Что такое правовое пространство

Обновлено: 02.07.2024

ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА
В.Г. АННЕНКОВА
Анненкова В.Г., директор филиала Саратовской государственной академии права в г. Балаково, кандидат юридических наук, доцент.
Важнейшей основой функционирования федеративного государства в России является единое правовое пространство, которое обеспечивается верховенством федерального закона, и прежде всего федеральной Конституцией.
Правовое пространство, выступая социальным явлением, является составной частью существования человеческого общества. По определению, данному И.Н. Барцицем: "Правовое пространство представляет сферу регламентации юридическими нормами моделей правомерного поведения государства, его составных частей и граждан в границах территории данного государства и конкретного исторического времени" . Рассматривая правовое пространство России как некий целостный государственно-правовой феномен, И.Н. Барциц выделяет в его структуре три уровня: единого федеративного государства; региона (как совокупности субъектов Федерации); субъекта Российской Федерации .
--------------------------------
Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000. С. 24.
См.: Барциц И.Н. Указ. соч. С. 24.
Единое правовое пространство на всей территории России предполагает единую правовую систему. В этой связи можно согласиться с мнением В.К. Самигуллина, осуждающего создание учебников и учебных пособий по конституционному праву отдельных субъектов РФ. Он справедливо отмечает: "В России одна отечественная правовая система, одна система права, которая, однако, допускает существование различных региональных систем законодательства, формирующихся в пределах конституционно-правовых возможностей соответствующего субъекта РФ" .
--------------------------------
Самигуллин В.К. Об обеспечении единства и целостности отечественной конституционно-правовой системы // Конституционное законодательство субъектов РФ: проблемы совершенствования и использования в преподавании: Мат. науч. конф. 25 - 27 марта 1999 г. / Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 1999. С. 45 - 46.
В настоящее время единое правовое пространство страны в ряде случаев размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях. Причины, вызывающие появление противоречий в законодательстве субъектов Федерации, по мнению С.Н. Быкова, подразделяются на следующие:
- обусловленные действительными особенностями этнического, исторического, культурного характера. В таком случае особенности носят долговременный характер, их устранение если и допустимо, то в отдаленной перспективе; причем сама постановка задачи их преодоления может быть объяснена только подлинными государственными интересами;
- вызванные политико-экономическими интересами регионов, не обусловленные какими-либо историческими или культурными особенностями. В том случае, если речь идет об элементарном региональном эгоизме, стремлении к обособлению, допустимо применение мер федерального воздействия для восстановления баланса в отношениях между субъектами Федерации и федеральным центром;
- носящие субъективный характер, обусловленные воздействием таких факторов, как политические интересы конкретных сил или даже личностей, действующих в том или ином субъекте Федерации. В данном случае преодоление противоречий не только допустимо, но и обязательно .
--------------------------------
См.: Быков С.Н. Обеспечение соответствия законодательства Республики Бурятия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству: опыт и перспективы. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2003. С. 18.
Сохранение единства Российской Федерации является обязательным условием ее существования как суверенного государства. Для решения проблемы обеспечения единства правового пространства в России требуется выполнение ряда условий.
Прежде всего необходима единая общегосударственная программа законотворчества. Она должна охватывать уровни федерального законотворчества, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Такая программа - это план развития всего российского законодательства в целом, в котором каждому субъекту законотворчества определено особое место, для того чтобы он мог на основании данного документа выработать собственную стратегию законотворчества, по крайней мере, на десятилетие вперед. Программа может быть выработана только в результате взаимодействия всех перечисленных субъектов. Следует согласиться с В.Б. Исаковым, что "единство правовой системы Российской Федерации не в последнюю очередь обеспечивается единством терминологии, языка законотворчества, едиными стандартами оформления законов" . Исключительно важным представляется выработать единую систему базовых принципов, категорий и понятий, которые используются при создании как федеральных, так и региональных актов.
--------------------------------
Исаков В.Б. Проблемы обеспечения единства законодательства в Российской Федерации // Законодательство. 1997. N 4. С. 58.
Необходимо создать систему мониторинга правового пространства России, которая будет способствовать выявлению пробелов и противоречий в федеральных, региональных и муниципальных правовых актах. И наконец, необходимо применение адекватных мер ответственности к должностным лицам и органам власти, нарушающим единство правового пространства России, принимающим неконституционные акты.
Конституционное и муниципальное право, 2005, N 4

Филиппов А.Н., помощник прокурора г. Новочебоксарска.

На основе анализа действующего законодательства, изучения научных источников в статье проводится исследование понятия правового пространства Российской Федерации, его структурных элементов.

Ключевые слова: правовая система, правовое пространство, верховенство закона, структура правового пространства, уровни правового пространства.

On the basis of the analysis of the current legislation, the study of the scientific sources in the article of the concept of the legal space of the Russian Federation, its structural elements is the investigated.

Пункт 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

"Принцип верховенства закона означает главенство законодательных актов и, в первую очередь, Конституции среди всех других нормативных правовых актов и актов применения права" .

Васильев А.В. Теория права и государства: Учебник. 3-е изд., доп. и перераб. М.: РАГС, 2003. С. 221.

В правовой науке верховенство закона также рассматривается как один из принципов законности, под которым понимается "неукоснительное исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами" .

Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 199.

Законность связана с пространственными характеристиками. Согласно п. 1 ст. 67 Конституции территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. В пределах этой территории осуществляется государственная власть и функционирует соответствующее правовое пространство.

"Термин "правовое пространство" не является синонимом иных категорий правоведения, ни в коей мере не подменяет их, а является самостоятельной научной характеристикой, позволяющей на основе современных достижений право- и обществоведения исследовать вопросы государственно-правовой действительности" .

Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М.: Изд-во Московского университета, 2000. С. 23.

И.Н. Барциц утверждает, что "правовое пространство представляет сферу регламентации юридическими нормами моделей правомерного поведения государства, его составных частей и граждан в границах территории данного государства и конкретного исторического времени" .

Там же. С. 24.

По выражению Д.А. Керимова, "у каждого закона есть объективная реальность действия в пространстве. Эта объективная реальность действия закона в конкретно-исторических условиях имеет свои пределы" .

Керимов Д.А. Конституция СССР и развитие политико-правовой теории. М., 1979. С. 102 - 103.

Пространство - это особая функциональная категория юридической теории и практики, отражает возникновение, выражение и границы какого-либо правового действия, процесса, нормы, состояния, события. В пространстве регулируются правоотношения .

Зинков Е.Г. Термин "пространство" в теории права // Общество и право. 2011. N 9. С. 14 - 19.

На территории Российской Федерации действует множество нормативных правовых актов: это Конституция, федеральные законы, правовые акты Президента, Правительства, других органов исполнительной власти. Кроме того, значительное количество вопросов регламентируется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

И.Н. Барциц в структуре правового пространства выделяет "следующие уровни:

  • правовое пространство Российской Федерации как единое правовое пространство;
  • правовое пространство региона (совокупности субъектов Федерации);
  • правовое пространство субъекта Российской Федерации" .

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Таким образом, на территориальном пространстве России действует значительное количество правовых актов. Все они призваны регулировать определенный круг общественных отношений. В этот массив следует также отнести акты судебного правотворчества и судебной практики, которые играют роль вспомогательного источника права, способствуют восполнению отдельных пробелов, имеющих место в законодательстве. Важные задачи решают и акты правоприменения.

Сказанное свидетельствует о том, что структура правового пространства представляет собой сложную конструкцию.

Отдельные авторы считают, что правовое пространство - это масса действующих на территории государства различных источников права. По нашему мнению, правовое пространство характеризуется не только количественными показателями. Следует отметить, что для нормального функционирования государства, эффективного регулирования всех сфер общественной жизни необходимо соответствующее число федеральных, региональных и муниципальных правовых актов. С этой точки зрения важно качество этих правовых актов.

Термин "правовое пространство" в юридической науке является новым и представляет самостоятельную научную категорию.

По нашему мнению, термины "пространство" и "территория" имеют разное содержание. К примеру, в международном праве под территорией понимаются различные пространства земного шара. В науке теории государства и права разработано научное понятие действия нормативного правового акта в пространстве, что означает его действие на определенной территории.

Статья 1.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях озаглавлена как "Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве" и устанавливает, что лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

Термин "пространство" используется в Трудовом кодексе РФ, Уголовно-процессуальном кодексе и других нормативных правовых актах. Особенностью является то, что в этих правовых актах "территория" и "пространство" отождествляются.

Термин "правовое пространство" определяет состояние нормативных правовых актов, их роль в пространственном регулировании тех или иных общественных отношений.

Структуру правового пространства составляют: 1) государство; 2) территория государства; 3) пространство, характеризующееся протяженностью и объемом, взаимосвязью человека, общества, органов государства, общественных объединений, институтов гражданского общества; 4) действующая правовая система.

Таким образом, правовое пространство - это находящаяся во внутренней и иерархической согласованности совокупность нормативных правовых актов, принятых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, направленных на регулирование поведения физических и юридических лиц, органов государства, общественных объединений, институтов гражданского общества в целях обеспечения законности и правопорядка на всей территории государства на определенном историческом этапе развития.

Для формирования правового пространства имеет важное значение наличие соответствующей правовой идеологии, которая включает правовые идеи, взгляды, научные теории. Особую роль играют государственные правовые концепции, в которых отражается отношение самого государства к праву, правовым ценностям. Правовая идеология должна быть научно обоснованной, включать в себя не все правовые взгляды, а позитивные, цивилизационные, характеризующие закономерности правовой действительности.

Непосредственное влияние на функционирование правового пространства оказывает соответствующая правовая политика государства, которая включает целенаправленную деятельность государственных и муниципальных органов по формированию надлежащего правового регулирования в целях обеспечения прав и свобод граждан. Правовую политику формируют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации.

В современном правовом пространстве России действуют отдельные правовые акты, применение которых невозможно из-за отсутствия соответствующих условий.

К примеру, Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в качестве нового наказания введены принудительные работы. Статья 8 названного Закона в изначальной редакция предусматривала, что положения УК РФ и УИК РФ в части принудительных работ применяются с 1 января 2013 г. Однако в настоящее время отсутствуют необходимые организационные и материально-технические условия для назначения и исполнения данного вида наказания. В связи с этим Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения, предусматривающие, что принудительные работы применяются с 1 января 2014 г.

В правовом пространстве в настоящее время действует множество актов, противоречащих друг другу, это противоречия между федеральными законами, между федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Поэтому, на наш взгляд, следует выделить следующие состояния правового пространства:

  1. стабильное - когда оно находится в равновесии, не меняется его внутренняя структура, составные части взаимодействуют;
  2. неустойчивое - при этом правовые нормы постоянно меняются, их отличает непостоянство.

Единое правовое пространство в Российской Федерации обеспечивается на основе таких действующих правовых актов, как:

  • Конституция Российской Федерации;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы (Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и др.);
  • Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации";
  • Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации";
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. "Об утверждении Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации".

На состояние правовой системы оказывает влияние практика Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда Российской Федерации.

В деле единообразного применения судами конституционных норм при осуществлении правосудия важное значение имеет Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия".

Для обозначения однородности правового пространства в научной литературе используются термины "единое" и "единство".

"Единое - категория философская, обозначающая начало всякого множества, всякого бытия, предшествующая им и превосходящая их. Благодаря единству всякая вещь есть то, что оно есть, а не иное" .

Философский энциклопедический словарь / Ред. кол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-оглы, Л.Р. Ильичев и др. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. С. 190.

Термин "единое" также означает цельность. Термин "единство" предполагает неразрывность, взаимную связь.

Поэтому, на наш взгляд, эти термины сходные. В то же время целесообразно использовать термин "единство правового пространства", поскольку он не предполагает множественности, раздельности.

Правовое пространство находится в постоянном развитии, оно меняется по мере развития самого государства. Поэтому состояние правового пространства зависит от особенностей исторического развития и ценностных ориентиров реальной государственной политики. При этом важна своевременная оценка состояния правового пространства.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: