Что такое право женевы

Обновлено: 07.07.2024

Понятие и особенности международного гуманитарного права. Международное право запрещает применение силы или угрозы ее применения в межгосударственных отношениях. Однако реалии современной международной жизни таковы, что постоянно то в одном регионе, то в другом, а то и в нескольких одновременно происходят вооруженные конфликты. Международное право не могло оказаться в стороне от того, чтобы не гуманизировать правила ведения вооруженных конфликтов.

Поэтому оно содержит комплекс принципов и норм, которые направлены на регулирование поведения государств и иных субъектов международного права в период вооруженных конфликтов в целях гуманизации данных правил и скорейшего прекращения конфликта. Этот комплекс принципов и норм международного права составляет его отдельную отрасль — международное гуманитарное право1.

Таким образом, международное гуманитарное право — отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения государств в период вооруженных конфликтов.

Становление и развитие международного гуманитарного права. Отдельные обычные нормы международного гуманитарного права появились в глубокой древности. Затем они были закреплены в международных договорах. В этих правилах поведения воюющим сторонам предписывалось, как им следует вести себя по отношению друг к другу.

Например, почти повсеместно существовало правило, согласно которому нельзя было начинать войну, не объявив об этом предварительно своему противнику. Международное гуманитарное право как отрасль начало формироваться в XIX в. Специалисты считают, что начало международному гуманитарному праву было положено принятием'в 1864 г. Конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях2. Полностью международное гуманитарное право сформировалось лишь в XX в. Причем на смену обычным нормам пришли договорные писаные нормы.

Нормы международного права, регламентирующие ведение военных действий, были в значительной степени кодифицированы в результате работы двух Гаагских конференций мира в 1899 и 1907 гг. Эти нормы в международном гуманитарном праве получили название ≪право Гааги≫.

В 1949 г. в Женеве были приняты четыре конвенции о защите жертв войны. Нормы этих конвенций, а также двух дополнительных протоко В доктрине встречаются и другие названия данной отрасли международного

права, в том числе ≪законы и обычаи войны≫, ≪международное право в период

вооруженных конфликтов≫ и др.

лов к ним 1977 г. в международном гуманитарном праве получили название ≪право Женевы≫.

Существенный вклад в становление и развитие международного гуманитарного права внес и продолжает вносить Международный комитет Красного Креста (МККК) — неправительственная международная организация. Во многом по инициативе МККК совершенствуется международное гуманитарное право. Члены организации проводят большую

практическую работу по защите жертв вооруженных конфликтов в различных регионах мира. В России есть представительство МККК.

Источники и принципы международного гуманитарного права. Существует большое число международных договоров, составляющих международно-правовую базу отрасли международного гуманитарного права.

1) Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.;

2) Гаагская декларация о запрещении применять пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле 1899 г.;

3) Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопугной войны 1907 г.;

4) Конвенция о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий 1907 г.;

5) Конвенция об обращении торговых судов в суда военные 1907 г.;

6) Конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин 1907 г.;

7) Конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны 1907 г.;

8) Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907 г.;

9) Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г.;

10) Правила о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время 1936 г.;

11) Нионское соглашение о мерах борьбы с пиратскими действиями подводных лодок 1937 г.;

12) Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.: а) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; б) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; в) об обращении с военнопленными;

г) о защите гражданского населения во время войны;

13) Дополнительные Протоколы 1 и II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.;

14) Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 г. с двумя протоколами к ней;

15) Конвенция о запрещении производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г.;

16) Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.;

17) Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1980 г. с протоколами: а) Протокол I — о необнаруживаемых осколках;

б) Протокол II с поправками, внесенными 3 мая 1996 г., — о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств; в) Протокол III — о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия; г) Протокол IV 1995 г. — об ослепляющем лазерном оружии; д) Протокол V 2003 г. — по взрывоопасным пережиткам войны;

18) Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г.;

19) Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении 1997 г.

Среди региональных международных договоров следует назвать Соглашение государств — участников СНГ о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов 1993 г.

В международное гуманитарное право прочно вошла оговорка Мартенса, выдающегося русского ученого, который в 1899 г. предложил применять для защиты воюющих и гражданского населения следующее положение: ≪. население и воюющие остаются под охраной и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания≫. Это значит, что независимо от того, участвует ли данное государство в договорах международного гуманитарного права или не участвует, нормы этого права распространяются на население этого государства. Иными словами, международное гуманитарное право имеет общеобязательную силу в рамках всей нашей планеты.

Семьдесят лет назад в Женеве произошло событие, которое заложило основы современного международного гуманитарного права. 12 августа 1949 года. было принято Женевские конвенции – международные договоры, обеспечивающие защиту жертв войны (а именно раненых, военнопленных, гражданского населения), содержат ограничения относительно жестокости во время вооруженных конфликтов.

Принятие Женевских конвенций о защите жертв войны произошло на дипломатической конференции с участием представителей более 60 стран мира. Исторические времена. Позади кровавая война XX столетия. Уже создана организация Объединенных Наций. Принято Всеобщую декларацию прав человека.

Четыре месяца, с апреля до августа 1949 года, продолжалось обсуждение документов Женевских конвенций. Подготовка к конференции в Женеве шла на протяжении нескольких лет и главные усилия в этом приложила неправительственная международная организация – Международный комитет Красного Креста (МККК).

Женевские конвенции о защите жертв войны не возникли на пустом, с точки зрения права, месте. Им предшествовали международные договоры, заключенные в 1864, 1906, 1929 годах с нормами об гуманное отношение во время войны; идеи и идеалы швейцарского предпринимателя, общественного деятеля ХІХ века Жан Анри Дюнана.

Но почему именно Женевские конвенции 1949 года (с дополнительными протоколами к ним от 1977 и 2005 годах) составляют фундамент международного гуманитарного права? Насколько Конвенции являются актуальными сейчас? Прежде всего, учитывая то, что между Российской Федерацией и Украиной уже более пяти лет идет международный вооруженный конфликт – именно так его толкует статья 2 Женевских конвенций 1949 года.

Радио Свобода систематизировало некоторые факты относительно Женевских конвенций о защите жертв войны:

– Конвенция об улучшении участи раненых и больных в регулярных армиях (I Женевская конвенция);

– Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших в корабельных авариях, из состава вооруженных сил на море (II Женевская конвенция);

– Конвенция об обращении с военнопленными (III Женевская конвенция);

– Конвенция о защите гражданского населения во время войны (IV Женевская конвенция).

– В 1977 году в дополнение к Женевским конвенциям были приняты два Дополнительных протокола. Еще один протокол был подписан в 2005 году.

– Депозитарием указанных конвенций является Федеральный Совет Швейцарии.

– Советская Украина ратифицировала Женевские конвенции от 12 августа 1949 года (правда, с некоторыми оговорками) 3 июля 1954 года – одновременно с Белорусской Советской Социалистической Республикой. СССР в целом сделал это несколько раньше – 10 мая 1954-го.

– Оговорка в ряде статей Женевских конвенций о защите жертв войны, которые были сделаны во время их подписания 12 августа 1949 года, сняли за времена независимости Украины – в 2006 году.

– С начала ХХІ века Женевские конвенции ратифицировали 7 стран, таким образом на сегодня их придерживаются все государства мира.

Нарушения Женевских конвенций Россией в оккупированном Крыму – многочисленные и очевидные

Роман Еделев привел далеко не исчерпывающий, по его признанию, перечень норм Женевских конвенций 1949 года относительно обязанностей государства-оккупанта, нарушение которых возможно присвоить России:

– Оккупационная держава не имеет права принуждать лиц, находящихся под защитой, служить в ее вооруженных или вспомогательных силах; (по данным Крымской правозащитной группы, в целом с начала аннексии Крыма Россия призвала в свою армию около 15 тысяч крымчан – ред.)

– Суды должны действовать только согласно тех законодательных положений, которые были действующими до момента совершения правонарушения и которые отвечают общим принципам права, в частности принципа соразмерности наказания правонарушению;

– Оккупационной державе запрещается изменять статус должностных лиц или судей на оккупированных территориях или употреблять в отношении них любых мер принуждения, если они будут удерживаться от выполнения своих обязанностей по соображениям совести;

– Оккупационная держава должна разрешить религиозным служителям оказывать духовную поддержку их единоверцам;

– Уголовное законодательство оккупированной территории остается в силе, за исключением случаев, когда действие его отменяется или приостанавливается из-за угрозы безопасности оккупационной державы.

Юрист-международник признает: несмотря на то, что нарушение этих норм Женевских конвенций Россией относительно оккупированного Крыма являются очевидными и значительными по количеству, доведение их совершение является чрезвычайно сложной задачей.

Россия не освободила захваченных украинских моряков и не признала военнопленными

Юрист-международник при этом отмечает:

– Суд над военными моряками, запрет ношения ими военной униформы, проведения психиатрических экспертиз являются нарушениями отдельных положений Конвенции

Но самым важным и самым серьезным является нарушение права военнопленного на справедливое и надлежащее судебное расследование. Согласно статье 130 относится к серьезным нарушениям Конвенции.

Также стоит обратить внимание еще на одно обстоятельство. С момента захвата украинских кораблей Украина применила другие механизмы освобождения военных кораблей и моряков (в рамках временных процедур в Международном трибунале по морскому праву , через обращение в Европейский Суд по правам человека).

Впоследствии был обнародован доклад Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. В пункте 103 доклада отмечается четко: экипажи кораблей ВМС Украины, задержанные Российской Федерацией 25 ноября 2018 года у Керченского пролива, считаются военнопленными.


Женевская конвенция: подпись и печати Женевской конвенции 1864 года , устанавливающей гуманные правила ведения войны.


В Женевских конвенциях четыре договоров и три дополнительные протоколы , которые устанавливают международные правовые нормы для гуманного обращения в войне. Единственный термин Женевская конвенция обычно обозначает соглашения 1949 года, заключенные после Второй мировой войны (1939–1945), которые обновили условия двух договоров 1929 года и добавили две новые конвенции. Женевские конвенции широко определяют основные права военнопленных (гражданских лиц и военнослужащих ), устанавливают средства защиты раненых и больных и обеспечивают защиту гражданских лиц в зоне боевых действий и вокруг нее; кроме того, Женевская конвенция также определяет права и меры защиты, предоставляемые некомбатантам . Договора 1949 года были утверждены в полном объеме или с оговорками , 196 стран . Женевские конвенции касаются только комбатантов на войне; они не рассматривают применение оружия войны, которое является предметом Гаагских конвенций и био - химического оружия Женевский протокол .

СОДЕРЖАНИЕ

История


  • Постоянное агентство по оказанию гуманитарной помощи во время войны
  • Правительственный договор, признающий нейтралитет агентства и позволяющий ему оказывать помощь в зоне боевых действий.

За оба этих достижения Анри Дюнан стал одним из лауреатов первой Нобелевской премии мира в 1901 году.

Вдохновленные волной гуманитарного и пацифистского энтузиазма после Второй мировой войны и возмущением по поводу военных преступлений, раскрытых на Нюрнбергском процессе , в 1949 году была проведена серия конференций, подтверждающих, расширяющих и обновляющих предыдущие Женевскую и Гаагскую конвенции. Это дало четыре различных соглашения:

Несмотря на объем этих документов, со временем они оказались неполными. Фактически, сама природа вооруженных конфликтов изменилась с началом эпохи холодной войны , что заставило многих поверить в то, что Женевские конвенции 1949 года касались в значительной степени исчезнувшей реальности: с одной стороны, большинство вооруженных конфликтов стали внутренними или гражданскими. войны, с другой стороны, большинство войн становились все более асимметричными . Более того, современные вооруженные конфликты наносят все более высокий урон гражданскому населению, что приводит к необходимости обеспечивать гражданским лицам и объектам ощутимую защиту во время боевых действий, что приводит к столь необходимому обновлению Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов . В свете этих событий в 1977 году были приняты два Протокола, которые расширили условия Конвенций 1949 года с дополнительными мерами защиты. В 2005 году был добавлен третий краткий протокол, устанавливающий дополнительный защитный знак для медицинских служб, Красный кристалл , в качестве альтернативы повсеместным эмблемам Красного Креста и Красного Полумесяца для тех стран, которые считают их нежелательными.

Комментарии

Женевские конвенции от 12 августа 1949 года. Комментарий ( Комментарии ) - это серия из четырех томов книг, опубликованных между 1952 и 1958 годами и содержащих комментарии к каждой из четырех Женевских конвенций. Сериал редактировал Жан Пикте , вице-президент Международного комитета Красного Креста . В Комментарии часто полагался на для обеспечения авторитетного толкования статей.

СОДЕРЖАНИЕ

Женевские конвенции - это правила, которые применяются только во время вооруженного конфликта и направлены на защиту людей, которые не принимают или больше не принимают участия в боевых действиях; в их число входят больные и раненые военнослужащие, находящиеся в полевых условиях, раненые, больные и лица , потерпевшие кораблекрушение, военнослужащие на море, военнопленные и гражданские лица. Первая конвенция касалась лечения раненых и больных вооруженных сил в полевых условиях. Вторая конвенция касалась больных, раненых и потерпевших кораблекрушение военнослужащих на море. Третья конвенция касается обращения с военнопленными во время конфликта. Четвертая конвенция касается обращения с гражданскими лицами и их защиты в военное время.

Условные обозначения

Протоколы

Конвенции 1949 года были изменены тремя протоколами о поправках :

  • Протокол I (1977 г.) о защите жертв международных вооруженных конфликтов
  • Протокол II (1977 г.) о защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера
  • Протокол III (2005 г.) об утверждении дополнительной отличительной эмблемы.

заявка

Женевские конвенции применяются во время войны и вооруженных конфликтов к правительствам, ратифицировавшим ее условия. Детали применимости изложены в Общих статьях 2 и 3.

Общая статья 2, касающаяся международных вооруженных конфликтов

В этой статье говорится, что Женевские конвенции применяются ко всем случаям международных конфликтов, когда хотя бы одна из воюющих наций ратифицировала конвенции. В первую очередь:

В статье 1 Протокола I уточняется, что вооруженный конфликт против колониального господства и иностранной оккупации также квалифицируется как международный конфликт.

Когда соблюдены критерии международного конфликта, считается, что применяется полная защита, предусмотренная Конвенциями.

Общая статья 3, касающаяся немеждународного вооруженного конфликта

Другие Женевские конвенции не применимы в этой ситуации, а только положения, содержащиеся в статье 3 и, кроме того, на языке Протокола II . Обоснование ограничения состоит в том, чтобы избежать конфликта с правами суверенных государств , которые не были частью договоров. Когда применяются положения этой статьи, в ней говорится, что:

  • насилие над жизнью и личностью, в частности убийства всех видов, нанесение увечий , жестокое обращение и пытки ;
  • захват заложников ;
  • посягательство на достоинство, в частности оскорбительное и унижающее достоинство обращение; а также
  • вынесение приговоров и приведение в исполнение приговоров без предварительного приговора, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, с предоставлением всех судебныхгарантий, которые признаны необходимыми цивилизованными народами.
  • Раненые и больные должны быть собраны, и им будет оказана помощь.

Правоприменение

Защитные силы

Серьезные прорывы

Не все нарушения договора рассматриваются одинаково. Наиболее серьезные преступления называются серьезными нарушениями и дают юридическое определение военного преступления . К серьезным нарушениям Третьей и Четвертой Женевских конвенций относятся следующие действия, если они совершены против лица, защищаемого Конвенцией:

  • умышленное убийство, пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты
  • умышленное причинение сильных страданий или серьезных телесных повреждений или телесных повреждений
  • принуждение защищаемого лица к службе в вооруженных силах враждебной державы
  • умышленное лишение защищаемого лица права на справедливое судебное разбирательство по обвинению в военном преступлении.

Также серьезными нарушениями Четвертой Женевской конвенции считаются следующие:

  • захват заложников
  • обширное разрушение и присвоение имущества, не оправданное военной необходимостью и осуществляемое незаконно и необоснованно
  • незаконная депортация , перевод или заключение под стражу .

Страны, являющиеся участниками этих договоров, должны принять и обеспечить соблюдение законодательства, предусматривающего наказание за любое из этих преступлений. Государства также обязаны разыскивать лиц, предположительно совершивших эти преступления, или лиц, отдавших приказ об их совершении , и предавать их суду независимо от их гражданства и независимо от места совершения преступлений.

Принцип универсальной юрисдикции также применяется к принуждению к серьезным нарушениям, когда Совет Безопасности Организации Объединенных Наций утверждает свои полномочия и юрисдикцию в соответствии с Уставом ООН для применения универсальной юрисдикции. СБ ООН сделал это , когда они создали Международный уголовный трибунал по Руанде и Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии по расследованию и / или осуществлять судебное преследование предполагаемых нарушений.

Право на справедливое судебное разбирательство при отсутствии заявлений о преступлении

Наследие

Хотя методы ведения войны кардинально изменились после Женевских конвенций 1949 года, они по-прежнему считаются краеугольным камнем современного международного гуманитарного права . Они защищают комбатантов, оказавшихся вне боя , и защищают мирных жителей, оказавшихся в зоне боевых действий. Эти договоры вступили в силу во всех недавних международных вооруженных конфликтах, включая войну в Афганистане , вторжение в Ирак в 2003 г. , вторжение в Чечню (1994 г. - настоящее время) и российско-грузинскую войну . Женевские конвенции также защищают тех, кто пострадал в результате немеждународных вооруженных конфликтов, таких как гражданская война в Сирии .

Границы между комбатантами и гражданскими лицами стираются, когда действующими лицами не являются исключительно Высокие Договаривающиеся Стороны (ВДП). После распада Советского Союза HCP часто сталкивается с негосударственным субъектом, как утверждал генерал Уэсли Кларк в 2007 году. Примеры такого конфликта включают гражданскую войну в Шри-Ланке, гражданскую войну в Судане и вооруженный конфликт в Колумбии. , а также большинство военных действий США с 2000 года.

Некоторые ученые считают, что общая статья 3 касается этих ситуаций, дополненная Протоколом II (1977 г.). Они устанавливают минимальные правовые стандарты, которые необходимо соблюдать при внутренних конфликтах. Международные трибуналы, в частности Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ), разъяснили международное право в этой области. В решении 1999 года по делу Прокурор против Душко Тадича МТБЮ постановил, что серьезные нарушения применимы не только к международным конфликтам, но и к внутренним вооруженным конфликтам. Кроме того, эти положения считаются обычным международным правом .

Применение Женевских конвенций к конфликту 2014 года в Украине (Крым) представляет собой серьезную проблему, поскольку часть личного состава, участвовавшего в боевых действиях против украинцев, не опознавалась по знакам отличия, хотя они носили форму военного образца. Виды поведения, квалифицируемые как вероломство согласно доктрине jus in bello , перечислены в статьях 37–39 Женевской конвенции; запрет на поддельные знаки различия перечислен в статье 39.2, но закон ничего не говорит о полном отсутствии знаков различия. Статус военнопленных, захваченных в этом случае, остается под вопросом.

Образовательные учреждения и организации, включая Гарвардский университет , Международный комитет Красного Креста и Еврейский учебный институт им. Рора, используют Женевскую конвенцию в качестве основного текста при расследовании пыток и войн.

Новые испытания

Искусственный интеллект и автономные системы оружия, такие как военные роботы и кибероружие, создают проблемы при создании, толковании и применении законов вооруженных конфликтов. Сложность этих новых задач, а также скорость их разработки усложняют применение Конвенций, которые не обновлялись долгое время. Эту проблему усугубляет очень медленная скорость процесса разработки новых договоров, касающихся новых форм войны, и определения согласованных толкований существующих, а это означает, что к тому времени, когда решение может быть принято, вооруженный конфликт, возможно, уже закончится. эволюционировали таким образом, что изменения устарели.

Известное под этим именем международное соглашение для облегчения участи раненых и больных воинов во время войны заключено, по почину Швейцарии, 10 (22) августа 1864 г., представителями 16 государств, участвовавшими в созванной с этой целью в Женеве международной конференции. Несколько позднее к этому соглашению присоединились и другие державы, так что в настоящее время Ж. конвенция принята 32 государствами: всеми европейскими, шестью американскими (Соединенные Штаты, Аргентинская республика, Перу, Боливия, Чили, Сан-Сальвадор) и одним азиатским (Персия). Постановления относительно человеколюбивого обращения с больными и ранеными обеих воюющих сторон встречаются, начиная с XVII в., в картелях об обмене и выкупе пленных и, несколько позднее, в капитуляциях; но они не составляли предмета отдельных, самостоятельных договоров, каким является Ж. конвенция, а перемешивались с другими постановлениями. С точки зрения современного правосознания, варварское, бесчеловечное обращение с безоружным врагом представляется актом незаконным и клеймится как позорное, ничем не оправдываемое зверство. Девиз древнего мира: "причиняй врагу столько зла, сколько можешь" постепенно заменялся девизом нового времени: "не делай врагу больше зла, чем сколько того требуют цели войны". Согласно этому, в основу Женевского международного соглашения положена идея помощи и покровительства всякому раненому, своему и врагу, безразлично.

Главнейшие положения конвенции: 1) приемные покои и военные госпитали признаются нейтральными и неприкосновенными и пользуются покровительством воюющих сторон, пока в них будут находиться больные или раненые; неприкосновенность амбулаторий и госпиталей прекращается, если они охраняются военной силой; 2) нейтралитет распространяется и на личный состав госпиталей и амбулаторий, включая сюда служащих по интендантской, врачебной, административной и перевозочной части для раненых, а также священнослужителей; 3) лица эти могут и после занятия местности неприятелем продолжать исполнение своих обязанностей или удалиться для присоединения к тому корпусу, к которому принадлежат; в последнем случае они должны быть передаваемы на неприятельские аванпосты; 4) движимое имущество военных госпиталей подлежит действию законов войны; состоящая при этих госпиталях лица, удаляясь из них, могут брать с собой только те вещи, которые составляют их личную собственность; приемные покои, напротив, при тех же обстоятельствах сохраняют свою движимость; 5) местные жители, подающие помощь раненым, пользуются неприкосновенностью и за ними сохраняется свобода; каждый раненый, принятый и пользующийся уходом в каком-либо доме, служит охраной этому дому; местный житель, принявший к себе раненых, освобождается от военного постоя и от некоторой части военных контрибуций; 6) раненые и больные принимаются и пользуются помощью без различия национальности; главнокомандующим представляется право немедленно сдавать на неприятельские аванпосты раненых в сражении, когда дозволяют обстоятельства и с согласия обеих сторон; 7) те лица, которые, по выздоровления, будут признаны способными к военной службе, подлежат отправлению обратно, в отечество; прочие могут быть также отправляемы в отечество, но с обязательством не браться за оружие во все продолжение войны; 8) для госпиталей, приемных покоев и при эвакуации принят для всех одинаковый отличительный флаг, который ставится рядом с национальным флагом. Равным образом для лиц, состоящих под защитой нейтралитета, допускается употребление особого знака на рукаве; но выдача его предоставляется лишь военному начальству. Флаг и нарукавная повязка представляют красный крест на белом фоне.

Война 1866 г. обнаружила некоторые недостатки и трудность осуществления отдельных постановлений Ж. конвенции, вследствие чего явилась необходимость сделать в тексте ее поправки и дополнения. После предварительной разработки проекта дополнительных правил на международных совещаниях и в разных ученых обществах, представители 14 держав (Северогерманского союза, Австрии, Бадена, Баварии, Бельгии, Дании, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландов, Швеции и Норвегии, Швейцарии, Турции и Вюртемберга) подписали его в Женеве 20 октября 1868 г. Самым важным нововведением этого акта было распространение постановлений Ж. конвенции и на морскую войну. Несмотря, однако, на подписание представителями названных государств проекта дополнительных статей 1868 г., он до сих пор остается проектом и не имеет обязательной силы, так как не утвержден всеми державами. Германо-французская война 1870-71 гг. прервала на некоторое время переговоры о ратификации дополнительных статей Ж. конвенции и только ко времени Брюссельской конференции 1874 г., созванной по почину покойного императора Александра II для определения обычаев и законов во время войны между цивилизованными нациями, снова был поднят вопрос о дополнении Ж. конвенции новыми постановлениями. На конференции было представлено четыре проекта (Россией, Бельгией, Германией и Швейцарией); но ввиду высказанных мнений о необходимости пересмотра всей конвенции, вопрос о ратификации дополнительных статей 1868 г. отошел на второй план. Вскоре за тем события на Балканском полуострове и Русско-турецкая война отвлекли внимание Европы от вопроса о пересмотре Женевской конвенции, постановления которой сохраняют до настоящего времени свою первоначальную редакцию.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Читайте также: