Приведенный рисунок объясняет, почему для спуска шлюпки не требуется никакой источник энергии. Центр тяжести шлюпки mxg и точка опоры R (точки, когда спуск производится на двух балках) разнесены в пространстве таким образом, что создают пару сил, заставляющих шлюпбалку вываливаться за борт, когда освобождаются предусмотренные для удержания крепления. Такая конструкция позволяет производить эвакуацию людей с гибнущего судна, когда вышли из стоя все источники энергии.
Влияние крена на возможность спуска шлюпки Поскольку возможность спуска шлюпки зависит от взаимного расположения центра тяжести шлюпки и точки реакции опоры, то естественно, что эта возможность ограничивается положением судна в пространстве. Приведенный рисунок показывает, что после достижения некоторого критического угла крена взаимодействие сил начинает прижимать шлюпку к балкам вместо её вываливания за борт.

Управление спуском

Управление спуском шлюпки, спускаемой на лопарях, может осуществляться как с палубы судна, так и из шлюпки. Это позволяет при благоприятных погодных условиях не оставлять на борту команду обеспечения спуска. Такая возможность обеспечивается тем, что после освобождения шлюпки от найтовов и разблокирования стопора вываливающихся балок шлюпка остается висеть на лопарях, уложенных на барабан лебедки.

Барабан с лопарями удерживается тормозной системой, управляемой рукояткой, манипулирование которой возможно как с палубы, так и дистанционно из шлюпки, используя трос дистанционного управления, заведенный через систему блоков на рукоятку управления.

Для подъема шлюпки на борт предусматривается как механический привод лебедки, так и ручной. Мощность лебедки должна обеспечить подъем шлюпки с ее командой управления (но не с полным комплектом людей).

Разобщающий механизм

Процедура разобщения является очень ответственной частью процесса спуска спасательной шлюпки на воду. Командир шлюпки (или лицо, принявшее на себя эту функцию) должен ясно себе представлять к каким последствиям могут привести те или иные манипуляции с органами управления. Для грамотной и безопасной эксплуатации устройства разобщения следует ознакомиться с его конструкцией.

Шлюпки, спускаемые на лопарях, оборудуются разобщающим механизмом, который устроен таким образом, чтобы оба гака отдавались одновременно. При этом разобщающий механизм предусматривает два способы разобщения:

1) без нагрузки - разобщение происходит после спуска шлюпки на воду, когда нагрузка на гаках исчезает;
2) под нагрузкой - когда разобщение может быть произведено как на воде, так и на весу при наличии нагрузки на гаках.

Для получения целостного представления о системе разобщения и взаимосвязи её различных элементов следует рассмотреть следующий рисунок

  1. носовой и кормовой гаки;
  2. устройство управления разобщением;
  3. гидростатический блокиратор;
  4. тросы, обеспечивающие передачу усилий.

В отличие от прочих грузовых устройств гаки разобщающего устройства спасательной шлюпки являются не продолжением грузового троса, а частью конструкции шлюпки. А лопари (тросы, на которых спускается шлюпка) заканчиваются увеличенным цепным звеном или специальной стальной рамкой, входящей в зацепление с гаком. Такая конструкция позволяет установить внутри шлюпки тяги, обеспечивающие одновременное откидывание носового и кормового гаков, в результате чего происходит освобождение шлюпки от лопарей.





Гак спасательной шлюпки

Схема устройства гака спасательной шлюпки

Принцип действия шлюпочного гака при разобщении с подвесом можно представить следующим рисунком:

Процесс разобщения 1) тяга троса управления поворачивает эксцентрик, запирающий стопор гака; 2) стопор гака проворачивается и освобождает гак; 3) взаимное расположение оси гака и тяги звена подвеса приводит к откидыванию гака; 4) происходит разобщение гака с подвесом

В приведенной схеме разобщения управляющий механизм представляет следующую конструкцию:


Данное устройство разобщения имеет защиту от случайного срабатывания в виде предохранительной чеки, которая не дает возможности перемещать рукоятку управления разобщением.

Предохранительная чека выдергивается непосредственно перед действием по разобщению!


Маркировка устройства разобщения

Защиту от случайного разобщения, когда шлюпка находится еще на весу, а предохранительная чека уже выдернута, обеспечивает гидростатический блокиратор.

Блокировка разобщения на весу Рукоятка блокиратора разблокирует рукоятку управления автоматически только после того, как шлюпка окажется спущенной на воду. Однако, в случае экстренной необходимости разобщения на весу рукоятку блокиратора можно повернуть рукой (для чего необходимо открыть крышку).

Принцип автоматического разблокирования рукоятки управления основан на использовании поплавка.


При погружении шлюпки на воду поплавок гидростата всплывает, чем перемещает вверх шток и трос управления рукояткой блокиратора. В результате этого рукоятка блокиратора занимает положение, не препятствующее манипулированию рукояткой управления разобщением.

Схема действия такого механизма разобщения состоит в следующем:

1)
Исходное положение Шлюпка находится вне воды: рукоятка управления разобщением заблокированапредохранительной чекой и рукояткой блокиратора. Предохранительная чека выдергивается непосредственно перед действием по разобщению!
2)
Разблокирование устройства Автоматическое После опускания шлюпки на воду гидростатическое устройство выжимает рукоятку блокиратора вверх, чем открывает возможность перемещения рукоятки управления разобщением. Ручное Для разобщения "под нагрузкой" (на весу) рукоятка блокиратора поднимается рукой и удерживается до полного завершения перемещения рукоятки управления.
3)
Разобщение Перемещением рукоятки управления вытягиваются тросы управления носовым и кормовым гаками, что приводит к открытию гаков и освобождению лопарей. Перемещение рукоятки управления должно быть выполнено одним решительным движением до упора!

Общая схема работы разобщающего устройства в нормальном режиме (без нагрузки) выглядит следующим образом

Так как процедура разобщения является одной из наиболее ответственных процедур во время спуска шлюпки, то в ней должна быть предусмотрена краткая и легкая в понимании инструкция, описывающая последовательность действий для разобщения шлюпки с подвесом.

Читайте также: