В чем проявляется разноотраслевой характер правового института государственной службы в овд

Обновлено: 04.07.2024

Для определения места службы в органах внутренних дел в системе государственной службы Российской Федерации важно рассмотреть её с позиции выполняемых функций, с позиции осуществляемой общественно полезной деятельности.

В большинстве учебников по административному праву государственная служба рассматривается как род общественно полезной деятельности по обеспечению полномочий государственных органов, осуществляемой на профессиональной основе. Состоящая из различных видов государственная служба составляет неотъемлемую, самостоятельную часть этой общественно полезной деятельности.

Исторически государство возникает из необходимости создать в обществе порядок, чтобы жизнь людей проходила в условиях безопасности. Поэтому для федеральной государственной службы, наряду с общими функциями, свойственно выполнение специфических функций, которые вытекают из основных задач, стоящих перед данными органами, среди которых выделяются: защита прав и свобод человека, обеспечение личной и общественной безопасности, охрана общественного порядка и собственности, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений и другие. Специфичность этих функций обусловлена правоохранительной направленностью, а исполнение возложено на Министерство внутренних дел Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, возглавляющий систему органов внутренних дел.

В пока действующем Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации подчеркивается, что сотрудники этих органов проходят государственную службу, но не акцентируется внимание, о какой государственной службе идет речь.

Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации занимает самостоятельное место в государственной службе Российской Федерации. Этот вид государственной службы Российской Федерации должен регламентироваться федеральным законом. Этот закон будет представлять правовую базу для принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в этой области отношений.

Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации осуществляется в виде общественно полезной деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Эта деятельность рассматривается как интеллектуальная и с позиции практики направлена на объективную реализацию всех потребностей как человека и общества, так и государства. Она осуществляется в органах государственной власти, а точнее в органах, имеющих отношение только к исполнительной власти. Основное назначение органов исполнительной власти − это проведение законов и иных правовых актов в жизнь. В пределах предоставленных прав органы исполнительной власти занимаются подзаконной деятельностью, которая носит распорядительный характер.

Сотрудники органов внутренних дел осуществляют государственную службу особого специального характера, отличающуюся многими признаками, которые находят свое проявление при реализации задач этих правоохранительных органов. Непосредственно материальных ценностей сотрудники органов внутренних дел не создают. Они осуществляют свои служебные обязанности в виде интеллектуальной деятельности, связанной в основном с воздействием на достижение положительных результатов сознательно-поведенческого характера людей, получая при этом определенное денежное вознаграждение. Основное их предназначение: это реализация задач, функций органов внутренних дел с целью воздействия на людей независимо от участия или неучастия последних в различных видах общественно полезной деятельности.

Государственная служба в органах внутренних дел − это служба публичного характера, т. е. служба в органах исполнительной власти, носящая публичный характер. Деятельность органов исполнительной власти по формированию кадров как основы государственной службы в органах внутренних дел проявляется через постоянные устойчивые механизмы. Она возникает, организуется и прекращается вместе с органом исполнительной власти.

Государственно-служебные отношения в органах внутренних дел необходимо рассматривать в качестве простого правового института, входящего в сложный комплексный социально-правовой институт государственной службы Российской Федерации. Институт государственной службы в органах внутренних дел изучается различными научными специальностями, а также регламентируется многими отраслями права: например, административного права, финансового права, трудового права, уголовного права и другими.

В целом государственная служба в органах внутренних дел представляет собой один из видов деятельности государства по формированию профессионального кадрового ядра с целью выполнения задач государства по реализации функции охраны прав и свобод граждан и обеспечению законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации объявляет человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту его прав и свобод − главной обязанностью государства. Это обеспечивается в государстве системой правоохранительных органов и, прежде всего, органами внутренних дел.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации − это один из основных видов государственной службы Российской Федерации, урегулированный федеральным законодательством и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, имеющий специальный и публичный характер и осуществляемый за денежное вознаграждение государственными служащими органов внутренних дел по обеспечению полномочий в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны общественного порядка и общественной безопасности, борьбы с преступлениями и правонарушениями.

Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации является разновидностью государственной службы Российской Федерации. Эту службу нельзя рассматривать как абсолютно самостоятельную категорию, оторванную от общего развития государственной службы Российской Федерации. Ей присущи как общие характеристики государственной службы Российской Федерации, исходящие из задач и функций органов внутренних дел Российской Федерации. Поэтому к изучению государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации необходимо подходить комплексно.

Государственная служба Российской Федерации имеет свою историю становления, развития и современного функционирования. Без рассмотрения государственной службы Российской Федерации, хотя бы в общих чертах, нельзя ответить на вопрос о месте, роли, значении государственной службы в органах внутренних дел РФ.

В связи с этим необходимо обозначить те отдельные моменты, которые, на наш взгляд, нужно учитывать при изучении вопросов государственной службы в органах внутренних дел РФ. Они изложены в фрагментарной форме и не претендуют на завершенность и полноту.

1. Общественно полезная деятельность людей, исходя из ее правовой регламентации, содержания, особенностей, подразделяется на определенные виды. С развитием гражданского общества, государственности, социально-экономических отношений общественно полезная деятельность людей, на наш взгляд, имеет тенденцию к развитию, что влечет появление ее новых видов. В литературе последних лет выделяются следующие основные виды общественно полезной деятельности:

- производство материальных ценностей, оказание хозяйственных услуг на возмездных началах;

- служба в государственных, общественных, религиозных, иностранных, международных организациях;

- учеба, то есть усвоение социальной программы (знаний, выработанных человечеством и передаваемых от поколения к поколению негенетическим путем).

- ведение домашнего хозяйства;

- физическое и духовное совершенствование (занятие спортом, участие в художественной самодеятельности и т.п.).

- безвозмездная общественно полезная деятельность вне рамок семьи (общественная работа, оказание услуг, участие в работе Ученого совета и т.п.).

Служба как вид общественно полезной деятельности людей занимает особое место среди других ее видов. Она не оставляла равнодушными на всем пути своего развития ни ученных, ни практически и в научно-практической плоскости подвергалась исследованию.

Институт государственной службы в органах внутренних дел относится к числу комплексных правовых институтов и регулируется различными отраслями права, например административного права, трудового права, финансового права, уголовного права, гражданского права, гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права, земельного права, и другими.

В структуре государственной службы в органах внутренних дел различаются две стороны отношений. Первая – организация, подготовка государственной службы. Вторая – служебная деятельность, т.е. осуществление каждым сотрудником органов внутренних дел (далее в отдельных случаях – сотрудник, сотрудники) и всеми вместе взятыми своих служебных полномочий.

Отношения по организации государственной службы в органах внутренних дел охватывают большой блок вопросов, например выработку общих правил поступления на государственную службу, профессиональную подготовку кадров, установление должностных наименований и определение объема полномочий по каждой должности, определение механизма продвижения по службе и прекращения служебных отношений и другие. Отношения по осуществлению служебных полномочий сотрудниками состоятся по такой схеме.

Каждый сотрудник занимает должность. Должность определяет объем полномочий. Полномочия подлежат практической реализации.

2. В современном демократическом обществе государству отводится особая роль в консолидации различных ценностей и интересов граждан. Свои задачи по выполнению этой роли государство реализует через государственную службу, рассматриваемую как социально-правовое явление (социально-правовой институт). Мировая теория и практика выделяют в основном две концепции государственной службы.

Первая концепция заключается в том, что государственная служба сама по себе не является профессией. В этом случае те, кто работает в системе государственной службы, являются специалистами в различных сферах деятельности и нанимаются для того, чтобы работать на государство каждый в своей собственной области.

Вторая концепция рассматривает государственную службу как профессию, которая предполагает определенный социальный статус и привилегии государственных служащих.

3. Настоящее и будущее государственной службы Российской Федерации нельзя рассматривать без метода ретроспективного анализа формирования государственной службы дореволюционной России, а также опыта работы с кадрами в советский период.

4. Институт государственной службы тесно связан с периодизацией российского государства и права. В последние годы активизировались научные исследования в этой области.

5. Исходя из опыта юридического развития России, институт государственной службы в литературе большинства исследователей рассматривается в трех крупных периодах-измерениях: дореволюционном, советском, постсоветском. Аналогично этому изучаются и государственно-служебные отношения в полицейских органах и органах внутренних дел МВД РФ. Служба в этих органах теснейшим образом связана с институтом государственной службы этих периодов.

6. В современных условиях при формировании корпуса государственных служащих с целью обслуживания государственного управления в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности особое значение приобретает принцип профессионализма и компетентности. Все органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности, общественные формирования проявляют интерес к тому, чтобы их правомочия, интересы представлялись профессионалами. В сфере исполнительной власти данный принцип проявляется в особых чертах, формах реализации, специфике содержания. Это подчеркивается в первую очередь особенностями самой исполнительной власти и ее отличительными признаками от законодательной и судебной властей.

СОТРУДНИК ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В ОВД.

В преамбуле Положения о службе органах внутренних дел РФ отмечено, что этот правовой акт регулирует порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками ОВД. По правовому положению сотрудники ОВД являются государственными служащими.

В ст. 3 Основ дается определение государственному служащему. Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном Федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Исходя из определения, можно выделить три признака, характеризующие сотрудников органов внутренних дел как государственного служащего.

Первый признак заключается в том, что государственный служащий действует при исполнении служебных обязанностей по поручению государства и от его имени.

Второй признак – государственный служащий занимает должность, которая определяет его правовой статус.

Третий признак – государственный служащий осуществляет государственную службу за вознаграждение, которое подчеркивает особенности в оплате труда, установленные для государственных служащих, например оплата за специальное звание, процентная надбавка за выслугу лет и т.д. Исходя из законодательства и практики его применения, можно определить, что сотрудники органов внутренних дел - это–граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или кадрах Министерства внутренних дел РФ, которым в установленном законодательном порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации получают денежное довольствие, на них распространяются продовольственное обеспечение, они имеют форменную одежду, им выдаются служебные удостоверения. Сотрудникам, имеющим специальные звания высшего, старшего и среднего начальствующего состава, присваиваются личные номера с указанием их на специальных жетонах.

1) Государственная служба: состояние и понятие
2) Государственная служба в органах внутренних дел в системе государственной службы Российской Федерации
3) Цели, функции государственной службы. Принципы государственной службы в ОВД РФ
4) Должности в органах внутренних дел
5) Зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение органа внутренних дел
6) Временное отстранение сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей

Прикрепленные файлы: 1 файл

Lektsia_1-3.doc

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России)

Врио начальника кафедры

Дисциплина: Государственная служба в органах внутренних дел

Специальность: 40.05.02 – Правоохранительная деятельность

Объем времени, отводимого на занятие 2 ч.

Вид лекции: академическая

Автор лекции _____________________Т.А. Малыхина

Обсуждена на заседании ПМС гражданско-правовых дисциплин

Познавательная: привить слушателям глубокие знания по вопросам понятия и сущности государственной службы как в целом, так и в органах внутренних дел. Определить основные цели и задачи, стоящие перед слушателями при изучении данной дисциплины. Познакомить слушателей с предметом и системой курса, с законодательством о государственной службе в органах внутренних дел, с задачами, функциями, принципами государственной службы в ОВД РФ

Развивающая: обучение умению думать и размышлять

Воспитательная: воспитание уважения к закону и своей профессии.

2. Основные вопросы

1) Государственная служба: состояние и понятие

2) Государственная служба в органах внутренних дел в системе государственной службы Российской Федерации

3) Цели, функции государственной службы. Принципы государственной службы в ОВД РФ

4) Должности в органах внутренних дел

5) Зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение органа внутренних дел

6) Временное отстранение сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей

4. Рекомендуемая литература

5. Задание для самостоятельной работы

6. Учебное оборудование и ТСО

При характеристике настоящего и будущего социально-правового института государственной службы Российской Федерации нельзя обойтись, хотя бы в общей постановке, без метода ретроспективного анализа формирования государственной службы.

За все время ее существования практически отсутствовало законодательство, специально посвященное государственной службе. Широкое распространение получило следующее ее понимание: государственная служба является одной из форм трудовой деятельности людей, специфика которой состоит не в создании непосредственным физическим трудом материальных ценностей или в оказании тех или иных производственно-хозяйственных услуг, а в осуществлении административных (организаторских, управленческих), социально-культурных и воспитательных функций. В таком широком понимании государственная служба сводилась, по существу, к работе в любого рода государственных организациях, т.е. в государственных органах, государственных учреждениях (школы, больницы, вузы, культурно-просветительные учреждения и др.), на государственных предприятиях (руководители, инженерно-технический персонал и др.). Не трудно заметить, что в подобном понимании государственная служба как бы противопоставлялась другой основной форме трудовой деятельности людей, т.е. труду рабочих и крестьян. При этом главным признаком, позволяющим отнести того или иного работника к числу государственных служащих, являлся источник его денежного содержания: государственная служба во всех ее проявлениях содержалась за счет государственно-бюджетных средств.

Наряду со столь широким пониманием государственной службы существовала ее трактовка в узком смысле. Государственной службой считалось не любое выполнение непроизводственных функций в той или иной государственной организации, а только деятельность людей, входящих в аппарат государственных органов, в состав администрации государственных предприятий и учреждений. Применительно к сфере государственного управления это означало, что государственная служба представляет собой деятельность административно- управленческого персонала государственных организаций, т.е. таких работников, которые являются непосредственными участниками в той или иной форме процесса реализации функций исполнительно - распорядительного (государственно- управленческого) характера. В порядке осуществления государственной службы в узком (управленческом) смысле происходит и руководство поведением государственных служащих в широком смысле (например, ректор вуза и его профессорско-преподавательский состав, заведующий поликлиникой и лечащие врачи).

1. Государственная служба: состояние и понятие

Государственная служба – вид трудовой деятельности, заключающийся в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата, занимающими должности в государственных учреждениях и получающими от государства вознаграждение за свой труд. Как правовой институт государственная служба – комплекс правовых норм, определяющих ее цели и задачи, правовое положение служащих, условия и порядок поступления на службу и ее прохождение, их ответственность, формы поощрения, порядок увольнения со службы.

Вторая концепция рассматривает государственную службу как профессию, которая предполагает определённый социальный статус и привилегии государственных служащих.

Служба как вид общественно полезной деятельности людей занимает особое место среди других её видов. Термин “служба” в литературе и практической деятельности имеет несколько значений и употребляется как вид деятельности человека, социально-правовой институт, система специальных органов государства, духовная деятельность и т.д. Служба - один из видов платной общественно полезной деятельности. Она состоит в управлении (делопроизводственном, техническом и др.) или социально-культурном обслуживании людей.

Деятельность людей как служебная проявляется в различных организациях, обладающих как государственными, так и негосударственными полномочиями. Специфика их труда состоит в следующем:

а) непосредственно материальных ценностей они не создают, но обеспечивают условия для их производства;

б) обладают особым предметом труда - информацией, которая в то же время выступает средством их воздействия на управляемых (обслуживаемых). Служащие, как правило, собирают, обрабатывают, передают, хранят, создают информацию;

в) воздействуют на людей, обслуживают их;

г) обычно заняты умственным трудом;

д) работают возмездно, получают заработную плату;

е) занимают должности в государственных, общественных, частных или иных организациях3.

Российское законодательство пошло по второму пути.

- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов);

- субъектов Российской Федерации;

- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

1) государственная гражданская служба;

2) военная служба;

3) правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. В настоящее время данный вид службы регулируется Федеральным законом N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины (определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе, принятие которого все время откладывается).

В юридической литературе нет единства мнений о том, какие именно федеральные государственные органы осуществляют в настоящее время правоохранительные функции и, следовательно, в штатном расписании должны иметь должности правоохранительной службы.

Анализ действующего законодательства РФ показывает, что правоохранительные функции осуществляют: Министерство внутренних дел РФ и его Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Министерство юстиции РФ и подведомственная ему Федеральная служба исполнения наказаний, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в состав которого входит федеральная противопожарная служба, Федеральная таможенная служба, прокуратура РФ (схема 1)4.

Из положений об этих органах и иных нормативных правовых актов видно, что выполнение правоохранительных функций представляет собой либо основное содержание деятельности органа, либо часть его работы, возложенной на подразделения правоохранительной службы.

Схема 1. Федеральные государственные органы, в которых осуществляется правоохранительная служба

Функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина, согласно действующему законодательству РФ, осуществляют:

Министерство внутренних дел РФ

Федеральная миграционная служба

Федеральная служба безопасности РФ

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков

Министерство юстиции РФ

Министерство РФ по делам

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

2. Условия поступления на службу в органы внутренних дел. В каких случаях гражданин не может быть принят на службу в органах внутренних дел?

3. После окончания Белгородского юридического института МВД России лейтенант полиции Семенов А.П. был направлен для прохождения дальнейшей службы по распределению в отдел полиции № 6 г. Воронежа. Учитывая его посредственную выпускную аттестацию, инспектор отдела кадров в беседе с выпускником заявил, что Семенов может быть назначен на должность участкового уполномоченного полиции, но только с испытательным сроком продолжительностью 3 месяца, чтобы убедиться в его профессиональных и деловых качествах.

Через 6 месяцев Семенов А.П. был уволен из органов внутренних дел в связи с его несоответствием замещаемой должности в органах внутренних дел – на основании рекомендаций аттестационной комиссии.

Дайте правовую оценку ситуации. В каких случаях лицу, впервые принятому на службу в органы внутренних дел, не назначается испытательный срок?

Вариант 2

1. Дайте характеристику основных прав и обязанностей сотрудников органов внутренних дел.

2. Рассмотрите систему отпусков, предоставляемых сотрудникам органов внутренних дел, их виды и продолжительность. Отличаются ли они от отпусков, установленных законодательством о гражданской службе и Трудовым Кодексом РФ?

3. Гражданин Петров И.М., постоянно проживающий в г. Санкт-Петербурге, обратился в отдел полиции № 3 с просьбой принять его на службу в органы внутренних дел. В процессе предварительного собеседования с инспектором отдела кадров, он сообщил, что является гражданином Беларуси, 2 месяца назад ему исполнилось 35 лет, в отделе дознания в отношении него возбуждено уголовное дело. Как уверял Петров, уголовное дело возбуждено по недоразумению и будет прекращено.

Будет ли принят на службу в органы внутренних дел гражданин Петров И.М.? Укажите ограничения при поступлении на службу в органы внутренних дел.

Вариант 3

1. Понятие, основания и функции материальной ответственности сотрудников органов внутренних дел. Проанализируйте порядок привлечения к материальной ответственности сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих. Какие нормативно-правовые акты регламентируют материальную ответственность сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих?

2. Отвечая на вопрос о понятии должностного лица, были предложены следующие определения:

г) «должностное лицо – это лицо, которое вправе совершать властные действия, влекущие правовые последствия (например, привлекать лиц к юридической ответственности);

3. Изобразите схематично элементы механизма социальной защищенности (гарантии) сотрудника органов внутренних дел?

Вариант 4

1. Понятие коррупции в системе государственной службы ОВД. Какие организационные и административно-правовые меры применяются в борьбе с коррупцией в органах внутренних дел?

2. Виды должностей и квалификационные требования, предъявляемые к должностям в органах внутренних дел.

3. Молодые лейтенанты полиции Иванов и Петров, знакомясь с городом, куда были направлены на службу после окончания института, увидели проходивший на главной городской площади митинг, где представители различных политических партий критиковали деятельность Президента РФ, Правительства и Государственной Думы. Иванов, соглашаясь с критикой в адрес указанных органов, тут же выступил с критикой в адрес министра внутренних дел за допущенные, по его мнению, грубые ошибки в руководстве. Петров вошел в избранный оргкомитет общегородской забастовки, проведение которой было намечено митингующими на площади через две недели.

Проанализируйте данную ситуацию на основании законов и иных нормативных актов.

Вариант 5

- как комплексного социально-правового института;

- как разновидности общественно-полезной деятельности.

Какие основные черты имеет государственно-служебная деятельность? Представьте схематично ее систему и укажите правовую основу каждого вида службы. Отличается ли государственная служба от деятельности в общественных организациях?

3. В одном из территориальных органов Федеральной МВД РФ 15.05.2011 г. была проведена аттестация сотрудников. Старшие инспектора Иванов и Петров были поставлены в известность о проведении аттестации 10.05.2011 г.

Законно ли решение, принятое в отношении Иванова и Петрова? Какие решения могут быть приняты по результатам аттестации?

Вариант № 6

1. Рассмотрите установленные законодательством запреты, связанные с прохождением государственной службы в органах внутренних дел. Каковы правовые последствия их несоблюдения? Проанализируйте меры юридической ответственности, установленной законодательством, в случае их несоблюдения (с указанием нормативных правовых актов).

2. Понятие и виды поощрений в системе органов внутренних дел. Поощрительное производство. Какие виды поощрений предусмотрены ведомственными нормативными правовыми актами МВД РФ. Распространяется ли на сотрудников органов внутренних дел порядок награждения государственными наградами РФ?

3. При профессиональном отборе кандидатов на службу в органы внутренних дел во время индивидуального собеседования от кандидата на службу поступил вопрос об условиях и специфики прохождения службы в полиции. Дайте юридически обоснованный ответ на поставленный вопрос. Разъясните, какие правовые и социальные гарантии предоставляются сотрудникам органов внутренних дел.

Вариант № 7

1. Понятие и содержание аттестации сотрудника органов внутренних дел. (понятие, сроки проведения, цели, субъекты, результаты). Стадии аттестационного производства.

2. Несут ли сотрудники органов внутренних дел уголовную ответственность? Какими нормативными актами она закреплена. Существуют ли особенности привлечения государственных служащих и сотрудников органов внутренних дел к уголовной ответственности?

3. Перечислите признаки государственного служащего и с их учетом определите, кто из названных выше работников не является таковым: почтальон; главный диспетчер муниципального предприятия; экономист по сбыту продукции на государственном предприятии; заведующий канцелярией; инспектор отдела внутренних дел; юрисконсульт; судебный исполнитель; начальник вокзала; министр; адвокат; нотариус; преподаватель кафедры; следователь РОВД; делопроизводитель; главный государственный врач области, стенографистка ВИ МВД РФ; специалист областной Администрации; ведущий специалист Федеральной миграционной службы; начальник отдела кадров городской администрации; руководитель администрации Президента РФ; губернатор Воронежской области; мировой судья; начальник Судебного Департамента при Верховном Суде РФ.

Вариант № 8

1. Понятие дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел, ее основание и виды дисциплинарных взысканий. Дисциплинарное производство. Иные меры дисциплинарного воздействия, применяемые к сотрудникам органов внутренних дел (дисциплинарного дестимулирования, пресечения и процессуального обеспечения). Какими нормативными правовыми актами регламентируются меры дисциплинарного принуждения?

2. Служебное время и время отдыха сотрудников органов внутренних дел.

1) по ветвям государственной власти;

2) по группам государственных должностей государственной службы;

3) по квалификационным разрядам;

4) по видам профессиональной деятельности;

5) по уровням государственной власти.

Вариант № 9

1. Охарактеризуйте способы замещения государственных должностей. Какие способы замещения государственных должностей государственной службы закреплены действующим законодательством? Применяются ли они при замещении должностей государственной службы в органах внутренних дел? (укажите нормативно-правовые акты, их закрепляющие).

2. Урегулирование конфликта интересов и порядок разрешения служебных споров в органах внутренних дел.

Вариант № 10

1. Основания и порядок прекращения службы в органах внутренних дел. Увольнение из органов внутренних дел.

2. Служба в органах внутренних дел как вид государственной правоохранительной службы: понятие, содержание, отличительные особенности.

3. Согласны ли Вы с мнением, что в системе государственной службы существует два вида правоотношений:

А) внутренние (трудовые), то есть отношения по поводу осуществления служащими профессиональной деятельности;

Для определения места службы в органах внутренних дел в системе государственной службы Российской Федерации важно рассмотреть её с позиции выполняемых функций, с позиции осуществляемой общественно полезной деятельности.

В большинстве учебников по административному праву государственная служба рассматривается как род общественно полезной деятельности по обеспечению полномочий государственных органов, осуществляемой на профессиональной основе. Состоящая из различных видов государственная служба составляет неотъемлемую, самостоятельную часть этой общественно полезной деятельности.

Исторически государство возникает из необходимости создать в обществе порядок, чтобы жизнь людей проходила в условиях безопасности. Поэтому для федеральной государственной службы, наряду с общими функциями, свойственно выполнение специфических функций, которые вытекают из основных задач, стоящих перед данными органами, среди которых выделяются: защита прав и свобод человека, обеспечение личной и общественной безопасности, охрана общественного порядка и собственности, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений и другие. Специфичность этих функций обусловлена правоохранительной направленностью, а исполнение возложено на Министерство внутренних дел Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, возглавляющий систему органов внутренних дел.

В пока действующем Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации подчеркивается, что сотрудники этих органов проходят государственную службу, но не акцентируется внимание, о какой государственной службе идет речь.

Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации занимает самостоятельное место в государственной службе Российской Федерации. Этот вид государственной службы Российской Федерации должен регламентироваться федеральным законом. Этот закон будет представлять правовую базу для принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в этой области отношений.

Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации осуществляется в виде общественно полезной деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Эта деятельность рассматривается как интеллектуальная и с позиции практики направлена на объективную реализацию всех потребностей как человека и общества, так и государства. Она осуществляется в органах государственной власти, а точнее в органах, имеющих отношение только к исполнительной власти. Основное назначение органов исполнительной власти − это проведение законов и иных правовых актов в жизнь. В пределах предоставленных прав органы исполнительной власти занимаются подзаконной деятельностью, которая носит распорядительный характер.

Сотрудники органов внутренних дел осуществляют государственную службу особого специального характера, отличающуюся многими признаками, которые находят свое проявление при реализации задач этих правоохранительных органов. Непосредственно материальных ценностей сотрудники органов внутренних дел не создают. Они осуществляют свои служебные обязанности в виде интеллектуальной деятельности, связанной в основном с воздействием на достижение положительных результатов сознательно-поведенческого характера людей, получая при этом определенное денежное вознаграждение. Основное их предназначение: это реализация задач, функций органов внутренних дел с целью воздействия на людей независимо от участия или неучастия последних в различных видах общественно полезной деятельности.

Государственная служба в органах внутренних дел − это служба публичного характера, т. е. служба в органах исполнительной власти, носящая публичный характер. Деятельность органов исполнительной власти по формированию кадров как основы государственной службы в органах внутренних дел проявляется через постоянные устойчивые механизмы. Она возникает, организуется и прекращается вместе с органом исполнительной власти.

Государственно-служебные отношения в органах внутренних дел необходимо рассматривать в качестве простого правового института, входящего в сложный комплексный социально-правовой институт государственной службы Российской Федерации. Институт государственной службы в органах внутренних дел изучается различными научными специальностями, а также регламентируется многими отраслями права: например, административного права, финансового права, трудового права, уголовного права и другими.

В целом государственная служба в органах внутренних дел представляет собой один из видов деятельности государства по формированию профессионального кадрового ядра с целью выполнения задач государства по реализации функции охраны прав и свобод граждан и обеспечению законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации объявляет человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту его прав и свобод − главной обязанностью государства. Это обеспечивается в государстве системой правоохранительных органов и, прежде всего, органами внутренних дел.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации − это один из основных видов государственной службы Российской Федерации, урегулированный федеральным законодательством и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, имеющий специальный и публичный характер и осуществляемый за денежное вознаграждение государственными служащими органов внутренних дел по обеспечению полномочий в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны общественного порядка и общественной безопасности, борьбы с преступлениями и правонарушениями.

Читайте также: