Что такое паспорту в технологии 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цель: Познакомить с видами поясной одежды и с правилами снятия мерок необходимых для построения чертежа юбки.

Способствовать формированию знаний о видах поясной одежды.

Систематизировать и расширить знания об измерениях фигуры человека.

Учить снимать и записывать мерки необходимые для построения чертежа юбки

Воспитывать эстетический вкус, внимательность, аккуратность, ответственное отношение к работе, коллективизм

Тип урока: урок приобретения новых знаний, закрепление и применение их на практике; формирование умений.

Методы: объяснение нового материала и закрепление в ходе урока, объяснительно-иллюстративный, наглядный, практическая работа

Формы: фронтальная , групповая, индивидуальная.

Проверка готовности к уроку.

Проверка списочного состава.

Объяснение нового материала

На доске висят картинки, как вы можете их назвать одним словом? Совершенно верно , это одежда.
Вопрос: Что такое одежда?
Одежда – совокупность изделий, которые покрывают, облекают тело человека для обеспечения его жизнедеятельности (определение записывается в тетрадь).


Прежде всего, человек придумал и создал одежду, чтобы защитить себя от неблагоприятных условий климата или погодных явлений, а также из желания украсить себя.

Энергичный, вечно спешащий человек XXI века хочет быть элегантным везде: в рабочем кабинете и в поле, у станка и на стройке, на спортивных состязаниях и на отдыхе.

Одежду по её назначению можно разделить на две основные группы: поясную и плечевую.

Сами названия говорят, что плечевые – это изделия, которые держаться на плечах, а поясные – на талии, там, где должен быть поясок.

Давайте зарисуем в тетрадях таблицу ( поясная и плечевая)

Назовите, пожалуйста изделия которые можно отнести к поясной группе ?

(юбки, брюки, бриджи, шорты и т.д.) (слайд №2)

А теперь назовите изделия которые можно отнести к плечевой группе?

Ответ детей, показ слайда,

запись в тетрадь

А сейчас я попрошу навести порядок у меня на доске ( приглашаю одного человека который расставит по группам одежду в презентации)

Сегодня мы будем говорить о юбке. Давайте попробуем определить тему урока?

К какой группе относится относиться юбка? (поясная)

Сегодня мы с вами поговорим О:

1.Истории появления юбок

2. О Юбках в русском национальном костюме

3.Познакомимся с основными конструкциями юбок

4. Требованиями к поясной одежде

5. Правилами снятия мерок для пошива изделия

6. Научимся снимать мерки

Юбка - один из самых распространенных видов одежды для любого времени года.

Она может быть отдельным, самостоятельным изделием, так и частью платья, костюма.

В сочетании с различными блузками, жакетами, свитерами она является составной частью одежды, легко изменяется и может приобретать любое назначение:

Может быть и форменной (для работников милиции, таможни, военнослужащих, стюардесс)

Просмотр презентации:


1 слайд Юбка появилась в обиходе человека много тысячелетий назад, её прародительницей была набедренная повязка. Юбка прошла свой исторический путь вместе с человеком, являясь самостоятельной частью костюма или частью платья, исчезая на время и снова возвращаясь.


В Древнем мире юбок не было. Например: в античные времена, когда существовал культ человеческого тела, одежда лежала на плечах и, свободно спадая, не скрывала естественной красоты, форм и пропорции фигуры (плащи, хитоны). (Слайд)


Во Франции, Англии XVI-XVII вв. фигуру спрятали в корсет, утянув талию. Юбку расширили до неимоверных размеров за счет металлического каркаса, весившего 7-8кг. Вся эта конструкция стояла на полу сама по себе. В неё заходили как в шкаф и застегивались. Каркас имел такую объемную форму, что, проходя в узкую дверь или усаживаясь, дамы испытывали немалые трудности. Такая одежда скрывала недостатки фигуры, создавая впечатление стройности. И полные, и худые дамы казались одинаково подтянутыми, с прямой спиной и горделиво поднятой головой.(Слайд)

Что на ваш взгляд удобнее: юбка или брюки?

Ответ детей, речь учителя.

Все слышнее голоса дам, решительно отдающих предпочтение брюкам: удобно, "подтягивают", молодят. теплее, наконец, - их основные аргументы.

Можно привести довод северянок, что в лютые морозы длинная прямая юбка из толстой шерстяной ткани теплее, чем брюки. Причина та же, по которой варежка - теплее перчатки. Или ехидно спросить: "Что, вас не беспокоят швы модных брюк в обтяжку?"

В комплекте с чем можно носить юбки?( ответы девочек)

Юбку носят в комплекте с блузкой, жилетом, жакетом, она может служить частью платья, пальто. Форма юбки много раз менялась в течение веков.

Юбки отличаются по длине , какие юбки вы знаете?

По длине юбки делятся : мини, миди, макси.

Мини-юбки – юбка выше колена, для тех, кому нечего скрывать! Оружие массового мужского поражения!

Миди – юбка средней длины (около колена) универсальна и женственна.

Макси – длинные юбки

По крою они делятся на три группы: прямые, клиньевые, конические

Клиньевые Прямые коническая

Конические юбки самые простые по конструкции. Как правило не имеют вытачек и обычно состоят из одной или двух деталей.

Клиньевые юбки состоят из нескольких одинаковых клиньев, расширяющихся к низу. Число клиньев может быть от четырёх и больше, но лучше четным

Прямые юбки состоят обычно из двух деталей: переднего и заднего полотнища, нити основы проходят почти всегда вдоль деталей. Юбка прямого покроя плотно облегает фигуру.

Как вы думаете из каких видов тканей можно сшить юбки?

Ткань для юбок может быть самая разнообразная: шёлк, атлас, бархат, джинсовая ткань, хлопок и т.д. все ограничивается только Вашей фантазией.

После выбора ткани и фасона юбки , что необходимо для дальнейшего процесса создания юбки?

Мерки, их запись . Для того чтобы сшить любую юбку, которая хорошо бы сидела на фигуре и соответствовала росту и размеру, необходимо создать выкройку, а для этого нужно снять мерки для построения чертежа юбки.

Как вы думаете что такое мерки?

Мерки (размерные признаки) - расстояние между определенными точками фигуры, измерения основных размеров тела человека.

А как снять мерки с фигуры человека вы узнаете изучив учебник на стр 64 .

Работаем с учебниками в парах , чья пара будет готова к ответу поднимаем руку.

Показ и объяснение правил снятия мерок для построения чертежа юбки.

Показ снятия мерок на манекене.

Ст - полуобхват талии, измеряют горизонтально вокруг туловища на уровне линии талии.

Мерку записываем в половинном размере, потому что чертеж будем выполнять на одну часть фигуры - правую! Вопрос: А почему?

Ответ (ученик): у человека правая часть фигуры условно симметрична левой.

Сб - полуобхват бёдер, измеряют горизонтально вокруг туловища сзади по наиболее выступающим точкам ягодиц, спереди с учетом выступа живота.

Дст - длина спины до талии, измеряют от седьмого шейного позвонка до линии талии по позвоночнику.

Ди - длина изделия, измеряют от линии талии до желаемой длины.


На доске таблица мерок (записать в тетрадь)

Для расчета величин отрезков чертежа швейного изделия, кроме мерок, необходимо знать

величину прибавок на свободное облегание.

Прибавка на свободное облегание - это величина, которую прибавляют к размеру снятой мерки, чтобы изделие было достаточно свободным и удобным в носке.

При конструировании юбки прибавки дают к Ст, Сб.

Пт = 1 см, Пб = 2 см

Для проведения практической работы необходимо разделить учащихся попарно, девочки снимают мерки друг с друга и записывают результаты в тетрадь, используя таблицу.

Итоги и оценка выполненной работы

Домашнее задание принести альбом для чертежа, линейку закройщика, чертежные принадлежности.

Предлагает оценить факт достижения цели урокаИтак, что нового вы узнали сегодня на занятии? Чему научились?Где испытали трудности?Выставление оценок за практическую работу.

Разработка открытого урока по технологии - профильный труд "Мода и стиль" в 7 классе обучающихся по адаптированной программе.

Содержимое разработки

Цели:- дать понятие о направлениях моды, стилях и силуэтах одежды;

- учить создавать модели с учётом направлений моды и назначения
одежды;

- формировать умение выступать публично, находить нужную
информацию;

- развивать интеллектуальные способности, эстетическую культуру,
понимание того, что выглядеть красиво – результат работы над
собой;

- формировать устойчивый интерес к предмету;


Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока: словесные, информационно-сообщающие, наглядные,
практическая работа на листах А 4, инструктивно-
практические.

Метапредметные результаты:

- определять с помощью учителя тему и цель урока;

- выявлять совместно с учителем проблемы урока.

- искать подходящие способы решения для достижения поставленной
учебной проблемы;

- излагать свое мнение.

Метапредметные связи: история, изобразительное искусство.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

2. Изучение нового материала.

- актуализация знаний (вступительное слово учителя)

3. Творческая работа учащихся. 4. Подведение итогов урока.

1. Орг. момент.

- проверка готовности к уроку

- отметка отсутствующих
- определение темы урока

- постановка целей урока

2. Изучение нового материала (слайд 2)

Учитель: Ребята, послушайте стихотворение:



- Скажите, о чем это стихотворение? (ответы детей)
- Правильно, это стихотворение об одежде.

1. Актуализация знаний:
- А что такое одежда? (ответы детей)

Одежда – это изделие или совокупность изделий, служащих для предохранения тела человека от внешних воздействий и несущих эстетические функции.

- Скажите, как вы считаете, какая одежда красива? (ответы детей)
- Правильно, красивой является модная, стильная в данный момент одежда.

2. Формирование целей детьми: (слайд 1)

3. Изучения нового материала.

Давайте сегодня попробуем выяснить, что такое мода, как давно она существует и как к ней относиться. Для этого полезно сделать экскурс в историю и проследить, как развивалась мода в разные эпохи (демонстрация видео) (слайд 3)

Просмотрев видео, мы вами увидели, что мода менялась на протяжении веков.
(слайд4) Мода – это то, что в определенное время пользуется наибольшей популярностью и признанием большинства (запись в тетрадь). И одежда становится модной тогда, когда она принята миллионами людей. Основная черта моды – это ее новизна. Но, мода приходит и уходит, а стиль остается. Характер одежды зависит от ее стиля.

- Так что же такое стиль? (слайд 5)
Стиль – это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, утверждающий её культуру, понятие красоты, отношение к окружающему миру. Стиль – это манера одеваться (запись в тетрадь).
По стилевому решению все многообразие форм одежды можно свести к четырем основным группам: (демонстрация видео) (слайд 6)

1.Классический стиль – самый безопасный из всех (слайд 7). Его выбирают женщины любого возраста, которые боятся следовать моде или просто ею не интересуются. Но классика не должна быть скучной. Воспользовавшись модными аксессуарами, вы добьётесь поистине современного классического облика.

Основные черты: строгость, деловитость, сдержанность, элегантность, стабильность форм, безукоризненность линий, практичность, солидность. Этот стиль годится для всех случаев жизни (с разными аксессуарами и украшениями).
Классическое сочетание цветов: черный – белый, зеленый – коричневый, красный – синий, синий – белый.

Женский костюм: платье с рукавами – жакет, юбка – блузка – жилет или жакет, брюки – блузка – жилет или жакет. Частью классического стиля является деловой стиль (для работы, учёбы, деловых встреч и т.д.).

2.Одежда спортивного стиля (слайд 8) – удобно для движения, занятий спортом, а также активного отдыха, прогулок.
Ткани в крупную полоску, клетку, горох.
Для этого стиля характерно наличие пуговиц, кнопок, молний, погон, карманов, отделочная строчка, чёткое расположение деталей.

3.Одежда романтического стиля (слайд 9) – наличие сборок, рюш, кружев, бантов, оборок. Ткани мягкие, лёгкие, нежных пастельных тонов.

4.Фольклерный стиль - это стиль, который несёт в себе элементы национальных костюмов народов мира (слайд 10)

Наряды в этом стиле шьются из натуральных тканей. Более того, используются ткани, которые принадлежат к какой-либо определенной национальности. Славянские страны отдают предпочтение льну и хлопковой ткани, скандинавы в силу климата любят одежду из шерсти. Представители Востока изготавливают одежду из шелка и жаккарда, а африканцы работают с кожей, замшей и мехом.

5.Современная мода предлагает смелые эксперименты по смешению стилей.
Это понятие называется эклектика – сочетание разных стилей, фактур, жанров во внешнем образе (слайд 11) Данный период характеризуется буйством красок и форм, стремившихся выделиться из толпы. Грамотное сочетание вещей друг с другом по фасону, цвету, фактурам. Пожалуй, это ведущие правила в создании эклетичного облика.

(Запись в тетрадь видов стилей 1,2,3,4,5).

Что же нам подготовила современная мода? (Обзор журнала мод: найдите в журнале мод модели различных стилей. Выберите один из стилей и дайте его устное описание).

Физкультминутка.

Я называю предметы, если они относятся к одежде - хлопаем в ладоши, если нет – качаем головой.

Пальто, куртка, сапоги, рукавица, ткань, платье, шляпа, футболка, юбка, туфли, тапочки, брюки, рубашка, панама.

При всем разнообразии форм современной одежды можно выделить четыре основных силуэта, которые на протяжении последних десятилетий постоянно в моде:

(слайд 13) Прямой силуэт в одежде отличается прямоугольной геометрической формой и представляется в нескольких вариантах: узкий и расширенный прямоугольник. Прямой силуэт наиболее универсальный, он отлично смотрится в одежде независимо от фигуры. Ширина одежды данного силуэта в области груди и бедер одинакова.

Полуприлегающий силуэт в одежде характеризуется легким прилеганием по линии груди, талии, бедер и плавным расширением книзу. В целом этот силуэт повторяет очертания фигуры, но не выявляет ее при этом полностью.

(слайд 14) Приталенный силуэт говорит сам за себя. Одежда имеет расширенную линию плеча, зауженную талию и расширенный низ изделия.

Силуэт трапеция в одежде тоже имеет свои особенности. Основной характеристикой этого силуэта является расширение от линии плеча или проймы. Одежда, выполненная в этом силуэте, может быть как свободной по всей длине, так и фиксироваться изящным поясом в области талии.

( записать виды силуэтов в тетрадь).

4. Закрепление темы:

- что такое стиль?

- какие стили в одежде вы знаете?

- какие бывают силуэты?

5. Творческая работа учащихся:

Распознать будущую деловую женщину можно еще в школе: “По одежде встречают”, гласит старая пословица, потому что одежда, которую носите вы, возможно, не делает вас легко узнаваемыми, тем не менее, говорит о многом. Выбор, который делаете вы, формирует определенное мнение о том, что вы сами о себе думаете. Давайте подумаем о том, какой вы представляете школьную форму, и попробуем изобразить ее.

Проявив творческий подход, вы сможете сделать свою модель индивидуальной.

Обращайте внимание на цвет и продумайте, какая ткань подойдёт для этой модели. Вы создаёте модель для себя, т. е. занимаетесь поисками своего стиля. Подумайте, чтобы вы хотели носить.

Учитывайте свои индивидуальные особенности (на шаблоне фигуры нарисовать костюм, платье с учетом фактуры ткани, цвета, стиля, силуэта).

Критерии оценки:

6. Подведение итогов.

1. Сегодня на уроке мы с вами занимались поиском своего стиля. Я считаю, что все успешно справились со своей задачей. Надеюсь, что знания, приобретенные на уроке, обогатили вас и помогут вам в дальнейшей жизни.

2.Рефлексия (слайд 15)

3. Выставление оценок.

4. Заключительное слово учителя:

Я надеюсь, что наша встреча убедила вас в том, что одежда – это очень интересная и увлекательная тема для изучения. Одежда может быть одновременно простой и сложной, примитивной и вычурной, удивительно прекрасной и строгой. Словом, такой же, как наша жизнь. И хотя мода действительно переменчива и капризна, истина же постоянна: “Встречают по одежке, провожают по уму”.

Нельзя брать из моды все без разбора, но нельзя и сторониться ее. В каждом новом веянии нужно искать то, что близко и подходит только вам. Мода не диктует, она лишь предлагает и подсказывает, как подчеркнуть свою – индивидуальность.

Вид учебного труда: вводное занятие.

Цели: провести вместе с учащимися обзор тем учебного года; дать представление о тематике уроков I четверти и об их особенностях; вспомнить последовательность работы над проектами; обсудить возможности использования компьютера при выполнении проектов.

Оборудование: для учителя – наглядные пособия: швейные изделия, выполненные учащимися разных лет, и плакаты, репродукции картин, шаблон женской фигурки из бумаги; для учащихся – тетради, карандаши, фломастеры.

Ход уроков

1. Организационный момент

2. Повторение изученного материала

Прежде, чем вы познакомитесь с тематикой занятий по технологии в 7 классе, обратимся к учебному материалу прошлого года.

– Кто назовет главные темы уроков по технологии в 6 классе? (Кулинария и шитье.)
– Какие умения вы приобрели, чему научились на этих уроках?
– Какие из умений пригодились вам в домашнем хозяйстве во время летних каникул?
– Чему в шитье, кулинарии, ведении домашнего хозяйства вы научились самостоятельно, с помощью родителей, родственников, друзей?

В этом учебном году вам предстоит выполнять новые проекты – более сложные, чем прежде, но поэтому и более интересные. Кроме шитья и кулинарии вы станете изучать еще одно важное направление домоводства – ручное изготовление трикотажного полотна, т. е. вязание. Вы уже рассматривали различные приемы работы с нитками, выполняли из них разные поделки – полезные и просто забавные.
– Кто напомнит, какие это были поделки? (Куколки-обереги, закладки, пояса, поделки в технике макраме.)

Вы освоите новые приемы художественного использования ниток – вязание спицами и крючком. Научившись основным вязальным действиям спицами и крючком, вы сможете самостоятельно создавать сначала простейшие детали вязания (полоски и др.), а потом и целые вещи. Вязание можно использовать в разных случаях. Например, для изготовления кружевного воротничка, декоративных деталей. Или для вывязывания отдельных частей забавных игрушек-сувениров. (Следует демонстрация готовых поделок или их фотографий.)

Чтобы правильно вести домашнее хозяйство, надо умело распоряжаться поступающими в семейный бюджет деньгами, и этому вы тоже будете учиться. Вы займетесь расчетами собственных денежных трат, научитесь анализировать личный бюджет и бюджет вашей семьи.

4. Метод проектов

Как и в предыдущие годы, осваивать новые темы вы будете с помощью знакомого вам учебного метода – метода проектов.

Вспомните: когда в прошлом году вы оценивали проекты друг друга, мы договорились, что главным условием обсуждения должна быть тактичность. При оценке готового изделия важно подчеркнуть его положительные стороны, и только потом давать рекомендации по возможному улучшению.

5. Работа с учебником

1. Определение потребности и краткая формулировка задачи.
2. Набор первоначальных идей.
3. Проработка одной из нескольких идей.
4. Изготовление изделия.
5. Испытание и оценка изделия.

Вам придется еще составлять технологическую карту по конкретному изделию, приобретать новые знания и навыки.

6. Работа в тетради

7. Использование компьютера на занятиях

В прошлом году вы получили некоторое представление о возможном использовании компьютера на наших занятиях. В этом году вам предстоит более широкое знакомство с информативной базой, которую предоставляет Интернет.

8. Работа с учебником

В таблице 1 на с. 7 приведены главные поисковые системы. Прочитайте их названия по-русски, затем сравните с записями латинскими буквами.
В таблице 2 на с. 8 указаны образовательные сайты. Эти данные устарели. Но в течение года мы будем знакомиться с новыми сайтами, чтобы находить нужный материал.

9. Понятие об авторском праве

Вам уже приходилось выполнять работы, в которые вы включали прямые цитаты или указания на статьи, учебники и другие книги. Использование готового материала является нормальным, ведь, создавая что-то новое, человек опирается на уже имеющиеся достижения. Но необходимо помнить об авторском праве и непременно указывать название первоисточника и фамилию того, кто является автором (данной статьи, книги и др.). Такое указание считается обязательным условием при создании своего текста, поскольку используемый в работе текст – это чья-то интеллектуальная собственность. А интеллектуальная собственность охраняется государством, как и любая другая собственность. Охрана авторского права распространяется не только на тексты, но и на фотографии, рисунки, музыку.

В учебнике на с. 8–9 приведен перечень материалов, которые вы можете брать из Интернета. Прочитайте о них и о тех данных, которые следует указывать при использовании. (Школьницы читают перечень форм и пояснения к ним: текстовой материал, фотографии, киновидеофрагменты, отрывки музыкальных произведений.)

10. Санитарные нормы при работе на компьютере

Вы уже знаете, что всякие технические устройства при их использовании требуют выполнения определенных правил.

– Как называются такие правила? (Правила техники безопасности.)
– На что нацелены правила техники безопасности? (На сохранение здоровья людей.)
– При работе с какими предметами, устройствами вам приходилось соблюдать правила техники безопасности? (Примерный ответ. При работе со швейной иглой, ножницами, проволокой, швейной машиной, ножами и вилками, кухонной техникой.)
– К каким устройствам следует отнести компьютерную технику? (В первую очередь к электрическим.)
Важно, чтобы электрическая розетка, в которую включается компьютер, была исправной. Каждый пользователь должен знать о мерах собственной защиты, чтобы избежать ухудшения здоровья.
Нельзя устанавливать монитор напротив окна, поскольку это создает дополнительную нагрузку на глаза. Нельзя сидеть перед монитором, буквально уткнувшись в него. При работе на компьютере в течение 6–8 ч необходимо делать перерыв через каждые 2 ч. Опасна долгая вынужденная неподвижность. Напряженной оказывается одна группа мышц. Час работы на компьютере врачи приравнивают к 5–6 школьным урокам. Поэтому даже 15-летние подростки не должны сидеть за компьютером непрерывно более часа в день.
– Какие меры следует принять, чтобы не было вреда здоровью? (Следить за осанкой, не сутулиться, чаще делать физкультпаузы.)
– Какие физические упражнения нужно делать? (На снятие напряжения мышц спины и плечевого пояса: поднятие и опускание плеч, повороты и наклоны головы, отведение рук вверх и в стороны.)
Особенность подобной гимнастики состоит в том, что ее можно выполнять сидя, не покидая рабочего места. Начинать надо плавно, постепенно увеличивая скорость и количество движений. Давайте все вместе выполним несколько таких упражнений.
– Что еще может ослабить нагрузку на опорно-двигательный аппарат? (Специальная мебель – стул или кресло со спинкой и подлокотниками для снижения напряжения в спине и в лучезапястных суставах рук.)
– Какие существуют приспособления для ослабления зрительной нагрузки? (Специальные очки.)
– На каком расстоянии от монитора следует располагаться? (Расстояние от глаз до монитора должно быть не менее 40– 50 см.)
– Какие упражнения для глаз вы знаете? (Примерный ответ. Энергично зажмуриваться и широко открывать глаза; попеременно смотреть в стороны, вверх и вниз; на некоторое время необходимо закрывать глаза ладонями, чтобы они отдохнули.)
– Можно ли использовать подобную гимнастику для глаз на других школьных уроках? (Да.)

11. Закрепление изученного материала

Прочитайте вопросы на с. 9 учебника, дайте на них ответы.

РТ, с. 5–6, задание 2: письменно ответить на вопросы.
На следующее занятие принести: предметы для снятия мерок и создания выкройки – сантиметр, линейку, карандаш, газеты; кусочки ткани для отработки техники шитья на швейной машине.


Эскизом называется конструкторский документ, выполненный от руки, без применения чертежных инструментов, без точного соблюдения масштаба, но с обязательным соблюдением пропорций элементов деталей. Эскиз является временным чертежом и предназначен для разового использования.

Эскиз должен быть оформлен аккуратно с соблюдением проекционных связей и всех правил и условностей, установленных стандартами ЕСКД.

Эскиз может служить документом для изготовления детали или для выполнения ее рабочего чертежа. В связи с этим эскиз детали должен содержать все сведения о ее форме, размерах, шероховатости поверхностей, материале. На эскизе помещают и другие сведения, оформляемые в виде графического или текстового материала (технические требования и т. П.).

Выполнение эскизов (эскизирование) производится на листах любой бумаги стандартного формата. В учебных условиях рекомендуется применять бумагу в клетку.

Этап 1. Ознакомление с деталью

При ознакомлении определяется форма детали (рис.1, а) и б)) и ее основных элементов (рис.1, в)), на которые мысленно можно расчленить деталь. По возможности выясняется назначение детали и составляется общее представление о материале, обработке и шероховатости отдельных поверхностей, о технологии изготовления детали, о ее покрытиях и т.п.

а)

б)

б)

в)

в)

Этап 2. Выбор главного вида и других необходимых изображений

Главный вид следует выбирать так, чтобы он давал наиболее полное представление о форме и размерах детали, а также облегчал пользование эскизом при ее изготовлении.

Существует значительное количество деталей, ограниченных поверхностями вращения: валы, втулки, гильзы, колеса, диски, фланцы и т. п. При изготовлении таких деталей (или заготовок) в основном применяется обработка на токарных или аналогичных станках (карусельных, шлифовальных).

Изображения этих деталей на чертежах располагают так, чтобы на главном виде ось детали была параллельна основной надписи. Такое расположение главного вида облегчит пользование чертежом при изготовлении по нему детали.

По возможности следует ограничить количество линий невидимого контура, которые снижают наглядность изображений. Поэтому следует уделять особое внимание применению разрезов и сечений.

Необходимые изображения следует выбирать и выполнять в соответствии с правилами и рекомендациями ГОСТ 2.305—68.

На рис.1, а) и б) даны варианты расположения детали и стрелками показано направление проецирования, в результате которого может быть получен главный вид. Следует отдать предпочтение положению детали на рис.1 б). В этом случае на виде слева будут видны контуры большинства элементов детали, а сам главный вид даст наиболее ясное представление о ее форме.

В данном случае достаточно трех изображений, чтобы представить форму детали: главный вид, вид сверху и вид слева. На месте главного вида следует выполнить фронтальный разрез.

Этап 3. Выбор формата листа

Формат листа выбирается по ГОСТ 2.301—68 в зависимости от того, какую величину должны иметь изображения, выбранные при выполнении этапа 2. Величина и масштаб изображений должны позволять четко отразить все элементы и нанести необходимые размеры и условные обозначения.

Этап 4. Подготовка листа

Вначале следует ограничить выбранный лист внешней рамкой и внутри нее провести рамку чертежа заданного формата. Расстояние между этими рамками должно составлять 5 мм, а слева оставляется поле шириной 20 мм для подшивки листа. Затем наносится контур рамки основной надписи.

Этап 5. Компоновка изображений на листе

Выбрав глазомерный масштаб изображений, устанавливают на глаз соотношение габаритных размеров детали. В данном случае, если высоту детали принять за А у то ширина детали В=А, а ее длина С=2А (см. рис.2, а) и 1, б)). После этого на эскизе наносят тонкими линиями прямоугольники с габаритными размерами детали (см. рис.2, а)). Прямоугольники располагают так, чтобы расстояния между ними и краями рамки были достаточными для нанесения размерных линий и условных знаков, а также для размещения технических требований.

Осуществление компоновки изображений можно облегчить применением прямоугольников, вырезанных из бумаги или картона и имеющих стороны, соответствующие габаритным размерам детали. Перемещая эти прямоугольники по полю чертежа, выбирают наиболее удачное расположение изображений.

а)

а)

в)

в)

б)

б)

г)

г)

Этап 6. Нанесение изображений элементов детали

Внутри полученных прямоугольников наносят тонкими линиями изображения элементов детали (см. рис.2, б)). При этом необходимо соблюдать пропорции их размеров и обеспечивать проекционную связь всех изображений, проводя соответствующие осевые и центровые линии.

Этап 7. Оформление видов, разрезов и сечений

Далее на всех видах (см. рис.2, в)) уточняют подробности, не учтенные при выполнении этапа 6 (например, скругления, фаски), и удаляют вспомогательные линии построения. В соответствии с ГОСТ 2.305—68 оформляют разрезы и сечения, затем наносят графическое обозначение материала (штриховка сечений) по ГОСТ 2.306—68 и производят обводку изображений соответствующими линиями по ГОСТ 2.303—68.

Этап 8. Нанесение размерных линий и условных знаков

Размерные линии и условные знаки, определяющие характер поверхности (диаметр, радиус, квадрат, конусность, уклон, тип резьбы и т.п.), наносят по ГОСТ 2.307—68 (см. рис.2, в)). Одновременно намечают шероховатость отдельных поверхностей детали и наносят условные знаки, определяющие шероховатость.

Этап 9. Нанесение размерных чисел

При помощи измерительных инструментов определяют размеры элементов и наносят размерные числа на эскизе. Если у детали имеется резьба, то необходимо определить ее параметры и указать на эскизе соответствующее обозначение резьбы (см. рис.2, г)).

Этап 10. Окончательное оформление эскиза

При окончательном оформлении заполняется основная надпись. В случае необходимости приводятся сведения о предельных отклонениях размеров, формы и расположения поверхностей; составляются технические требования и выполняются пояснительные надписи (см. рис.2, г)). Затем производится окончательная проверка выполненного эскиза и вносятся необходимые уточнения и исправления.

Читайте также: