Что такое процессуально деятельностный аспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Во все времена урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Современный урок в рамках ФГОС призван формировать знания обучающихся по средствам группового или индивидуального дифференцированного обучения с опорой на проблемное решение задач через самостоятельное добывание знаний.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ. Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное проведение уроков в школе и достижения планируемых результатов, в соответствие с новыми стандартами ФГОС. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.Биология 5 класс. Я составляю технологические карты таким образом, чтобы их можно было изменить под определенный класс.

Оценить 153 0

Биология 5 класс. Технологическая карта урока № 1 по теме: Наука о живой природе.

Тип учебного занятия по дидактической цели – вводный урок

Оборудование:видеофрагмент, учебник

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока

(на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для обучающихся

1.Организационно - мотивационный этап урока

- Что такое природа?

- Что мы знаем о природе?

- Чем отличается живая и неживая природа?

- Что такое организм?

Отвечают на вопросы учителя

Создание мотивационной установки

- Тут у меня возникла одна проблема:

Может ли современный человек прожить без живых организмов?

Итак, нам надо рассмотреть три момента

2.Процессуально - содержательный этап урока

Человек и природа

- Что вы про это знаете?

Разнообразие представителей живой природы

- Какие организмы вы знаете?

Биология – наука о жизни

- На какой урок вы пришли?

3.Этап закрепления

- Как взаимосвязаны человек и живая природа?

Отвечают на вопрос и составляют кластер

- Что мы сегодня сделали?

Сделали вывод о том, что современный человек не может прожить без живых организмов?

Анализ деятельности и источников информации

4. Объяснение домашнего задания

Изучить вопросы после §1

5. Рефлексия

На листе выражают свое отношение к уроку в виде рисунка, стиха, текста, пожелания, предложения, вопросов

Биология 5 класс. Технологическая карта урока № 2 по теме: Свойства живого.

Тип учебного занятия по дидактической цели – открытия нового знания

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь

Технология урока Технология развития критического мышления

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока

(на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для обучающихся

1.Организационно - мотивационный этап урока

Формирование у обучающихся понятия организм, знакомство с основными признаками и свойствами живого

Создание мотивационной установки

Однажды Незнайка спросил биолога: Скажите, чем вы занимаетесь?

Биолог ответил: Я изучаю живые организмы.

Незнайка сказал: Это разные жуки, ящерицы, птицы…

Биолог: Не только. Это и растения, и грибы, и микроорганизмы.

Незнайка: Так что же у них общего?

Биолог: Ты и сам это хорошо знаешь. Давай попробуем вспомнить.

- Какую проблему поможем решить Незнайке?

- Предположите тему урока.

Высказывают предположения. Лучшее предположение:

- какими свойствами обладает любой живой организм;

- тема урока: свойства живого организма.

2.Процессуально - содержательный этап урока

1. Мы начинаем изучать удивительный мир живых организмов, которые относятся к живой природе. Оглянувшись вокруг себя, и вы видите множество тел живой природы: животных, растения, грибы, да и сам человек тоже тело живой природы, часть ее. Тела живой природы называюторганизмами.Каждый из нас уверен, что знает, что живое, а что нет.

Задание 1. Определите по рисунку в учебнике, что является телом живой природы, а что нет.

-приведите еще примеры живых организмов (петух, кошка, белка, заяц, корова и т.д.).

- как вы думаете, почему это - организмы?

- по каким признакам можно определить, что это организм?

Проверьте свои предположения с помощью рис. на стр. 9.

Задание 2. Оформите свои предположения с помощью кластера.

Задание 3. Работа в паре.

- с помощью рисунка предположите, что такое обмен веществ;

– прочтите текст на стр. 9 и оцените правильность своего предположения;

– найди отличия обмена веществ у коровы и растения.

- рассмотрев рисунки на стр. 10 объясните, что происходит с елью. Сделайте вывод, что такое рост. Проверьте по учебнику.

– сравните изменения, происходящие с икринкой и гусеницей на рисунке. В чём разница?

– предположите, как называются эти изменения, проверьте себя по тексту.

– сделайте вывод, какими свойствами отличаются живые организмы.

Работают с рисунком в учебнике. Классифицируют по очереди изображения на тела живой и неживой природы.

Предполагают, что живым организмам присущи свойства: питание, дыхание, рост, развитие и т.д.

Делают вывод, что корова поглощает кислород, выделяет углекислый газ и т.д.

Предполагают, что это развитие.

Делают вывод, что организмы отличаются по развитию, питанию, движению и т. д.

3.Этап закрепления

Взаимопроверка.

– Какую проблему мы решали? Что мы выяснили?

– Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?

анализируют, делают выводы. Устно отвечают на вопрос.

Слушают друг друга. Анализируют, оценивают правильность выполненного задания.

Отвечают на вопросы.

4. Объяснение домашнего задания

Изучить вопросы после §2

5. Рефлексия

Свой магнитик прикрепляют туда, где по итогу урока он находится.

Анализ своего эмоционального состояния

Биология 5 класс. Технологическая карта урока № 3 по теме: Союз наук, изучающих природу.

Тип учебного занятия по дидактической цели – открытие нового знания

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока

(на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для обучающихся

1.Организационно - мотивационный этап урока

Ребята, а попробуйте поставить задачи на этот урок.

Что бы вы хотели на нём узнать, чему научиться?

обучающиеся пробуют ставить задачи, предполагая, что они хотят узнать и чему научиться.

Создание мотивационной установки

Еще великий Гёте сказал …..

Как же прочесть это содержание? Как с ним познакомиться и узнать все тайны и загадки природы? Как изучаюи природу ученые, ученики, любой другой человек? Именно это мы попробуем сегодня выяснить.

2.Процессуально - содержательный этап урока

Как сказал мудрец, все гениальное просто! Поэтому важную и серьёзную тему я бы хотела начать с легких и простых загадок.

Учитель загадывает загадки:

1.Он чёрной тучей был сначала, он белым пухом лёг на лес.

Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез.

2.Невидимкой, осторожно он является ко мне,

И рисует, как художник, он узоры на окне.

Это – клён, а это – ива, вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво белой краскою одной!

3.У нас под крышей белый гвоздь висит.

Солнце взойдёт – гвоздь упадёт.

Скажите, пожалуйста, откуда берутся такие народные мудрости?

На чём основывался человек, составляя подобные загадки, то есть, что он проделывал сначала, перед написанием текста?

А что по вашему, значит наблюдать?

Сборщицы винограда шли рано утром на работу и у дороги заметили человека в черной шляпе он склонился над землей и что-то рассматривал. Какого было их удивление, когда вечером, возвращаясь домой, они заставили этого человека там же, в той же позе. Кто был этот человек и чем это он занимался весь день?

Какими приборами можно пользоваться при наблюдении?

Учитель предлагает работу в группах (каждая группа занимается изучением определённого метода науки).

Группа №1. Объясните с помощью текста что такое наблюдение?

Группа №2. Объясните с помощью текста что такое описание?

Группа №3. Объясните с помощью текста что такое измерение, эксперимент?

Правильно, люди прежде, чем составть такие загадки, сначала внимательно.

Люди наблюдали за природой.

французский учёный Жан Анри Фабр наблюдал за поведением маленькой пчелы

Распределяют роли, выбирают оратора, работают в группе, готовят ответы.

Ночью на небе один золотистый апельсин.

Миновали две недели, апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только апельсиновая долька.

На странице букваря 33 богатыря.

Шесть ног, две головы, один хвост.

Ножек четыре, шляпок одна.

Нужен, коль станет обедать семья.

По снегу покатите, – я подрасту.

На костре согреете, – я пропаду.

Кинешь в речку – не тонет. Бьёшь о стенку – не стонет.

Будешь оземь кидать, – станет кверху летать.

Лежит на земле: ни закрасить,

Ни соскоблить, ни завалить.

В воде не тонет, в огне не горит.

определяют, что речь идет об измерении

определяют, что речь идет об опыте (эксперименте)

3.Этап закрепления

Какую проблему мы решали на уроке?

Что мы выяснили?

Как вы работали, что удалось на уроке, а что нет?

Отвечают на вопросы

4. Объяснение домашнего задания

Изучить §3, новые понятия

5. Рефлексия

Анализ своего эмоционального состояния

Биология 5 класс. Технологическая карта урока № 4 по теме: Увеличительные приборы.

Лабораторная работа № 1

Тип учебного занятия по дидактической цели – урок открытия нового знания

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока

(на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для обучающихся

1.Организационно - мотивационный этап урока

Формирование представления об увеличительных приборах, их видах и значении в изучении объектов природы.

учащиеся предлагают задачи урока, учитель корректирует и записывает их на доске.

Создание мотивационной установки

Внимание! Начинаются удивительные открытия! Мы получили письмо от литературного героя: Привет, мальчишки и девчонки 5 класса! Я - литературный герой с очень смешным именем. Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас, только маленького роста. Люблю путешествовать, и, представляете, необычным образом попал в ваш лицей. Вы мня не видели, но я тайно присутствовал на многих уроках и понял, что за каждым большим событием или объектом скрывается что-то. Особенно это я почувствовал, когда побывал на уроках биологии. Я читал, что есть приборы, с помощью которых можно заглянуть внутрь живых объектов. Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за приборы, как это можно сделать? Попутешествуйте на уроке по стране "Микромир". Я с вами. Буду очень внимателен. Удачи!

Какие задачи перед нами поставил литературный герой?

Согласны ли мы с задачами урока?

Задачи не из легких, так как нам придется пройти за один урок долгий путь с 15 века до наших дней.

Расскажите мне, что вы уже знаете из своего жизненного опыта об увеличительных приборах?

Зачем нужны увеличительные приборы?

Для изучения, каких объектах они используются?

Назовите эти приборы?

А умеете ли вы пользоваться ими?

Кто первым увидел микрообъекты?

2.Процессуально - содержательный этап урока

Построение выхода из затруднения

Кое-что об увеличительных приборах вы уже знаете, но многое вам еще предстоит узнать. Предложите свои варианты, что нам поможет узнать больше об увеличительных приборах?

Составим план нашего урока и способы его выполнения. Учащиеся составляют план урока.

Другие увеличительные приборы

Во время урока мы будем с вами и историками, и оптиками, изучающими увеличительные приборы, и микроисследователями.

Изучили историческую справку, пользуясь учебником.

Нашли в учебнике информацию о лупе и других увеличительных приборах.

3.Этап закрепления и первичной проверки

Самостоятельная работа и первичное закрепление

Восстановите историческую справедливость, заполнив таблицу.

С фамилиями, каких исследователей сталкиваемся, когда изучаем вопросы, связанные с микроисследованиями?

Какие виды луп вы знаете?

Во сколько раз увеличивают объект лупа?

Усовершенствование микроскопа, срез пробки - первое упоминание о клетке

Изучение одноклеточных организмов

4. Объяснение домашнего задания

Изучить записи в тетради.

5. Рефлексивный этап урока

Рефлексия
Слайд 4

Есть ли у вас затруднения?

На чем стоит остановиться еще раз?

Чему мы научились на этом уроке?

Выполнили мы задания, полученные от литературного героя?

Знакомтесь с литературным героем – это Мальчик с пальчик. А что дальше? Мы узнали, какие есть увеличительные приборы, как они устроены научились рассматривать объекты с помощью ручной лупы.

Посмотрите на доску.

Чем мы будем заниматься на следующих уроках?

Регулятивные УУД: Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Читайте также: