Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования

Обновлено: 28.05.2024

3 АКТУАЛЬНОСТЬ Дошкольный возраст является сензитивным периодом в формировании правового сознания личности; Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения; Междисциплинарный характер.

5 Методологическая основа проекта: Козлова С.А., Стрелкова Л.П., Давыдов Г.П. Правовое воспитание детей дошкольного возраста- Целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка, с целью формирования у него глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений, поведения отвечающего требованиям общества. Эльконин Д.Б., Выготский Л.С., Сухомлинский В.А., Венгер Л.А. и др. Игра Эффективное средство формирования личности дошкольника, его правовых знаний и убеждений.

6 ПРОБЛЕМА Отсутствие целостной научно-обоснованной программы воспитания правовой культуры детей дошкольного возраста.

7 ПРОТИВОРЕЧИЯ Во –первых между: потребностью общества в социально зрелой, свободной личности, обладающей правовыми знаниями и недостаточной разработанностью педагогических средств и условий, способствующих формированию правовой культуры личности дошкольника; Во-вторых: между реальным уровнем готовности педагогов и родителей к осуществлению правового воспитания и актуальной потребностью в нем, что требует специальной работы с педагогическим составом и родителями.

8 ЦЕЛЬ Способствовать формированию основ правовой культуры детей дошкольного возраста, посредством игрового взаимодействия.

9 ЗАДАЧИ Создать условия для формирования у детей дошкольного возраста основ правовой культуры; Разработать систему занятий, дидактический и наглядный материал для игр, способствующие формированию правовой культуры личности дошкольника. Совершенствовать уровня правовой культуры педагогического состава дошкольного образовательного учреждения и родителей детей, посещающих детский сад

10 УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА РОДИТЕЛИ ДЕТИ ПЕДАГОГИ И СПЕЦИАЛИСТЫ

11 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЕКТА ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА Логико-нормативный блок Эмоционально – образный блок Поведенческий блок

12 Методы реализации проекта Родительские собрания, оформление информационных стендов для родителей. Проведение педсоветов, консультаций и семинаров для педагогов Организованное обучение (Занятия) Просмотр и анализ мультфильмов Чтение и обсуждение худ. произведений Игровой метод На занятиях В свободной деятельности Психодиагностический метод анкетирование тестирование

13 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Положительные изменения в отношении к себе и к другим людям Снижение уровня агрессивности, Сформированность у детей собственного мнения и изменение подходов к разрешению конфликтов и споров Повышение правовой компетентности педагогического состава. Вовлечение в правовую деятельность родителей воспитанников.

14 ФОРМАТ ПРОЕКТА По целевому назначению – учебный По объекту – социальный По субъекту – групповой По сферам – социально-педагогический По срокам реализации - краткосрочный

15 ЭТАПЫ ПРОЕКТА 1этап Предварительный ноябрь-январь 2009 г 2 этап Реализация проекта Февраль-июль 2010 г 3 этап Рефлексивный Август, 2010 г 4 этап Послепроектный

16 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА педагоги Педсоветы консультации родители Родительские собрания Информационные стенды Тематические выставки Дети Игровые занятия: ознакомление детей в с социально-правовыми нормами и правилами поведения; с правовыми документами и правами человека; формирование социальной ответственности, способности понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях; –воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям, к достоинству и мнению другого человека;

17 ЭТАПЫ ПРОЕКТА 1этап Предварительный ноябрь-январь 2009 г 2 этап Реализация проекта Февраль-июль 2010 г 3 этап Рефлексивный Август, 2010 г 4 этап Послепроектный

18 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Идеи данного проекта могут быть использованы в практике воспитателей работающих в ДОУ, для формирования правовой культуры дошкольников.

19 ИННОВАЦИОННОСТЬ ПРОЕКТА ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА Правособразное поведениеПравовые убеждения и ценности

Дети, рожденные и растущие сегодня, – это опора, положение и развитие страны в будущем, и деятельность граждан в полной мере зависит от тех знаний и пониманий, что будут заложены в их сознание родителями, педагогами и обществом в целом. Огромную роль играют разные аспекты образования (история и культура страны, знание общества, социальных законов и так далее), в числе которых и правовое воспитание дошкольников.

Девочка с плюшевым медведем

Значение дошкольного правового воспитания

Только что родившийся ребенок – это чистый лист или губка. Со временем он записывает и впитывает в свое сознание принципы сначала своей семьи, затем и общества в целом. Именно в раннем детстве закладываются все отдельные кирпичики в строящуюся стену будущего характера – поведенческие нормы, жизненные убеждения и личностные особенности. Очень важно, чтобы каждый кирпичик встал в стену ровно и гармонично. Заложить их – вот задача для всех участников правового воспитания детей, а именно родителей и педагогов в дошкольном учреждении.

Эти знания облегчат жизнь, выбор и поиск решений в различных ситуациях самому ребенку, так как в правовых нормах четко прописаны разрешения и запреты, требования и условия, правомерность тех или иных действий со стороны других членов общества. Результат – уверенность в себе, слаженность действий, возможность самозащиты и соблюдение прав других людей как в детстве, так и во взрослой жизни.

Почему именно дошкольники? Период дошкольного развития – это становление личностных качеств, на которых впоследствии будет строиться вся жизнь ребенка. Поэтому важно именно в этот период успеть заложить понимание того, что у человека есть не только обязанности, но и права, что общество и государство добровольно защищает его и оберегает от возможного насилия со стороны недобросовестных членов социума.

Эмблема UNICEF

Документы и принципы работы

Теория ничто без практики. Это справедливо и при разработке наиболее эффективной системы правового воспитания. Нельзя банально заучить все пункты статей или перечисление конкретных прав – важно дать ребенку прочувствовать каждое понятие, опробовать его на себе и применить на практике. Только пройдя через все эти рабочие моменты обучения, дошкольник сможет в полной мере усвоить ту информацию, которую хочет донести до него педагог, и сопоставить понятие права с окружающей действительностью и своей жизнью.

Задачи

Документы

Работа по правовому воспитанию должна основываться и ссылаться на следующие документы:

  1. Составленная и принятая в 1989 году Конвенция ООН о правах ребенка.
  2. Две декларации – одна от 1959 года о правах ребенка, вторая от 1990 года об обеспечении защиты, выживания и развития детей.

Принципы, цели и задачи

Наибольшая эффективность работ, направленных на правовое воспитание детей дошкольного возраста, может быть достигнута только при одновременном освоении двух направлений – работы с родителями и их детьми.

Цели проведения работы с родителями:

  1. формирование правовой базы знаний и культуры;
  2. повышение гуманности по отношению к ребенку;
  3. призыв обеспечивать защиту прав своего и других детей в обществе.

Цели и задачи проведения работы с дошкольниками:

Статьи конвенции о правах ребенка

Виды и формы работ по организации правового воспитания

Дети могут понять и принять все что угодно, но при условии подачи информации на понятном им языке. Для дошкольников это два основных вида деятельности:

  1. игровая – в форме игр, соревнований, заданий и прочих развлечений;
  2. художественно-продуктивная – включает в себя творческое самовыражение в виде лепки, рисования, аппликации, создания поделок и так далее.

Поэтому процесс правового воспитания рекомендуется строить, основываясь на проведении следующих мероприятий (выбираются и планируются непосредственно педагогам, ниже приведены только вероятные примеры):

Ребенок у врача

Право на здоровье и медицинское обслуживание

Закрепление возможно посредством следующих приемов:

Право на безопасность

Для закрепления данного права пригодятся:

Право на имя

Право на гражданство

В рамках знакомства с правом на гражданство можно:

  • рассказать о стране, республике, городе, их истории и символике (название, герб, флаг);
  • провести экскурсии в соответствующие музеи, посвященные городу;
  • показать детям главные достопримечательности города;
  • вовлечь детей в общегородские мероприятия, подходящие по тематике, – конкурсы рисунков на асфальте, помощь в озеленении, субботники и так далее;
  • познакомить детей с главными документами человека – свидетельством о рождении и паспортом.

Право быть самим собой

Право на образование

Данное право легко можно закрепить экскурсией в школу и рассказами о важности получения знаний, о том, что когда-то давно не все люди были грамотными, и о трудностях, связанных с неумением читать, считать или писать.

Дети всего мира

Работа с детьми

Прежде чем начать работу непосредственно с дошкольниками, необходимо:

  1. определиться со списком прав, особенно важных для закрепления;
  2. придумать доступные методы донесения смысла каждого права;
  3. изучить материалы Конвенции и других полезных в данной работе документов;
  4. составить оптимальный и перспективный план подачи информации;
  5. определить наиболее удобный график проведения работы – например, небольшими группами и всего раз в месяц у каждой из них (важно не слишком загружать детей, чтобы не выработать отрицательного отношения к данной теме).

При организации правового воспитания рекомендуется использовать следующие приемы и принципы:

Родительское собрание

Работа с родителями

Исходя из проведенных в последние годы во всех детских садах страны анкетирований, можно сделать вывод о критически малой осведомленности пап и мам о правах своих детей – около 20% слышали о документе, их регламентирующем, но не читали его, остальные же 80% — совсем ничего не знают по данной теме. Следовательно, начинать правовое воспитание дошкольников требуется с их родителей. Для этого можно предпринять следующие шаги:

  1. Оформить тематический уголок, поместив в него соответствующий теоретический материал.
  2. Провести несколько не слишком длинных лекций и бесед в простой и доступной для понимания форме.
  3. Организовать ряд совместных праздников, посвященных конкретному праву или правам.
  4. Оформить тематические выставки, подготовку материала для которых поручить родителям (можно совместно с детьми).
  5. Пригласить компетентного психолога и провести ряд тестов на понимание качества отношений между родителем и его чадом.
  6. Провести ряд опросов о сути Конвенции, ее значении и обоснованности.
  7. Во всех мероприятиях использовать наглядный материал в виде папок, памяток и так далее.

Результат работы с родителями можно считать положительным в том случае, если мамы и папы совместно с детьми принимали активное участие во всех мероприятиях и при этом ребенок воспринимался ими как равный член общества, полноправная личность.

Итоги

Чтобы правильно организовать работу по осуществлению правового воспитания у детей дошкольного возраста, рекомендуется условно разделить все права на смысловые группы:

  1. Охрана здоровья, его поддержание и укрепление.
  2. Индивидуальность и личностные качества.
  3. Оптимальное развитие посредством игр и других доступных форм деятельности.
  4. Образование.
  5. Защита и безопасность.

Подавать информацию детям нужно дозировано, в соответствии с выделенными группами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе отражены методы и приемы организации работы воспитателя ДОО по правовому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Рекомендуется проводить для детей: ролевые, театрализованные и дидактические игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений. Организовывать для них: проблемно-поисковую деятельность (работа в группе по решению ситуаций и задач, разработка совместных с воспитателем или даже с родителями проектов и так далее); продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов, их презентация).

ОПЫТ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Знакомство ребенка с его правами стало объектом пристального внимания педагогов только в последние несколько лет. В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении, поэтому опыт правового воспитания и образования дошкольников невелик, однако наработки в данной сфере все - таки имеются. Так, для формирования
у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Рекомендуется проводить для детей: ролевые, театрализованные
и дидактические игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.[10] Организовывать для них: проблемно-поисковую деятельность (работа в группе по решению ситуаций
и задач, разработка совместных с воспитателем или даже с родителями проектов и так далее); продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов, их презентация). В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, можно использовать сказки, стихи, пословицы
и поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев.[11] Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия мира сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев. Не рекомендуется в работе
с дошкольниками использовать без соответствующей адаптации учебно-методические пособия гражданско-правовому воспитанию, предназначенные для начальной школы. Формирование основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав
и свобод человека.

Прежде чем преступить к знакомству ребенка с его правами, педагог должен четко определить для себя следующие задачи своей деятельности: знакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека; развивать уважение и терпимость
к людям независимо от их социального происхождения, расовой
и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и так далее); способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово); развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека; разъяснять общественные нормы и правила поведения. Для решения поставленных задач эффективнее организовывать работу в трех направлениях: педагогические кадры, родители и дети.

Для реализации создания системы работы по правовому воспитанию
и образованию дошкольников, в ДОУ должно быть сделано следующее: разработана система планирования; обеспечено научно-методическое сопровождение этого направления; подготовлены дидактические материалы; определено содержание работы; созданы формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса. Необходимо также помнить, что для решения поставленных задач по правовому воспитанию рекомендовано рассматривать их в связи с теми программами, по которым работает ДОУ, потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание
в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами
и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом.

Это что касаемо теории. Рассмотрим теперь, как дела обстоят на практике. В 2002 году Московским Комитетом образования с учетом высокой социальной значимости правового воспитания детей опубликовано пособие группы исследователей под руководством Т.Н. Дороновой "Защита прав
и достоинства маленького ребенка". Это пособие бесплатно распространено
в дошкольных учреждениях г. Москвы для знакомства с ним всех педагогов системы столичного дошкольного образования. В пособии, подробно изложены аспекты работы ДОУ с семьей по обеспечению защиты прав маленького ребенка и реализации положений Конвенции.

Весной 2002 года Московский Комитет образования провел совещание
по данной проблеме. В своем выступлении профессор С.А. Козлова коснулась и проблемы знакомства самих детей с их правами. Она подчеркнула, что это - сложная работа, которая только начинается. Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия "право", которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать. Вместе
с тем более 5 лет существуют программы и пособия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста по знакомству с правами человека и правами ребенка. Среди их авторов наиболее популярны
С. Шабельнин и А. Усачев.

Завершающий цикл занятий спланирован как интерактивная ролевая игра
с детьми.

Параллельно проводилась работа с родителями. Прежде всего, проводилось анкетирование, которое позволяло выявить их отношение к нарушению прав ребенка, их юридическую и психолого-педагогическую грамотность
и компетентность. Затем проводился цикл бесед и встреч с родителями.

Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне ДОУ, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психологов. Определяя при этом следующие формы их взаимодействия: сюжетно-ролевые игры; конкурсы; инсценировки; дискуссии.


Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий, иными словами, защита пpaв ребенка на любом этапе его развития.

Ребенок с момента рождения наделён правами. Построение единой содержательной системы по защите прав ребенка напрямую связано с преемственностью между всеми ступенями образования и подкрепляется тесной связью с семьей. Поэтому нормативно-правовые документы, способствующие защите прав ребёнка, необходимо претворять в жизнь по трем направлениям:

– работа с педагогами;

– ознакомление детей с их правами.

Важную роль в обеспечении прав ребёнка играет его семья, в каждой семье создаётся индивидуальная семейная атмосфера и выбирается способ воспитания детей. Педагогические взгляды родителей связаны с их представлениями о жизненных перспективах, будущем детей и тем, что, на их взгляд, необходимо для достижения этих целей.

В семье ребёнок получает свои первые индивидуальные умения и применяет их на практике посредством своих взаимоотношений с другими людьми, усваивает нормы и правила, которые регулируют его поведение в различных ситуациях повседневного общения.

В процессе семейного воспитания у детей развиваются навыки поведения, усваиваются критерии для его оценки, формируются представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, что позволяется и что запрещается, что такое справедливо и несправедливо. Семья – это единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек ощущает всю жизнь.

Мать и отец становятся первыми учителями своих детей, они влияют на развитие детской личности своими знаниями, ценностями и своим поведением. Семья – это среда, в которой первоначально осуществляется практическое овладение моралью, правилами, регулирующими жизнь человеческого общества.

Для ребёнка родительская любовь и эмоциональная связь между ним и родителями имеет огромное значение. Семейная атмосфера в наибольшей степени большей способствует интеллектуальному и духовному обогащению личности, содействуя развитию самосознания и самовосприятия маленького ребёнка.

В основном документе о правах детей, т.е. в Конвенции о правах ребёнка, подробно перечислены основные права детей, указана ответственность родителей. Они должны обеспечить благоприятные условия для развития ребенка, дают указания и осуществляют руководство использованием тех прав, которые признаны Конвенцией (ст. 5).

Родители должны зарегистрировать ребенка после рождения, дать ему имя и заботиться о нем (ст. 7). Они должны уважать ребенка, позволять выражать свое мнение и выслушивать его (ст. 12); давать возможность свободно делиться своими взглядами, не боясь последствий (ст. 13); обеспечивать ему возможность получать информацию и улучшать свое эмоциональное, духовное и моральное благополучие, физическое и умственное здоровье (ст. 17); обеспечить, насколько это возможно, необходимые для полноценного развития ребенка условия жизни (ст. 27). Это только часть прав детей, записанных в документе, но именно та часть, которую можно применять в повседневной жизни семьи.

К сожалению, родители по-разному понимают как права детей, так и возможности их применения в контексте практического взаимодействия с собственным ребенком. Часть родителей уважают права детей, понимая, что они строго регламентированы функциями государства и их неисполнение приведет к определенным санкциям. Другая часть имеет более абстрактное понимание правовой проблематики и принимает ее лишь частично. Однако встречается пока еще, и третья часть родителей может быть, с более заниженной правовой культурой, которые не имеют никакого представления о правах детей и, чаще всего, не интересуются этими правами.

Педагогу необходимо обратить внимание на форму обращения к ребенку, употребление уменьшительно-ласкательных имен или грубых слов, реакцию родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы, также на эмоциональную окраску общения (тон, громкость, мимику) и телесные контакты (ласковые поглаживания или грубые жесты).

Для получения полноценной картины развития ребенка в семье педагогу необходимо владеть следующей информацией:

- состав семьи, профессия и образовательный уровень родителей;

- общая семейная атмосфера; характер взаимоотношений в семье: ровные, дружелюбные, изменчивые, противоречивые, автономность каждого в семье;

- приоритеты в воспитании ребенка (что для родителей является главным в его воспитании);

- понимание родителями роли дошкольного детства в формировании личности ребенка;

- уровень психолого-педагогических знаний и практических умений родителей;

- система воспитательных воздействий на ребенка (одновременное участие всех взрослых в воспитании, непоследовательность, наличие конфликтов);

- организация совместных форм деятельности в семье (вовлечение ребенка в домашние дела, распределение обязанностей);

- создание развивающей среды в семье.

Эффективным средством педагогичного и правового просвещения родителей является наглядная агитация, включающая: использование папок-передвижек с различной тематикой, фотовыставки, иллюстрирующие работу ДОУ по соблюдению прав ребенка, уголок с книгами, содержащий нормативно-правовые документы по защите прав ребенка

Одним из популярных методов работы с родителями являются семинары, проводимые администрацией ДОУ, на которых идет разбор проблемных ситуаций с использованием анонимных анкет, проигрыванием ситуаций, при помощи сценок, обсуждением литературы, приглашением педагога – психолога и других специалистов.

Родителям можно дать следующие рекомендации:

1. Имейте терпение – дети делают ошибки, как и вы, важно сделать правильный вывод из этих ошибок.

2. Давайте и требуйте, так ребенок поймет, что вы относитесь серьезно к нему.

3. Будьте хорошим примером. Дети учатся у вас, они подражают вам, перенимают ваше отношение людям, природе, ко всему окружающему.

4. Будьте партнерами и друзьями своих детей. Это даст вам шанс для более эффективного общения с ними.

5. Поощряйте детей, в любых конкретных случаях. Важно даже, если это улыбка, доброе слово, ласка.

6. Исправляйте ошибки своих детей, но в нужный момент и постоянно.

7. Советуйте им и направляйте их, не навязывайте свое мнение, так у них будет возможность самим принять решение и почувствовать себя удовлетворенными.

8. Не бойтесь, когда не знаете, как поступить, поищите помощи. В наши дни, в информационном веке есть много способов найти ответ.

9. Не думайте только о своих интересах, желаниях, потребностях, заботьтесь о нуждах ваших детей.

10. Не проявляйте безразличия к нарушению прав других детей, может быть, они нуждаются в вашей защите.

1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед Вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал вашего ожидания. И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы.

2. Ваш ребенок — не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

3. Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

4. Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, какой он есть.

5. Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится.

Читайте также: