Что такое правовое поощрение

Обновлено: 02.07.2024

80. Понятие, признаки и функции правовых поощрений. Поощрительные санкции.

В рамках теории государства и права под правовым поощрением понимается форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате которого субъект награждается, и для него наступают благоприятные юридические последствия.

Правовые поощрения являются одним из видов правовых стимулов. Однако они выделены в отдельную группу благодаря наличию следующих отличительных признаков:

Заслуженное поведение также отличается следующими характерными чертами:

а) оно сопряжено с социально-активным позитивным поведением, с осуществлением правовых обязанностей лица (проявление внешней стороны заслуженного поведения;

б) оно является формой добросовестного отношения лица к своему долгу (проявление внутренней стороны заслуженного поведения);

г) оно направлено на достижение общепризнанного полезного результата;

д) оно является основанием для применения правовых мер поощрительного характера, так же как и правонарушения являются основанием наказания лица.

2. Правовое поощрение может быть сопряжено только с добровольным поступком лица, не допускается элемент принуждения либо корысти. Однако само правовое поощрение в косвенной форме оказывает на лицо непринужденное влияние, под которым данное лицо стремится достигнуть общепризнанного юридически полезного результата.

3. Правовые меры поощрительного характера с юридической стороны одобряют позитивные действия лица, выступают одной из форм вознаграждения со стороны общества (государства) добровольного заслуженного поведения лица. При этом правовые меры поощрительного характера являются качественной характеристикой и зависят от степени заслуженного поведения.

4. Правовые поощрения являются взаимовыгодными для общества и самого поощряемого лица, они сочетают в себе различные интересы и направлены на удовлетворение встречных. Иными словами, правовые поощрения являются формой одобрения корпоративного интереса.

5. Как было указано выше, правовое поощрение — это один из видов юридических стимулов, поэтому ему присущи как общие функции правовых стимулов, так и некоторые специфические.

Правовые поощрения выполняют следующие отличительные функции:

1. Контролирующая функция (функция социального контроля). Осуществляя данную функцию, правовые поощрения координируют ту или иную деятельность лиц, сдерживают их от неправомерного, противозаконного, антиобщественного либо общественно опасного поведения.

3. Коммуникативная функция. Правовые меры поощрительного характера в определенной степени являются носителями юридической информации, они содержат в себе конкретные сведения, исходящие от властвующего субъекта —государственного органа, должностного лица и направленные к объекту (участникам правовых отношений). Таким образом, существует постоянная связь между указанными субъектом и объектом.

4. Оценивающая функция. Посредством осуществления данной функции правовые поощрения (а именно — государственный орган, должностное лицо) дают официально признанную, положительную публичную оценку чьего-либо заслуженного поведения, одобряют его, выражают степень полезности деятельности для общества.

5. Гарантирующая функция. Правовые поощрения создают благоприятные условия для укрепления правовой дисциплины и правового порядка, обеспечивают реализацию юридических обязанностей лица.

6. Распределительная функция. Данная функция состоит в том, что право, закрепляя поощрительные меры взамен активного добровольного заслуженного поведения, устанавливает тем самым благоприятные условия для пользования определенными благами. Таким образом, участники правовых отношений становятся перед выбором между возможностью получения мер поощрения либо их неполучением.

7. Воспитательная функция. Правовые поощрения устанавливают образец правомерного заслуженного поведения, неизбежным последствием которого становится наступление правовых мер поощрительного характера. Таким образом, у субъекта правовых отношений вырабатывается положительное отношение к правомерным действиям и поступкам.

Как указывалось ранее, поощрение — это такой вид правовых стимулов, который содержится в санкции правовой нормы. Таким образом, имеет место наличие в праве так называемых поощрительных санкций. Следует отметить, что природа поощрительных санкций весьма сложная и спорная.

2. Позитивные (поощрительные) санкции присущи всем видам социальных норм. Данная черта социальных норм является общей. Поскольку правовые нормы выступают разновидностью норм социальных, то на них также распространяется указанная общая черта.

4. Наличие поощрительных санкций оправдано задачей права в целом, которое направлено на сдерживание правонарушений, наказание виновных лиц, а также на стимулирование правомерного поведения, его поощрение.

5. Меры поощрения могут называться поощрительными санкциями в силу того, что структура юридических норм поощрительного характера внешне напоминает структуру большинства уголовно-правовых норм, содержащих наказание.

В гипотезе и диспозиции, которые в поощрительной правовой норме слиты так же, как и в уголовно-правовой, предлагается модель правомерно активного заслуженного поведения. Отличие состоит лишь в том, что в санкции поощрительной правовой нормы фиксируются именно благоприятные юридические последствия, а не наказание, как в уголовно-правовой норме.

6. Как правило, правовые меры поощрительного характера располагаются в нормативно-правовых актах в том же разделе, что и меры наказания.

7. Признание преимущества выделения в отдельную группу таких правовых санкций, как меры поощрения, могло бы способствовать дальнейшему развитию научной мысли и юридической практики.

Правовое поощрение – форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для пего наступают благоприятные последствия. Признаки правового поощрения заключаются в следующем.

1. Оно связано с заслуженным поведением. Как разъясняют словари, заслуга – это общепризнанная полезность чьих-либо поступков, деятельности; заслужить – означает стать достойным чего-либо, получить право на это по своим делам и поступкам.

Заслуга характеризуется следующими чертами:

а) она сопряжена с социально-активным поведением, с осуществлением позитивных обязанностей;

г) заслуга является основанием для применения поощрительных мер точно так же, как основанием для применения мер наказания выступают правонарушения. Характер и степень заслуг определяют вид поощрения.

2. Поощрение сопряжено с сугубо добровольным поступком. В поощрительной норме содержится призыв совершить желательное для общества и государства действие, но не обязательное для каждого отдельного субъекта. Вместе с тем выбор такого поведения подкрепляется обещанием предоставить лицу определенные дополнительные блага. Следовательно, поощрение в своем регулирующем воздействии на личность жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного поведения, а оказывает непринужденное влияние благодаря привлекательности и выгодности указанных в установленной норме последствий.

3. Меры поощрения юридически одобряют позитивные действия, выступая формой вознаграждения со стороны общества и государства добровольного заслуженного поведения. Поощрение – разновидность одобрения. Если последнее – родовое понятие (более широкое), то

Кудрявцев В.11. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982. С. 238. 2 Сорокин Л.Л. Человек Цивилизация Общество М , 1992. С. 78–79.

первое – видовое. Для правового поощрения необходимы лишь определенные формы одобрения – юридические, с соответствующими количественными и качественными характеристиками (мерой), зависимыми от степени заслуг.

5. Поощрение – юридический стимул, причем, как правило, весьма действенный. Вместе с тем оно играет и определенную ограничивающую роль, что создает побочный эффект. Например, премия не только побуждает человека к высококачественному и производительному труду путем заинтересованности в достижении желаемого результата, но и косвенно сдерживает (опять же позитивными методами) от антиобщественного, противозаконного поведения.

Коммуникативная функция – поощрительные меры содержат в себе определенную юридическую информацию, конкретные сведения, поступающие от субъекта управления (законодателя, правопримените-ля) к объекту (лицам), и служат тем самым способом связи между

С помощью оценивающей функции управляющий орган дает официальную положительную оценку чьего-либо заслуженного поведения,, публично признает и одобряет его, отражает степень полезности деятельности для общества, выделяет лучших субъектов, достойных поощрения.

Гарантирующая функция – поощрения создают благоприятные условия для укрепления дисциплины и порядка, обеспечивают реализацию других юридических средств, прежде всего обязанностей.

Распределительная функция состоит в том, что право, закрепляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъектов.

Воспитательная функция – поощрение, создавая у человека за заслуженное поведение положительный психологический настрой и вызывая чувство удовлетворения, показывает образец добросовестной деятельности, вдохновляет людей к проявлению инициативы, к творчеству. Тем самым поощрение способствует формированию правосознания и высокой правовой культуры граждан, нравственных качеств личности.

Поощрение важно соотнести с такими понятиями, как вознаграждение и убеждение.

Отличие поощрения от платы за услуги (вознаграждения во втором смысле) заключается в том, что если первое применяется за заслуги, то последнее – за услуги, которые тоже являются полезными действиями, но вовсе не связаны с превышением обычных требований.

Правовые поощрения можно классифицировать по различным основаниям. Так, в зависимости от предмета правового регулирования поощрения подразделяются на конституционные (ордена и медали как государственные награды), административные (досрочное присвоение специального звания), трудовые (награждение Почетной грамотой) и т.п.; в зависимости от характера – на материальные (награждение именным оружием) и процессуальные (вознаграждение свидетеля за предоставление особо ценной информации); в зависимости от сферы использования – на поощрения в сфере литературы, искусства, науки, техники, государственной и военной службы и т.д.; в зависимости от применяющих их субъектов – на государственные (президентские,

1 Баранов В М Поощрительные нормы советского социалют ичсского права. Саратов, 1978 С 56, О современных проблемах правовых поощрении см МалысоАВ Поощрение как правовое средство//Правоведение 1996 №3

правительственные, министерские и т.п.) и негосударственные (муниципальные и пр.); в зависимости от содержания – на финансово-экономические (выдача денежной премии), моральные (объявление благодарности) и организационные (присвоение в органах внутренних дел специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности); в зависимости от иерархии – на общефедеральные, региональные и локальные; в зависимости от формы связи с благом – на предоставляющие дополнительные блага (награждение ценным подарком) и освобождающие от обременении (досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания в

органах внутренних дел).

Однако, как отмечается в прессе, золотых медалей пока не хватает

на всех выпускников школ.

Существует и проблема, связанная с формами установления поощрений в законодательстве. К сожалению, при изложении поощрительных норм в статьях нормативных актов достаточно часто используется бланкетный способ, когда конкретные меры (виды) поощрения не указываются в данном законе, где фиксируются модели заслуженного поведения, а закрепляются в иных нормативных актах.

Учитывая, что на этом уровне должны воплощаться, как правило, типовые поощрительные меры, которые затем конкретизируются и детализируются в подзаконных актах, их четкая и подробная фиксация в подобных законах просто необходима.

Задача состоит не только в том, чтобы повышать эффективность уже действующих правовых форм поощрения, но и в том, чтобы искать дополнительные стимулирующие резервы. В частности, следует поддержать мнения, высказанные в литературе, что давно назрела потребность в подготовке Общего положения о Почетных грамотах 2 , о нагрудных знаках, о присвоении звания почетного гражданина города, района в РФ, о конкурсе на лучший законопроект и других нормативных

1 Радищев АЛ. О законоположении // Избранные философские сочинения. М., 1949. С. 405.

2 См .: Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976. С. 192.

3 Налбаидян А.С. Применение поощрительных норм российского права. Проблемы теории и практики: Лвтореф. дис. канд. юр. наук. II. Новгород, 1994. С. 23.

На региональном уровне можно шире и более четко применять как государственные, так и негосударственные меры поощрения. Например, за ведение здорового образа жизни, занятие физической культурой и спортом, сохранение и улучшение благоприятной окружающей среды, рациональное ресурсопользование и т.д.

Таким образом, анализ института поощрений показывает, что целый ряд связанных с ним вопросов нуждается в дополнительной проработке и упорядочении применительно к современным условиям России.

Правовые поощрения — это форма и мера юридического одобрения добровольного, заслуженного действия, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.

Признаки правовых поощрений:

1)заслуженность поведения, т. е. добросовестный правомерный поступок, связанный со "сверхисполнением" субъектом своих обязанностей либо с достижением общепризнанного полезного результата, требующего поощрения;

2)добровольность, ибо в поощрительной норме содержится призыв совершить желательный для общества и государства, но не обязательный для каждого субъекта поступок (поощрение жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного поведения, а воздействует благодаря привлекательности и выгодности обещанных в установленной норме последствий);

3)юридическое одобрение добровольного заслуженного поступка в форме вознаграждения (дляправового поощрения необходимы лишь определенные формы одобрения — юридические, с соответствующими количественными и качественными характеристиками — мерой, зависимыми от степени заслуг);

4)взаимовыгодность их как для субъекта, так и для общества (поощрение сочетает различные интересы, гармонизирует их, удовлетворяя благоприятными последствиями);

5)выступают в качестве юридического стимула, как правило, самого действенного по сравнению с субъективными правами, рекомендациями, льготами и т. и.

Заслуга (заслуженное поведение) характеризуется следующими чертами: 1)

она сопряжена с социально-активным поведением, с осуществлением позитивных обязанностей; 2)

это добросовестное отношение лица к своему долгу; 3)

это правомерное поведение, не противоречащее юридическим нормам; 4)

связана со "сверх исполнением" лицом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата ("сверх исполнение" означает поведение, воплощающееся в общественно полезном деянии, превосходящем по своим масштабам итоги обычных действий); 5)

является основанием поощрительных мер точно так же, как правонарушение выступает основанием мер наказания (более того, характер и степень заслуг определяют вид поощрения).

Для наиболее полного рассмотрения признаков правовых поощрений необходимо последнее понятие соотнести с понятием "правовое наказание".

Правовое наказание — это форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

Общие признаки поощрений и наказаний: 1)

они являются правовыми средствами воздействия на интересы лиц; 2)

для них установлены определенные процедуры — формы поощрения и наказания заранее известны и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определен и круг лиц, наделенных правом применять те или иные меры поощрения и наказания; 3)

обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом; 4)

выступают одновременно в качестве наиболее сильных обеспечивающих факторов реализации других правовых средств (льгот, субъективных прав, запретов, юридических обязанностей); 5)

связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется - поощрение или наказание; 6)

для их наступления необходимо, кроме объективной стороны, еще и определенное субъективное состояние лица, выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противоположной "заслуге" (вине) и подлежащее наказанию.

Различия между поощрением и наказанием: 1)

если поощрение как заслуженная мера призвано подкрепить положительное поведение, характеризующее позитивные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то наказание - тоже своеобразная заслуженная мера, но выступающая как средство защиты общества от правонарушений; 2)

если меры поощрения связаны с элементами взаимополезности общества и субъекта, то меры наказания — с элементами взаимовредности; 3)

если поощрение одобряет, то наказание осуждает, что вызывает у лица соответственно положительные или отрицательные эмоции; 4)

по-разному проявляется связь с благом, ценностями — если при поощрении субъекту предоставляется определенная ценность, то при наказании он лишается каких-либо ценностей;

5) если в наказании заложены силы, подтягивающие, так сказать, поведение личности до нормы, то в поощрении — силы, поднимающие такое поведение выше нормы;

6) при соотношении этих мер ведущую роль отводят поощрениям, которые, увеличивая число альтернатив поведения, представляют собой более гибкое воздействие, чем наказание.

Правовые поощрения выполняют следующие функции:

1) контролирующую, с помощью которой законодатель и правоприменитель корректируют ту или иную деятельность лиц (например, путем обозначения в нормативных и правоприменительных актах действий, в которых заинтересовано общество и государство); 2)

мотивационную, с помощью которой поощрение побуждает к "сверхисполнению" обязанностей и к совершенствованию социально-полезных творческих действий, превосходящих обычные требования, развивает трудовую и общественно-политическую активность (мотивация построена на основе привлекательных и заранее обещанных благоприятных последствий) 3)

оценивающую, с помощью которой управляющий орган дает официальную положительную оценку чьего-либо заслуженного поведения, публично признает и одобряет его, отражает степень его полезности для общества, выделяет лучших субъектов, достойных поощрения; 5)

гарантирующую, с помощью которой поощрения создают благоприятные условия для укрепления дисциплины и порядка, обеспечивают реализацию других юридических средств (прежде всего обязанностей); 6)

распределяющую, с помощью которой право, закрепляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъектов; 7)

воспитательную, с помощью которой поощрение, создавая у человека хороший психологический настрой, вдохновляет его к проявлению инициативы, к творчеству.

Правовые поощрения весьма многообразны. Они используются в разных областях социальной жизнедеятельности. Их соответственно можно классифицировать по:

предмету правового регулирования — на административные (досрочное присвоение специального звания), трудовые (награждение Почетной грамотой), уголовно-исполнительные (досрочное освобождение из мест лишения свободы) и т. п.;

их юридической природе — на материально-правовые (награждение именным оружием) и процессуальные (вознаграждение свидетеля за предоставление особо ценной информации

сфере использования — на поощрения в области литературы, искусства, науки, техники, государственной и воинской службы и т. п.;

применяющим их субъектам — на государственные (президентские, правительственные, министерские и т. п.) и негосударственные (муниципальные и пр.);

форме связи с благом — на предоставляющие дополнительные блага (награждение ценным подарком, медалями и орденами) и освобождающие от обременения (досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания);

содержанию — на финансово-экономические (выдача денежной премии), моральные (объявление благодарности) и организационные (присвоение в органах внутренних дел специального звания на одну ступень выше предусмотренного по занимаемой штатной должности);

иерархии — на общефедеральные, региональные, локальные;

уровню — на высшие (государственные награды) и обычные (занесение в Книгу Почета, на Доску Почета);

связи с конкретной профессиональной деятельностью — на профессиональные (присвоение почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации", "Заслуженный деятель науки Российской Федерации") и общесоциальные (вручение золотой или серебряной медали за отличную учебу в средней школе) и т. п.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Рассматриваются некоторые историко-правовые и теоретические аспекты института правового поощрения, его стимулирующей функции, особой значимости при установлении государством модели правомерного поведения, повышении социально-правовой активности участников общественных отношений, роли в современном российском праве.

Д.И. Провалинский,

Рассматриваются некоторые историко-правовые и теоретические аспекты института правового поощрения, его стимулирующей функции, особой значимости при установлении государством модели правомерного поведения, повышении социально-правовой активности участников общественных отношений, роли в современном российском праве.

Ключевые слова: правовые стимулы, поощрение, награда, заслуга, заслуженное поведение, норма, законодатель, наказание.

Происходящие в современном российском обществе динамичные социально-экономические, политические и иные процессы находят отражение в сфере правового регулирования. Широкое применение законодателем диспозитивного метода правового регулирования создает предпосылки активного и творческого использования субъектами права предоставляемых возможностей самостоятельно достигать желаемого правового результата, который в современных условиях может и должен обеспечиваться более широким применением таких правовых средств, как меры поощрения [15].

Как справедливо замечено Р.О. Халфиной, о праве нередко создается ложное представление как о системе наказаний и (в гораздо меньшей степени) поощрений [35, с. 3]. Между тем именно поощрение, а не наказание считается в ряде случаев более эффективным средством [24, с. 155; 37]. В современной действительности уже трудно себе представить, что достижение высоких показателей производственной, научной, изобретательской, творческой деятельности возможно под страхом наказания, хотя отечественной истории хорошо известны и такие примеры.

Наличие поощрительных санкций оправдано задачей права, которая состоит как в сдерживании правонарушений, в наказании лиц, их совершивших, так и в стимулировании правомерного поведения, в поощрении лиц, действующих в интересах общества. Поощрительные меры совместно с мерами принуждения обеспечивают устанавливаемую государством модель правомерного поведения [25].

В словаре русского языка С.И. Ожегова указано: поощрить — значит одобрить наградой, возбудить желание сделать что-нибудь [31, с. 560].

В современном российском праве нет определения поощрения, хотя этот термин используется достаточно часто и в основном в общеупотребительном понимании.

По мнению Л.Н. Берг, правовые поощрения — это форма и мера юридического одобрения добровольного, правомерного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия [5].

В.И. Шкатулла определяет поощрение как положительную санкцию, заслуженную меру одобрения, как правило, публичное признание заслуг, отличий и успехов в том или ином виде деятельности, как способ социального контроля, средство воздействия на субъектов, их интересы, цели и иные мотивы, призванное подкреплять позитивное и превосходящее обычные требования поведение [30].

А.В. Колесников под поощрением понимает форму признания заслуг, публичного оказания почета путем предоставления определенных нормативными правовыми актами льгот и преимуществ [22].

В.М. Баранов утверждает, что поощрение — это закрепленные нормами права разнообразные формы положительной оценки государством добросовестного исполнения юридических и общественных обязанностей, а также позитивной деятельности, превосходящей обычные требования [3, с. 36].

По мнению А.П. Коренева, поощрение — это сформулированное в норме указание на публичное признание заслуг, на меры награждения, которые применяются к органу, служащему или гражданину за успехи, достигнутые в выполнении правовых обязанностей или общественного долга [23, с. 8].

К.C. Бельский рассматривает поощрение не иначе как особый вид управленческого давления, такое государственное воздействие, которое не подчиняет, но специфическим образом направляет волю лица на действия, полезные для интересов коллектива и общества [4].

Выступая одной из форм проявления правовых стимулов, правовое поощрение имеет присущие только ему особенности правового регулирования. Метод поощрения характеризуется особенностями юридических рычагов социального контроля, исключающих принуждение [11, с. 33]. Поощрение осуществляется так, что участник правоотношения не обязывается, а заинтересовывается, побуждается к достижению полезного результата [15].

По устоявшемуся мнению, мера поощрения — это конкретное благо, предоставляемое и гарантируемое государством с целью стимулирования, побуждения субъекта права к общественно полезному активному варианту поведения. Стимулируя установлением меры поощрения позитивную направленность необходимого обществу поведения, государство тем самым подталкивает субъекта права к добросовестности и результативности исполнения правового установления [15].

Механизм правового обеспечения включает в себя поощрительные средства, позитивно воздействующие на сознание личности, и выстраивается в следующей последовательности: интерес — мотивация — стимул — поощрения [21, с. 116].

По мнению А.В. Малько, правовое поощрение имеет следующие признаки:

1) заслуженное поведение (заслужить — означает стать достойным чего-либо, получить право на это благодаря своим делам и поступкам [14, с. 637]);

2) добровольное поведение — оно делает поощрительные меры более дипломатичными и гибкими правовыми средствами, чем меры наказания, создает им широкие возможности в сфере формирования системы социального регулирования более высокого порядка, базирующейся во многом на нравственных началах;

3) юридическое одобрение, т. е. поощрение — разновидность одобрения. Если одобрение — родовое понятие (более широкое), то поощрение — видовое. Для правового поощрения необходимы лишь определенные формы одобрения — юридические, с соответствующими количественными и качественными характеристиками (мерой), зависимыми от степени совершенных заслуг;

5) стимулирующий характер — не только побуждает человека к социально активной деятельности путем заинтересованности в достижении поощряемого результата, но и косвенно сдерживает (позитивными способами) от антиобщественного и противозаконного поведения [26].

Наряду с отмеченными признаками нам представляется возможным выделить в правовом поощрении и внешний аспект, а именно утверждение и сохранение идеалов справедливости.

Справедливость — это философская категория, исследованию которой посвящали свои труды еще древние философы. Платон определял справедливость как высшую добродетель в государстве, построенном на принципах блага [34]. Справедливость для Аристотеля есть прежде всего субъективная добродетель, различие общей и частной справедливости можно понимать как различие мотивов деятельности или как различие субъектов деятельности [20].

Справедливость применительно к поощрениям, на наш взгляд, — это заслуженное воздаяние за достигнутый социально одобряемый результат и/или добросовестное исполнение обязанностей.

В правовой науке к специфической особенности правового поощрения относят те цели, которые оно преследует:

— частное побуждение — стимулирование дальнейшего правомерного поведения поощряемого лица;

— общее побуждение — ориентирование других участников общественных отношений на совершение заслуг в будущем [28, с. 19].

Ни один из правовых стимулов не несет в себе такой двойственной ориентированности, позволяющей одновременно одобрить заслуги одних и вовлечь в сферу социально активной деятельности других.

Проведенный анализ подтверждает, что в отличие от других правостимулирующих средств (льгот, иммунитетов, привилегий) поощрение существует исключительно для одобрения заслуженного поведения, как результат его оценки. Прочие средства играют прежде всего и в первую очередь компенсаторную роль, именно в этом заключается их стимулирующая функция.

Особенность поощрительной санкции — в гарантировании тех социальных целей (благ), ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, и особенно тех целей, достижение которых иными способами невозможно [25].

С учетом воздействия, способного вызвать правовое поощрение, и нашего его восприятия как специфического регулятора общественных отношений его основу составляют принципы гласности и законности. Это означает, что поощрение должно осуществляться уполномоченным субъектом при наличии соответствующих оснований, в качестве которых выступают заслуженное поведение или достижение особо значимого результата в какой-либо сфере деятельности и именно заслужившего лица.

Гласность предполагает наличие достаточно разветвленной системы процедур во избежание субъективного подхода в определении круга поощряемых, меры и размеров поощрения [7].

В интересах подтверждения степени важности правовых поощрений как некого регулятора общественных отношений уместно классифицировать их по различным основаниям.

Так, в зависимости от предмета правового регулирования они подразделяются на конституционные, административные, уголовные и т. д.; от характера — на материальные и процессуальные; от сферы использования — на экономические, политические, социальные, демографические и т. д.; от применяющих их субъектов — на государственные и негосударственные; от формы и связи с благом — на представляющие дополнительные блага и освобождающие от обременений [26].

А.А. Гришковец классифицирует поощрения на две группы:

1) формализованные, т. е. нормативно закрепленные в законодательстве как меры поощрения;

2) неформализованные, т. е. хотя и не названные в законодательстве среди мер поощрения, но по своему характеру, содержанию, целям и значению реально таковыми являющиеся и широко используемые на государственной службе [10, с. 30].

К.С. Бельский выделяет три вида поощрений:

— моральные (награждение почетными грамотами, занесение в книгу почета и на доску почета, объявление благодарности);

— материальные (денежные премии, ценные подарки, вознаграждение по итогам года);

— организационные (продвижение по службе) [4].

На наш взгляд, предложенный перечень можно дополнить еще одной группой поощрений — поощрения морального характера, за которыми следует материальное обеспечение (например, досрочное присвоение воинского звания, квалификационного класса, классного чина — все они влекут соответствующее повышение ежемесячного материального вознаграждения (заработной платы) за счет повышения размера соответствующих доплат; присвоение почетного звания, которое, как правило, сопровождается соответствующей единовременной денежной выплатой).

Как отмечает А.В. Малько, поощрительный процесс включает не только создание внешне благоприятной ситуации, но и необходимое ее соответствие внутренней структуре личности. Правовое стимулирование — это не всякое внешнее воздействие, а лишь информационно целенаправленное, предполагающее сознательное изменение поведения субъекта в юридической сфере [27, с. 139].

В этой связи возникает вопрос, какое именно социально активное поведение выступает основанием для правового поощрения. Большинство авторов придерживаются мнения о том, что условием применения поощрения является заслуга [3; 6; 12, с. 47—48; 16; 26; 27]. При этом А.В. Малько рассматривает заслугу как добросовестный правомерный поступок, связанный со сверхисполнением субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата [27, с. 139].

В.М. Баранов полагает, что заслуга представляет собой либо добросовестное выполнение субъектами своих юридических обязанностей, либо совершение ими не предусмотренных правовой нормой таких полезных для общества и государства действий, которые превосходят обычные требования [3, с. 36].

По мнению В.В. Волковой, заслуга — это добровольный, сознательно-волевой, социально активный правомерный поступок, который связан со сверхисполнением субъектом своих обязанностей и с достижением им общественно полезного результата [6].

Совсем иного мнения придерживается В.М. Дуэль, которая утверждает, что критерием разграничения наград от прочих поощрительных средств являются фактические основания применения соответствующих видов поощрения, которые подразделяются на заслуги (основания государственного награждения) и правомерные поступки, добросовестное исполнение обязанностей (основание иных видов государственного поощрения) [16].

Позиция данного автора достаточно аргументирована и, на наш взгляд, заслуживает внимания, поскольку если исходить из того, что государственная награда, являясь разновидностью поощрения, имеет более высокий статус, то основания для поощрения в форме государственной награды и основания для любого иного вида поощрения должны отличаться как по содержанию, так и по использованию понятийного аппарата.

В этой связи для обозначения основания поощрения можно использовать другое понятие, например, заслуженное поведение, которое подразумевает добросовестное исполнение субъектом своих обязанностей и/или достижение им полезного социально одобряемого результата.

В любом случае, на наш взгляд, имеются все посылки для законодательного закрепления содержания данного понятия, поскольку это в определенной степени будет способствовать снижению субъективного подхода, личного усмотрения в разрешении вопросов поощрения.

В заключение следует подчеркнуть, что правовые поощрения — это уникальное по своей сути правовое явление, расширяющее возможности добровольного выполнения правовых предписаний, механизм реализации которого полностью исключает задействование средств государственного принуждения. В современной правовой действительности его стимулирующий потенциал и роль в формировании модели правомерного поведения сложно переоценить, поэтому именно ему должна быть отведена особая роль в осуществлении демократизации правовой сферы.

1. Абдурахманов И.И. Поощрение и дисциплинарное воздействие как средства укрепления трудовой дисциплины: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Воронеж, 1971.

2. Антология мировой правовой мысли: в 5 т. Т. 1. Античный мир и Восточные цивилизации. М., 1999.

3. Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978.

4. Бельский К.С. Персональная ответственность в советском государственном управлении (понятие, формы, факторы укрепления). М., 1988.

5. Берг Л.Н. Информационно-психологический аспект правового воздействия в сфере научной деятельности // Российский юридический журнал. 2013. № 4 (91). С. 92—100.

6. Волкова В.В. О механизме применения мер поощрения к государственным служащим // Бизнес в законе. 2012. № 6. С. 62—65.

7. Волкова В.В. О понятии и содержании поощрительных норм // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 2 (8): в 3-х ч. Ч. II. C. 44—47.

8. Галкин В.М. Система поощрений в советском уголовном праве // Советское государство и право. 1977. № 2.

9. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Сочинения. Т. 2. М., 1991.

10. Гришковец А.А. Поощрение государственных служащих: правовые основы и практика применения // Право и политика. 2002. № 1.

11. Гущина Н.А. О поощрительном методе правового регулирования // Закон и право. 2004. № 1.

12. Гущина Н.А. Поощрительные нормы российского права: теория и законодательная практика. СПб., 2003.

13. Гущина Н.А. Правовое поощрение как неотъемлемый элемент свободного общества и стимул его развития // Государство и право: теория и практика. Межвузовский сборник научных трудов. Калининград: Изд-во Калинингр. ун-та, 2002. Вып. 1. С. 30—38.

14. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. Т. 2.

16. Дуэль В.М. Государственные награды в российском праве: проблемы теории и практики: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2005.

18. Занковский С.С. Поощрение как средство стимулирования исполнения договорных обязательств по капитальному строительству // Советское государство и право. 1975. № 1. С. 44—49.

19. Игнатенкова К.Е. Дозволения и поощрения как правовые стимулы // Новая правовая мысль. 2011. № 5. С. 5—7.

20. Кашников Б.Н. Концепция общей справедливости Аристотеля: Опыт реконструкции // Этическая мысль. Вып. 2. М.: ИФРАН, 2001.

21. Козбаненко В.А. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание. М., 2003.

23. Коренев А.П. Применение норм советского административного права. М.: Юридическая литература, 1975.

24. Кудрявцев В.В. Право и поведение. М., 1978.

25. Малько А.В. Льготная и поощрительная политика. СПб., 2004.

26. Малько А.В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. 1996. № 3 (214). C. 26—36.

27. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве // Правоведение. 1998. № 3.

28. Малько А.В., Нырков В.В. Поощрительные санкции в праве: теоретическое обоснование // Поощрительные санкции в праве: реальность и юридическая конструкция / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 2008.

30. Настольная книга государственного служащего / отв. ред. В.И. Шкатулла. М., 1999.

31. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991.

32. Осинцев Д.В. Методы административного воздействия. СПб., 2005.

33. Пешков А.Б. Проблемы административно-правового метода регулирования советских общественных отношений. Иркутск, 1974.

35. Халфина Р.О. Право как средство социального управления. М., 1988.

36. Юридические поощрительные санкции // Атриум. 1996. № 6.

37. Яковлев А.М. Теория криминологии и социальная практика. М ., 1985.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Читайте также: