Что такое непрофильные расходы пфр

Обновлено: 30.06.2024

Размеры страховых взносов в бюджет ПФР в период с 2010 по 2017 отражены в таблице ниже:

Год Бюджет (трлн рублей)
2010 1,9
2011 2,8
2012 3,0
2013 3,46
2014 3,69
2015 3,86
2016 4,13
2017 4,42

В данной статистической выкладке можно отметить чрезвычайно низкий сбор страховых взносов в 2010 году (всего 41% от общего бюджета). Все дело в том, что до 2010 года включительно действовал старый тариф страховых взносов от работодателей, установленный на уровне в 20%. Собираемых таким образом средств явно не хватало, что вылилось в дефицит бюджета ПФР (превышение расходов над доходами) почти в 1,3 триллиона рублей. Из-за этого упомянутый тариф в 2011 году подняли до 26%.

Объемы бюджетных средств в период с 2010 по 2017 представлены в таблице ниже:

Год Бюджет (трлн рублей)
2010 2,64
2011 2,4
2012 2,8
2013 2,84
2014 2,41
2015 3,1
2016 3,33
2017 3,34

Линейного роста доходов, как в таблице выше, здесь нет, поскольку размер бюджетных дотаций в каждом из периодов целиком зависел от общего состояния экономики в государстве. Если удавалось найти средства для повышения пенсий, то проводилась их валоризация (переоценка) и индексация, и размер отчислений в бюджет ПФР соответственно увеличивался. В противном же случае сумма вливаний оставалась на прежнем уровне (как в 2013 и в 2017) либо вовсе уменьшалась (2011, 2014).

Объемы самостоятельных накоплений граждан в период с 2010 по 2016 представлены в таблице:

Год Бюджет (трлн рублей)
2010 60*
2011 50*
2012 90*
2013 90*
2014 60*
2015 167,3
2016 131,2

Данные за 2010-2014 года помечены звездочкой, так как являются результатом приблизительного расчета (в официальных годовых отчетах за эти периоды указаны только прямые добровольные взносы граждан, без учета средств переведенных управляющими компаниями, Центробанком, НПФ и т.д.). В целом такая нестабильная динамика и малый объем (всего 1,7%) рассматриваемой статьи доходов объясняется весьма просто – какого-то серьезного доверия к сторонним организациям, занимающимся формированием накопительной пенсии, у граждан России нет, поэтому нести туда свои сбережения никто не торопится. Серьезный рост отчислений в 2015 году связан в большей степени с пенсионной реформой, и, как можно заметить, уже к 2016 году интерес граждан к таким компаниям снова упал.

Формирование бюджета на 2017 год

В 2017 году прогнозирования расходования средств ПФР происходило на фоне продолжающегося увеличения количества пенсионеров и снижающейся величины трудящихся граждан, а значит и уменьшения финансовых поступлений в виде страховых взносов.

Министерством труда РФ на сайте нормативных документов был опубликован проект бюджета ПФ на 2017 год и плановые проекты на 2018 и 2019 годы, где:

  • прогнозируемые доходы в бюджет составят 8,23 трлн. рублей;
  • расходная его часть — 8,5 трлн. рублей.

Согласно содержанию документа, ожидаемый дефицит бюджета Фонда составит 181,7 миллиарда рублей.

Однако после издания и принятия соответствующего закона прогнозы стали еще менее утопичны: прогнозируемый объем доходов составил 8,36 трлн. рублей, объем расходов — 8,58 трлн. рублей, а дефицит бюджета сильно увеличился и составил 220,43 млрд рублей. Тем не менее, в 2017 году планируется проведение индексации пенсий на размер инфляции.

Согласно заявлению главы Пенсионного Фонда А. Дроздова, сделанному им 30 сентября 2016 года, в период 2017 — 2019 гг. пенсионные выплаты будут индексироваться только в соответствии с ростом потребительских цен.

В конце августа Правительством РФ было заявлено о замене второй индексации на разовую выплату в размере 5 тысяч рублей всем пенсионерам, получающим пенсии через ПФР, которая была произведена в январе будущего года.

Соотношение доходов и расходов ПФР


График отчетливо показывает, что ведомство старается жить по средствам и не выходить за рамки вверенного ей бюджета. Финансовый дефицит, пик которого пришелся на 2015 год, по сути, является чисто техническим и не свидетельствует о каких-либо проблемах в ведомстве. Связан он главным образом с переводом гражданами своих пенсионных накоплений из ПФР в негосударственные фонды (НПФ). При этом данный перевод по факту осуществляется не из бюджета ПФР, а со счетов управляющих компаний, которым Фонд передает право на распоряжение некоторой частью поступающих взносов на накопительную пенсию.

Итого, пенсионные накопления на сумму около 2 триллионов рублей, находящиеся во временном пользовании управляющих компаний, не отображаются в доходной части бюджета ПФР, однако те средства, что передаются от них в НПФ, вносятся как расходы. В результате образовывается чисто технический дефицит, никак не влияющий на платежеспособность Пенсионного фонда.

Расходы

Бюджетные средства фонда позволяют данной государственной структуре:

  • выплачивать страховое пенсионное обеспечение;
  • осуществлять социальные выплаты. Здесь имеются в виду доплаты льготникам, выплаты по уходу за лицами с инвалидностью и неработоспособными россиянами, компенсационные выплаты гражданам, проживающим в северных регионах, вложения в разные региональные программы;
  • выполнять другие функции и операции, которые связаны с перемещением пенсионных начислений (со счетов ПФР на балансы негосударственных фондов, УК);
  • выплачивать государственное пенсионное обеспечение (выплаты определенным группам россиян за выслугу лет – госслужащие, военнослужащие, космонавты, летчики-испытатели). Также сюда относятся компенсационные выплаты гражданам, которые пострадали при выполнении воинского долга;
  • расходовать деньги по программе маткапитала.

Основные характеристики бюджета ПФР на 2019-2020 годы

Для граждан, выходящих на пенсию в ближайшие 2-3 года, бюджетная система РФ представляет практический интерес. Ведь в документы отражены показатели, влияющие на размер будущих материальных выплат.

Ниже в таблице представлены характеристики по годам (для сравнения приводится 2018 год), применяемые при расчетах на пенсионном калькуляторе.

Параметры 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Максимальный размер базы для начисления взносов в страховую часть пособий, тыс. руб. 1021 1129 1248
Фиксированная ставка к страховым дотациям, руб. 4982,9 5334,19 5686,25
СПК — цена одного ИПК , руб. 81,49 87,24 93,00

Как видно из таблицы, плановые показатели растут по годам на величину утвержденной индексации, которая составляет по годам:

  • 2019 г. — 7,05%;
  • 2020 г. — 6,6;
  • 2021 г. — 6,3%.

Пенсионные фонды


Пенсионные фонды− наиболее крупные из всех внебюджетных фондов по величине мобилизуемых ресурсов.

Из всех фондов, средства которых направляются на социальные цели, пенсионные фонды самые крупные; в развитых странах они достигают 50-60% объема всех средств, направляемых на социальные цели.

Управление финансами пенсионных фондов включает в себя:

  • целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;
  • финансирование выплаты пенсий;
  • организацию работы по взысканию с работодателей и граждан сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания и т. п.;
  • капитализацию средств пенсионного фонда (ПФ), а также привлечение в него добровольных взносов;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов в ПФ;
  • организацию государственного банка данных по всем категориям плательщиков в ПФ;
  • разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФ.

Доходы и расходы пенсионного фонда

Пенсионные фонды имеют доходную базу и направления расходов, расписанные в виде бюджета.

Доходы пенсионного фонда формируются из следующих источников:

  • страховых взносов работодателей;
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
  • страховых взносов иных граждан;
  • ассигнований из госбюджета;
  • добровольных взносов.

Расходы пенсионного фонда направляются на следующие цели:

  • выплату государственных пенсий;
  • выплату пособий по уходу;
  • оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ПФ.

Основной источник формирования доходов ПФ — страховые платежи.

Ставка страховых платежей в пенсионные фонды различна в различных странах. Она определяется национальным законодательством и колеблется от 10 до 30%. При расчете облагаемой взносами в ПФ доходной базы предусматривается исключение некоторых доходов и выплат.

При определении доходов, облагаемых взносами в ПФ, как правило, исключаются:

  • выходное пособие при прекращении трудового договора;
  • денежная компенсация за неиспользованный отпуск;
  • средний заработок, выплачиваемый в период трудоустройства гражданам, являющимся временно безработными;
  • льготы, компенсации, материальная помощь.

Кроме государственных, в странах с развитой рыночной экономикой существует разветвленная система негосударственных пенсионных фондов (НПФ), которые формируются на добровольной коммерческой основе. За счет НПФ выплачиваются дополнительные пенсии, размеры которых могут быть значительны (рис. 36).


Рис. 36. Организация пенсионных фондов

Основной принцип организации государственных пенсионных фондов — солидарность поколений.

Важное принципиальное отличие негосударственной пенсионной системы от государственной состоит в том, что здесь не применяется принцип солидарности поколений, а действует принцип долгосрочного индивидуального накопления пенсий. Принцип солидарности доходов означает распределительный характер выплаты пенсий

Накопительный принцип означает, что получающий пенсию должен сам накопить ее. При наступлении пенсионного возраста участник негосударственного ПФ может сам начать получать ее сразу или по частям (по своему усмотрению). В фондах с установленными выплатами в момент заключения договора фиксируется размер будущей пенсии

Принцип солидарности доходов означает распределительный характер выплаты пенсий. Накопительный принцип означает, что получающий пенсию должен сам накопить ее. При наступлении пенсионного возраста участник негосударственного ПФ может сам начать получать ее сразу или по частям (по своему усмотрению). В фондах с установленными выплатами в момент заключения договора фиксируется размер будущей пенсии.

Основные переменные, которые учитываются при расчете будущей пенсии, это:

  • продолжительность внесения пенсионных взносов;
  • инвестирование активов ПФ на перспективу;
  • экономическая политика и инвестиционная ситуация.

При организации негосударственных пенсионных фондов работает принцип долгосрочного индивидуального накопления будущей пенсии.

Негосударственные пенсионный фонды всю прибыль направляют в инвестирование, с целью роста пенсионных выплат.

Классификация расходов по периодам

Выплата страховых (трудовых*) пенсий в период с 2010 по 2017 составила:

Год Расходы (млрд рублей)
2010 3,7
2011 4,1
2012 4,5
2013 4,8
2014 4,97
2015 5,79
2016 6,01

*До проведения пенсионной реформы в 2015 году основном видом пенсии были трудовые и, соответственно, данный пункт расходов именовался также.

В целом, несмотря на обстоятельства и различные финансовые трудности ПФР с каждым годом увеличивал количество средств, перечисляемых на основную статью расходов организации.

Выплата государственных пенсий в период с 2010 по 2017 составила:

Год Расходы (млрд рублей)
2010 286
2011 278
2012 291
2013 315
2014 344
2015 512
2016 413

С 2010 по 2014 года показатели по этому пункту трат варьировались примерно в одном диапазоне и составляли весьма незначительную часть от общего объема расходов. Последовавшее после резкое увеличение, а затем снижение финансирования связано с принятием различных законодательных актов, изначально расширивших льготные списки граждан по этой графе, а затем снова их сокративших.

Социальные выплаты в период с 2010 по 2016 составили:

Год Расходы (млрд рублей)
2010 336
2011 311,9
2012 325,4
2013 401
2014 426
2015 512
2016 572

Высокие (относительно последующих годов) расходы 2010 года были связаны с празднованием 65-летия Победы в ВОВ, к которой ПФР приурочил выплату единовременных денежных пособий ветеранам. Кроме того, в этом же году были досрочно выданы пенсии за январь 2011 из-за наложения большого количества праздничных дней. Впоследствии расходы по данной статье росли линейно, увеличиваясь с каждым отчетным периодом.

Размеры материнского капитала в период с 2010 по 2016 составили:

Год Расходы (млрд рублей)
2010 98,5
2011 171,3
2012 212,4
2013 237,4
2014 270
2015 329
2016 365

Российских семей, удовлетворяющих критериям, необходимым для оформления сертификата на такую меру господдержки, с каждым годом становилось все больше и больше, и поэтому поднимались расходы на осуществление выплат.

Что говорит закон о бюджете ПФР РФ

  1. Ключевые характеристики бюджета ПФР на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  2. Основные администраторы доходов бюджета ПФР и основные администраторы источников финансирования дефицита бюджета ПФР.
  3. Внутренние финансовые источники для бюджета фонда.
  4. Бюджетные ассигнования бюджета фонда на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  5. Межбюджетные трансферты в ПФР.
  6. Особенности применения бюджетных ассигнований по обеспечению работы ПФР.
  7. Особенности применения бюджетных ассигнований бюджета ПФР в области социальной политики.
  8. Особенности реализации бюджетных средств фонда в 2019 г.

Доходы

Формирование бюджета фонда осуществляется благодаря:

  • взносам по страхованию;
  • деньгам из государственной казны;
  • пеням и другим денежным санкциям;
  • прибыли от распределения (вложения) временно свободных финансов обязательного пенсионного страхования (ОПС);
  • добровольным взносам физлиц и фирм, которые уплачивают их не в качестве страхователей либо застрахованных граждан;
  • деньгам из резервного фонда;
  • денежным суммам, сформированным из накоплений застрахованных граждан, которым полагается срочная пенсия;
  • другим источникам, которые не запрещены законами РФ.

Страховые взносы по ОПС

Фирмы-наниматели – основные участники ОПС РФ. Взносы на ОПС, уплачиваемые ими в фонд с зарплат и других вознаграждений сотрудников, формируют пенсионное обеспечение граждан и позволяют выплачивать пенсии тем, кто уже достиг пожилого возраста.

ПФР считается администратором взносов на ОПС и ОМС. Плательщиками взносов по страхованию считаются:

  • граждане, которые производят выплаты и предоставляют другие вознаграждения физлицам;
  • компании;
  • ИП;
  • физлица, которые не являются ИП;
  • самозанятые граждане (работники адвокатур, нотариальных контор, которые занимаются частной практикой, а также арбитражные управляющие).

Трансферты из федерального бюджета

Трансферт – это перевод средств из одного бюджета в другой. Трансферты в ПФР из государственной казны предназначены для:

  • возмещения затрат, связанных с исполнением задач общенационального значения, когда своих средств ПФР не хватает;
  • устранения горизонтальных диспропорций между бюджетами. Трансферты способствуют разрешению определенных социальных проблем, возникающих при финансовых спадах в субъектах РФ;
  • усиления налогового потенциала субъектов РФ.

Можно выделить 3 типа межбюджетных трансфертов:

  1. Бюджетный кредит. Особенный тип материального обеспечения затрат бюджета, при котором деньги предоставляются ПФР на возмездной основе.
  2. Дотация. Государственные деньги, выделяемые безвозмездно и безвозвратно. Предоставление дотации осуществляется лишь в том случае, если средств бюджета ПФР не хватает для выполнения функций данной государственной структуры.
  3. Субвенция. Государственные деньги, предоставляемые ПФР на выполнение каких-то конкретных задач. Обычно субвенции предоставляются при внедрении определенных государственных программ.
  4. Субсидия. Деньги, предоставляемые бюджету ПФР на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Дотации, субвенции и субсидии характеризуются безвозмездностью и безвозвратностью. Отличие субсидий и субвенций от дотаций заключается в их целевой направленности. Субвенции и субсидии разграничены по объемам финансирования.

Пенсионный фонд — это организация, которая занимается социальной поддержкой граждан, в основном начисляет пенсии по старости или инвалидности. Выделяют два вида фондов: государственный, его называют ПФР, и негосударственные — НПФ.

Что такое Пенсионный фонд России

Пенсионный фонд России — самостоятельная организация. Ее деньги не входят в состав федеральных, региональных или муниципальных бюджетов.

Бюджет фонда формируют несколько источников, но в основном — страховые взносы. Платить их обязательно: в сотрудничестве с налоговой фонд контролирует, все ли взносы поступили в срок и в полном объеме.

Главная задача пенсионного фонда — выплаты пенсий и социальных пособий. К ним относятся:

  • пенсии по старости, инвалидности, потере кормильца;
  • пенсии госслужащим и военным;
  • социальные доплаты пенсионерам, если пенсия меньше прожиточного минимума;
  • пенсионные накопления;
  • материнский капитал;
  • социальные выплаты ветеранам, инвалидам, героям и другим категориям граждан;
  • адресная помощь пенсионерам, если их доход меньше прожиточного минимума;
  • пособия на детей.

Пенсионный фонд ставит гражданина на учет и присваивает ему СНИЛС — страховой номер лицевого счета. Номер помогает идентифицировать человека в базе, проверить его трудовой стаж и накопления.

Структура ПФР

Структура фонда состоит из нескольких уровней. Пенсионный фонд федерального уровня — центральный аппарат, регионального — отделения, местного — управления.

Центральный аппарат. Центральный аппарат контролирует работу фонда. В него входят три органа: правление, исполнительная дирекция и ревизионная комиссия. У них разные задачи:

  1. Правление. Следит, чтобы работа пенсионного фонда соответствовала закону, определяет перспективы и текущие задачи фонда, утверждает бюджет и расходы, устанавливают форму отчетов об исполнении. Еще правление занимается кадровыми вопросами: определяет структуру и штаты.
  2. Исполнительная дирекция. Определяет бюджет пенсионного фонда, распределяет средства по регионам, занимается инвестированием и контролирует работу территориальных органов.
  3. Ревизионная комиссия. Отвечает за внутренний аудит: проверяет деятельность правления и исполнительной дирекции, следит, чтобы территориальные органы эффективно расходовали бюджет.

Отделения. Отделения расположены в субъектах РФ. Именно в них приходят, чтобы подавать заявления и получать справки. Они выполняют основные функции пенсионного фонда: оформляют пенсии, выплаты, маткапитал, ведут учет страхователей, собирают страховые взносы и консультируют по вопросам, связанным с пенсиями

Управления. Управления устроены аналогично, но отвечают за меньшую территорию — города и районы.

Откуда пенсионный фонд берет деньги

У пенсионного фонда несколько источников дохода: взносы, пени, штрафы и инвестиции.

Обязательные страховые взносы. Это платежи, которые работодатели вносят за сотрудников, а ИП еще и за себя.

Добровольные взносы. Если нет дохода, с которого работодатель производит отчисления, можно делать взносы самостоятельно. Например, платить добровольные взносы могут самозанятые или граждане, которым не хватило пенсионного стажа для получения права на пенсию.

Пени и штрафы. Их начисляют за нарушение сроков уплаты взносов.

Доходы от инвестирования. Пенсионный фонд вкладывает свободные средства в облигации, депозиты и госбумаги.

Денег из этих источников не хватает, чтобы выплатить все пенсии и пособия, поэтому уже несколько лет на поддержку фонда направляют средства из федерального бюджета.

Распоряжаться деньгами на свое усмотрение фонд не может, он подчиняется законам Российской Федерации. Он тратит деньги на доставку пенсий и пособий, платит взносы в фонд гарантирования пенсионных накоплений, который страхует накопительную часть пенсии. Еще фонд тратит средства на поддержание своей работы: ремонт зданий, покупку мебели, канцелярии.

Чем частные фонды отличаются от государственного

Граждане могут сами распоряжаться накопительной частью пенсии: ее можно оставить в государственном пенсионном фонде — ПФР, а можно перевести в негосударственный.

Негосударственный пенсионный фонд, или НПФ, — это частная организация, которая управляет пенсионными накоплениями граждан. Частные фонды инвестируют деньги граждан в финансовые инструменты и получают доход, а затем включают часть этой прибыли в пенсии клиентов. Деятельность негосударственных фондов контролирует Центральный банк России.

Чтобы частный фонд мог законно работать, у него должна быть лицензия. Актуальный список лицензированных частных фондов можно найти на сайте Банка России.

список лицензированных НПФ

Реестр негосударственных фондов постоянно обновляется

Главное отличие частных фондов в том, что их бюджет не подотчетен государству. Есть еще несколько отличий.

Доходность. Государственный фонд использует только стабильные инвестиции, которые нацелены на сохранение и защиту капитала, а не на его рост. Негосударственные фонды выбирают более рискованные проекты, чтобы доходность была выше.

Защита от рисков. Пенсионный фонд России, в отличие от частных, не может обанкротиться или лишиться лицензии. Некоторые негосударственные фонды участвуют в системе гарантирования прав застрахованных лиц. Если такой фонд разорится или лишится лицензии, то накопления не исчезнут. Максимум, что потеряет вкладчик, — инвестиционный доход за несколько лет.

Источники формирования средств Пенсионного фонда РФ

Все свои социально значимые функции ПФР выполняет за счет использования денежных средств, имеющихся в бюджете организации. В связи с этим процедуры его формирования и расходования являются наиболее важной частью работы фонда.

Бюджет пенсионного фонда России проходит согласование в высших законодательных органах власти государства. Используется следующий порядок:

— предварительный проект бюджета направляется в Госдуму Федерального Собрания РФ;

— Закон подлежит рассмотрению Совета Федерации (Верхняя палата Парламента России), который должен его одобрить, для того чтобы документ вступил в силу.

Тексты всех утвержденных таким образом законов размещаются в открытом доступе, как на сайте самого Пенсионного фонда, так и на сайте Государственной Думы, и впоследствии любой желающий может ознакомиться с их содержанием.

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

— страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей: из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе — организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями); индивидуальные предприниматели, адвокаты; физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

— средства из федерального бюджета РФ;

Доходы Пенсионного фонда РФ

Анализ состава и динамики доходов бюджета Пенсионного фонда РФ представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Состав и динамика доходов бюджета Пенсионного фонда РФ, млрд.руб.

Доходы ПФ РФ 2015-2017

Общая величина доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2016 году относительно 2015 года увеличилась на 498,61 млрд.руб., или на 7%, а в 2017 году относительно 2016 года еще на 634,86 млрд.руб., или на 8,33%. Увеличение доходной части бюджета в 2016-2017 году преимущественно было вызвано ростом поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, величина которых в денежном выражении в 2017 году возросла на 267,12 млрд.руб., а в 2017 году еще на 350,4 млрд.руб.

На рисунке 1 представлена структура доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2015-2017 гг.



Структура доходов пенсионного фонда РФ

Структура доходов ПФ РФ за 2015-2017 гг.

Как можно заметить, структура доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2015-2017 гг. существенных изменений не претерпела. Основную часть доходов ПФ РФ, более 54% на протяжении всего анализируемого периода составляли поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. На долю поступлений из федерального бюджета приходится в среднем от 26 до 27% в общей структуре доходов внебюджетного фонда.

Расходы Пенсионного фонда РФ

Основными статьями расходов Пенсионного фонда являются:

— выплата страховых пенсий;

— выполнение иных функций ПФР и операции, связанные с перемещением пенсионных накоплений (со счетов фонда на балансы НПФ, управляющих компаний и т.п.);

— выплата государственных пенсий;

Состав и динамика расходов бюджета Пенсионного фонда РФ представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Состав и динамика расходов бюджета Пенсионного фонда РФ, млрд.руб.

Динамика и состав расходов ПФ РФ

В 2016 и 2017 году наблюдается снижение расходов на социальные выплаты. В тоже время, наблюдается положительная динамика расходов, связанных с выплатой пенсий. Общая величина расходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2016 году относительно 2015 года возросла на 36,65 млрд.руб., а в 2017 году относительно 2016 года снизилась на 53,5 млрд.руб. На рисунке 2 представлена структура расходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2015-2017 гг.




Структура расходов ПФ РФ в 2015-2017 гг.

На протяжении всего анализируемого периода наблюдается увеличение доли расходов бюджета Пенсионного фонда РФ на выплату пенсий с 81,12% в 2015 году до 89,96% в 2017 году. При этом существенно снижаются расходы на социальные выплаты с 14,6% в 2015 году до 6,13% в 2017 году.

Соотношение доходов и расходов Пенсионного Фонда РФ

На рисунке 3 представлена динамика соотношения доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2015-2017 гг.

Соотношение доходов и расходов ПФ РФ

Бюджет Пенсионного фонда РФ

На протяжении всего анализируемого периода, как можно заметить, бюджет Пенсионного фонда РФ являлся дефицитным, что вызвано превышением величины его расходной части над доходами. При этом, стоит отметить, что дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ на протяжении 2015-2017 гг. снижается.

Таким образом, анализ доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда РФ показал, что основная часть доходов бюджета фонда состоит из поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Основная часть расходов бюджета фонда направлена на выплату пенсий. Бюджет на протяжении всего анализируемого периода является дефицитным.

Бюджет Пенсионного фонда России — это денежные средства, являющиеся государственной собственностью, не подлежащие к изъятию и не входящие в состав иных бюджетов, направленные на пенсионное обеспечение граждан России. На финансовый год, в том числе и на 2021 год, учитывая баланс доходов и расходов, бюджет составляется Правлением ПФР и при формировании его на будущий год, определяется норматив оборотных денежных средств.

Формируется за счет:

    ; ;
  • пенсионных накоплений;
  • доходов от размещения свободных средств.

Также, бюджет Пенсионного фонда является консолидированным, то есть объединяющим в себе все бюджеты областей, районов и городов России.

За счет чего формируется бюджет ПФР?

  • средств государственного бюджета; ;
  • пеней и других денежных санкций;
  • прибыли от инвестирования временно свободных средств ОПС;
  • самостоятельных взносов физических и юридических лиц на добровольной основе;
  • резервных средств на выплату накопительной пенсии;
  • накопленных средств назначенных для выплаты срочной пенсии застрахованному лицу;
  • других источников, разрешенных законодательством РФ.

Сформированные денежные средства обязательного пенсионного страхования, хранятся на счетах территориального отдела Федерального казначейства в подразделениях Центробанка России, для учета операций с денежными средствами бюджета Пенсионного фонда.

Плательщики страховых взносов

Страховые взносы уплачиваются в Пенсионный фонд плательщиками (обычно страхователями), в денежном и натуральном эквивалентах в пользу работников, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение. Плательщиками могут быть:

  1. Юридические лица (работодатели в России и иных государствах, а так же их филиалы).
  2. Иностранные предприятия, ведущие деятельность в России.
  3. Индивидуальные предприниматели и граждане, занимающиеся традиционными промыслами, ремеслом, художеством.
  4. Крестьяне и фермеры (имеющие собственное хозяйство).
  5. Индивидуальные предприниматели, проживающие в России, независимо от гражданства, оформляющие трудоустройство по договору.
  6. Граждане, официально трудоустроенные по договорам, получающие вознаграждения.

В денежной форме страховые взносы начисляются на все виды оплаты трудовой деятельности, из которых исчисляется пенсия, даже вознаграждения за выполненную работу, на основании договоров подряда и поручения.

Платежные поручения на перечисление страховых взносов и на выплату зарплаты, работодатели должны представлять одновременно. Если срок уплаты истек, то не предоставленная сумма считается недоимкой (выявленной суммой задолженности), которая будет взыскана с учетом пени, за каждый день просрочки.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета

Расходы Пенсионного фонда РФ

Расходы средств бюджета Пенсионного фонда РФ при исполнении возложенных на него функций осуществляются за счет средств государственного бюджета и компенсируются в случаях неуплаты страховых взносов плательщиками или дефицита бюджета на очередной финансовый год.

За нецелевое распределение и расход денежных средств из бюджета ПФР, устанавливается ответственность в соответствии с российским законодательством.

Выплата и доставка страховых пенсий

  1. выплату согласно законодательству РФ и международным договорам РФ страхового обеспечения по ОПС, перевод денежных средств в сумме, равнозначной сумме пенсионных накоплений застрахованного лица, в выбранный им НПФ для формирования накопительной пенсии;
  2. доставку пенсий, назначенных со средств бюджета ПФР;
  3. финансовое содержание и материальное и техническое обеспечение текущей деятельности страховщика;
  4. оплату гарантированных взносов в фонд на основании закона от 12.2013 № 422-ФЗ;
  5. другие цели, согласно законодательству РФ по обязательному пенсионному страхованию.

Не предусмотренные бюджетом ПФР расходы на текущий год, могут реализовываться строго после внесения изменений в этот бюджет, в установленном порядке.

Федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда

Ежегодно, начиная с 1992 года, Правительство РФ издает Федеральные законы на будущий год, а также планирование на два последующих года (плановый период), после чего издается Федеральный закон об исполнении бюджета за отчетный финансовый год.

Планируемый объем расходов составляет 9 596,68 миллиардов рублей. Прогнозируемый объем доходов составляет 9 101,84 миллиардов рублей.

Дефицит бюджета ПФР в 2021 году

Очевидно, что с каждым годом доходов Пенсионного фонда от страховых платежей не хватает на покрытие его расходов, поэтому для выплаты пенсий гражданам бюджету Фонда необходимы дотации из государственной казны.

В 2021 году дефицит бюджета составляет 494,84 миллиарда рублей. Его погашение предполагается осуществить за счёт остатка средств бюджета ПФР на 1 января 2021 года.

Прогноз расходования средств в 2021 году

Размер пенсий был заложен в бюджете с учетом размеров выплат, предусмотренных действующим законодательством. Так, индексация страховых пенсий для неработающих пенсионеров была предусмотрена на уровне 6,3%, а социальных пенсий — на 2,6%. В результате, среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров прогнозируется в 2021 году на уровне 17443 рубля. Всего на финансирование выплат страховых пенсий запланированы средства в сумме 7,8 трлн рублей, на выплату пенсий по государственному обеспечению, доплат к пенсии, различных компенсаций и пособия на погребение — 632,7 млрд рублей.

Кроме того, в бюджете ПФР предусмотрели индексацию материнского капитала по прогнозному уровню инфляции 2021 года — на 3,7%. Соответственно, размер материнского капитала в 2021 году составляет:

  • 483 882 руб. на первого ребенка;
  • 639 432 руб. на второго ребенка, если на первого его не получила;
  • размер доплаты на второго ребенка, если семья получала маткапитал на первого ребенка, составит 155 550 руб.

Всего на материнский капитал в 2021 году запланированы средства в сумме 443,3 млрд руб.

Источники формирования средств Пенсионного фонда РФ

Все свои социально значимые функции ПФР выполняет за счет использования денежных средств, имеющихся в бюджете организации. В связи с этим процедуры его формирования и расходования являются наиболее важной частью работы фонда.

Бюджет пенсионного фонда России проходит согласование в высших законодательных органах власти государства. Используется следующий порядок:

— предварительный проект бюджета направляется в Госдуму Федерального Собрания РФ;

— Закон подлежит рассмотрению Совета Федерации (Верхняя палата Парламента России), который должен его одобрить, для того чтобы документ вступил в силу.

Тексты всех утвержденных таким образом законов размещаются в открытом доступе, как на сайте самого Пенсионного фонда, так и на сайте Государственной Думы, и впоследствии любой желающий может ознакомиться с их содержанием.

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

— страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей: из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе — организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями); индивидуальные предприниматели, адвокаты; физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

— средства из федерального бюджета РФ;

Доходы Пенсионного фонда РФ

Анализ состава и динамики доходов бюджета Пенсионного фонда РФ представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Состав и динамика доходов бюджета Пенсионного фонда РФ, млрд.руб.

Доходы ПФ РФ 2015-2017

Общая величина доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2016 году относительно 2015 года увеличилась на 498,61 млрд.руб., или на 7%, а в 2017 году относительно 2016 года еще на 634,86 млрд.руб., или на 8,33%. Увеличение доходной части бюджета в 2016-2017 году преимущественно было вызвано ростом поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, величина которых в денежном выражении в 2017 году возросла на 267,12 млрд.руб., а в 2017 году еще на 350,4 млрд.руб.

На рисунке 1 представлена структура доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2015-2017 гг.



Структура доходов пенсионного фонда РФ

Структура доходов ПФ РФ за 2015-2017 гг.

Как можно заметить, структура доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2015-2017 гг. существенных изменений не претерпела. Основную часть доходов ПФ РФ, более 54% на протяжении всего анализируемого периода составляли поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. На долю поступлений из федерального бюджета приходится в среднем от 26 до 27% в общей структуре доходов внебюджетного фонда.

Расходы Пенсионного фонда РФ

Основными статьями расходов Пенсионного фонда являются:

— выплата страховых пенсий;

— выполнение иных функций ПФР и операции, связанные с перемещением пенсионных накоплений (со счетов фонда на балансы НПФ, управляющих компаний и т.п.);

— выплата государственных пенсий;

Состав и динамика расходов бюджета Пенсионного фонда РФ представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Состав и динамика расходов бюджета Пенсионного фонда РФ, млрд.руб.

Динамика и состав расходов ПФ РФ

В 2016 и 2017 году наблюдается снижение расходов на социальные выплаты. В тоже время, наблюдается положительная динамика расходов, связанных с выплатой пенсий. Общая величина расходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2016 году относительно 2015 года возросла на 36,65 млрд.руб., а в 2017 году относительно 2016 года снизилась на 53,5 млрд.руб. На рисунке 2 представлена структура расходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2015-2017 гг.




Структура расходов ПФ РФ в 2015-2017 гг.

На протяжении всего анализируемого периода наблюдается увеличение доли расходов бюджета Пенсионного фонда РФ на выплату пенсий с 81,12% в 2015 году до 89,96% в 2017 году. При этом существенно снижаются расходы на социальные выплаты с 14,6% в 2015 году до 6,13% в 2017 году.

Соотношение доходов и расходов Пенсионного Фонда РФ

На рисунке 3 представлена динамика соотношения доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2015-2017 гг.

Соотношение доходов и расходов ПФ РФ

Бюджет Пенсионного фонда РФ

На протяжении всего анализируемого периода, как можно заметить, бюджет Пенсионного фонда РФ являлся дефицитным, что вызвано превышением величины его расходной части над доходами. При этом, стоит отметить, что дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ на протяжении 2015-2017 гг. снижается.

Таким образом, анализ доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда РФ показал, что основная часть доходов бюджета фонда состоит из поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Основная часть расходов бюджета фонда направлена на выплату пенсий. Бюджет на протяжении всего анализируемого периода является дефицитным.

Читайте также: