Что такое социально полезные связи у осужденных

Обновлено: 16.06.2024

Несмотря на то, что и режим отбывания наказания, и труд осужденных в местах лишения свободы, как и их общеобразовательное и профессиональное обучение, выполняют воспитательную функцию, законодатель в качестве самостоятельного основного средства пенитенциарного воздействия на осужденных определил воспитательную работу.

Воспитательная работа как одно из средств достижения цели наказания - исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений представляет собой комплексную систему форм, методов и средств целенаправленного позитивного воздействия на личность и поведение осужденных.

Поскольку воспитательная работа в ИУ осуществляется в специфических условиях и с лицами, совершившими преступления, то наиболее важные вопросы ее организации урегулированы уголовно-исполнительным законодательством (ст. 109, 110 УИК) и принимаемыми на его основе нормативными актами. В них, в частности, устанавливается порядок проведения клубной, библиотечной и физкультурно-спортивной работы с осужденными; определяются нормативы материально-технической базы для организации воспитательной работы в ИУ.

Законодатель (ч. 1 ст. 109 УИК) определил следующие основные направления воспитательной работы с осужденными к лишению свободы: их исправление; формирование у этих лиц уважительного отношения к человеку, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития; повышение образовательного и культурного уровня осужденных.

Воспитательные мероприятия оказывают позитивное воздействие на сознание, поведение, взгляды и привычки осужденных, на формирование у них общественно полезных качеств и навыков. Ставить же, как это было раньше, перед органами, исполняющими наказания, задачу искоренения всех антисоциальных свойств личности осужденных нереально - она не может быть достигнута в неблагоприятных для этого условиях отбывания наказания.

Закон устанавливает норму: участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Это оправдано практикой, так как активное участие или безразличное отношение осужденных к проводимым воспитательным мероприятиям является одним из реальных критериев их исправления. К тому же этот критерий учитывается при решении весьма важных юридических вопросов и, в частности, при представлении осужденных к условно-досрочному освобождению, применению актов об амнистии, помиловании и т.д.

Важнейшие направления воспитательной работы в местах лишения свободы реализуются через определенные формы и методы, к которым законодатель относит прежде всего нравственное, трудовое и физическое воспитание.

Кроме того, следует отметить и относительно новую форму воспитания - религиозное воспитание, которое реализуется в том числе и в виде отправления осужденными религиозных обрядов в возводимых ими в колониях церквях.

Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцировано с учетом вида ИУ, срока наказания и условий содержания. Она проводится в индивидуальных, групповых и массовых формах.

Социальная работа с осужденными является составной частью и элементом многоуровневой системы государственного и негосударственного содействия гражданину в трудной жизненной ситуации. Это специфический вид профессиональной деятельности по оказанию социальной помощи, поддержки и защиты осужденных в целях их исправления и ресоциализации в период исполнения уголовного наказания, а также адаптации (реадаптации) в обществе после освобождения.

Специалисты по социальной работе осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы. Этот документ определяет назначение и содержание, ее основные цели, задачи, функции, права и обязанности сотрудников, а так же перечень документации, которую составляют и ведут специалисты по социальной работе.

Цель социальной работы с осужденными в исправительном учреждении - создание предпосылок для исправления и ресоциализации осужденных, а также для их успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы.

Основными задачами такой работы в исправительном учреждении являются:

- выявление и решение социальных проблем осужденных, оказание им дифференцированной социальной помощи;

- организация и обеспечение социальной защиты всех категорий осужденных, особенно нуждающихся в ней (пенсионеров, инвалидов, утративших родственные связи, переведенных из воспитательных колоний, престарелых, страдающих от алкогольной или наркотической зависимости, не имеющих определенного места жительства, больных неизлечимыми или трудноизлечимыми заболеваниями);

- содействие в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий отбытия наказания;

- содействие в восстановлении и укреплении социально полезных связей осужденных, их трудовом и бытовом устройстве после освобождения, решение вопросов, связанных с пенсионным обеспечением осужденных;

- выявление лиц и принятие мер по получению документов, удостоверяющих личность осужденного, а также подтверждающих его право на социальное обеспечение;

- привлечение специалистов различных служб социальной защиты населения к оказанию помощи осужденным, в том числе консультативной;

- привлечение общественности к решению социальных проблем осужденных, в том числе в трудовом и бытовом устройстве после

- помощь в социальном развитии осужденного, включая повышение их социальной культуры, развитие социальных потребностей, изменение нормативно-ценностных ориентаций, повышение уровня социального самоконтроля;

Социальная работа проводится со всеми осужденными, нуждающимися в материальной, юридической, психологической и иной помощи.

Таким образов, воспитательная и социальная работа, проводимая с осужденными, отбывающими наказание в местах лишения свободы, входит в комплекс мероприятий, направленных на исправление осужденных, а значит и на достижения целей наказания.


архив новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо


Телефон доверия





При использовании материалов ссылка на первоисточник обязательна. Попытки исказить информацию,
размещенную на сайте, или приостановить его работу рассматриваются как противодействие работе сотрудников правоохранительных органов и преследуются по закону.


Ресоциализация осужденных исправительных учреждений

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р, предусматривается разработка механизма индивидуальной социальной работы с осужденными с момента их поступления в исправительное учреждение (далее - ИУ) уголовно-исполнительной системы в целях подготовки к освобождению и дальнейшей социализации.

Социальная работа в период отбывания наказания направлена на выявление и решение социальных проблем осужденных, оказание им дифференцированной социальной помощи.

1. Начальный этап (пребывание осужденного в карантинном отделении ИУ, период адаптации к условиям отбывания наказания в ИУ, социальная диагностика).
2. Основной этап (решение индивидуальных социальных проблем, социальное консультирование, восстановление утраченных документов, восстановление и поддержание социально-полезных связей, оформление социальных пособий, оказание помощи в повышении образовательного уровня и профессиональной подготовки, содействие решению вопроса трудовой занятости).
3. Заключительный этап (подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в ИУ, организация содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденного после освобождения).

Начальный этап отбывания наказания.

По прибытию осужденного в ИУ осуществляется его первичное обследование, формируется представление о нем: за что осужден, семейное положение, место жительства, наличие жилья, уровень образования, профессия, состояние здоровья и др. Для установления личного контакта большое значение имеет первоначальное знакомство с осужденным. Необходимо убедить осужденного в доброжелательном отношении к нему со стороны сотрудников ИУ и сформировать готовность правильно воспринимать социальные мероприятия, проводимые с ним в ИУ. Особое внимание должно обращаться на проблемы инвалидов, престарелых, пенсионеров, лиц, переведенных из воспитательных колоний, беременных женщин, женщин, имеющих при себе детей, несовершеннолетних, лиц, больных неизлечимыми или хроническими болезнями, не имеющих определенного места жительства или утративших родственные связи, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью.

На момент обращения за социальной помощью многие осужденные фактически не понимают, в чем конкретно она будет заключаться, в какой последовательности и в течение какого периода она будет предоставлена. С этой целью необходимо им разъяснить полномочия и функции групп социальной защиты осужденных ИУ. Для оказания помощи, осуществления непрерывного социального сопровождения осужденного с момента его поступления и до освобождения из ИУ, а также для выявления лиц, нуждающихся в приоритетной социальной помощи, разработки индивидуальных программ по их сопровождению сотрудником группы социальной защиты осужденных проводятся следующие мероприятия:

диагностика социальных проблем осужденного (в т.ч. индивидуальные трудные жизненные ситуации, проблемы со здоровьем, отношение к льготным категориям граждан, утрата, разрушение социально-полезных связей, наличие образования и трудовой занятости и др.); установление наличия у осужденного необходимых документов (паспорта, трудовой книжки, пенсионного удостоверения, полиса медицинского страхования, ветеранских удостоверений, др.); привлечение осужденного к деятельности по решению вопросов социальной направленности; помощь в адаптации осужденного к условиям изоляции, информирование об условиях, имеющихся в ИУ, предъявляемых требованиях, действующем законодательстве. Для осуществления социальной диагностики осужденных используются следующие методы: ознакомление с перепиской осужденного, с материалами личного дела (анализ документов); наблюдение; анкетирование; проведение бесед с осужденным, другими сотрудниками ИУ, родственниками и знакомыми осужденного, представителями общественных и религиозных организаций, с которыми контактировал осужденный.

Основной этап отбывания наказания.
На данном этапе сотрудником группы социальной защиты осужденных определяется оптимальный вариант дальнейшей работы с осужденным в условиях изоляции, создаются предпосылки для его успешной ресоциализации и социальной адаптации после освобождения из мест лишения свободы. По результатам диагностики на каждого осужденного заполняется социальная карта, разрабатывается индивидуальная программа, которая может содержать следующие разделы: краткое изложение социальных задач;формы и методы изучения личности, источники получения информации; перспективы развития личности (ожидаемый результат индивидуальной социальной работы) и пути их достижения;

промежуточный и конечный результаты.
Такая программа, как правило, должна составляться совместно с осужденным. При составлении программы должны учитываться рекомендации психолога, медицинского работника, учителя (преподавателя), иных сотрудников ИУ, а также представителей гражданского общества, членов семьи или близких родственников. Мероприятия, указанные в программе, должны быть конкретными и достижимыми. В ходе разработки индивидуальной программы сотрудник группы социальной защиты осужденных:
1) информирует о порядке законодательного регулирования тех или иных вопросов, связанных с оказанием индивидуальной помощи и решением имеющейся социальной проблемы;
2) разъясняет возможности сотрудников ИУ по оказанию индивидуальной социальной помощи осужденному; анализирует возможности внешних ресурсов, на которые может рассчитывать осужденный при получении социальной помощи, знакомит с этой информацией осужденного;
3) стимулирует осужденного на самостоятельное решение своих социальных проблем.

В соответствии с этим сотрудником группы социальной защиты осужденных готовятся запросы в территориальные службы социальной защиты, здравоохранения, отделы внутренних дел, отделения Пенсионного фонда Российской Федерации для уточнения соответствующей информации. На основании поступивших сведений готовится необходимый пакет документов для направления в соответствующие инстанции для решения вопросов, связанных с обеспечением прав осужденного на получение социальных пособий и получения документов, удостоверяющих личность.

Данное направление работы предполагает активную деятельность сотрудника группы социальной защиты осужденных за пределами ИУ, осуществляемую во взаимодействии со сторонними заинтересованными социальными службами. Если в течение времени пребывания в ИУ вопрос по оформлению социальных пособий не был решен по независящим от администрации ИУ причинам, осужденному доводится информация в какие инстанции ему необходимо обратиться после освобождения из мест лишения свободы для оформления и получения указанных пособий.

Заключительный этап отбывания наказания.

В рамках занятий в школе большое внимание уделяется вопросам трудового и бытового устройства осужденных после освобождения. Сотрудником группы социальной защиты осужденных оказывается содействие осужденным, освобождающимся из ИУ, в вопросах организации трудового и бытового устройства.

В целях этого он: проводит беседы с каждым осужденным, в процессе которых выясняет, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения свободы, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе, разъясняет ему целесообразность возвращения на место постоянного проживания и на предприятие, где он работал до осуждения; устанавливает при необходимости контакты с родственниками осужденных или иными лицами с целью подготовки семьи или иных лиц к его предстоящему освобождению из ИУ; разъясняет положения действующего законодательства, касающиеся прав и обязанностей освобождающихся, порядка оказания осужденным содействия в трудовом и бытовом устройстве, оформления документов и получения регистрации; организует информирование осужденных о реальных потребностях в рабочей силе тех или иных предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности; рассматривает заявления и принимается соответствующие решения по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденным; организует взаимодействие с органами местного самоуправления, федеральной службы занятости и органами внутренних дел по избранному осужденными месту жительства, попечительскими советами, иными общественными и религиозными организациями (объединениями), работодателями в предварительном решении вопросов трудового и бытового устройства освобождаемых.

Попова Елена Эдуардовна, декан юридического факультета Международного юридического института, кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматриваются социальная и правовая характеристики семьи и родственных отношений осужденных, раскрываются родственные и семейные связи, определяющие среду формирования поведения осужденных и оказывающие положительное воздействие на его личность. Дается анализ состояния социально полезных связей осужденных к лишению свободы в целях вовлечения их в процесс воспитательного и исправительного воздействий.

Ключевые слова: исправление, исправительное воздействие, общественное воздействие, средства исправления, семейные отношения осужденных.

The article considers the social and legal characteristics of the family and kinship relations of convicted persons. It reveals kinship and family ties that define the environment of formation and behavior of prisoners and have a positive impact on their personality.

Key words: correction, corrective influence, means of correcting, family relations of convicted persons.

Роль семьи в жизни человека имеет огромное значение. Наше поведение, воспитание, наши ценности, моральные ориентиры и многое другое берут свое начало именно в семье. Брак и семья - явления сложные, достаточно противоречивые, определяемые, с одной стороны, социальными и правовыми нормами, а с другой - нормами внутреннего общения. Семья - это малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но отношения в семье юридически не оформлены, т.е. кроме узаконенных браком семейных отношений существует и другая форма совместного проживания, выполнения единой общественной функции - продолжение человеческого рода, однако юридически отношения между мужчиной и женщиной по той или иной причине не узакониваются. Это также своего рода брак, но он в меньшей степени защищен законом. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось. Социологи вообще отмечают снижение желания и готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных развитых стран. Существуют и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или по каким-либо причинам отсутствуют оба родителя (например, когда дети живут с бабушками и дедушками без родителей).

Взаимоотношения в семье, отношения между супругами, отдельными поколениями, братьями, сестрами, другими родственниками, составляющие внутрисемейные связи, актуализируются в повседневной жизни в виде множества разнообразных обычаев, правил, установлений, мнений, представлений и в большинстве случаев способствуют ее стабильности .

Орлова Н.Х. Семья как объект социально-философского исследования (эволюция семейных отношений на рубеже XX - XXI столетий): Дис. . канд. филос. наук. СПб., 2000. С. 29.

Еще К. Маркс характеризовал общество как массу, "состоящую сплошь из индивидуальных семей" . Он отмечал, что семья, "как специфическое социальное явление", находится "в диалектическом единстве и взаимодействии со всеми сферами структуры общества" .

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М., 1978.
Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 г. Сочинения. 2-е изд. М., 1978. Т. 42. С. 92.

Эта точка зрения широко принята современными исследователями. "Семья является важнейшим институтом общества, в конечном счете, определяющим его стабильность, экономическое и духовное развитие" .

Дармодехин С.В. Семья и семейная политика: проблемы научной разработки // Проблемы семьи и семейной политики. М., 1996. Вып. 3. С. 16.

Нельзя не согласиться с Н.Х. Орловой, которая утверждает, что существуют взаимосвязь и взаимовлияния семьи и общества. С одной стороны, семья - группа людей, осознанно организованная для реализации социальных, экономических и духовных интересов, защищающая себя, свою автономию от негативного внешнего воздействия. В то же время проблемы, макросоциум и государство проникают в семью и оказывают влияние через различные объединения людей, в которые входит каждый из ее членов. Далее семья также воздействует на характер отношений в обществе, на течение общественных процессов, выполняя множество социальных функций, востребованных в той или иной степени обществом .

Орлова Н.Х. Указ. соч. С. 36 - 37.

Как одна из ячеек общества, семья оказывает влияние на формирование личности с детских лет, дает средства к существованию, участвует в формировании мировоззрения, является первым коллективом, где человек учится считаться с другими, соизмерять свои потребности с возможностями. Более того, семья в жизни человека - это самый устойчивый коллектив.

Со временем состав семьи меняется: вырастают дети, женятся, умирают родители, но влияние родительской семьи, в которой вырос человек, полностью не утрачивается. Наряду с этим возрастает влияние новой семьи, в ней формируются свои жизненные правила, устои, мораль. Влияние семьи на человека не остается неизменным, наряду с положительным влиянием семья может оказывать и негативное воздействие на личность. Взаимоотношения, поступки членов семьи отражаются на ее авторитете, особенно если член семьи или родственник совершил преступление.

В настоящее время наряду с социологами большое внимание вопросам влияния семьи и родственных связей на становление, воспитание, социальную и правовую реабилитацию лица, совершившего преступление и отбывающего уголовное наказание, уделяют ученые-правоведы .

Зубарев С.М., Дерюга Н.Н., Муратова С.А., Мананкова Р.П., Селиверстов В.И. и др.

Само понятие "семья" всегда было настолько широким, что его невозможно определенно закрепить в законодательстве. В семье могут проживать лица, которые не имеют кровных или родственных отношений, но, по сути, являются близкими людьми осужденному, т.к. в силу сложившихся отношений имеют на него большее влияние, чем самые близкие родственники. Это, например, няня, воспитавшая детей и продолжающая жить в семье, бывшие тесть или теща, свекор и свекровь, проживающие в семье с зятем или снохой, которые имеют новые семьи, и т.д. И, конечно, не все семьи в социологическом смысле составляют семью в юридическом смысле. Для этого необходимо законодательное признание данного союза семьей. Мы же своей целью не ставим дать юридическое определение семьи, а рассматриваем семью как одну из составляющих родственных отношений, имеющих для осужденных социально-правовую значимость.

Применение на практике норм различных отраслей права, в т.ч. уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного, в некоторых случаях требует уточнения родственных отношений лица, содержащегося в местах лишения свободы.

В социологии существует общепризнанное мнение, что супруги родственниками не являются. Однако в правовом поле понятие родства трансформируется, и уже нормами уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права супруги признаются родственниками. И даже более того, не просто родственниками, а близкими родственниками.

В п. 4 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ прямо указывается, что в значение "близкие родственники" входят "супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки" . В данном вопросе законодатель признает отход от общепринятых установок, что отнесение супруга к числу близких родственников не в полной мере отвечает общим правовым подходам к данному вопросу, поскольку родство в юриспруденции подразумевает наличие кровной связи между людьми. На наш взгляд, немаловажное значение имеет и такой факт, что кроме супругов в данной статье по правовому значению к родству приравниваются отношения между усыновителем и усыновленным, хотя и здесь факт кровного родства может отсутствовать.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".

Если Уголовно-процессуальный кодекс раскрывает понятия "родственники" и "близкие родственники", то в нормах Уголовно-исполнительного кодекса применяются обобщающие понятия "родственники" и "иные лица". В ч. 2 ст. 89 Уголовно-исполнительного кодекса РФ содержится перечень лиц, с кем осужденным разрешены длительные свидания. В ней указывается, что "длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а в исключительных случаях с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами" . Как мы видим, перечень этих лиц совпадает с перечнем лиц, содержащимся в ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ, и по аналогии может рассматриваться как категория "близкие родственники".

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что термин "член семьи" применяется в отношении лиц, связанных между собой семейными правами и обязанностями. Это могут быть лица, проживающие одной семьей, члены разных семей, бывшие члены семьи, связанные личными неимущественными и (или) имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей в семью (опекунства, попечительства и т.д.). Законодательство в каждом конкретном случае определяет круг лиц, родство между которыми может иметь правовое значение. Применяя термин "иные лица", законодатель не раскрывает содержание данной категории лиц, используя обобщенное понятие и включая в него все остальные категории лиц, не перечисленных ранее. Это могут быть друзья, знакомые, коллеги по работе, соседи по дому, представители общественных организаций, трудовых коллективов и, конечно, иные родственники, в т.ч. и дальние, а также члены семьи.

При наличии разных подходов со стороны ученых к вопросам изучения семьи бесспорно то, что семья - это микросреда, в которой формируются определенные условия жизнедеятельности личности, в т.ч. и осужденных: материальная обеспеченность семьи, причины и условия возникновения криминального поведения, наличие фактов употребления алкоголя, наркотических средств, бродяжничества, влияние родителей, других родственников и членов семьи на осужденного, его правопослушное поведение и процесс исправления. Члены семьи своим собственным отношением к совершенному преступному деянию их родственником могут выражать присущую им социальную позицию (одобрение, осуждение, молчаливое согласие, активный протест, попустительство, провоцирование, вовлечение в преступную деятельность и т.д.). Следовательно, оказывают определенное воздействие на личность осужденного и могут способствовать либо исправлению последнего, либо, наоборот, поощрению его к асоциальному и преступному поведению.

Если до совершения преступления личность имеет определенное социальное положение (позицию) в соответствии с профессией, социально-экономическим положением, полом, политическими возможностями, происхождением, семейным положением, то после совершения преступления человека фактически временно исключают из нормальных условий воспроизводства общества, из привычной социокультурной среды и помещают в социально-негативную среду, что не может не вызвать у него целого комплекса отрицательных социально-психологических и поведенческих проявлений . При этом необходимо учитывать, что человек, совершивший преступление, не может быть включен лишь в отрицательно характеризуемые связи. Известно, что социально полезные связи с внешним миром положительно влияют на психику и поведение человека, находящегося в изоляции от общества, его исправление и последующую адаптацию в обществе после освобождения. Поэтому особенно важно не прервать, а обеспечить поддержание социально полезных связей осужденного с семьей, родственниками и близкими людьми. "Именно на первой стадии пребывания человека в местах лишения свободы закладываются основные поведенческие стереотипы, определяется доминирующая линия поведения" . Это выражается в отношении осужденного к совершенному преступлению, восприятию уголовного наказания, новым условиям жизнедеятельности, оценке со стороны близких ему людей совершенного им преступления. Н.Н. Дерюга, исследуя гражданские права и обязанности осужденных в исправительных учреждениях, утверждает, что семейные и родственные связи неповторимы, они не могут быть компенсированы в условиях изоляции, и если отказать осужденному в приезде жены и детей, то это значит сурово наказать не только его, но и членов семьи . Кроме того, поддержание семейных и родственных связей осужденного дает возможность для смягчения переживаний в условиях лишения свободы, т.к. "изоляция в целом и ее отдельные элементы воспринимаются осужденными как наиболее тяжелые, ущербные стороны жизни" . Семья и родственники для осужденных занимают первое место в структуре социальных связей, поскольку именно от семьи исходит моральная, правовая, а нередко и материальная поддержка. Но особенно велика роль семьи и родственников после окончания срока наказания при социальной адаптации освобожденного.

Андреев Н.А. Социология исполнения уголовных наказаний. М.: Права человека, 2001. С. 91.
Там же. С. 92.
Дерюга Н.Н. Гражданские права и обязанности осужденных, содержащихся в ИТК: Учеб. пособие. Хабаровск: Высшая школа МВД РФ, 1992. С. 24.
Дерюга Н.Н. Указ. соч. С. 19.

Для поддержания социально полезных связей осужденного с семьей со стороны государства были предприняты определенные организационные и законодательные инициативы. Так, в частности, Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации отменены запреты, разрывающие социальные связи: сняты ограничения в переписке, отменены такие взыскания, как лишение подозреваемых, обвиняемых и осужденных свиданий с близкими родственниками . В целях оказания квалифицированной помощи и для проведения психологической подготовки к жизни на свободе в исправительных учреждениях введены должности психологов.

Комментарий к Федеральному закону "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" / Под ред. А.С. Михлина, В.И. Селиверстова. Ст. ст. 20, 38. М.: Юриспруденция, 2005. С. 112, 194.

Вместе с тем вопрос сохранения социально полезных связей у осужденных, по материалам специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, 2009 г., свидетельствует о ряде неблагоприятных тенденций. Так, больше половины осужденных (53,4%) не пользовались возможностью пообщаться по телефону с родными и близкими, причем подавляющее большинство (49,4%) не изъявили этого желания. В числе других причин - отсутствие технических возможностей (4,3%), отсутствие денег (2,2%), отсутствие родных и близких (2,0%) . Такие же неблагоприятные тенденции сохраняются и при реализации права осужденных на краткосрочные и длительные свидания.

Хуторская Н.Б. Содержание осужденных к лишению свободы с учетом европейских стандартов: По материалам специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, 12 - 18.11.2009. М.: Юриспруденция, 2011. Вып. 9. С. 32.

Распределение осужденных в зависимости от использования права на получение свиданий (в процентах)

Мы видим, что, несмотря на предоставляемые возможности, осужденные сами не стремятся поддерживать контакты с внешним миром либо социально полезные связи утрачены.

Кроме того, сам факт создания человеком собственной семьи, основанной на браке или других отношениях, не означает отсутствия семьи и (или) семейных и родственных отношений как таковых. Лицо, содержащееся под стражей либо отбывающее наказание в виде лишения свободы, независимо от этого является чьим-то сыном или дочерью, братом или сестрой, отцом или матерью, племянником или племянницей, внуком или внучкой и т.д. По результатам опроса осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на вопрос "Дорожите ли Вы поддержанием родственных связей?" 97,4% опрошенных респондентов ответили положительно, 1,2% ответили, что им безразлично, и 1,2% против поддержания каких-либо связей с близкими. На вопрос: "Имеют ли для Вас значение традиции в семье, авторитет близких?" 87,8% ответили, что имеют большое значение, 2% что сами являются авторитетом для своих близких, 10,2% ответили, что относятся к этому безразлично.

Итак, родственные и семейные связи имеют для осужденного социально-правовое значение, т.к. определяют среду, где формируется поведение осужденного, и могут оказывать положительное воздействие на его личность. В связи с тем что подавляющее большинство осужденных дорожат поддержанием социальных связей со своими родными, близкими и членами семьи, традиции, заложенные в семье, для них значимы, так же как мнение и авторитет родных и близких, следовательно, члены семьи (родственники, близкие) могут быть активно вовлечены в процесс воспитательного и исправительного воздействия на данную категорию лиц.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Социальная работа в исправительном учреждении представляет собой комплексную деятельность по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, создающую предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения.

Социальная работа с осужденными является одним из важнейших и перспективных направлений деятельности Федеральной службы исполнения наказаний. Прогрессивная пенитенциарная практика, международные стандарты исполнения уголовных наказаний доказывают, что социальная работа с осужденными — объективная необходимость, она создает условия для реализации прав граждан, находящихся в местах лишения свободы.

Вопросы социальной работы с осужденными закреплены в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, который регулирует порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, определяет средства исправления осужденных, устанавливает охрану их прав, свобод и законных интересов, регламентирует оказание осужденным социальной помощи в адаптации [8].

  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: [федер. закон от 8 янв. 1997 г. № 1-ФЗ: принят Гос. Думой 18 дек. 1996 г.] // гл.22.

 осужденные за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности администрации учреждения;

 осужденные инвалиды 1 и 2 группы;

 осужденные, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе;

 осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет;

 осужденные беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей.

Предполагается, что с освобождающимися осужденными проводится воспитательная работа в целях подготовки к освобождению, осужденным разъясняются его права и обязанности. Кроме того, устанавливаются определенные виды социальной помощи (оплата проезда, обеспечение продуктами питания, обеспечение одеждой при необходимости за счет средств федерального бюджета), также обязанность администрации учреждения по бытовому устройству некоторых категорий лиц.

  1. Распоряжение Правительства Р. Ф. от 14.10.2010 № 1772-р (ред. От 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно — исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

Концепция содержит раздел проведения мероприятий направленных на подготовку осужденного к освобождению и последующей адаптации в обществе предполагает:

 предоставление для лиц, заканчивающих отбывание длительных сроков лишения свободы, возможности прохождения специального тренинга, включающего широкую информацию об изменениях в обществе, новых формах социальной жизни. А для некоторых категорий осужденных — предоставление возможности перевода в колонию — поселения с разрешением кратковременных выездов к месту предполагаемого жительства;

 создание условий для подготовки освобождающихся лиц к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации.

Основными целями группы являются создание предпосылок для исправления и ресоциализации осужденных, а также для их успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы.

Основными задачами группы являются:

 выявление и решение социальных проблем осужденных, оказание им дифференцированной социальной помощи, координирование деятельности других служб исправительного учреждения в решении данных вопросов;

 содействие в восстановление и укреплении социально полезных связей осужденных, их трудовом и бытовом устройстве после освобождения, решение вопросов, связанных с пенсионным обеспечением осужденных;

 привлечение специалистов различных служб социальной защиты населения к оказанию помощи осужденным, в том числе консультативной;

 оказание консультативной помощи осужденным в подготовке необходимых документов для получения паспорта, а также принятия ер по получению документов, подтверждающих их право на социальное обеспечение;

 привлечение общественности к решению социальных проблем осужденных, в том числе в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из исправительного учреждения.

 оказывает осужденным, находящимся в трудной жизненной ситуации, юридическую, психологическую и социальную помощь, содействует в решении жилищных проблем и трудоустройстве;

 обеспечивает временное проживание осужденных, находящихся в трудной жизненной ситуации;

 участвует в проводимых учреждениями УФСИН России занятиях с осужденными в рамках их подготовки к освобождению;

 разрабатывает совместно с УФСИН России, а также другими заинтересованными органами государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления программы социальной реабилитации осужденных, принимает участие в выполнении программных мероприятий.

 профилактика бродяжничества и социальная реабилитация лиц без определенного места жительства;

 восстановление способностей к бытовой, социальной, профессиональной деятельности, адаптация к условиям жизни в обществе;

 организация учета лиц без определенного места жительства;

 оказание лицам без определенного места жительства социальных услуг, срочной социальной помощи;

 социальное обслуживание лиц без определенного места жительства в условиях ночного и временного пребывания;

 оказывает методическую и практическую помощь Центру реабилитации в работе с осужденными, находящимися в трудной жизненной ситуации;

Согласно соглашению о сотрудничестве по оказанию социальной помощи осужденным, находящимся в трудной жизненной ситуации УФСИН России по Владимирской области:

 информирует Центр реабилитации об осужденных, не имеющих определенного места жительства, постоянного места работы либо нуждающихся в юридической, психологической или социальной помощи;

 участвует в совместных мероприятиях, совещаниях, семинарах по проблемам работы с осужденными, находящимися в трудной жизненной ситуации;

 оказывает содействие в восстановлении, укреплении социально-полезных связей осужденных, их трудовом и бытовом устройстве после освобождения;

 принимает меры по получению осужденными документов, удостоверяющих личность осужденного, необходимых для решения жилищных проблем.

Безусловно, только силами администрации исправительного учреждения и Центра реабилитации для лиц без определенного места жительства и занятий решить все эти задачи невозможно, поэтому этот процесс осуществляется в тесном взаимодействии с иными учреждениями, органами и должностными лицами:

 с органами местного самоуправления;

 с органами внутренних дел;

 с органами опеки и попечительства;

 с органами здравоохранения;

 с органами образования;

 с органами социальной защиты населения;

 с комиссиями по делам несовершеннолетних;

 с Федеральной службой по труду и занятости.

  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 5 февр. 2014 г. № 6-ФКЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 15
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: [федер. закон от 8 янв. 1997 г. № 1-ФЗ: принят Гос. Думой 18 дек. 1996 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1997. — № 2, ст. 198.
  3. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 14 окт. 2010 г. № 1772-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2010. — № 43, ст. 5544.
  4. Об утверждении инструкции об оказании содействия трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы: приказ МЮ РФ от 13 января 2006 г. № 2 // Бюл. норматив. актов федер. органов исполн. власти. — 2006. — № 7.
  5. Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительных учреждений: приказ МЮ РФ от 30 декабря 2005 года № 262 // Бюллетень Минюста РФ. — 2006. — № 3.
  6. Социальная работы в уголовно-исполнительной системе: учеб. пособие / С. А. Лузгин, М. И. Кузнецов, В. Н. Казанцев. — Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. — 355 с.

Основные термины (генерируются автоматически): осужденный, место жительства, Россия, социальная помощь, социальная работа, исправительное учреждение, Центр реабилитации, бытовое устройство, трудная жизненная ситуация, уголовно-исполнительная система.

Ключевые слова

Похожие статьи

Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы.

Статья освещает воспитательный потенциал исправительных учреждений в России, а также выделяются определенные проблемы в социальной адаптации, бывших заключенных после выхода их из пенитенциарных учреждений.

Технологии социальной работы с осужденными.

В данной статье раскрыты основные направления социальной работы с осужденными в пенитенциарной системе, выделены технологии помощи и поддержки заключенных, в местах лишения свободы и бывших заключенных, вышедших на свободу.

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

воспитательная колония, осужденный, место лишения свободы, освобождение, заключительный этап отбывания наказания, уголовно-исполнительная система, социальная среда, профилактическая работа.

Социальная реабилитация и адаптация несовершеннолетних.

Социальная реабилитация воспитанника — это мероприятия по восстановлению

Социальная работа в ВК начинается с момента прибытия воспитанника и нахождения его в карантине.

Также выявляются категории осужденных, нуждающиеся в социальной помощи.

Соблюдение прав человека в Федеральной службе исполнения.

осужденный, РФ, Российская Федерация, исправительное учреждение, Европейский Суд, место лишения свободы, уголовно-исполнительная система, Конституция РФ, лишение свободы, Россия.

Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной.

В качестве решения этой проблемы, мы можем предложить восстановление поддержания осужденных связи с семьей, родственниками и следует также оценить систему введения в уголовно — исправительные учреждения социальных лифтов.

Недобровольное лечение и реабилитация зависимых от алкоголя.

Количество осужденных в исправительных учреждениях (ИУ), имеющих зависимость от алкоголя и наркотиков, заметно превышает

Ключевые слова: алкоголь, наркотики, синдром зависимости, медико-социальная реабилитация, стандарты, законы, нормативные акты.

Основные направления психологического сопровождения.

Ключевые слова:уголовно-исполнительная система, осужденный, поведение, суицидальное поведение, суицид, членовредительство

Основной целью профилактической работы, является недопущений правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС.

Особенности реализации свободы вероисповедания в местах.

место лишения свободы, уголовно-исполнительная система, свобода совести, осужденный, установленный порядок, свобода вероисповедания, православная церковь, исправительное учреждение, внутренний.

Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы.

Статья освещает воспитательный потенциал исправительных учреждений в России, а также выделяются определенные проблемы в социальной адаптации, бывших заключенных после выхода их из пенитенциарных учреждений.

Технологии социальной работы с осужденными.

В данной статье раскрыты основные направления социальной работы с осужденными в пенитенциарной системе, выделены технологии помощи и поддержки заключенных, в местах лишения свободы и бывших заключенных, вышедших на свободу.

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

воспитательная колония, осужденный, место лишения свободы, освобождение, заключительный этап отбывания наказания, уголовно-исполнительная система, социальная среда, профилактическая работа.

Социальная реабилитация и адаптация несовершеннолетних.

Социальная реабилитация воспитанника — это мероприятия по восстановлению

Социальная работа в ВК начинается с момента прибытия воспитанника и нахождения его в карантине.

Также выявляются категории осужденных, нуждающиеся в социальной помощи.

Соблюдение прав человека в Федеральной службе исполнения.

осужденный, РФ, Российская Федерация, исправительное учреждение, Европейский Суд, место лишения свободы, уголовно-исполнительная система, Конституция РФ, лишение свободы, Россия.

Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной.

В качестве решения этой проблемы, мы можем предложить восстановление поддержания осужденных связи с семьей, родственниками и следует также оценить систему введения в уголовно — исправительные учреждения социальных лифтов.

Недобровольное лечение и реабилитация зависимых от алкоголя.

Количество осужденных в исправительных учреждениях (ИУ), имеющих зависимость от алкоголя и наркотиков, заметно превышает

Ключевые слова: алкоголь, наркотики, синдром зависимости, медико-социальная реабилитация, стандарты, законы, нормативные акты.

Основные направления психологического сопровождения.

Ключевые слова:уголовно-исполнительная система, осужденный, поведение, суицидальное поведение, суицид, членовредительство

Основной целью профилактической работы, является недопущений правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС.

Особенности реализации свободы вероисповедания в местах.

место лишения свободы, уголовно-исполнительная система, свобода совести, осужденный, установленный порядок, свобода вероисповедания, православная церковь, исправительное учреждение, внутренний.

Похожие статьи

Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы.

Статья освещает воспитательный потенциал исправительных учреждений в России, а также выделяются определенные проблемы в социальной адаптации, бывших заключенных после выхода их из пенитенциарных учреждений.

Технологии социальной работы с осужденными.

В данной статье раскрыты основные направления социальной работы с осужденными в пенитенциарной системе, выделены технологии помощи и поддержки заключенных, в местах лишения свободы и бывших заключенных, вышедших на свободу.

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

воспитательная колония, осужденный, место лишения свободы, освобождение, заключительный этап отбывания наказания, уголовно-исполнительная система, социальная среда, профилактическая работа.

Социальная реабилитация и адаптация несовершеннолетних.

Социальная реабилитация воспитанника — это мероприятия по восстановлению

Социальная работа в ВК начинается с момента прибытия воспитанника и нахождения его в карантине.

Также выявляются категории осужденных, нуждающиеся в социальной помощи.

Соблюдение прав человека в Федеральной службе исполнения.

осужденный, РФ, Российская Федерация, исправительное учреждение, Европейский Суд, место лишения свободы, уголовно-исполнительная система, Конституция РФ, лишение свободы, Россия.

Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной.

В качестве решения этой проблемы, мы можем предложить восстановление поддержания осужденных связи с семьей, родственниками и следует также оценить систему введения в уголовно — исправительные учреждения социальных лифтов.

Недобровольное лечение и реабилитация зависимых от алкоголя.

Количество осужденных в исправительных учреждениях (ИУ), имеющих зависимость от алкоголя и наркотиков, заметно превышает

Ключевые слова: алкоголь, наркотики, синдром зависимости, медико-социальная реабилитация, стандарты, законы, нормативные акты.

Основные направления психологического сопровождения.

Ключевые слова:уголовно-исполнительная система, осужденный, поведение, суицидальное поведение, суицид, членовредительство

Основной целью профилактической работы, является недопущений правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС.

Особенности реализации свободы вероисповедания в местах.

место лишения свободы, уголовно-исполнительная система, свобода совести, осужденный, установленный порядок, свобода вероисповедания, православная церковь, исправительное учреждение, внутренний.

Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы.

Статья освещает воспитательный потенциал исправительных учреждений в России, а также выделяются определенные проблемы в социальной адаптации, бывших заключенных после выхода их из пенитенциарных учреждений.

Технологии социальной работы с осужденными.

В данной статье раскрыты основные направления социальной работы с осужденными в пенитенциарной системе, выделены технологии помощи и поддержки заключенных, в местах лишения свободы и бывших заключенных, вышедших на свободу.

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

воспитательная колония, осужденный, место лишения свободы, освобождение, заключительный этап отбывания наказания, уголовно-исполнительная система, социальная среда, профилактическая работа.

Социальная реабилитация и адаптация несовершеннолетних.

Социальная реабилитация воспитанника — это мероприятия по восстановлению

Социальная работа в ВК начинается с момента прибытия воспитанника и нахождения его в карантине.

Также выявляются категории осужденных, нуждающиеся в социальной помощи.

Соблюдение прав человека в Федеральной службе исполнения.

осужденный, РФ, Российская Федерация, исправительное учреждение, Европейский Суд, место лишения свободы, уголовно-исполнительная система, Конституция РФ, лишение свободы, Россия.

Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной.

В качестве решения этой проблемы, мы можем предложить восстановление поддержания осужденных связи с семьей, родственниками и следует также оценить систему введения в уголовно — исправительные учреждения социальных лифтов.

Недобровольное лечение и реабилитация зависимых от алкоголя.

Количество осужденных в исправительных учреждениях (ИУ), имеющих зависимость от алкоголя и наркотиков, заметно превышает

Ключевые слова: алкоголь, наркотики, синдром зависимости, медико-социальная реабилитация, стандарты, законы, нормативные акты.

Основные направления психологического сопровождения.

Ключевые слова:уголовно-исполнительная система, осужденный, поведение, суицидальное поведение, суицид, членовредительство

Основной целью профилактической работы, является недопущений правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС.

Особенности реализации свободы вероисповедания в местах.

место лишения свободы, уголовно-исполнительная система, свобода совести, осужденный, установленный порядок, свобода вероисповедания, православная церковь, исправительное учреждение, внутренний.

Читайте также: