Что такое формирование имиджа руководителя образовательной организации

Обновлено: 17.05.2024

Аннотация. В статье рассматривается понятие имиджа образовательного учреждения, необходимость его формирования, описываются этапы работы руководителя с педагогическим коллективом по формированию имиджа образовательного учреждения.

Ключевые слова: имидж, клиентурное поведение образовательного учреждения, конкурентоспособное образовательное учреждение, паблисити, репутация, PR-акция.

С каждым годом в образовании возрастает конкуренция между учреждениями, расположенными в одном микрорайоне, в одном городе или поселке, поэтому на практике руководители вынуждены задуматься о том, в чем же преимущество их образовательного учреждения по сравнению с другими. Не все родители ориентированы только на результат обучения, многие, прежде всего, уделяют внимание комфортным условиям в образовательном учреждении, наличию системы дополнительного образования, сохранению здоровья, разнообразию досуга своих детей, желанию учиться именно в этом учебном учреждении. Проводимые исследования, показывают, что цель, содержание, результаты инновационных процессов, отдельных педагогических новшеств не всегда понятны родителям, а их ожидания, сформированные на основе общего представления об учебном заведении у потенциальных потребителей образовательных услуг, не всегда соотносятся с тем, что они и их дети реально получают.

Таким образом, необходимость формирования имиджа образовательного учреждения определяется следующими причинами:

– сложной демографической ситуацией в системе образования;

– дифференциацией и вариативностью системы образования;

– сложностью выбора направлений и перспектив самоопределения школьников;

– многочисленными запросами социальной практики;

– образовательной и управленческой практики в формировании представлений об учебном учреждении;

– наличием опыта работы образовательных учреждений в данной области.

Идея о связи имиджа образовательных учреждений с их конкурентоспособностью не является новой. В условиях рыночной экономики жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные учреждения. Когда образовательное учреждение предлагает образовательные услуги и обеспечивает устойчивый уровень их качества, то оно начинает работать над созданием собственного имиджа [1].

Не секрет, что родители, выбирающие образовательное учреждение для своего ребенка, сначала ориентируются на слухи. Слухи порождаются мнениями и оценками других людей. Причем, всегда субъективными. Следовательно, от того, какое мнение сложится у нескольких людей (а бывает и одного, но авторитетного человека), посетивших образовательное учреждение, зависит его репутация.

Данная статья написана как своего рода путеводитель в создании позитивного имиджа учебного заведения. Он поможет руководителям спланировать основные направления этой работы, определить место и роль самого руководителя в формировании позитивного образа его учебного учреждения.

Каждый руководитель образовательного учреждения стремится сделать его привлекательным, успешным и узнаваемым. От знаний и компетентности руководителя, в том числе и психологических, зависят качество деятельности образовательного учреждения, значимость его достижений. Руководитель должен быть способным принимать новые смелые решения, творчески решать проблемы коллектива (как производственные, так и личностные), повышать его благосостояние. Именно от согласованных действий руководителя с коллективом единомышленников преподавателей, родителей, обучающихся, которые способны обеспечить атмосферу деловитости, открытости, сотрудничества учительского и ученического коллективов зависит высокий рейтинг результативности работы педагогического коллектива учебного заведения, что влияет на выбор родителями заведения для обучения ребенка.

Целью данного исследования является ведущая деятельность руководителя в формировании имиджа образовательного учреждения.

Вопросы формирования позитивного имиджа получили свое отражение в исследованиях Л. Брауна, Г. Почепцова, А. Кудинова. Общие психологические основы имиджа учебных заведений рассматривали А. Бандурка, А. Землянская, Л. Алексеева, А. Громова, В. Шпалинский. Проблемы взаимозависимости управления и имиджа отражены в трудах С. Старобинского, Б. Андрюшкина, Р. Гриффин, В. Яцуры, С. Скибинского, Ф. Хмиля, А. Ильина. Различные аспекты работы руководителя по созданию имиджа рассматриваются в исследованиях Г. Почепцова, Е. Уткина, А. Омарова, А. Фельзер, А. Доброневского. Р. Черновол-Ткаченко отмечает, что формирование имиджа выступает определенной системой стратегических действий со стороны руководителей, созданием положительного образа образовательного учреждения. Для создания имиджа используется не только прошлое и сегодняшний положительный образ, но и проектирование новой модели. Эта модель формируется на основе общепризнанных компонентов: репутация, паблисити, реноме, авторитета.

Базовым личностным качеством руководителя на этом уровне выступает диалогизм (интегративная характеристика, которая включает умение устанавливать эффективные контакты с другими, способность вести профессионально ориентированный диалог).

Одна из основных задач современного директора образовательного учреждения – сформировать готовность педагогов к инновационным поискам, предоставить возможность самостоятельно определить стратегические направления в развитии учебно-воспитательного процесса. Это позволит образовательному учреждению иметь индивидуальный путь развития, свое лицо. Решению этой задачи способствует знание руководителем мотивации к профессиональной деятельности педагогического коллектива.

Таким образом, мотивация включает: справедливую, прозрачную и понятную оплату труда; должность и должностное продвижение; профессиональную подготовленность, соответствие служебной деятельности; социальную защищенность; объективную и справедливую оценку личных профессиональных достижений; общественный имидж и престиж, условия для инициативной, творческой, самостоятельной деятельности в пределах должностных полномочий, функций и задач; материально-технические и морально-психологические условия работы, чувство принадлежности к профессиональному коллективу, команде; непосредственное взаимодействие кадровых служб с руководством образовательного учреждения. Ведущей задачей руководителя образовательного учреждения является знание мотивации к профессиональной деятельности каждого работника [2].

Работа руководителя по созданию имиджа всегда начинается с осмысления трех вопросов: для кого? (определение целевой группы потребителей); зачем? – выгода потребителя; против какого конкурента?. Иные учреждения, готовящие специалистов по сходным специальностям.

Структурные компоненты имиджа приведены на рисунке 1.

p7-1

Рис. 1. Структурные компоненты имиджа образовательного учреждения

Рассмотрим каждый из компонентов более подробно.

Позитивный образ руководителя – это персональные физические особенности (характер, обаяние, культура), социальные характеристики (образование, биография, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности), профессиональные характеристики (знание стратегии развития образования, технологий обучения, воспитания, экономических и правовых основ функционирования учебного учреждения) [4].

Выделим основные этапы формирования имиджа.

I этап – определение миссии.

II этап – определение целевой аудитории.

Планируя имиджевую работу, необходимо понять, какую целевую аудиторию вам хотелось бы привлечь в союзники. Это могут быть: обучающиеся, родители, коллектив работников образовательного учреждения, социальные партнеры, СМИ.

Родители обучающихся, это самые авторитетные субъекты, способные не только дать реальную оценку работы образовательного учреждения, но и откорректировать общественное мнение и мнение своих детей о нем. Именно поэтому родители являются главной целевой группой, на которую необходимо ориентироваться в имиджевой работе.

Социальные партнеры (реальные и потенциальные). Сегодня все большее значение для успешного продвижения на рынке играет общественная деятельность. Но вряд ли какая-то организация, нуждающаяся в обретении позитивного имиджа, будет вкладывать деньги в невнятные образовательные проекты. Как правило, помогают только тем, кто имеет хорошую репутацию и высокую социально — общественную активность, ведь польза от такого партнерства должна быть обоюдной.

Средства массовой информации. СМИ являются своеобразными посредниками между образовательным учреждением и обществом. Благодаря своевременному информированию о планах или достижениях образовательного учреждения можно существенно расширить круг своих потенциальных партнеров и (или) сформировать позитивное мнение о себе в глазах окружающих.

III этап — планирование.

На этом этапе происходит разработка конкретных мероприятий, связанных с формированием имиджа. Условно их можно разделить на внутренние и внешние.

Итогом этого этапа должно стать ролевое распределение нагрузки. Самое главное здесь, чтобы деятельность по формированию имиджа затрагивала интересы и усилия всех педагогических работников. Немаловажное значение на этапе планирования имеет вопрос о характере обратной связи (или мониторинге).

IV этап – реализация запланированных мероприятий.

Самое важное в реализации любых мероприятий по формированию имиджа, это их органичная интеграция в образовательный процесс.

Для учебного заведения, желающего только привлечь абитуриентов достаточно выставок. Но и при выборе выставки необходимо обратить внимание на место и виды ее проведения. Идеальным является участие во всех типах выставок.

Использование Web-сайта. Это инструмент маркетинга, мощное средство информации. На сайте размещается информация для посетителей, объявления о Правилах приёма, программах и событиях, новых разработках, публикуются обзоры на общие и специальные темы.

Различные PR-акции. Специфика образовательного учреждения не позволяет использовать всю палитру акций, которые предоставляет фантазия специалиста. Но, тем не менее, образовательные учреждения имеют несколько возможностей показать себя.

V этап – проверка эффективности.

На этом этапе (как правило, ежегодно) проводится анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом. Обязательным условием здесь является доведение итогов мониторинга до всех участников подобной деятельности. Между прочим, сама заинтересованность ОУ в обретении хорошей репутации, производит приятное впечатление на окружающих [7].

Схематично механизм формирования имиджа образовательного учреждения представлен на рисунке 2.

p7-2

Рис. 2. Этапы формирования имиджа образовательного учреждения

Таким образом, конечным результатом, целью формирования имиджа, является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения. А конкурентоспособность достигается сформированными отношениями. Если отношение, которое имеется у желаемых союзников, полностью их устраивает, можно считать, что цель достигнута.

Каждый директор и его педагогический коллектив мечтают, чтобы на их образовательном учреждении лежала печать яркой индивидуальности, чтобы оно выделялась среди прочих, вызывало желание учиться именно в нем.

Отметим, что большое количество научных и научно-публицистических работ педагогических работников еще не говорит о том, что тема имиджа изучена и хорошо проработана. Скорее наоборот, тема имиджа образовательного учреждения находится на начальном этапе изучения.

Устойчивый позитивный имидж можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта и как дополнительный ресурс управления и развития образовательного учреждения.

Целенаправленно создаваемый имидж образовательного учреждения представляет собой не набор случайных компонентов, а стройную систему взаимосвязанных качеств, интегративную совокупность характеристик, к которым относят, в первую очередь, образ руководителя (его способности, установки, ценности социально-психологические характеристики, внешний вид), образ персонала образовательного учреждения (социальные данные, культура, профессиональная компетентность, личностные характеристики и др.). Уделяется также внимание представлению социального окружения о качестве образования, стиле образовательного учреждения, уровне комфортности образовательной среды, цене образовательных услуг и внешней атрибутике [6].

Сформированный позитивный имидж образовательного учреждения позволит решить ряд задач:

– повысить его привлекательность, в первую очередь для родителей, учащихся и педработников;

– повысить эффективность мероприятий по информированию населения относительно новых образовательных услуг;

– облегчить процесс введения новых образовательных услуг,

повысить уровень организационной культуры, способствовать улучшению социально-психологического микроклимата в коллективе.

Таким образом, формирование положительного имиджа образовательного учреждения, является необходимым условием поддержания конкуренции и увеличения числа обучающихся [3].

В результате наработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразной мерой степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, методической работы в учебном заведении.

3 Цель - анализ определения проблемы формирования имиджа руководителя современного образовательного учреждения. Задачи: Задачи: рассмотреть имидж руководителя современного образовательного учреждения; рассмотреть имидж руководителя современного образовательного учреждения; охарактеризовать место имиджа руководителя современного образовательного учреждения, его структуру и подходы к формированию; охарактеризовать место имиджа руководителя современного образовательного учреждения, его структуру и подходы к формированию; выявить влияние персонального имиджа руководителя на корпоративную культуру образовательного учреждения; выявить влияние персонального имиджа руководителя на корпоративную культуру образовательного учреждения; осветить основную проблему, встающую перед руководителем. осветить основную проблему, встающую перед руководителем.

4 Имидж и его составляющие Имидж – это искусство управлять впечатлением. Эрвин Гофман Эрвин Гофман

7 Кроме того, необходимо назвать: - вербальный имидж – что говорит руководитель, как говорит, что и как пишет; - овеществленный имидж – предметы, вещи, которые его окружают; -кинетический имидж движения рук, головы и т.д.

8 1) визуальный имидж: целенаправленное воздействие на зрительные ощущения, фиксирующие информацию о дизайне фирменной символике и иных носителях графической информации (реклама); 2) социальный имидж: внедрение в сознание целевых групп представлений о социальных целях и роли образовательного учреждения в экономической, социальной и культурной жизни общества; 3) бизнес-имидж : формирование представлений о субъекте деловой активности (деловая репутация, инновационность технологий, разнообразие форм обучения и т.д.) формирование представлений о субъекте деловой активности (деловая репутация, инновационность технологий, разнообразие форм обучения и т.д.) Применительно к образовательному учреждению возможно выделить следующие составляющие имиджа:

10 Качества помогающие решить проблему имиджа коммуникабельность ; эмпатичность; рефлексивность ; красноречивость. нравственные ценности; психическое здоровье; владение набором человековедческих технологий жизненный и профессиональный опыт личности ; интуицию и гибкость в общении

11 Критерии выбора модели социального поведения : - нравственная и правовая безупречность; - учет конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств; - цель, которую ставит перед собой личность; - самокритичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения. Любое копирование чьего-то стиля в общении опасно; - учет психологических характеристик.

14 Люди готовы следовать за тем: Кто уважает их искренне и верит в их потенциал. Кто уважает их искренне и верит в их потенциал. Кому они доверяют (значит, он человек слова, порядочен и честен с ними). Кому они доверяют (значит, он человек слова, порядочен и честен с ними). Кто обращается с ними, соблюдая рамки этики, культуры поведения и морали. Кто обращается с ними, соблюдая рамки этики, культуры поведения и морали. Кто сам не обременен стереотипами и комплексами. Кто сам не обременен стереотипами и комплексами. Кто готов сам к прогрессу и заражает своей верой других. Кто готов сам к прогрессу и заражает своей верой других. Кто сам готов постоянно учиться. Кто сам готов постоянно учиться. Кто является экспертом в своей области, но готов слушать и слышать других. Кто является экспертом в своей области, но готов слушать и слышать других. Кто мужественен в восприятии реальности и не прячет голову в песок, если сталкивается с нежелательными данными. Кто мужественен в восприятии реальности и не прячет голову в песок, если сталкивается с нежелательными данными. Кто терпим к знаковости других людей, и даже ценит эти различия в восприятии мира и в характере. Кто терпим к знаковости других людей, и даже ценит эти различия в восприятии мира и в характере. Кто выдержан, стрессоустойчив. Кто выдержан, стрессоустойчив. Кто скромен в величии и мужественен в кризисах. Кто скромен в величии и мужественен в кризисах. Кто готов рисковать, понимая, что это требует терпимости к ошибкам и провалам. Кто готов рисковать, понимая, что это требует терпимости к ошибкам и провалам. Кто умеет вдохновлять и заражать своей страстью. Кто умеет вдохновлять и заражать своей страстью. Кто не боится тратить время на убеждения людей и на их самомотивацию. Кто не боится тратить время на убеждения людей и на их самомотивацию. Кто оптимистичен, романтичен и ориентирован на сотрудничество, а не на принуждение или борьбу. Кто оптимистичен, романтичен и ориентирован на сотрудничество, а не на принуждение или борьбу. Кто внутренне независим. Кто внутренне независим. Кто не ищет причин и виновных, а ищет способы и пути выхода из тупика. Кто не ищет причин и виновных, а ищет способы и пути выхода из тупика. Кто гибок и умеет менять методы и подходы. Кто гибок и умеет менять методы и подходы.

15 Структура имиджа руководителя современного образовательного учреждения

16 Имидж руководителя может быть: -позитивным;-негативным; -нечетким (завуалированным).

17 Можно выделить следующие составляющие имиджа руководителя образовательного учреждения: -персональные характеристики ; -социальные характеристики; -личная миссия руководителя -ценностные ориентации руководителя

18 Группы характеристик, влияющие на создание имиджа руководителя современного образовательного учреждения:

19 Нежелательные (отрицательные) характеристики Желаемые (положительные) Желаемые (положительные) Персональные характеристики Персональные характеристики Низкий рост -высокий рост -высокий рост Слова-паразиты -поставленная речь; -поставленная речь; Плохой вкус в выборе одежды -умение одеваться; -умение одеваться; Социальные характеристики Социальные характеристики Холост -семейное положение (замужем/женат) -семейное положение (замужем/женат) Национализм -занятие благотворительностью; -занятие благотворительностью; Личная миссия руководителя Личная миссия руководителя Отсутствие миссии -наличие миссии; -наличие миссии; Сиюминутная выгода -ориентация на будущее; -ориентация на будущее; Ценностные ориентации руководителя Ценностные ориентации руководителя Алчность -честность; -честность; Подозрительность -доверие к людям. -доверие к людям.

20 Внутренний и внешний имидж руководителя образовательного учреждения руководителя образовательного учреждения

22 Имидж руководителя - это целая структура, состоящая из отдельных деталей. - Внешний вид; -Дома как в офисе; -На совещании; -На корпоративной вечеринке.

24 Психология имиджа как практическая психология опирается на всю систему психологических наук. Наиболее близко к проблематике имиджа находятся: -когнитивная психология, -глубинная психология (Фрейд, Юнг, Адлер и современные неофрейдисты), -социальная психология, -психология личности.

25 Заключение Руководитель образовательного учреждения - является публичным деятелем, так как в своей работе он постоянно вступает в общение с пятью социальными группами: учащимися, педагогами, техническим персоналом, родителями и вышестоящим руководством. Поэтому руководителю современного образовательного учреждения необходимо быть обаятельной и авторитетной личностью. Обладание названными характеристиками и их нравственно-профессиональная весомость имеет важное значение для утверждения общественного статуса руководителя образовательного учреждения. Рост конкуренции на рынке образовательных услуг давно уже заставил руководство образовательных учреждений задумываться о том, как они воспринимаются общественностью. Руководители понимают, что правила игры на современном рынке ужесточились и их имидж во многом влияет на имидж образовательного учреждения. Понимая это, многие руководители образовательных учреждений, настоятельнее проявляют интерес к своему имиджу, как личностному инструментарию, с помощью которого они могут утвердиться в социальной среде, формировать доверительные отношения с детьми, родителями и персоналом. В конечном итоге, это помогает обрести профессиональную репутацию и личный авторитет.

Автор: Шмойлова Ирина Сергеевна

Организация: ГБОУ ООШ с. Старосемейкино

Населенный пункт: с. Старосемейкино

Школа – это открытая социально-экономическая система, взаимодействующая со многими социальными институтами. Чаще всего о школе говорят как о сфере услуг, связывая деятельность образовательной организации с такими понятиями, как конкурентоспособность, образовательная услуга, запросы рынка. В связи с этим, в работе и развитии школы особое место занимает позитивный, целенаправленно созданный, сохраняющийся во времени, имидж (Серебрякова, 2018: 2).

Необходимость работы над имиджем школы возникает по следующим причинам:

  • в систему образования привнесены элементы рыночной экономики, таким образом, встает актуально вопрос конкуренции между образовательными организациями;
  • позитивный имидж стимулирует учителей к поддержанию репутации образовательной организации;
  • позитивный имидж создает кредит доверия для всех участников образовательного процесса, в том числе СМИ, спонсоров, общественных организаций.

Имидж образовательного учреждения - это эмоционально окрашенный образ школы, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками, призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума (Малахеева, 2015: 39).

Таким образом, мы можем говорить о том, что имидж – это целенаправленно формируемый образ, призванный оказывать воздействие на кого-либо.

Рассмотрим структуру имиджа.

По мнению Серебряковой Е.Ю. в структуру имиджа входят следующие составляющие: образ персонала, образ руководителя, представление о качестве образования, представление об уровне комфортности школьной среды, внешняя атрибутика (Серебрякова, 2018: 12).

Мнение о качестве образования связано с представлением социума о первоочередной функции школы – обеспечить высокое качество обучения, развития и воспитания обучающихся (Беляева, Самкова, 2016: 89).

Ожидания большинства потребителей образовательных услуг связаны с наличием комфортных условия получения школьного образования. Эта составляющая имиджа может включать различные позиции: от уровня материально – технического обеспечения школы до психологической комфортности в образовательной организации.

Руководитель школы часто рассматривается общественностью символом образовательной организации. Компонентами имиджа руководителя могут являться персональные показатели (физические и психофизические особенности, характер, тип личности, личное обаяние), социальные показатели (уровень образования, образ жизни, стиль руководства, нормы и ценности, которых он придерживается), профессиональные показатели (знание законодательства, принципов образовательной политики, содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания, умение выявлять значимые проблемы, находить эффективные пути их решения, предупреждать и разрешать конфликты в коллективе) и многое другое (Зазыкин, электронный ресурс).

Представление о персонале школы формируется под воздействием многих факторов: мнение о квалификации работников и их личностных качествах, психологическом климате в школьной среде, внешнем облике.

В структуру имиджа школы включаются так же и элементы, несущие символическую нагрузку: название, гимн, девиз, символ, эмблему, флаг, форма одежды для обучающихся.

В своей работы мы выделили следующие целевые аудитории:

  1. Обучающиеся.
  2. Родители (законные представители).
  3. Общественность.
  4. Социальные партнеры.
  5. Вышестоящее руководство.

По мнению Малахеевой Т.В., для каждой конкретной группы социума можно обозначить отдельную цель по формированию имиджа образовательной организации. Таким образом, можно говорить о следующих позициях:

для родителей (законных представителей) – формирование имиджа школы с высоким качеством обучения и уровнем комфортности;

для обучающихся – формирование имиджа школы с высоким качеством обучения, с возможностью самореализации и учетом мнения каждого обучающегося;

для общественности и социальных партнеров – формирование имиджа школы с высоким качеством обучения и информационной открытостью;

для вышестоящего руководства – формирование имиджа школы с высоким качеством обучения, уровнем комфортности, информационной открытостью, высоким уровнем исполнительской дисциплины (Малахеева, 2014: 228).

ПЛАН ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА

Задачи

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Образ персонала

Повышение квалификации педагогов

Курсы повышения квалификации

Педагоги, ответственный за АИС Кадры в образовании

Прохождение аттестации на первую и высшую квалификационные категории

Аттестация на первую и высшую категории

Педагоги, заместитель директора, директор

Проведение персоналом школы мероприятий для родителей (законных представителей) о проблемах обучения, воспитания и развития

Родительские собрания, лектории, круглые столы и д.р.

1 раз в полугодие

Педагоги, заместитель директора

Участие педагогов школы в конкурсах профессионального мастерства

Конкурсы профессионального мастерства

1 раз в четверть

Педагоги, заместитель директора

Публикация научно - исследовательских, методических работ педагогов школы в педагогических журналах, на тематических сайтах

Педагоги, заместитель директора

Освещение событий (на сайте, в социальном сообществе, на родительском собрании), связанных с образом персонала (повышение квалификации, аттестация на категорию и др.)

Публикация, родительские собрания

Администратор сайта, социального сообщества,

Образ руководителя

Повышение квалификации руководителя

Курсы повышения квалификации

Директор, ответственный за АИС Кадры в образовании

Выступления директора на общешкольных родительских собраниях, фестивалях, конференциях

Родительские собрания, фестивали, конференции

Участие директора школы в конкурсах профессионального мастерства

Конкурсы профессионального мастерства

Публикация научно - исследовательских, методических работ директора школы в педагогических журналах, на тематических сайтах

1 раз в полугодие

Освещение деятельности директора через сайт, социальное сообщество

Публикация, родительские собрания

Администратор сайта, социального сообщества.

Представление о качестве образования

Организация исследовательской, проектной деятельности обучающихся

Методические объединения, конференции, фестивали, конкурсы

Учителя – предметники, руководители методических объединений

Родительские собрания, учебный план

Классные руководители, заместитель директора, директор

Учет пожеланий учащихся и родителей (законных представителей) к вариативной части учебного плана

Опрос, классные родительские собрания,

общешкольное родительское собрание

Классные руководители, заместитель директора, директор

Проведение открытых уроков для родителей (законных представителей)

1 раз в полугодие

Учителя – предметники, заместитель директора

Проведение встреч с выпускниками прошлых лет

Встреча с выпускниками

1 раз в учебный год

Освещение событий (на сайте, в социальном сообществе, на родительском собрании), связанных с представлением о качестве образования (качество обучения, достижение обучающихся и др.)

Публикация, родительские собрания

Администратор сайта, социального сообщества,

Представление об уровне комфортности школьной среды

Проведение дня открытых дверей для родителей (законных представителей) обучающихся, жителей села и района, детей с целью знакомства со школой и школьной средой

День открытых дверей

Педагоги, заместитель директора, директор

Использование возможностей детских общественных организаций для развития и воспитания обучающихся

Кураторы данных направлений

Персонификация воспитательной деятельности школы (учет запросов, интересов ученика)

Внеурочная деятельность, фестивали, конкурсы, школьные мероприятия и др.

Оказание помощи обучающимся в профессиональном выборе

Внеурочная деятельность, предпрофильная подготовка, экскурсии и др.

Педагоги, ответственный за профориентацию в школе

Оказание обучающимся психологической помощи

Оказание обучающимся педагогической помощи

Информирование через сайт, социальное сообщество, родительское собрание о материально-техническом обеспечении и оснащении школы

Публикация, родительские собрания

Обновление информации по мере необходимости

Администратор сайта, социального сообщества,

Внешняя атрибутика

Разработка символа школы (эмблема)

Опрос родителей (законных представителей), обучающихся, заседание совета обучающихся

Классные руководители, заместитель директора, администратор сайта, совет обучающихся

Размещение эмблемы школы на сайте, в социальном сообществе, на стенде

Администратор сайта, социального сообщества,

Изготовление информационных материалов (листовки, газеты, буклеты)

Газета школы, листовки, буклеты

Редактор школьной газеты

Использование единой школьной формы

Мониторинг ношения школьной формы

Активное ведение сайта школы, социального сообщества

Администратор сайта и социального сообщества

Имидж образовательной организации состоит из нескольких компонентов: образ персонала, образ руководителя, представление о качестве образования, представление об уровне комфортности школьной среды, внешняя атрибутика.

Необходимо отметить, что для мотивации работников, ответственных за реализацию данного плана, может применяться система стимулирующих выплат.

По итогам исполнения обозначенного порядка администрацией школы должна быть проведена работа по выявлению изменений отношения целевых аудиторий к имиджу образовательной организации. Для этого могут быть использованы диагностические методики, представленные в приложении 1.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1

Диагностическая методика индикаторной оценки имиджа (Н.Л. Жарикова)

Согласно данной методике, оценить репутацию организации можно при помощи индикаторов. Выделяют три группы комплексных индикаторов, которые в свою очередь состоят из ряда единичных.

1. Первый корпоративный индикатор – внутренний имидж – является комплексным индикатором, определяет внутреннюю среду организации и делится на единичные индикаторы: преданность сотрудников, моральный климат коллектива, признание всеми целей и стратегии организации, развитая система стимулирования персонала, качественные условия труда и т.п.

2. Второй комплексный индикатор – потребительский. Он определяется рыночной средой и характеризует внешний имидж организации; наименее контролируемый, включает в себя такие индикаторы, как: общая известность и репутация, скорость реагирования на запросы потребителей, инновационность, престиж и качество услуг, объем сервиса и т.д.

3. Следующий важный индикатор имиджа организации – партнерский, состоящий из показателей: соблюдение сроков и условий по договорным обязательствам, уровень внешних связей, конкурентный статус и т.д.

Жариковой Н.Л. разработан примерный перечень индикаторов имиджа для школы, представленный в таблице 1.

Оценка показателей имиджа проводится посредством балльного метода, где +5 – самый высокий балл, –5 – самый низкий балл, 0 – если школа не использует данный показатель в формировании имиджа. Здесь возможны такие оценочные понятия, как позитивный/негативный, размытый имидж.

Присваиваем показателям имиджа переменные:

корпоративный имидж фирмы = х, потребительский = у, партнерский = а.

Имидж организации может иметь следующие характеристики:

если х = 0, у = 0, а = 0 = > х + у + а = 0, – организация не оценивала имидж;

если х > 0, у > 0, а > 0 = > х + у + а > 0, – положительный имидж;

если х = 0, у > 0, а > 0 = > х + у + а > 0, – стремится к положительному имиджу;

если х = 0, у > 0, а х + у + а > 0, – стремится к нулевому результату;

если х = 0, у = 0, а х + у + а

если х = 0, у = 0, а > 0 = > х + у + а > 0, – стремится к положительному имиджу;

если х 0 = > х + у + а

если х > 0, у > 0, а х + у + а > 0, – стремится к отрицательному имиджу;

если х > 0, у > 0, а = 0 = > х + у + а > 0, – стремится к отрицательному имиджу.

На основании данных результатов определяется эффективность проведенной работы по формированию имиджа, выявляются его отрицательные и положительные стороны, делается заключение.

Таблица

Иерархическая структура индикаторов позитивного имиджа школы

Читайте также: