Что такое иная должность

Обновлено: 30.06.2024

Государственная должность – это первичная структурная единица системы государственного управления, учреждаемая в федеральных органах, региональных органах государственного управления, а также в других органах государственного управления, которые образуются на основе положений Конституции, наделенная определенным кругом обязанностей для обеспечения реализации компетенции соответствующего органа, а также ответственностью за законность и эффективность реализации служебных обязанностей.

Понятие государственной должности

В соответствии с положениями специального федерального законодательства, регулирующего вопросы организации государственной службы, а также вопросы государственной гражданской службы, в частности, государственные служащие – это российские граждане, которые реализуют обязанности по исполнению государственной службы за соответствующее вознаграждение.

В соответствии с нормами указанного законодательства правовое положение лица, замещающего должность государственной службы, определяется следующими обстоятельствами:

  • замещением государственной должности, которая учреждается соответственно в государственном органе федерального или регионального уровня или в ином государственном органе, функционирование которого предусмотрено Конституцией;
  • получением соответствующего специального ранга, классного чина или звания, то есть разряда квалификации.

С точки зрения структуры системы публичного управления государственная должность представляет собой неделимый элемент системы публичного управления, наделенный кругом должностных обязанностей для реализации компетенции государственного органа и соответственно осуществления в этой части функций публичного управления и предоставления государственных услуг.

Иными словами, с организационной точки зрения должность не связана непосредственно с личностью государственного служащего, то есть независима от лица, которое ее замещает.

Готовые работы на аналогичную тему

С функциональной точки зрения государственную должность можно определить как объем полномочий, которые возлагаются на лицо, замещающее должность, в рамках компетенции государственного органа для решения задач публичного управления.

Государственные должности федерального уровня учреждаются на основе положений федерального законодательства или актов главы государства, региональные должности, в свою очередь, утверждаются положениями регионального законодательства и подзаконных актов.

Характеристики государственной должности

В содержании категории государственной должности можно выделить два основных элемента:

  • это структурная единица системы публичного управления, неделимая, относительно обособленная от иных единиц, наделяемая кругом собственных полномочий в рамках компетенции государственного органа, получающая формальное закрепление в реестре и соответствующих внутренних документах;
  • это система прав, обязанностей, ограничений и запретов, нормативно регламентированных и ориентированных на законное, добросовестное и эффективное исполнение государственным служащим функций и задач публичного управления в рамках компетенции государственного органа и собственных полномочий.

Таким образом, в число сущностных характеристик государственной должности можно включить следующие:

  • это первичный элемент структуры органа публичного управления и системы публичного управления в целом;
  • содержание государственной должности составляют обязанности, правомочия, ограничения и запреты, установленные в отношении лица, замещающего должность;
  • необходимость формального закрепления государственной должности в реестре должностей и внутренних документах.

Виды государственных должностей

В соответствии с действующими законодательными и подзаконными актами в сфере государственной службы исходя из области функционирования подсистемы государственной службы выделяют:

  • должности государственной гражданской службы федерального и регионального уровней;
  • воинские должности;
  • должности правоохранительной службы и иных видов государственной службы.

Исходя из категории государственные гражданские должности делятся на следующие виды:

  • руководящие должности. Это должности руководителей органов государственного управления и их заместителей, а также руководителей подразделений государственного органа, в том числе должности руководителей и заместителей территориальных подразделений органов федеральной власти, должности руководителей и заместителей в представительствах органов государственной власти и их структурных подразделениях, для замещение которых российские граждане привлекаются бессрочно или на конкретной срок;
  • должности помощников или советников. Указанные должности учреждаются для оказания помощи лицам, которые замещают руководящие должности государственных органов, территориальных органов федеральной власти, представительств органов государственной власти на не ограниченный или на конкретный срок;
  • должности специалистов. Это должности, которые учреждаются для обеспечения профессионального осуществления органами государственной власти функций публичного управления. Такие должности замещаются без указания конкретного срока;
  • должности, обеспечивающих специалистов. Названные должности учреждаются для того, чтобы обеспечить функционирование органов государственной власти в информационном, организационном, финансовом, документационном, хозяйственном и ином направлении. Данные должности замещаются на неопределенный срок.

Кроме этого, все должности государственной гражданской службы объединяются в группы должностей:

  • высшие;
  • главные;
  • ведущие;
  • старшие;
  • младшие.

Категории и группы должностей государственной службы соотносятся следующим образом:

Кокарева Марина Евгеньевна 1 , Торопова Анастасия Игоревна 1 , Шамина Екатерина Максимовна 1 , Мочалова Анастасия Сергеевна 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент


Аннотация
Данная статья рассматривает изменения, произошедшие в законодательстве по поводу организации государственной службы. Кроме гражданской и военной служб в законодательстве теперь возник новый вид – государственная служба иных видов.

1) в пункте 3 той же статьи данного закона определяет государственную службу иных видов как одну из видов федеральной государственной службы;

2) в пункте 2 статьи 8 этого же федерального закона перечислены должности, осуществляющие федеральную государственную службу иных видов;

3) в пункте 1 статьи 9 сложилось то, что реестр должностей федеральной государственной службы содержит перечень типовых должностей федеральной государственной службы иных видов. [1]

К ключевым признакам государственной правоохранительной деятельности относят:

1) защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также государства от противомерных действий;

2) осуществление деятельности в соответствии с законом в соответствующей форме, последовательности и порядке;

3) осуществление специальными субъектами, наделёнными соответствующими полномочиями и др.

Исходя из перечисленных признаков, перечень государственных органов, связанных с правоохранительной деятельностью, включает немалое количество государственных органов. В этих органах правоохранительную деятельность осуществляют:

1) лица, которые замещают должности федеральной государственной службы, то есть судьи;

2) военнослужащие, к которым относят ФСБ;

Для того, чтобы раскрыть каждый вид федеральной государственной службы, основанных на правоохранительной деятельности, необходимо исследовать каждый федеральный закон об государственных органах правоохранительной деятельности. Причем значение имеет их правовой статус, наименование органов и должностей.

К органам, осуществляющим государственную службу иных видов, относятся:

2) следственный комитет РФ. Сюда следует отнести сотрудников Следственного комитета, которые имеют специальные звание, представленные в Федеральном законе “О Следственном комитете Российской Федерации;

4) органы таможенной службы. Три группы лиц двигаются по службе в рассматриваемых органах: сотрудники таможенной службы, федеральные гражданские служащие, а также работники по трудовому договору. Перечень званий находится в федеральном законе № 114 [3];

5) органы уголовно-исполнительной системы. Здесь ситуация аналогична предыдущей. Прохождение службы регулируется федеральным законом № 5473.

6) органы противопожарной службы, осуществляющие деятельность согласно федеральному закону №141. Статья 8 того же закона представляет перечень званий для проходящих противопожарную службу.

7) органы в войсках национальной гвардии. В состав данных войск, согласно федеральному закону № 226, входят органы управления, объединения, воинские части, подразделения, а также образовательные организации высшего образования и другие [4].

Таким образом, государственная служба иных видов создана для защиты прав и свобод граждан и юридических лиц, обеспечения общественной безопасности, а также для ведения борьбы с правомерными действиями и преступлениями.

  1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 262-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона “О таможенном регулировании в российской федерации”;
  2. Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации” от 17.01.1992 № 2202-1 (последняя редакция);
  3. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ “О службе в таможенных органах Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями);
  4. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ “О войсках национальной гвардии Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями).


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Читайте также: