Какие формы участия граждан в осуществлении правосудия раньше существовали в россии

Обновлено: 17.04.2024

§ 15. участие граждан в отправлении правосудия: Правоохранительные органы, К. Ф. Гуценко, 2001 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Данное издание учебника по курсу "Правоохранительные органы" является шестым.

§ 15. участие граждан в отправлении правосудия

Правовым основанием и этого принципа правосудия являются конституционные предписания. "Граждане Российской Федерации, — говорится в ч. 5 ст. 32 Конституции РФ,— имеют право участвовать в отправлении правосудия".

Такое участие чаще всего выражается в привлечении представителей народа к разбирательству гражданских и уголовных дел, принятию решений по ним, а иногда к выполнению иных функций (например, обвинения и защиты по уголовным делам).

В соответствии со ст. 8 Закона о судебной системе участие граждан в разбирательстве судебных дел и в принятии необходимых решений может проявиться в выполнении обязанностей народного заседателя, присяжного заседателя либо арбитражного заседателя.

Институт народных заседателей стал известен российскому судопроизводству, которое начало формироваться в 1917 г. За годы своего существования он неоднократно модифицировался. В наши дни народные заседатели отбираются из числа граждан, достигших 25-летнего возраста и отвечающих иным изложенным в законодательстве требованиям. Порядок наделения граждан полномочиями народных заседателей после принятия Закона о народных заседателях от 2 января 2000 г. во многом стал напоминать порядок наделения полномочиями присяжных заседателей (подробнее см. § 6 гл. XII).

При разбирательстве судебных (гражданских и уголовных) дел и принятии по ним решений народные заседатели пользуются практически равными правами с судьями-профессионалами. С участием народных заседателей рассматривается значительная часть судебных дел.

Присяжные заседатели привлекаются к разбирательству только уголовных дел. Этот правовой институт впервые был предусмотрен в российском законодательстве в 1864 г. (подробнее о суде присяжных того времени см. § 2 гл. XIII), но в 1917 г. его отменили. Более 72 лет спустя, в ноябре 1989 г. Верховным Советом СССР предпринят первый не очень решительный шаг по реставрации этого суда. А еще 2 года спустя, в ноябре 1991 г. состоялось дополнение Конституции РФ положением о том, что разбирательство уголовных дел возможно с участием присяжных. Фактически такие суды появились в пяти субъектах Федерации лишь в ноябре 1993 г. С января 1994 г. к ним прибавилось еще четыре субъекта Федерации. Первое заседание суда с участием присяжных после его реставрации произошло 15 декабря 1993 г: в Саратовском областном суде. 23 июня 1999 г. Закон о военных судах декларировал возможность рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей также в окружных (флотских) военных судах и Военной коллегии Верховного суда РФ (см. § 4 гл. VII учебника). Предполагается, что со временем суды присяжных будут действовать на всей территории Российской Федерации.

Присяжных заседателей, как и народных заседателей, положено отбирать из числа граждан Российской Федерации, достигших 25-летнего возраста и отвечающих ряду других требований. На начальных этапах, при составлении списков так называемых потенциальных присяжных это делается путем случайной выборки из списков избирателей районов (городов) создаваемыми местной администрацией комиссиями. Когда появляется необходимость подобрать по имеющемуся списку нужное количество присяжных для разбирательства конкретного уголовного дела, отбор осуществляется также с применением приемов случайной выборки аппаратом суда, действующим в соответствии с распоряжением судьи. Во время судебного заседания отбор присяжных заседателей несколько отличается от отбора народных заседателей — его осуществляют судьи с участием сторон (подробнее о порядке наделения полномочиями присяжных заседателей см. § 6 гл. XII).

От народных заседателей присяжные отличаются также и предоставленными им по закону правами. Основное отличие — они вправе принимать решение (вердикт) лишь по так называемым вопроса/и факта (к примеру, о виновности или невиновности подсудимого, о наличии или отсутствии обстоятельств, смягчающих или отягчающих sero ответственность, и т.д.), а также о том, заслуживает или не заслуживает он снисхождения. В определении меры наказания осужденному и в решении ряда других важных (преимущественно юридических) вопросов, которые могут возникнуть по конкретному уголовному делу, присяжные не участвуют.

Фактически удельный вес уголовных дел, рассматриваемых российскими судами с участием присяжных, пока что незначителен.

В соответствии с законодательством народные и присяжные за-седатели вместе с судьями-профессионалами олицетворяют судеб-> ную власть. Об этом сказано в ст. 1 Закона о статусе судей: "Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа".

Сравнительно новым явлением для организации российских су-,дов и практики осуществления правосудия является институт арбитражных заседателей. Он учрежден в порядке эксперимента Федеральным законом "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" от 5 мая 1995 г. (СЗ РФ, 1995, № 19, ст. 1710). Первоначально предполагалось, что с участием арбитражных заседателей дела будут рассматриваться лишь в тех арбитражных судах, в отношении которых состоится специальное решение Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Такое решение состоялось 5 сентября 1996 г. — были утверждены Положение об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей (ВВАС, 1996, № И; 1998, № 10), перечень арбитражных судов, в которых проводится эксперимент, и списки арбитражных заседателей для этих судов. В перечень были включены арбитражные суды 14 субъектов Федерации (области Брянская, Калужская, Курганская, Московская, Сахалинская, г. Москва и др.). Но с принятием 31 декабря 1996 г. Закона о судебной системе этот институт перестал быть экспериментальным, ему предоставлена "постоянная прописка" во всех российских арбитражных судах. Следующим шагом по упрочению его положения стало издание За-Кона об арбитражных заседателях от 30 мая 2001 г.

Для характеристики арбитражных заседателей существенным является то, что при рассмотрении конкретных дел и принятии решений они пользуются правами, равными с правами судей-профессионалов, что подтверждено и в ч. 4 ст. 1 названного Закона от 30 мая 2001 г. (о требованиях, предъявляемых к таким заседателям, порядке наделения их полномочиями, условиях привлечения к рассмотрению конкретных дел см. § 3 гл. IX и § 6 гл. XII учебника).

Действующее законодательство предусматривает и иные формы привлечения представителей народа к участию в отправлении правосудия, с которыми в наши дни можно столкнуться не так уж часто. Их имеет в виду, например, ст. 250 УПК, где речь идет о выполнении функций обвинения и защиты. Общественные обвинители и общественные защитники наделены сравнительно широкими правами при разбирательстве уголовных дел. Общественный обвинитель, к примеру, вправе представлять доказательства, принимать участие в их исследовании, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в судебных прениях. Он также вправе высказать свои соображения о целесообразности применения или неприменения наказания, юридической квалификации содеянного подсудимым, конкретной меры наказания и т.д. Аналогичным объемом прав наделены и общественные защитники.

Рекомендуемые правовые источники

Конституция РФ — ст. 15, 18, 19, 26, 32, 46—49, 98, 119—123.

Закон о судебной системе — ст. 5, 7 и 8—10.

Закон о статусе судей — ст. 1, 9, 10 и 16.

Закон о народных заседателях — ст. 1.

Закон о Конституционном Суде — ст. 5, 6, 13 и 15.

Закон об арбитражных судах — ст. 4—7.

Закон об арбитражных заседателях — ст. 1.

Закон о военных судах — п. 1 ч. 3 ст. 10, п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 28.

Закон о судоустройстве — ст. 80—88.

Закон РФ "О языках народов Российской Федерации" от 25 октября 1991 г. — ст. 18 (в редакции Федерального закона от 24 июля 1998 г. // ВВС, 1991, № 50, ст. 1740; СЗ РФ, 1998, № 31, ст. 3804).

Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. — ст. 1 и 2 (ВВС, 1993, № 19, ст. 658; СЗ РФ, 1995, № 51, ст. 4970).

Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20 апреля 1995 г. — ст. 1 и 2 (СЗ РФ, 1995, № 17, ст. 1455).

Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" от 31 декабря 1999 г. — ч. 10 ст. 16 и ч. 6 ст. 41 (СЗ РФ, 2000, № 1, ст. 11).

Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" от 10 октября 1995 г. — ч. 7 ст. 20 (СЗ РФ, 1995, № 42, ст. 3921).

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 г. — ч. 13 ст. 24 и ч. 4 ст. 35 (СЗ РФ, 1997, № 38, ст. 4339; 1999, № 14, ст. 1653).

Федеральный закон "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. — ч. 1—3, 5 и 6 ст. 19, ч. 1 ст. 20 и ст. 21 (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 г. // СЗ РФ, 1999, № 28, ст. 3466; 2001, № 7, ст. 614).

Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 24 июня 1999 г. — ч. 10 ст. 23 и ч. 7 ст. 49 (СЗ РФ, 1999, № 26, ст. 3178; 2001, № 16, ст. 1532).

Закон о прокуратуре — ст. 42.

Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. — ч. 4 ст. 17 (СЗ РФ, 1995, № 15, ст. 1269; 2000, № 1, ст. 9; № 46, 4537).

Федеральный закон "О федеральных органах правительственной связи и информации" от 19 февраля 1993 г. — ч. 3 ст. 13 (ВВС, 1993, № 12, ст. 423; 2000, № 46, ст. 4537).

Федеральный закон "О государственной охране" от 27 мая 1996 г. — ч. 1 ст. 20 (СЗ РФ, 1996, № 22, ст. 2594; 1997, № 29, ст. 3502; 2000, № 46, ст. 4537).

Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г.— ст. 13—15 (СЗ РФ, 1999, № 42, ст. 5005; 2000, № 31, ст. 3205; 2001, № 7, ст. 608).

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. — ч. 7 ст. 18 (СЗ РФ, 1995, № 35, ст. 3506; 1996, № 17, ст. 1917; № 49, ст. 5500; 1997, № 12, ст. 1378; 2000, № 32, ст. 3330).

Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995 г. — ч. 1—3 ст. 29 (СЗ РФ, 1995, № 3, ст. 167).

Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. — ч. 1 ст. 12 (СЗ РФ, 1997, № 9, ст. 1011).

Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г. — ;ст. 24 (СЗ РФ, 1998, № 31,'ст. 3808; 2000, № 33, ст. 3348).

УПК — ст. 13—16, 18—20, 46, 47, 245, 358 и 421.

ГПК — ст. 5—7, 9, 13, 14 и 176.

АПК — ст. 5—10, 13 и 14.

КоАП — ст. 1651 и 1655.

Всеобщая декларация прав человека — ст. 1—12 (Сборник докумен-,тов, с. 39—43).

Международный пакт о гражданских и политических правах — ст. 2, 9 и 14 (там же, с. 53—68).

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания — ст. 2 и 16 (там же, ;С. 226—237).

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (там же, с. 539— 570) — ст. 6.

Гл. IV. Правосудие и его демократические основы (принципы)

Основные принципы независимости судей, одобренные резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. и 13 декабря 1985 г.

1. Дайте определение понятия правосудия. Чем оно отличается от других направлений (функций) правоохранительной деятельности?

2. Каково соотношение правосудия и судебной власти, в чем их отличие?

3. Дайте характеристику юридического значения демократических основ (принципов) правосудия.

4. Что означает реализация принципа законности в сфере правосудия?

5. Назовите органы, уполномоченные осуществлять правосудие, и объясните, чем было обусловлено провозглашение принципа отправления правосудия только судом.

6. В чем суть принципа обеспечения законности, компетентности и беспристрастности суда?

7. Дайте характеристику основных правил обеспечения законности, компетентности и беспристрастности суда.

8. В каких составах суда возможно разбирательство по существу гражданских и уголовных дел?

9. Как реализуется коллегиальность в судах первой, кассационной, апелляционной и надзорной инстанций?

10. В чем сходство и различие равенства граждан перед законом и равенства граждан перед судом, какие установлены изъятия из этого принципа?

11. Назовите правовые акты, обеспечивающие осуществление права на судебную защиту.

12. Что означает состязательность при отправлении правосудия и каково ее назначение?

13. Обозначьте исходные положения, на которых основано обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту.

14. Дайте определение презумпции невиновности и назовите те положения, которые вытекают из нее.

15. Перечислите случаи, когда возможно рассмотрение гражданских и уголовных дел в закрытых судебных заседаниях.

16. На каком языке должно осуществляться судопроизводство и как обеспечиваются права лиц, не владеющих таким языком?

17. Охарактеризуйте основные формы участия граждан в отправлении правосудия.

18. Сопоставьте основные права народных, присяжных и арбитражных заседателей; покажите, в чем их отличие и сходство.

Правоохранительные органы

Правоохранительные органы

Комментарии, рецензии и отзывы

§ 15. участие граждан в отправлении правосудия: Правоохранительные органы, К. Ф. Гуценко, 2001 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Данное издание учебника по курсу "Правоохранительные органы" является шестым.

Все материалы сайта охраняются авторским правом! Наш сайт предоставляет возможность онлайн чтения учебников, но не скачивания. Если вас заинтересовала какая то книга, купите её в издательстве.
Если вы автор книги и не хотите, чтоб она была на сайте, то напишите нам и она будет немедленно удалена. По всем вопросам обращаться на почту [email protected]

Статья посвящена изучению и выявлению необходимости общества принимать участие в отправлении правосудия. В статье рассматривается понятие и значение участия представителей общества в отправлении правосудия. В данной статье автор излагает актуальные вопросы отправления правосудия. Из этой статьи можно получить информацию о значении и роли участия общества в правосудии, а также необходимости в сохранении и совершенствовании в дальнейшем данного института демократии.

Важнейшим показателем демократического характера государственной власти служит участие народа в ее осуществлении. Народ участвует как в формировании государственных структур (через систему выборов), так и в их деятельности через систему разнообразных общественных организаций и объединений.

Представители общества привлекаются и непосредственно к участию в деятельности государственных учреждений, например, судов в качестве заседателей (их можно назвать народными судьями). Разнообразные формы, в которых представители общества участвуют в организации и управлении государственными делами, есть выражение народного суверенитета.

В России участие народных представителей в правосудии имеет давние исторические корни, является привычным элементом правовой культуры. Идея народного участия неразрывно с нашим национальным воззрением на правосудие.

Актуальность данной темы заключается в том, что участие народа в деятельности по осуществлению правосудия предопределено общественной задачей правосудия – служить средством разрешения конфликтов. Правосудие, осуществляемое в различных процедурных формах, обеспечивает защиту правопорядка.

Участие населения в отправлении правосудия можно рассматривать с двух позиций: в широком смысле и узком.

В широком смысле включает в себя опосредованное участие населения в правосудии. Например, согласно ст. 81 Конституции РФ, граждане избирают Президента РФ – высшее должностное лицо РФ. А Президент РФ, согласно ст. 83 Конституции РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также назначает судей других федеральных судов.

Таким образом, население, выбрав главу государства, делегирует ему полномочия, связанные с осуществлением правосудия, не участвуя при этом в непосредственном отправлении правосудия. Также в широком смысле к участию населения в отправлении правосудия следует отнести институт свидетельствования и понятых. Население в этих случаях непосредственно не участвует в принятии решений по делу, но оно все же опосредованно влияет на осуществление правосудия.

Вообще понятие института участия населения в отправлении правосудия достаточно обширная категория, и включает в себя также общее правило об обязанности соблюдения законов. То есть если общество будет выполнять обязанность по соблюдению законов, то это тоже в свою очередь является опосредованным выражением участия населения в отправлении правосудия.

В узком же смысле участие населения в отправлении правосудия включает в себя непосредственное отправление правосудия населением. То есть, когда население принимает решения по судебным делам, когда оно активно участие в рассмотрении и разрешении таких дел по существу.

Следовательно, институт участия населения в отправлении правосудия включает в себя как широкое значение данного института, так и узкое.

Для чего же необходимо участие населения в отправлении правосудия? Представители общества, являясь различными социальными слоями и группами, привносят в суд знание жизни во множестве ее самых многообразных проявлений.

Они создают возможность судить не только на основе бесстрастной буквы закона, но и проявить при этом милосердие и учесть при выборе кар за преступление такие жизненные обстоятельства, которые могут быть оценены как смягчающие вину.

Народные представители служат препятствием на пути превращения правосудия в механическую, рутинную деятельность по применению закона.

Значение участия народных представителей в осуществлении правосудия видно в историческом разрезе. Так, в эпохи, когда правосудие меньше всего служило личности, а в большей степени обеспечивало интересы власти к государству, преобладал профессиональный (коронный) элемент в осуществлении правосудия.

Иногда это была единственная форма осуществления правосудия, и ни о каком социальном контроле за осуществлением правосудия речи не шло, как и вообще о контроле со стороны гражданского общества за институтами государственной власти.

Контроль со стороны гражданского общества за деятельностью органов государственной власти связан с развитием различных институтов демократии. Для демократии, как известно, необходим определенный уровень социально-экономического развития.

Таким образом, можно сделать вывод, что в связи с повышением социально-экономического уровня, население активнее участвует в отправлении правосудия.

Один из них — участие граждан в судебной деятельности. И хотя существование различных форм суда с участием представителей народа имеет давние исторические традиции, именно с развитием гражданского общества они приобретают особое значение.

Не без оснований можно считать, что и на соблюдение процедурных правил влияет участие народных представителей. Нет их в суде — и мы имеем примеры небрежного отношения к процессуальной форме, различные нарушения не только отдельных процедурных правил и норм, но и принципов правосудия, таких, как устность, гласность, состязательность, непосредственность.

Необходимость сохранения народного участия в правосудии, особенно в уголовном, определяется, прежде всего, приверженностью современного российского государства демократическим тенденциям развития мировой цивилизации в целом. Однако имеются и специфические причины. Всему миру известна проблема коррупции, в том числе и в правосудии.

Участие народного элемента в суде в случае эффективного функционирования соответствующих правовых институтов — это ощутимый сдерживающий фактор для коррумпирования правосудия.

Представители общества тем больше принимают участие в отправлении правосудия, чем выше в государстве уровень развития гражданского общества и институтов демократии. Следовательно, значение участия общества в отправлении правосудия велико. И необходимо, чтобы оно и дальше только возрастало.

Участие граждан в деятельности по осуществлению правосудия реали­зуется на практике в различных формах. Предпочтительным представляет­ся в первую группу выделить формы участия граждан (представителей народа) непосредственно в осуществлении правосудия. Ко второй группе следует отнести опосредованные формы участия граждан в деятельности по осуществлению правосудия (и судопроизводства).

Исходной правовой базой для непосредственного участия граждан в от­правлении правосудия являются ч. 5 ст. 32 Конституции Российской Феде­рации, ст. 8 Закона о судебной системе.

Народные заседатели при осуществлении правосудия пользу­ются всеми правами судьи. Они, как и профессиональные судьи, независи­мы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам народ­ные заседатели постановляют совместно с профессиональным судьей в условиях соблюдения тайны совещания. Все вопросы (включая вопросы вины, ответственности и наказания) решаются простым большинством голосов, причем председательствующий (профессиональный судья) подает свой голос последним 2 .

Отбор народных заседателей для участия в рассмотрении дел в район­ном суде (гарнизонном военном суде) осуществляется путем случайной выборки из общего списка народных заседателей, сформированного реше­нием законодательного органа субъекта Федерации. Для участия в рас­смотрении конкретного дела в районном суде народные заседатели отби­раются путем жеребьевки из числа отобранных заседателей путем выборки.

1 Закон о военных судах предусматривает образование судов присяжных (ст 10, 15, 28), но они фактически не образованы.

Глава 5. Конституц принципы организации и деят органов судебной власти 101

Срок полномочий народных заседателей, включенных в общий список, -пять лет 1 .

Отбор народных заседателей в вышестоящих судах осуществляется по такому же принципу 2 .

Своеобразно решен вопрос об участии арбитражных заседателей Ар­битражным процессуальным кодексом Российской Федерации (2002 г.). В соответствии с ч. 3 ст. 17 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции рассматривает дела, возникшие из гражданских и иных правоотношений, в составе судьи и двух арбитражных заседателей, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с их (арбитражных заседателей) участием.

Присяжные заседатели (в отличие от народных заседателей) не имеют равных и одинаковых прав с судьей при отправлении правосудия. В суде присяжных полномочия в решении вопросов уголовного дела разде­лены между коллегией присяжных заседателей и профессиональным судь­ей (председательствующим). Коллегия присяжных выносит вердикт, т. е. решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого (ст. 339 УПК). Присяжные могут вынести обви­нительный или оправдательный вердикт. Вынося обвинительный вердикт, коллегия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения и другие вопросы (ст. 339, 343 УПК РФ). Судья же в суде присяжных выносит приговор (обвинительный или оправдатель­ный). При наличии обвинительного вердикта присяжных судья выносит обвинительный приговор с назначением или без назначения наказания. Не во всех случаях обвинительный вердикт влечет обязательно вынесение обвинительного приговора (чч. 4 и 5 ст. 348 УПК). Однако при всех усло­виях вопросы наказания судья решает единолично.




В отличие от народных заседателей присяжные не избираются. Колле­гия присяжных заседателей, рассматривающих дело в суде, образуется путем жеребьевки в составе двенадцати комплектных присяжных заседате­лей и двух запасных (ст. 328 УПК).

К опосредованным формам участия граждан в деятельности по осуще­ствлению и обеспечению правосудия следует отнести все другие допущен­ные законом разновидности и способы их (граждан) участия, кроме непо­средственного отправления правосудия (в качестве народных, присяжных и арбитражных заседателей).

Принцип участия граждан (населения) закреплен во многих статьях Уголовно-процессуального кодекса. В частности: а) ст. 140 УПК рассмат-

См. там же, ст. 6, 7 Закона.

Раздел I Общие положения

ривает в качестве повода к возбуждению уголовного дела заявления граж­дан; б) ст. 103 УПК допускает личное поручительство в качестве мер пре­сечения; в) ст. 160, 170 регламентируют участие граждан в качестве поня­тых для удостоверения факта, содержания и результатов следственных действий.

Действующий УПК допускает при осуществлении правосудия участие в судопроизводстве граждан в качестве защитника подсудимого (ч. 2 ст. 49 УПК). Наконец, нельзя не назвать такого массового участия граждан в судопроизводстве, как дача показаний в качестве свидетелей.

1. Арбитражного заседателя.

2. Народного заседателя.

3. Присяжного заседателя.

4. Защитника (второго защитника).

5. Представители общественных организаций и трудовых коллективов - при разбирательстве в судах гражданских дел.

6. Гражданина, поручившегося за должное поведение подсудимого.

7. Гражданина, обратившегося в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Арбитражный заседатель - при рассмотрении арбитражных дел пользуются равными процессуальными правами и исполняют обязанности судьи-профессионала.
Соответственно он вправе:
1. Непосредственно исследовать доказательства по делу:
— ознакомиться с письменными доказательствами,
— осмотреть вещественные доказательства,
— заслушать объяснения лиц, участвующих в деле,
— показания свидетелей,
— заключения экспертов,
— огласить такие объяснения, показания, заключения, представленные в письменной форме.
2. Присутствовать в совещательной комнате при принятии решения.
3. Участвовать в голосовании по решению.
4. Изложить в письменном виде особое мнение.


Народный заседатель - при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи. Приговоры по уголовным и решения по гражданским делам народные заседатели постановляют совместно с профессиональным судьей. Все вопросы (включая вопросы вины, ответственности и наказания) решаются простым большинством голосов. Избираются народные заседатель районных судов на собраниях граждан по месту работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной года.


Присяжный заседатель – привлекается к разбирательству уголовных дел. В постановлении о назначении уголовного дела к слушанию судом с участием присяжных заседателей определяется количество кандидатов в присяжные заседатели (не менее 20). Отбираются кандидаты из находящихся в суде общего и запасного годовых списков путем случайной выборки. Одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза. Включенным в предварительный список кандидатам не позднее чем за 7 суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд.

Присяжный заседатель вправе:
1. Принимать участие в исследовании доказательств, которые позволят им ответить на поставленные перед ними вопросы.
2. Получить разъяснения по поставленным перед присяжными вопросам.
3. Участвовать в голосовании по вопросам: имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; доказано ли, что деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого преступления, заслуживает ли подсудимый снисхождения.
4. Иметь при голосовании свое особое мнение.

Защитник— близкий родственник обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствовал обвиняемый по правовому положению почти ничем не отличается от защитника-адвоката. Он в уголовном процессе обладает следующими правами:
1. Правами защитника одинаковыми с правами всех других участвующих в уголовном процессе лиц.
2. Правами защитника одинаковыми с правами подзащитного.
3. Специфическими правами защитника.
Права защитника одинаковые с правами подзащитного:
1) иметь с подсудимым свидания наедине и конфиденциально без большего, чем предусмотрено в ч. 4 ст. 92 УПК, ограничения их числа и продолжительности;
2) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций;
3) участвовать в исследовании доказательств во время судебного следствия;
4) представить суду в письменном виде предлагаемую им формулировку решения по вопросам, указанным в п. п. 1 — 6 ст.299 УПК;
5) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;
6) знать о принесенных по делу жалобах и представлениях, знакомиться с содержанием таковых, когда таковые касаются их интересов, и подавать на них возражения;
7) представлять суду, рассматривающему дело в кассационном, порядке дополнительные материалы;
8) при рассмотрении дела в кассационном, надзорном порядке и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств, после доклада судьи (прокурора) дать свои устные объяснения.
Специфические права защитника:
9) знать, в чем обвиняется его подзащитный;
10) при наличии к тому оснований заявлять самоотвод;
11) собирать доказательства путем получения предметов, документов и иных сведений; опроса лиц с их согласия; истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных
объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии;
12) привлекать специалиста;
13) участвовать в прениях сторон;
14) использовать иные не запрещенные УПК средства и способы защиты.
Обязанности защитника:
1) честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы подзащитного всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами.
2) исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению суда.
3) Соблюдать порядок в судебном заседании.
4) Подчиняться распоряжениям председательствующего.
5) Не отказываться от принятой на себя защиты подсудимого.
6) Не разглашать сведения, сообщенные ему в связи с осуществлением защиты и оказанием другой юридической помощи.
7) Иные обязанности.

© А.Б.Панов, при использования материалов ссылка на сайт строго обязательна.

Участие граждан в деятельности по осуществлению правосудия реали­зуется на практике в различных формах. Предпочтительным представляет­ся в первую группу выделить формы участия граждан (представителей народа) непосредственно в осуществлении правосудия. Ко второй группе следует отнести опосредованные формы участия граждан в деятельности по осуществлению правосудия (и судопроизводства).

Исходной правовой базой для непосредственного участия граждан в от­правлении правосудия являются ч. 5 ст. 32 Конституции Российской Феде­рации, ст. 8 Закона о судебной системе.

Народные заседатели при осуществлении правосудия пользу­ются всеми правами судьи. Они, как и профессиональные судьи, независи­мы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам народ­ные заседатели постановляют совместно с профессиональным судьей в условиях соблюдения тайны совещания. Все вопросы (включая вопросы вины, ответственности и наказания) решаются простым большинством голосов, причем председательствующий (профессиональный судья) подает свой голос последним 2 .

Отбор народных заседателей для участия в рассмотрении дел в район­ном суде (гарнизонном военном суде) осуществляется путем случайной выборки из общего списка народных заседателей, сформированного реше­нием законодательного органа субъекта Федерации. Для участия в рас­смотрении конкретного дела в районном суде народные заседатели отби­раются путем жеребьевки из числа отобранных заседателей путем выборки.

1 Закон о военных судах предусматривает образование судов присяжных (ст 10, 15, 28), но они фактически не образованы.

Глава 5. Конституц принципы организации и деят органов судебной власти 101

Срок полномочий народных заседателей, включенных в общий список, -пять лет 1 .

Отбор народных заседателей в вышестоящих судах осуществляется по такому же принципу 2 .

Своеобразно решен вопрос об участии арбитражных заседателей Ар­битражным процессуальным кодексом Российской Федерации (2002 г.). В соответствии с ч. 3 ст. 17 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции рассматривает дела, возникшие из гражданских и иных правоотношений, в составе судьи и двух арбитражных заседателей, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с их (арбитражных заседателей) участием.

Присяжные заседатели (в отличие от народных заседателей) не имеют равных и одинаковых прав с судьей при отправлении правосудия. В суде присяжных полномочия в решении вопросов уголовного дела разде­лены между коллегией присяжных заседателей и профессиональным судь­ей (председательствующим). Коллегия присяжных выносит вердикт, т. е. решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого (ст. 339 УПК). Присяжные могут вынести обви­нительный или оправдательный вердикт. Вынося обвинительный вердикт, коллегия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения и другие вопросы (ст. 339, 343 УПК РФ). Судья же в суде присяжных выносит приговор (обвинительный или оправдатель­ный). При наличии обвинительного вердикта присяжных судья выносит обвинительный приговор с назначением или без назначения наказания. Не во всех случаях обвинительный вердикт влечет обязательно вынесение обвинительного приговора (чч. 4 и 5 ст. 348 УПК). Однако при всех усло­виях вопросы наказания судья решает единолично.




В отличие от народных заседателей присяжные не избираются. Колле­гия присяжных заседателей, рассматривающих дело в суде, образуется путем жеребьевки в составе двенадцати комплектных присяжных заседате­лей и двух запасных (ст. 328 УПК).

К опосредованным формам участия граждан в деятельности по осуще­ствлению и обеспечению правосудия следует отнести все другие допущен­ные законом разновидности и способы их (граждан) участия, кроме непо­средственного отправления правосудия (в качестве народных, присяжных и арбитражных заседателей).

Принцип участия граждан (населения) закреплен во многих статьях Уголовно-процессуального кодекса. В частности: а) ст. 140 УПК рассмат-

См. там же, ст. 6, 7 Закона.

Раздел I Общие положения

ривает в качестве повода к возбуждению уголовного дела заявления граж­дан; б) ст. 103 УПК допускает личное поручительство в качестве мер пре­сечения; в) ст. 160, 170 регламентируют участие граждан в качестве поня­тых для удостоверения факта, содержания и результатов следственных действий.

Действующий УПК допускает при осуществлении правосудия участие в судопроизводстве граждан в качестве защитника подсудимого (ч. 2 ст. 49 УПК). Наконец, нельзя не назвать такого массового участия граждан в судопроизводстве, как дача показаний в качестве свидетелей.

Читайте также: