Что такое обычное право австралийского племени

Обновлено: 29.04.2024

На самом маленьком континенте Земли, считающемся одновременно отдельным государством, до сих пор обитает автохтонное население. Аборигены Австралии проживают в резервациях, сохраняя привычный (часто бродячий) образ жизни. Их внешний вид относится к отдельной (малой) расе внутри экваториальной. Кто это?

Кто такие австралийские аборигены?

Как выглядит коренное население Австралии?

Австралийские аборигены разных мест все-таки связаны схожими чертами. Имеются в виду прогнатическое лицо (выступает его нижняя часть), густые курчавые волосы, темная кожа и толстые губы. Что касается кожи, от представителей малой негроидной расы австралоиды отличаются более светлой пигментацией. А еще их волосы не мелко, а крупнокучерявые. Нетрудно найти и другие отличительные особенности. Волосяной покров австралоидов намного гуще (у них растет борода в отличие от носителей классических негроидных типов). Но внутри самой упомянутой расы также имеются свои собственные виды. Итак…

Коренные жители Австралии

Баринеанский тип

Мюррейский тип

Карпентарийский тип

Приведенная в заголовке третья альтернатива австралоидной расы выдает себя сильней. Карпентарианцы заняли разные ландшафты северной трети окруженного морями государства. Самое темнокожее реликтовое население континента. Говоря о черепах, то они у северян короткие и узкие. Надбровные дуги максимально большие. Волос мало. Факты говорят: тут прослеживается много общего с некоторыми негроидами.

Современный образ жизни

Десятки сегодняшних аборигенов Австралии частично интегрировались в жизнь цивилизованного общества. Они живут в стационарных поселениях. Кое-кто работает. Однако даже новорожденным платят (дают грант). После вручают специальную карту. На нее люди покупают продукты (кроме алкоголя), а также краску, одежду, нужную утварь.

И все же основная масса местных добровольно изолировалась на землях, не занятых европейским по происхождению населением. Для того чтобы сохранить свой уклад: заниматься исключительно охотой, рыбной ловлей и собирательством. Исповедовать традиционные культы. Сохранять принятые веками назад племенные обычаи. Кочевать.

По темпу роста коренное население опережает белых австралийцев. В итоге избыток официально не трудоустроенных людей является главной причиной повышения преступности, в некоторых австралийских штатах очень опасной.

У местных в организме нет фермента для переработки алкоголя. Употребляя его, они начинают вести себя довольно делинквентно. Могут просто так убить прохожего. Вещи аборигенов не подвергаются стирке. Носят их до тех пор, пока те попросту не истлеют.

Языки и наречия

Австралоиды упомянутого государства никогда не сливались в единый народ. Они жили и живут первобытнообщинным строем, будучи разделенными на племенные союзы. У каждого из таких своя собственная речь. Лишь несколько языков интегрированы в семьи. Чаще присутствует лексика отдельных племен. Распространенные группы (языки) - это:

папуасская группа (на некоторых островах близ побережья материка).

Мало того, внутри каждого австралийского языка присутствуют говоры. Их очень много.

Практикуется двуязычие. Резервации, где белое население проживает близко, могут похвастать аборигенами, умеющими говорить по-английски. Но каждое племя изъясняется на свой манер, образуя десятки диалектов – пиджины. Сильно разнятся.

Многие аборигены помнят основные слова предков – вымерших уже австралоидов-тасманийцев. А часть коренного населения может понимать и папуасов Новой Гвинеи.

Традиции аборигенов

Сначала про обычай, который объединяет все коренные народности Австралии. Они отмечают общий День Мабо – аналог празднования независимости. Дело в том, что в колониальную эпоху было истреблено столько темного населения, что в некоторых районах материка его численность упала в 10, а в иных и в 20 раз. Аборигены Тасмании и вовсе исчезли с лица планеты.

Австралийские аборигены

Порядки из глубин веков

Аутентичной изюминкой большинства австралийских племен является традиция, хорошо известная туристам от гидов. Речь об австралийском народном суде. Обвиненный становится в огромный круг, образованный 20 мужчинами с копьями. Попавшемуся в первый раз кидают копья в ноги до колен, второй раз – выше колен, но не выше пояса. А вот рецидивисту не везет – острые пики со всех сторон летят ему в любое место, но до шеи. Самое же интересное, что бедолага все это время может уворачиваться от орудий.

АВСТРАЛИЙСКИЕ АБОРИГЕНЫ, коренное население австралийского материка, включающее некоторые прибрежные островные группы. Представлено двумя коренными народами, одним из которых являются коренные насельники Австралии, другим – островитяне пролива Торреса. Обладая в среднем одинаковым ростом с европейцами, этот темнокожий народ по расовому типу отличается от других народов и классифицируется как австралоидный. Островитяне пролива Торреса занимают многочисленные малые острова в проливе, отделяющем Австралию от Новой Гвинеи. Они, как и народы Новой Гвинеи, в основном меланезийского происхождения. При переписи 1991 года 228 709 человек идентифицировали себя как аборигенов, а 28 624 человека – как островитян пролива Торреса. Их доля в населении Австралии составила соответственно 1,36% и 0,17%.

Происхождение.

Заселение Австралии человеком началось, вероятно, 50 или 60 тыс. лет тому назад, хотя по некоторым гипотезам этот срок удлиняется и до 100 тыс. лет. Судя по имеющимся свидетельствам, народ, ставший аборигенным, прибыл в Австралию из юго-восточной Азии на плотах или каноэ. Однако вопрос о том, был ли процесс переселения относительно кратким по времени или растянутым на тысячелетия, и был ли он случайным или целенаправленным, остается все еще без определенного ответа.

Первоначальные насельники были собирателями, охотниками и рыболовами, нуждавшимися в территориях вблизи постоянных источников пресной воды. Когда численность какой-либо группы увеличивалась настолько, что пищевые запасы в пределах ее территории оказывались под угрозой исчерпания, от нее отделялась новая подгруппа для обживания новых земель; в итоге вся территория Австралии оказалась освоенной. По мере того как группы аборигенов сталкивались с новыми для них условиями окружающей среды и климата, стиль их жизни в различных частях континента адаптировался к местным условиям. Условия варьировались, начиная от саванны, тропических лесов и мангровых болот севера, от коралловых атоллов северо-восточного побережья, от районов лесов, лугов и пастбищ, а также приречных, озерных и дельтовых систем умеренного пояса юго-востока и юго-запада, до центральных и западных пустынь и до холодных субальпийских зон крайнего юго-востока. С течением времени произошла также и диверсификация культуры, приведшая к тому социальному, культурному и языковому разнообразию, которое было характерно для жизни австралийцев-аборигенов в 1788, когда на континенте начали появляться первые постоянные поселения европейцев.

Характер расселения.

Количественные оценки аборигенного населения на 1788 разнятся между собой. Общепринятая цифра равняется 350 тыс. человек, но некоторые оценки поднимают эту цифру до уровня 1-2 млн. Представляется вероятным, что эпидемии, принесенные еще до 1788 европейскими моряками и торговцами из Индонезии, выкосили значительную часть коренного населения. Оно распределялось неравномерно, будучи относительно плотным вдоль плодородных северных, восточных и юго-восточных полос побережья и немногих непересыхающих рек и редким – в тех полузасушливых и аридных регионах, которые покрывают три четверти земной поверхности Австралии.

Каждая отдельная группа вела полукочевой образ жизни в пределах своего района традиционного собирательства и оставалась главным образом в границах своей собственной территории, за исключением случаев церемоний и торговых обменов, когда разные группы собирались вместе. Со временем происходило, соответственно, отдаление групп друг от друга, и это проявлялось в языке и обычаях. К 1788 существовало около 500 различных групп, каждая со своим собственным языком или диалектом, со своей территорией и своими особенностями социальной организации и обычаев. Такие группы обычно называют племенами, хотя они и не обладали тем иерархическим политическим единством, которое ассоциируется с этим термином. Состоявшее зачастую из нескольких более мелких подразделений племя было известно обычно под единым названием. Центром, вокруг которого происходила жизнедеятельность каждой группы, служил источник воды либо какое-то место неподалеку от него. Он считался историческим домом членов данной группы и животных данного района. В мифах повествовалось о том, как предки и герои группы находили это место, совершали наиболее важные ритуалы и подвиги и там же умирали. Тот исторически неопределяемый период, когда, как считается, совершались эти деяния, аборигены называют Временем Сновидений, и оно служит источником вдохновения и самоидентификации для многих современных аборигенов.

Добывание пищи и орудия труда.

Каждая группа аборигенов обладала собственным запасом знаний относительно источников, способов добывания и приготовления пищи. Помимо соблюдавшихся некоторыми группами табу на определенные виды пищи большинство пользовалось смешанной и относительно богатой пищей из растительных и животных продуктов, состав которой изменялся в зависимости от времени года и условий местной среды. Питательные и целебные свойства природных ресурсов были хорошо известны, и существовали определенные способы их использования. Глубокое знание своих региональных ресурсов позволяло аборигенам выживать в таких условиях среды, которые европейские поселенцы считали чрезвычайно суровыми или непригодными для жизни.

Все изделия аборигенов имели природное происхождение, и разные группы вели обмен друг с другом для получения сырья из отдаленных местностей. Технология изготовления каменных орудий была сложной. Набор каменных орудий включал топоры, ножи, зубила, буравы и скребки. Из дерева аборигены изготовляли копья, копьеметалки, бумеранги, метательные палки, палицы, щиты, палки-копалки, блюда, палочки для разжигания огня, каноэ, музыкальные инструменты и различные церемониальные предметы. Скрученная из растительного волокна, шерсти животных и человеческих волос нить использовалась для изготовления веревок, сетей и нитяных мешков. Из волокон коры, тростника, пальмовых листьев и травы изготавливались корзины и ловушки для рыбы. В районах более прохладного климата обработанные шкуры животных сшивались вместе с помощью костяных игл для изготовления плащей и ковриков. Из раковин делались рыболовные крючки и различные украшения. Личные украшения состояли из наручных и головных повязок; подвесок, шейных ожерельев и браслетов, изготовлявшихся из раковин, кости, зубов и когтей животных, плетенных и витых волокон, а также из пучков перьев и меха.

Как и положено полукочевому народу, его инструмент и орудия труда считались лучшими, если они были легкими. Так, например, каменные орудия эволюционировали в сторону малых форм, а более крупные были многоцелевыми. Другими функциями бумеранга были палка-копалка, палица и музыкальный инструмент; копьеметалка могла использоваться в качестве зубила, если к ручке прикреплялся кремень, или как лезвие, если ее край был заострен.

Традиционная социальная организация.

Локальная группа обычно состояла из нескольких семей, занимавших определенную территорию (обычно называвшуюся имением), которая служила им базой и которой их предки владели со Времени Сновидений. Хотя эта земля и обладала большой ритуальной и эмоциональной значимостью, жизнедеятельность группы не ограничивалась ее пределами. Когда ей приходилось пересекать территорию соседних имений в целях добывания пищи, обмена или для совершения церемониальных действий, то ею соблюдались принципы взаимности, права собственности и правила добрососедского поведения.

Категорией родственных отношений между одним лицом и другим определялось взаимное поведение обоих лиц во всех случаях социальных и ритуальных действий с детства и до старости. Особенно важным был тот факт, что на основе принадлежности к этим категориям брачными правилами устанавливалась предпочтительность внутриплеменных браков (обычно между конкретными типами кузенов и кузин), позволительность одних и недопустимость других браков.

Племенная организация включала тотемические кланы, членство в которых определялось происхождением. Многие племена подразделялись также на (брачующиеся) половины; а у некоторых существовала система разделения на четыре или восемь секций, которые были подобны половинам, имели свои наименования, были экзогамными и не были локализованными. Межсекционные браки и происхождение секций определялись правилами, взаимоувязанными с брачными. Как следствие экзогамии происходило постоянное разделение и воссоединение групп по мере того, как члены одной группы вступали в брак с членами соседних групп, а их потомки в более поздних поколениях возвращались по брачной линии назад.

Тотемизм.

У всех аборигенных племен были тайные и священные тотемические ритуалы, центральной темой которых было представление тотемных животных и воспроизведение их мифических деяний. В мифах зафиксированы действия тех существ-творцов и предков, которые, часто в виде тотемных животных, впервые пришли на территорию племени, придали ей форму, завещали ей ее популяцию людей, животных и растений и установили соответствующие ритуалы, законы и священные места. Членство в тотемических группах было, как правило, патрилинейным. Членам таких групп полагалось сохранять мифы, заботиться о священных местах и символике, а также представлять созидательные деяния героев-предков. Считалось, что подобное действо обеспечивает приумножение источников пищи в соответствующее время года и гарантирует безопасное и надежное будущее группы.

Инициация.

Знания о мифах и ритуалах считались столь жизненно важными, что их охраняли как тайну, открываемую только для посвященных. Всем мужчинам надлежало проходить, обычно в юности, через длительный период соблюдения строгой дисциплины, различных табу и целого ряда обрядов. Их сила духа и стойкость испытывались, подвергаясь как воздействию психологического страха перед тем, что может произойти с ними в случае нарушения ими законов племени, так и таким болезненным процедурам, как обрезание, нанесение шрамов, вырывание зубов и депиляция. Центральной темой многих из этих действий служила ритуальная смерть и возрождение к жизни. За долгим периодом инициации следовал постепенный допуск к тайному и священному знанию группы.

Одним из важных для молодого человека следствий инициации было его полное принятие старшими членами группы – хранителями мифов и ритуалов. Их знания сохраняли преемственность со Временем Сновидений, а принятие этих знаний инициированным обеспечивало их передачу будущим поколениям. Лишь постепенно с достижением ими среднего возраста мужчины приближались к полному постижению значения Времени Сновидений и становились достойными занимать положение большой религиозной значимости. Более того, таким авторитетом освящался авторитет и общественный, и моральный. Таким образом, основой геронтократического управления аборигенным обществом служила религиозная вера.

Магические обряды, знахари и хилеры.

Искусство, музыка, танцы.

Искусство, музыка и танцы тесно переплетались с социальной и религиозной жизнью. Широко известное сегодня как корробори ночное исполнение песен и танцев имело место каждый раз, когда несколько групп устраивались на стоянку вместе. Мужчины с раскрашенными телами танцевали в ярко выраженном энергичном темпе. Женщины часто образовывали хор с одной стороны, но у них были и свои собственные танцы. Пели обычно в унисон, но на полуострове Арнемленд в Северной Территории, где имелись специалисты-песенники, были развиты и канонический тип пения и даже фуговая структура.

Значительная часть традиционной музыки – светская, но в случае церемониальных событий исполнялись священные песни. Большие песенные и танцевальные циклы, часто исполнявшиеся в связи с такими особыми событиями, как инициации и погребальные обряды, служили объектом обмена между группами и, в конечном счете, часто бытовали далеко от мест своего возникновения. Эти циклы все еще сохраняются, особенно в северных регионах, и последние годы отмечены их возрождением.

Широк диапазон визуального искусства. Резьба по камню и дереву, наскальная роспись, грунтовая скульптура, раскраска тела, изысканные головные уборы и сложные резные и деревянные фигуры связаны с тотемическими, инициационными и погребальными ритуалами. Оружие, утварь и украшения покрывают резьбой и красят, причем соответствующие узоры часто связаны с тематикой Времени Сновидений.

Региональные культуры.

При всей огромности расстояний и разнообразии региональных условий ее распространения аборигенная культура была единообразной в своей сути. Вариации в системе родства и социальной культуры имели общую тематику, как и вариации в языке. (Все известные языки и диалекты принадлежат к одной из двух основных языковых семей, и ни одна из них не кажется связанной с другими языками мира.)

Однако региональные культуры могут быть подразделены на крупные группы на основе их мифологии и ритуальной жизни. Для восточной трети континента характерны вера в небесных героев культуры, полированные каменные топоры, ассоциируемые с этими культурными героями, выдергивание зубов в качестве основной инициационной операции, а также сохранение трупов в течение всего периода траура.

На остальных двух третях континента наблюдается веерообразное распространение с северо-запада обряда обрезания как важной части инициации. Подобным же образом погребальный обычай размещения трупа на помосте (в ветвях деревьев с последующим ритуальным захоронением костей) распространен в направлении с северо-запада на значительной территории западной трети континента; при этом мифология этого региона сосредоточена на тотемических героях, чей путь оканчивался скорее в земле, чем на небе.

В мифах и ритуалах Арнемленда значительное развитие получила уникальная тема матери плодородия. В роли представляемого обыкновенно в человеческом облике героя чаще выступала мать, чем герой мужчина; именно она возглавляла группы своих мужчин и женщин или приводила предшествовавших им духов на соответствующие племенные земли и с помощью своих обрядов вызывала к жизни все природные виды живых существ. Разнообразие больших ритуалов в этом регионе (некоторые из них посвящены темам смерти и возрождения растений) поразительно по своему богатству.

Аборигены после 1788.

Начавшееся с 1788 заселение Австралии европейцами вызвало радикальные изменения в хозяйственной, социальной и религиозной жизни аборигенов. Сельская местность оказалась занятой городами, фермами и горными разработками. Процесс колонизации был во многих случаях насильственным. Аборигены оказывали сопротивление посягательствам поселенцев, прибегая обычно (и это было наиболее практичным для общества, построенного на основе малых автономных локальных групп) к практике партизанских нападений на отдаленные фермы поселенцев. В некоторых районах это сопротивление продолжалось многие годы, но было, в конечном счете, сломлено благодаря как численному превосходству поселенцев, так и превосходству огнестрельного оружия над копьем. Численность погибших при передвижении границы по континенту неопределенна, но по недавним оценкам эти цифры составляют 20 тыс. аборигенов и 3 тыс. поселенцев.

Политическая власть.

С медленным ростом численности аборигенов начало развиваться движение за их гражданские права (Aboriginal Advancement movement). Его целями было предоставление коренным народам, включая островитян пролива Торреса, полного объема прав и привилегий гражданства. Вплоть до конца 1950-х и начала 1960-х годов различные штаты им в этих правах отказывали, и государственные органы социального обеспечения взяли ориентир на ассимиляцию как на цель для устранения расового и культурного своеобразия аборигенов. В 1967 страна проголосовала за изменение конституции, чтобы обеспечить юрисдикцию федерального правительства в вопросах политики по отношению к коренному народу, и в 1973 правительство создало Управление по делам аборигенов. Этот орган спонсировал и поддерживал программы по жилищному строительству, образованию, здравоохранению, земельной собственности, бизнесу, а также по юридической и административной реформе. В 1991 на смену этому Управлению пришла Комиссия по делам аборигенов и жителей островов пролива Торреса, тратившая 900 млн. долларов ежегодно на поддержку принципа самоопределения аборигенов.

Поиски лучших мест работы, образования и условий здравоохранения вместе с механизацией тех работ фермеров и пастухов, в которых ранее требовался труд аборигенов, побудили многих аборигенов мигрировать в большие города. Крах промышленности по добыче жемчуга, в которой в прошлом было занято большое число жителей пролива Торреса, заставил многих из них перебраться на материк.

Наибольшие концентрации коренного населения в начале 21 века отмечались в крупных городах, часто в пригородах с низким социоэкономическим статусом, таких, как пригороды Сиднея Редферн и Маунт-Друитт. Штатом с самой большой численностью коренного населения является Новый Южный Уэльс (68 941 аборигенов-австралийцев и жителей пролива Торреса, или 1,2% от всего населения). Следующие штаты по численности коренного населения – Квинсленд (67 012, или 2,25%); Западная Австралия (40 002, или 2,52%); Северная Территория (38 337, или 21,88%); Виктория (16 570, или 0,39%); Южная Австралия (16 020, или 1,14%); Тасмания (8683, или 1,92%); и Территория Столицы Австралии (1768, или 0,63%).

По мере того как политическое движение аборигенов набирало силу, центр его внимания сосредотачивался на определенных ключевых вопросах. Первым из них было движение за земельные права, целью которого является возвращение конкретным общинам земель, некогда принадлежавших их предкам. К 1991 седьмая часть всей суши Австралии оказалась принадлежащей аборигенам. В 1992 Верховный Суд Австралии принял решение в пользу группы, требовавшей признания ее права традиционного владения землей на острове Муррей в проливе Торреса. Принятое в т.н. деле Мабо (названном так по имени истца – Эдди Мабо) решение опровергло ту юридическую посылку, что до своего освоения европейцами земля Австралии никому не принадлежала. Другой гражданский процесс был связан со смертью коренных жителей в полицейских участках и тюрьме. В результате целого ряда таких смертей в 1987-1991 специальная комиссия рассмотрела 91 дело и нашла, что они возникли на фоне действия исторических предубеждений и случаев лишения аборигенов прав владения. На Национальный совет по примирению с аборигенами, созданному по мотивам этих решений, была возложена задача разработки плана установления к 2001 гармонических отношений между коренными и другими народами Австралии. Однако сепаратистские настроения среди аборигенов и островитян пролива Торреса дали начало движению за суверенитет обоих народов, и за последние несколько лет каждая из групп ввела свой собственный флаг.

Аборигены Австралии до сих пор хранят привычный уклад предков. /Фото: tjapukai.com.au


Австралийские аборигены – очень загадочный народ. Населяя высокоцивилизованную страну с развитой инфраструктурой и существуя бок о бок с современными гражданами, эти люди продолжают оставаться самобытными и сохранять свою древнюю, почти первобытную культуру. Об уникальности коренного населения Австралии свидетельствует множество удивительных фактов.

1.Самые дикие из всех людей

Аборигены населяют Австралию примерно 50 тысяч лет, и 40 тысяч из них жизнь этих племен оставалась неизменной. Считается, что это самая отсталая из всех народностей мира, и таких древних, диких людей, к слову, на материке почти полмиллиона.

Большая часть аборигенов не обучена грамоте. /Фото:taylrrenee.com

В центральной части континента есть пустынная территория, на которой аборигены живут, как в древние времена – без телевидения, сотовых телефонов и других благ цивилизации. Поскольку тут нет школ, дети обучаются по радио. Население совершает древние обряды, а основной их деятельностью, как и 50 тысяч лет назад, остается охота и собирательство растений и кореньев. При необходимости эти аборигены могут съесть даже личинку насекомого или гусеницу. Здесь живет почти одна пятая всех австралийских аборигенов.

Впрочем, есть среди коренного населения и те, кто добился больших успехов и мирового признания. Это, например, художник Альберт Наматжира, писатель и журналист Дэвид Юнайпон, олимпийская чемпионка по легкой атлетике Кэти Фримен.

Кэти Фримен выиграла золото в беге на 400 метров на Олимпиаде 2000 года. /Фото:perthnow.com.au

2.Их подвергают дискриминации

Коренное население юридически уравняли в правах с обычными гражданам страны только в 1967-м, а до этого на континенте их считали людьми второго сорта.

В позапрошлом веке отношение европейцев к аборигенам было очень жестоким. /Фото:yablor.ru

Не все аборигены учатся и не вся австралийцы относятся к ним как к равным. /Фото:voanews.com

Дети, посещающие обычные школы, также утверждают, что подвергаются дискриминации. Хотя коренные австралийцы по натуре мягкие и генетически лишены агрессии, периодически они выступают с протестами, требуя дать им больше прав.

3.У аборигенов нет общего языка

У коренного населения с некоторых пор есть свой телеканал и он вещает на английском – это сделано для того, чтобы телепрограммы понимали аборигены со всех уголков страны. Ведь, когда в Австралию приплыли Европейцы, на континенте существовало около 600 наречий. Сейчас аборигенов стало намного меньше, но все равно у каждого австралийского племени свой язык, и в общей сложности их около двухсот.

Чтобы племенам было легче друг друга понять, 11 лет назад в стране заработал аборигенный телеканал на английском языке. /Фото:theconversation.com

Сейчас, в результате внедрения современного мира в культуру и быт аборигенов, многие из них более или менее знают английский язык. А вот язык аборигенов обычные австралийцы практически не понимают. Из неаборигенных граждан им владеют только старики, да и то не все.

4. В Австралии живут три типа аборигенов

Коренное население этого континента делится на три типа. У первого (барренианского) маленький рост и темная, почти черная кожа. Эти аборигены живут в основном в провинции Северный Квинсленд. У второго типа (карпентарийского) очень высокий рост и тоже довольно темная кожа, на которой практически нет растительности. Третья расовая разновидность (мюррейский тип) – это аборигены среднего роста с очень обильной растительностью на коже и густой копной волос на голове. Живут они главным образом в долине австралийской реки Мюррей.

Коренное население делится на три типа. /Фото:wikimedia.org

Все три типа аборигенов много тысячелетий назад приплыли на континент по морю. Предположительно – из Африки. Столь большие антропологические различия у этих групп связаны с тем, что каждая из них прибыла в Австралию в разное время и из разных мест.

5.Некоторые австралийские аборигены темнокожие и светловолосые

Примерно одна десятая часть жителей Соломоновых островов, расположенных на северо-востоке от Австралии – блондины. Сначала исследователи думали, что такие аборигены стали рождаться после контактов с европейскими мореплавателями. Однако генетические исследования показали, что светлые волосы этих диких людей – результат мутации, которая произошла еще несколько тысяч лет назад.

Натуральные блондины с Соломоновых островов. /Фото:fotocdn.net

Светловолосая бабушка-аборигенка с соплеменницами. /Фото:taylrrenee.com

6.Австралийцы изобрели бумеранг

Бумеранг – предмет, который сейчас известен во всем мире, много веков назад изобрели именно австралийцы. Подобные предметы использовали люди палеолита и в Европе, но наскальные изображения бумерангов, обнаруженные в Австралии – самые древние (им 50 тыс. лет). Кроме того, именно жители этого материка придумали возвращающийся тип бумеранга.

Первыми в мире использовать бумеранги начали именно коренные австралийцы. /Фото:orientaltravel.ru

Кстати, аборигены до сих пор используют его при охоте. Нижняя часть у австралийского бумеранга плоская, а верхняя – выпуклая. Есть у аборигенов и другие типы бумерангов, отличающиеся по форме и размеру, причем, у каждого свое назначение.

7.Религия аборигенов

По мнению аборигенов, жизнь на Земле сотворило некое божество, которое затем удалилось на небеса. Многие коренные австралийцы считали и продолжают считать, что, помимо физической реальности, есть мир духов (мир снов), с которыми можно встретиться на небе. Такие духи якобы управляют Солнцем, Луной и другими небесными светилами, но на то, что происходит в космосе, могут влиять и живые люди.

Ряд ученых утверждает, что древние наскальные изображения страуса эму, сделанные аборигенами, могут на самом деле быть фигурой, образованной в небе пылевыми облаками Млечного пути, которому австралийцы, как и инки, придавали большое мистическое значение.

Аборигены деревни Тьяпукай учат туристов своим обрядам. /Фото:getyourguide.com

Аборигены считают, что духи иногда могут спускаться на Землю, воспользовавшись деревом или лестницей, во время ритуальных обрядов, совершаемых племенами. И таких обрядов у племен много – например, посвящение в шаманы и праздник полового созревания мальчиков или девочек.

8.У аборигенов есть свой Стоунхендж

Множество базальтовых валунов высотой примерно метр, образующих ровные круги, некоторое время назад было обнаружено в пустынной местности примерно в 45 километрах от Мельбурна. Как выяснили ученые, этому сооружению не менее 10 тысяч лет, а значит, оно в два раза древнее известного английского аналога – Стоунхенджа.

Странные камни австралийских аборигенов могут быть аналогом Стоунхенджа. /Фото:xcom-hobby.ru

Эта группа камней играла у аборигенов какую-то важную роль. Вполне возможно, что данную каменную конструкцию древние люди могли использовать как космический календарь – определитель времени восхода и заката либо наступления времен года. Однако точных подтверждений назначения этой группы валунов, естественно, нет.

В Африке тоже осталось немало удивительных племен, обычаи и привычки которых нам кажутся весьма странными.

В первобытных племенах существовали определенные правила и традиции, которые регулировали отношения между представителями разных полов. Некоторые из них не воспринимаются современных цивилизованным обществом, но в аборигенов эти устои стали данью религии или установленным традициям.

Традиция обмена женами в аборигенов


Разные народы, что сохранили свои древние традиции, имеют необычные обычаи, связанные с интимной жизнью. Например, в аборигенов Австралии практиковался обмен женами между предстателями мужской стати. Это было связано с религиозными верованиями и ритуалами, которые несли определенное значение для первобытных племён.

Среди первобытных верований, одним из самых распространенных было поклонения духам, что населяли мир. Одним из таких существ был дух соития Кананинья.

Чтобы заслужить милость и расположение Кананиньи, первобытные австралийцы проводили ритуал обмена своими женщинами. Они верили, что этот обычай помогает очиститься от грехов и злых мыслей, которые жители племени совершали ранее. Вступление в сексуальные отношения с чужой женой сравнивалось с началом новой жизни и очищении от прегрешений.

Этнографы, изучающие обычаи и традиции австралийских аборигенов указывают, что в племенах часто проводили и любовные оргии, что также было частью ритуальных даров божеству.

Брак в традиционных обществах аборигенов


Брак был центральной чертой традиционных обществ аборигенов. Он диктовался потребностью в сохранении популяций и избегания кровного смешивания в закрытых обществах племен. Для этих целей, несмотря на свободу брачных традиций, они могли ограничиваться запретами на вступление в брак некоторых близких родственников и правилом экзогамии, то есть вступлением в брак вне своей группы.

Профессор Берндт, изучающий жизнь аборигенов, определил четыре ключевых правила, которые диктовали брачные обычаи:

Важным фактором при определении сторон в браке было уравновешивание родственных обязательств, включая взаимные обязательства между отдельными лицами, семьями или большими группами. Интересы сторон, их влечение или привязанность друг к другу считались второстепенными по отношению к этим обязательствам.

Модели семьи у аборигенов Австралии


Брачный возраст был очень разным для мужчин и женщин, а также в разных частях Австралии. Обычно девушка выходит замуж в возрасте полового созревания, а мужчины — не раньше двадцати лет или даже позже этого возраста.

Создание брачных союзов и связанные с этим обязательства были тесно связаны отношениями с землей. Духовная связь с землей включала в себя ряд ритуальных обязанностей, которые часто передавались по наследству по мужской или женской линии, либо по обоим. А брак был основным средством сохранения привязанности к земле.

Среди некоторых групп аборигенов браки часто были полигамными: с мужем, имеющим двух или более жен, но женщина могла иметь только одного мужа. Иногда было дозволено передавать жену в наследство в случае гибели мужа или его ранней смерти.

В большинстве групп не было единой церемонии бракосочетания, хотя отдельные действия, например, совместное использование костра, приводили к признанию брака сообществом.

Развод в обычаях австралийских аборигенов


Развод был частью обычной жизни и не порицался в племенах австралийских аборигенов. Он мог проходить по обоюдному согласию или в одностороннем порядке, без каких-либо особых формальностей.

При разводе предполагалось прекращение сожительства.

Если жена сбегала или каким-то образом покидала мужа без его согласия, он мог попытаться вернуть ее силой, наказать ее и ее любовника, или потребовать компенсации. Точно так же, если муж вступает в брак с другой женщиной, его жена могла по обычному праву провести ритуальную публичную драку с другой женщиной. Кто побеждал, с той и оставался мужчина.


Традиционно считалось, что аборигены Тасмании развивались отдельно от аборигенов Австралии по меньшей мере несколько тысяч лет. Недавние исследования, однако, показали, что в языках аборигенов Тасмании имеется немало общих слов с языками южных аборигенов Австралии [2] .

В расовом отношении аборигены Австралии образуют отдельную — австралоидную — расу.

Численность составляет 437 тыс. (2001, перепись), в том числе 26,9 тыс. чел. на островах Торресова пролива. Аборигены островов Торресова пролива культурно отличаются от прочих аборигенов Австралии, имея много общего с меланезийцами и папуасами.

Ныне большинство аборигенов опираются на государственную и иную благотворительность. Традиционные способы жизнеобеспечения (охота, рыболовство и собирательство, у части островитян Торресова пролива — ручное земледелие) почти полностью утрачены.

Содержание

До появления европейцев

Заселение Австралии происходило от 70-50 до 30 тысяч лет назад. Предки австралийцев пришли из Юго-Восточной Азии (в основном по плейстоценовому континентальному шельфу, но и преодолев не менее 90 км водных преград). С дополнительным притоком переселенцев, прибывших морем около 5 тыс. лет назад, вероятно, связано появление на континенте собаки динго и новой каменной индустрии. До начала европейской колонизации культура и расовый тип австралийцев претерпели существенную эволюцию.

Колониальный период

Ко времени появления европейцев (XVIII век) численность аборигенов составляла около 2 миллионов, объединённых в более чем 500 племён, имевших сложную социальную организацию, различные мифы и ритуалы и говоривших более чем на 200 языках.

Колонизация, сопровождавшаяся целенаправленным истреблением австралийцев, обезземеливанием и вытеснением в экологически неблагоприятные районы, эпидемиями, привела к резкому снижению их численности — до 60 тыс. в 1921 году. Однако государственная политика протекционизма (с конца XIX века), в том числе создание охраняемых властями резерваций, а также материальная и медицинская помощь (особенно после 2-й мировой войны) способствовали росту численности австралийцев.

К середине 1990-х годов численность аборигенов достигла примерно 257 тыс. человек, что составляет 1,5 % всего населения Австралии.

Астрономические и космологические представления в мифологии аборигенов

Австралийские аборигены считали, что существует не только наша физическая реальность, но и другая реальность, населенная духами предков. Наш мир и эта реальность пересекаются и взаимно влияют друг на друга [5]

В мифологии аборигенов большое внимание уделяется объектам звездного неба. При этом остаётся неясным, изображались ли небесные объекты в наскальных росписях аборигенов. Предполагается, что некоторые стилизованные изображения страуса эму относятся к известному по всей Австралии небесному объекту, образованному тёмными пылевыми облаками Млечного Пути [7] . Интересно, что тёмным облакам Млечного пути придавалось определяющее значение также и в астрономии инков.

Несмотря на наличие у аборигенов определенных сведений о небе и объектах на нём, а также на отдельные попытки использовать небесные объекты в календарных целях, нет сведений о том, что какое-либо из племен аборигенов использовало календарь, связанный с фазами луны; не использовались небесные объекты и для навигации [7] .

Современное положение

В настоящее время темпы роста численности аборигенов (в силу высокой рождаемости) значительно превышают среднеавстралийские, хотя уровень жизни существенно ниже среднеавстралийского. В 1967 году ранее предоставленные аборигенам гражданские права были закреплены юридически. С конца 1960-х гг. развивается движение за возрождение культурной самобытности, за обретение юридических прав на традиционные земли. Во многих штатах изданы законы, предоставляющие земли резерваций в коллективное владение австралийцев в условиях самоуправления, а также охраняющие их культурное наследие.

Известными представителями австралийских аборигенов являются художник Альберт Наматжира, писатель Дэвид Юнайпон, футболист Дэвид Виррпанда, телеведущий Эрни Динго, актёр и рассказчик Дэвид Галпилил (Гулпилил), певица Джессика Мобой (смешанного австралийско-тиморского происхождения).

С 2007 года в Австралии существует Национальное аборигенное телевидение Австралии, работающее наряду с др. вещанием для национальных общин страны SBS (транслирует на 68 языках, включая русский). Эти программы, начатые как внутреннее вещание, с развитием сети Интернет теперь доступны по всему миру. Хотя Национальное аборигенное телевидение Австралии работает на английском языке из-за неразвитости аборигенных диалектов, оно предоставляет возможность внутренней и международной аудитории изучать аборигенные языки с помощью телеуроков, запущенных с 2010 года.

Читайте также: