Что такое монотония ее последствия для водителя методы снижения влияния

Обновлено: 05.07.2024

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ВЛИЯНИЯ МОНОТОНИИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Заместитель Главного государственного санитарного врача СССР А.И.Заиченко 26 сентября 1980 года N 2257-80

Методические рекомендации разработали:

- Ордена Трудового Красного Знамени НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР (д.м.н. В.И.Тхоревский, к.м.н. Г.М.Гамбашидзе)

- Горьковский НИИ гигиены труда и профзаболеваний МЗ РСФСР (к.м.н. М.А.Грицевский).

- Рижский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (к.м.н. А.Ж.Юревиц).

- Ленинградский ВНИИ Охраны труда ВЦСПС (д.м.н. К.М.Смирнов)

- Отраслевая научно-исследовательская лаборатория физиологии и психологии труда Миннефтехимпрома СССР (г.Ленинград, к.б.н. В.С.Аверьянов, Н.С.Уткина).

- Свердловский ВНИИ Охраны труда ВЦСПС (М.Н.Исаева)

- НИИ труда Госкомтруда СССР (к.б.н. Б.Н.Петухов, ст.н.сотр. Л.П.Степанова).

- Ответственные исполнители: В.И.Тхоревский, Г.М.Гамбашидзе.

ВВЕДЕНИЕ

В эпоху научно-технической революции развитие современного производства качественно изменило профессиональную деятельность человека. На фоне значительного уменьшения доли тяжелого физического труда существенно возросло количество людей, занятых выполнением простых однообразных операций с ограничением мышечных усилий и общей подвижности, т.е. работающих в условиях монотонности, гипокинезии и гиподинамии. Проблема монотонности является весьма актуальной и для новых видов труда, важными чертами которых являются функции наблюдения управления и контроля в условиях небольшого количества поступающей информации, значительной деятельности наблюдения, ограниченной двигательной активности.

Монотонность труда, особенно в сочетании с гипокинезией, вызывает целый ряд таких неблагоприятных последствий как снижение работоспособности, рост травматизма, заболеваемости и текучести кадров и др., которые в конечном итоге, приводят к значительному снижению эффективности труда в целом. В связи с этим проблема профилактики развития состояния монотонии является актуальной как в медико-биологическом, так и в социально-экономическом аспектах. В то же время ее решение сдерживается отсутствием единых научно-обоснованных положений, необходимых для конкретных рекомендаций по предупреждению отрицательных последствий монотонного труда в разных отраслях промышленности.

В связи с этим задачей данной работы явилась разработка основных принципов профилактики развития состояния монотонии при различных видах монотонного труда, обеспечивающих оптимальную психофизиологическую основу высокопродуктивной профессиональной деятельности и направленных на снижение заболеваемости.

Настоящие методические рекомендации предназначены для использования санитарными врачами санэпидстанций, работниками служб НОТ и другими специалистами при разработке конкретных мероприятий, направленных на снижение отрицательных последствий монотонного труда в условиях различного рода профессиональной деятельности.

1. ПРОБЛЕМА МОНОТОННОСТИ ТРУДА

1.1. Причины возникновения монотонного труда

Монотонный труд (работа) - это свойство некоторых видов труда, требующих от человека длительного выполнения однообразных, элементарных действий или непрерывной и устойчивой концентрации внимания в условиях дефицита сенсорной информации.

Монотония - особый вид функционального состояния организма человека, развивающегося в процессе монотонной работы.

Гипокинезия - это деятельность человека с ограниченной двигательной активностью.

Гиподинамия - это деятельность человека с ограниченными мышечными усилиями.

В условиях монотонного труда гипокинезия и гиподинамия являются факторами, способствующими развитию состояния монотонии.

Основными показателями монотонного труда являются:

- структурное однообразие, простота рабочих приемов (операций);

- непродолжительный временной цикл;

- высокая степень повторяемости;

- отсутствие творческих элементов;

- строго определенный регламент действий;

- принудительный ритм и темп;

- дефицит информации о ходе выполнения работы;

- отсутствие интеллектуально-эмоциональной нагрузки;

- легкая или средняя величина физической нагрузки и дефицит движений, что обусловливает гиподинамию и гипокинезию;

- постоянный фоновой шум;

- стробоскопический эффект люминесцентных ламп и др.;

- ограниченное пространство рабочих действий;

- изоляция, разобщенность рабочих.

В формировании восприятия трудового процесса как монотонного, определенную роль играют психологические и физиологические особенности человека, его индивидуальная подверженность к развитию состояния монотонии.

1.2. Влияние монотонного труда на организм человека

Монотонность труда сопровождается у многих людей рядом неприятных субъективных ощущений.

Субъективные ощущения проявляются в падении интереса к выполняемой работе, скуке, апатии, невнимательности, сонливости, искаженном чувстве времени ("время длится очень долго"), чувстве усталости и т.п., что в конечном счете обусловливают субъективную оценку работы как неинтересной или даже непривлекательной.

Психофизиологические проявления состояния монотонии свидетельствуют о пониженной психофизиологической активности человека и заключаются в следующем:

- снижении уровня бодрствования (изменение альфа ритма ЭЭГ);

- снижении тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы (урежение частоты пульса, снижение артериального давления, увеличение аритмии пульса и др.);

- снижении тонуса скелетной мускулатуры.

Состояние монотонии характеризуется также ухудшением рабочих действий замедлением их и увеличением ошибок в работе. Ухудшение основных параметров профессиональной деятельности, а также психофизиологические проявления состояния монотонии свидетельствуют о том, что в этих условиях работоспособность снижается. Для состояния монотонии, и, соответственно, его симптоматики характерны волнообразные колебания: периоды понижения работоспособности сменяются периодами повышения ее. В условиях монотонности человек должен время от времени волевым усилием преодолевать состояние пониженной активности. Эти периодические повышения активности сопряжены с затратой как энергетических, так и функциональных ресурсов и способствует более быстрому развитию утомления и недовольства работой.

Основными последствиями монотонного труда являются:

- снижение работоспособности и производительности труда;

- ухудшение качества продукции;

- снижение творческой инициативы работающих;

- высокая текучесть кадров.

Основное отрицательное последствие гипокинезии - детренированность как отдельных систем (мышечной и сердечно-сосудистой), так и организма в целом. В результате детренированности функциональные системы организма (и в первую очередь - сердечно-сосудистая система) становятся менее устойчивыми к отрицательному влиянию нейро-гуморальных воздействий в ситуациях сильного психо-эмоционального напряжения. Это, вероятно, и является одной из причин существенного возрастания за последнее время нервных и сердечно-сосудистых заболеваний.

2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ МОНОТОНИИ

2.1. Основные принципы оптимизации монотонных видов труда

При разработке мер профилактики развития состояния монотонии необходимо учитывать основные психофизиологические явления, возникающие в организме работающих в условиях монотонного труда и во многом определяющие его отрицательные последствия.

Поэтому разрабатываемые мероприятия должны быть направлены на:

- совершенствование технологических процессов с целью уменьшения влияния монотонности труда;

- обеспечение оптимальной информационной и двигательной нагрузок;

- повышение уровня бодрствования, увеличение эмоционального "тонуса" и мотивации.

Все это достигается как оптимизацией содержания и условий трудовой деятельности, так и непосредственным воздействием на функциональное состояние организма человека комплекса технологических, организационно-технических и психофизиологических мер. Среди них важнейшее значение имеют:

Психофизиологические основы монотонии, ее влияние на работоспособность. Снижение уровня жизнедеятельности после воздействия однообразных раздражителей, уменьшения внешней стимуляции. Влияние темперамента личности на развитие устойчивости к монотонии.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.06.2016
Размер файла 22,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Введение
  • 1. Понятие и психофизиологические основы монотонии, ее влияние на работоспособность
  • 2. Диагностика монотонии
  • 3. Профилактика монотонии
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Человек в течение своей жизни выполняет разнообразную деятельность. По мере ее выполнения какой-либо деятельности организм человека сопровождает ее ответной реакцией психических и физиологических функций, которые отражают процессы адаптации к реальному или ожидаемому воздействию рабочей нагрузки, факторов окружающей среды, эмоциональных переживаний, характеризует остаточные процессы после этих взаимодействий. И это дает основание нам говорить о функциональном состоянии человека.

Функциональные состояния - это физиологические состояния организма и его систем. Любое состояние является функциональным, то есть отражает уровень функционирования организма в целом или отдельных его систем, а также само выполняет функции адаптации к данным условиям существования. Данное понятие возникло в физиологии труда для характеристики мобилизационных возможностей и энергетических затрат работающего организма. Традиционно в физиологии и психофизиологии функциональные состояния рассматриваются как состояние органов и отдельных систем, так и всего организма человека в целом. [2]

Классификации функциональных состояний строятся на основе разных прагматических и содержательных критериев. Выделяют оптимальные и неоптимальные виды функциональных состояний, разрешенные и запрещенные, острые, хронические и пограничные, комфортные и дискомфортные. С точки зрения результативности труда и качества переживаний работника выделяют благоприятные, желательные функциональные состояния (состояние оптимальной работоспособности, вовлеченности) и неблагоприятные функциональные состояния, которые могут негативно отразиться на развитие личности и здоровье работника, а также на результатах его труда (утомление и переутомление, монотония, сенсорная депривация, стресс, профессиональное "выгорание"). В своем докладе я затрону только неблагоприятное функциональные состояние, такое как монотония. [3]

Монотония - это специфическое функциональное состояние, характеризующееся снижением уровня жизнедеятельности в результате воздействия однообразных раздражителей, то есть снижением внешней стимуляции. Монотония чаще всего возникает как следствие рабочей ситуации, но может быть и результатом индивидуального стиля жизни или следствием сложившихся жизненных обстоятельств, которые вызывают скуку и "голод чувств". Проявлением рабочей монотонии является притупление остроты внимания, ослабление способности к его переключению, снижение бдительности, сообразительности, ослабление воли, появление сонливости. При этом возникает неприятное эмоциональное переживание, заключающееся в стремлении выйти из этой обстановки. Все эти явления быстро исчезают при вхождении человека в нормальную внешнюю среду.

При анализе природы монотонии следует учитывать два обстоятельства: во-первых, четко различать работу, которая по ее объективным показателям относится к монотонной: во-вторых, субъективное отношение и различные психические состояния, вызываемые этой работой у отдельных лиц. В частности, некоторые виды труда имеют признаки, позволяющие называть их, независимо от субъективной оценки, монотонными видами труда. К числу таких признаков относят: высокую частоту повторения трудовых действий: непродолжительный временной цикл выполнения операций, малоэлементный количественный состав операций, структурное однообразие трудовых действий, простоту трудовых действии. Это признаки преимущественно тех работ, где ведущую роль играет энергетический фактор, то есть работа с выраженным физическим компонентом.

Те же работы, где преобладает информационный фактор, то есть требуется напряжение сенсорных механизмов и определенных психических функций, считают монотонными, если они связаны с длительным пассивным наблюдением, имеют недостаток притока сенсорной информации, имеют ограничение воздействия производственных сигналов и раздражителей. При видах труда, для которых характерна сенсорная монотония (операторы, водители транспорта), возникает состояние пониженной бдительности, которое выражается в притуплении внимания, контроля и самоконтроля, замедлении процессов восприятия, двигательных реакций. Частым спутником пониженной бдительности является появление сонливости, которое возникает обычно через 40-- 60 мин, после начала деятельности. [1]

Состояние монотонии является результатом развития торможения в коре головного мозга. Результатом будет падение возбудимости корковых центров вследствие развития охранительного торможения. Источником для этих изменений в ЦНС является как однообразная деятельность с низкими затратами энергии, так и дефицит сенсорной информации. В итоге нейрофизиологический конфликт: с одной стороны, снижение активности ЦНС, с другой необходимость поддержания определенного уровня бодрствования, активации, то есть нервного напряжения, так как нельзя бросить работу. Такая ситуация ведет к возникновению невротических реакций, отрицательных эмоций, таких как чувство недовольства, депрессия, снижение мотивации и интереса к труду. Более устойчивы к монотонии лица со слабой ЦНС относительно возбуждения, с инертными нервными процессам и чаще это интроверты с низкой тревожностью. Наоборот, менее устойчивы к монотонии лица с сильной ЦНС, высокой подвижностью нервных процессов. Это общительные лица, экстраверты, эмоционально неустойчивые, с высокой тревожностью (высоким нейротизмом).

Психологическая сущность монотонной работы и характерных для неё поведенческих феноменов была исследована в школе Курта Левина в экспериментах Анитры Карстен в 1920 -е годы. Испытуемым предлагались задания типа заполнения листа бумаги штриховкой по образцу, громкое чтение стихов, размещение наперстков в отверстия специального планшета и т.д. В инструкции испытуемым предлагалось выполнять задание до тех пор, пока сохраниться желание работать. Разрешалось прекратить работу в любой момент. Исследователь наблюдал за особенностями динамики поведения, фиксировал высказывания испытуемого, отмечал проявления его эмоционального отношения к заданию, к ситуации эксперимента, к экспериментатору. [2]

А. Карстен обнаружила, что мышечная усталость от процесса выполнения экспериментального задания не была главной причиной снижения продуктивности испытуемых. Все дело было именно в снижении актуальной потребности выполнять экспериментальное задание, которое обозначалось как процесс "насыщения" (или психического пресыщения). Возможность продолжения деятельности испытуемого обеспечивалась или его волевыми усилиями, или переосмыслением задания, изменением структуры выполняемого действия.

Существенную роль в развитии монотонии играют типологические особенности личности. Так, например, монотония быстрее развивается и сильнее выражена у лиц с сильной нервной системой. Лица со слабой нервной системой и инертностью нервных процессов обладают высокой монотоноустойчивостью.

Свойства темперамента личности также оказывают влияние на развитие устойчивости к монотонии. Более стойкими являются лица с высокой ригидностью, интроверсией и низким нейротизмом, лица со средней самооценкой, интрапунитивной направленностью фрустрации и средним уровнем притязаний. Женщины отличаются более высокой устойчивостью к монотонии, чем мужчины.

В динамике продуктивности при монотонии может отсутствовать период высокой устойчивости продуктивности, чаще обнаруживаются колебания продуктивности, отражающие всплески волевых усилий, необходимые работнику для "самоподстегивания".

Монотонный труд может сопровождаться не только снижением уровня активации, сонливостью и апатией. Встречаются виды труда, требующие выполнения однообразных действий в высоком темпе. Нагрузка на одни и те же группы мышц при этом может привести к профессиональным заболеваниям, при которых страдают нервно-мышечный аппарат и связки. Например, "писчий спазм" - функциональное нарушение движений мелкой моторики рук у людей, которым приходится много писать в быстром темпе. Такие трудовые задачи можно рассматривать как требующие не усложнения, а наоборот, облегчения (Мойкин Ю.В. и др., 1987).

2. Диагностика монотонии

монотония раздражитель стимуляция жизнедеятельность

Состояние монотонии характеризуется снижением психофизиологической активности в виде субъективных и объективных признаков, то есть психологических и физиологических показателей. К физиологическим показателям относят, во-первых, показатели работоспособности (количество и качество труда) и, во-вторых, изменения в ряде физиологических процессов и функций.

Это снижение возбудимости и лабильности зрительного анализатора, увеличение латентных периодов зрительно-моторных реакций, развитие тормозных процессов в ЦНС с выраженными фазовыми изменениями, изменение электрической активности мозга, снижение тонуса симпатического отдела ЦНС и увеличение тонуса парасимпатического отдела НС - падение кровяного давления, аритмия.

Монотонная работа вызывает комплекс психических переживаний, определяющих субъективный фон трудовой деятельности. Отмечают следующие субъективные признаки монотонии: возникновение равнодушно-апатичного состояния, падение интереса; скука, переходящая в чувство усталости; сонливость или дремота. Сонливость при монотонной работе проявляющаяся в кратковременных разрывах контакта организма с внешним миром, наступает внезапно и столь же быстро восстанавливается. В системе детерминант, определяющих отношение человека к работе, одно из первых мест занимает монотонность труда.

По данным многих исследователей на монотонность как главную причину неудовлетворенности трудом ссылается 30 -35% опрошенные. Критерий динамики субъективного чувства усталости субъективная усталость, связанная с монотонной работой, начинает проявляться раньше объективных признаков утомления (снижение производительности, ухудшение качества). [4]

3. Профилактика монотонии

При профилактике монотонии мероприятия должны быть направлены: на повышение уровня активации ЦНС, увеличение эмоционального тонуса, мотивации субъекта; обеспечение оптимального уровня сенсорной и двигательной нагрузки; устранение объективных факторов монотонности труда. В качестве организационных мер рекомендуют проведение чередования производственных операций, создание рациональных режимов труда и отдыха, когда на отдых отводится от 8 до 30% рабочего времени. Психологические меры: обеспечение условий для проявления чисто личностных, субъективных приемов и способов, ослабляющих влияние монотонного труда (возможность межличностных контактов и речевого общения, решение вопросов экономии и рационализации движений); стимулирование интереса к самому труду и его результатам, усиление целевой направленности труда, привлечение работника к организации труда, поощрение инициативы.

Выделяют сенсорную и моторную формы монотонии. Сенсорная монотония как состояние субъекта труда возникает в условиях однообразия, бедности впечатлений. Моторная монотония встречается при выполнении работником повторяющихся трудовых действий и операций.

Монотонность труда легкой степени отмечается при длительности операций 31-100 секунд; тяжелые формы моторной монотонии возможны при длительности повторяющихся операций 5-9 или 1-4 секунды.

И. Виноградов предлагает следующие пять мероприятий или путей борьбы с монотонностью вообще, а при поточном производстве в особенности:

1) объединение чрезмерно простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию;

2) периодическую смену операций, выполняемых каждым рабочим, т. е. совмещение операций;

3) периодические изменения ритма работы;

4) введение дополнительного перерыва;

5) введение посторонних раздражителей (функциональная музыка). [1]

Несколько по-иному, можно сказать более "психологично", видит пути предупреждения и преодоления монотонности в работе Н.Д. Левитов.

Первый путь. При выполнении однообразной работы необходимо проникнуться сознанием ее необходимости, в таком случае повышается роль мотивов, стимулов в работе. Большое значение имеют также результаты работы. Чем яснее и отчетливее человек видит на каждом этапе работы ее результаты, тем больше он заинтересовывается своей работой и тем меньше переживает состояние монотонности.

Второй путь. Нужно стремиться отыскивать интересное в однообразной работе.

Третий путь. Нужно стремиться к повышению автоматизма рабочих действий, чтобы иметь возможность отвлекаться, например, думать о чем-нибудь интересном. Этот путь, правда, допустим лишь при однообразных и очень простых работах.

Четвертый путь. Можно создать внешние условия, ослабляющие впечатление однообразия работы.

В некоторых случаях, например, достаточно перенести работу из закрытого помещения на свежий воздух, чтобы она переживалась как менее однообразная.

Пятый путь. Введение функциональной музыки. [2]

Профилактика монотонии по В.Г. Асееву включена в рамки профилактики неблагоприятных психических состояний. Автор выделяет основные универсальные пути воздействия в таких случаях: улучшение организации трудового процесса, эстетической и санитарно-гигиенической обстановки, рационализация режимов труда и отдыха, создание благоприятного психологического климата в коллективе. Одним словом, для профилактики возникновения состояния монотонии предлагается в широком смысле изменять условия труда человека.

Автоматизация рутинных процессов, то есть использование машинного труда при выполнении наиболее простых и регулярно повторяющихся действий.

Смена рабочих заданий, "круговой" конвейер как регулярная смена вида деятельности и комплекса выполняемых операций.

Комбинированные графики работ в течение одного рабочего цикла.

Обогащение содержания труда (внутренняя насыщенность когнитивными элементами), то есть своего рода усложнение деятельности во избежание монотонии.

Динамичная организация рабочего места для обеспечения достаточного объема движений и профилактики гиподинамии.

Динамичный интерьер рабочей среды для обеспечения насыщенной сенсорной среды.

Внешняя стимуляция для повышения уровня активации, например, использование функциональной музыки.

Активизирующие добавки к пище. [4]

Заключение

Долгое время, пока монотония связывалась только с работой на конвейере, считалось, что главным средством борьбы с монотонней является полная автоматизация труда (В. Хакер). Хотя это мера и не исключается, решить проблему монотонии она не может хотя бы потому, что большинство видов деятельности автоматизировать нельзя (например, нельзя вместо спортсмена заставить выполнять объемные монотонные тренировочные нагрузки автомат). Поэтому борьба с монотонностью деятельности должна предусматривать разные способы, учитывая и физиологические, и психологические, и социальные факторы.

1. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности// Руководство по современной психологии./ Под ред. В.Н. Дружинина. М., 1999.

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: ЮНИТИ,1998.

3. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. МГУ, 1986.

4. Кравченко А.И. История менеджмента Учебн. пособие. - М.: "Академический проект", 2000.

Подобные документы

Влияние гипноза и внушений на силу мышц, повышение работоспособности и активизацию творческих процессов. Теории механизма формирования "отказа" от работы. Условия и результаты проведения экспериментов в гипнотической и негипнотической группе испытуемых.

реферат [164,3 K], добавлен 23.11.2009

Индивидуальные психологические особенности личности человека. Историко-теоретический аспект проблемы темперамента. Роль темперамента и влияние его на трудовую и учебную деятельность. Исследование влияния темперамента на стиль разрешения конфликтов.

курсовая работа [87,3 K], добавлен 09.12.2010

Влияние темперамента на общение. Понятие темперамента. Свойства темперамента. Типология темперамента. Темперамент и личность. Стиль разрешения конфликтов. Переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента.

курсовая работа [32,7 K], добавлен 19.12.2004

Темперамент - природная основа заложенного в людях характера. Общая, двигательная и эмоциональная активность поведения человека. Психофизиологические особенности темперамента. Роль темперамента в труде и учебе, его влияние на эффективность деятельности.

реферат [31,6 K], добавлен 29.12.2012

Типологические варианты личности детей. Психофизиологические особенности нервной системы подростков. Динамика развития свойств нервных процессов и влияние на них генотипа и среды. Роль воспитания и условий жизни в формировании личностных свойств ребенка.


Монотонная работа – повторяющиеся действия, которые делают поставленную задачу неимоверно скучной.

Актуальность

С монотонной работой сталкивается в своей жизни каждый человек: секретарю приходится набирать инструкции, рабочему – стоять у станка, домохозяйке – мыть гору тарелок и протирать поверхности, студенту – писать рефераты. Вся эта работа не вызывает никакого энтузиазма, но выполнять ее время равно нужно – от этого никуда не деться.

Решение проблемы

Решение 1 – смириться. Перестаньте постоянно думать о том, как вам скучно. Когда вы сосредотачиваетесь на этой мысли, вы генерируете негатив. В итоге вы чувствуете себя еще хуже, чем раньше. Примите это как данность и научитесь относиться к этой работе нейтрально – не изводя себя тем, как вы себя чувствуете во время выполнения той или иной задачи.

Решение 3 – воспринимать как отдых. Если вы творческий человек, не жалуйтесь на монотонную работу, ведь она разгружает вашу голову. Очевидно, что вы не могли бы генерировать творческие мысли каждую минуту рабочего дня, ведь это просто невозможно. Мозгу нужно время, чтобы прийти в себя, восстановиться, отвлечься. Эту возможность вам и предоставляет монотонная работа – делать и ни о чем не думать. Конечно, в это время вам тоже могут прийти в голову новые, оригинальные мысли. Закончив с монотонной работой, вы сможете сразу заняться творчеством.

Решение 4 – быстрее приступить и закончить. Самый простой способ сделать работу – это делать ее. То есть нужно приступить к решению задачи незамедлительно, ни о чем не рассуждая и не прокрастинируя. Чем быстрее вы начнете, чем лучше сосредоточитесь, тем быстрее вы закончите.

Решение 5 – попытаться развлечься. Если работа не требует от вас интеллектуального напряжения (например, вам нужно рассортировать бумаги, отделив инструкции от приказов, вымыть тарелки, навести порядок на столе), можно включить музыку. Если нужен более тщательный контроль (например, написать отчет), то с музыкой лучше не рисковать. Она отвлекает и замедляет процесс. Вы также можете придумать состязание с самим собой – например, сделать эту работу быстрее, чем в прошлый раз (для этого, конечно, потребуется засечь время).


Решение 6 – делать паузы. Очень часто монотонная р

Решение 7 – пообещать себе вознаграждения. Только вы сами лучше других знаете, чем себя наградить. Кофе, интересная книга, любимый сериал, пасьянс… Думайте о приятностях, которые ждут вас впереди, и просто делайте то, что должны.

Видео

Рутина и монотонность труда: важно ли это? публікації на

Довольно часто при принятии решения поступать ли на ту или иную работу, оценивают ее с точки зрения монотонности, когда повторяется множество однотипных действий и циклов на протяжении всего рабочего дня или рабочей смены. Обычно монотонность относят к числу негативных факторов.

Статистика утверждает, что для профессий с монотонным трудом характерна большая текучка кадров, ведь далеко не каждый человек готов пойти на подобную работу и очень немногие в состоянии удержаться на ней долго. Отсюда и постоянный спрос на работников, постоянно открытые вакансии.

Методы борьбы с монотонией


Лучшим способом преодоления состояния монотонии является кратковременный отдых. Вот какие приемы помогают избавиться от этого состояния:

  • дыхательная гимнастика;
  • гримасничанье (просто покорчите различные рожицы);
  • гимнастика для глаз;
  • движение челюстями;
  • разминка.

Кроме этого, нужно вернуть себе контроль. Для этого давайте сами себе задания, модернизируйте привычную работу. Например, водитель может дать себе такое указание: только плавно переключать передачи. А также важно концентрировать внимание на раздражителях из окружающего мира.

Что еще помогает избавиться от монотонии и предотвратить ее:

  • повышение интереса к работе (придумывайте сами себе дополнительную мотивацию, промежуточные цели);
  • изменение ритма выполнения задач или их последовательности;
  • внесение элемента новизны (любая мелочь даст положительный результат, например, сделайте перестановку на рабочем столе);
  • усиление влияния раздражителей (яркий свет, музыка, свежий воздух и т.д.).

Приемы, которые не помогают бороться с монотонией:

  • выпить кофе или другой энергетик;
  • выкурить сигарету;
  • побить себя.

И еще пара рекомендаций по видам деятельности.

Как преодолеть монотонию спортсменам:

  • менять спарринг-партнеров;
  • читать перед соревнованиями книги или смотреть фильмы и размышлять над ними.

Что помогает водителю противостоять монотонии:

  • прослушивание музыки или аудиокниг;
  • беседы с попутчиками или по телефону;
  • пение за рулем.

Если вы столкнулись с монотонией в жизни, то это означает, что вам не хватает ярких красок и новых впечатлений. Пришло время сменить круг общения, найти новое увлечение, поменять имидж. Возможно, вы решите переехать или сменить работу, профессию.

Виды монотонии

Монотония в психологии имеет два подвида:

  1. Состояние, вызванное однотипными действиями. Одни и те же раздражители, одни и те же действия. Например, одни и те же операции во время смены на конвейерном производстве.
  2. Состояние, вызванное монотонной обстановкой, однообразным восприятием. Например, речь идет о водителях фур, которым приходится сутками ехать по однотипной дороге (леса или магистраль).

Психологи выяснили, что можно тренировать терпимость к монотонии. Однако нельзя выработать полную устойчивость.

Основные мероприятия, направленные на предотвращение монотонности и повышение содержательности труда

радикальным мероприятием является проектирование рациональных трудовых процессов и операций на основе оптимального разделения труда Задача состоит в том, чтобы каждую операцию сделать содержательной, способствующей развитию у работника творческого мышления. Основным принципомм проектирование рационального трудового процесса (операции) является принцип сохранения определенной логической завершенности и структурной целостности выполняемой операции Даже в условиях глубокой дифференциации технологического процесса необходимо устанавливать такую количество элементов операции и последовательность их выполнения, которая воспринималась бы работником как логически завершенных единиця.

Вторым важным принципом проектирования трудового процесса является обеспечение достаточного энергетического уровня операции Специальными исследованиями установлено, что негативные психические состояния в большей степени вы иявляються при выполнении тех работ, которые из-за незначительного энергетическую стоимость не стимулируют функциональной активности организма Если монотонная работа достаточно интенсивная по затратам энергии, то скука, сонливость, психическое пресыщение могут не возникать Доказано, что при физической работе для поддержания активного тонуса коры затраты энергии не должны быть меньше 2,5 ккал / мин (150 ккал / чод).

Предотвращению монотонности и повышению содержательности труда способствует укрупнению трудовых операций Благодаря укрупнению операций у работника формируется более сложный стереотип трудовых действий, что положительно сказывается на состоянии собаки ихофизиологичних функций Опыт показывает, что операция должна состоять не менее чем из 5-6 элементов при условии сохранения целевого содержаниету.

Чередование операций связано с совмещением профессий и трудовых функций Отметим, что овладение работником вторыми и смежными профессиями, кроме преодоления монотонности и повышения привлекательности п труда, повышает конкурентоспособность работника на рынке труда и мобильность в самом предприятийі.

Для снятия монотонности необходимо, чтобы операции отличались по характеру нагрузок, но в то же время были лишены интерферентних элементов

Основные условия совмещения профессий и трудовых функций, которые обеспечивают уменьшение монотонности:

  • совмещаемой профессии должны изменять уровень загруженности различных органов и систем;
  • совмещаемой операция должна быть легкой, чем основная При легкой монотонной работе эффективно изменение на более тяжелую;
  • более монотонную работу необходимо совмещать с менее монотонной;
  • совмещаемой трудовые комплексы должны обеспечивать работу с участием мышц-антагонистов, а также изменение рабочих поз;
  • статические нагрузки должны компенсироваться умеренными динамическими нагрузками

При организации монотонных работ важное значение имеет выбор темпа работы Темп может быть свободным или принудительным Каждый из них имеет преимущества и недостатки Поэтому при выборе темпа работы следует исходить из спе ецификы конкретного производства В одних случаях целесообразно оптимальный заданный темп с регулировкой скорости конвейера согласно кривой работоспособности Вариация скорости не должна превышать 10-15% В других случаях эффективное самостоятельное регулирование рабочего темпа Последнее применяется на автономных конвейерах, обеспечивает не только свободу ритма, но и регулирования содержания роботмісту роботи.

Эффективным средством борьбы с монотонностью является бригадно-групповая форма организации потока Суть ее в том, что бригада выполняет операции всего цикла по изготовлению более-менее законченного продукта (узловой а) Процессы изготовления каждого узла выделяются в самостоятельные производственные секции Рабочие работают в свободном ритме, а узлы соединяются в монтажной секции В этом случае трудовой процесс менее раз расчлененного и теснее кооперированныханий.

Уменьшению негативного влияния монотонных работ на психическое состояние работников и показатели их работы способствуют следующие меры:

  • рационализация режимов труда и отдыха;
  • эстетизация производственной среды;
  • применения функциональной музыки

К факторам уменьшения монотонности относятся также психологические меры, призванные усилить внутренние мотивы деятельности Это, в частности, психологическая стимуляция трудовой деятельности за счет постановлений ки промежуточных производственных целей, обеспечения работников текущей информации по выполнению работы Особое значение имеют привлечения рабочих к управлению и решению производственных проблем, а и также благоприятный социально-психологический климат, создание условий для общения в процессе труда, если это возможно Все это формирует положительные эмоциональные состояния у работников, усиливает их монотоностийкистсть.

Есть ли возможность снизить негативное влияние монотонной работы на организм человека?

Да, есть. Но этим должно быть заинтересовано руков

Да, есть. Но этим должно быть заинтересовано руководство.

Первое, что нужно сделать – это систематизировать труд и отдых, то есть организовать более частые перерывы в работе. Также не ставить рабочий график по 12–16 часов, максимум 10.

Второе – это внесение разнообразия. Нужно менять задания на работе, тогда человек ее лучше будет выполнять.

Плюсы

Есть и определенные преимущества монотонной работы.

Профилактика монотонии

В качестве профилактики монотонии психологи рекомендуют обратить внимание на основные мероприятия по борьбе с монотонией:

  • организация и соблюдение режима труда и отдыха;
  • чередование интеллектуального и физического труда, разминки;
  • обогащение содержания трудовых операций, внедрение творчества даже в автоматизированные процессы;
  • соотношение работоспособности отдельно взятого человека и требований к темпу выполняемой работы (индивидуальный подход в труде);
  • регулярное тонизирование работников на производстве (музыка, игры).

Эти же рекомендации может использовать любой человек, чувствующий, что его охватывает монотония. Рекомендуется делать все это до того, как почувствуете первую усталость. Например, через каждые 45 минут работы рекомендуется устраивать 15-минутные перерывы и разминку.

Причины депрессии

Понятно, что депрессивное состояние не возникает ниоткуда: всегда есть что-то, что привело к ее появлению. Попробуем разобраться, почему же люди так часто страдают подобным психологическим расстройством?

Иногда депрессия возникает, казалось бы, без причины: у человека все хорошо, никаких неприятностей и большого стресса он не переживает. В этом случае причиной появления является нарушения в работе организма по обмену нейромедиаторов.

Ну а самая печальная причина депрессии обязана своим возникновением именно законам нашей современной жизни. Окружающий мир ставит перед человеком очень высокую планку достижений: финансовых, моральных. А когда не получается достичь всего, стать по-настоящему успешным для пресловутого общественного мнения, человек может впасть в настоящее уныние, которое потом и перерастает в депрессию.

В отдельную категорию можно выделить то эмоциональное состояние, которое возникает у многих женщин после рождения ребенка. Послеродовая депрессия, симптомы которой могут быть разными: от легких до самых тяжелых — особый вариант расстройства. В самых тяжелых случаях матери могут убить своего ребенка, ненавидеть его, отказываться подходить к нему.

Разумеется, существуют и другие причины, но все они вытекают из перечисленных выше.

 Депрессия: признаки, по которым ее можно определи

Депрессия: признаки, по которым ее можно определить

Ну а теперь пора поговорить и о том, как определить, что у вас или вашего близкого именно депрессия. Симптомы, перечисленные ниже помогут вам распознать это и вовремя обратиться за врачебной помощью.

Равнодушие — человек становится безразличным к некогда любимым вещам, ему становятся абсолютно неинтересны окружающие.

Перемена поведения. Если вы заметили, что кто-то из ваших знакомых резко меняет свое поведение, значит, пора бить тревогу. Это может выражаться в появлении резкой замкнутости: человек отказывается от встреч с друзьями, постоянно сидит дома, начинает употреблять алкоголь и наркотики. Также он становится неспособным на целенаправленные действия: страдает концентрация внимания.

Меняется и мышление: становится по-настоящему негативным. Даже самые жизнерадостные люди, впадая в депрессию, становятся угрюмыми, их перестает что-либо радовать, самооценка падает ниже плинтуса. Человек начинает зацикливаться на мыслях о собственной никчемности и ненужности для окружающих.

Больному психически тяжело или практически невозможно принимать решения самостоятельно.

Что касается физиологических проявлений депрессии, то ими могут быть: нарушения режима сна, бессонница или, напротив, излишняя сонливость; отсутствие аппетита либо чрезмерная тяга к еде; сердечные, желудочные боли, запоры; быстрое переутомление; сексуальные расстройства.

Теперь становится понятно, что депрессия — это не просто модное нынче словечко, а самая настоящая болезнь, требующая квалифицированного лечение

Очень важно не запускать патологию, потому что такое пренебрежение к собственному здоровью или здоровью близких может обернуться настоящей трагедией. Поэтому при обнаружении перечисленных признаков начинайте бить тревогу!

Давление динамики современной жизни

Как бороться

Монотония – это одна из основных причин несчастных случаев, аварий на производстве. Поэтому с ней важно и нужно бороться. Лучшее средство борьбы в данном случае – профилактика. Необходимо стараться разнообразить монотонную работу.

Примеры того, как можно видоизменить монотонную деятельность:

  • считать что-то, о чем-то думать или что-то представлять (если работаем руками);
  • стараться увидеть необычные детали в окружающей обстановке (если работаем головой);
  • перебирать что-то в руках, постукивать пальцами и т.д. (если это не мешает работе);
  • постоянно усложнять операции;
  • ускоряться в работе, наращивать темп;
  • делать перерывы (каждые 20 минут);
  • переключаться с одного вида деятельности на другой (например, поработали полчаса головой, пять минут приседаем);
  • напоминать себе о значимости работы, находить нестандартные способы усиления интереса и мотивации к деятельности.

Спортсмены используют такой метод предупреждения монотонии: перед соревнованиями они читают детектив, а в процессе соревнований вспоминают и анализируют прочитанное. Водители тоже используют один из приемов: слушают музыку или аудиокниги, беседуют с пассажирами. Кстати, поэтому водители такси, как правило, очень разговорчивы.

Монотония – это признак эмоционального выгорания. Не только сам работник должен принимать профилактические, реабилитационные меры, но и работодатель должен учитывать это и внимательнее относиться к здоровью подчиненных. Положительный эффект оказывает реорганизация, оптимизация рабочего места, предоставление места для отдыха (комнаты, где можно полежать, почитать, посмотреть телевизор, воспользоваться тренажером и прочее), фоновое прослушивание музыки, разминки.

Каждый день на дорогах нашей страны увеличивается количество автомобилей, следовательно, растет и количество ДТП. В статье представлен анализ психофизических особенностей человека, которые развиваются при управлении автомобилем на большой скорости. Не корректный выбор скорости, при управлении автомобилем, нарушение скоростного режима, являются одной из наиболее частых причин ДТП. При увеличении скорости не каждый водитель осознает возможные последствия своих действий, огромное значение имеет сознательность самих участников движения.


Управляя автомобилем, водитель должен постоянно оценивать обстановку движения, принимать правильное решение и соответствующим образом воздействовать на органы управления автомобилем.

Точность, скорость и надежность этих процессов и действий, а значит, и мастерство вождения автомобиля зависят от личных качеств и навыков водителя. Чтобы хорошо управлять автомобилем, каждый водитель должен знать уровень развития своих качеств, от которых зависит быстрая оценка дорожной обстановки, принятие правильного решения и его своевременное выполнение.

Водителю необходимо зрительно оценивать положение автомобиля на дороге, направление и скорость движения, положение и расстояние до предметов. Важнейший для водителя орган зрения – глаз позволяет различать предметы, их цвет и свойства, определять расстояние до них.

Основным условием зрительного восприятия предмета является выделение его из фона. Такое выделение затрудняется при слабом освещении, одинаковой окраске предмета и фона, ослеплении глаз ярким светом или при въезде с освещенной улицы в темный проезд.

Когда человек смотрит двумя глазами, поля зрения правого и левого глаза совмещаются, и он видит перед собой определенное пространство, ограничиваемое горизонтальным углом зрения (обзорностью) которая составляет около 160—180 °. Объекты, находящиеся близко, в центре поля зрения и на небольшом расстоянии от него, рассматриваются более четко, и человек способен наиболее точно определить размеры, особенности объектов и расстояние до них [1].

Далее на рис. 1 изображено поле зрения водителя в градусах.

Бинокулярное зрение – дает возможность четко видеть предмет и точно определять расстояние до него.

Периферийное зрение – обеспечивает ориентацию человека в пространстве, дает возможность видеть во тьме и полутьме [2].

На рис. 2 представлено поле зрения водителя в зависимости от скорости движения.

При неподвижном положении тела и глаз поле зрения в горизонтальной плоскости составляет 120 градусов. При скорости 20 км/ч поле зрения сужается до 80 градусов, при 40 км/ч – до 45 градусов, при 80 км/ч – до 30 градусов, при 100 км/ч – до 22 градусов, при 160 км/ч – до 5 градусов. За пределами этих секторов водитель ничего увидеть не может. В результате увеличивается опасность столкновения или наезда на объекты, которые перемещаются с обочины дороги к ее центру.

Также нужно учесть, что когда два автомобиля на большой скорости движутся на встречу друг другу, то вследствие сужения поля зрения водители не видят встречные автомобили. При увеличении скорости увеличивается дальность сосредоточения взгляда на дороге. Если при скорости 50-60 км/ч достаточно фиксировать взгляд на 150-180 м., чтобы рассмотреть объект на дороге, то при скорости 140-160 км/ч это расстояние увеличивается до 640-720 метров [3].

На рис. 3 изображено поле зрения водителя при скорости 120 км/ч.

При движении с этой скоростью водитель не в состоянии видеть встречную машину на расстоянии ближе 30-ти метров от себя.

При вождении автомобиля водитель набирает опыт, со временем у него притупляется страх от управления, он становится более самоуверенным.

Существует много различных заблуждений водителей связанных с психофизическими особенностями управления автомобилем, вот самые популярные и опасные заблуждения:

На большой скорости автомобиль лучше реагирует на руль;

Это не так, просто автомобиль на большой скорости проезжает большее расстояние за ту же единицу времени, что и на меньшей. Особенно это заблуждение опасно при поворотах на высокой скорости.

Высокая скорость помогает не заснуть ночью;

На большой скорости внимание обостряется, и человек может реагировать моментально.

Очень распространенное заблуждение, к тому же очень опасное. Такой эффект достигается за счет того, что на высокой скорости человек концентрируется на одной точке перед собой, в то время как в другие он смотрит в 10-15 раз реже, чем на меньшей скорости [4].

rib1.tif

Рис. 1. Поле зрения

rib2.tif

Рис. 2. Поле зрения от скорости

rib3.tif

Рис. 3. Поле зрения при скорости 120 км/ч

Итак, водитель (гонщик) управляет машиной взглядом. Он смотрит туда, где хочет оказаться, и его руки, в нужный момент поворачивают руль на нужный угол, и машина попадает точно в цель. Но водитель смотрит уже на следующий ориентир, и опять его руки направляют автомобиль в нужном направлении. Идет как бы сканирование пространства впереди автомобиля, причем если водитель смотрит недостаточно далеко, то возникшие препятствия станут для него неожиданностью и среагировать на них своевременно будет трудно. Если же сфокусировать взгляд слишком далеко, то из поля зрения выпадут фрагменты дороги непосредственно перед капотом.

Сканировать пространство взглядом учат военных летчиков: взгляд по горизонту слева направо, затем – контролирование показаний приборов, затем взгляд вверх и вперед, снова приборы, взгляд от носа самолета к горизонту и так далее. Водитель делает, по сути, то же самое.

Значит, оптимальным вариантом будет постоянное ведение взгляда, согласованное со скоростью автомобиля по направлению от капота автомобиля и далее вперед, причем фокус взгляда не должен задерживаться на конкретных ориентирах, а все время скользить ближе – дальше и так далее. При этом периферийным, или боковым, зрением постоянно должна контролироваться вся зона видимости перед автомобилем. И не только она, но еще и зеркала заднего вида и показания приборов [5].

А теперь подытожим вышесказанное:

1. Первая и, пожалуй, самое важное заключается в том, что управляем автомобилем необходимо глазами;

2. Второй и не менее важный момент говорит о том, что в распоряжении гонщика есть всего пять органов управления автомобилем: руль, рычаг переключения скоростей, педали тормоза, газа и сцепления. От того, как водитель будет обращаться с ними, зависит, как будет ехать автомобиль. Это инструменты, при помощи которых на автомобиль начинают действовать всевозможные силы и ускорения, т.е. гонщик своими действиями загружает или разгружает переднюю и заднюю оси или одно из колес автомобиля. Во всяком случае, именно так воспринимал бы это сам автомобиль, если бы умел чувствовать.

Выезжая на трассу, гонщик каждый раз проверяет себя, пробует, насколько он готов к тому, чтобы себе самому продемонстрировать мастерство и получить свежий опыт, новые эмоции. Здесь нет встречных машин, пешеходов и непредвиденных препятствий, и никто не мешает показать отличный результат. Здесь гонщик находится наедине с машиной и проверяет её возможности

Если спросить у любого гонщика высокого уровня о его мастерстве, то услышите в ответ, что он постоянно совершенствуется, учится. Учится на своих и чужих ошибках, которых совершается великое множество.

Управление автомобилем на больших скоростях требует от водителя большого мастерства и высокого чувства машины

Движение на больших скоростях опасно также и потому, что в 2-3 раза возрастает время реакция водителя и одновременно увеличивается остановочный путь, который проходит автомобиль за это время.

Так же нужно помнить, что дефекты зрения или усталость глаз, снижают реакцию, тем самым увеличивая время до принятия решения водителем.

Читайте также: