Что такое нотариальная регистрация

Обновлено: 28.06.2024

Согласно ст. 5 "Основ законодательства РФ о нотариате" - о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия - то есть все сведения, которые стали известны нотариусу в процессе совершения нотариального действия составляют "Нотариальную тайну".

Что же такое "нотариальная тайна"?

Различные источники предлагают массу различных вариантов толкования данной правовой конструкции, а именно:

Источник №1

Тайну личной жизни можно определить как сведения (информацию) о различных сторонах индивидуальной жизнедеятельности человека, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб гражданину.

Она охватывает различные стороны индивидуальной жизнедеятельности человека (интимные стороны, привычки и наклонности, здоровье, физические и физиологические особенности, средства личного общения, совершаемые человеком юридически значимые действия, финансовые дела и т.п.).

В связи с этим право на тайну личной жизни включает в себя тайну:

- нотариальных действий;

- иных действий юрисдикционных органов;

При всем многообразии проявлений личной жизни граждан применительно к охране тайны личной жизни всех их объединяет то, что речь идет об информации конфиденциального характера, доступ посторонних лиц к которой возможен только в силу прямого указания закона, но со строгим и тщательным соблюдением оснований, условий и порядка ее получения и использования.

Источник №2

Нотариус, помощник нотариуса, работники нотариальной конторы несут ответственность за разглашение и обязаны сохранять в тайне следующие сведения:
1. Сведения, которые содержатся в удостоверяемом документе
2. Сведения, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий.

Не допускается разглашение самого факта обращения гражданина к нотариусу. Для сохранения тайны нотариального действия в момент его совершения не должны присутствовать посторонние лица (не являющиеся лицом, от имени или по поручению которого осуществляется нотариальное действие).

Источник №3

Предметом данного общественно опасного деяния являются конфиденциальная информация о содержании нотариальных действий и иные сведения, полученные нотариусом в процессе исполнения своих профессиональных обязанностей.

При этом анализ соответствующих положений Основ законодательства о нотариате позволяет сделать вывод о том, что неразглашению подлежат не только сведения, составляющие личную (семейную) или коммерческую тайну клиента, но и та информация, которая не рассматривается обращающимися за профессиональной помощью лицами как подлежащая сохранению в тайне от посторонних лиц.

Источник №4

Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением профессиональной деятельности, например:
1) Содержание завещаний;
2) Содержание доверенностей;
3) Сведения об отказе от наследства;
4) Содержание договора купли-продажи недвижимости и др.,
поскольку разглашение конфиденциальной информации, может привести к серьезным правовым конфликтам.

Требование оберегать тайну нотариальных действий означает, что их надлежит выполнить в присутствии только непосредственно заинтересованных лиц и по мере необходимости тех, кто оказывает им помощь: переводчиков, граждан, подписывающих документы за больных или неграмотных, и т. д.

Никто из посторонних лиц наблюдать за ходом совершения нотариального действия не должен, и обеспечивать выполнение этого условия обязан нотариус, независимо от того, совершается ли нотариальное действие на его рабочем месте или вне его.

Требование сохранения тайны распространяется не только на содержание нотариального действия, но и на факт обращения с просьбой о его совершении.

Источник №5

Основы законодательства РФ о нотариате содержат положения, согласно которым нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения.

Следует обратить внимание, что нотариус обязан хранить в тайне не только документированную информацию. Часто сведения, получаемые при общении с клиентом, более информационно насыщены, чем задокументированные данные, и, следовательно, необходимо тщательно соблюсти все процедурные и технические требования, чтобы сохранить их тайну, в частности освободить помещение от посторонних лиц, исключить возможность прослушивания и т.д.

Источник №6

При совершении нотариальных действий, консультировании, выполнении иных видов нотариальной деятельности нотариусу и работающим в нотариальных конторах лицам становятся известными различные сведения и документы, касающиеся личных интересов граждан или деятельности юридических лиц. Такие сведения, как правило, имеют конфиденциальный характер.

В целях защиты прав и интересов клиентов нотариуса частью 2 статьи 5 установлен запрет на разглашение сведений, оглашение документов, ставших известными нотариусу в связи с выполнением своих служебных обязанностей. К таким сведениям относятся не только сведения о содержании нотариального действия, но и иные сведения, например сведения о лицах, в отношении которых совершено нотариальное действие, сведения о деятельности юридического лица, информация о стоимости продаваемого или покупаемого имущества и т.д.

Источник №7

Нотариальная тайна - базирующееся на требовании ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате правоотношение, согласно которому нотариусу, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается допускать посторонних лиц к нотариальному производству, разглашать сведения и оглашать документы, которые стали известны в связи с совершением нотариальных действий, каковыми являются действия по удостоверению бесспорных прав граждан (например, завещать наследство, отчуждать свое имущество), по удостоверению бесспорных фактов, имеющих юридическое значение (например, инвалидность, нахождение на иждивении), по свидетельствованию документов (например, доверенность), по приданию документам (например, завещанию, договору займа) исполнительной силы, а также охранительные действия (например, принятие мер по охране наследственного имущества или наложение запрета на отчуждение имущества).

Источник №8

В свете ранее действовавшего законодательства присутствие при удостоверении документа посторонних лиц всегда вызывало определенные сомнения. К таким документам достаточно негативно относились суды, полагая, что это является нарушением тайны совершения нотариального действия и влечет его недействительность, поскольку присутствие посторонних лиц может оказать прямое либо косвенное воздействие на формирование воли обратившегося лица.

Источник №9

Нотариус и сотрудники нотариальной конторы также должны соблюдать тайну совершения нотариального действия, если по их вине будет разглашено содержание нотариальных действий или содержание документов станет известно посторонним лицам, то ответственность за это несет непосредственно нотариус.

Источник № 10

Такое правило поведения нотариуса гарантировано Конституцией РФ (пункт 1 статьи 23) о неразглашении тайны личной жизни, семейных взаимоотношений. То есть для гражданина, заключающего, например, брачный договор, тайна его заключения относится к личной его тайне, а для нотариуса, удостоверяющего такой брачный договор, это будет профессиональная тайна.

Обязанность по сохранению тайны возлагается и на помощника нотариуса, и на работников, контролирующих деятельность нотариусов.

Для гарантий сохранения тайны нотариального действия при его совершении не должны присутствовать посторонние лица, а документы могут быть выданы только на основании специального запроса уполномоченным на то органам (органы суда, прокуратуры, следствия и другие).

В случае если нотариус умышленно разгласит сведения о нотариальном действии, на него возлагается обязанность возместить причиненный им ущерб, а в зависимости от обстоятельств разглашения возможно и привлечение к уголовной ответственности по статье 137 УК РФ "Нарушение неприкосновенности частной жизни".

Источник №11

Письмо Федеральной Нотариальной Палаты от 10 февраля 2012 г. N 230/06-10 "Об удостоверении доверенностей"

Условия соблюдения тайны совершения нотариального действия при удостоверении доверенности. Обращается внимание на то, что лица, на имя которых выдается доверенность (представители), при нотариальном удостоверении доверенности не присутствуют, поскольку они не являются участниками рассматриваемого нотариального действия.

То же относится и к иным нотариальным действиям, в которых представители не являются участниками.

Источник №12

Важно: Нотариальная тайна, наравне с врачебной, входит в перечень конфиденциальной информации. Поэтому обязывает не разглашать детали документов или сделок.

Источник №13

Круг вопросов, задаваемых нотариусу во время допроса, определяется обстоятельствами расследуемого преступления. Тактика допроса определяется самим следователем. Обзор практических рекомендаций по подготовке к допросу нотариуса позволяет выделить несколько блоков вопросов, выясняемых во время его допроса:

3) вопросы, направленные на выяснение обстоятельств конкретного нотариального действия, включая:

- какие документы представлялись для совершения нотариального действия, кто их представлял, кем был представлен проект документа, каким образом подписывались документы и присутствовали ли посторонние лица во время совершения нотариального действия.

Источник №14

При рассмотрении дела в Железнодорожном суде г. Екатеринбурга А. утверждала, что со стороны нотариуса не было каких-либо нарушений, в кассационной жалобе она также указала, что суд необоснованно критически отнесся к показаниям свидетеля - нотариуса П.

Решением Железнодорожного суда от 3 июня 1996 г. договор купли-продажи спорной квартиры признан недействительным как совершенный О. под воздействием насилия и угрозы. Законность и обоснованность данного решения суда подтверждена кассационной и надзорной инстанциями Свердловского областного суда. Одним из оснований признания договора купли-продажи недействительным суд указал, что во время совершения нотариального действия имело место присутствие посторонних лиц, что является нарушением законодательства.

Соответственно - любые данные (начиная от посещение нотариальной конторы вами и заканчивая выходом из помещения нотариальной конторы) являются "сведениями, составляющими нотариальную тайну". И нотариус обязан обеспечить соблюдение и неразглашение данных сведений.

Однако, очень часто на практике можно столкнуться с такими её нарушениями и несоблюдениями, как:

1. У нотариуса есть 3-4-5 помощников - к каждому из которых подсаживается свой клиент и излагает суть своего обращения - и все остальные это слышат, видят и получают сведения, которые, согласно закону не должны быть им известны.

2. К нотариусу обращается человек с сопровождающим лицом и всё что нужно говорить сопровождающий, заместо обратившегося лица и нотариус делате документ - опять же, нарушение нотариальной тайны.

Можно выявить массу других примеров, но не об этом сейчас речь.

В связи с чем возникает вопрос: почему данный аспект нотариальной деятельности многие юристы (адвокаты) не любят афишировать и заострять на нём своё внимание, вместо того, чтобы тратить время и сила на бессмысленные споры по поводу "оплаты УПТХ"?

Посетитель у входа в московскую нотариальную контору

Законодательный "волшебный горшочек" постоянно "варит" новые нормы. Так, со следующего года вступят в силу новеллы, касающиеся деятельности нотариата, в том числе при операциях с недвижимостью. В чем суть новшеств и какая от них польза для клиентов, рассказали эксперты Федеральной нотариальной палаты.

До недавнего времени участие нотариуса было обязательным в сделках, где отчуждаемая недвижимость принадлежит несовершеннолетнему или лицу, признанному ограниченно дееспособным, когда распоряжение недвижимостью происходит на условиях опеки, а также во всех случаях отчуждения долевой собственности. Новый закон дополнил перечень ситуаций, где без нотариуса не обойтись, договорами ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимость.

Нужно понимать, что сегмент долевой недвижимости всегда был одним из наиболее уязвимых в плане защиты права собственности. До введения обязательной нотариальной формы на сделки с долями в 2016 году мошенники чувствовали себя в этом сегменте "как дома". Чтобы отобрать у человека его долю или завладеть целой квартирой, нужно было лишь получить право жить на указанной территории (к примеру, купив крохотную часть от долевой недвижимости - даже два-три квадратных метра) и дальше всеми возможными способами превращать жизнь своего соседа в ад. В результате умелого шантажа, давления и невыносимых бытовых условий несчастная жертва соглашалась отдать свою долю, считай, за бесценок - лишь бы съехать от так называемого "квартирного рейдера".

Сегодня вероятность возникновения подобных ситуаций сведена к минимуму именно благодаря запрету на заключение любого вида договора с долями в недвижимости в простой письменной форме.

Оформление сделки у нотариуса - это гарантия ее законности, юридической грамотности и правильности всех документов, достоверности сведений как об объекте отчуждения, так и об участниках сделки, а главное - надежной защиты прав собственника.

При удостоверении сделки с долями нотариус обязательно проверит соблюдение права преимущественной покупки, которым наделены все сособственники долевой недвижимости. Только если все заинтересованные лица отказались от выкупа отчуждаемой доли, ее разрешается продать третьим лицам.

Здесь нотариус также проконтролирует и неизменность цены, по которой доля предлагалась сособственникам и по которой в итоге ее собираются купить третьи лица. Риски, что одного из участников сделки введут в заблуждение, также отсутствуют - нотариус в деталях и лично каждой стороне разъяснит все пункты договора и его правовые последствия. Если нотариус не исполнит хотя бы одно из перечня обязательных действий в рамках удостоверения сделки или допустит ошибку в документе, у сторон есть стопроцентная гарантия возмещения ущерба, возникшего вследствие такой оплошности.

Вывеска Нотариус

Скажите, а электронный документооборот и другие цифровые "навороты" вообще уместны при сделках с недвижимостью? Это надежно? Может, от греха подальше лучше все на бумаге фиксировать и бумагой же подтверждать?

Без электронных технологий сегодня уже никуда, и правовая сфера - тоже не исключение. Люди хотят получать все услуги быстро и без ущерба качеству.

Нотариусу электронные технологии помогают, прежде всего, ускорить сбор и направление всех сведений в различные ведомства. Именно благодаря этому, обращаясь в нотариальную контору, человек получает услугу по принципу "одного окна". Именно электронное взаимодействие между нотариатом и Росреестром позволило сократить срок регистрации права собственности до 1 рабочего дня при направлении документов через нотариуса. При этом сомнений в достоверности и актуальности полученных электронным путем сведений нет, ведь они приходят напрямую от профильного ведомства и непосредственно перед заключением сделки.

Кроме того, при первой же необходимости заявитель может обратиться в любую удобную нотариальную контору для перевода документа из электронного вида в бумажный. Такая услуга называется удостоверением равнозначности и занимает минимум времени.

Член правления Федеральной нотариальной палаты, нотариус Александра Игнатенко

Как именно будет проходить процесс оформления сделки через нотариуса с учетом изменений, вступающих в силу 1 февраля 2019 года?

Сам процесс удостоверения сделки не претерпит каких-либо изменений. А вот идти после нотариуса в МФЦ или обращаться к каким-либо посредникам для якобы быстрой регистрации права собственности точно не придется. Нотариус все сделает сам. Удостоверив сделку, он подготовит электронную заявку для Росреестра и направит ее регистратору через специальный сервис Единой информационной системы нотариата.

Причем отправка заявки будет происходить в тот же день, когда оформлялась сделка. Сама регистрационная процедура в этом случае займет, как требует того закон, 1 рабочий день. Даже если в нотариальной конторе произошло ЧП (допустим, отключили свет или провайдер внезапно "обрубил" интернет), нотариус все равно выполнит обязанность по максимально быстрой подаче документов на регистрацию права собственности. В экстренных случаях закон позволяет ему передать документы госрегистратору в бумажном виде не позднее двух рабочих дней с момента удостоверения сделки.

Важно понимать, что обращение к нотариусу - самый быстрый путь получения готовых документов из Росреестра. При этом и доплат за такую ускоренную регистрацию с заявителя не потребуется. То есть обращение к сомнительным с точки зрения закона "помощникам", предлагающим ускорить регистрацию за определенную сумму, теряет всякий смысл.

Пачки денег

Главным нововведением, которое уже упрощает жизнь покупателям недвижимости, стала норма об обязательной электронной подаче документов на регистрацию права собственности непосредственно нотариусом сразу после удостоверения сделки.

Срок регистрации права в Росреестре при этом составит 1 рабочий день. Раньше такая услуга была дополнительной опцией и оплачивалась клиентом отдельно. Теперь подача документов в Росреестр в электронном формате станет неотъемлемым этапом работы нотариуса со сделкой либо при выдаче свидетельства о праве на наследство. Доплачивать за услугу не придется.

Другое важное изменение связано с тем, что гораздо проще для людей станет создание юридически значимых документов в электронном виде, если обратиться к нотариусу.

Раньше документы в удобном цифровом формате были доступны только тем, кто позаботился о приобретении так называемой личной усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), которая, тем более, была ограничена по сроку годности.

Теперь любой желающий сможет быстро и без лишних затрат на создание УКЭП сделать в цифровом виде доверенность (например, на запрос сведений по объекту недвижимости в БТИ), согласие (допустим, от сособственника на продажу доли заявителя третьим лицам) или даже оформить договор купли-продажи недвижимости с последующим получением экземпляров в электронном виде, обратившись в любую удобную нотариальную контору. Юридическую силу файлу придаст нотариус, удостоверив его своей квалифицированной цифровой подписью (такая уже давно есть у каждого нотариуса России).

Согласно статье 55 Основ после удостоверения договора, на основании которого возникает право на недвижимое имущество (долю в праве собственности на недвижимое имущество), подлежащее государственной регистрации, нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре, представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав, если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом.

Вместе с тем законодательством не определены требования к способам фиксирования возражений сторон сделки на представление нотариусом документов в орган регистрации прав. Представляется, что при наличии возражений сторон нотариус может зафиксировать это в тексте удостоверяемой сделки или в протоколе фиксирования.

При этом следует отметить, что в рамках статьи 55 Основ к таким договорам, на основании которых возникает право на недвижимое имущество, относятся, в частности, договоры купли-продажи, дарения, залога недвижимого имущества (ипотеки).

Порядок представления нотариусом документов на государственную регистрацию прав после выдачи им свидетельств о праве на наследство по закону, по завещанию, о праве собственности на долю в общем имуществе супругов установлен статьями 72, 73, 75 Основ. Так, после выдачи указанных свидетельств нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав.

Таким образом, после выдачи указанных свидетельств у лиц, обратившихся за совершением таких нотариальных действий, нет возможности самостоятельно подать документы на государственную регистрацию прав, поскольку это исключительная обязанность нотариуса.

При наличии невозможности представить заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав в электронной форме, за которую нотариус не отвечает, нотариус представляет их в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе не позднее двух рабочих дней со дня удостоверения договора, а в случае, если такой срок определен сторонами в договоре, не позднее двух рабочих дней по истечении такого срока и не позднее двух рабочих дней со дня выдачи соответствующего свидетельства (статьи 55, 72, 73, 75 Основ).

Перечень не зависящих от нотариуса причин, при наличии которых предоставление заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в орган регистрации прав в электронной форме является невозможным, утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2018 N 303 (далее - Перечень).

По мнению Федеральной нотариальной палаты, закон устанавливает приоритетность направления указанных документов в электронной форме и лишь при невозможности направления документов в такой форме устанавливает дополнительное полномочие нотариуса по представлению их в форме документов на бумажном носителе по общему правилу в срок не позднее двух рабочих дней.

Исходя из положений Перечня, по мнению Федеральной нотариальной палаты, нотариус считается исполнившим свою обязанность, если он, подписав усиленной квалифицированной электронной подписью сформированный в электронной форме комплект документов, направил его в орган регистрации прав посредством единой информационной системы нотариата.

Порядок оплаты государственной пошлины нотариус согласовывает с заявителем до выдачи свидетельства и удостоверения договора.

Также нотариус может самостоятельно произвести оплату государственной пошлины с компенсацией расходов по ее оплате заявителем в соответствии со статьей 22 Основ. Так, согласно части восьмой статьи 22 Основ при осуществлении нотариусом, занимающимся частной практикой, обязанностей и полномочий, предусмотренных законодательством в связи с совершением нотариального действия, нотариусу оплачиваются необходимые для осуществления этих обязанностей и полномочий расходы, в том числе расходы по оплате государственных пошлин, в связи с получением информации и документов, предоставляемых за плату.

При этом нотариусу следует иметь в виду возможность истребования произведенных им расходов с обратившегося за совершением нотариального действия лица, в том числе, в судебном порядке.

Следует отметить, что в дела нотариуса (к соответствующему договору или в наследственное дело) помещается образ электронного документа на бумажном носителе (распечатка). Хранить выписку из ЕГРН в электронном виде на рабочем месте или на серверах единой информационной системы нотариата нотариус не обязан.

Полагаем возможным также обратить внимание на проблему, возникающую в связи с тем, что объект недвижимого имущества не поставлен на кадастровый учет.

С 01.02.2019 могут возникать вопросы, связанные с тем, что действующее правовое регулирование не позволяет нотариусу подать пакет документов в орган регистрации прав в электронной форме без указания кадастрового номера объекта недвижимости.

В целях выработки механизма подачи документов на государственную регистрацию прав были проведены рабочие совещания с представителями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в результате которых достигнуты договоренности относительно порядка действий нотариуса и наследников. В частности, в рамках оформления наследственного правопреемства лицо, принявшее наследство, вправе обратиться как заинтересованное лицо в орган регистрации прав с заявлением на внесение в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимого имущества при подтверждении своего статуса документом, выданным нотариусом. После внесения в ЕГРН указанных сведений и выдачи свидетельства о праве на наследство на объект недвижимого имущества нотариус представляет заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в электронном виде в орган регистрации прав.

В отношении сделок с недвижимым имуществом, которое не поставлено на кадастровый учет, проблема может быть решена несколькими способами:

- разъяснением нотариусом необходимости постановки объекта недвижимости на кадастровый учет до нотариального удостоверения сделки;

- отказом участников сделки от представления заявления о государственной регистрации права на объект недвижимости нотариусом и самостоятельной подачей участниками сделки для одновременной постановки объекта на кадастровый учет и государственную регистрацию права;

- отказом нотариуса от нотариального удостоверения сделки в отношении объекта недвижимости, не состоящего на кадастровом учете, поскольку государственная регистрация права на объект недвижимости, основанного на такой сделке, без одновременной постановки на кадастровый учет невозможна.

Нотариус — это гарант соблюдения закона. Он помогает обычным гражданам и компаниям проводить сделки безопасно и по закону: например, проверяет документы, заверяет их копии, составляет доверенности. Иногда совершить эти процедуры требует закон, а иногда стороны сами хотят обезопасить себя от возможных конфликтов и судов.

Нотариус отвечает перед клиентами своим имуществом: если он ошибется и клиенту нанесут ущерб, нотариус должен будет возместить его в полном объеме. Рассказываем, чем может быть полезен нотариус и на что обратить внимание в документах, если вы собираетесь пользоваться его услугами.

Чем занимается нотариус

Нотариус помогает компаниям и физлицам совершать законные и безопасные сделки по некоторым документам:

  • договорам займа;
  • договорам купли-продажи;
  • договорам об отчуждении доли в уставном капитале;
  • брачным договорам;
  • соглашениям о разделе общего имущества супругов;
  • алиментным соглашениям;
  • завещаниям.

Рассказываем, как он это делает.

Удостоверяет сделки. Нотариус выясняет наличие права на заключение сделки, смотрит документы, проверяет намерения сторон, удостоверяет доверенности.

Еще нотариус удостоверяет доверенности: они считаются односторонними сделками. Их могут выдавать юридические и физические лица. Например, заверенная доверенность потребуется, если лицо представляет интересы компании в суде.

Оформляет согласия. Согласие — документ, в котором одно лицо позволяет другому лицу совершить какое-либо действие. Оно необходимо, чтобы подтвердить, что ничьи права не ущемляют. Например, если учредитель ООО хочет зарегистрировать компанию в арендованной квартире, он должен получить согласие от всех ее собственников. Нотариус поможет составить документ в письменной форме и удостоверит его.

Подтверждает подлинность документов. Нотариус сравнивает документы и подтверждает, что копия соответствует оригиналу. Если нужно подтвердить подлинность подписи, подтверждает, что она сделана указанным лицом в его присутствии.

Выдает свидетельства. Например, о праве собственности или принятии наследства. Свидетельство о принятии наследства может выдать только нотариус по заявлению наследника. А еще он может сам принять меры по охране наследства и управлять им, пока наследники не вступили во владение.

Принимает на депозит деньги и ценные бумаги. Бывают случаи, когда должник не может рассчитаться с кредитором напрямую: например, кредитор умер и пока неизвестно, кто будет кредитором по обязательству. Если передать деньги и ценные бумаги нотариусу, долг будут считать погашенным в день передачи денег.

Принимает на хранение документы, предъявляет чеки к платежу и удостоверяет их неоплату. Нотариус гарантирует сохранность документов: при передаче составляют опись, которую хранят в двух экземплярах. Иногда документы принимают и без описи, но тогда они должны быть хорошо упакованы. В этом случае нотариус несет ответственность за сохранность упаковки. На хранение могут принять даже электронный файл.

Какие нотариусы бывают

Нотариус может работать в государственной нотариальной конторе или организовать собственную практику.

Государственный нотариус — это чиновник. Доход от его работы поступает в бюджет государства, а сам нотариус получает фиксированную заработную плату. В 2020 году все государственные нотариальные конторы закрыли. Такую модель признали неэффективной: государственные нотариусы не могли гарантировать непредвзятость. Кроме того, содержать государственных нотариусов дорого, а их деятельность в отдаленных регионах не окупалась.

Частный нотариус имеет собственную контору, сам нанимает сотрудников и управляет бюджетом. Источник финансирования нотариуса — деньги, которые он получает за совершение нотариальных действий и дополнительные услуги. При этом все расходы, связанные с нотариальной деятельностью, тоже ложатся на плечи самого нотариуса.

Работа нотариуса не относится к предпринимательству: считается, что он работает не ради выгоды, а ради справедливости. Это значит, что он может нанимать работников без образования ИП или ООО.

Ограничения и ответственность

Нотариус не может быть посредником в заключении договоров. Он ведет деятельность под присягой, поэтому гарантирует законность своих действий.

Вот что входит в обязанности нотариуса:

  • хранить тайну о полученных сведениях;
  • отказывать в совершении нотариального действия, если сделка не соответствует закону;
  • объяснять гражданам и юрлицам их права и обязанности, предупреждать о возможных последствиях их действий.

За нарушения нотариус несет полную имущественную ответственность, поэтому он может застраховать свою деятельность: если докажут, что он причинил вред, ущерб пострадавшему возместит страховая. Если этой суммы не хватит, могут изъять личное имущество нотариуса.

Как собрать документы для обращения к нотариусу

Пакет документов зависит от типа нотариального действия и конкретного случая. Больше всего бумаг предоставляют в случае обращения за выдачей свидетельства о наследстве. О том, какие именно документы нужны, можно узнать на сайте нотариальной конторы.

Пример того, какие документы нужны для нотариуса

Пример списка необходимых документов с сайта нотариальной конторы

Закон устанавливает требования к документам, которые предъявляют нотариусу:

Читайте также: