Что такое обеспечение безбарьерного доступа в школу

Обновлено: 30.06.2024

Доступность объектов и услуг – это возможность посещения мест, зданий и помещений, возможность получения услуг, пользования приспособлениями для всех: и для обычных людей и для маломобильных граждан, в том числе инвалидов разных категорий.

Безбарьерная доступная среда – социально-ориентированная инфраструктура, построенная таким образом, чтобы каждый человек мог в полной мере получать все услуги и пользоваться всеми благами, независимо от своих физических возможностей. Граждане с ограниченной подвижностью или мобильностью, а также инвалиды всех категорий должны иметь такой же доступ ко всей инфраструктуре, как и люди, не имеющие физических ограничений.

При организации безбарьерной среды необходимо проследить, чтобы все значимые объекты, продукты и услуги были без каких-либо ограничений доступны всем гражданам, нуждающимся в особых условиях:

  • дети в возрасте до 7 лет;
  • мамы с детьми в колясках;
  • женщины на поздних сроках беременности;
  • пожилые люди;
  • люди, перемещающиеся при помощи костылей или ходунков;
  • инвалиды в креслах-колясках;
  • люди, возможности которых ограничены временно (переломы и другие серьезные травмы);
  • инвалиды с частичной или полной потерей зрения или слуха;
  • люди со сниженными когнитивными и ментальными способностями.

Доступность объекта включает три ключевых аспекта:

Архитектурную доступность >>

Данное понятие подразумевает, что организация безбарьерной среды производится так, чтобы для всех граждан полной доступностью обладали следующие зоны объекта:

  • все пути перемещения внутри объекта, а также пути эвакуации;
  • вход и прилегающая территория;
  • функциональные зоны (места, где проводятся целевые мероприятия);
  • зоны обслуживания (кассы, гардеробные и прочее);
  • медпункты;
  • санитарные и служебные помещения.

Информационную доступность >>

В понятие информационной доступности входят такие составляющие как:

  • средства навигации и ориентирования;
  • бумажные источники информации;
  • информационные материалы в интернете.

о всем трем составляющим предоставляются требования. Рассмотрим каждую из них, а также требования к ним подробнее.

Средства навигации и ориентирования

Правильно организованная универсальная безбарьерная среда подразумевает, что каждому посетителю, независимо от физических возможностей, должно быть гарантировано получение информации, важной при посещении данного объекта. Для этого используются визуальные, звуковые или тактильные носители информации.

Систему доступного информирования можно назвать эффективной, если посетители с нарушениями зрения или слуха могут без существенных ограничений пользоваться всеми предоставляемыми услугам, а также без труда ориентироваться в пространстве, не прибегая к помощи окружающих.

Доступная система ориентирования должна обеспечивать:
- возможность доступа к необходимой информации в любой момент;
- своевременное информирование в экстренных случаях;
- однозначное восприятие информации посетителями.

Чтобы обеспечить максимальную простоту восприятия информации, необходимо использовать единую систему знаков и символов в пределах предприятия или другого объекта. Создание универсальной безбарьерной среды проводится с соблюдением международных стандартов, чтобы лицам с ограниченными возможностями было проще ориентироваться. Важно, чтобы информационные и навигационные знаки позволяли людям с инвалидностью быстро находить такие объекты как:

  • парковочные места;
  • вход и выход;
  • зоны посадки в транспорт и высадки из него;
  • пункты сервисного обслуживания (справочные, кассы, приемная администратора);
  • лифты и подъемники;
  • служебные помещения;
  • пути перемещения и эвакуации.

Печатные информационные материалы

Все печатные материалы с описанием местности, а также особенностей предоставляемых услуг должны подчиняться стандартам, регламентирующим такие характеристики текста как шрифт, цвет, размер, контрастность и прочее. Для лиц с ослабленным зрением предусмотрены дополнительные форматы подачи текстового материала, дублирующие или заменяющие основные надписи:

- Шрифт Брайля;
- Large Print;
- Easy Read.

Доступные интернет-ресурсы

Современный интернет предоставляет новые механизмы для взаимодействия с пользователями, имеющими ограничения разной природы. Специальные устройства с альтернативными методами ввода и вывода данных обеспечивают формирование безбарьерной среды и для пользователей сети. Однако и сами сайты необходимо адаптировать для максимально простого восприятия широкой аудиторией. Детальные требования к веб-страницам для посетителей с частичной потерей зрения прописаны в стандарте ГОСТ Р 52872-2007.

Ключевые требования к сайтам для слабовидящих:

  • логичная и наглядная навигация;
  • структура таблиц должна быть максимально простой (без глубокой вложенности), чтобы доступ к каждой ячейке можно было получать последовательно;
  • по возможности следует отказаться от вложенных файлов, для открытия которых требуется дополнительный софт;
  • недопустимо использовать графический код подтверждения (капчу);
  • изображения и гиперссылки должны иметь текстовое пояснение (чтобы его смог озвучить голосовой ассистент смартфона или другого устройства);
  • контрастность, четкие шрифты без лишних засечек;
  • Возможность изменения размера шрифта.
  • возможность менять размер шрифта.

Графические элементы, присутствующие на странице, можно сопровождать не только текстовыми пояснениями, но и небольшими аудиозаписями, максимально точно описывающими изображение, график или другой элемент. Для людей с нарушениями слуха все аудиофайлы и видеоролики следует сопровождать субтитрами или давать ссылку на скачивание полной текстовой расшифровки файла. А при помощи формата Easy Read можно облегчить восприятие информации для людей с когнитивными и ментальными нарушениями разной степени.

Доступность услуг >>


Данное понятие состоит из трех основных элементов:

  1. Доступность зоны, в которой предоставляются услуги. Сюда входят:

- физическая доступность объектов социальной инфраструктуры (ОСИ);

- доступность средств, обеспечивающих навигацию и ориентирование на ОСИ.

  1. Доступность средств, информирующих об наличии и особенностях услуг. В этом пункте подразумеваются следующие аспекты:

- наличие информации об услугах для инвалидов с детальным описанием по категориям;

- маршруты движения с разметкой зон, адаптированных для инвалидов с разными категориями.

Также этот пункт включает наличие средств для получения информации людьми с различными ограничениями восприятия непосредственно при оказании услуг.

  1. Качество управления рабочими процессами на ОСИ - здесь оцениваются такие аспекты как:

- качество обслуживания потребителей;

- чистота самого объекта и прилегающего участка;

- наличие внутреннего мониторинга качества.


Принципы универсального дизайна

  • Равенство и удобство.
    Воспользоваться услугой или продуктом может каждый человек, вне зависимости от физических возможностей, а также наличия различных ограничений.
  • Гибкость использования.
    Следует учитывать все потенциальные предпочтения разных людей, зависящие от их возможностей и способностей.
  • Интуитивно понятный дизайн.
    Современные принципы универсального дизайна подразумевают, что любой пользователь может разобраться, как воспользоваться продуктом или услугой, даже не имея соответствующего опыта и не зная языка для прочтения инструкции.
  • Простота восприятия информации.
    Независимо от текущей степени концентрации пользователя и других особенностей его восприятия, всю необходимую информацию он должен получать в максимально доступной форме.
  • Минимизация риска ошибок.
    Продукт не должен представлять опасности, даже будучи использованным неправильно или не по назначению.
  • Минимум физических усилий.
    Каждый человек, независимо от своего физического состояния должен иметь возможность воспользоваться продуктом или услугой, не прикладывая излишних физических усилий.

Концепция универсального дизайна

Главная задача универсального дизайна – сделать окружающий мир приспособленным для максимально удобного проживания всех людей, независимо от их физических возможностей. Достижения современной медицины позволили существенно повысить выживаемость людей после серьезных травм, и каждый случай инвалидности при этом индивидуален.

В разных случаях это могут быть такие ограничения как:

  • снижение амплитуды и скорости движений;
  • ограничения восприятия (слух, зрение);
  • осложнение коммуникаций (расстройства речевого аппарата);
  • полная невозможность выполнять определенные действия;
  • снижение ментальных и когнитивных способностей.

Универсальный дизайн для инвалидов подразумевает адаптацию для всех людей с ограниченными возможностями, без привязки к конкретной категории. Любой человек должен иметь возможность полноценно воспользоваться предметом, независимо от того, какие конкретно ограничения у него присутствуют.

Чтобы соответствовать этой концепции, дизайн должен быть предельно простым. Независимо от интеллектуальных способностей, а также степени сосредоточенности пользователь должен понимать, как воспользоваться предметом, даже не имея опыта его использования. Важно, чтобы для использования было достаточно незначительного усилия, требуемое движение имело минимальную амплитуду, а также был исключен риск ошибки из-за неверного движения.

В настоящее время теоретические основы универсального дизайна активно развиваются в связи с повышенным интересом мирового сообщества к данной проблеме. Однако даже существующих на данный момент наработок достаточно для создания хотя бы в ограниченном пространстве такой среды, в которой могли бы комфортно себя чувствовать любые люди, независимо от возраста и имеющихся проблем со здоровьем.

безбарьер

Внимание государства к проблемам инвалидов усиливается — в частности, корректируются требования по обеспечению доступности объектов и предоставляемых услуг. Узнаем, к чему должен быть готов руководитель объекта социальной инфраструктуры в ближайшей перспективе.

Госдума в первом чтении приняла проект федерального закона N 480719-6, вносящий изменения в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов. Проект, среди прочего, затрагивает деятельность учреждений и организаций социальной сферы. Предполагается, что положения закона вступят в силу с 01.01.2016.

Что будут обязаны сделать органы власти?

Изменения прежде всего коснутся функций и обязанностей органов власти всех уровней. К функциям прибавляется установление условий обеспечения доступности для инвалидов на подведомственных объектах. Обязанности будут дополнены разработкой порядка обеспечения условий доступности и самим обеспечением.

В течение 6 месяцев после вступления закона в силу Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ должны будут привести свои нормативные правовые акты в соответствие с принятым законом.

Будет определен переходный период, в течение которого органы власти утвердят и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по улучшению доступности для инвалидов объектов и услуг. Порядок и сроки разработки указанных мероприятий определит Правительство РФ.

В течение 6 месяцев после вступления закона в силу органы власти должны будут включить в административные регламенты предоставления государственных или муниципальных услуг требования по обеспечению условий доступности государственных и муниципальных услуг для инвалидов.

В каких помещениях будут предоставляться госуслуги?

Библиотеки станут доступнее. Что изменится?

Как изменится оснащение медорганизаций?

Как музеи адаптируются под потребности инвалидов?

Порядок определяет минимальные требования, стандарты и руководящие ориентиры, направленные на обеспечение доступности для инвалидов музеев, включая возможность ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями, доступность информации о музеях посредством информационно-коммуникационных технологий и систем.

Собственнику (пользователю) музея будет вменена обязанность обеспечить доступность для инвалидов музейных предметов и музейных коллекций, которые доступны для широкой публики. Под обеспечением доступности понимаются меры по выявлению и устранению препятствий (барьеров), мешающих доступу инвалидов в музеи наравне с другими лицами.

Предполагается, что действие порядка будет распространяться на юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в области эксплуатации и содержания музеев, организации работы музеев (в том числе на уполномоченные вышестоящие органы), составления задания на проведение работ по капитальному ремонту или реконструкции зданий (помещений) музеев.

В проекте указано, что нормы порядка могут не применяться, если обеспечение доступности может оказать негативное воздействие на состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций. В этом случае собственник (пользователь) музея обязан обеспечить доступ к музейным предметам и музейным коллекциям в дистанционном режиме при помощи соответствующего интернет-ресурса, предусмотрев в нем версию для слабовидящих.

Инвентаризацию музеев, музейных предметов и музейных коллекций, к которым возможно обеспечение доступа инвалидов, должны будут провести органы государственной власти РФ, уполномоченные в области организации и развития деятельности музеев и музеев-заповедников.

Условия обеспечения доступа инвалидов к музейным предметам и музейным коллекциям устанавливает собственник (пользователь) музея. Эти условия должны будут включать следующие основные требования обеспечения доступности музеев для инвалидов:

— обеспечение возможностей самостоятельного передвижения инвалидов по территории, в том числе с использованием кресел-колясок, специальных подъемных устройств, кратковременного отдыха в сидячем положении, а также надлежащее размещение оборудования и носителей информации;

— сопровождение инвалида, имеющего стойкие нарушения функции зрения, сотрудником музея, ознакомление с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией, допуск тифлосурдопереводчика;

— допуск собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего специальное обучение животного, в случае если экспозиционные площади музеев располагаются на открытых площадках или в помещениях, позволяющих осуществлять такой допуск;

— дублирование голосовой информации текстовой, надписями и (или) световыми сигналами, допуск сурдопереводчика.

В проекте приказа указано, что если основные условия доступности могут быть созданы несколькими способами, то собственник (пользователь) музея обязан использовать каждый из этих способов.

Если музей невозможно будет полностью приспособить для нужд инвалидов, собственник (пользователь) музея должен будет принять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Такие меры необходимо согласовать с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих деятельность на территории, где расположен музей.

На сайтах, содержащих информацию о музеях, в том числе на сайте собственника (пользователя) музея, должна быть предусмотрена версия для слабовидящих.

Доступность спортивных сооружений

Для создания доступной среды для инвалидов Минспорт разработал Методические рекомендации, выполнение которых обеспечивает доступ спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей к спортивным мероприятиям, с учетом особых потребностей инвалидов. Документ включает рекомендации по обеспечению общей доступности объектов спорта, обеспечению доступа спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей к физкультурным и спортивным мероприятиям, а также по предоставлению информации указанным категориям.

В частности, рекомендуется создавать на объектах спорта специальную парковку для транспорта инвалидов, зону выгула для собак-проводников, особые акустические условия в зоне регистрации и др.

Места для размещения инвалидов из числа зрителей-колясочников рекомендовано располагать равномерно в различных секторах трибун, чтобы зрители могли выбрать желаемый сектор обзора арены и ценовую категорию билетов.

При создании средств информации рекомендуется учитывать потребности инвалидов с нарушением слуха и зрения. При проведении физкультурного или спортивного мероприятия для помощи инвалидам с сенсорными нарушениями рекомендовано на объектах создать понятную систему информационных знаков и указателей.

Там, где это целесообразно, рекомендуется использовать указатели и информационные знаки в следующих форматах: визуальный формат, рельефный шрифт и шрифт Брайля, звуковой формат; желательно размещать указатели на русском и английском языках. Для инвалидов с нарушением слуха рекомендуется предусмотреть наличие вспомогательных слуховых устройств, службы сурдопереводчиков.

На сайте Минспорта также размещены проекты стандартов организации (СТО) по повышению доступности для инвалидов. Один проект — Требования обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения для занятий паралимпийскими и сурдлимпийскими видами спорта, устанавливающие общие и специальные требования к обеспечению доступности спортивных сооружений, предназначенных для занятий паралимпийскими и сурдлимпийскими видами спорта. Проекты двух других СТО касаются требований к оснащению специальным спортивным оборудованием и инвентарем для занятий паралимпийскими и сурдлимпийскими видами спорта и устанавливают перечень оборудования, инвентаря и экипировки для зон проведения соревнований и учебно-тренировочного процесса спортивных сооружений и требования к таким оборудованию, инвентарю и экипировке.

Безбарьерная среда в образовательных организациях

Для решения проблемы доступности образования уже реализуется проект по развитию системы обучения на дому с использованием дистанционных технологий. За 2009 — 2011 гг. системой были охвачены более 70% от общего числа детей, которым это показано.

Удельный вес численности детей-инвалидов, обучающихся в не являющихся специальными (коррекционными) классах общеобразовательных организаций, в общей численности детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных организациях, является Одним из целевых индикаторов Госпрограммы и входящих в нее подпрограмм. Именно этот показатель характеризует доступность образовательных услуг для детей-инвалидов.

В результате реализации Госпрограммы всем детям-инвалидам будет предоставлена возможность освоения образовательных программ общего образования в форме дистанционного образования и электронного обучения.

В целях создания безбарьерной среды обучения для инвалидов кроме развития программ дистанционного обучения предусмотрены также подготовка и повышение квалификации специалистов для сопровождения спецобучения, развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, методическая поддержка реализации дистанционных общеобразовательных программ, реализация мероприятий по обучению детей-инвалидов по адаптивным образовательным программам.

Модернизация инфраструктуры системы образования также будет направлена на создание безбарьерной среды, необходимой для обеспечения полноценной интеграции детей-инвалидов, которым это показано, в образовательный процесс.

Субъекты РФ должны будут реализовать программы обеспечения качественного образования для инвалидов, включающие меры по созданию безбарьерной среды, развитию инфраструктуры и технологий дистанционного обучения.

Согласно данной Программе увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций должна увеличиться до 20% к 2016 г. (с 2,5% в 2010 г.).

Кроме того, субъекты РФ (муниципальные образования) на условиях софинансирования должны участвовать в реализации мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе созданию универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащению общеобразовательных организаций специальным оборудованием, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом.

Минобрнауки должно разработать методические рекомендации и предложения по внедрению механизмов, обеспечивающих доступность услуг в сфере образования для различных категорий детей-инвалидов, в частности по созданию безбарьерной школьной среды, а также методические материалы с рекомендациями по внедрению моделей реализации индивидуальной программы обучения детей-инвалидов.

Штрафы за нарушение прав инвалидов

Так, согласно изменениям, вносимым в КоАП РФ, штраф за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры будет увеличен с 20 — 30 тыс. руб. до 50 — 100 тыс. руб.

К условиям организации инклюзивной образовательной среды мы относим:

-преемственность дошкольного и школьного образования на уровне дидактических технологий, образовательных программ, воспитательного пространства учреждений. Совместная деятельность специалистов детского сада и школы осуществляется на основе сотрудничества по выработке совместных решений в сфере создания педагогических условий инклюзии. Сотрудничество осуществляется в следующих формах: совместное проведение педагогических советов и совещаний, родительских собраний, воспитательных мероприятий, занятий в школе будущего первоклассника; комплексное и многоуровневое сопровождение участников образовательного процесса: педагог (научный руководитель, администрация), обучение детей (дефектолог, психолог, родители) и социализация детей (психолог, родители, волонтеры).

Сопровождение участников образовательного процесса реализуется посредством следующих инновационных технологий, которые в совокупности реализуют комплексный разноуровневый характер сопровождения участников педагогического процесса: технология адаптации ребенка к новому образовательному уровню; технология сопровождения педагога; технология помощи ребенку в процессе обучения; технология взаимодействия с семьей; технология воспитания личности [1].

Основные подходы в учебно-воспитательной работе школы базируются на внедрении в практику педагогов различных форм индивидуального сопровождения ребенка на основе системной совместной работы с дефектологом и врачами, реализации здоровьесберегающих и развивающих технологий по следующим направлениям: социальное развитие, охрана здоровья и жизнеобеспечения, интеллектуальное и эстетическое развитие, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Одним из компонентов инклюзивного образования специальных коррекционных школ является коррекционная работа, которая ведется по следующим направлениям: комплексный подход и долговременная система коррекционно-образовательной работы с учащимися; максимально возможное развитие потенциала социальных и профессиональных возможностей учащихся; преемственность процесса образования во всех звеньях: урок, коррекционное занятие, внеурочная деятельность. Организация образовательного процесса в школе реализуется с помощью медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах обучения.

В основу образовательной системы школы легли следующие положения: учёт и использование ограниченных психофизических возможностей детей; активизация учебно-познавательной деятельности, психических и индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья; организация речевой среды как условие овладения учащимися средствами общения; вариативность учебных программ для детей с различным психическим развитием; гибкость в подборе учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями детей; использование компьютерных программ с целью активизации учебно-познавательной деятельности, формирования и расширения представлений об окружающем мире у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование выступает для отечественной системы образования определенной инновацией, следовательно, требует грамотного управления на всех этапах его моделирования и внедрения. Эффективность инклюзивного образования предполагает создание комплекса условий, среди которых основными выступают: готовность специалистов к реализации инклюзивного педагогического процесса (включает все виды готовности: личностной, профессиональной, психологической и др.), гуманистическая система воспитания, включающая формирование нравственно-психологического климата внутри коллектива; организация коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения развития и социализации детей .

Все особые дети нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, однако каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель образования. Следовательно, главной целью - является самореализация выпускников в социальном включении. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения. Это достижимо, если в ближайшие годы строить учебно-воспитательный процесс на основе всестороннего изучения личности школьника путем активизации деятельности социальной и психолого-педагогической службы в школе, научно обоснованного диагностирования, анализа динамики развития каждого ребенка, создания соответствующих условий для удовлетворения его растущих потребностей и активного участия в жизни социума. С учетом анализа образовательной ситуации в школе, социума микрорайона, потребностей учащихся, социального заказа родителей, педагогический коллектив наметил пути устранения и решения выявленных противоречий и проблем: развивать систему психолого-педагогического сопровождения детей и подростков для дальнейшей социализации; совершенствовать работу родительского всеобуча по гражданской позиции обучающегося, воспитанника; расширять реабилитационное пространство за пределами учреждения, вводить новые профили трудового обучения; контролировать соответствие избранной реабилитационной программы реальным достижением и уровнем развития личности ребенка; совершенствовать предпрофильную и профильную подготовку обучающихся, воспитанников; внедрять в педагогический процесс учреждения социально- культурные технологии познания, развития и воспитания; проводить поиск и использование специфических средств обучения и развития, развивать дифференцированное, пошаговое развивающее обучение, учитывающее несформированность воспитанников целого ряда базовых механизмов, выявлять возможности межпредметных связей и создавать интегрированные курсы, использовать формы и методы работы, повышающие интерес детей к процессу познания и мотивации учения; осуществлять комплекс мер по совершенствованию системы оздоровления детей и формированию здорового образа жизни, по охране и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников через реализацию здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.

Создание всеобъемлющих условий для получения образования обучающимися с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

За последние десятилетия в нашей стране увеличилось число детей, имеющих нарушения в раз­витии в самых разнообразных проявлениях. Родители чаще стали оставлять таких детей на воспита­ние в семье, а не отказываться от них и не сдавать их в закрытые государственные учреждения. В конце концов, это привело к резкому увеличению числа детей, оставшихся без возможности полу­чить образование, и семей, лишенных социально-психологической помощи ввиду неподготовленно­сти ни законодательной, ни коррекционно-образовательной практики. В связи с этим ребенок был изолирован от общества и постепенно утрачивал шанс адаптироваться к жизни в обычной социаль­ной среде.

Вместо концепции интеграции, т.е. создания специальных условий для детей с особыми потреб­ностями в рамках существующей системы, без изменения самой системы, сейчас большее предпочте­ние отдают концепции инклюзивного образования, основной целью которого является изменение школ в соответствии с потребностями всех учеников.

Саламанкская декларация (1994 год 92 страны) определяет инклюзию как реформу, поддерживающую и приветст­вующую различия и особенности каждого ученика. Ее цели — избежать социальной дискриминации, являющейся следствием различий в поле, расе, культуре, социальном классе, национальности, рели­гии и индивидуальных возможностях и способностях. Однако эта концепция не нашла универсально­го применения.

При применении медицинского подхода родители часто получают искаженную информацию от медицинских, социальных работников и психологов о реальных возможностях своего ребенка и подходящем для него способе получения образования. Причем наиболее вероятные в этом случае ре­комендации — обучение ребенка в специализированной школе, детском саду или на дому, и родите­ли часто их принимают.

В рамках инклюзивного подхода каждая школа или учреждение еще на этапе планирования своей деятельности, образовательных программ и т.д. учитывает ожидаемые возможные индивидуальные потребности всех учеников. Именно такого подхода требует от школ Закон о дискриминации инва­лидов и другие действующие законы. Для этого в общеобразовательном учреждении, по согласова­нию с учредителем и с учетом интересов родителей (законных представителей), могут открываться классы компенсирующего обучения; органы управления образованием, по согласованию с учредите­лем, могут открывать в общеобразовательном учреждении специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в развитии. Перевод (направление) обучающихся в специальные (кор­рекционные) классы осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) обучающихся по заключению комиссии, состоящей из психологов, меди­цинских работников и педагогов.

Одна из опасностей, которые подстерегают, когда мы включаем в класс ученика с проблемами в развитии — возникновение атмосферы снисходительности к нему. Обучение ребенка с особыми потребностями в обычном классе — это не благотворительный акт. Он учится в нем, потому что там учатся остальные дети, потому что это лучший подход к обучению и потому что именно там дети встречаются друг с другом чаще всего.

Существуют следующие виды включения в образовательном учреждении:

Для практического внедрения инклюзивного обучения необходимо решить проблемы, связанные не только с материальной базой, но и с неготовностью учителей к осуществлению своей профессио­нальной деятельности в новых условиях. Поэтому необходимо внести изменения в процесс подготов­ки будущих учителей. Каждый специалист должен обладать определенным уровнем сформированно- сти инклюзивной компетентности в области образования.

Основная цель программы Доступная среда

Программа направлена на оказание помощи инвалидам, обеспечение их интеграции в общество. Мероприятия нацелены на то, чтобы они не чувствовали себя ущемленными, не ощущали преграды в доступе к объектам инфраструктуры – аптекам, общественному транспорту, учреждениям здравоохранения. Приспособления ориентированы не только на тех граждан, которые передвигаются в колясках, но и на тех, у кого есть проблемы со слухом, зрением.

Проект

  1. Внедрение достижений науки, техники в инфраструктуру для того, чтобы адаптировать ее под людей с инвалидностью.
  2. Обеспечение санаторных, образовательных и учреждений здравоохранения приспособлениями для реабилитации.
  3. Повышение количества льготных мест в школах, университетах и иных образовательных учреждениях.
  4. Разработка новых проектов объектов инфраструктуры, которые могли бы быть адаптированными под инвалидов.
  5. Формирование поощрений для организаций, работающих с данными лицами, оказывающих им помощь.
  6. Налаживание социальных связей между ослабленной категорией граждан и основным обществом.

Проведение федеральной программы Безбарьерная среда для инвалидов продолжается с 2011 по 2025, а это значит, что сейчас позади больше половины проведенных подпрограмм и достигнутых задач.

Приспособления для инвалидов в государственных учреждениях

Помещения государственных учреждений не отличаются от иных зданий, поэтому оснащаются как кинотеатры, музеи, аптеки, магазины, общественный транспорт. Постепенно меняется планировка строений и внутренних помещений, ведомства переезжают в новые, более совершенные сооружения. В зависимости от вида учреждения, используются следующие технологии:

  1. Организации здравоохранения уже оснащены специализированными лифтами, пандусами, обозначенными путями движения внутри здания (направляющая тактильная плитка с выступами, маркировка ступеней), подъемными установками, переоборудованными окнами регистратуры, умывальниками, тактильными табличками с указателями.
  2. Учреждения социальной защиты оборудуются пандусами, поручнями для подъема, кнопками вызова, табличками с тактильными обозначениями, помогающими ориентироваться в здании.
  3. Органы занятости населения должны быть оборудованы табличками и специализированными гигиеническими помещениями.
  4. Сооружения, помещения в сфере культуры обязательно оснащаются поручнями, пандусами, подъемными устройствами, кнопками вызова сотрудника, способного оказать помощь, оборудованным зрительным залом для детей с несовершенствами, санитарно-гигиеническими помещениями.

Проект

В рамках проекта Доступная среда для инвалидов формируются разнообразные приспособления, которые могли бы обеспечить их доступ к объектам. На региональном уровне установленные списки оборудования могут быть дополнены, это зависит от бюджета и возможностей субъекта РФ.

По Доступной среде для инвалидов действует карта доступности субъекта РФ. Ее Вы найдете на официальном сайте программы. Нужно только ввести название субъекта, тип учреждения и его название, чтобы узнать, какими приспособлениями оно оборудовано, для каких категорий предназначено. Это очень удобно, ведь информация обновляется постоянно и соответствует реальности.

Двери для инвалидов-колясочников

Наиболее важными требованиями, которые заложены программой Безбарьерная среда для инвалидов, являются:

  1. Наличие кнопки или речевого информатора, которые могли бы обеспечить связь посетителя инвалида с сотрудниками учреждения, организации.
  2. Материалом двери должен быть пластик или стекло, чтобы не заграждать обзор для человека. Кроме того, двери должны защищать от удара.
  3. Дверной проем часто монтируется с порогом, его нужно либо исключить, либо снизить до 2,5 см от пола.
  4. В торговых центрах, офисах рекомендуется вставлять двери с датчиками движения, которые могли бы открываться при приближении гражданина.
  5. На дверях запасного входа должны быть нажимные ручки.

В большинстве случаев оборудуются двери с автоматической системой, которые питаются от сети. Они не требуют замены, состоят на 90 % из пластика или стекла, облегчают проникновение в здание. Вариантом открывания может быть пульт, кнопка, сенсорный датчик.

Санузел для инвалидов

  1. Унитаз с обеих сторон должен быть оборудован металлическими поручнями, устанавливаемыми на уровне рук. Один из них должен откидываться и убираться, чтобы облегчить подъезд к унитазу на инвалидной коляске. Второй при этом может быть литым.
  2. Раковина должна оснащаться одним цельным поручнем, расположенным по ее периметру. Допускается использовать два приспособления в отдельности, однако это нежелательно. Цельная конструкция повысит уровень безопасности при использовании, ведь она более надежна и крепка.
  3. Вокруг писсуара устанавливаются поддерживающие конструкции, которые помогут людям держать равновесие в положении стоя. Опять же рекомендовано применять цельную конструкцию с прикреплением к полу или стене.
  4. У сушки для рук, приспособлений для бумаги также рекомендуется воздвигать поручни. Желательно оборудовать и кнопу вызова, которой можно воспользоваться в тяжелой ситуации.
  5. Зеркала бывают подвижными, они опускаются вниз для того, чтобы можно было смотреть в них, сидя в коляске.
  6. Ручка смесителя должна быть длиннее обычной, желательно использовать хирургическую.

Проект

Тамбур для инвалидов

С целью организации доступной среды для инвалидов оборудуются и тамбуры в движущихся составах поездов, электричек. Так, если направление движения транспорта идет по прямой, то глубина помещения должна быть 1,8, а ширина – 2,2 метра. Если в маршруте есть поворот, то тамбур должен быть в форме квадрата по 2,2 м каждая сторона. Когда двери открываются только в одну сторону, глубина должна быть около 2,3, а ширина – 1,5 метра. Это связано с тем, что колясочники в более узкие габариты просто не проедут.

Запрещено использовать зеркала, стены с зеркальным эффектом, который визуально расширяют площадь и создают обманчивую видимость габаритов помещения. В настоящее время не все поезда и электрички оборудованы такими помещениями, и проверить это по карте доступности для инвалидов нельзя, поэтому лучше спрашивать у сотрудника РЖД.

Пандусы

Для реализации мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к зданиям обязательным условием является возведение пандусов. Они строятся на входе в сооружение, рядом с лестницей, как правило, в обход ступенек по кругу. Предназначены пандусы для того, чтобы человек в инвалидной коляске смог заехать. Наклон не должен превышать допустимых пределов, установленных конкретными локальными актами.

Кроме того, важно соблюдать ширину и построить поручни необходимой высоты. На всем протяжении пандуса должны быть отдельные площадки, которые необходимы для проведения маневров (поворота или разворота).

Лестницы

Важнейшим требованием к помещениям по Доступной среде для инвалидов является наличие оборудованных лестниц. Без них не могут обойтись многие здания, а вот приспособить их к ограниченным людям смогли не все. Наиболее важными требованиями являются:

  1. Ступеньки должны быть ровными, поверхность немного шероховатая. Исключить любую возможность скольжения.
  2. Не допускается наличие впадин, пустот, ступени должны быть глухими. В противном случае повышается риск падений.
  3. Края не должны быть острыми, желательно округлыми. Радиус края не должен быть больше 5 см.
  4. Лестница должно отличаться по цвету от площадки рядом с ней.
  5. Ребра начальной низшей и заключительной высшей ступеней должны быть окрашены в яркий цвет, чтобы инвалиды видели, в каком направлении двигаться.

Поручни

Поручни должны быть оборудованы в санузле, о чем ранее уже говорилось, а также на входе и по максимуму внутри помещения для обеспечения безопасности и поддержания равновесия. Жилые дома оборудованы такими поручнями только с одной стороны. Наиболее важными условиями являются:

  1. Высота не менее 90 см, желательно даже больше, но не больше чем на 5 см. Около пандусов поручни должны быть 70 см в высоту с обеих сторон.
  2. По внутренней стороне лестницы должны идти беспрерывно.
  3. Важно, чтобы поручни по длине выходили за лестницу на 30 см внизу и вверху. Это делается для того, чтобы человек мог остановиться и передохнуть.

Лифты и подъемники

Если пандус установить невозможно, выстраивается подъемник по типу открытого лифта. Он является электрическим и работает от пульта. Лифты имеют ту же конструкцию, что подъемники, только крыты и являются своеобразной капсулой. Важное условие и для тех, и для других – должны помещаться человек в коляске и сопровождающий.

Если же архитектура здания не позволяет установить подъемник и лифт, обеспечивается наличие кнопки вызова. После того как человек нажал на нее, сотрудник выходит и оказывает помощь в подъеме.

Проект

Противоударная полоса на двери

Для того чтобы двери были защищены от ударов колясками, тростями или иными сопроводительными приспособлениями, используется полоса, которая крепится на уровне 30 см от пола. Лучше, чтобы она были изготовлена из ударопрочного и стойкого материала. Отсутствие окраски – это важный критерий. Она, как и дверь, должна быть прозрачной. Это устройство больше предназначено не для инвалидов, а для двери, ведь оно защищает установку от повреждений и необходимости замены.

Доступная среда для инвалидов в школе

Для того чтобы неполноценный ребенок чувствовал себя комфортно, необходимыми установками оборудуются школы и иные образовательные организации. Это связано с тем, чтобы обеспечить доступ инвалида к обществу с полноценными людьми. В процессе реализации программы проводятся такие мероприятия, как:

  1. Помещение оборудуется нужными приспособлениями, обозначенными выше.
  2. Сформированный свободный доступ и подъезд к строению для детей-колясочников.
  3. Классные кабинеты, холлы, актовые залы, столовые и гардероб адаптируются под неполноценных детей.
  4. Важно наличие тактильных табличек.
  5. Звуковые, световые сигналы.
  6. Налаженные индукционные программы для малышей с инвалидностью по слуху.
  7. Разработанные планы и карты эвакуаций, передвижения по учреждению.

Федеральная программа Доступная среда и созданные на ее основе региональные проекты имеют социальное значение, они направлены на адаптацию и интеграцию неполноценных граждан в общество. Кроме того, программа направлена на доступ каждого человека с ограниченными возможностями к объектам инфраструктуры путем установки пандусов, поручней, лифтов, подъемников.

Читайте также: