Что такое эргономическое обеспечение устройства

Обновлено: 04.07.2024


ГОСТ Р ИСО 26800-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ПОНЯТИЯ

Ergonomics. General principles and concepts

ОКС 13.180; 11.180.30*

* По данным официального сайта Росстандарт

ОКС 13.180, 01.040.13, здесь и далее по тексту. -

Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 2014-12-01

1 ПОДГОТОВЛЕН АНО "Институт безопасности труда" (АНО "ИБТ") при участии Открытого акционерного общества "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2013 г. N 2323-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 26800:2011* "Эргономика. Общий подход, принципы и понятия" (ISO 26800:2011 "Ergonomics - General approach, principles and concepts").

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

На поведение, деятельность и самочувствие человека на работе, дома и на отдыхе оказывают влияние человеческий, технологический, экономический, экологический и организационный факторы. Изначально эргономика как наука была направлена на применение в области работы, но по мере своего развития охватила другие области деятельности человека, такие как дом и отдых. Однако, независимо от области применения, основные принципы эргономики остаются одинаковыми, хотя их относительная значимость может быть различной. Эти принципы являются основополагающими при разработке проектов, частью которых является человек, они обеспечивают оптимальную интеграцию требований и характеристик человека в проект. В настоящем стандарте рассмотрены системы, пользователи, работники, задачи, виды деятельности, оборудование и окружающая среда с целью оптимизации соответствия между ними. Эти принципы и концепции направлены на повышение безопасности, производительности и пригодности использования (результативности, эффективности и удовлетворенности) при сохранении и улучшении здоровья и благополучия человека и повышении доступности (например, для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями).

Эргономика охватывает широкий диапазон вопросов, включая физические, когнитивные, социальные и организационные. Эти вопросы рассматривают в рамках комплексной структуры. В настоящее время разработано большое количество эргономических стандартов, охватывающих различные области деятельности и специальные вопросы. Все они разработаны с учетом принципов и концепций эргономики, являющихся основополагающими для эргономического подхода к проектированию. Настоящий стандарт разработан для предоставления комплексной структуры, объединяющей основные принципы и концепции эргономики в одном документе, позволяющем осуществить высокоуровневый обзор методов применения эргономики.

Примечание 1 - ИСО 6385 (см. [2]) остается международным стандартом высшего уровня в области производственных систем.

Примечание 2 - Полный перечень опубликованных международных стандартов по эргономике можно посмотреть по ссылке

1 Область применения

Настоящий стандарт приводит общий эргономический подход и устанавливает основные эргономические принципы и концепции. Они применимы при проектировании и оценке задач, работ, продукции, инструментов, оборудования, систем, организаций, услуг, сооружений и окружающей среды с целью обеспечения их совместимости с характеристиками, потребностями, ценностями, возможностями и ограничениями человека.

Положения и рекомендации, приведенные в настоящем стандарте, направлены на повышение безопасности, производительности, результативности, эффективности, надежности, готовности и ремонтопригодности результата проектирования на всех стадиях его жизненного цикла при сохранении и улучшении здоровья, благополучия и удовлетворенности людей, участвующих в проектировании или затронутых им.

Предполагаемыми пользователями настоящего стандарта являются разработчики, эргономисты и руководители проекта, а также менеджеры, работники, потребители (или их представители) и поставщики. Он также служит справочным стандартом по аспектам эргономики для разработчиков стандартов.

Настоящий стандарт предоставляет основу для разработки других, более подробных и специализированных международных стандартов по эргономике.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

2.1 доступность (accessibility): Свойство продукции, систем, услуг, сред или сооружений, при наличии которого они могут быть использованы людьми из совокупности с самым широким диапазоном возможностей для достижения установленных целей в определенных условиях использования.

Примечание 1 - Условия использования включают непосредственное использование или использование с помощью вспомогательных технологий.

Примечание 2 - Адаптирован из ISO/TR 22411:2008, определение 3.6.

2.2 эргономика (человеческие факторы) (ergonomics, human factors) - Научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы.

Примечание - Определение соответствует приведенному Международной ассоциацией по эргономике (см. [21]).

2.3 среда (environment): Физические, химические, биологические, организационные, социальные и культурные факторы, воздействующие на одного или большее количество людей.

2.4 внешняя нагрузка (external load): внешние условия и требования системы, которые оказывают влияние на внутреннюю физическую и/или умственную нагрузку человека.

Примечание 1 - В ИСО 6385:2004 "внешняя нагрузка" названа "рабочей нагрузкой".

Примечание 2 - Внешняя нагрузка - нейтральный термин. Ее последствия могут быть положительными, нейтральными или отрицательными.

2.5 усталость (fatigue): Отрицательное непатологическое проявление внешней нагрузки, полностью обратимое с помощью отдыха.

Примечание - Усталость может быть умственной, физической, местной и/или общей.

2.6 внутренняя нагрузка (internal load): Внутренняя реакция человека на воздействие внешней нагрузки, зависящая от его/ее индивидуальных характеристик (например, размера тела, возраста, возможностей, способностей, навыков и т.д.).

Примечание 1 - В ИСО 6385:2004 "внутренняя нагрузка" названа "профессиональной утомляемостью".

Примечание 2 - Внутренняя нагрузка - нейтральный термин. Ее последствия могут быть положительными, нейтральными или отрицательными.

2.7 система (system): Сочетание взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких установленных целей.

Примечание 1 - В эргономике "элементы" системы часто носят название "компоненты".

Примечание 2 - Система может состоять из продукции, оборудования, услуг и людей.

Примечание 3 - Термин "система" может быть уточнен путем добавления контекстно-зависимого термина (например, авиационная система).

Примечание 4 - Адаптирован из ISO/IEC 15228:2008, определение 4.31.

2.8 целевая совокупность (target population): Люди, для которых предназначен проект, определенные на основании важных характеристик.

Примечание - Важные характеристики включают в себя, например, уровень навыков, умственные и физические характеристики, такие как антропометрические размеры людей из совокупности. Пол и возраст могут быть отнесены к вариациям в этих характеристиках. Помимо собственных характеристик людей могут иметь значение внешние факторы (например, культурные различия).

2.9 пригодность использования (usability): Свойство системы, продукции или услуги, при наличии которого установленный пользователь может применить продукцию в определенных условиях использования для достижения установленных целей с необходимой результативностью, эффективностью и удовлетворенностью.

[ИСО 9241-210:2009, 2.13]

Примечание - Это определение обычно применяют в отношении систем, продукции или услуг, а не рабочих систем в целом. Однако в рамках рабочей системы оно может иметь отношение к проектированию и оценке рабочего оборудования.

2.10 пользователь (user): Человек, взаимодействующий с системой, продукцией или услугой.

Примечание 1 - Адаптирован из ИСО 9241-110:2008, определение 3.8, и ИСО 9241-11:1998, определение 3.7.

Примечание 2 - Человека, пользующегося услугой, предоставляемой рабочей системой, например покупателя в магазине или пассажира в поезде, можно считать пользователем.

Примечание 3 - Пользователь, использующий систему, не является компонентом этой системы. Однако пользователя и используемую им систему можно рассматривать как компоненты системы более высокого уровня.

2.11 работник (worker): Человек, выполняющий одну или несколько операций в рабочей системе для достижения цели.

[ISO 6385:2004, 2.8]

2.12 рабочая система (work system): Система, состоящая из одного или более работников и рабочего оборудования, действующих совместно для выполнения функций системы в рабочем пространстве, рабочей среде, в условиях, создаваемых рабочими задачами.

3 Эргономический подход

Эргономика (или человеческие факторы) получила свое определение от Международной ассоциации по эргономике (IEA), являющейся мировой федерацией сообществ по эргономике и человеческим факторам в следующем виде: "научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы" (см. [21]). Эргономика включает в себя цели облегчения выполнения работы, сохранения и повышения безопасности, здоровья и благополучия работника или пользователя/оператора продукции/оборудования посредством оптимизации задач, оборудования, услуг, среды и всех остальных элементов системы и их взаимодействий. Достижение этих целей потенциально способствует устойчивому развитию и социальной ответственности (см. приложение А).

International Ergonomic Association.

Примечание 1 - В настоящем стандарте использованы различные термины для обозначения человека в разных ролях (например, работник, оператор, пользователь, потребитель) и в различных сферах (например, личной или рабочей сфере) с целью включить в рассмотрение разнообразных людей и объединения более высокого уровня, такие как группы, команды и организации.

Эргономика рассматривает взаимодействия между человеком и другими компонентами системы, например, другими людьми, машинами, продукцией, услугами, средами и инструментами. При таком рассмотрении необходимо учитывать следующие факторы:

- назначение системы, продукции или услуги (см. 4.2);

- характеристики предполагаемой совокупности пользователей (см. 4.2.2);

- цели, которые должны быть достигнуты и задачи, которые предстоит выполнить (см. 4.2.3);

- существующие ограничения (например, устаревшее оборудование или процессы, экономические или юридические проблемы);

- факторы физической, организационной и социальной среды (см. 4.2.4);

- жизненный цикл и любые динамические изменения в нем (см. раздел 6).

Для достижения оптимальной работы системы необходимо учитывать все эти факторы. На рисунке 1 приведен пример факторов, которые должны быть учтены при эргономическом подходе к проектированию. Деятельность человека показана как центральный элемент функциональности системы. В определенных условиях проектирования могут существовать дополнительные факторы.

Примечание 2 - Текстовое описание рисунка 1 приведено в приложении B.2.

Рисунок 1 - Пример факторов, которые следует учитывать при оптимизации характеристик системы

Примечание 3 - Анализ вариантов деятельности человека в определенных условиях использования помогает понять потенциальное воздействие на здоровье и безопасность и, с другой стороны, получить количественные и качественные результаты.

В простейшей форме система состоит из человека и, как минимум, одного элемента (человека, машины или среды), взаимодействующих в определенных условиях. Более сложные системы включают в себя большее количество элементов (например, людей, машин или оборудования). Такие системы могут быть найдены в различных областях деятельности, таких как работа, общественная жизнь, отдых и т.д. В области работы такие системы называют рабочими системами.

В данной статье приведен пример разработки программы эргономического обеспечения, одного из обязательных документов, составляемых на этапах эскизного и/(или) технического проекта ОКР.

Общая структура данного документа обычно включает четыре главы:

  • Общие положения;
  • Содержание эргономического обеспечения;
  • Методическое обеспечение;
  • Порядок контроля выполнения и корректировки программы эргономического обеспечения.

В Общих положениях отражаются основные сведения о назначении, конструкции и эксплуатации автоматизированной информационной системы (АИС), основание для составления программы, перечень предприятий-исполнителей и соисполнителей.

В Содержании эргономического обеспечения программы приводится информация по:

Skhema raspolozheniya pomeshchenij (primer)

Рисунок 1 — Схема расположения помещений (пример).

  • разработке требований по размещению органов управления на рабочем месте специалиста. Расположение органов управления согласно ГОСТ-22269-76 должно обеспечивать необходимые зрительные и звуковые связи между оператором и оборудованием, а также между операторами, которые должны взаимодействовать между собой при выполнении функциональных обязанностей. Расположение всех элементов АРМ (компьютеров, оргтехники, мебели и т.д.) согласно ГОСТ-22269-70 должно обеспечивать свободный доступ специалиста ко всем органам управления. Для обеспечения доступа к оборудованию (сканеру, копиру и т.д.) нескольких специалистов, их необходимо располагать между рабочими местами специалистов, либо на брифинг-приставках для обеспечения свободного доступа к ним и удобной работы. Для удобства операторов рабочие места необходимо оснащать офисными креслами для обеспечения возможности свободного передвижения оператора в пределах АРМ. Взаимное расположение органов управления и средств отображения информации должно корректироваться специалистом самостоятельно в соответствии с его антропометрическими показателями, структурой деятельности, психофизиологическими и биомеханическими характеристиками;
  • определению состава и характеристик инфраструктуры рабочих мест специалистов. Предметы мебели, устанавливаемые на рабочих местах специалистов АИС должны обеспечивать легкий доступ оператора ко всем органам управления (рисунок 2). Мебель на рабочем месте должна быть сделана из прочных, легких материалов, не оказывающих вредного воздействия на специалистов АИС, и не выделяющих токсичных веществ при горении. Кромки мебели должны быть обработаны и иметь кромку из поливинилхлорида для предотвращения получения травм специалистами. Цветовая гамма мебели должна быть однообразной и не вызывать раздражения органов зрения специалистов. Наиболее приемлемые расцветки — под различные породы дерева (береза, бук или орех). Системные блоки персональных компьютеров должны устанавливаться на полу на передвижных подставках, обеспечивающих быстрый доступ при ремонте и подключении дополнительных устройств;

Komponovka rabochego mesta dvuh specialistov (variant)

Рисунок 2 — Компоновка рабочего места двух специалистов (вариант)

Для предотвращения воздействия опасных и вредных факторов на специалистов АИС необходимо выполнять следующие требования безопасности:

  1. соблюдать режим труда и отдыха;
  2. соблюдать общие меры электро- и пожаробезопасности и доводить их до личного состава специалистов АИС под роспись;
  3. обеспечить освещение в помещениях, где располагаются АРМ специалистов АИС (в соответствии с принятыми нормами), окна оборудовать занавесками-жалюзи.
  • ориентировочному определению организации и временного режима работы специалистов, обеспечивающего их работоспособность в течение рабочего дня;
  • ориентировочному определению профессионально-важных качеств специалистов, предложениям по профессиональному отбору кандидатов в специалисты;
  • определению профиля и необходимого уровня подготовки специалистов АИС, необходимости разработки программных средств подготовки.

В Методическом обеспечении программы приводится перечень руководящих нормативно-технических и методических документов, на которых основана разработка данного документа.

В Порядке контроля выполнения и корректировки программы эргономического обеспечения прописывается, на кого возлагаются обязанности по контролю за выполнением данной программы.

Таким образом, в данной статье мы постарались раскрыть структуру разработки программы эргономического обеспечения на автоматизированную систему. Дополнительную информацию по разработке данной программы можно получить, связавшись с нами.

техника”, эргатические системы, эрготехнические, социотехнические и т.д.

Несмотря на разнообразие названий, общим для этих систем является то, что

они представляют собой фи зические, целенаправленные, замкнутые

системы, включающие в се бя человека как главное, ре шающее

(управляющее) звено. В зависимости от количества операторов и машин в

эргономике выделяют два основных вида систем: “один человек–оператор–

одна машина–среда” и “группа людей–операторов–группа машин–среда”.

Первые СЧМ называют единичными, а вторые – массовыми.

Ошибка оператора – любое действие (или бездействие) человека,

мешающее успешной работе С ЧМ. Ошибки вызываются не только

безответственностью, рассеянностью или низкой квалификацией работника,

но и тем, что безошибочные действия в определенных с итуациях

оказываются за пределами физических и психических возможностей

Используя вышеприведенную терминологию, рассмотрим определен ие

Эргономика – это научная дисциплина, комплексно изучающая человека

(группу людей) в конкретных условиях его (их) трудовой деятельности,

связанной с использованием машин или механизмов с целью повышения

эффективности функционирования таких с истем путем оптимизации

Эргономика является одновременно и исследовательской и п роектировочной

дисциплиной, так как одной из её задач является разработка методов учета

человеческих факторов при п роектировании новой и модернизации старой

техники и технологии, а также существ ующих условий труда.

Объектом исследования эргономики является система “человек – машина –

среда” (СЧМ). Эргономик а рассматривает СЧМ как сложное


функционирующее целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку.

Предмет э ргономики – конкретная трудовая деятельность человека,

Эргономика рассматривает технический и человеческий аспекты в

неразрывной связи. Сочетание способностей человека и воз можнос тей

машины существенно повышает эффективность функционирования С ЧМ.

Поэтому ре шение при кладных проблем эргономики предполагает движение

одновременно в двух направлениях – от требований человека к машине и

условиям ее функционирования и, наоборот – от требований машины и

условий ее функционирования к человеку. Оптимальные решения находятся,

как пра вило, на пересечении этих направлений. Тем самым эргономика

решает задачи рациональной организации деятельности людей в СЧМ,

целесообразного распределения функций между человеком и машиной.

Следует особо подчеркнуть, что эргономика изучает определенные сво йс тва

СЧМ, которые получили название человечес ких фа кторов. Они

представляют собой интегральные характеристики связи человека и

машины, проявляющиеся в кон кретных условиях их взаимодействия при

Знание человеческих факторов позволяет формулировать требования к

профессиональному отбору и обучен ию персонала, техническим средствам

подготовки, согласованию внешних средств трудовой деятельности и

способов ее ос уществления. Увеличивается роль человеческих, факторов

применительно к задачам проектирования, создания и использования

технически сложных изделий культурно-бытового назначения

(радиоаппаратура, магнитофоны, телевизионная тех ни ка и др.).

Человеческие факторы всесторонне проявляются и фиксируются в та кой

целостной эргономической характеристике СЧМ, как эргономичность.

Под эргономичностью понимают свойство техники изменять эффективность

трудовой деятельности в СЧМ в зависимости от степени ее соответствия

физическим, биологическим и психическим свойствам человека.

Эргономичность формируется на базе таких свойств техники, как

управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость.

Управляемость – свойство техники изменять эффективность выполнения

человеком основной и вспомогательной работы при обеспечении

необходимых технологических операций над предметом труда.

Обслуживаемость – с войство техники изменять эффективность выполнения

человеком трудовых опе раций п о приведению техники в состояние

готовности к функционированию и поддержанию этого состояния во

Освояемость – характеризует эффективность приспособления техники к

быстрому и ка чественному овладению техникой техническим и

Обитаемость – эргономическое свойство техники, приближающее условия

её функционирования к оптимальным биологическим параметрам внешней

среды, при которых работающему человеку обеспечивается нормальное

развитие, хорошее здоровье и высокая работоспособность.

Качественными показателями эргономичности являются:

 среднее время или коэффициент занятости человека-оператора

 вероятность выполнения человеком-оператором единицы

 производительность или норма времени на едини цу труда;

 среднее оперативное время занятия человека подготовкой

 среднее оперативное время занятостью восстановле ни ем или

 среднее календарное время профессиональной подготов ки

Говоря о задачах эргономики, необходимо вести речь о компле ксе задач,

Одной из важнейших задач эргономики является оптимизация условий

труда, для чего изучаются возможности и особенности различных ка тегорий

индивидов с целью учета полученных результатов при проектировании

оборудования рабочих мест. В том чис ле эргономика приобретает все

большее значение и в решении комплексной проблемы реабилитации лиц, в

С этой же целью в эргономике изучаются психофизические возможности и

особенности людей пожилого возраста. Таким образом, эргономика создает

научную базу для решения важной социальной проблемы по вовлечению в

Эргономика призвана решать ряд проблем, связанных с оценкой точности,

надежности и стабильности работы, влияния психической напряженности,

утомления, эмоц иональных факторов и особенностей нервно-психической

организации оператора на эффективность его деятельности в СЧМ .

Большое значение имеет создание э ргономического обеспечения научной

организации и безопасных условий труда. С этой целью должна

производиться разработка эргономических н орм и требований, а также

эргономической оценки качества промышленной продукции.

Эргономика должна решать также ряд задач методологического характера.

Это связано с тем, что она как наука находится в стадии становления,

активного развертывания исследований. Разработка методологических

проблем способствует построению теории эргономики и тем самым,

Выявление направлений исследований и круга решаемых задач позволяет

сформулировать общую цель или главную задачу эргономики. Главная цель

эргономики формулируется как единство трех аспектов исследования и

проектирования: 1) повышение эффективности деятельности и

соответственно функционирования человеко-машинных систем; 2) охраны

здоровья людей; 3) всестороннего развития личности людей, участвующих в

трудовом процессе. Принятие тезиса о триедином характере главной цели

эргономики позволяет и збежать отрыва эргономических исследований от

Можно сформулировать и основные задачи эргономических разработок ,

реализуемые при решении любой эргономической задачи.

1. Анализ и синтез деятельности оператора в СЧ М. В процессе анализа

изучается структура деятельности оператора, выяв ляются цели, мотивы и

способы выполнения трудовой деятельности, рассм атри ваются

возможные режимы работы и оценивается их влияние на результаты

труда. На основании этих исследований определяютс я необходимые

2. Изучается комплекс эргономических свойств (характеристик) человека –

оператора. Исследуется работа органов чувств человека, его центр альной

нервной системы, моторно-двигательного аппарата и т .д. Причем

рассматриваются только оптимальные значения этих характеристик, а не

3. Организация рабочего места оператора с учетом комплекса его

эргономических свойств, определенных ранее. Разрабатываются

требования, предъявляемые к рабочему месту в целом и к отдельным его

элементам, с целью обеспечения максимальных удобств и эффективности

4. Профессиональная подготовка операторов, включающая в себя

профотбор, профобучение, тренировку и формирование коллективов.

6. Определение экономического эффекта эргономического обеспечения.

Разработка методологии эргономики осуществляется соответственно трем

уровням методологического анализа, выделяемым в философии.

В эргономике можно различить три типа методологических средств:

1) методологические средства мировоззренческого характера;

3) специально-научные или конкретно-научные методологические средства.

Методологические средства в процессе исследовательской практики

органически слиты, включены в соответствующие эргономические

представления, конкретизированы применительно к различным сферам

практической и теоретической деятельности. В эргономике, учитывая

характер ее возникновения, широко используются методологические

В эргономике используются следующие основные методологические

Принцип единства сознания и деятельности . Он означает, что сознание и

деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а

образуют е динство. Сознание образует внутренний план деятельности, ее

программу. Именно в сознании образуются динамические модели и образы

действительности, позволяющие ори ентироваться человеку в окружающей

среде и обеспечивать успешность достижения целей деятельност и.

Принцип гуманизации тру да означает, что ведущая, творческая роль в

процессе труда принадлежит человеку. При решении таких важнейших

практических вопросов, ка к повышение производительности, эффективности

и качества труда эргономика ис ходит, прежде всего, из требований,

предъявляемых человеком к технике, из его возможностей и особенностей

деятельности. Противоположным ему яв ляе тся принцип с импфликации

(упрощения), при реализации которого стремятся к максимальному

упрощению деятельности человека, выхолащиванию из нее всех творческих

элементов, а сам человек низводится до придатка машины, оставаясь

исполнителем лишь механических действий и движени й.

Принцип активного оператора . Согласно этому принципу при

определении роли человека в СЧМ очень важн о, чтобы оператор

осуществлял активные действия, имел свое личное отношение к

выполняемым действиям, активно стремился к цел и. Это связано с тем, что

при пассивной позиции оператора его переход к активным действиям

требует значительной затраты сил, однако эффективность его деятельности

при этом может оказаться невысокой, что наблюда етс я, например, в работе

машиниста. При активной же позиции оператора эффективность его

деятельности достигает более высокого значения, а его

психофизиологические затраты оказываются меньшими. Поэтому

необходимо уже на стадии про ектирования СЧМ о пре делить характер

будущей деятельности и уровень активности оператора.

Принцип проектирования деятельности . Проект деятельности должен

выступать как основа решения всех остальных задач построения СЧМ. При

разработке СЧМ наряду с техническими устройствами должна

проектироваться деятельность оп ератора, который будет п ользоваться этими

устройствами. В свою очередь, эти устройства должны разрабатываться на

основе и с учетом проекта будущей деятельности оператора. Таким образом,

к техническим устройств ам нужно подходить как к средствам соз нательной

Принцип последовательности и непрерывности учета требований

эргономики. Учет эргономических требований должен пронизывать все

этапы с уществования СЧМ: проектирования, производства и э ксплуатации.

Реализация данного принципа на практике означает внедрение системы

эргономического обеспечения СЧМ на всех этапах ее существования.

Принцип комплексности . Уже в самом определении эргономики как

научной дисциплины предусматривается реализация данного принципа. Он

обеспечивает комплексное изучение человека (группы людей) в конкретных

условиях его (их) деятельности, связанной с и спользованием машин. Это

достигается развитием междисциплинарных связей эргономики,

взаимодействием её с другими науками о человеке и технике.

Основой для практической реализации рассмотренных принципов я вляется

применение системного подхода, который образует методологическую базу

эргономики. Идеи системного подхода определяют многие исходные

установки и теоретические положения эргономики: стремление к

целостному рассмотрению человеко-машинных систем, системно-

динамический взгляд на их структуру, включение деятельности человека в

предмет научного рассмотрения, тенденция к н аучному синтезу различных

аспектов исследования, стре мление выявить возможные последствия

деятельности человека. Применение системного подхода к СЧМ позволяет

выявить различные характеристики связи человека и машины в конкретных

условиях их взаимодействия. Сложность этого заключается в том, что

человек-оператор, будучи сам сложной специфической системой,

функционирует в более сложной системе, состоящей из ряда подсистем со

сложными взаимосвязями между ними и своими внутренними

противоречиями. Таким образом, системный подход позволяет по-новому

Методологическое значение имеет также ряд теоретических положений,

разработанных либо непосредственно в эргономике, либо в смежных с ней

дисциплинах и органично вошедших в ее состав: различие коррективной и

проективной эргономики; гипотеза иерархической организации деятельности

В эргономических исследованиях широко используются методы (и

конкретные методики), сложившиеся в эргономике, а также в других,

смежных с нею дисциплинах (в социологии, психологии, физиологии и

Психофизиологическая сущность и структура трудовой

С позиций эргономики трудовая деятельность рассматривается как процесс

преобразования информации и энергии, происходящей в системе "человек -

орудие труда - предмет труда - окружающая среда". Следовательно,

эргономические исследования ре комендации должны основываться н а

выяснении закономерностей психических и физиологический процессов,

лежащих в основе определенных видов трудовой деятельности, с предметом

труда и окружающей физико-химической и психологической средой.

В последние годы много новых идей возникло с связи с рассмотрением

трудовой деятельност и как процесса взаимодействия человека с машиной и

более сложными системами управления. Некоторые из этих идей

конструктивны в смысле перехода от качественных к структурно-

количественным представлениям в разработке теории деятельности .

Значительный вклад в п онимание психофизиологического содержания

трудовой деятельности внесли исследования по физ иологии труда.

Деятельность - это реализация личностных свойств человека. Эти свойства

имеют также определенную структуру, рассматриваемую в теориях

личности. Окружающая среда и сама де ятельность могут приводить к

изменению состояния человека. Процесс длительности регулируется не

только внутренними, но и внешними факторами, к которым относятся

взаимодействующий субъ ект (или коллектив) и сам предмет труда. В

качестве взаимодействующего компонента деятельности может выступать и

орудие труда, если оно относится к классу автоматических устройств.

В более формализованном виде трудовую деятельность можно представить

как динамическую структуру, ос уществляющую преобразование

Работающий ч еловек имеет трудов ую цель, т.е. субъективную модель

состояния предмета труда, в которое н еобходимо перевести этот предмет из

исходного состояния посредством трудовых - информационных и

энергетических воздействий. Эти воздействия человек может осуществлять

непосредственно на предмет труда или через промежуточное устройство -

орудие труда. При этом человек воспринимает ин формацию через сигналы

от предмета труда, промежуточного устройства и среды. Цель труда у

человека формируется на основе мотивов, потребностей, установок (своих

Воспринимаемая и извлекаемая из памяти информация преобразуется по

одному из тех типов переработка информации человеком: прямого

замыкания (прямая, закрепленная ассоциативная связь, автоматизированное

действие), репродуктивного мышления (принятие решения пу тем

пошагового преобразования информации по известным правилам),

Продуктивного (или творческого) мышления. С помощью этих

преобразований формируется прогнозируемый результат трудов ого

воздействия и программа (план, стратегия) действий для его достижен ия.

Существенное влияние на характер про текания процессов, восприятия,

мышления, воспроизведения сведений (энграмм) в памяти ока зывают

активационные воздействия, обусловленные уровнем бодрствования,

эмоциональным и волевым напряжениям, функцией внимания. В основе

информационных и энергет ичес ких преобр азований, представляющих собой

суть трудового воздействия на предмет труда, лежат физико-логические

процессы. В целом вся описанная функциональная структура представляет

Предметом труда н е обяз ательно может быть объект внешнего мира.

Человек способен осущ ес твлять преобразования информации, имеющие

смысл трудового воздействия, целиком в сфере субъективного отражения,

создавая "духовный продукт". Деятельнос ть, направленную на объекты

внешнего мира, называют предметной, или экстериозированной, а

направленную на преобразование и формирование собственных энграмм

(т.е. представлений , образов, понятий, п ланов) - интериозированной. В

чистом виде эти типы дея тельности практически не встречаются. Речь может

идти только лишь о существенном преобладании одного из них.

Специфика взаимоотношений человека с предметом труда через

промежуточное устройство определяется главным образом тем, какие свои

функции как пр еобра зователя информации и энергии человек передал э тому

устройству. Различают два типа систем "человек - орудие труда - с реда": с

Технология автоматизированной обработки учетно-аналитической информации подразумевает систему методов и средств реализации сбора, регистрации, передачи, накопления, хранения, защиты, поиска и обработки учетно-аналитической информации с применением средств вычислительной техники, связи и программного обеспечения. Технологический процесс обработки учетно-аналитической информации – это строго определенная последовательность связанных между собой операций, начиная с момента создания первичного документа и заканчивая выдачей результатной информации.

Знание технологии автоматизированной обработки учетно-аналитической информации, использование пакетов прикладных программ автоматизации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита позволяют специалистам овладеть теоретическими и практическими основами автоматизированной обработки учетно-аналитической информации, методами обеспечения сохранности данных, методами анализа и выбора программ для различных предприятий и организаций, приемами и методами для принятия обоснованного управленческого решения. Автоматизированные информационные системы бухгалтерского учета и экономического анализа (АИСБУЭА) создаются на предприятиях для сбора, регистрации данных о хозяйственной деятельности предприятия, их обработки, хранения, передачи пользователям для анализа и принятия решений.

АИСБУЭА представляет собой совокупность различных видов обеспечения, а также специалистов и предназначена для автоматизации обработки учетно-аналитической информации [1, с. 16].

Выделяют функциональную и обеспечивающие части АИСБУЭА.

Функциональная часть АИСБУЭА реализует экономико-организационную модель объекта и представляет собой ряд функциональных подсистем, конкретный состав которых зависит от особенностей объекта управления.

Обеспечивающая часть АИСБУЭА состоит из организационного, информационного, технического, программного, математического, правового и эргономического обеспечения. Эргономическое обеспечение – это совокупность методов и средств, обеспечивающих специалисту наиболее благоприятные условия работы, учитывающие физиологические и психологические возможности человека. В основу эргономического обеспечения положены нормативно-технические документы, стандарты по эргономике и инженерной технологии, в которых определены требования к деятельности персонала, техническим средствам, окружающей среде.

Задача проектировщиков АИСБУЭА заключается в рациональной организации рабочего места с учетом обоснованных эргономических требований для каждой группы персонала. Под рациональной организацией рабочего места понимают создание необходимых условий для производительного и высококачественного труда при максимальном использовании оборудования и минимальном расходовании физической и эмоциональной энергии работников, сохранения их здоровья.

Специфика ежедневной работы на ПЭВМ заключается в повышенных зрительных нагрузках в сочетании с малой двигательной активностью, монотонностью выполняемых операций, вынужденной напряженной позой. Профессиональные заболевания могут быть связаны с заболеваниями глаз и зрительными нарушениями, нарушениями косно-мышечной системы, кожными заболеваниями, расстройствами нервной системы. На их возникновение влияют следующие неблагоприятные факторы: ультрафиолетовое, рентгеновское, инфракрасное излучение, статическое электричество, электромагнитные поля низких частот, мерцание изображения, блики и отраженный свет. Нарушения косно-мышечной системы могут быть связаны с длительными статическими нагрузками, вызванными плохой организацией рабочего места, неправильным расположением внешних устройств компьютера, ограничением свободы движений, неверно выбранной офисной мебелью.

Для профилактики профессиональных заболеваний при работе с ПЭВМ необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

  1. персональный компьютер должен быть оборудован исправным, правильно настроенным монитором, отвечающим мировым стандартам. Видеоадаптер монитора должен обладать достаточно высоким разрешением и частотой смены кадра. Мерцание экрана становится визуально незаметным при частотах 75 Гц и выше. Жидкокристаллические мониторы лишены многих недостатков, свойственных широко распространенным в республике ЭЛТ-мониторам, однако они отличаются более высокой стоимостью;
  2. рабочие места должны быть оборудованы специальной офисной мебелью – компьютерными столами с выдвижными подставками для клавиатур, подъемно-поворотными стульями с подлокотниками. Рабочие столы должны иметь достаточное пространство не только для размещения внешних устройств, но и для папок учетной документации;
  3. безопасность пользователя во многом обеспечивается правильным расположением относительно вычислительной техники. Так, верхняя строчка экрана должна на уровне глаз на расстоянии 50-70 см. При размещении в одной комнате нескольких ПЭВМ расстояние от рабочего места каждого оператора до задних и боковых стенок соседних ПЭВМ должно составлять не менее 1,2 м. Максимальное количество ПЭВМ в помещении должно быть определено из расчета 6 м2 или 20 м2 на одно рабочее место;
  4. соблюдение на рабочем месте норм микроклимата важно не только для пользователя, но и для ПЭВМ. Температура воздуха в помещении должна колебаться в пределах 22-25ºC, относительная влажность 40-60%, скорость движения воздуха не должна превышать 0,1 м/с. При отклонении от нормы ПЭВМ способна выйти из строя;
  5. для уменьшения зрительных нагрузок необходимо правильно выбрать освещенность (не менее 12%), расположить монитор против источника света для исключения бликов на экране. При работе с многоцветными изображениями рекомендуется использовать не более шести цветов;

Проблема воздействия компьютеров на здоровье и психику человека исключительно актуальна, и серьезность ее возрастает по мере роста числа молодых пользователей, распространения в различных сферах деятельности компьютерных технологий, использования в ежедневной профессиональной работе информации Internet.

Читайте также: