Что такое регулятивное право

Обновлено: 02.07.2024

Цель курсовой работы — раскрыть современные взгляды на функции права и способов и проблем их реализации.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
рассмотреть понятие функции права;
охарактеризовать систему функций права;
проанализировать отдельные функции права;
показать формы реализации функций права в современном российском государстве.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Понятие и система функций права 5
1.1 Понятие функций права 5
1.2 Проблема классификации функция права 9
Глава II. Характеристика основных функций права и формы их реализации 15
2.1 Регулятивно-статические и регулятивно-динамические функции права 15
2.2 Охранительная функция права 18
2.3 Социально-ориентационная и общесоциальные функции права 23
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29

Файлы: 1 файл

ФУНКЦИИ ПРАВА.doc

Кроме указанных выше, в научной литературе можно встретить мнение о наличии и других подфункций охранительной функции права, в частности, карательной 23 . Нужно отметить, что целевая направленность карательной функции права не сводится лишь к наказанию того или иного субъекта. Не может быть наказания ради самого наказания. Цель охранительного воздействия, в конечном счете, состоит лишь в том, чтобы максимально восстановить нормальный порядок общественных отношений, подорванный нарушением закона и не допустить подобных негативных проявлений в будущем.

Таким образом, и карательное воздействие нужно рассматривать через призму других охранительных подфункций: предупредительной и правовосстановительной. То есть, с одной стороны, кара – это всегда часть процесса восстановления нарушенного права, порядка, существовавшего до совершения соответствующего правонарушения. А с другой – необходимый элемент предупредительного воздействия, причем как в отношении лица, совершившего данное нарушение, так и в отношении остальных членов общества.

Таким образом, к подфункциям охранительной функции права стоит относить следующие: предупредительную (превентивную), правовосстановительную и карательную.

В научной литературе не существует единства по поводу основного критерия классификации функций права. Т. Н. Радько в качестве основного критерия классификации отмечает типы общественных отношений. А. И. Бобылев пишет, что функции права классифицируют по различным критериям: в зависимости от сферы общественных отношений и в зависимости от направлений воздействия на общественные отношения 24 . В. Д. Филимонов применительно к функциям норм права отмечает, что критерием классификации их функций должна быть социальная направленность 25 .

Однако, для того, чтобы избрать наиболее оптимальный критерий классификации функций права необходимо четко представлять, что одной из характерных особенностей функции является то, что данная категория не может существовать сама по себе, в отрыве от обусловливающих ее существование предметов и явлений. Не исключение и правовые функции, напрямую зависящие как от особенностей права, так и от целей и задач, которые оно призвано решать в современном обществе, от его социального назначения. Поэтому критерием классификации функций права должны быть цели и задачи, стоящие перед правом.

На основании этого критерия, стоит выделять следующие разновидности функций права: регулятивно-статическую, основной целью которой является закрепление сложившегося порядка общественных отношений, регулятивно-динамическую, отражающую необходимость правового воздействия на дальнейший процесс общественного развития), охранительную (предупредительную, правовосстановительную и карательную), социально-ориентационную, связанную с особой ролью права как координатора поведения людей, индикатора позитивного и негативного; общесоциальные функции права (экономическую, являющуюся отражением роли права как основного, наиболее важного регулятора экономических процессов; политическую, призванную упорядочить процедуру осуществления политической власти как центрального звена любого общества, без которого невозможна его эффективная организация; культурную функцию, отражающую степень правового воздействия на интеллектуально- образовательную сферу жизнедеятельности людей; воспитательную функцию как проекцию правового воздействия на процесс формирования нравственно-психологических основ современного общества; социальную функцию, связанную с обеспечением нормальной жизнедеятельности каждого члена общества, т.е. в современном понимании гарантии получения образования, медицинской и гуманитарной помощи и т.д., к этому разряду, возможно, отнести указываемые некоторыми авторами как независимые 26 – экологическую, демографическую, коммуникативную и иные сходные с ними функции).

Итак, приведенный вариант классификации функций права отражает многогранный спектр правового воздействия с учетом особенностей, присущих именно современному российскому праву.

Глава II. Характеристика основных функций права и формы их реализации

2.1 Регулятивно-статические и регулятивно-динамические функции права

В системе функций права главенствующее, определяющее место занимает регулятивная функция. Регулятивная функция выражается в воздействии права на нормальные, естественные и полезные для человека и общества отношения.

В. Н. Синюков видит суть регулятивной функции права в фиксации субъектного состава правоотношений, в определении круга юридических фактов, с которыми нормы права связывают наступление тех или иных юридических последствий, в формировании прав и обязанностей 27 . Н. Н. Вопленко акцентирует внимание на такой специфике осуществления регулятивной функции права, как формулирование составов правомерного поведения 28 .

Под структурными частями регулятивной функции понимаются наиболее характерные формы регулятивног о воздействия права на общественные отношения: определение посредством норм права правосубъектности граждан; закрепление и изменение их правового статуса и статуса юридических лиц; определение компетенции государственных органов и должностных лиц; определение юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение регулятивных правоотношений; установление правовой связи между субъектами права.

Регулятивная функция права образуются из регулятивно-статической и регулятивной динамической функций 29 , а точнее будет сказать подфункций, которые и образуют регулятивную функцию.

Регулятивно-статическая функция права направлена на закрепление в соответствующих нормах и правовых институтах того, что реально достигнуто и составляет экономический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства, их последующего развития 30 . Содержанием регулятивно-статической функции охватывается, в частности, закрепление основ конституционного строя, народовластия, форм собственности и их защиты, правового статуса граждан, форм правления и государственного устройства, политического режима, разделения властей, порядка формирования и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, основ различных отраслей права.

Регулятивно-статическая функция закрепляет в правовых нормах, предусматривающих юридическую ответственность, как разрешенный, так и запрещенный вариант поведения и юридически значимые последствия, которые могут наступить как в случае совершения правомерных поступков, так и в случае совершения противоправных поступков.

Примером таких норм может являться статья 29 Конституции РФ, которая декларирует право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; статья 44 Конституции РФ гарантирует охрану интеллектуальной собственности.

Регулятивно-динамическая функция права направлена на обеспечение процесса достижения намеченных задач, определенного запрограммированного результата 31 . Здесь воздействие права сказывается на отношениях между людьми, находящихся в движении, динамике. Оно нацелено на развитие, изменение и совершенствование существующих, а также возникновение новых общественных отношений. Особенно наглядно данная функция получает выражение в нормах и институтах административного, финансового, налогового, гражданского, трудового, экологического и других отраслей права.

В этой связи некоторыми авторами предприняты конструктивные попытки рассмотрения данных ипостасей регулятивной функции права применительно к договорной проблематике, поскольку договор в условиях возрастающей роли начал саморегуляции приобретает важное значение. Так, М. Е. Некрасова динамические и статические свойства регулятивной функции договора именует подфункциями 32 . Такой прием вполне оправдан и заслуживает поддержки. Применительно к правоотношениям, возникающим из договора, выделение данных подфункций представляется также оправданным, поскольку договор имеет в своей основе как статику (закрепляя статус, положение сторон), так и динамику (выражается в закреплении субъективных прав и обязанностей его участников). Договор выступает формой установления правовых связей между участниками экономического оборота, а также основанием возникновения их взаимных прав и обязанностей (регулятивная статическая функция договора) 33 .

Реализация регулятивной функции осуществляется через регулятивные правоотношения, которые возникают на основе правомерных юридических фактов и в соответствии с предписаниями регулятивных правовых норм. Поэтому именно регулятивные правоотношения составляют основу правопорядка как конечной цели осуществления регулятивной функции права 34 .

Например, регулятивная функция конституционного права закрепляет порядок и основания выборов, незыблемость основ конституционного строя; регулятивная функция уголовной ответственности – запреты насильственного захвата власти (ст. 278 УК), вооруженного мятежа (ст. 279 УК), помогая, таким образом, участвует в регулировании поведения субъектов общественных отношений. Запрет действовать определенным образом означает одновременно и обязанность действовать соответствующим образом, а поведение субъекта, проходя через систему запретов, упорядочивается.

Таким образом, регулятивная функция — это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса.

2.2 Охранительная функция права

Таким образом, понятие охранительной функции права не должно раскрываться только через задачи этой самой функции.

Итак, охранительная функция права, как это часто указывается в юридической литературе, определяется необходимостью защиты общественных отношений, охраны интересов гражданина, социальной группы, всего общества.

Превентивная (предупредительная) подфункция — прогрессивное направление гомогенного (однородного) юридического воздействия на сознание, волю и поведение людей, которое нацелено на недопущение нарушений существующих правоотношений, прав и законных интересов граждан, их коллективов и организаций 49 . М. И. Байтин отмечает, что регулятивно-охранительная функция права призвана предупредить и пресечь преступления и иные правонарушения 50 . Частнопревентивное воздействие осуществляется путем исключения субъекта из определенных видов общественных отношений. Связано частнопревентивное воздействие не только со статикой охранительной функции, но и с ее динамикой. П. А. Фефелов пишет, что «статическая охранительная функция выражается в установлении уголовно-правового запрета, утверждении неприкосновенности охраняемых уголовным правом наиболее важных общественных отношений. Охранительная динамическая функция уголовного права выражается в реализации норм уголовного права в случае

Функции права представляют собой основные направления его воздействия на общественные отношения путем нормативного закрепления и охраны предпосылок социально значимой деятельности субъектов.

Основное предназначение права состоит в упорядочивании общественных отношений, эффективном воздействии на социальные связи, в силу чего большое значение имеют его функции.

Функция права отражает стабильное, неизменное, постоянное воздействие права на общественные отношения. Несмотря на естественный процесс развития и изменения права, в нем сохраняется определенная преемственность. Именно стабилизирующая роль придает праву социальную ценность. Неизменными правовыми константами остаются жизнь, честь, свобода, справедливость.

Функция права вытекает из сущности права, его социального предназначения. Право должно регулировать только те общественные отношения, которые в этом нуждаются. В то же время без соответствующего правового воздействия какие-либо общественные отношения не могут нормально функционировать. Воздействие на них права – и есть отражение его функции.

Поскольку функция права является проявлением его сущности, то изменение сущности права, его исторического типа неизбежно влечет изменение его функций. Так, например, будут существенно отличаться функции права рабовладельческого и феодального типов государства.

Функция права – это направление активного воздействия права на общественные отношения. Функции права отличаются стабильностью, длительностью, непрерывностью.

Функции права образуют единую систему, имеющую иерархическое построение. Системный подход означает рассмотрение функций в их единстве и взаимной обусловленности. Иерархическая организация функций права подразумевает конкретизацию, развитие общих функций в нижестоящих функциях. Например, функция, присущая всему праву, продолжается, уточняется в функциях гражданского, уголовного и других отраслях права.

Функции права классифицируются по различным основаниям. По сферам регулируемых отношений функции разделяются на социальные, экономические, политические.

В зависимости от степени влияния в системе права выделяют: общеправовые, межотраслевые, отраслевые функции.

Некоторые функции присущи праву как целостному явлению, например воспитательная функция. Классификация функций государства может осуществляться по характеру воздействия, и здесь можно выделить регулятивную и охранительную функцию.

Право может осуществлять карательную (штрафную) и правовосстановительную функции. Большое значение имеет экологическая функция.


Социальная функция права проявляется в правовом закреплении условий свободной деятельности человека в сфере семьи, быта, культуры. Охраняя жизнь, честь, достоинство, неприкосновенность личности, гарантируя ей доступ к достижениям культуры и образованию, право тем самым обеспечивает предпосылки для ее нормального и всестороннего развития. Иными словами, здесь право опосредует производство самого человека, продолжение его вида.

Экономическая функция права осуществляется посредством закрепления в праве основ свободной деятельности личности, ее материальной и интеллектуальной собственности и т. п. С помощью экономической функции опосредуется производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, осуществляемые индивидами по своему усмотрению.

Политическая функция права проявляется в обеспечении правом участия личности в делах общества, ее возможности объединяться с другими в общественные организации и партии, лично или через выборных лиц влиять на содержание принимаемых государственными органами политических решений, гарантирует разные способы выражения отношения человека к деятельности государства.

Воспитательная функция выполняется правом посредством описания в диспозициях правовых норм моделей необходимого или дозволенного поведения людей. Санкция нормы оказывает воспитательное воздействие путем установления мер воздействия на правонарушителей. Право в целом осуществляет воспитательную работу так как оно закрепляет модели общественно значимого поведения, сложившиеся в течение длительного времени существования социума.

Право выполняет правовосстановительную функцию. Это выражается в том, что правовой механизм позволяет восстанавливать нарушенные права. С помощью этой функции субъект, чьи права были нарушены, вновь становится их обладателем. Благодаря, например, правовосстановительной функции человек, незаконно уволенный, восстанавливается на работе, другой, несправедливо лишенный своего имущества, получает его обратно. В гражданском праве имеется даже специальное понятие – реституция, что означает возвращение в исходное состояние. Так, последствием недействительной сделки является реституция.

Информационная функция права проявляется в его способности, закрепляя правовые категории, вбирать в себя, аккумулировать в сжатом виде сведения о государстве, его органах, правах и свободах граждан, т. е. все, что касается государственно-правовых явлений. Посредством изучения правовых актов граждане получают информацию относительно ценностей данного общества и государства.

Право выполняет специально-юридические функции, к которым относятся регулятивная и охранительная функции.

Регулятивная функция – это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. Регулятивная функция разделяется на статическую и динамическую.

ЗАКОН ГЛАСИТ –

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Часть первая

Статья 132. Предприятие

1. Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.

Регулятивная динамическая функция обеспечивает высокую степень свободы и организованности общественных отношений, их постоянное совершенствование и развитие.

Регулятивное динамическое воздействие права выражается в создании правовых условий для правомерной инициативной деятельности субъектов. Например, законодательством предусмотрен договор дарения, в соответствии с которым даритель вправе передать одаряемому безвозмездно какую-либо вещь. На основе этой нормы в реальной жизни гражданин К. дарит подарок гражданину В. Это взаимодействие на основе дозволяющей нормы права и есть осуществление регулятивной функции права.

Регулятивная динамическая функция может проявляться в исполнении юридических обязанностей. Например, правовой нормой предусмотрена обязанность регистрироваться по месту жительства. Осуществляется эта функция в случае обращения гражданина в органы внутренних дел. На основании правовой нормы гражданин совершает активное действие – регистрируется.

Обобщая, можно сказать, что регулятивная функция выражается в правомерной деятельности, инициативном поведении субъектов права на основе норм права обязывающего и дозволяющего типа.

Нормы преимущественно регулятивного характера содержат такие отрасли права, как, например, гражданское, трудовое, земельное.

Охранительная функция права направлена на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений, на пресечение и предотвращение противоправного поведения. Охранительное воздействие выражается в установлении запретов на совершение противоправных деяний и юридических санкций за их совершение, а также в непосредственном применении наказаний (взысканий) к лицам, совершившим правонарушение.

Охранительная функция права непосредственно связана с сущностью государства, его целями и задачами. В обществе и государстве существует сложившаяся система, которая и выступает объектом правовой охраны. Правовое воздействие направлено на охрану общественно ценных институтов, соответствующих экономических, политических, национальных отношений, на вытеснение вредных явлений, наносящих вред правовым ценностям. Охранительная функция включает в себя и запрет, и ответственность, и санкции. Она выражается в угрозах наказания, реализации санкций и юридической ответственности. Охранительная функция осуществляется, например, уголовным законодательством.

Не следует отождествлять охранительную функцию права и карательные меры. Охранительная функция должна предотвратить противоправные деяния. В идеале эта функция должна оказывать превентивное воздействие, тогда до реального наказания дело не дойдет. Вместе с тем нет оснований отрывать кару (наказание) и охранительное воздействие – они взаимосвязаны. Так охранительное воздействие осуществляется, если наказание, установленное в законодательстве, выступает достаточным мотивом правомерного поведения.

Таким образом, охранительная функция является достигнутой, когда никто не совершает действий, запрещенных законодательством и другими формами права (например, обычаями).

Функции права - это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений; это наиболее существенные направления и стороны его воздействия на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права.

С помощью понятия "функции права" можно познать социальное назначение права в обществе, его динамику. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы общество, государство, иные субъекты. Право придает действиям лиц необходимую организованность, согласованность, устойчивость, уверенность.

Классификация функций права

1) основные собственно юридические функции права:

2) неосновные собственно юридические функции права:

    • компенсационная (право как инструмент социальной справедливости);
    • восстановительная (возврат прежнего правового положение субъектов права);
    • ограничительная (ограничения, накладываемые правом, пресекают анархию, произвол, вседозволенность).

    Регулятивная функция выражается в позитивном регулировании общественных отношений и направлена на правомерное поведение субъектов права.

    Эта функция подразделяется на:

      1. регулятивно-статическую функцию (выражается в том, что право в своих нормах закрепляет определенные, установившиеся общественные отношения);
      2. регулятивно-динамическую функцию (выражается в том, что право способствует развитию закрепленных им общественных отношений или накладывает определенные рамки на изменяющиеся, развивающиеся обще-ственные отношения).

      Охранительная функция выражается в том, что право охраняет, обеспечивает регулируемые им общественные отношения, и она направлена на неправомерное поведение субъектов права. Право, выполняя эту функцию, является гарантом законности и правопорядка. Некоторые авторы подразделяют ее на:

      Выделяют 2 группы функций права:

        • общесоциальные;
        • специально-юридические.

        Общесоциальные функции права:

          1. экономическая (право, устанавливая "правила игры" в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.);
          2. политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);
          3. воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);
          4. коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим "посредником" между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).

          Специально-юридические функции права:

          1) Регулятивная функция имеет первичное значение, призвана содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей.

          Формы осуществления регулятивной функции:

            • определение соответствующих юридических фактов в гипотезах юридических норм;
            • установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования;
            • закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволений;
            • фиксация моделей правоотношений.

            2) Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо препятствия.

            Специфика охранительной функции:

              1. характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности;
              2. служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний;
              3. является показателем политического и культурного уровня развития общества, его гуманных начал, содержащихся в праве.

              Формы осуществления охранительной функции: