Что такое незаконный контент

Обновлено: 02.07.2024

Кибер-преступники всегда активны, причиняя ущерб компаниям и частным лицам на миллиарды долларов США. Пугает то, что эта статистика отражает ущерб только за последние 5 лет, и нет никаких перспектив, что в будущем ситуация улучшится. Развитие технологий и широкая доступность интеллектуальных технологий привело к тому, что в домах пользователей существует множество точек доступа, которые могут использоваться хакерами. В то время как правоохранительные органы пытаются решить растущую проблему, благодаря анонимности Интернета число преступников продолжает расти.

Кибер-преступность определяется как преступление, когда компьютер является объектом преступления или используется в качестве основного инструмента для совершения преступления. Кибер-преступник может использовать устройство для доступа к личной информации пользователя, конфиденциальной деловой информации, правительственной информации или для отключения требуемого устройства. Продажа или получение вышеуказанной информации в Интернете также относятся к кибер-преступлениям .

Существует три основные категории кибер-преступлений: индивидуальные, имущественные и государственные. Типы используемых методов и уровни сложности варьируются в зависимости от категории.

  • Имущественная: Это похоже на случай из реальной жизни, когда преступник незаконно завладел банковскими данными или данными кредитной карты физического лица. Хакер крадет банковские реквизиты человека, чтобы получить доступ к средствам, совершить онлайн-покупки или провести фишинговые аферы, заставляющие людей предоставлять ему свою персональную информацию. Они также могут использовать вредоносное программное обеспечение для получения доступа к веб-странице с конфиденциальной информацией.
  • Индивидуальная: Эта категория кибер-преступлений привлекает жертву (человека) для распространения вредоносной или незаконной информации в Интернете. Жертва может быть вовлечена в такие незаконные действия, как киберсталкинг, распространение порнографии и торговля людьми.
  • Правительственная: Это наименее распространенная категория кибер-преступности, но это самое серьезное преступление. Преступление против правительственных органов также известно как кибер-терроризм. Правительственная кибер-преступность подразумевает взлом веб-сайтов правительственных и военных учреждений или распространение пропаганды. Такие преступники обычно являются террористами или представителями правительственных органов вражеских стран.

Ботнеты – это сети, состоящие из взломанных компьютеров, которые управляются извне удаленными хакерами. Эти хакеры, используя ботнеты, рассылают спам или атакуют другие компьютеры (например, при проведении DoS-атак). Ботнеты также могут использоваться в качестве вредоносных программ и выполнять вредоносные задачи.

Этот вид кибер-преступлений возникает в тех случаях, когда преступник получает доступ к персональной информации пользователя, чтобы украсть его деньги, получить доступ к другой конфиденциальной информации или провернуть мошенническую аферу с налогами или медицинским страхованием от лица жертвы. Преступники, используя ваши персональные данные, могут зарегистрировать на ваше имя сотовый телефон или Интернет-подключение, использовать ваше имя для планирования преступной деятельности и требовать от вашего имени государственных льгот. Кражу онлайн-личности можно осуществить с помощью паролей, которые хакеры узнают в результате взлома устройства пользователя, благодаря персональной информации, полученной из социальных сетей, или путем обмана с помощью фишинговых писем.

Социальная инженерия предполагает вступление преступника в прямой контакт с вами, как правило, по телефону или электронной почте. Они хотят завоевать ваше доверие и обычно выдают себя за сотрудника службы обслуживания клиентов (например, какой-нибудь компании или банка, с кем у вас имеются договорные отношения), чтобы вы предоставили необходимую информацию. Обычно речь идет о пароле, месте работы, банковской информации. Изначально кибер-преступники собирают о вас в Интернете (и не только) максимально доступный объем информации, а затем попытаются добавить вас в друзья в социальных сетях. Как только они получат доступ к вашей учетной записи, они смогут продавать вашу информацию или аккаунты от вашего имени.

Потенциально нежелательные программы (ПНП или PUP) менее опасны, чем другие виды кибер-преступлений, но они являются разновидностью вредоносных программ. Они могут удалять необходимое программное обеспечение в вашей системе, перенаправлять вас на требуемые поисковые системы и устанавливать предварительно загруженные приложения. Они могут включать шпионское или рекламное ПО, поэтому рекомендуется установить антивирусное программное обеспечение, чтобы избежать вредоносных загрузок.

При данном виде атаки хакеры отправляют пользователям письма с вредоносными вложениями или URL-адресами поддельных сайтов, чтобы получить доступ к их учетным записям или компьютеру. Кибер-преступники становятся все более изощренными, и многие из их писем не помечаются как спам. Эти письма обманывают пользователей, утверждая, что им нужно изменить пароль или обновить платежную информацию, в результате чего преступники получают доступ к аккаунтам пользователей или их персональной и конфиденциальной информации.

А в 1990 году был разоблачен крупный проект под названием операция "Сандевил". Агенты ФБР конфисковали 42 компьютера и более 20 000 дискет, которые использовались преступниками для незаконного использования кредитных карт и телефонных сервисов. В этой операции участвовало более 100 агентов ФБР, и потребовалось два года, чтобы выследить лишь нескольких подозреваемых. Тем не менее, даже поимка части подозреваемых была воспринята обществом с огромным восторгом, потому что правоохранительные органы показали хакерам, что за ними будут следить и преследовать их по закону.

Позже появился фонд Electronic Frontier Foundation, который был создан в ответ на угрозы общественным свободам, которые возникают в тех ситуациях, когда правоохранительные органы совершают ошибку или осуществляют чрезмерные действия при расследовании кибер-преступлений. Миссия фонда состояла в том, чтобы защитить и оградить потребителей от незаконного преследования. Преследуя полезные цели, он также открыл дверь для хакерских лазеек и возможности анонимной работы в Интернете, с помощью которых преступники осуществляют свои незаконные действия.

  • Глобальный ущерб от кибер-преступности в 2021 году достигнет 6 триллионов долларов США .
  • По данным исследования ущерба от нарушения данных в 2016 году, выполненного исследовательским институтом Ponemon Institute (2016 Cost of Data Breach Study), глобальные аналитические организации, которые пострадали в 2016 году хотя бы от одного нарушения, потеряли в среднем по 4 миллиона долларов США .
  • 48% нарушений безопасности данных вызваны в результате вредоносных действий со злым умыслом.
  • Cybersecurity Ventures оценивает ущерб от шифровальщиков в 2019 году в размере 11,5 миллиардов долларов США .
  • Кибер-преступность к 2021 году более чем втрое увеличила число вакантных мест в сфере информационной безопасности.

Похоже, в современную эпоху развития технологий хакеры захватывают наши системы, и никто не может чувствовать себя в безопасности. Среднее время реакции, или время, необходимое компаниям для обнаружения кибер-нарушения, составляет более 200 дней. Большинство пользователей Интернета не задумываются о том, что их могут взломать, и многие редко меняют свои учетные данные или пароли. В результате этого многие люди становятся восприимчивыми к кибер-преступности, а потому крайне важно быть информированными. Обучите себя и других превентивным мерам, которые вы можете предпринять, чтобы защитить лично себя или свою компанию.


МОСКВА, 1 февраля. /ТАСС/. Закон, согласно которому социальные сети должны самостоятельно выявлять и блокировать запрещенный контент, вступает в силу в России с 1 февраля.

Соцсети обязали выявлять и удалять запрещенный контент.

По его словам, на время оценки спорный контент придется заблокировать, а надзорное ведомство примет решение о снятии или сохранении ограничений. Пользователи, не согласные с вынесенным соцсетью решением, смогут обратиться в Роскомнадзор и оспорить блокировку.

Что запрещено

К запрещенной информации относят материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних, информацию, склоняющую детей к совершению опасных незаконных действий. К ней также относятся данные о способах изготовления и использования наркотиков и о способах совершения самоубийства и призывы к нему.

Запрещенный контент - это и реклама дистанционной продажи алкоголя и интернет-казино; информация, которая в неприличной форме оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, выражает явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам госвласти.

Запрещены также призывы к массовым беспорядкам, экстремизму, терроризму и участию в несогласованных публичных мероприятиях.

Новый реестр

По словам директора Лиги безопасного интернета, члена Общественной палаты РФ Екатерины Мизулиной, организация добивалась появления этого закона в России два года. "Закон вводит механизм самоцензуры соцсетей, теперь они обязаны заниматься пресечением распространения запрещенной на территории России информации. Мы полагаем, что это позволит защитить пользователей соцсетей, особенно детей, от огромного количества деструктивной информации", - сказала Мизулина ТАСС.

По ее словам, Роскомнадзор должен будет вести реестр соцсетей, которые насчитывают более 500 тыс. пользователей в сутки. Лига предложила в первую очередь включить в реестр девять площадок: Facebook, Instagram, TikTok, Twitter, YouTube, "ВКонтакте", "Одноклассники", Telegram, WhatsApp. "Мы призываем Роскомнадзор не медлить с созданием реестра, чем быстрее он будет создан, тем быстрее заработает сам закон и быстрее соцсети в России будут очищаться он запрещенной информации", - отметила директор Лиги.

Отдельные вопросы

Зыков отметил, что реализация закона вызывает много вопросов у представителей индустрии, в том числе о том, как работать с нецензурной бранью. "Нельзя бороться с каким-то явлением в интернете, в то время как борьба с этим не происходит в офлайн-пространстве. На улице, в местах публичных скоплений людей и даже в присутствии правоохранительных органов слышна нецензурная брань, - заметил он. - Не уверен, что сейчас настало время для борьбы со сквернословием. Идет борьба не с проблемой, а с последствием. Запрет на мат в соцсетях - это не решение проблемы, а закрытие глаз на причины и нежелание решать эти проблемы".

Кроме того, остается открытым вопрос о том, как именно соцсети должны бороться с запрещенным контентом, на каких языках контент может быть запрещен. "Есть контент, оценка которого является субъективным и неочевидным суждением. Но по этому закону выходит, что если на какой-то контент будет подана жалоба и с ним есть сомнения, то сначала нужно его временно заблокировать, а потом выносить решение, что также вызывает противоречивые чувства", - сказал Зыков.

При этом Зыков считает закон своевременным. "События в соцсетях перед митингом 23 января показали, что подобного рода закон нужен. Однако в текущей версии очень много непонятных моментов. Из-за этого многие нормы выглядят неисполнимыми. Жаль, что перед его принятием текст не обсуждали с общественными организациями и соцсетями. А за это время жертвами таких схем становились порядочные граждане. Также рекламировались интернет-казино, а перед несанкционированными митингами 23 января в YouTube рекламировался в преролле ролик с Навальным, в котором он призывал людей выходить на улицы", - рассказал он.

При этом, Зыков выразил сомнения, что иностранные соцсети будут исполнять и этот закон. "Основой груз по исполнению этих норм ляжет на российские площадки, а иностранные будут делать вид что они хорошие. Такой подход играет на руку именно им, а должно быть наоборот, и все принимаемые законы должны помогать российским площадкам в конкретной борьбе с иностранными, особенно на фоне скандалов с блокировкой бывшего президента США Дональда Трампа именно в американских соцсетях", - заключил эксперт.

Модерация на должном уровне

Отвечая на вопрос, понадобятся ли дополнительные службы модерации, Зыков заметил, что у российских соцсетей соответствующие службы не нуждаются в усилении, там довольно хорошая и большая команда.

"Если не будет введено дополнительных условий по работе с таким контентом, то ничего измениться не должно. Про иностранные соцсети мало чего известно, и не факт, что они вообще будут исполнять требования этого закона. Потому что их служба модерации находится не в России, да и сами площадки прошлые нормы не исполняют", - указал директор профильной ассоциации.

Зыков призвал поддерживать и стимулировать выход российских соцсетей на новые рынки других стран. "Мы же сделали свои международные медиа, они сейчас популярны. Почему мы не помогаем сделать на международной арене популярными наши соцсети, которые, так же как и медиа, играют важнейшую роль в жизни людей", - добавил он.

Ответственность

Ранее глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн заявил, что законопроект, обязывающий социальные сети выявлять и блокировать незаконный контент, не предусматривает санкций. Авторы документа надеются на добровольное исполнение его требований соцсетями.

При этом депутат в беседе с ТАСС напомнил, что ответственность за неудаление наступает при неисполнении требований Роскомнадзора. "Мониторинг и очищение соцсетей владельцы должны будут вести сами", - сказал он.

Статистика

В 2020 году при участии специалистов Лиги безопасного интернета из соцсетей были удалены 1,5 тыс. страниц с детской порнографией, 1,8 тыс. страниц, содержащих информацию о продаже наркотических средств. Волонтеры организации обнаружили в соцсетях более 33 тыс. фейков, в данный момент только 11% из этого числа было удалено площадками.

По данным экспертов Лиги, 43 млн россиян состоят в деструктивных сообществах в соцсетях (кибербуллинг, пропаганда суицида, продажа наркотиков, экстремистско-террористические сообщества, группы о серийных убийцах и маньяках, шок-контент, треш-стримы), из них около 8 млн - дети.

Интернет в России и в мире активно развивается, а удобства и возможности информационно-коммуникационных технологий стали уже привычными для государства, общества и бизнеса. Растущее количество пользователей Сети все чаще пользуется интернет-сервисами, которые позволяют передавать, хранить и распространять информацию и знания. В том числе – сервисами, с помощью которых пользователи самостоятельно размещают самый разнообразный контент в интернете.

Интернет-сервисы, как и любые другие технические инструменты, могут использоваться не только во благо, но и во вред. Контент, который пользователи сами размещают в интернете, может оказаться не соответствующим требованиям законодательства. С ростом размеров и значимости интернета эта проблема привлекает все больше и больше внимания. При этом понятно, что в ее решении невозможны крайности - ни когда все разрешено и царит безответственность, ни когда действует общий запрет и главенствует цензура.

В последнее время наибольшее напряжение эта проблема вызывает у правообладателей. Современное российское законодательство не содержит системного описания, кто и при каких условиях должен нести ответственность за нарушение прав правообладателей при размещении контрафактных объектов интеллектуальной собственности с использованием сервисов интернет-компаний. В Европе, США и других странах вопрос об ограничении ответственности информационных посредников в таких ситуациях был законодательно решен еще более десяти лет назад.

К сожалению, в России в последнее время правообладатели все чаще предпочитают привлекать к ответственности не тех, кто размещает или распространяет незаконный контент, а интернет-компании. При этом игнорируется очевидный факт: компании, которые предоставляют свои сервисы миллионам пользователей, не имеют ни правовых оснований, ни технических возможностей, чтобы отслеживать каждое действие каждого пользователя и оценивать его законность или незаконность.

Мы предоставляем пользователям техническую возможность обмениваться информацией, хранить и искать ее. Чтобы получить возможность размещать и хранить свой контент на наших серверах, пользователи принимают условия пользовательских соглашений, в соответствии с которыми обязуются не создавать и не размещать незаконный контент.

Мы понимаем, что недобросовестные пользователи нарушают как наши правила, так и закон. Мы принимаем все зависящие от нас меры для прекращения правонарушений, о которых нам становится известно. В наших компаниях приняты стандартные схемы реагирования на жалобы и заявления о нарушениях прав третьих лиц, которые совершают пользователи с использованием наших сервисов.

При этом мы уважаем права и интересы и третьих лиц, и пользователей наших сервисов. Поэтому жалобы должны быть обоснованными и содержать необходимую информацию для принятия решения о мерах реагирования.

При получении обоснованного уведомления, содержащего точный адрес спорного материала, который размещен на наших сервисах, мы в течение разумного срока приостанавливаем доступ к спорному объекту. По своему усмотрению, мы можем информировать пользователя о факте обращения по поводу нарушения им авторских и смежных прав. Если пользователь не согласен с претензиями в свой адрес, он может прислать встречное уведомление, перестать быть анонимным и сообщить контактную информацию. Эту информацию мы сообщаем правообладателю. Таким образом, правообладатель получает информацию о надлежащем ответчике и может обратиться в суд. Если мы приняли решение не уведомлять пользователя или если встречное уведомление от пользователя отсутствует, спорный контент остается заблокированным или удаляется.

Мы считаем, что при условии соблюдения описанной выше процедуры владельцы интернет-сервисов не должны нести ответственность за контент, размещенный пользователями.

Мы обращаемся к правообладателям с предложением пользоваться существующими механизмами прекращения нарушения авторских и смежных прав – теми, которые уже давно приняты в наших компаниях. По своему социальному и технологическому уровню эти механизмы соответствуют тем решениям, которые используются в мировом информационном пространстве. Они доказали свою эффективность в своевременном прекращении нарушения прав и обнаружении правонарушителя. Мы готовы к конструктивному диалогу по усовершенствованию этих механизмов.

Мы обращаемся к российским законодательным органам с предложением как можно скорее на уровне закона разграничить ответственность за нарушения прав интеллектуальной собственности в интернете, в частности, закрепив сложившуюся практику по применению вышеописанной процедуры реагирования на жалобы как критерий применения ответственности. При принятии законодательных мер и в правоприменительной практике мы заявляем о необходимости соблюдения баланса прав всех заинтересованных лиц: пользователей, правообладателей и операторов интернет-услуг.

Мы считаем, что только совместные усилия всех заинтересованных лиц помогут сформировать решения, которые были бы выгодны всем, обеспечивали эффективное и свободное развитие интернета, служили интересам законности и соблюдения прав на интеллектуальную собственность.

Участники рынка интернет-услуг становятся все более значимым элементом экономики и движутся в сторону самоорганизации и саморегулирования. Мы стремимся к установлению общих понятных и простых правил работы и эффективного взаимодействия с другими участниками отношений, связанных с деятельностью с использованием интернета

Мы также призываем другие компании и организации, разделяющие нашу точку зрения, присоединиться к данному обращению.

Если компания или организация хочет присоединиться к данному обращению, необходимо распечатать текст обращения и прислать подписанный экземпляр в Яндекс на имя пресс-секретаря компании Очира Манджикова.

Баранова Александра

Деятельность иностранных информационных ресурсов на территории российского интернет-пространства давно вызывает обеспокоенность как обычных граждан, так и госорганов, в чью компетенцию входят вопросы безопасности. В большей степени это связано с бесконтрольным распространением неправомерного контента и нарушением законодательства об обороте персональных данных.

В ответ на игнорирование требований законодательства российские власти приняли меры противодействия распространению незаконного контента – в частности, санкции к правонарушителям, а также использовали технические средства противодействия угрозам (ТСПУ), что позволило, например, замедлить трафик работы Twitter.

Возможность заблокировать интернет-приложение, нарушающее авторские и смежные права, закреплена в законе

Принятый Думой закон также обязывает хостинг-провайдера блокировать интернет-ресурс, распространяющий информацию о призывах к участию в незаконных публичных мероприятиях

Основные положения Закона № 236-ФЗ касаются следующих аспектов.

Кроме того, у этих ресурсов должна быть посещаемость более 500 тыс. находящихся на территории РФ пользователей в сутки.

Также требования Закона применяются при условии, что:

  • на информационном ресурсе иностранного лица предоставляется (распространяется) информация на государственном языке РФ и государственных языках республик в составе РФ или иных языках народов России;
  • на информационном ресурсе иностранного лица распространяется реклама, ориентированная на потребителей, находящихся на территории России;
  • иностранное лицо осуществляет обработку сведений о пользователях, находящихся на территории России;иностранное лицо получает денежные средства от российских физических и юридических лиц.

Так, в соответствии со ст. 5 Закона № 236-ФЗ иностранное лицо должно создать филиал (открыть представительство, учредить российское юридическое лицо) и обеспечить его функционирование на территории России. Такая обязанность вводится с 1 января 2022 г. За подразделениями (юрлицами) должны быть закреплены полномочия (ст. 7):

Очевидно, что законодатель учел предыдущий опыт правонарушений иностранных компаний в Интернете на территории России, однако перечень полномочий, на мой взгляд, является весьма ограниченным.

Кроме того, по смыслу Закона № 236-ФЗ иностранные лица должны зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора для взаимодействия с госорганами, а также разместить на ресурсе специальную форму для создания обращений (требований) российских граждан и организаций.

  • информирование пользователей Сети о факте нарушения иностранным лицом российского законодательства;
  • запрет на распространение рекламы о данном лице и его информационном ресурсе;
  • ограничения на осуществление переводов денежных средств и прием платежей в пользу иностранных лиц;
  • запрет на поисковую выдачу;
  • запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных;
  • частичное или полное ограничение доступа к информационному ресурсу иностранного лица.

Согласно ст. 9 Закона эти меры могут применяться как по отдельности, так и кумулятивно. Тем не менее в некоторых случаях кумулятивное применение представляется не всегда корректным, а мера по информированию пользователей информационного ресурса о фактах нарушения иностранным лицом законодательства РФ – не во всех случаях актуальной.

Безусловно, рассмотренные новеллы являются шагом к защите Интернета от неправомерного контента, однако для большей эффективности Закона, на мой взгляд, требуется ряд подзаконных актов, а также технических регламентов, которые, хочется надеяться, будут подготовлены в ближайшем будущем.

1 Подробная информация о правовом значении данного критерия содержится в разъяснениях Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Читайте также: