Что такое паспорт готовности к отопительному сезону

Обновлено: 04.07.2024

В качестве основных особенностей утвержденных Правил оценки готовности к отопительному периоду (далее по тексту - Правила) можно отметить следующие.

Уточнение круга субъектов, участвующих в проверочных мероприятиях(пункт 2 Правил)

В данной связи положения Правил:

1) Повторили в себе требования Закона о теплоснабжении и закрепили полномочия на проведение проверки за следующими органами:

■ Ростехнадзор РФ (в случае проверки муниципальных образований);

■ органы местного самоуправления поселений, городских округов (в случае проверки теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии).

2) Определили требования к потребителям тепловой энергии, объекты которых подлежат проверке (пункты 3, 4).

К таким потребителям относятся лица, приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.

Справочно: Согласно пункту 4 Правил в отношении многоквартирных домов проверка осуществляется путем определения соответствия требованиям Правил:

■ лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом и приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения;

■ лиц, являющихся собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, заключивших в соответствии с жилищным законодательством договоры теплоснабжения с теплоснабжающей организацией.

Называя в качестве потребителей, объекты которых подлежат проверке, собственников жилых помещений в составе многоквартирного дома, положения Правил не устанавливают и не позволяют определить процедуру реализации предлагаемых проверочных мероприятий, в т.ч. объем требований по готовности, предъявляемых к каждому из собственников помещений, что может иметь своим результатом неоднозначность толкования названных нормативных предписаний и связанные с этим трудности их реализации в процессе применения на практике.

Закрепление порядка проведения проверок (раздел II Правил)

В отношении названного порядка необходимо отметить следующие особенности:

1) Проверка готовности осуществляется комиссиями, в состав которых включаются (пункт 5 Правил):

■ в обязательном порядке - представители органа, образовавшего комиссию;

а) представители Ростехнадзора РФ (в целях проведения проверки теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей);

б) представители жилищной инспекции, единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, а также организации, к тепловым сетям которой непосредственно подключены теплопотребляющие установки потребителя (в целях проведения проверки потребителей).

Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки, которая утверждается уполномоченным органом и содержит в себе: объекты, подлежащие проверке, сроки проведения проверки и проверяемые комиссией документы.

Учитывая отсутствие по тексту Правил специальных требований к перечню и объему документов, необходимых для оценки соблюдения требований по готовности к отопительному периоду, закрепление функций по определению необходимого к запросу объема сведений за надзорными органами на практике может повлечь расширительное толкование предоставленных органу полномочий, в результате чего к теплоснабжающим и теплосетевым организациям м.б. предъявлены требования о предоставлении информации в объеме, превышающим минимально необходимый, и/или объективно несвязанной с осуществляемыми проверочными мероприятиями.

2) Предмет проверки - проверка выполнения требований, установленных Правилами (пункт 6). В целях проведения проверки соответствующие комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки.

Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду, который может содержать следующие выводы:

■ объект проверки готов к отопительному периоду;

■ объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией;

■ объект проверки не готов к отопительному периоду.

При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности к Акту проверки прилагается перечень замечаний с указанием сроков их устранения (после устранения замечаний комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт проверки).

Положения Правил не содержат и не позволяют однозначно установить:

■ критерии, определяющие степень соблюдения того или иного условия готовности к отопительному периоду;

■ дополнительные указания относительно обстоятельств, с наличием или отсутствием которых связана возможность/необходимость формирования соответствующего вывода, в т.ч. решения о признании объекта проверки готовым к отопительному периоду.

В связи с изложенным представляется, что принятие решений по итогам проверки, в т. ч. возможность признания проверяемого объекта соответствующим требованиям Правил, может зависеть в каждом конкретном случае не только от полноты выполнения тех или иных условий, но и от субъективного усмотрения комиссии (ее членов) относительно соблюдения предъявляемых требований, что на практике может явиться основанием для разногласий в части оценки обоснованности принятых комиссией решений.

3) В случае готовности объекта проверки к отопительному периоду по каждому объекту проверки составляется и выдается паспорт готовности к отопительному периоду.

Сроки выдачи паспортов определяются уполномоченным органом в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований (пункт 10 Правил).

При этом обращает на себя внимание, что положениями Правил прямо не предусмотрены:

■ негативные последствия получения отказов в выдаче паспорта готовности к отопительному периоду/неполучения паспорта готовности к моменту истечения установленных Правилами сроков их выдачи;

Справочно: В силу требований пункта 12 Правил организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности в установленные сроки, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности.

■ возможность отзыва/аннулирования ранее выданных паспортов готовности к отопительному периоду.

Тем самым можно сделать вывод, что отсутствие паспорта готовности у теплоснабжающей или теплосетевой организации не должно являться препятствием для осуществления организацией регулируемой деятельности в течение отопительного периода.

Закрепление перечня требований по готовности к отопительному периоду (разделы III-V Правил)

В частности, обращают на себя внимание следующие требования:

1) В целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций д.б. проверены, например:

а) наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, предусмотренном Законом о теплоснабжении и Правилами организации теплоснабжения, утвержденными ПП РФ от 08.08.2012 года № 808;

б) готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения;

Возможность соблюдения указанного напрямую зависит от наличия в муниципальном образовании утвержденной схемы теплоснабжения, что в ситуациях, связанных с отсутствием таких схем на практике, может породить соответствующие трудности в определении порядка и необходимости проверки объекта на предмет соответствия такому требованию.

в) обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии.

Справочно: к обстоятельствам, при несоблюдении которых составляется Акт проверки с приложением перечня замечаний, пунктом 15 Правил назван только ряд условий из перечня предъявляемых к теплоснабжающим и теплосетевым организациям, среди которых, например, отсутствие невыполненных в установленные сроки предписаний уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления как основание для выдачи замечаний по объекту прямо не названо (пункт 15 Правил).

Важно: в отношении объектов по производству тепловой и электрической энергии в режиме комбинированной выработки проверяется только наличие документа о готовности к отопительному сезону, полученного в соответствии с законодательством об электроэнергетике.

2) В целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к предстоящему отопительному периоду подлежит проверке (раздел IV Правил), в т.ч.:

■ наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии;

■ отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель;

■ надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении № 3 к Правилам.

При этом, несоблюдение каждого из названных условий является основанием для составления Акта проверки с приложением перечня замечаний и указанием сроков их устранения.

Установление критериев надежности теплоснабжения потребителей с учетом климатических условий (Приложение № 3 к Правилам)

Так, потребители тепловой энергии по надежности теплоснабжения делятся на 3 (три) категории (пункт 1 Приложения № 3 к Правилам):

1) Потребители, в отношении которых не допускается перерывов в подаче тепловой энергии и снижения температуры воздуха в помещениях ниже значений, предусмотренных техническими регламентами и иными обязательными требованиями;

2) Потребители, в отношении которых допускается снижение температуры в отапливаемых помещениях на период ликвидации аварии, но не более 54 ч:

■ жилых и общественных зданий до 12 О С;

■ промышленных зданий до 8 О С;

3) Остальные потребители.

При этом, пунктом 2 Приложения № 3 к Правилам дополнительно предусмотрено, что при аварийных ситуациях на источнике тепловой энергии или в тепловых сетях в течение всего ремонтно-восстановительного периода должны обеспечиваться (если иные режимы не предусмотрены договором теплоснабжения):

■ подача тепловой энергии (теплоносителя) в полном объеме потребителям первой категории;

■ подача тепловой энергии (теплоносителя) на отопление и вентиляцию жилищно-коммунальным и промышленным потребителям второй и третьей категорий в размерах, установленных в Приложении № 3 к Правилам;

■ согласованные сторонами договора теплоснабжения аварийный режим расхода пара и технологической горячей воды, аварийный тепловой режим работы неотключаемых вентиляционных систем;

■ среднесуточный расход тепловой энергии за отопительный период на горячее водоснабжение (при невозможности его отключения).

Закрепление названных требований, как представляется, повлечет за собой возложение на теплоснабжающие и теплосетевые организации дополнительных обязательств по принятию мер, направленных на обеспечение надежности теплоснабжения потребителей.

Вместе с тем, для целей однозначного толкования названных положений и корректного применения их в процессе правоприменительной практики не представляется возможным однозначно определить:

■ порядок оценки и закрепления за потребителем соответствующей категории;

■ механизм контроля за соблюдением требований к надежности;

■ пределы ответственности теплоснабжающей или теплосетевой организации за несоблюдение названных требований.

Подготовка к отопительному сезону направлена на обеспечение комфортных условий жизни для населения и нормальное функционирование тепловых объектов в холодный период года.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Подготовка к отопительному сезону

Подготовка в РФ началась в июле и уже в среду, 9 сентября 2020 года, министр энергетики А. Новак и министр строительства и ЖКХ В. Якушев выступили с докладами перед главой государства. Руководители ведомств сообщили, что подготовка по сравнению с предыдущими годами прошла с опережающими темпами.

По состоянию на начало сентября основная часть (91%) объектов электроэнергетики готовы, однако, в Дагестане и Иркутской области возможны перебои.

Также в начале сентября заместитель мэра Москвы по городскому хозяйству П. Бирюков сообщил, что в столице завершилась подготовка примерно 73 тысяч объектов: среди которых порядка 34 тыс. многоквартирных домов и около 9 тыс. значимых социальных объектов.

В Москве включают отопление, когда температура воздуха составляет ниже 8 градусов на протяжении пяти суток, и по прогнозу ожидается ее дальнейшее снижение. В первую очередь отопление включают в школах, детсадах, больницах и иных соцучреждениях, затем очередь переходит к жилым домам и предприятиям.

Мер Сергей Собянин анонсировал, что в 2020 году в Москве не будут дожидаться, когда среднесуточная температура опуститься ниже 8 градусов и продержится так несколько дней. Отопление дадут раньше.

Пишем жалобу по отоплению в управляющую компанию и вышестоящие инстанции: образец и особенности заполнения

👷‍♀️ Кто и что проверяют?

Так, объектом (то, что подлежит проверке) являются:

  • городские и сельские поселения;
  • теплоснабжающие и теплосетевые компании;
  • потребители тепловой энергии.

Относительно субъекта правоотношений, законодатель в части 2 статьи 20 установил, что ответственным является федеральный орган исполнительной власти, в данном случае — Министерство энергетики Российской Федерации, а также органы местного самоуправления совместно с теплоснабжающей компанией.

✅ Порядок проведения проверки

Глава II Правил оценки готовности установила следующий порядок для проведения проверки:

  • Комиссия, образованная в соответствии с федеральным законодательством и осуществляющая проверку, в своей работе руководствуется специальным документом — программой, закрепляющей: объекты проверки, сроки проверки и документацию, подлежащую проверке.
  • По общему правилу комиссия в первую очередь должна ознакомиться с документами, подтверждающими соответствие всем требованиям, и только после этого, в случае необходимости — провести непосредственный осмотр объектов.
  • Результаты проведения проверки должны быть оформлены специальным актом, содержащем вывод о том, что объект: готов; не готов; или о том, что требуется устранение недочетов, выявленных комиссией.
  • В случае готовности объекта, ему в течение 15 календарных дней выдается, подтверждающий документ — паспорт готовности.

Основной задачей подготовки является обеспечение бесперебойной подачи тепловой энергии в отапливаемые помещения, вне зависимости от их назначения.

Емельяненко Наталья Леонидовна

Сама же подготовка может включать в себя десятки различных мероприятий и, как правило, разрабатывается ТСЖ или управляющей компанией, а затем утверждается органами местного самоуправления.

Как должно быть организовано отопление нежилых помещений? Какие нормы для температуры воздуха от батарей?

‼️ Требования

Требования по готовности к отопительному сезону содержатся в главе 3,4,5 Правил оценки готовности и могут быть классифицированы в зависимости от субъекта проверки. Ниже приведены три группы требований (к потребителям, компаниям, муниципальным образованиям).

Требования, предъявляемые к потребителям тепловой энергии:

  • готовность всех теплопотребляющих установок к работе и обеспечение ими указанного в договоре режима потребления тепловой энергии;
  • отсутствие задолженности за поставленную тепловую энергию; основной проблемой в подготовке к отопительному сезону остается очень высокий уровень задолженности потребителей за поставленные энергоресурсы.

Требования, предъявляемые к теплоснабжающим и теплосетевым организациям:

  • наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения;
  • возможность выполнения и поддержания температурного графика, соблюдение критериев надежности теплоснабжения;
  • наличие достаточных запасов топлива.

Требования, предъявляемые к муниципальным образованиям:

  • разработка алгоритма по устранению последствий аварийных ситуаций;
  • наличие контрольной системы;
  • механизм оперативного управления теплоснабжением.

Как мы видим, подготовка к включению тепла это многофункциональный процесс, требующий ответственного подхода на всех уровнях. И только слаженная работа сможет обеспечить бесперебойное тепло в холодное время года.

Вопросы и ответы

Каждый год составляется график включения тепла по всем регионам РФ, он зависит среднесуточной температуры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Подготовка к отопительному сезону считается базовым мероприятием по жизнеобеспечению населения при низкотемпературных атмосферных режимах.

Профессионально и своевременно реализованный план мероприятий позволяет обеспечить санитарные нормы проживания и надежное функционирование тепловых объектов в холодный период года.

Все подготовительные мероприятия должны соответствовать нормативным требованиям, правилам подготовки и проведения отопительного сезона и Методическим рекомендациям, изданными профильными органами.

Что говорит приказ

Подготовка тепловых объектов к эксплуатации в осенне-зимний период (ОЗП) следует начинать с оформления соответствующего приказа.


Прежде всего, в нем определяется ответственное лицо за эксплуатацию теплоэнергетических установок, и его заместитель. Для организаций занимающихся генерацией тепла и отпуска его потребителям, ответственное лицо должно иметь высшее теплоэнергетическое образование. Ответственные лица также обязаны проходить ежегодную проверку знаний со сдачей экзамена в Ростехнадзоре.

В приказе по подготовке теплового оборудования к работе в ОЗП должны быть отражены следующие основные пункты:

  1. Создание комиссии по подготовке теплового хозяйства к работе в ОЗП, приему готовности теплового хозяйства, закрепленного на балансе организации.
  2. Определение ответственных лиц и конечных дат по каждому пункту приказу.
  3. Разработка и утверждение плана осенне-зимних мероприятий (ОЗМ) по подготовке теплового оборудования предприятия к работе в осенне-зимний период.
  4. Процедуру контроля и отчетности по мероприятиям по подготовке к отопительному сезону.
  5. Порядок наладочно-испытательных работ системы отопления.
  6. Порядок получения акта и паспорта, подтверждающего готовность к ОЗП.

Разработка плана ОЗМ должна проводиться с учетом выявленных сбоев тепло-гидравлических режимов функционирования теплового оборудования в прошлый зимний период.

Соответствующие приказы и распоряжения глав управ районов, а также руководителей частных управляющих организаций, в том числе ТСЖ и ЖСК, самостоятельно управляющих жилыми домами должны ежегодно издаваться до 30 апреля.

Так совещания по подготовке к отопительному сезону 2020 проводились в мае 2019 года, на которых , утверждались планы по подготовке теплоэнергетического оборудования к работе в ОЗП.

Начало и конец отопительного периода

Начало и завершение ОЗП устанавливаются нормативными актами и решениями местных властей. Одновременно с этим старт отопительного сезона происходит при понижении среднесуточной температуры на улице до +8 C, которое будет длиться не менее 5 суток.

Завершение отопительного сезона, происходит при росте среднесуточной температуры на улице свыше 8C, которое будет происходить непрерывно на протяжении более 5 суток.

Что касается жилищного фонда, положение о включении домов обусловлено правительственным постановлением N 307 от 2006 года.

Вторым разделом, которого предусматривается, что в случае, когда владельцы квартир в многоквартирном доме или хозяева индивидуальных домостроений не определили порядок установления даты начала/окончания отопительного сезона, и теплоэнергия отпускается по центральным тепловым сетям, то исполнитель услуг приступает и завершает отопительный сезон в период, определенный уполномоченными органами.

Зачем нужно готовиться к отопительному сезону

Надежная работоспособность объектов ЖКХ, своевременная и полная подготовка к новому отопительному сезону проводится для обеспечения стабильного энергоснабжения потребителей при отрицательных температурах наружного воздуха. Обеспечение требуемых технологических режимов отопления зданий являются приоритетными вопросами коммунального хозяйства в регионах РФ.


Подготовка объектов ЖКХ к ОЗП, выполняется для снижения воздействия температурных и иных атмосферных факторов на конструкционную устойчивость коммунальных объектов, профилактики аварийного износа и предупреждения нарушений работоспособности оборудования в системах жизнеобеспечения.

Подготовка объектов ЖКХ к отопительному сезону обязана гарантировать:

  • нормативную технологическую эксплуатацию объектов ЖКХ;
  • выполнение общеустановленного санитарно-гигиенического режима по допустимым температурам и влажности в помещениях;
  • предельную надежность и высокую экономичность функционирования тепловых объектов;
  • рациональное потребление материалов и топлива.

Требования по подготовке жилых домов к отопительному сезону

Существует ряд неукоснительных требований по подготовке дома к отопительному сезону у и внутридомовых инженерных систем, без выполнения которых эксплуатирующая организация не получит разрешительные документы для запуска тепловой энергии на объект теплоснабжения.

Основные направления плана ОЗМ:

  1. Технический весенний/осенний осмотр а конструктивных элементов многоквартирных домов, ИТП и сооружений.
  2. Комплекс ремонтно-восстановительных ремонтов подведомственного теплоэнергетического оборудования в соответствии с действующими графиками планово-предупредительных ремонтов и результатами весеннего обследования.
  3. Водяная промывка сетевых труб.
  4. Гидравлическое испытание теплосетей.
  5. Комплектование систем теплоснабжение недостающим оборудованием и приборами КИПиА.
  6. Обеспечения котельных резервными энергоисточниками.
  7. Составление акта аварийной и технологической брони теплоснабжения.
  8. Выполнение мероприятий по утеплению строительных конструкций.
  9. Получение акта и паспорта готовности котельной к ОЗП.

Как проходит подготовка к отопительному сезону

Ответственность за полноту выполнения плана ОЗМ возложена на руководителей учреждений и компаний ЖКХ. Они обязаны организовать работу в три этапа:

  1. Подготовительный, рассматриваются результаты прошлого отопительного сезона, выполняется анализ сбоев, поломок и аварийных ситуаций. В этот период составляют комплексные планы ОЗМ, срок до 30 апреля.
  2. Выполнение восстановительно-ремонтных работ, до 1 сентября.
  3. Проверка готовности оборудования к ОЗП, выполнение тестирования систем на работоспособность, ликвидация установленных нарушений, срок до 15 сентября, после чего период заканчивается.

Затем цикл повторяется. Так, например, 30 апреля 2020 года начнется подготовка к отопительному сезону 2020-2021 годов.

Штаб при местных администрациях согласно утвержденному графику проводит свои заседания, по ходу выполнения планов подготовки к отопительному сезону, в процессе которых рассматривают отчеты ответственных лиц.


После того, как комиссии обсудили подготовку, принимаются решения о результатах исполнения плана подготовки по району, которые доводят до сведения населения немедленно.

Весенний осмотр общедомового имущества

При проведении весеннего осмотра обследуется техсостояние оборудования ЖКХ, наличие топлива, технологическая надежность снабжения потребителей коммунальными услугами, выполнение технологических режимов работы тепловых сетей в прошедшем ОЗП.

Основные направления по осуществлению весеннего осмотра:

  1. Обследование инженерных конструкций жилых зданий: кровли, окон, дверей, стен, состояния изоляционных систем и внутридомовых инженерных сетей.
  2. Составление акта осмотра объектов с обозначением необходимых видов ремонтов, материального и финансового обеспечения, лиц и дат выполнения.
  3. На базе акта осмотра разрабатывается план ОЗМ.
  4. Согласовывают план с органами местной власти, и утверждается руководителем компании.

Подготовка мероприятий по результатам весеннего осмотра

По результатам весеннего осмотра составляют организационные мероприятия, с обозначением предельных дат устранения обнаруженных дефектов:

  • территория расположения дома, отмостки и цоколь должны обеспечить качественный отвод природных вод;
  • конструкционные элементы в подвальных и полуподвальных помещениях должны быть исправными;
  • гидроизоляция стыков и сопряжений не должны иметь видимых трещин, влажных пятен, коррозии арматуры и отслоение предохранительного слоя бетонированных конструкций;
  • техническое состояние стен проверяют наружным осмотром, на них не должны присутствовать щели, обрушение штукатурки и изоляции;
  • при осмотре окон и дверей проверяют исправность коробок, наружных отливов и полноту остекления;
  • проверяют кровли на обеспечение требуемого температурно-влажностного режима в мансардном строении;
  • проверяют вентиляционные систем на обеспечение полноты удаления выбросов от газовых печей и колонок;
  • осуществляют контроль состояния теплоизоляции внутридомовых систем отопления и ГВС.

Составление паспорта готовности здания к зимнему отопительному периоду

Паспорт выполняют по типовому образцу, и выдается он специальным органом, создавшим комиссию, на протяжении 15 дней после оформления акта.

Документ выдается только в том случае, когда объект готов к ОЗП, или в случае, когда недостатки обнаруженные комиссией к были исправлены в установленный срок. К уполномоченным органам на объектах ЖКХ относятся территориальные органы власти.

Временные сроки оформления паспортов домов к отопительному сезону устанавливаются уполномоченным органом исходя из отличительных черт погодных условий, но не позже 15 сентября — для потребителей, и не позже 1 ноября — для теплоэнергоснабжающих компаний.

Осенний осмотр и составление акта

После проведения восстановительных работ и техобслуживания теплосетей, специальной комиссией по подготовке ОЗП до 15 сентября выполняется осеннее освидетельствование проделанных работ и готовность зданий к отопительному периоду.


После завершения обследования ответственные лица осуществляют корректировку ремонтных планов в соответствии с выявленными дефектами на объектах теплоснабжения, которые необходимо устранить до 15 сентября, после чего переходят к процедуре оформления актов и получению паспортов.

Подключение к действующим теплосетям выполняют до 1 сентября, а в промежуток с 15 сентября до официального начала отопительного сезона — выполняют пробные пуски установок теплоснабжения. Так по состоянию на 15.11.2019 по данным Минэнерго России после проведения проверки 941 субъектов электроэнергетики о готовности к зимнему сезону в 2019 году - 83 % получили паспорта, по остальным объектам работа продолжается.

Какие работы проводятся в рамках подготовки к отопительному сезону

Мероприятия по ремонту в теплосетях потребителей увязываются с планом ремонта теплосиловых систем источников тепла. Акты и внесение информации о произведенных объемах ремонтов и результатах предпусковых проверок, оформляют ответственные лица.

Проверка котельного оборудования

При подготовке котельной к отопительному сезону необходимо выполнить следующие основные мероприятия:

  • ремонт поверхностей нагрева котла по ППР, замена дефектных участков труб, экономайзеров, воздухоподогревателей, котловой арматуры, гарнитуры, дымовентиляционных систем и обмуровки котлов;
  • восстановительные ремонты насосов, дымососов и вентиляторов;
  • восстановление арматуры и первичных датчиков КИПиА;
  • ремонтно-наладочные работы КИПиА;
  • ремонтно-наладочные работы электросилового оборудования;
  • ремонтно-наладочные работы объектов химподготовки воды;
  • ремонтно-наладочные работы системы топливоподачи;
  • подготовка печей к отопительному сезону;
  • государственная поверка приборов учета тепла.

После окончания ремонтно-восстановительных работ собирают тепловые схемы котельных установок и выполняют гидроиспытания котлоагрегатов с давлением равным 1.25 рабочего давления насыщенного пара в котле.

Ремонтные работы


В тепловых сетях по результатам весеннего осмотра и ППР требуется осуществить такие основные виды ремонта:

  • замена дефектных участков труб;
  • восстановление тепловой изоляции и антикоррозионного покрытия;
  • ремонт и ревизию запорной арматуры, дренажных вентилей, воздушников, обратных и предохранительных клапанов;
  • ревизию и ремонт сетевых и подпиточных насосов;
  • замена и ремонт электромагнитных и гидравлических исполнительных механизмов регулирующих клапанов и пусковых устройств;
  • замена и ремонт контрольно-измерительных приборов;
  • очистка грязевиков и аккумуляторных баков;
  • ремонт и настройка автоматики безопасности, самописцев контролирующих приборов.

По завершению всех плановых работ, собирают тепловую схему и выполняют гидравлические испытания теплосетей с давлением - 1,25 рабочего, но не менее 1.6 МПа и температурой сетевой воды не выше 40 С.

Поверка приборов

Согласно Правилам учета теплоэнергии каждый источник и приемник тепла должен быть оборудован приборами коммерческого учета, кроме того котельные и ИТП потребителей оборудуются приборами системы безопасности.

Для обеспечения надежной работы вышеперечисленных устройств в ОЗП, выполняют ремонт и поверку следующих приборов:

  • регулировка расхода тепла;
  • регулировка температуры в системе ГВС;
  • поддержка статического давления в тепловых системах;
  • по давлению в подающем/обратном сетевом трубопроводе;
  • по защите систем теплоснабжения от превышения/падения давления;
  • по защите систем теплоснабжения от превышения температуры в подающей сети;
  • по автоматическому включению резервного насоса;
  • по автоматической защите бака-аккумулятора от переполнения;
  • автоматика включение/выключение дренажных насосов.

Пусконаладка и составление режимных карт

После промывки и гидравлического испытания теплосетей, выполняют пусконаладочные работы на теплосиловых установках, и у теплоснабжающих организаций, и у потребителей. По результатам пусконаладки устанавливаются режимные карты работы теплосилового оборудования.


Основные данные режимных карт:

  1. Расчетные объемы теплоносителя по эксплуатационным участка тепловой сети.
  2. Рабочие параметры по давлению в сетевых трубопроводах: прямая и обратная линия.
  3. Рабочий температурный график прямой и обратной сетевой воды, в зависимости от температуры окружающего воздуха.
  4. Расходов теплоносителя у потребителей.
  5. Расчет температурного расширения тепловой сети.
  6. Анализ гидравлического и теплового режимов функционирования теплосети.
  7. Расчет диаметров ограничительных шайб и сопел элеваторных узлов у потребителя.

Акт о готовности к отопительному сезону

Для оценивания подготовленности потребителей к отопительному сезону комиссия проверяет:

  • полноту выполнения плана ОЗМ;
  • проведение промывки и опрессовки тепловых устройств;
  • наличие наладочных испытаний и режимных карт оборудования;
  • уровень утепления сооружений;
  • техсостояние труб и запорно-регулировочной арматуры;
  • исправность приборов учета тепловой и электрической электроэнергии и их поверка;
  • исправность автоматической защиты;
  • наличие паспортов теплового оборудования, схем и производственных инструкций;
  • присутствие пломб на ограничительных шайбах и элеваторных узлах.

При полной готовности теплового хозяйства потребителей к прохождению осенне-зимнего периода готовится акт установленного образца, который подписывается всеми членами комиссии.
К акту могут прилагаться замечания, и устанавливаться сроки их исправлений. После извещения комиссии об устранении недостатков потребитель может получать паспорта готовности объекта к зимнему периоду.

Здравствуйте. Я автор этого сайта. Продолжительное время я занимаюсь монтажом и пусконаладкой котельного оборудования. Если вы наладчик "старой гвардии" прошу подписаться на обновления. Будем вместе обсуждать интересные моменты монтажа и ПНР котельных.

А вот подготовка жилищного фонда к прохождению осенне-зимнего периода (ОЗП) начинается еще летом. Для повышения эффективности этой работы местные администрации утверждают планы, в которых фиксируются мероприятия и сроки их исполнения.

При подготовке к зиме проводится проверка и необходимый ремонт комплекса устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры: котельных, внутридомовых сетей, групповых и местных тепловых пунктов в домах, систем отопления, вентиляции. Выполняется промывка и гидравлические испытания, ремонт, поверка и наладка внутридомовой системы отопления. Работы по поручению жителей выполняют организации, управляющие многоквартирными домами (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК) или ресурсоснабжающие организации. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники помещений в МКД и органы жилищного надзора.

Подготовка многоквартирного дома

к прохождению отопительного периода

В соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. № 103 (далее – Правила № 103) потребители тепловой энергии, в том числе жилые многоквартирные дома (МКД) должны быть готовы к прохождению очередного отопительного сезона не позднее 15 сентября.

Основным условием подготовки жилых домов к зиме является их правильная техническая эксплуатация на протяжении всего года и своевременно проводимый текущий ремонт.

В зависимости от способа управления МКД обязанность по подготовке дома к прохождению очередного отопительного периода возлагается на:

  • управляющую компанию, обслуживающую МКД;
  • собственников МКД при непосредственном управлении;
  • ТСЖ, ЖСК.

План-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях должен быть составлен с учетом результатов весеннего осмотра жилых зданий и недостатков, выявленных в прошедший зимний период.

Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные, а также органы жилищного надзора.

Дату начала и окончания отопительного сезона устанавливают органы местного самоуправления. Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.

Органы местного самоуправления, учитывая предложения организации, которая занимается обслуживанием данного жилищного фонда, также определяют сроки начала и завершения подготовки к зиме каждого жилого дома и объектов инфраструктуры.

При подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимних условиях, согласно Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170) необходимо:

  • обеспечить к началу зимы качественный ремонт с устранением обнаруженных неисправностей наружных ограждающих конструкций: стен, крыш (особенно бесчердачных), перекрытий чердачных, над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов и установок с газовыми нагревателями (с проверкой тяги в дымоходах и состояния автоматики отопительных печей);
  • привести в технически исправное состояние водосточные трубы, территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от здания, в том числе от спусков (входов) в подвал, оконных приямков и отмосток;
  • обеспечить гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их примыкание к смежным конструкциям, а также нормальный температурно-влажностный режим подвальных и чердачных помещений.

Подготовке к зиме (гидравлическим испытаниям, ремонту, проверке и наладке) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла и горячей воды во все помещения и инженерные сооружения:

  • котельные (если их обслуживают жилищные организации),
  • силовые сети к зданиям, находящиеся на обслуживании жилищных организаций;
  • пункты (центральные и индивидуальные);
  • системы отопления, вентиляции и горячего водоснабжения.

Котельные, тепловые пункты и узлы должны быть обеспечены средствами автоматизации, контрольно-измерительными приборами, запорной регулирующей аппаратурой, схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС, приточно-вытяжной вентиляции, конструкциями с указанием использования оборудования при различных эксплуатационных режимах (наполнении, подпитке, спуске воды из систем отопления и др.), техническими паспортами оборудования, режимными картами, журналами записи параметров, журналами дефектов оборудования.

Должна быть выполнена наладка внутриквартальных сетей с корректировкой расчетных диаметров дросселирующих устройств на тепловом (элеваторном) узле.

Устройства газового хозяйства должны пройти наладку запорнопредохранительных клапанов и регуляторов давления на зимний период.

Оборудование насосных станций, систем противопожарного оборудования должно быть укомплектовано основным и резервным оборудованием, обеспечено автоматическое включение резервных насосов при отказе основных, отрегулировано и исправно.

В период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях организуется:

  • подготовка и переподготовка кадров работников котельных, тепловых пунктов, работников аварийной службы и рабочих текущего ремонта, дворников;
  • подготовка аварийных служб (автотранспорта, оборудования, средств связи, инструментов и инвентаря, запасов материалов и инструктаж персонала);
  • подготовка (восстановление) схем внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления и вентиляции, газа с указанием расположения запорной арматуры и выключателей (для слесарей и электриков по ликвидации аварий и неисправностей внутридомовых инженерных систем);
  • в неотапливаемых помещениях обеспечивают ремонт изоляции труб водопровода и канализации, противопожарного водопровода.

При наличии воды в подвалах следует ее откачать, отключить и разобрать поливочный водопровод, утеплить водомерный узел; обеспечить бесперебойную работу канализационных выпусков, смотровых колодцев дворовой сети и общих выпусков в торцах здания от сборного трубопровода, проложенного в подвале (техподполье).

В неотапливаемых помещениях в период подготовки к зиме следует проверить состояние и произвести ремонт изоляции труб водопровода и канализации, ЦО и ГВС, утеплить противопожарный водопровод.

Продухи в подвалах и технических подпольях на зиму можно закрывать только в случае сильных морозов.

Работы, выполняемые при подготовке жилых зданий к эксплуатации в осенне-зимний период, включают:

  • утепление оконных и балконных проемов
  • замена разбитых стекол окон и балконных дверей
  • утепление входных дверей в квартиры.
  • утепление чердачных перекрытий
  • утепление трубопроводов в чердачных и подвальных помещениях
  • укрепление и ремонт парапетных ограждений
  • проверка исправности слуховых окон и жалюзи
  • изготовление новых или ремонт существующих ходовых досок и переходных мостиков на чердаках
  • ремонт, регулировка и испытание систем центрального отопления
  • ремонт печей и кухонных очагов
  • утепление бойлеров
  • утепление и прочистка дымовентиляционных каналов
  • замена разбитых стекол окон и дверей вспомогательных помещений
  • консервация поливочных систем
  • укрепление флагодержателей
  • проверка состояния продухов в цоколях зданий
  • ремонт и утепление наружных водоразборных кранов и колонок
  • поставка доводчиков на входных дверях
  • ремонт и укрепление входных дверей

. Состав работ и сроки их выполнения отражаются в плане-графике, который составляется на неделю, месяц и год.

Работа по подготовке дома к зиме проводится подрядной организацией по обслуживанию жилых зданий и их инженерного оборудования. Это либо ресурсоснабжающая организация, с которой заключен договор поставки ресурсов, либо другая специализированная организация.

Городские специализированные предприятия, в собственности, аренде или в хозяйственном ведении которых находятся сооружения тепловодоснабжения и инженерные сети, несут ответственность за качество и сроки их приведения в полностью рабочее состояние к отопительному сезону.

. При подготовке МКД к отопительному периоду обязательно проведение промывки внутридомовой системы отопления и оборудования. Наиболее эффективным способом промывки является гидропневматическая промывка.

Для чего необходима промывка системы отопления?

Промывка системы отопления — это комплекс операций по удалению отложений в магистралях системы отопления.

Интересно! Практические наблюдения показали, что трубопроводы систем отопления с 10-летним стажем эксплуатации забиты отложениями более, чем на 50%. А каждый миллиметр в толщине отложений увеличивает расход топлива примерно на 20-25%.

Оценка готовности к отопительному периоду

По результатам проделанных работ проводится оценка готовности МКД к отопительному сезону. Осуществляется она путем проведения органами местного самоуправления поселений, городских округов соответствующих проверок.

В отношении МКД проверка осуществляется путем определения соответствия требованиям Правил № 103:

  • лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством управление многоквартирным домом и приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения. В отношении указанных лиц также осуществляется проверка проводимых ими мероприятий по подготовке к отопительному периоду;
  • лиц, являющихся собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, заключивших в соответствии с жилищным законодательством договоры теплоснабжения с теплоснабжающей организацией.

В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Ростехнадзора и жилищной инспекции.

В целях проведении проверки потребителей тепловой энергии к работе комиссии по согласованию могут привлекаться представители единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, а также организации, к тепловым и сетям которой непосредственно подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии.

Готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием:

. Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября в орган местного самоуправления.

Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее – акт).

В акте содержатся следующие выводы по итогам проверки:

  • объект проверки (многоквартирный дом) готов к отопительному периоду;
  • объект проверки (многоквартирный дом) будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией;
  • объект проверки (многоквартирный дом) не готов к отопительному периоду.

Оригинал акта проверки хранится в администрации муниципального образования, копии – в управляющей компании, ТСЖ, ЖСК или у собственников жилья (при непосредственном управлении).

Если дом не готов к зиме, комиссия составляет перечень замечаний со сроками устранения. Если готов, органы местного самоуправления в течение 15 дней выдают паспорт готовности к отопительному периоду. Неподготовленным домам паспорт не выдается. После исправления замечаний и повторной проверки, а также при положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

В зимний период следует обеспечить бесперебойную работу канализационных выпусков, смотровых колодцев дворовой сети и общих выпусков в торцах зданиях от общего трубопровода, проложенного в подвале.

После окончания отопительного сезона оборудование котельных, тепловых сетей и тепловых пунктов, всех систем отопления должно быть испытано гидравлическим давлением в соответствии с установленными требованиями.

Выявленные при испытаниях дефекты должны быть устранены, после чего проведены повторные испытания. Испытания тепловых сетей производятся в соответствии с установленными требованиями.

Спасибо за внимание!

На следующем занятии мы рассмотрим тему:

Читайте также: