Что такое линейные руководители строительной организации

Обновлено: 02.07.2024

Как показывает практика, не все понимают, как выстраивается организационная структура строительной компании. В статье рассказываем о её особенностях и подсказываем, как эта модель может выглядеть для строительного бизнеса.

Понятие организационной структуры предприятия

По сути, организационная структура представляет собой схему, на которой показаны отношения между руководителями и сотрудниками, уровни подчинения, разделение труда и пр. Надо сказать, что такая схема прослеживается в каждой компании, даже если она не строилась там специально (просто тогда она формируется стихийно). Другое дело, что в этом случае и функционал каждой должности формируется так же, из-за чего некоторые функции могут не выполняться. А это неправильно, поскольку компания — это последовательность функций, а её успех и общая производительность напрямую зависят от самого слабого игрока.

Есть и другие недостатки отсутствия спланированной оргструктуры:

  • среди персонала часто возникают разногласия, срываются сроки выполнения заказов, поскольку нет правил принятия решений и выдачи указаний (работники не понимают, кого слушать, либо указания руководителей разных отделов противоречат друг другу);
  • наблюдается текучка, поскольку ответственные сотрудники оказываются перегруженными чужой работой, от которой зависит результат их деятельности;
  • ухудшается качество работы, так как нет ответственных за него на каждом этапе.

Обратите внимание, что выстроить эффективную организационную структуру для своей компании можно только с учётом своей бизнес-стратегии . Если та будет меняться, надо выполнять реорганизацию, чтобы грамотно распределить задачи между подразделениями и минимизировать риск возникновения проблем.

Почему организационная структура нужна строительной компании

У компании, которая занимается возведением различных объектов, целый ряд функций, от качества выполнения, своевременности и согласованности действий которых зависит её общий результат.

Поэтому хорошо, если у неё будет:

  • административное отделение (которое возьмёт на себя управление, целеполагание, разработку стратегических планов и контроль их выполнения);
  • отделение построения (в область его ответственности входит найм персонала и введение в должность);
  • отделение распространения (его задача — маркетинг, увеличение продаж и дохода);
  • финансовое отделение (его сотрудники занимаются финансовым планированием, ведут учёт активов, готовят отчётность);
  • техническое отделение (если в производственных компаниях его сотрудники занимаются непосредственно производством продукции, то в строительных — строительством объектов);
  • отделение квалификации (контролирует качество на всех этапах);
  • отделение по работе с публикой (его сотрудники работают над формированием имиджа компании: отслеживают проекты, в которых она могла бы принять участие, привлекают клиентов через партнёров и т. д.).

Обратите внимание, что на готовой организационной схеме компании должны быть имена членов команды, выполняющих те или иные функции. Если сама структура выстроена правильно, а эти сотрудники знают свои должностные инструкции и в полной мере выполняют обязанности, все отделения работают как единый механизм, что положительно отражается на ключевых показателях бизнеса.

Какие организационные структуры используются сегодня предприятиями, работающими в этой сфере

Эти оргсхемы успешно классифицируются:

  • По характеру оформляемых отношений. Они могут быть генподрядными и субподрядными. И генподрядчик, и субподрядчик могут заниматься реализацией проекта, но у них будут разные полномочия и обязанности. Первый подписывает контракт на выполнение работ и при этом может всё делать своими силами или делегировать какие-то обязанности субподрядчикам. Соответственно, второй привлекается на определённые работы по проекту первым. К слову, на одном проекте может работать несколько субподрядчиков. Ответственность несёт генподрядчик и перед заказчиком (за качество работы субподрядчика) и перед субподрядчиком (за невыполнение заказчиком своих обязательств перед подрядчиками).
  • По типу работы, которая выполняется. То есть занимается ли организация общестроительными работами (бетонными, монтажными, каменными, отделочными) или специализированными. К последним относятся: монтаж электрических систем, сети газоснабжения, строительство инженерных сооружений, работа по подготовке к строительству и т. д.
  • По типам строительства. Имеется в виду: промышленное (заводы, фабрики), транспортное (дороги, тоннели, мосты), жилищное и пр.
  • По территории деятельности. Выделяются тресты-площадки (работы на крупных объектах, поделённых на участки), площадки городского и регионального типа (функционирующие в определённом городе или регионе), федеральные (в разных регионах).

Интересно, что, если речь идёт о трест-площадках, там создаётся структурная модель с управляющим во главе, который будет контролировать всю работу. У управляющего могут быть заместители, которые возьмут на себя те или иные функции (снабжение, бухгалтерию и т. д.).

Важные моменты формирования оргструктуры

Создавая схему организационной структуры строительной компании, учитывайте, что необходимо:

  • Определить способ управления. То есть в компании будет действовать принцип единоначалия, когда все распоряжения выдаются одним руководителем, который и отвечает за качество работы, либо партисипативное управление. В последнем случае приветствуется инициативность сотрудников в обсуждении важных вопросов.
  • Создать сами подразделения и определить отношения между ними. Подразделения могут создаваться не только по функциям, но и по территориальному признаку, когда открываются филиалы в других городах, странах.
  • Создать внутреннюю культуру. Имеется в виду формирование системы ценностей, которая будет дополнительно мотивировать персонал на результат.
  • Выделить ресурсы: найти персонал, обеспечить средства связи для подразделений, чтобы они могли эффективно взаимодействовать, а также денежные средства, технику, чтобы могли создавать объекты, удовлетворяющие требованиям потребителей.

Виды организационных структур по типу управления

Выделяют централизованные, или иерархические и децентрализованные.

Централизованные

Встречаются на многих предприятиях и отличаются принципом иерархичности в управлении (то есть вышестоящий уровень отдаёт распоряжение нижестоящему и т. д.). При этом есть разделение труда по функциям и правила найма персонала, согласно которым сотрудников подбирают строго в соответствии с требованиями должности.

Выделяются и типы централизованных структур:

Децентрализованные

К ним относятся:

Проектная структура . Предусматривает создание команды специалистов для реализации определённого проекта. То есть, если строится крупный комплекс, привлекаются проектировщики, инженеры, строители и т. д. По окончании одного проекта специалисты переходят на другие.

Матричная . Напоминает сетевую, основанную на принципе двойного подчинения. При её использовании создаются проектные группы с временными руководителями, однако при этом члены проектных групп продолжают выполнять обязанности, выданные им руководителями их функциональных отделов. Преимущество такой структуры в возможности более эффективно использовать ресурсы (компетентность, знания сотрудников) или оперативно решать вопросы по проекту. Есть и недостатки: сложность в управлении, риски конфликтов из-за одновременных распоряжений, поступивших одному сотруднику от разных руководителей, и пр.

Сетевая. Предусматривает создание отдельных единиц (например, компаний), которые по контракту выполняют разные функции. При этом в таких компаниях есть одна головная организация, которая контролирует деятельность всех этих единиц.

Выводы

Организационная, или организационно-штатная структура компании — это модель построения в ней подразделений и распределения функций. Она очень важна для строительного бизнеса, поскольку успех задействованных в сфере предприятий напрямую зависит от качествами выполняемых ими функций, своевременности и согласованности их действий.

Есть разные виды таких структур, которые могут подойти строительным предприятиям. Главное, выбирать эти структуры в соответствии со стратегией и прописывать на них имена сотрудников, на которых возложены те или иные функции.

Подпишитесь на канал , чтобы не упустить полезную информацию в наших статьях и регистрируйтесь на бесплатный мастер-класс по выходу из операционки Александра Высоцкого.

Управление людьми имеет практически такую же древнюю историю, как человечество, поскольку оно появилось одновременно с возникновением первых форм человеческих организаций - племен, общин, кланов. По мере экономического развития и появления крупных организаций управление персоналом превратилось в особую функцию управления, требующую специальных знаний и навыков. В организациях были созданы специальные подразделения, состоящие из людей, обладающих такими знаниями и навыками, - отделы человеческих ресурсов.

Работа содержит 1 файл

Части линейных руководителей.docx

Студентка 3 курса ВШССН Шмидт Е.В.

Управление людьми имеет практически такую же древнюю историю, как человечество, поскольку оно появилось одновременно с возникновением первых форм человеческих организаций - племен, общин, кланов. По мере экономического развития и появления крупных организаций управление персоналом превратилось в особую функцию управления, требующую специальных знаний и навыков. В организациях были созданы специальные подразделения, состоящие из людей, обладающих такими знаниями и навыками, - отделы человеческих ресурсов. С развитием научно-технического прогресса и усложнением организаций во второй половине XX века расширились функции этих отделов - администрирование льгот и поддержание отношений с профсоюзами дополнилось подбором, обучением и развитием персонала, созданием систем компенсации, развития карьеры, коммуникации, - и значительно возросло их значение для организации. Эффективность функционирования отделов человеческих ресурсов в современных организациях зависит, прежде всего, от двух факторов: профессиональной компетентности их сотрудников и успешного взаимодействия с линейными руководителями всех уровней.

линейный руководитель - руководитель подразделения, занимающийся основной для данной организации деятельностью и несущий непосредственную ответственность за реализацию ее целей. Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями – это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Младшие начальники (или супервайзеры) в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой управления в школе бизнеса. Большая часть руководителей вообще – это руководители низового звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве.

Линейные руководители несут прямую ответственность за достижение целей организации и, соответственно, уполномочены принимать решения о том, как использовать находящиеся в ее распоряжении ресурсы, т.е. решения о производстве, продажах, закупках, персонале, ведении боевых действий. Функциональные службы лишены таких полномочий, их роль заключается в том, чтобы поддерживать деятельность линейных подразделений и давать экспертные советы с целью повышения эффективности принимаемых линейными руководителями решений. Отдел закупок не принимает самостоятельного решения о том, какие станки должны быть приобретены для завода - это компетенция его директора, однако представители этой службы, дают детальные рекомендации по данному вопросу линейному руководителю, имеющие значительный вес при принятии решения.

Решения в области управления персоналом - о приеме на работу и увольнении, назначении на новую должность, направлении на профессиональное обучение, повышении заработной платы принимаются теми руководителями, о чьих подчиненных идет речь. Сотрудники отдела человеческих ресурсов выступают в качестве экспертных советников линейного руководителя по этим вопросам. При решении вопроса о повышении заработной платы сотрудникам подразделения по техническому обслуживанию специалист по компенсации предоставляет его руководителю информацию о том, как предполагаемое повышение скажется на издержках подразделения на рабочую силу, какие последствия оно может иметь для всей организации, какова ситуация на местном рынке труда, насколько конкурентоспособным будет пакет компенсации после его пересмотра и т.д., а также предлагает решение, например, повысить на 20% заработную плату только некоторым сотрудникам по обслуживанию, оставив без изменения компенсацию остальным сотрудникам подразделения. Право руководителя принять или отвергнуть предложенное решение (с учетом факторов, которые могут быть неизвестны специалисту по человеческим ресурсам), однако он должен хорошо оценить риск при игнорировании совета профессионала.

Структура службы управления персоналом во многом определяется характером и размерами организаций, особенностями выпускаемой продукции. В мелких и средних организациях многие функции по управлению персоналом выполняют

преимущественно линейные руководители, а в крупных формируются самостоятельные структурные подразделения по реализации функций.

В статье С Кларка, посвящена изменениям в управлении российскими промышленными предприятиями. "Линейными руководителями" он называет - руководителей среднего звена - начальник цехов, мастерских, заведующих производством и т.д., которые непосредственно ("на местах") осуществляют организацию процесса производства, представляя собой горизонтальную систему его управления.

Функция линейного руководителя заключается в том, чтобы в заданный срок обеспечивать требуемое количество продуктов установленного качества при наличии необходимых для производства ресурсов. Именно этим определяется их место и статус на предсприятии. Однако в ходе проведенного исследования, удалось сделать несколько поразительных открытий: производственные менеджеры практически полностью исключены из процесса принятия стратегически важных для предприятия решений. На обсуждение финансовых вопросов, вопросов, касающихся заработной платы, планирования и социальной политике предприятия, их мнением даже не интересовались, что же качается инвестиционной политики и политики ценообразования, то соответсвующие решения принимались и обсуждались вообще без какиго-либо участия со стороны управляющих производством.

Исследования показывают, что работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Задачи сами по себе потенциально краткие: в одном исследовании обнаружено, что время, затрачиваемое мастером в среднем на выполнение одного задания равнялось 48 секундам. Временный период для реализации решений, принимаемых мастером, также короткий. Они почти всегда реализуются в течение менее чем двух недель. Было выявлено, что мастера проводят около половины своего рабочего времени в общении. Они много общаются со своими подчиненными, немного с другими мастерами и совсем мало со своим начальством.

1. С.В. Шекшня "Управление персоналом современной организации". Москва 2002г.

2. С. Кларк "Линейные руководители: между трудом и капиталом". (Перевод с англ. Ястребова, редактор Сидорина)

Предлагаем полезную информацию по теме: линейный руководитель; кто это от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

Линейный руководитель — кто это

В любой организации, независимо от того, чем она занимается, присутствует управляющий персонал, то есть сотрудники, которые занимаются решением производственных вопросов и определением дальнейшей судьбы хозсубъекта. Среди них можно встретить такую категорию управленцев, как линейный руководитель.

Значение термина линейный руководитель

Линейный руководитель – это человек, который занимается управлением организацией или отдельной ее частью, основываясь на своем опыте, знаниях и навыках. Это – человек, который ответственен за развитие своего отдела.

Контролируя работу своего подразделения, этот руководитель берет на себя обязанность координировать действия всех сотрудников, находящихся в его подчинении, чтобы добиться поставленных задач.

Поэтому на данную должность отбираются только те люди, которые имеют не только лидерские качества и способность влиять на людей, но и четкие представления о том, как отдел должен работать, а также идеи его дальнейшего развития.

Линейный руководитель и функциональный руководитель — разница между ними

Руководители делятся на два типа: линейные и функциональные. Функциональные руководители, в отличие от линейных, не управляют рабочим составом какого-либо отделения. Они несут ответственность за функциональные подразделения. То есть, функциональный руководитель может управлять, например, инженерно-технической службой предприятия. А линейный руководитель управляет рабочим процессом в отдельном цехе.

Кто же главнее, функциональный руководитель или линейный? Это зависит от формы организации в компании. Всего существует четыре формы:

Основные обязанности линейного руководителя

Линейный руководитель – это ответственный пост, и человек, который его занимает, должен умело справляться со своими обязанностями, в которые входит следующее:

  1. Следить за тем, чтобы на участке не возникало простоев, работа осуществлялась бесперебойно согласно намеченному плану.
  2. Справляться с заданиями, которые необходимо выполнять для повышения качества производства.
  3. Управлять рабочим составом так, чтобы добиться максимальной выработки. Здесь имеет значение множество факторов. Например, очень важно правильно распределить труд починенных. Кроме того, хороший начальник должен стимулировать работников к труду.
  4. Прилагать все усилия для того, чтобы не просто следить за нормальным ходом работы в цехе, но и улучшать его, выдвигать новые идеи, приносящие субъекту прибыль.

Именно от того, насколько линейные руководители хорошо справляются со своими обязанностями, зависит благосостояние компании.

Задачи и функции линейного руководителя

На линейного руководителя возлагается ряд задач и функций, которые он должен выполнять, чтобы производство в цеху шло бесперебойно:

  • Непрерывно контролировать происходящие в структурном подразделении процессы. Если где-то возникает неполадка, линейный руководитель сразу же должен принять меры для ее устранения;
  • Контролировать дисциплину среди работников, трудящихся на вверенном ему участке. Тут важно проследить за соблюдением сотрудниками приказов, а также за правильным выполнением работ на участке и соблюдением техники безопасности;
  • Следить за квалификацией и профессионализмом сотрудников вверенного отделения, формировать производственные ячейки для выполнения отдельных задач, координировать действия работников;
  • Организовывать специальные мероприятия для сотрудников, чтобы донести до них информацию о порядке использования рабочих инструментов и оборудования;
  • Следить за соблюдением санитарии;
  • Принимать работу после ее окончания, а также контролировать качество ее выполнения. Это — одна из фундаментальных функций линейного руководителя;
  • Ставить работникам понятные цели, грамотно доносить до них важную производственную информацию, контролировать выполнение производственных задач и составление отчетности по факту их реализации;
  • Проводить регулярный анализ работы сотрудников. На основе его выводов ему необходимо распределять поощрительные средства между особо отличившимися подчиненными, а также применять санкции в отношении недобросовестных работников;
  • Содействовать в повышении квалификации сотрудников;
  • Принимать меры для сплочения рабочего коллектива, повышения производительности и улучшения качества труда;
  • Внедрять инновации в производственный процесс.

Параметры эффективности деятельности линейного руководителя

Чтобы понять, достаточно ли эффективно линейный руководитель выполняет свои обязанности, следует обратить внимание на такие индикаторы:

  • Оценка того, какие результаты принесла его деятельности, а также какое количество ресурсов было затрачено на их достижение. Хороший руководитель, в первую очередь, заботится о прогрессе всей организации, а не о том, чтобы добиться наибольших результатов на своем посту;
  • Уровень, на котором держится организация труда в отделе, который возглавляет оцениваемый линейный руководитель, а содержание и результативность его деятельности;
  • Рациональность выстроенных ими структур, имеющийся у них потенциал в случае их дальнейшего активного использования;
  • Оценка того, насколько хорошо линейный руководитель справляется с тем, чтобы мотивировать подчиненных к работе для достижения максимально полного выполнения ими всех поставленных задач.

Руководитель участка как пример линейного руководителя

Как уже ранее упоминалось, линейный руководитель – определение, которое может быть применено как к руководителю всей компании, так и к главе начальнику участка. Руководитель участка – это линейный руководитель, который относится к среднему звену. Он контролирует вверенный ему участок.

Должность руководителя участка предполагает следующую деятельность:

    Управление участком и сотрудниками, которые за ним закреплены;
  • Реализация производственных задач;
  • Улучшение технологий труда;
  • Составление планов работы участка, а также контроль их выполнения;
  • Контроль безопасности на участке;
  • Мониторинг состояния оборудования и своевременности его обслуживания;
  • Принятие на работу новых сотрудников; штата подчиненных к активной работе;
  • Принятие мер для сплочения рабочего коллектива.

Направления деятельности линейного руководителя

Приоритетное направление деятельности линейного руководителя — развитие персонала. Бизнес-практика показывает, что гораздо целесообразнее инвестировать не в производственные мощности, а в улучшение человеческого капитала. Для этого необходимо обучать сотрудников, увеличивая объем их навыков и знаний, повышать их квалификацию, в случае необходимости отправлять профессиональную переориентацию.

Таким образом, руководители линейного типа выполняют важные задачи по рациональному управлению компаниями в целом, либо их обособленными подразделениями. Они обязаны всеми силами повышать эффективность производства не только за счет применения инновационных технологий, но и развития персонала. Хороший руководитель умеет в оптимальные сроки добиваться поставленных целей, мотивировать сотрудников, спланировать и внести коррективы, а также грамотно оценить полученные результаты для принятия важного управленческого решения.

Французский теоретик менеджмента и основатель административной школы управления Анри Файоль утверждал, что компаниям следует придерживаться принципа единоначалия. Это значит, что у каждого сотрудника должен быть только один руководитель.

На практике персонал чаще находится под управлением нескольких менеджеров. Разберёмся, почему так происходит и как избежать связанных с этим проблем.

Структура компании, где у каждого подразделения есть только один руководитель, называется линейной. Работа в такой парадигме максимально проста и прозрачна: сотрудники выполняют указания только своего непосредственного руководителя.

Современные компании, чаще всего, строятся по принципу линейно-функционального управления. Это значит, что у подчинённых оказывается больше одного руководителя — линейный и функциональные.

Таким образом, сотрудник выполняет все указания своего непосредственного руководителя и в определённых случаях — функциональных.

Функциональным руководителем может быть как менеджер, так и специалист, ответственный за выполнение определённой функции. Пример — сотрудник охраны труда, направляющий новичков на прохождение медкомиссии.

В компании один и тот же менеджер может быть одновременно, и линейным, и функциональным. Например, руководитель отдела маркетинга управляет непосредственно маркетологами отдела, а функционально — продавцами, во время их обучения продукту или услуге. В свою очередь, обучая продукту нового специалиста по маркетингу, руководитель станет ему, и линейным, и функциональным руководителем в одном лице.

Слабые места

Подчинение персонала сразу нескольким руководителям может выливаться в ряд проблем. Первая опасность — сотрудник будет получать противоречащие друг другу указания от менеджеров. Например, касательно распределения времени на задачи или расстановки приоритетов. Конфликт возникает по причине слабого межфункционального взаимодействия : руководители разных подразделений не могут друг с другом договориться. Решить проблему можно в несколько этапов:

  1. Сначала наладить диалог между конфликтующими руководителями с привлечением третьей стороны — модератора. Как правило, модератор — это менеджер, стоящий выше по иерархии. На этом этапе необходимо выяснить цели руководителей и сопоставить их с имеющимися ресурсами — временем сотрудников. В результате должен быть найден компромисс: какое количество времени и когда сотрудники могут уделять задачам функционального менеджера.
  2. Чётко прояснить, что распоряжается ресурсом сотрудников только линейный руководитель, функциональный ставит задачи с одобрения линейного.
  3. Документально зафиксировать статус функционального руководителя — его полномочия относительно сотрудников других подразделений.
  4. Озвучить договорённости между линейным и функциональным руководителями на встрече с сотрудниками.

Что такое линейный руководитель в организации, его функции, чем отличается от функционального

Вне зависимости от того, на чем основана деятельность компании, ее структура всегда включает в себя руководящих работников и подчиненных.

Предлагаем полезную информацию по теме: линейный руководитель; кто это от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

Линейный руководитель — кто это

В любой организации, независимо от того, чем она занимается, присутствует управляющий персонал, то есть сотрудники, которые занимаются решением производственных вопросов и определением дальнейшей судьбы хозсубъекта. Среди них можно встретить такую категорию управленцев, как линейный руководитель.

Значение термина линейный руководитель

Линейный руководитель – это человек, который занимается управлением организацией или отдельной ее частью, основываясь на своем опыте, знаниях и навыках. Это – человек, который ответственен за развитие своего отдела.

Контролируя работу своего подразделения, этот руководитель берет на себя обязанность координировать действия всех сотрудников, находящихся в его подчинении, чтобы добиться поставленных задач.

Поэтому на данную должность отбираются только те люди, которые имеют не только лидерские качества и способность влиять на людей, но и четкие представления о том, как отдел должен работать, а также идеи его дальнейшего развития.

Линейный руководитель и функциональный руководитель — разница между ними

Руководители делятся на два типа: линейные и функциональные. Функциональные руководители, в отличие от линейных, не управляют рабочим составом какого-либо отделения. Они несут ответственность за функциональные подразделения. То есть, функциональный руководитель может управлять, например, инженерно-технической службой предприятия. А линейный руководитель управляет рабочим процессом в отдельном цехе.

Кто же главнее, функциональный руководитель или линейный? Это зависит от формы организации в компании. Всего существует четыре формы:

Основные обязанности линейного руководителя

Линейный руководитель – это ответственный пост, и человек, который его занимает, должен умело справляться со своими обязанностями, в которые входит следующее:

  1. Следить за тем, чтобы на участке не возникало простоев, работа осуществлялась бесперебойно согласно намеченному плану.
  2. Справляться с заданиями, которые необходимо выполнять для повышения качества производства.
  3. Управлять рабочим составом так, чтобы добиться максимальной выработки. Здесь имеет значение множество факторов. Например, очень важно правильно распределить труд починенных. Кроме того, хороший начальник должен стимулировать работников к труду.
  4. Прилагать все усилия для того, чтобы не просто следить за нормальным ходом работы в цехе, но и улучшать его, выдвигать новые идеи, приносящие субъекту прибыль.

Именно от того, насколько линейные руководители хорошо справляются со своими обязанностями, зависит благосостояние компании.

Задачи и функции линейного руководителя

На линейного руководителя возлагается ряд задач и функций, которые он должен выполнять, чтобы производство в цеху шло бесперебойно:

  • Непрерывно контролировать происходящие в структурном подразделении процессы. Если где-то возникает неполадка, линейный руководитель сразу же должен принять меры для ее устранения;
  • Контролировать дисциплину среди работников, трудящихся на вверенном ему участке. Тут важно проследить за соблюдением сотрудниками приказов, а также за правильным выполнением работ на участке и соблюдением техники безопасности;
  • Следить за квалификацией и профессионализмом сотрудников вверенного отделения, формировать производственные ячейки для выполнения отдельных задач, координировать действия работников;
  • Организовывать специальные мероприятия для сотрудников, чтобы донести до них информацию о порядке использования рабочих инструментов и оборудования;
  • Следить за соблюдением санитарии;
  • Принимать работу после ее окончания, а также контролировать качество ее выполнения. Это — одна из фундаментальных функций линейного руководителя;
  • Ставить работникам понятные цели, грамотно доносить до них важную производственную информацию, контролировать выполнение производственных задач и составление отчетности по факту их реализации;
  • Проводить регулярный анализ работы сотрудников. На основе его выводов ему необходимо распределять поощрительные средства между особо отличившимися подчиненными, а также применять санкции в отношении недобросовестных работников;
  • Содействовать в повышении квалификации сотрудников;
  • Принимать меры для сплочения рабочего коллектива, повышения производительности и улучшения качества труда;
  • Внедрять инновации в производственный процесс.

Параметры эффективности деятельности линейного руководителя

Чтобы понять, достаточно ли эффективно линейный руководитель выполняет свои обязанности, следует обратить внимание на такие индикаторы:

  • Оценка того, какие результаты принесла его деятельности, а также какое количество ресурсов было затрачено на их достижение. Хороший руководитель, в первую очередь, заботится о прогрессе всей организации, а не о том, чтобы добиться наибольших результатов на своем посту;
  • Уровень, на котором держится организация труда в отделе, который возглавляет оцениваемый линейный руководитель, а содержание и результативность его деятельности;
  • Рациональность выстроенных ими структур, имеющийся у них потенциал в случае их дальнейшего активного использования;
  • Оценка того, насколько хорошо линейный руководитель справляется с тем, чтобы мотивировать подчиненных к работе для достижения максимально полного выполнения ими всех поставленных задач.

Руководитель участка как пример линейного руководителя

Как уже ранее упоминалось, линейный руководитель – определение, которое может быть применено как к руководителю всей компании, так и к главе начальнику участка. Руководитель участка – это линейный руководитель, который относится к среднему звену. Он контролирует вверенный ему участок.

Должность руководителя участка предполагает следующую деятельность:

    Управление участком и сотрудниками, которые за ним закреплены;
  • Реализация производственных задач;
  • Улучшение технологий труда;
  • Составление планов работы участка, а также контроль их выполнения;
  • Контроль безопасности на участке;
  • Мониторинг состояния оборудования и своевременности его обслуживания;
  • Принятие на работу новых сотрудников; штата подчиненных к активной работе;
  • Принятие мер для сплочения рабочего коллектива.

Направления деятельности линейного руководителя

Приоритетное направление деятельности линейного руководителя — развитие персонала. Бизнес-практика показывает, что гораздо целесообразнее инвестировать не в производственные мощности, а в улучшение человеческого капитала. Для этого необходимо обучать сотрудников, увеличивая объем их навыков и знаний, повышать их квалификацию, в случае необходимости отправлять профессиональную переориентацию.

Таким образом, руководители линейного типа выполняют важные задачи по рациональному управлению компаниями в целом, либо их обособленными подразделениями. Они обязаны всеми силами повышать эффективность производства не только за счет применения инновационных технологий, но и развития персонала. Хороший руководитель умеет в оптимальные сроки добиваться поставленных целей, мотивировать сотрудников, спланировать и внести коррективы, а также грамотно оценить полученные результаты для принятия важного управленческого решения.

Французский теоретик менеджмента и основатель административной школы управления Анри Файоль утверждал, что компаниям следует придерживаться принципа единоначалия. Это значит, что у каждого сотрудника должен быть только один руководитель.

На практике персонал чаще находится под управлением нескольких менеджеров. Разберёмся, почему так происходит и как избежать связанных с этим проблем.

Структура компании, где у каждого подразделения есть только один руководитель, называется линейной. Работа в такой парадигме максимально проста и прозрачна: сотрудники выполняют указания только своего непосредственного руководителя.

Современные компании, чаще всего, строятся по принципу линейно-функционального управления. Это значит, что у подчинённых оказывается больше одного руководителя — линейный и функциональные.

Таким образом, сотрудник выполняет все указания своего непосредственного руководителя и в определённых случаях — функциональных.

Функциональным руководителем может быть как менеджер, так и специалист, ответственный за выполнение определённой функции. Пример — сотрудник охраны труда, направляющий новичков на прохождение медкомиссии.

В компании один и тот же менеджер может быть одновременно, и линейным, и функциональным. Например, руководитель отдела маркетинга управляет непосредственно маркетологами отдела, а функционально — продавцами, во время их обучения продукту или услуге. В свою очередь, обучая продукту нового специалиста по маркетингу, руководитель станет ему, и линейным, и функциональным руководителем в одном лице.

Слабые места

Подчинение персонала сразу нескольким руководителям может выливаться в ряд проблем. Первая опасность — сотрудник будет получать противоречащие друг другу указания от менеджеров. Например, касательно распределения времени на задачи или расстановки приоритетов. Конфликт возникает по причине слабого межфункционального взаимодействия : руководители разных подразделений не могут друг с другом договориться. Решить проблему можно в несколько этапов:

  1. Сначала наладить диалог между конфликтующими руководителями с привлечением третьей стороны — модератора. Как правило, модератор — это менеджер, стоящий выше по иерархии. На этом этапе необходимо выяснить цели руководителей и сопоставить их с имеющимися ресурсами — временем сотрудников. В результате должен быть найден компромисс: какое количество времени и когда сотрудники могут уделять задачам функционального менеджера.
  2. Чётко прояснить, что распоряжается ресурсом сотрудников только линейный руководитель, функциональный ставит задачи с одобрения линейного.
  3. Документально зафиксировать статус функционального руководителя — его полномочия относительно сотрудников других подразделений.
  4. Озвучить договорённости между линейным и функциональным руководителями на встрече с сотрудниками.

Что такое линейный руководитель в организации, его функции, чем отличается от функционального

Вне зависимости от того, на чем основана деятельность компании, ее структура всегда включает в себя руководящих работников и подчиненных.

Читайте также: