Что такое социальное программное обеспечение

Обновлено: 28.06.2024

§ 1. Программное обеспечение социально-психологической диагностики и воздействия

Социально-психологическая диагностика, по сути, служит фундаментом прикладной социальной психологии. Без нее невозможно осуществить как эффективное консультирование заказчика (клиента), так и эффективно воздействовать на изучаемый объект с помощью психотехнологий.

Можно выделить два типа социально-психологического диагноза: 1) установление степени отклонения изучаемого явления от нормы; 2) установление места данного явления на шкале интенсивности того или иного признака этого явления [8].

Кроме того, диагностирование включает в себя и установление причин именно такого функционирования и развития изучаемого объекта, а также определение тенденций его дальнейшего развития (разработка прогноза).

Следует отметить, что особенности организационной работы, предшествующей установлению социально-психологического диагноза, в значительной степени зависят от уровня диагностируемых явлений (макро-, среднего, микро- и личностного уровня), от сферы, в которой наблюдается данное явление (социально-бытовая, политическая, производственно-экономическая и т.д.), а также от условий, в которых протекает диагностируемое явление и находится объект изучения (нормальные, осложненные или экстремальные).

Логика научного, особенно фундаментального, исследования, в том числе и социального, привела к разработке довольно жесткого алгоритма получения научных результатов. Такой алгоритм, или план, получил название программы социального исследования [11]. Она включает в себя, в частности, формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования, формулировку целей и задач, эмпирическое определение основных понятий, выдвижение гипотез, описание методов и методик, составление плана-графика.

Существует мнение, что такого рода программы следует разрабатывать лишь при проведении фундаментальных исследований, а психологу-практику тратить время и усилия на написание подобных программ необязательно. Однако подобная точка зрения справедлива лишь отчасти. Разумеется, вряд ли целесообразно психологу-практику при диагностике социально-психологических характеристик групп и личности составлять программы, аналогичные тем, которые разрабатываются при проведении фундаментальных исследований. Тем не менее в упрощенном виде подобная программа действий по достижению поставленной цели и решению намеченных задач должна иметь место.

Без четкого определения проблемы, выделения в связи с этим предмета диагностирования, без эмпирического определения основных понятий, четкого перечисления задач и формулировки гипотез (а это все структурные компоненты программы) невозможно или очень трудно провести целенаправленное диагностирование социально-психологического явления.

Кроме того, наличие программы диагностирования сложных социально-психологических явлений позволяет как заказчику, так и исследователям, экспертам достаточно обоснованно судить о компетентности исполнителя (практического психолога), дает возможность повторить диагностирование согласно изложенному в программе алгоритму и проверить полученные результаты. В ряде случаев заказчик, опираясь на экспертное заключение о непрофессионально подготовленной программе, может прекратить финансирование и выбрать другого исполнителя, сэкономив тем самым свои средства и время.

Программа начинается, как правило, с уточнения и формулировки проблемы, которая (в отличие от фундаментального исследования) задается заказчиком, а не диктуется интересами психолога. Однако довольно часто заказчик не может самостоятельно достаточно четко в терминах социальной психологии сформулировать проблему или же формулирует ее своим обыденным языком в меру своего понимания ситуации и своих намерений. В связи с этим психолог-практик обязан сам четко сформулировать проблему диагностического обследования.

После формулировки проблемы уточняются объект и предмет диагностирования.

Весьма важно при разработке программы диагностирования сформулировать цель и задачи обследования (диагностирования). Под целью принято понимать конечный результат, которого хочет добиться социальной психолог в соответствии с проблемой и предметом; задачи - это промежуточные результаты, последовательное решение которых позволяет достичь цель. Подробное описание задач важно для последующего этапа разработки программы - формулирования гипотез.

Заметим, что все элементы программы теснейшим образом взаимосвязаны.

Обязательным элементом программы является также эмпирическое определение основных понятий, используемых в исследовании. При этом содержание какого-либо понятия, за которым стоит определенное социально-психологическое явление, расщепляется на ряд других понятий более низкого уровня, имеющих эмпирические показатели (симптомы, индикаторы, показатели) в реальной социальной действительности. Такое эмпирическое определение понятий важно потому, что в социальной психологии существует много понятий, которые по-разному определяются различными авторами. Это может приводить к различным результатам при диагностировании одного и того же объекта и предмета. Поэтому столь важно знать, что же вкладывается в то или иное понятие на уровне эмпирических индикаторов. Если же речь идет об однозначно понимаемых терминах, эмпирического определения понятий не требуется.

Помимо теоретико-методологической части существует еще и процедурная часть программы, которая включает описание методов и конкретных методик диагностирования, указание выбранного стратегического плана обследования и его организацию, план-график всего процесса диагностирования - от разработки программы и согласования ее с заказчиком до составления итогового отчета или справки с результатами диагностирования и их анализом.

Социально-психологическая диагностика всегда осуществляется в рамках той или иной теоретической концепции, парадигмы, например позитивистской или понимающей психологии [6]. Причем эффективность социально-психологической диагностики зависит как от выбранной парадигмы, так и от отобранных на ее основе методов и методик, которые должны быть адекватны объекту и предмету, конкретной проблемной ситуации.

После того как выбраны и описаны методы и методики диагностирования, психолог-практик переходит к выбору стратегического плана обследования диагностируемого объекта - разведывательному, описательному или экспериментальному.

Разведывательный план используется при полной неизученности объекта. В этом случае отбираются и адекватные ему методы и методики: полусвободное наблюдение, свободное интервью, традиционный анализ документов.

В случае определенной предварительной изученности объекта выбираются описательный план диагностирования и соответствующие ему методы.

После выбора методов и методик, адекватных диагностируемой проблеме, задачам и гипотезам, изложенным в теоретико-методологической части программы, дается краткое описание организации всего процесса диагностирования. В этом разделе указывается, кто является исполнителем и заказчиком данного обследования, в какие сроки оно осуществляется; уточняется конкретный объект обследования (например, не просто учащиеся средней школы, а учащиеся таких-то классов); указывается тип выборки (если речь идет не о сплошном, а о выборочном обследовании: случайная, квотная, районированная, смешанная) и т.д.

Тип выборки во многом определяется целями, задачами и гипотезами социально-психологического диагностирования, а также структурой изучаемого объекта. Так, механическая выборка допустима, когда есть уверенность в том, что изучаемые признаки достаточно равномерно распределены в генеральной совокупности и не требуется детального и глубокого изучения внутренних взаимосвязей в данном объекте. Районированная выборка предполагает отбор не отдельных индивидов, а социальных групп, организаций, члены которой обладают какой-то значимой для диагноза качественной характеристикой, отличающей их друг от друга. Это могут быть социально-экономические особенности региона, уровень жизни, уровень правонарушений и т.д.

Как правило, на практике, особенно при диагностировании массовых социально-психологических явлений, на макроуровне прибегают к смешанному типу выборки: районированная на первом этапе ее формирования и случайная механическая или квотная - на последнем ее этапе. Квотная выборка предполагается там, где требуется изучить и выявить сложные внутренние взаимозависимости изучаемого объекта.

Что касается размеров выборки, то они могут варьироваться в очень больших пределах - от нескольких десятков единиц до нескольких тысяч. Эти размеры зависят прежде всего от масштабов диагностируемого явления, а также от внутренней его сложности и степени выявления причинно-следственной связи между переменными внутри этого явления [4, 5, 11].

На макро- и личностном уровне обоснованность и надежность данных достигается за счет стандартизации и обеспечения валидности и надежности методик.

Завершается написание программы диагностирования составлением рабочего плана-графика, в котором последовательно в соответствии с сетевым графиком перечисляются виды работ, выполняемых практическими психологами, сроки их реализации, ответственные за реализацию каждого этапа обследования.

Изучение назначения и основных характеристик программного обеспечения для управления социальной работой (на примере зарубежного опыта). Практика работы с пакетами прикладных программ на примере справочных систем "Консультант Плюс", "Кодекс" и "Гарант".

Рубрика Программирование, компьютеры и кибернетика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.11.2012
Размер файла 376,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Военный университет МО РФ

Реферат

Исполнители:

м-р Сковородко А.В.

Москва 1998

Содержание

Введение

1. Назначение и основные характеристики программного обеспечения для управления социальной работой (на примере зарубежного опыта)

2. Практика работы с пакетами прикладных программ

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Как представляется автору настоящего реферата основным предназначением социального работника является обеспечение социальной справедливости, обеспечение которой невозможно без опоры на законодательство.

В правовом государстве, которое строится в России, взаимоотношения в обществе должны основываться на законе. Знание закона -- обязательное условие нормального существования государства и общества. Правовое государство обязано обеспечить своих граждан и все свои структуры информацией о действующих законах, о других нормативных правовых актах и иной правовой информацией, создать условия для оперативного получения любым субъектом информации о необходимых ему нормах права для самых разных целей (при рассмотрении дела в суде, при принятии решения о заключении договора, контракта и во многих других случаях). А для этого нужно иметь информационную правовую систему, обеспечивающую доведение информации о нормативных правовых актах до широкого пользователя. Правовая информация должна накапливаться также и в системе библиотек Российской Федерации.

Назначение и основные характеристики программного обеспечения для управления социальной работой (на примере зарубежного опыта)

Семьдесят лет существования нашего государства в условиях централизованного жесткого управления наложило свой отпечаток и на то минимальное по охвату потребителей информационно-правовое обеспечение, которое имеется в наличии. Пока усилия государства в этом плане направлены в основном на удовлетворение потребностей органов государственной власти. В высших органах государственной власти РФ, республик в составе федерации, в министерствах и ведомствах функционируют фонды и картотеки нормативных актов, кое-где автоматизированные системы и банки правовой информации, однако все они предназначены, как правило, для обслуживания центральных аппаратов этих органов.

Хотя принимаемые федеральные законы и акты Правительства РФ публикуются в периодической печати и издаются в специальных сборниках, это не решает проблемы информационно-правового обеспечения в полном объеме. Нормативные правовые акты изменяются и дополняются в связи с текущим законотворчеством, поэтому необходима постоянная работа но их актуализации, т.е. по приведению в соответствие с действующим законодательством. Ведь потребителю нужна информация не только о вновь издаваемых актах, по и об актах уже действующих в течение длительного времени и успевших устареть, в то время как потребитель заинтересован в получении информации о реально действующем законодательстве. Получить такую информацию трудно любому гражданину, тем более, социально не обеспеченному. Еще хуже обстоит дело с информацией о ведомственных актах, актах республик в составе федерации и об актах органов местного самоуправления. В основной своей массе акты этих органов не только не актуализируются, но даже не публикуются в периодической печати.

За рубежом ЭВМ применяются в правовой сфере давно и эффективно. Практически все развитые страны имеют свои мощные банки правовой информации, из которых многие тысячи пользователей получают информацию по обычному телефону. Вот несколько примеров.

В США действует ряд автоматизированных систем правовой информации. Одна из наиболее мощных -- автоматизированная система поиска по полным текстам юридических документов LEXIS. Ее банк данных содержит федеральные законы США, законы отдельных штатов и решения судов. Другая, не менее известная система -- WESTLAW используется при подготовке решений по прецедентам. В банках этой системы хранятся полнотекстовые документы: законы, решения федеральных и окружных судов, решения федеральных агентств, юридические словари. Известны также системы LEGY-STATE, ELSS, FLITE, ALTER, TIPE, SIRS.

В Германии наиболее известная система -- JURIS. Она включает банки данных: федерального законодательства, документов по судопроизводству, административных актов, публикации в области права. Существуют также системы LEXinform (полные тексты налоговых законов, судебные решения, рефераты статей), NOMOS, DATA POOL.

В Австрии действует система RDB, содержащая банки данных полных текстов по судебным решениям и статьям судебного корпуса. Швейцария имеет собственную систему юридической информации SWISSLEX, содержащую полные тексты судебных решений, налоговых разбирательств и решений федеральной администрации, планируется ввод свода законов.

Во Франции юридические банки данных объединены в одну государственную компанию. Она включает системы CEDIJ (совет государственных служб), JURISDATA (используется Парижской адвокатурой) и SYDONI (используется прокуратурой).

В Англии широко используется банк данных LEXIS, включающий три файла по законодательству (STAT -- общее законодательство, SI -- статистика и STATIS -- объединенный файл). Действуют также системы PRESTEL, POLIS, INFOLEX.

В Австралии основной источник юридической информации -- система CLIRS, содержащая судебные решения и библиографическую юридическую информацию.

Ведутся работы по созданию систем юридической информации в Европейском сообществе. Действует ряд систем по предметным направлениям. Например, ENLEX (по окружающей среде), JURINPI (по интеллектуальной собственности).

Большинство из перечисленных систем ныне объединяет в себе сеть сетей -- Интернет.

2. Практика работы с пакетами прикладных программ

Как представляется автору реферата, любой уважающий себя специалист по социальной работе просто обязан знать:

-организацию в России информационно-правового обеспечения органов государственной власти, юридических и физических лиц;

-организационно-правовое обеспечение автоматизированных информационных систем, банков данных, их сетей, его значение и место при проектировании этих объектов и средств их обеспечения; свои информационные права и обязанности.

-отыскивать необходимые нормативные правовые акты и информационно-правовые нормы в системе действующего законодательства, в том числе с помощью систем правовой информации;

-применять эти акты или отдельные информационно-правовые нормы при: а) осуществлении практической деятельности в качестве проектировщика автоматизированных информационных систем, банков данных, сетей ЭВМ, других информационных технологий и средств их обеспечения (программных, технических, организационных, информационных, лингвистических, кадровых и других); б) использовании информационных технологий в своей практической деятельности; в) работе с информацией и информационными ресурсами;

-применять полученные знания в области организационно-правового обеспечения при разработке автоматизированных информационных систем, банков данных, их сетей.

В России разворачиваются работы по упорядочению информационно правовых ресурсов и созданию автоматизированных систем правовой информации.

Российская автоматизированная система информации о нормативных правовых актах -- должна стать одной из важнейших государственных систем, которая будет обеспечивать информацией о нормативных правовых актах (НПА) всех возможных пользователей: все государственные, общественные, коммерческие, предпринимательские структуры, граждан -- практически все взрослое население страны. Структура РАСИНА приведена в Приложении 1.

Она отражает структуру органов государственной власти, в которой каждый из этих органов формирует эталонный банк принимаемых им актов, обновляет их в связи с текущим правотворчеством и представляет копии этих банков в специальный центр, обеспечивающий доведение информации об актах до широкого круга потребителей правовой информации.

РАСИНА строится как динамическая система, представляемая сетью распределенных эталонных банков НПА органов государственной власти, интегрального эталонного банка НПА этих органов в Российском центре правовой информации (РосЦПИ), эталонных банков в региональных центрах правовой информации (РЦПИ) субъектов федерации и па территориях. В соответствии с решением Правительства РФ эталонные банки общеобязательных НПА министерств и ведомств РФ (банки ведомственных НПА) ведет Научный центр правовой информации (НЦПН) Министерства юстиции РФ.

Ядром системы является гипертекст как технология организации системы ссылок между информационными блоками, позволяющая оптимальным образом проследить взаимосвязи между документами, что особенно важно при работе с нормативными актами.

Программный комплекс ЮСИС (ПК ЮСИС) функционирует в операционных средах MS-DOS и MS-WINDOWS на ПЭВМ типа IВМ РС, в том числе с использованием в локальных сетях. Ежедневное обновление баз данных комплекса обеспечивается включенной в него программой установления телекоммуникационной связи.

Комплекс отличается универсальностью, так как, с одной стороны, обеспечивает поиск и ввод нормативных правовых актов, в том числе ведомственных, научно-практического комментария к ним, данных судебной, арбитражной и нотариальной практики применения по всем отраслям права Российской Федерации, а с другой -- дает возможность пользователю вести собственную базу правовой и другой необходимой информации, включая делопроизводство.

Заключение

Так же хотелось, что бы органы, разрабатывающие обязанности офицера по социальной работе и профилактике правонарушений внесли в них следующие ниже пункты.

-организацию в России информационно-правового обеспечения органов государственной власти, юридических и физических лиц;

-организационно-правовое обеспечение автоматизированных информационных систем, банков данных, их сетей, его значение и место при проектировании этих объектов и средств их обеспечения; свои информационные права и обязанности.

-отыскивать необходимые нормативные правовые акты и информационно-правовые нормы в системе действующего законодательства, в том числе с помощью систем правовой информации;

-применять эти акты или отдельные информационно-правовые нормы при: а) осуществлении практической деятельности в качестве проектировщика автоматизированных информационных систем, банков данных, сетей ЭВМ, других информационных технологий и средств их обеспечения (программных, технических, организационных, информационных, лингвистических, кадровых и других); б) использовании информационных технологий в своей практической деятельности; в) работе с информацией и информационными ресурсами;

-применять полученные знания в области организационно-правового обеспечения при разработке автоматизированных информационных систем, банков данных, их сетей.

программный социальный пакет справочный

Список литературы

Содержание

Содержание

  • Понятие социальной программы
  • Цели разработки социальных программ
  • Виды государственной поддержки
  • Виды социальных программ
  • Социальные программы в России и их финансирование
  • Программы государственного финансирования
  • Программы совместного финансирования
  • Программы регионального финансирования
  • Социальные программы, действующие в 2022 году
  • Образовательная программа
  • Программы по обеспечению жильём
  • Программа по контролю над безработицей

Правительством на регулярной основе рассматриваются и принимаются различные социальные программы. Каждая из них основывается на законодательных актах. Эти программы направлены на поддержание нуждающихся граждан и улучшение их жизненного уровня. Сферы деятельности, которые охватывает подобная социальная поддержка, могут быть различными: здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, образование и прочее.

Понятие социальной программы

Это совокупность мероприятий, направленных на поднятие жизненного статуса определенной части населения. Как правило, в мерах социальной поддержки нуждаются пенсионеры, семьи, имеющие статус многодетных, инвалиды, участники ВОВ. Осуществляется данная государственная помощь за счет федерального бюджета. По своей направленности социальные программы могут осуществляться как на федеральном, так и на региональном уровне. Воплощение любой социальной программы в жизни требует прохождения нескольких стадий:

  • определение цели;
  • конкретизация всех задач;
  • выявление целесообразности программы на экономическом уровне;
  • составление подробного списка планируемых мероприятий;
  • определение круга лиц, которые будут ответственны за проведение программы;
  • разработка финансовых затрат, распределение бюджета;
  • указание последствий, которые ожидаются после внедрения конкретно социальной программы.

Цели разработки социальных программ

В последнее время Правительство РФ принимает всё больше мер для поддержания различных слоев населения. Государство стремится охватить как можно больше сфер деятельности. Однако цели таких преобразований зачастую схожи:

  • поддержание нормального образа жизни нестабильной части общества, наиболее уязвимых категорий граждан;
  • целенаправленное распределение федерального бюджета;
  • контролирование процесса оказания конкретных услуг населению;
  • оказание помощи людям, попавшим в трудную ситуацию.

Социальные программы могут быть реализованы в виде денежных компенсаций, предоставления субсидий, а также назначения всевозможных льгот.

Виды государственной поддержки

В зависимости от типа поддержки, разрабатывается конкретная социальная программа:

  • Предоставление материальных благ — внедрение системы субсидий, предоставление льгот, поддержка государства в части погашения ипотечных займов.
  • Предоставление жилого помещения.
  • Образовательные услуги — предоставление льготных мест в образовательных учреждениях, переквалификация в профессиональной среде, организация различных курсов.
  • Помощь в развитии — поддержка бизнесменов небольших предприятий, содействие в развитии села, контролирование сегмента безработных.

Виды социальных программ

В зависимости от целей, а также направленности на определенную группу населения, социальные программы делятся на следующие виды:

  • жилищные;
  • образовательные;
  • в сфере здравоохранения;
  • пенсионные;
  • развитие села.

В поддержке государства нуждаются те категории граждан, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить себя должным образом. Приоритетными для социальной поддержки являются следующие группы населения:

  • многодетные семьи;
  • малоимущие семьи;
  • ветераны войны;
  • ветераны труда;
  • инвалиды;
  • сироты;
  • пенсионеры.

Социальные программы в России и их финансирование

Реализация социальных программ в России происходит за счет бюджета государства, а также бюджета местных властей. Существуют также программы, которые обеспечиваются средствами и государственного бюджета, и местной казны.

Программы государственного финансирования

Обеспечение только за счёт государства имеют социальные программы, поддерживающие группу федеральных льготных лиц.

  • Программа по обеспечению жильем вынужденных переселенцев с Крайнего севера и приравненных к нему территорий, молодых ученых, ликвидаторов аварий в местах радиации, а также военных в запасе. Военные по условиям данной программы получают жильё, оформив при этом договор социального найма помещения. Остальные категории указанных граждан получают единовременное пособие, которое позволяет приобрести жильё или начать собственное строительство.
  • Программа по обеспечению жильём отдельных категорий населения: ветеранов войны, ветеранов иных боевых действий, семей с ребенком-инвалидом. По данной программе предусмотрена выплата единовременного пособия и предоставление жилья по договору социального найма.
  • Программа по поддержке женщин, имеющих детей. Это обширная программа по обеспечению денежными сертификатами матерей, родивших второго ребенка и последующих детей.

Программы совместного финансирования

Региональные льготные категории граждан попадают под действие программ, рассчитанных на совместное обеспечение государства и региональных властей.

Программы регионального финансирования

Регионы могут самостоятельно разрабатывать социальные программы и устанавливать правила социальной поддержки. При этом средства, обеспечивающие реализацию данных проектов, выделяются только из регионального бюджета.

Наиболее распространенной является поддержка многодетных семей. Каждый регион может определять способ поддержки: выплата ипотечных субсидий или единовременное пособие на приобретение жилья, а также его строительство. Во многих регионах действует такой вид поддержки многодетным семьям, как выделение конкретных земельных участков.

Существуют программы, которые действуют в конкретном регионе. Ярким примером такой программы является поддержка работников социальной сферы в Башкортостане. Так работники медицинских учреждений, учителя, а также работники в сфере культуры могут вступать в жилищные кооперативы. Соответственно, взносы будут осуществляться также на льготной основе. Подобная мера социальной поддержки в Башкортостане распространяется и на многодетные семьи.

Социальные программы, действующие в 2022 году

В различных сферах общественной жизни выполняется ряд целевых программ. Самыми крупными являются:

  • образовательная;
  • жилищная;
  • программа по снижению уровня безработицы;
  • программа по улучшению социальной среды.

Образовательная программа

Направлена на выполнение задач по улучшению уровня образования от начального до высшего профессионального. Также проводится контроль над доступностью образования для всех категорий граждан.

  • Выделение денежных средств на строительство и ремонт учреждений, осуществляющих функцию образования: институты, школы, лицеи, лаборатории и т.п.
  • Привлечение новых технологий и внедрение современных стандартов в процесс обучения.
  • Осуществление контроля над образованием не только на федеральном, но и на региональном уровне.

Были внедрены Федеральные государственные стандарты, которые помогут в реализации образовательной программы.

Программы по обеспечению жильём

Важно! Субсидии, выделяемые государством, направлены на погашение только части стоимости жилья. Оставшаяся сумма должна быть погашена участниками социальной программы самостоятельно. Также необходимо знать, что приобретаемое жильё не должно быть меньше установленных стандартов. На 2022 год был установлен стандарт — 18 кв.м. на 1 человека.

Программа по контролю над безработицей

  • повышается уровень рынка труда;
  • увеличивается число квалифицированных работников;
  • граждане получают помощь в виде трудоустройства или обучения по специальности;
  • происходит урегулирование трудовых взаимоотношений на правовой основе;
  • регулируется миграция.

Большинство программ, действующих в 2022 году, успешно реализуются несколько лет и содействуют социальному благополучию.

Понятие " Социальный Веб " ( Social Web ) используется для описания того, как происходит социализация пользователей и их взаимодействие друг с другом с помощью сети WWW. Основой для объединения пользователей служат самые разнообразные общие интересы.

Термин " Социальный Веб " может быть использован для выражения двух понятий.

Можно рассматривать как сообщество множество людей, связанных и взаимодействующих между собой посредством контента в режиме диалога и совместных действий через Интернет .

Будучи нацеленными на стимулирование взаимодействия между людьми, социальное ПО для Веб оперирует со следующими социальными атрибутами:

  • идентичность,
  • репутация,
  • присутствие,
  • связи,
  • групповая принадлежность,
  • общение,
  • разделяемый контент.

Социально программное обеспечение - это широкий диапазон программных систем, позволяющмх пользователям взаимодействовать и обмениваться данными. Этот способ компьютерно-опосредованного взаимодействия стал популярным с появлением таких социальных сайтов как MySpace, Facebook, Одноклассники, медиа сайтов Flickr и YouTube, коммерческих сайтов eBay.

Многие из из этих приложений имеют такие общие характеристики как: открытые API , сервис-ориентированный дизайн , возможность удаленного размещения данных и медиа-файлов. Такие приложения принято относить к системам Веб 2.0.

Внутри социального ПО можно выделить две группы программных инструментов: коммуникационные и интерактивные.

Можно назвать следующие примеры программных систем, которые относится к социальному ПО :

Фолксономия

Фолксономия ( folksonomy ) — практика и методика совместной категоризации контента (ссылок, фото, видео клипов и т.п.) посредством произвольно выбираемых меток (тегов). Она основана на спонтанном сотрудничестве группы людей с целью организации контента и полностью отличается от традиционных формальных методов классификации на основе индексных терминов. Как правило, этот феномен возникает только в неиерархических сообществах, например на общедоступных веб-сайтах. Так как участники фолксономии контента обычно являются и основными же ее потребителями, использование методики фолксономии приводит к результатам, более точно отражающим совместную концептуальную модель контента всей группы.

Основными проблемами фолксономии, приводящими к ненадежности и несогласованности результатов, являются:

  • Наличие форм множественного числа.
  • Полисемия.
  • Синонимия.
  • Глубина (специфичность) использования меток.

Фолксономию можно рассматривать в качестве одного из ключевых элементов в развитии Семантической веб-сети, в рамках которой все веб-страницы содержат машинно-ориентированные метаданные , описывающие содержимое страниц. Эти метаданные должны значительно улучшать точность работы поисковых систем.Однако во избежание трудностей, вызванных ненадежностью и несогласованностью в работе больших сообществ авторов страниц, им рекомендуется использовать стандарты метаданных, например Дублинское ядро ( Dublin Core ).

Семантическая веб-сеть

Семантическая веб-сеть ( Semantic Web ) — часть глобальной концепции развития сети Интернет , целью которой является реализация возможности машинной обработки информации, доступной в сети WWW . Основной акцент в этой концепции делается на работе с метаданными, однозначно характеризующими свойства и содержание ресурсов WWW , вместо используемого в настоящее время текстового анализа документов.

Термин был введен Тимом Бернерсом-Ли в мае 2001 года.

В семантической веб-сети предполагается повсеместное использование

  • универсальных идентификаторов ресурсов (URI),
  • онтологий и языков описания метаданных.

Концепция семантической веб-сети была принята и продвигается W3С. Для ее внедрения предполагается создание сети документов, содержащих метаданные о ресурсах WWW , и существующей параллельно с ними. Тогда как сами ресурсы предназначены для восприятия человеком, метаданные используются машинами (поисковыми роботами и другими интеллектуальными агентами) для получения однозначной информации о свойствах этих ресурсов с помощью механизмов логического вывода.

Техническую часть семантической паутины составляет семейство стандартов на языки описания, включающее XML, XML Schema, RDF, RDF Schema, OWL и др. Необходимость описания метаданных так или иначе приводит к дублированию информации. Каждый документ должен быть создан в двух экземплярах: размеченным для чтения людьми, а также в машинно-ориентированном формате.

Онтология

Онтология - это попытка всеобъемлющей и детальной формализации некоторой области знаний с помощью концептуальной схемы. Обычно такая схема состоит из иерархической структуры данных, содержащей все релевантные классы объектов, их связи и правила (теоремы, ограничения), принятые в этой области.

Современные онтологии обычно состоят из экземпляров, понятий, атрибутов и отношений.

Для описания онтологий Веб был разработан специальный язык - OWL ( Web Ontology Language ), построенный на основе XML . Язык OWL может быть использован для описания классов и отношений между ними. В основе языка — представление действительности в модели данных " объект — свойство". Язык применим не только для описания веб-страниц, но и любых объектов действительности и рассматривается в качестве одной из фундаментальных технологий, необходимых для построения Семантической веб-сети.

Семантические веб-сервисы

В то время как совокупность ресурсов и их метаданных можно считать статической частью семантической паутины, ее динамическую часть представляют семантические веб-сервисы - законченные элементы программной логики с однозначно описанной семантикой, доступные через Веб и пригодные для поиска, композиции и выполнения.

Технически, семантический веб-сервис отличается от обычного веб-сервиса наличием не только описания интерфейса (обычно на языке WSDL ) в терминах типов данных, передаваемых сервису, возвращаемых значений и генерируемых ошибок, но и наличием семантического описания всех его характеристик.

Потенциальная выгода от использования семантических веб-сервисов заключается в возможности автоматического поиска (а также композиции) программными агентами подходящих сервисов для решения поставленных задач.

Тем не менее, сложность этой задачи в ее общей формулировке пока позволяет добиваться некоторых положительных результатов только в узкоспециализированных отраслях, явным образом выигрывающих от внедрения сервисно-ориентированной архитектуры, например в интеграции корпоративных приложений.

Читайте также: