Что такое прописка в ссср

Обновлено: 28.06.2024

Существовало ли в СССР (в 40-е - 50-е годы прошлого века) какое либо правило (или закон) по прописке детей в жилой дом? Прописывать можно было только к отцу или матери или можно было прописать ребенка к кровным родственникам доже с другой фамилией?

Ответы на вопрос:

Несовершеннолетние дети и подопечные прописывались на жилую площадь родителей и опекунов; а совершеннолетние дети, не имеющие своих семей или имеющие несовершеннолетних детей, но не состоящие в браке, - на жилую площадь родителей.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

от 28 августа 1974 года N 678

О некоторых правилах прописки граждан

Указанный вами период является периодом становления института прописки, поэтому из имеющихся источников, можно сделать вывод, что детей прописывали совместно с лицами, на иждивении которых они находились.

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР

от 10 сентября 1940 г. N 1667

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПАСПОРТАХ

2. В местностях, где введена паспортная система, без паспортов проживают:

а) военнослужащие, состоящие на действительной военной службе, по документам, выдаваемым им командованием частей;

б) не достигшие 16-летнего возраста вносятся в паспорта лиц, на иждивении которых они находятся;

II. Прописка и выписка

21. Все граждане, меняющие место своего жительства в пределах населенных пунктов, где введена паспортная система, или вновь прибывающие на постоянное или временное проживание в населенные пункты, вне зависимости от того, введена ли в данной местности паспортная система, обязаны прописать паспорт в 24 часа по прибытии на новое местожительство.

При получении паспорта вновь или при замене его прописка также обязательна.

22. Проживают без прописки:

а) военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД СССР, размещенные в казармах и на судах;

б) военнослужащие, уволенные из частей на срок до 3 суток, при наличии документа части об увольнении;

в) колхозники, единоличники и другие лица, проживающие в сельской местности, где не введена паспортная система, прибывающие в города своей области на срок до 5 суток. Эти лица обязаны зарегистрироваться по месту проживания.

23. Подлежат выписке:

а) все лица, выбывающие с места жительства в другие местности на срок свыше 1 1/2 месяцев, за исключением уезжающих в командировки, отпуска, на лечение, лагерные сборы и на дачи;

б) меняющие место жительства в пределах одной местности (перемена квартиры);

24. Прописка и выписка производится по домовым и поселковым (в сельской местности) книгам.

Формы этих книг устанавливаются Главным управлением РК Милиции НКВД СССР.

25. Для прописки и выписки граждан в органы РК Милиции обязательно представляется паспорт. Исключение составляют:

а) лица, состоящие на действительной военной службе, проживающие вне казарм и судов, прописываемые и выписываемые по удостоверениям, выдаваемым командованием частей;

б) лица, не достигшие 16-летнего возраста, и умалишенные, вписываемые в адресные листки тех лиц, в паспорта которых они вписаны;

в) лица, не достигшие 16-летнего возраста, прибывшие на самостоятельное проживание, прописываемые и выписываемые по свидетельству о рождении;

г) больные, доставляемые в лечебные заведения, временно прописываемые по любому документу.

26. Прописка и выписка граждан производится в городах, рабочих поселках и районных центрах через управления или комендантов домов, а в частных домах - через домовладельцев.

В сельских местностях прописка и выписка производится через уполномоченных сельских советов.

27. За прописку паспорта взимается государственная пошлина в размере одного рубля, за исключением курортных местностей, где Постановлением Совнаркома СССР установлен специальный курортный сбор.

От уплаты государственной пошлины за прописку освобождаются военнослужащие, состоящие на действительной военной службе в Красной Армии, Военно-Морском Флоте и войсках НКВД СССР, сотрудники и начальствующий состав органов государственной безопасности, рядовой и начальствующий состав РК Милиции.

Николай Викторович,поскольку в СССР жилье предоставлялось гражданам на основании ордера на вселение, то в квартиру вселялись члены семьи, указанные в ордере. Если в жилье вселялись иные лица, то они должны были вселиться как члены семьи, проживающих в квартире.

Естественно, все получали "прописку" по месту жительства. Детей (при рождении) прописывали по месту жительства родителей, при этом, необходимость согласия совместно проживающих не требовалась.

Прописка курировалась и получались разрешения на проживание в административных органах.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 августа 1974 г. N 677 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПАСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ В СССР" с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 28.01.1983 N 98 - СП СССР, 1983, N 6, ст. 28

До Положения о паспортной системе СССР 1974 года действовал Декрет СНК РСФСР от 28.04.1925 "О прописке граждан в городских поселениях" в котором не указана к сожалению как прописывались дети.

Декрет СНК РСФСР от 28.04.1925 "О прописке граждан в городских поселениях"

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ Р.С.Ф.С.Р.

от 28 апреля 1925 года

О ПРОПИСКЕ ГРАЖДАН В ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ

В дополнение и развитие декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. от 20 июня 1923 года об удостоверении личности (Собр. Узак., 1923, N 61, ст. 575), Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляет:

Утвердить следующие правила прописки граждан в городских поселениях:

1. Каждое лицо, прибывшее на жительство в дом, находящийся в пределах городского поселения, хотя бы это жительство было временным, на срок более трех дней, обязан немедленно заявить о своем пребывании домовому управлению (владельцу или арендатору) дома, гостиницы или меблированных комнат.

2. Домовое управление, домовладелец или арендатор дома обязаны в течение сорока восьми часов внести сведения о прибывшем в домовую книгу и зарегистрировать запись в соответствующем отделении милиции.

3. Для прописки является достаточным предъявление одного из следующих документов:

а) удостоверение личности, полученное гражданином в порядке декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. от 20 июня 1923 года об удостоверении личности;

б) актовая (или старая метрическая) выпись о рождении;

в) расчетная книжка или другое удостоверение с места работы или службы;

г) членский билет профессионального союза;

д) другие документы, удостоверяющие личность.

4. При отсутствии каких бы то ни было документов допускается временная, на срок не более трех месяцев, прописка по письменному заявлению прибывшего, содержащему все необходимые сведения.

Примечание. В течение трехмесячного срока прибывший обязан представить какой-либо из документов, указанных в ст. 3 настоящего Постановления.

5. Независимо от представления соответствующего документа, домовые управления обязаны требовать от прибывших военнообязанных личные книжки и другие документы, свидетельствующие об их отношении к военной службе, согласно Руководства для учета военнообязанных и не прописывать их без представления таковых.

6. Основанием для прописки иностранных граждан является установленный для них вид на жительство.

7. По выбытии гражданина из места проживания, домовое управление обязано в двухдневный срок сделать соответствующую отметку в домовой книге и зарегистрировать таковую в соответственном отделении милиции.

9. Невыполнение домовладельцами, арендаторами домов и ответственными в домовых управлениях лицами возложенных на них на основании настоящего Постановления обязанностей влечет за собою в административном порядке денежные взыскания в размере не свыше двадцати пяти рублей.

10. Народному Комиссариату Внутренних Дел поручается в двухнедельный срок издать инструкцию по применению сего Постановления.

Пропи́ска — государственная система регистрации в разрешительном порядке населения по месту постоянного жительства или длительного пребывания, сложившаяся в СССР и существовавшая в ряде государств, находящихся на его бывшей территории, включая Россию, интегрированная в паспортную систему.

В государствах с действующей системой прописки каждый гражданин обязан пройти процедуру прописки по месту своего жительства. Как правило, прописка сопровождается проставлением отметки в паспорте или другом документе, удостоверяющем личность.

Главное отличие прописки от систем регистрации по месту жительства, существующих в некоторых демократических странах, заключается в её разрешительном характере.

Поскольку механизм исполнения гражданских прав и обязанностей в государствах с действующей системой прописки обычно так или иначе связан с местом жительства, подтверждённым пропиской, разрешительный характер прописки приводит к ограничению свободы передвижения и других прав и свобод гражданина, а также парадоксальным образом препятствует исполнению им обязанностей перед государством.

Содержание

Хотя ни одна из трёх советских Конституций не запрещала свободное перемещение граждан внутри страны, существование системы внутренних паспортов с отметкой о прописке фактически налагало ограничения на внутреннюю миграцию населения.

Несмотря на очевидное наличие общих черт с крепостным правом, в условиях советского государства наличие паспорта и прописки ставило их обладателя в привилегированное положение, особенно, если человек проживал в населённом пункте с особым порядком прописки. Человек, не обладающий паспортом или пропиской, лишался большей части набора прав, который предоставляло советское государство. В определённые периоды советской истории паспорта крестьян хранились централизованно под предлогом обеспечения сохранности, или крестьяне вообще не имели паспортов, что не давало им возможности при желании покинуть сельскую местность. В частности, без прописки было очень сложно устроиться на работу, а одним из условий прописки могло быть подтверждённое наличие рабочего места.

В Москве, Ленинграде и в других развитых и привлекательных для проживания местностях прописаться было особенно сложно. Одним из законных способов получения московской прописки населением была работа по рабочим специальностям в течение нескольких лет на непривлекательных условиях по так называемому лимиту.

Доля населения, подлежащая паспортизации, постепенно расширялась и в 1974 году распространилась на всех граждан Советского Союза. Положением о паспортной системе СССР 1974 года был установлен порядок, при котором гражданин, изменивший место жительства или выбывший в другую местность на временное проживание на срок свыше полутора месяцев, обязан был выписаться перед выбытием (подтвердив наличие жилплощади на новом месте), а при прибытии на новое место подать на новом месте заявление с согласием лица, предоставляющего жилую площадь. Исключение составляли командировки, каникулы, выезды на дачу, отдых или лечение. На все действия по выписке и прописке, включая личные посещения государственных учреждений, гражданину отводилось три дня. При этом власти имели право немотивированно отказать в прописке на новом месте, после чего гражданину предписывалось в 7-дневный срок выбыть из соответствующего населённого пункта. Находиться без прописки на любой территории СССР запрещалось.

В России институт прописки был в 1993 году законодательно заменён на регистрацию по месту жительства; одновременно было введено понятие регистрации по месту пребывания. По мнению некоторых наблюдателей, это произошло, в значительной мере, под давлением международных организаций, требовавших соблюдения права граждан на свободу передвижения и выбор места жительства.

Несмотря на ряд постановлений Конституционного Суда РФ, отменивших самые вопиющие несоответствия порядка регистрации по месту жительства и пребывания конституционному праву на свободу передвижения, указанные документы содержат большое количество более или менее очевидных внутренних противоречий.

В субъектах РФ, где местная власть обращает особое внимание на соблюдение режима прописки, получила широкое распространение произвольная проверка документов милиционерами у граждан, в том числе, на улицах, главной целью которой является выявление лиц, не имеющих регистрации в соответствующем населённом пункте. Такие граждане штрафуются или, как подтверждено множеством свидетельств, подвергаются вымогательству взяток. Борьба властей с этим явлением ограничивается, в основном, декларациями. Однако, с декабря 2003 поправками в Кодекс законов об административных правонарушениях отменена ответственность за пребывание на территории России без регистрации, оставлена ответственность лишь за проживание (бремя доказательства которого, по закону, ложится на самих сотрудников милиции), что положило формальный конец проверкам граждан на улицах. Лишь незнание гражданами законов позволяет милиции продолжать творить произвол.

Кроме того, в преддверии ожидаемой победы Виктора Януковича на президентских выборах в Украине, с ноября 2004 года введены послабления для граждан Украины, согласно которым, ответственность граждан Украины за проживание без регистрации на территории России наступает не через три дня, а через 90 дней. Вскоре та же норма распространилась и на всех граждан России. Одновременно, поправками в Кодекс законов об административных правонарушениях резко повышен штраф за проживание без регистрации, который теперь, например, превышает все возможные штрафы для граждан за нарушение Правил Дорожного движения.

На практике органы милиции зачастую руководствуются, помимо опубликованных нормативных правовых актов, негласными указаниями, уклоняясь от регистрации граждан по месту жительства или пребывания по их заявлениям. От заявителей произвольно требуют предварительной уплаты коммунальных платежей, постановки на воинский учёт, посещения участкового уполномоченного милиции и т. д.

Уведомительная регистрация по месту жительства введена в Латвии и Эстонии.

Институт прописки формально ликвидирован также в Грузии и Молдавии.

Традиционная жёсткая привязка осуществления прав и обязанностей граждан к месту их регистрации-прописки при неизбежных различиях городов и местностей в привлекательности для проживания является объективным препятствием для реальной уведомительности регистрации в странах бывшего СССР, так как у местных властей всегда есть причины под благовидным предлогом от неё уклоняться.

Институт прописки сохраняется в практически неизменном виде в Белоруссии, Киргизии, Узбекистане, Таджикистане. В Казахстане также сохраняется институт прописки. Каждый квартиросъёмщик, а также владелец жилья обязан иметь домовую книгу, в которой прописаны все проживающие на данной жилплощади. Домовая книга регистрируется в органах юстиции. Иностранные граждане обязаны зарегистрироваться в течение 3 дней. При выезде из Казахстана у них требуют свидетельство о регистрации. В случае отсутствия штраф около 100$(2006 г.).

В демократических странах института, аналогичного прописке (то есть, регистрации, носящей разрешительный характер), не существует. В некоторых странах имеется институт регистрации по месту жительства, носящий, однако, заявительный характер.

В Израиле регистрация осуществляется в городских и окружных отделениях МВД. Сотрудник министерства выдает гражданину вкладыш в удостоверение личности, где указан заявленный адрес. Главный смысл регистрации — приписка к избирательному участку. На деле процедура не является обязательной, сотни тысяч израильтян не обновляли регистрацию в течение многих лет.

В Бельгии адрес гражданина заносится на идентификационную карту (удостоверение личности, внутренних паспортов в этой стране нет) после подачи гражданином в ратушу заявления о переезде. При этом регистрация нового места жительства происходит уже после самого факта переезда. Административные органы не имеют права отказать гражданину в регистрации постоянного жительства в любом населённом пункте страны.

В США регистрировать свой домашний адрес обязаны лишь иностранные граждане, которые в течение 10 дней после вселения по новому адресу обязаны сообщить новый адрес в Министерство Государственной Безопасности (а ранее, Службу Иммиграции и Натурализации). Никакого документа, подтверждающего факт данного уведомления, аналогичного российскому вкладышу о регистрации, Министерство иностранцам не выдаёт; соответственно, проверить выполнение иностранцами данного обязательства рядовые сотрудники полиции не в состоянии, а в большинстве случаев и не имеют такого права. Сами же граждане США регистрировать свой адрес и его изменения обязаны лишь, если являются владельцами автотранспорта. В этом случае в некоторых штатах они обязаны в месячный срок после переезда обменять водительские права, чтобы в них был указан действительный адрес места жительства. Например, в Калифорнии достаточно уведомить соответствующие инстанции в десятидневный срок о смене адреса и, написав новый адрес на маленьком кусочке бумаги, носить его вместе с правами. Не являющиеся водителями граждане и иностранцы имеют право получить идентификационную карту штата (State ID), на которой указывается действительный адрес проживания, дата рождения и биометрические данные. В действительности, хотя граждане и иностранцы и не обязаны регистрировать свой адрес, один раз в год каждый работающий резидент или гость США обязан отсылать налоговую декларацию с действительным домашним адресом. Важно, что в США, в отличие от России, граждан не заставляют регистрировать свой адрес только ради самой регистрации, а наличие у человека удостоверения личности с адресом не даёт ему особых прав в указанной местности.


Ограничения на свободу передвижения и выбор места жительства появились еще в Киевской Руси. Землю, на которой жили крестьяне, делили между собой князья, бояре и монастыри. Часто земли захватывались насильственно или передавались князем своим приближенным, а крестьян привязывали к земле и превращали в зависимых. Но существовали и свободные крестьяне, подчинявшиеся государству, однако с течением времени их становилось все меньше. В то же самое время государство начало вести учет населения, который проводился в целях налогообложения.

В 1649 году Соборным Уложением Юрьев день отменялся, а крестьяне окончательно прикреплялись к своему месту жительства.

В 1803 году для купцов, мещан и крестьян вводились печатные паспорта. Удостоверением личности для дворян была грамота на дворянское достоинство. Перемещаться по стране без паспорта все еще запрещалось, а за бродяжничество ссылали в Сибирь. В паспортах могли делаться отметки о судимости, которые запрещали судимым людям появляться в определенных местах.

После отмены крепостного права в 1861 году крестьяне получили свободу от помещиков, потребовалась реформа паспортной системы, полицейский надзор был усилен. В 1894 году было утверждено Положение о видах на жительство, выдача новых документов населению началась в 1895 году. И с этого момента паспортные книжки выдавались и дворянам. При обнаружении гражданина, нарушившего паспортный режим, полиция выдавала ему свидетельство на шесть месяцев и предлагала вернуться на постоянное место жительства. Если он сам не уезжал, полиция доставляла его по месту жительства принудительно.

В начале ХХ века тем, кто не покидал своего места жительства, разрешалось паспортов не иметь. Для дворян, купцов и чиновников местом жительством считалось то место, где они имели недвижимость. Для мещан и ремесленников — населенный пункт, где они были причислены к мещанскому или ремесленному обществу. При этом крестьяне были приписаны к определенной волости или сельскому обществу, а рабочим нужно было иметь паспорта всегда, даже если они работали на фабрике по месту жительства.

В 1906 году некоторые условия выбора места жительства для сельского населения были смягчены. Теперь им разрешалось выбирать место жительства, как и представителям других сословий.

Советский период

С 1932 года в СССР паспорт стал единственным удостоверением личности. В этом документе наряду с другими данными указывалось постоянное место жительства. Была введена обязательная прописка. Осуществляли прописку и выписку населения органы милиции, для этого были созданы паспортные столы. Все это коснулось Москвы, Ленинграда, режимных зон вокруг них, приграничных районов и крупных городов.

Отдельным категориям граждан паспорта не выдавались — колхозникам, уголовникам, врагам советской власти и др. Это существенно ограничивало их права, в частности, свободу передвижения и выбор места жительства.

Во время Великой Отечественной войны гражданам, попавшим в тыл без паспорта, выдавали справки, которые давали им возможность получить временную прописку и устроиться на работу. Тем, кто был эвакуирован из прифронтовой полосы и имел паспорт, нужно было явиться в паспортный стол и получить разрешение на прописку в течение 24 часов. После войны работники милиции использовали сведения о прописке для того, чтобы помочь гражданам найти родственников, связь с которыми была потеряна.

Выдавать паспорта крестьянам стали только в 1974 году, паспортизация стала всеобщей. Однако колхозников до сих пор не отпускали на предприятия без разрешения правления колхозов. С этого же времени гражданин, который уехал в другую местность на срок более полутора месяцев, был обязан выписаться с предыдущего места жительства, подтвердить наличие жилплощади на новом месте и по прибытии на место подать заявление. На это гражданину давалось три дня. Регистрироваться было не нужно, если гражданин уехал на каникулы, в командировку или на отдых.

Современная Россия

В РФ была введена регистрация по месту жительства и по месту пребывания с привязкой к конкретному жилому помещению.

Для регистрации по месту жительства необходимо представить в органы регистрационного учета паспорт, свидетельство о рождении или загранпаспорт, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (например, свидетельство о собственности), а также написать заявление по установленной форме.

Если собственник помещения не давал гражданину согласия на регистрацию по месту пребывания, он может подать заявление об аннулировании регистрации этому гражданину. В большинстве других стран мира государство не ведет регистрационный учет населения.

9 января 2013 года президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, ужесточающий ответственность за нарушение правил регистрации по месту жительства и по месту пребывания. Фиктивная регистрация предусматривает наказание вплоть до лишения свободы. Законопроект также предусматривает штрафы за проживание российских граждан в квартире без регистрации — как для самого гражданина, так и для собственника жилья.

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

от 28 августа 1974 года N 678

О некоторых правилах прописки граждан

(с изменениями на 11 октября 1991 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________

Настоящее постановление утратило силу с 1 января 1992 года в части, обязывающей граждан получать разрешение административных органов на проживание, устройство на работу и учебу, приобретение в собственность жилых домов, квартир, дач, гаражей, а также устанавливающей ответственность за нарушение этих обязанностейкак не соответствующие Конституции СССР, Декларации прав и свобод человека и международным актам о правах человека - заключение Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 года N 26 (2-1).

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Совета Министров СССР от 21 января 1975 года N 61;

постановлением Совета Министров СССР от 26 февраля 1986 года N 271;

заключением Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 года N 26 (2-1).

Совет Министров СССР постановляет:

1. Установить, что в городах и поселках городского типа прописываются независимо от размера жилой площади:

а) супруг - на жилую площадь другого супруга;

б) несовершеннолетние дети и подопечные - на жилую площадь родителей и опекунов;

в) совершеннолетние дети, не имеющие своих семей или имеющие несовершеннолетних детей, но не состоящие в браке, - на жилую площадь родителей;

г) родители - на жилую площадь детей;

д) родные братья и сестры, не достигшие совершеннолетия и не имеющие родителей, а также родные братья и сестры, являющиеся нетрудоспособными, независимо от возраста, если они не имеют своих семей, - на жилую площадь брата или сестры;

е) военнослужащие, уволенные из Вооруженных Сил СССР по окончании срочной службы, в случаях если они были призваны на военную службу из данного населенного пункта, - на жилую площадь, которую они занимали до призыва на военную службу, либо на жилую площадь родителей или других родственников;

ж) уволенные в запас или в отставку военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и офицеры Вооруженных Сил СССР, органов Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, лица начальствующего состава органов внутренних дел и члены их семей - на жилую площадь родственников уволенного в запас или в отставку или родственников его супруга;

з) лица, ранее проживавшие в данном населенном пункте и выезжавшие по призыву общественных организаций на важнейшие стройки или предприятия страны или по другим уважительным причинам, - на жилую площадь, на которой они проживали до выезда;

и) лица, освобожденные от отбывания наказания в виде лишения свободы, ссылки, высылки, а также лица, с которых сняты ограничения, вытекающие из условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением к труду либо условного освобождения из мест лишения свободы для работы на строительстве предприятий народного хозяйства, - на жилую площадь, занимаемую членами их семей или родственниками, с которыми они проживали до осуждения.

Независимо от размера жилой площади в городах и поселках городского типа прописываются также временно отсутствующие граждане, если согласно действующему законодательству за ними сохраняется право пользования жилым помещением.

2. Другие лица, кроме указанных в п.1 настоящего постановления, прописываются в установленном порядке в городах и поселках городского типа, если в результате их вселения размер жилой площади, приходящейся на каждого проживающего, не будет меньше нормы жилой площади, предусмотренной гражданским законодательством.

3. Независимо от размера жилой площади разрешается прописка прибывших для временного проживания:

а) студентов (слушателей) учебных заведений, отнесенных в установленном порядке к высшим или средним специальным учебным заведениям, а также аспирантов, адъюнктов, ординаторов, слушателей курсов по подготовке и переподготовке кадров или повышению квалификации - на время учебы;

б) членов семей аспирантов, адъюнктов, ординаторов и слушателей военных академий и учебных заведений Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел СССР, отнесенных в установленном порядке к высшим учебным заведениям, - на время учебы аспирантов, адъюнктов, ординаторов и слушателей указанных учебных заведений;

в) уволенных в запас или в отставку военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков, мичманов и офицеров Вооруженных Сил СССР, органов Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР (с членами семей) в тех населенных пунктах, где они постоянно проживали до призыва в армию или поступления на службу, и при условии, если они прибыли в эти населенные пункты в течение шестимесячного срока после увольнения в запас или отставку, - на время до получения жилой площади в этих населенных пунктах в установленном порядке;

г) состоящих на действительной военной службе военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков, мичманов и офицеров Вооруженных Сил СССР, органов Комитета государственной безопасности СССР (с членами семей) на жилую площадь других лиц или воинской части - на время до получения жилой площади в установленном порядке (подпункт дополнительно включен постановлением Совета Министров СССР от 18 марта 1985 года N 241);

д) уволенных в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков, мичманов и офицеров Вооруженных Сил СССР, органов Комитета государственной безопасности СССР (с членами семей) в избранных ими для проживания населенных пунктах - на время до получения жилой площади в этих населенных пунктах в установленном порядке.

При этом прописка военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет (подпункт дополнительно включен постановлением Совета Министров СССР от 26 февраля 1986 года N 271).

4. Установить, что исполнительные комитеты городских и районных Советов депутатов трудящихся вправе в порядке исключения при наличии уважительных причин разрешать прописку граждан в случаях, не предусмотренных настоящим постановлением.

5. Установить, что лица, признанные судом особо опасными рецидивистами, и лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы или ссылки за особо опасные государственные преступления, бандитизм, действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений, массовые беспорядки, нарушение правил о валютных операциях при отягчающих обстоятельствах, хищение государственного или общественного имущества в особо крупных размерах, разбой при отягчающих обстоятельствах, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, изнасилование, совершенное группой лиц или повлекшее особо тяжкие последствия, а равно изнасилование несовершеннолетней, посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника, распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, не подлежат прописке до погашения или снятия в установленном законом порядке судимости в городах, районах и местностях, перечень которых определен решениями Правительства СССР.

6. Установленные пунктом 5 настоящего постановления ограничения не применяются к лицам:

освобожденным от отбывания наказания в порядке амнистии или помилования;

в отношении которых судом была применена статья 37 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик;

прошедшим после отбывания наказания срочную военную службу.

Лицам, отбывшим наказание за преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, инвалидам первой группы, мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, а также женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, во всех случаях разрешается после отбытия наказания прописка по месту жительства их семей и родственников, с которыми они проживали до осуждения.

7. Установить, что лица, подпадающие под ограничения, предусмотренные пунктом 5 настоящего постановления, могут быть в порядке исключения с разрешения министерств внутренних дел исполкомов краевых и областных Советов депутатов трудящихся прописаны в местностях, на которые распространяются указанные ограничения. Разрешения на прописку в этих случаях даются по ходатайствам об этом общественных организаций и коллективов трудящихся, а также администрации предприятий, учреждений и организаций, либо по ходатайствам исправительно-трудовых учреждений, в которых эти лица отбывали наказание, согласованным с наблюдательными комиссиями, а также в иных случаях при наличии уважительных причин.

8. Лица, которым не разрешена прописка в местностях, где действуют ограничения, предусмотренные пунктом 5 настоящего постановления, не могут быть приняты на работку на предприятия, в учреждения и организации, расположенные в этих местностях.

9. Настоящее постановление не распространяется на г.Москву и населенные пункты, входившие в состав районов лесопаркового защитного пояса г.Москвы, переданных в административно-хозяйственное подчинение исполнительному комитету Московского областного Совета депутатов трудящихся в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 28 сентября 1961 года N 903.

Сохранить действие постановления Совета Министров СССР от 25 июня 1964 года N 585, а также пунктов 8, 9, 10, 18, 23, 27 (кроме последнего абзаца) и 28 Положения о прописке и выписке населения в г.Москве, утвержденного этим постановлением.

Сохранить в отношении пограничной зоны, а также городов, других населенных пунктов и местностей, отнесенных специальными решениями Правительства СССР к числу особо режимных, действующие в настоящее время правила прописки граждан.

(Пункт дополнен постановлением Совета Министров СССР от 21 января 1975 года N 61)

10. Министерству юстиции СССР, Министерству внутренних дел СССР и Комитету государственной безопасности при Совете Министров СССР подготовить с участием заинтересованных организаций и представить в Совет Министров СССР предложения о внесении изменений в действующее законодательство в связи с принятием настоящего постановления.

Читайте также: