Что такое правовая информация в соответствии с законодательством рб

Обновлено: 18.05.2024

1. Тема 8. Государственная система правовой информации Республики Беларусь

2. Вопросы:

• Государственные гарантии на получение
полной, достоверной и официальной
нормативной правовой информации.
• Государственная система правовой
информации Республики Беларусь (ГСПИ),
принципы создания и задачи.
• Основные составляющие ГСПИ:
2

3. Государственные гарантии на получение полной, достоверной и официальной нормативной правовой информации

Статья 34 Конституции Республики
Беларусь закрепила право на свободное
получение, хранение и распространение
полной, достоверной и своевременной
информации о деятельности государственных органов, общественных объединений,
о политической, экономической,
культурной и международной жизни.
3

4. Государственная система правовой информации РБ

Государственная система
правовой информации (ГСПИ) -реально действующая модель
внедрения правовой
информатизации в правовую
сферу Республики Беларусь,
основанная на интенсивном
применении современных
информационных технологий
4

5. Путь становления и развития ГСПИ в Беларуси

6. Основное назначение ГСПИ

Оперативное обеспечение полной и
достоверной правовой информацией
всех государственных органов, всех
юридических и физических лиц;
Содействие оптимизации
правотворческой, правоохранительной и
правоприменительной деятельности,
росту правосознания и правовой
культуры.
6

7. Принципы построения ГСПИ

• концентрация правовой информации, ее юридическая обработка и
системный анализ в едином государственном центре — Национальном
центре правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ);
• проведение систематизации законодательства на основе единой для
всех нормотворческих и правоприменительных органов системы
классификации нормативных правовых актов;
• ведение Национального реестра правовых актов Республики
Беларусь (НРПА) как государственной системы учета, регистрации и
опубликования правовых актов, определение перечня видов документов,
включаемых в Реестр, перечня государственных органов иных
организаций, которые направляют в него принятые нормативные
правовые акты, и требований к оформлению (базовому формату)
направляемых правовых актов;
• создание единого информационно-правового ресурса,
представляющего собой эталонный банк данных правовой
информации (ЭБДПИ);
7

8. Принципы построения ГСПИ


применение единого организационно-методического, программнотехнического, информационного, лингвистического, научного и
кадрового обеспечения на основе системно-комплексного подхода к
формированию информационного нормативно-правового ресурса;
осуществление распространения правовых актов только на
основе информации из НРПА и ЭБДПИ;
подключение к ГСПИ организаций государственной и
негосударственной форм собственности в целях достижения
наибольшего результата при распространении правовой информации;
координация деятельности в области распространения правовой
информации для обеспечения единых методологических подходов к
распространению правовой информации и достижения единства
предоставляемой нормативной правовой информации на всей
территории страны и за ее пределами.
8

9. Основные составляющие ГСПИ

I.
Национальный центр правовой информации
Республики Беларусь (НЦПИ)
II.
Автоматизированная система формирования
государственного информационного нормативноправового ресурса, которая включает:
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь
эталонный и другие банки данных правовой информации
Единый правовой классификатор Республики Беларусь
III.
Комплексная система распространения правовой
информации
IV.
Система межгосударственного обмена правовой
информацией.
9

10. Организационная структура ГСПИ Республики Беларусь

• Национальный центр правовой информации
• Региональные центры правовой информации
• Публичные центры правовой информации
10

11. I. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

-Это центральное государственное
научно-практическое учреждение в
области правовой информатизации,
реальный идеолог и координатор
процессов правовой информатизации
в Республике Беларусь
НЦПИ создан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь
от 30 июня 1997 г. № 338 на базе РЦПИ.
11

12. Национальный центр правовой информации (НЦПИ)

13. Основные направления деятельности Национального центра правовой информации Республики Беларусь

Координация процессов
правовой информатизации в Республике Беларусь
Создание и развитие единой государственной системы
правовой информации (ГСПИ)
Проведение научных исследований
и подготовка кадров
в области правовой информатизации
13

14. II. Автоматизированная система формирования государственного информационного нормативно-правового ресурса

II. Автоматизированная система
формирования государственного
информационного нормативноправового ресурса
Национальный реестр – единая
общереспубликанская система
учета, регистрации и
официального опубликования
правовых актов.
Создан в соответствии с Указом Президента Республики
Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369
14

16. Законодательство, регулирующее вопросы включения правовых актов в Национальный реестр

• О Национальном реестре правовых актов
Республики Беларусь: Указ Президента
Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369
• О нормативных правовых актах Республики
Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 января
2000 года
• Об утверждении Положения об официальном
опубликовании и вступлении в силу правовых
актов Республики Беларусь: Декрет Президента
Республики Беларусь от 10 декабря 1998 г.
16

17. Информационные, технологические и организационные процессы ГСПИ

Органы
законодательной
власти
Органы
исполнительной
власти
Органы
судебной
власти
Национальный
реестр
правовых актов
Республики Беларусь
Электронна
я форма
Печатные
Печатные
издания
издания
Технология обработки
правовых актов
17

18. Порядок включения правовых актов в Национальный реестр

19. Национальный реестр правовых актов

20. Национальный реестр правовых актов

22. Эталонный банк данных правовой информации (ЭБДИ)

Представляет собой полное систематизированное
собрание законодательства Республики Беларусь
в электронном виде
Распространение осуществляется в виде
информационно-поисковой системы (ИПС)
ЭТАЛОН
Основой систематизации является Единый правовой
классификатор Республики Беларусь, разработанный
НЦПИ и утвержденный Указом Президента Республики
Беларусь от 4 января 1999 г. № 1.
22

23. Основные банки данных правовой информации Республики Беларусь в составе ЭБДПИ

24. Юридическая обработка правовых актов и формирование эталонного банка данных правовой информации

25. Юридическая обработка правовой информации

Юридическая обработка приводит совокупность
отдельных документов, составляющих
информационный массив законодательства, в
стройную систему, определяет поисковые
возможности ИПС.
Результаты юридической обработки
фиксируются в карточке документа,
представляющей собой его поисковый образ.
25

26. Формирование банков данных правовой информации

Для обеспечения сбора правовых актов, их юридической
обработки, систематизации и обновления в НЦПИ создана
уникальная технология, которая базируется на новейших
информационных разработках и явилась основой для
создания НЦПИ тематических и специализированных
банков данных правовой информации*.
*) в том числе банки данных правовой информации:
• Распоряжения Президента Республики Беларусь н Главы Администрации
Президента Республики Беларусь
• Компьютерный банк данных проектов законов Республики Беларусь
• Законодательство Российской Федерации
• Бизнес
• Кодексы
• Индивидуальный предприниматель
26

27. III Комплексная система распространения правовой информации

30. Система распространения правовой информации

1) Ядро системы – НЦПИ с мощной региональной сетью
во всех областных центрах.
9.8 тысяч организаций и граждан пользуются
правовой информацией на базе ЭБДПИ
2) Ряд государственных и частных организаций также
осуществляют распространение правовой информации
в электронной форме.
Они обеспечивают правовой информацией
свыше 7.6 тысяч юридических и физических лиц
3) НЦПИ поэтапно организовал распространение
правовой информации через Интернет.
4) Публичные центры правовой информации.
30

31. Система распространения правовой информации

Субъекты
Субъекты
хозяйствования
хозяйствования
Узел
УзелИнтернет
Интернет
НЦПИ
НЦПИ
АСПИ-Суд
АСПИ-Суд
НЦПИ
НЦПИ
Региональные
Региональные
центры
центры
правовой
правовой
информации
информации
Публичные
Публичные
центры
центры
правовой
правовой
информации
информации
31

32. Распространение правовой информации

33. Публичные центры правовой информации

На начало 2007 г. в республике функционируют
более 242 ПЦПИ, в том числе:
Регион
Количество ПЦПИ
Брестская область
29
Витебская область
35
Гродненская область
31
Гомельская область
61
Минская область
30
Могилевская область
26
г. Минск
20
33

35. Национальный правовой Интернет-портал

42. Эффективность использования правовой информации

Использование ЭБДПИ судами в 2000 году
Суды, не использующие ЭБДПИ – 87%
Суды, использующие ЭБДПИ – 13%
Использование ЭБДПИ судами в 2004 году
Суды, не использующие ЭБДПИ – 0%
Суды, использующие ЭБДПИ - 100%
42

43. Схема обеспечения судов правовой информацией

44. Пример распространения информации о правоприменительной деятельности судебных органов

Конституционного суда РБ
Сайты
Хозяйственного суда г.Минска
Высшего хозяйственного суда
Судебная практика
Судебные
органы
Эталон Win
Распоряжения правительства и
премьер-министра
Банки данных
судебной практики
Распоряжения Президента и
Главы администрации
Президента РБ
Распоряжения правительства и
премьер-министра
Эталон-Россия и др.
44

45. IV Система межгосударственного обмена правовой информацией

Включает обмен
правовой информацией
на основе двусторонних и
межправительственных
договоров, создание
межгосударственной
автоматизированной
системы обмена
правовой информацией.
45

Единое информационноправовое пространство
Союзного государства
Беларуси и России
Создание и развитие
системы
межгосударственного
обмена правовой
информацией
Единое информационноправовое пространство
государств участников
СНГ
Интеграция РБ
в мировое
информационноправовое пространство
46

47. Система межгосударственного обмена правовой информацией

В электронной библиотеке НЦПИ находится около 20
баз и банков данных правовой информации
Европейского Союза, Российской Федерации и других
государств ближнего и дальнего зарубежья.
Перспективные направления:
сотрудничество с Библиотекой Дворца Мира
(Нидерланды)
создание документационного центра c Гаагской
конференцией международного частного права,
первого на территории СНГ.
47

48. Единое информационно-правовое пространство государств участников СНГ

49. Система межгосударственного обмена правовой информацией

50. Интеграция РБ в мировое информационно- правовое пространство

Республика Беларусь, будучи государствомучредителем Организации Объединенных
Наций, членом ЮНЕСКО с 1954 года,
закрепила право человека на свободу искать,
получать и распространять информацию,
прежде всего, на уровне Основного закона.
50

51. Факты…

На сегодняшний день реально создана система
доступа широких слоев населения к правовой
информации, что является свидетельством открытости
нашего государства.
В соответствии с законодательством Республики
Беларусь нормативная правовая информация
(законодательство) составляет часть
исторического и культурного наследия, достояние
народа Республики Беларусь, его документальную
память.
52

Читайте также: