Законно ли постановление губернатора о qr кодах без подписи

Обновлено: 30.06.2024

Елена Иванова, Наталья Сейбиль

Почему Госдума отложила принятие Закона о QR-кодах

Единороссы не захотели обсуждать новые ограничения по политическим соображениям. Конечно, у них есть конституционное большинство, и они без труда могут продавить любой законопроект, который выдвигает власть. Но когда сразу две фракции – КПРФ и Справедливая Россия – заявили о том, что они будут голосовать против, ни у кого нет желания делать эту громкую тему поводом для народных волнений. А они точно будут, как показал опыт в Татарстане.

Российская власть не боится ничего, кроме одного – когда народ выходит на улицы. И если за Навального вышли несколько тысяч человек, против QR-кодов поднимутся сотни тысяч. При проваленной кампании по вакцинации населения без защиты от вируса живут 65% жителей. Все 65% будут нажатием кнопки в зале пленарных заседаний урезаны в своих конституционных правах, говорят противники ограничений.

Что говорит Конституция и законы о возможности QR-кодов

Член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России, директор по правовым инициативам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Александра Орехович согласна с думцами. Согласно Конституции, права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы защитить здоровье, права и законные интересы других лиц, говорит юрист:

- Федеральным законом № 52-ФЗ возможность таких ограничений устанавливается. Указано, что ограничительные мероприятия, в том числе, ограничение на передвижение населения, могут вводиться на территории отдельных субъектов на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей, в том числе региональными органами власти.

Юристы, которые прочитали новый законопроект, не в восторге от него. Виталий Исаков , юрист Института права и публичной политики, признанный иностранным агентом, говорит, что закон разрабатывался в явной спешке, и многие важные вещи остались неурегулированными.

Формулировки закона не предусматривают никакой альтернативы. Независимо от того, насколько соразмерным он окажется в жизни, что может измениться, когда его примут, и выяснится, что ограничения затрагивают еще больше прав граждан, отступить ни вправо, ни влево будет нельзя.

- Он очень коротенький, но пытается охватить всё и вся. Более того, там даже должностные лица субъектов федерации – губернаторы, наделяются полномочиями определять без перечня объектов, куда вход без QR-кода запрещён, - возмущается юрист.

Наличие QR-кода подтверждает факт вакцинации, но не безопасность каждого для общества, говорят критики. Сделав прививку, человек защитил только сам себя, поскольку будучи вакцинированным, можно стать носителем вируса, как говорят последние медицинские данные. Закон о кодах не может гарантировать, что владелец QR-кода не будет опасен для окружающих.

Без предъявления QR-кода нельзя будет попасть, например, в МФЦ. Но доступ в МФЦ не закреплен в Конституции. С другой стороны, чем МФЦ или торговые центры отличаются от судов, с эпидемиологической точки зрения? Ответ простой: ничем. И там, и там есть большое количество людей, которые могут переносить вирус в закрытых помещениях. Но право на судебную защиту записано в Основном Законе. Если губернаторы решат, что в здание суда доступ возможен только по кодам, тогда большинство граждан лишаются права присутствия в суде. А это прямое нарушение Конституции.

Региональные власти сами решают, как им бороться с коронавирусом

Самое внятное, что сформулировано в новом законе, это перенос на федеральный уровень финансирования противокоронавирусной вакцинации, говорит политолог Екатерина Шульман в интервью ВВС.

Теперь центр хочет закрепить законодательно, что и так было общей практикой в регионах -федеральный центр объявляет ситуацию эпидемически опасной, а региональные власти сами решают, что им делать. «Почему людей это пугает? Ровно по этой причине - то, что было вроде как чрезвычайным, временным и ситуативным, теперь закрепляется законодательно, и возникает ощущение, что теперь так будет всегда", - цитирует издание Екатерину Шульман.

Из закона совершенно непонятно, кто будет нести ответственность за недостаточно точные формулировки. Достаточно мутно описаны и категории граждан, которые попадают под рестрикции. Юрист Исаков говорит:

- Мы всё всем ограничили. Конкуренцию ограничили, доступ к судебной защите можем ограничить, свободу собраний ограничили, свободу политической и массовой активности тоже ограничили. Возьмите любую статью Конституции, включая статью о праве на достойную жизнь, и Вы поймёте, что все права массово тотально ограничены. Это не может признаваться допустимым, с точки зрения конституционно-правового смысла, который вкладывается в понятие Конституции.

- Нельзя говорить огульно, что это неконституционная акция. Но сам вопрос принудительных прививок изначально очень непростой. В данном случае, вакцинация не является принудительной, то есть, смягчается. Наверно, в такой форме законопроект может соответствовать Конституции. Вопрос в том, чтобы была сбалансированная реализация, особенно, если это передаётся на региональный уровень, - указывает Дмитрий Кравченко.

Коммунисты говорят о сегрегации общества. Член Президиума ЦК КПРФ Сергей Обухов уверен, что закон нарушает конституционные права граждан. "По сути, это принудительная форма якобы добровольной вакцинации. Власть не вступает в диалог с обществом. На данной стадии надо однозначно этому противиться", - рассказал депутат.

Во избежание бурного обсуждения, единороссы хотя и не дали задний ход, но взяли паузу на месяц. Однако вероятность того, что привитое меньшинство превратится в большинство, маловероятна. Опыт зарубежных стран показывает, что чем больше вакцинированных становится в стране, тем медленнее идет вакцинация. В США власти с июля месяца не могут от достигнутых 50% перевалить за полгода за 70%. Дисциплинированные немцы топчутся на 67%, и это только в среднем по стране. Есть регионы, где вакцинация так и не достигла 50%.

Дискуссии с гражданским обществом обещают быть долгими и малоперспективными.

Представители бизнеса воочию увидели, что значат ограничения. Президент Союза торговых центров Булат Шакиров обратился напрямую к президенту Путину. Защити, отец родной – таков общий тон его обращения. Его можно понять. Только за несколько дней вынужденных каникул торговые центры в одной Москве потеряли 11 миллиардов рублей. Лоббисты требуют включения отрасли в список пострадавших отраслей. Закон, направленный во благо общества, может дорого встать власти. Авторы попытались защититься и написали, что что его исполнение не потребует расходов из федерального бюджета. Но верится в это с трудом.

Ситуация для властей не ясная. Народ может испугаться и побежать прививаться или возмутиться и пойти протестовать. Как говорит Екатерина Шульман, шансы примерно равные. Уверенно можно сказать только одно: доверия властям новый закон не прибавил. Чтобы оживить интерес граждан к вакцинации, можно было бы разрешить, например, использование иностранных вакцин, и какая-то часть населения привилась бы обязательно. Это столкнуло бы баланс сил в сторону введения разумных ограничений. В любом случае, обычная тактика замалчивания или пропихивания решения любыми средствами не проходит. И хотя, как показывает ситуация в мире, ограничения вводятся сейчас везде, фон другой. Когда привито большинство населения, вводить их трудно, болезненно, но политически возможно. В стране, где привиты 35% граждан, такое законотворчество напоминает действия слона в посудной лавке.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

2. Установить, что оформление QR-кода, подтверждающего получение второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или специализированных приложений Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) "Госуслуги", "Госуслуги.Стопкоронавирус" в целях посещения общественных мест осуществляется при наличии у гражданина подтвержденной учетной записи на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) автоматически в порядке, определяемом Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

3. В случае несогласия гражданина с необходимостью предъявления QR-кода при посещении общественных мест гражданину необходимо воздержаться от посещения общественных мест, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения.

4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Руководитель
Департамента информационных
технологий города Москвы
Э.А. Лысенко

Приложение
к распоряжению Департамента
информационных технологий города Москвы
от 24 июня 2021 г. N 64-16-265/21

- либо с использованием электронной медицинской карты города Москвы;

- либо через регистратуру медицинской организации государственной системы здравоохранения города Москвы;

- либо с использованием мобильного приложения ЕМИАС.ИНФО;

Настоящий Порядок является общедоступным документом, публикуется в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Администратора.

1. Общие положения

1.1. В целях реализации настоящего Порядка используются следующие термины и определения:

1.1.3. ЕМИАС.ИНФО - мобильное приложение, осуществляющее взаимодействие с автоматизированной информационной системой города Москвы "Единая медицинская информационно-аналитическая система города Москвы".

1.1.4. ЕМИАС - автоматизированная информационная система города Москвы "Единая медицинская информационно-аналитическая система города Москвы".

1.1.5. Медицинские организации - медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.

1.1.6. Электронная медицинская карта города Москвы (ЭМК) - совокупность электронных персональных медицинских записей, относящихся к одному пациенту, собираемых, хранящихся и используемых в медицинских организациях, включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования города Москвы.

1.1.7. Электронные сервисы - электронные сервисы, указанные в пунктах 1.1.1, 1.1.3 настоящего Порядка.

1.1.8. Пользователь - гражданин, использующий Электронные сервисы в целях оформления (направления запроса на получение) QR-кода.

1.1.9. QR-код - двухмерный штриховой код, которым подтверждаются сведения о получении второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы, или в иных медицинских организациях, которые обеспечивают передачу сведений в установленном порядке в государственные информационные системы Министерства здравоохранения Российской Федерации, либо о том, что гражданин перенес заболевание новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV) и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, содержащиеся в ЕМИАС или полученные в порядке информационного взаимодействия с медицинскими организациями, либо об отрицательном результате лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (ПЦР-исследование), содержащемся в ЕМИАС.

1.1.10. Вакцинация - получение Пользователем второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации.

1.2. Термины, не определенные настоящим Порядком, трактуются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. В случае отсутствия однозначного толкования термина в тексте настоящего Порядка и/или в нормативных правовых актах Российской Федерации и города Москвы используется толкование, сложившееся (общеупотребимое) в гражданском обороте и информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

2.1. QR-код, подтверждающий вакцинацию Пользователя от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), либо что Пользователь перенес заболевание новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV) и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, может быть оформлен:

2.1.1. Либо при наличии у Пользователя полиса обязательного медицинского страхования, выданного на территории города Москвы.

2.1.2. Либо при выборе Пользователем медицинской организации для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

2.1.3. Либо при прохождении вакцинации от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) или лечения заболевания новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV) в медицинской организации, которая обеспечивает передачу сведений в установленном порядке в государственные информационные системы Министерства здравоохранения Российской Федерации.

2.2. QR-код, подтверждающий наличие отрицательного результата лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (ПЦР-исследование), может быть оформлен:

2.2.1. Либо при наличии у Пользователя полиса обязательного медицинского страхования, выданного на территории города Москвы.

2.2.2. Либо при выборе Пользователем медицинской организации для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

2.2.3. Либо при выполнении лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (ПЦР-исследование) в лабораториях, обеспечивающих взаимодействие с ЕМИАС.

2.3. Для получения QR-кода в случаях, предусмотренных пунктами 2.1, 2.2 настоящего Порядка, Пользователю - гражданину Российской Федерации необходимо:

2.3.1. Авторизоваться на Портале.

Авторизация на Портале в целях использования Сервиса immune.mos.ru также возможна для Пользователей, обладающих стандартной или подтвержденной учетной записью в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

2.3.2.1. Фамилия, имя, отчество (при наличии).

2.3.2.2. Дата рождения.

2.3.2.3. Номер мобильного телефона.

2.4. Для получения QR-кода в случаях, предусмотренных пунктами 2.1, 2.2 настоящего Порядка, Пользователю - иностранному гражданину и лицу без гражданства необходимо:

2.4.2.1. Фамилию, имя, отчество (при наличии).

2.4.2.2. Дату рождения.

2.4.2.3. Серию и номер документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

2.4.2.5. Серию и номер патента (при наличии).

2.6. QR-код предъявляется Пользователем (по выбору Пользователя) на электронных устройствах или на бумажном носителе в формате, позволяющем сканировать его камерой мобильного устройства смартфона, планшетного компьютера, иного подобного устройства. В случае утраты Пользователем QR-кода Пользователь повторно получает QR-код в порядке, установленном пунктами 2.1-2.5 настоящего Порядка.

2.7. В случае поступления в государственные информационные системы сведений о текущем заболевании Пользователя новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV) ранее оформленный QR-код:

- приостанавливается до внесения записи о выздоровлении Пользователя, если оставшийся срок действия QR-кода на момент внесения записи о заболевании составлял более 6 месяцев;

- аннулируется, если оставшийся срок действия QR-кода на момент внесения записи о заболевании составлял менее 6 месяцев. После внесения записи о выздоровлении Пользователь вправе оформить QR-код, подтверждающий, что Пользователь перенес заболевание новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV).

2.8. В случае, если по результатам проверки сведений о вакцинации от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) или о том, что Пользователь перенес заболевание новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV), сведения отсутствуют в ЕМИАС, Федеральной государственной информационной системе "Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения" (далее - ЕГИСЗ), Пользователю отображается уведомление с указанием необходимости проверки соответствия введенных в интерактивной форме запроса данных данным, указанным при получении вакцины от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) или при создании записи о выздоровлении от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), и возможности обратиться в службу технической поддержки Портала.

2.9. Запрос о проведении проверки в службу технической поддержки Портала может быть направлен авторизованным на Портале Пользователем посредством формы обратной связи Официального портала Мэра и Правительства Москвы. Для этого Пользователь выбирает тему "Не найден цифровой сертификат (QR-код)" и в интерактивной форме обращения указывает следующие сведения Пользователя:

2.9.1. Номер полиса обязательного медицинского страхования или серию и номер паспорта гражданина Российской Федерации.

2.9.2. Иная информация, необходимая в целях проведения проверки по обращению Пользователя.

Поля для указания фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, номера мобильного телефона и адреса электронной почты Пользователя заполняются в автоматическом режиме в соответствии со сведениями, указанными в личном кабинете Пользователя.

2.10. После рассмотрения запроса Пользователя уполномоченным лицом информация о результатах проверки направляется на адрес электронной почты, указанный в обращении.

2.14. В целях оформления QR-кода, подтверждающего вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), либо что Пользователь перенес заболевание новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV) и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, либо отрицательный результат лабораторного исследования Пользователя на наличие новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (ПЦР-исследование), Пользователь подтверждает, что он проинформирован и согласен со следующим:

- сведения о вакцинации от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), о том, что Пользователь перенес заболевание новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV) и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, об отрицательном результате лабораторного исследования Пользователя на наличие новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (ПЦР-исследование) в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" относятся к сведениям, составляющим врачебную тайну;

- информация, указанная Пользователем, будет использована для получения и обработки сведений о вакцинации от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), о том, что Пользователь перенес заболевание новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV) и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, об отрицательном результате лабораторного исследования Пользователя на наличие новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (ПЦР-исследование) из информационных систем города Москвы, ЕГИСЗ, иных государственных информационных систем.

3. Порядок получения доступа к QR-коду с использованием ЭМК или ЕМИАС.ИНФО

3.1. Формирование (оформление) QR-кода обеспечивается посредством ЕМИАС в автоматическом режиме.

3.2. QR-код доступен Пользователю в личном кабинете пациента ЭМК и в ЕМИАС.ИНФО при оформленном доступе к ЭМК в соответствии с приказом Департамента здравоохранения города Москвы, Департамента информационных технологий города Москвы и Комитета государственных услуг города Москвы от 13 января 2020 г. N 7/64-16-6/20/01-05-1/20 "Об утверждении Правил предоставления электронного сервиса "Запрос, изменение и отмена доступа к электронной медицинской карте" в случае наличия в ЕМИАС:

- сведений о вакцинации Пользователя;

- сведений о том, что Пользователь перенес заболевание новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV) и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев;

- сведений об отрицательном результате лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (ПЦР-исследования), полученных в порядке информационного взаимодействия с организациями, осуществляющими выполнение лабораторных исследований.

4. Порядок получения доступа к QR-коду через регистратуру медицинской организации

4.1. Формирование (оформление) QR-кода обеспечивается посредством ЕМИАС в автоматическом режиме. QR-код может быть оформлен идентифицированному гражданину через регистратуру медицинской организации, в том числе с применением информационных киосков, размещенных в таких медицинских организациях, при условии наличия в ЕМИАС сведений:

- либо о вакцинации гражданина;

- либо о том, что гражданин перенес заболевание новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV) и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев;

- либо об отрицательном результате лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (ПЦР-исследования), полученного в порядке информационного взаимодействия с организациями, осуществляющими выполнение лабораторных исследований.

4.2. Для идентификации гражданина в ЕМИАС в целях получения QR-кода через регистратуру медицинской организации гражданину необходимо предоставить работнику регистратуры медицинской организации документ, удостоверяющий личность, и полис обязательного медицинского страхования либо социальную карту. Законный представитель гражданина представляет документы (сведения), идентифицирующие гражданина и удостоверяющие его права.

4.3. После успешной идентификации гражданина (если данные о гражданине найдены в ЕМИАС) работник регистратуры медицинской организации осуществляет печать QR-кода на бумажном носителе и предоставляет его гражданину.

4.4. Для идентификации гражданина в ЕМИАС в целях получения QR-кода в информационном киоске, размещенном в медицинской организации, гражданин выбирает способ идентификации путем использования данных штрих-кода полиса обязательного медицинского страхования или социальной карты и подносит идентификационный документ к считывающему устройству информационного киоска.

4.7. При успешной идентификации гражданина (если данные о гражданине найдены в ЕМИАС) на дисплее информационного киоска отображается окно выбора действий пользователя информационного киоска. QR-код, доступный для печати на бумажном носителе с помощью информационного киоска, размещается в разделе "Цифровой сертификат (COVID-19)".

Обзор документа

QR-код подтверждает вакцинацию от коронавируса или факт того, что гражданин перенес заболевание коронавирусом и с даты его выздоровления прошло не более 6 месяцев.

QR-код можно оформить с использованием портала государственных и муниципальных услуг Москвы, с использованием ЭМК или ЕМИАС.ИНФО, а также через регистратуру медицинской организации.

После прохождения проверки представленных сведений пользователь перенаправляется на страницу с QR-кодом.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:


Давайте подробно рассмотрим детали.

Что может грозить нарушителям за отсутствие QR-кода?

Что такое QR-код для организаций и индивидуальных предпринимателей в Санкт-Петербурге в контексте указанного Постановления?

QR-код – это, по мнению органов исполнительной власти, подтверждение соответствия деятельности требованиям стандарта безопасности, принятому непосредственно организацией или ИП в соответствии с указаниями Роспотребнадзора.

Примерная форма стандарта безопасной деятельности организации (индивидуального предпринимателя), в том числе санитарно-гигиенической безопасности в целях противодействия распространения в Санкт-Петербурге коронавирусной инфекции (COVID-19) утверждена Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга 6 апреля 2020 г.

Для контроля исполнения организациями и ИП разработанных ими же стандартов безопасности и координации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченных проводить проверки, в Санкт-Петербурге создан Ситуационный центр по вопросам соблюдения стандартов безопасности, чем так любят бравировать чиновники на пресс-конференциях и в интервью.

Что не так?!

Обратимся к понятиям, компетенции и полномочиям.

Напомню, что Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга 6 апреля 2020 г. утверждена лишь примерная форма такого стандарта.

На сайте Комитета можно найти стандарты безопасной деятельности в различных сферах – промышленности, розничной торговли, бытовых услуг, транспорта, образования, культуры, спорта, медицины, туризма, общественного питания, на аттракционах и в офисных помещениях. Однако, когда и кем утверждены данные стандарты – видимо, очень секретная информация, сведения о реквизитах правовых актов отсутствуют, как на них ссылаться в случае разбирательства в суде – тоже остается тайной.

Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 июля 2019 г. № 482, согласно которому Комитет образован для координации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере промышленной и инновационной политики, агропромышленного комплекса, развития предпринимательской деятельности, потребительского рынка, обеспечения продовольственной безопасности Санкт-Петербурга (но никак не санитарно-гигиенической) и государственного регулирования в данной сфере и уполномочен на осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга, в пределах своей компетенции.

Таким образом, обеспечение санитарно-гигиенической безопасности и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в данной сфере не входит в компетенцию указанного Комитета.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей является Роспотребнадзор согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322, и только он осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения — непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Отмечу, что в соответствии с п. 1, 4, п. 5 пп. 5.8.3 Положения №322, Роспотребнадзор, в числе прочих полномочий, устанавливает порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений.

Сроки и последовательность административных процедур (действий) Роспотребнадзора и его территориальных органов, осуществляемых в рамках предоставления государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений, установлены Административным регламентом Роспотребнадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 июля 2012 г. № 775. При этом санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок в целях федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лицензирования, социально-гигиенического мониторинга проводятся без взимания платы. Взимание государственной пошлины за предоставление государственной услуги Роспотребнадзором (его территориальными органами) также не предусмотрено.

Таким образом, санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ) — единственный документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг; зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые заявитель предполагает использовать в ходе своей хозяйственной деятельности.

Почему Роспотребнадзор до сих пор не разработал и не утвердил в установленном порядке соответствующие стандарты безопасности в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), исключив коррупционную составляющую – об этом история пока умалчивает, к сожалению.

Почему вместо получения QR-кода нельзя было регламентировать получение санитарно-эпидемиологической заключения Роспотребнадзора, действительно удостоверяющего соответствие или несоответствие санитарным правилам деятельности организации (ИП) – тоже пока нет ответа.

Как общаться с проверяющими?

Лучше всего с самого начала предупредите о том, что ведется аудио- или видеозапись и записывать весь дальнейший диалог на телефон. При этом кнопку записи нажать заблаговременно, чтоб предупреждение тоже было зафиксировано. Возможно, проверяющие и сами будут осуществлять запись, но лучше, чтоб у вас была собственная.

В обязательном порядке попросите их представиться, ознакомиться с служебными удостоверениями, настоятельно рекомендую запомнить, а лучше – записать должности и фамилии. Также следует поинтересоваться основанием для проведения проверки и получить (или сфотографировать) копии всех документов, связанных с проведением проверки.

Что из вышесказанного следует?

Если у вас уже есть на руках санитарно-эпидемиологического заключение Роспотребнадзора – прекрасно, если нет — самое время обратиться в Роспотребнадзор за его получением.

Обращаю Ваше внимание, что все вышеперечисленные рекомендации относятся к случаю формального отсутствия QR-кода, но при этом требования по соблюдению санитарно-гигиенической безопасности – выполняются.

Если Вам нужна правовая помощь в случае проведения проверки в отношении организации или ИП, административного расследования или обжаловании результатов проверок, решения о привлечении к административной ответственности — позвоните мне или оставьте свою заявку!

QR-код о вакцинации: законно ли требовать сертификат, коронавирусная ситуация в России, обзор правомерности на ноябрь 2021

Уже почти во всех регионах введены QR-коды, подтверждающие, что граждане прошли вакцинацию от новой коронавирусной инфекции. Без QR-кода нельзя попасть в торговые центры, рестораны и общественные места с массовым скоплением людей. Однако, власти ненамеренно останавливаться, скоро без сертификата о вакцинации нельзя будет садиться в автобусы, поезда и даже в самолеты.

Давайте узнаем что нас ждет и насколько это законно, а если незаконно, то как это можно обжаловать и добиться справедливости.

QR-коды: новые требования в регионах России, ковидные ужесточения с 2022 года, где требуются и обзор законопроекта

Первый законопроект предлагает на федеральном уровне закрепить правила посещения мест проведения массовых мероприятий, культурных учреждений, объектов общественного питания и розничной торговли при предъявлении QR-кода о прививке либо документа, подтверждающего, что человек переболел коронавирусом или медицинского отвода от вакцинации. При этом коды будут проверяться вместе с документом, удостоверяющим личность.

Вторым законопроектом предлагается внести изменения в Воздушный кодекс и Устав железнодорожного транспорта о порядке использования QR-кодов на железнодорожном и авиатранспорте (в случае междугородных и международных перевозок). В этом случае до даты, которую своим нормативным актом установит правительство, при отсутствии документации будет достаточно отрицательного результата ПЦР-теста. Отрицательный ПЦР-тест будет необходим и иностранцам, которые не привиты российскими вакцинами.

Как уточнил на брифинге глава Минтранса Виталий Савельев, для удобства проверки документов при покупке билетов будет организовано взаимодействие системы бронирования и системы госуслуг. По его словам, работа по внедрению технологических решений уже ведется.

QR-коды с 1 февраля 2022 года: у нас еще есть время получить сертификат, новые правила

В России до 1 февраля будет действовать переходный период, чтобы у людей имелась возможность сделать прививку от коронавируса и получить QR-код. С соответствующим заявлением выступила вице-премьер Татьяна Голикова.

"В полном объеме использование сертификатов (о вакцинации – Прим. ред.) со всеми составляющими вступит в силу с 1 февраля 2022 года", - сказала она.

Россия, отметила вице-премьер, в настоящее время достигла лишь показателя в приблизительно 50% коллективного иммунитета. Власти рассчитывают, что до лета удастся приблизиться к показателю в 80%.

Правила по QR-кодам будут действовать до 1 июня 2022 года

Законопроекты о QR-кодах на транспорте, в непродовольственных магазинах, ресторанах, учреждениях культуры и на массовых мероприятиях внесли на рассмотрение Государственной думы в минувшую пятницу.

Инициатива, исходящая от правительства, предполагает, что граждане смогут посещать места проведения массовых мероприятий, культурные учреждения, объекты общественного питания и розничной торговли с предъявлением либо QR-кода о прививке, либо документа, подтверждающего, что человек переболел коронавирусом, либо медицинского отвода от вакцинации.

При этом до 1 февраля можно будет предъявлять и отрицательный ПЦР-тест, а после 1 февраля такая возможность будет только у граждан с медотводом.

Меры о QR-кодах из-за коронавируса не затронут несовершеннолетних.

QR-код о вакцинации от коронавируса потребуется и для покупки билетов, и для посадки в поезд или самолет, сообщил министр транспорта Виталий Савельев.

Директор Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи Александр Гинцбург поддержал инициативу ввести обязательную проверку QR-кодов в транспорте и других общественных местах.

По мнению ученого, QR-коды позволят подавить циркуляцию доминирующего в России дельта-штамма коронавируса и предотвратить появление и распространение новых мутаций.

С начала пандемии по всему миру зафиксировали более 251 миллиона случаев заражения коронавирусом. Жертвами болезни, вызванной инфекцией, стали около 5,07 миллиона человек. Тяжелее всего ситуация сложилась в США, Индии и Бразилии.

В России за время эпидемии SARS-CoV-2 заразились почти девять миллионов человек, из которых скончались 252,9 тысячи.

Вакцинация остается самым надежным способом защиты от коронавируса. Подавляющее большинство пациентов в стационарах — это непривитые. В конце сентября в ВОЗ заявляли о связи смертности от SARS-CoV-2 с отказом от профилактической иммунизации.

В России за сутки выявлено 38 420 случаев заражения коронавирусом в 85 регионах, всего с начала пандемии инфицированы 9 109 094 человек. Такие данные привел сегодня, 15 ноября, федеральный оперативный штаб по борьбе с Covid-19.

Из числа новых случаев 6,9% зараженных не имели клинических проявлений болезни.

В относительном выражении прирост количества инфицированных составил 0,42%.

В стране за сутки зафиксировано 1 211 летальных исходов из-за Covid-19 против 1 219 днем ранее, всего скончались 256 597 человек. Условная летальность (окончательную можно будет определить только после завершения эпидемии), по данным штаба, осталась на уровне 2,82%.

За сутки в России выздоровели 27 972 человека, всего — 7 812 557. Доля выписанных пациентов составляет 85,8% от общего числа заразившихся.

QR-код о вакцинации: законно ли требовать сертификат, коронавирусная ситуация в России, обзор правомерности на ноябрь 2021

Законно ли требовать QR-код в общественных местах в ноябре 2021 года: обзор юриста на ситуацию с ковидом

Начать стоит с того, что согласно ст. 27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

В части 3 ст. 55 Конституции РФ, сказано, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

  • Ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
  • Приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории.

Там есть и другие пункты, дающие широкие полномочия властям при введении "режима повышенной готовности", однако, они не могут нарушать права граждан, в отличие от самого первого пункта, прямо ограничивающего право на свободу передвижения.

Именно на его основании власти имеют право вводить различные режимы "самоизоляции", ограничивая доступ граждан на улицу, а также требовать соблюдение определенных условий для доступа в другие общественные места, например прохождение вакцинации и предъявление QR-кода.

Таким образом, мы видим, что законодательство России нарушено не было. Власти действуют четко в рамках своих полномочий.

Указанная информация жителей всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

В общей сложности с 30 октября по 7 ноября в регионе составили 1 969 протоколов об административных правонарушениях, в том числе о несоблюдении масочного режима и правил работы свободных от ковида зон. Фото: Павел Ворожцов

Прошло чуть больше недели, как в Свердловской области начала действовать система QR-кодов для допуска в большинство общественных мест. За контроль соблюдения противокоронавирусных мер взялись всерьёз, однако нежелающие соблюдать их находятся. В общей сложности с 30 октября по 7 ноября в регионе составили 1 969 протоколов об административных правонарушениях, в том числе о несоблюдении масочного режима и правил работы свободных от ковида зон.

Штраф до миллиона

Всего с 30 октября межведомственные контрольные группы проверили 21 803 объекта потребительского рынка на Среднем Урале, в том числе объекты розничной торговли и оказания услуг, торговые и торгово-развлекательные центры. Также прошли проверки в 4 700 единицах общественного транспорта – искали нарушителей масочного режима.

Одно из крупных нарушений выявили на рыночном комплексе на улице Бахчиванджи в Екатеринбурге – на входе в один из магазинов, где продают обои, никто не проверял QR-коды. За это директор торговой точки понесёт административную ответственность.

  • должностные лица – штрафом до 300 тысяч рублей или дисквалификацией до трёх лет;
  • индивидуальные предприниматели или юридические лица – штрафом от 500 тысяч до миллиона рублей или же приостановлением деятельности предприятия до 90 суток.

Код спросим, паспорт – нет

– По поводу Instagram – это всё, конечно, фейк. Точно так же проверяем QR-коды. Естественно, мы не можем без QR-кодов. В Instagram нигде не написано, что мы пускаем гостей без QR-кодов. Всё точно мы проверяем. В Instagram только было написано, что мы в прежнем режиме работаем. Прежний режим у нас до 23:00. Соответственно, мы ничего не нарушаем, – заявил управляющий одного из ресторанов Сергей Белимов.

Драки за вакцину

– Конечно, хочется сказать, чтобы люди не скапливались в очередях: надо было привиться некоторое время назад, когда никаких очередей не было, – прокомментировал эту ситуацию заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков. – Коли так получилось, то мы должны увеличить и количество волонтёров, и бригад. Мы выделяем дополнительно волонтёров и передвигаем специалистов, которые должны заниматься плановой медицинской помощью, на эту работу. Количество бригад вакцинации будем увеличивать.

ВАЖНО!

Новый документ запрещает вход в торгово-развлекательные центры детей до 18 лет без сопровождения родителей или законных представителей. Работодателям рекомендуется перевести на дистант всех непривитых первым компонентом сотрудников. Также сокращён срок, в течение которого люди могут предъявлять вместо QR-кода справку о вакцинации первым компонентом при посещении свободных от ковида зон – с 15 декабря до 1 декабря.

При этом указ расширяет перечень объектов, куда можно пройти без QR-кода или медицинских документов – теперь к ним относятся, в частности, салоны оптики и ортопедические салоны.

В ТЕМУ

  • В Екатеринбурге родители массово пожаловались на систему QR-кодов в свердловскую прокуратуру: подписи под обращением поставили почти 500 человек. Горожане ссылаются на то, что без пропуска не могут провести детей на занятия в кружки и спортивные секции. Как сообщили в пресс-службе ведомства, обращение сейчас находится на рассмотрении.
  • В сложной ситуации сейчас находятся и свердловские пенсионеры, которые не дружат с Интернетом и технологиями – многим ничего не выдают в поликлинике после прохождения курса вакцинации против ковида, а получить QR-код с Госуслуг они не могут, так как не имеют учётной записи на портале.

За ложный QR-код – уголовная ответственность

Иван Кадочников, юрист, адвокат Свердловской областной коллегии адвокатов:

Код просрочен?

Вчера многие СМИ сообщили о том, что в разных регионах на Госуслугах внезапно пропали QR-коды у тех, кто вакцинировался от коронавируса более полугода назад. К слову, именно вчера в России начали водится новый сертификат единого образца о вакцинации или перенесённом COVID-19.

Сюжет

QR-код: введение системы пропусков в Свердловской области
Собираем всю информацию о QR-кодах.

Читайте также: