Что такое экстремизм классный час 5 класс

Обновлено: 12.06.2024

Сайт Поповой Елены Алексеевны, учителя начальных классов МБОУ Новоникольской СОШ Мичуринского района

воспитывать чувство неприятия насилия, терроризма,экстремизма;

формировать позитивное отношение к вопросам толерантности.

Ход занятия.

Мы с вами — граждане одного государства – Российской Федерации. Все вы прекрасно знаете, что в нашей стране проживают люди разных национальностей и вероисповеданий. К сожалению, с каждым годом в нашей стране увеличивается количество молодых людей, которые, прикрываясь патриотическими идеями, разжигают вражду между представителями разных национальностей.

Поэтому сегодня мы поговорим о том, чем патриотизм отличается от экстремизма, о разрушительных последствиях проявлений экстремизма и о том, как научиться быть толерантными и терпимыми друг к другу.

Останьтесь в кругу. Руки за спину. Прошу вас прикрыть глаза и не разговаривать. Я вложу вам в руки рисунок.

Обращаю внимание детей на то, что один ученик остался.

Какой у тебя рисунок? (грозовая тучка)

Как вы думаете, как чувствует себя тот, кто остался один без друзей?

Что бы вы предложили сделать?

Мы должны принять любого человека таким, какой он есть.

Уважительное отношение, отношение с пониманием, с терпением.

Мы непохожие и разнокожие,
Русоволосые и кареглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные.
Все дружные — и это главное.
Работа в группах.

Обсудите в группах и выберите, какими качествами характера обладает толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа

Милосердие Честность Чуткость Забота

Агрессивность Терпимость Доверие Деликатность

Смелость Злость Раздражительность Чуткость

Равнодушие Сотрудничество Сопереживание Эгоизм

Выбранные качества вывешивают на доску.

Какими качествами мы надели человека планеты Земля?

Какие карточки остались?

Человека, обладающим такими качествами называют интолерантной личностью.

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.

Отсутствие толерантности в людях зачастую ведет к негативным последствиям: неспособность признавать и принимать чужое легко перерастает во враждебность и в итоге может принимать поистине разрушительные масштабы

М. Садовский

Если б капли не дружили,
Как тогда бы лужи жили?
Как бы реки потекли?
Где бы плыли корабли?

Если б ноты не дружили,
Как бы песню мы сложили?
Как бы птицам распевать?
Как бы солнышку вставать?

Если б люди не дружили,
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!

– Задумаемся над тем, что дружба нужна и детям, и взрослым в разных жизненных ситуациях.

Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы – как история планет.
У каждой все особое, своё.
И нет планет, похожих на неё.
Е. Евтушенко

  1. Работа в парах. Коллаж (эмблемы толерантности).

Необходимо продумать, изобразить и объяснить эмблему толерантности.

Выскажите свое мнение о нашем сегодняшнем разговоре.

На столах полоски с готовыми фразами, вам нужно продолжить.

  1. Эта встреча, привлекла меня…..
  2. Эта встреча, заставила меня задуматься…..
  3. Эта встреча навела меня на мысли….
  4. Эта встреча навела меня на мысли….

6.Итог.

Вспомните, как вы в детстве переживали обиды?

Из-за чего вы огорчались?

Кто проявлял к вам жалость и сострадание в трудную минуту?

— Что такое терпение?

Что такое толерантность?

В чем их схожесть?

Как вы понимаете выражение “толерантность в общении”?

Где границы терпимости?

Итак, мы видим, что термин “толерантность” объемен и многогранен. Благодарю всех за активное участие. Вижу, что наш разговор оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение к друг другу, взаимопонимание, терпимость на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Классный час

Классный час посвящен актуальнейшей проблеме терроризма в современном мире и мер защиты от него; формировании правильного поведения в критических ситуациях, грамотного реагирования в экстремальных условиях.

Терроризм – угроза обществу

(классный час для 5 класса)

Цель: сформировать у обучающихся представление о терроризме как историческом и политическом явлении.

Задачи:

· объяснить сущность терроризма, его виды и цели;

· осветить проблему терроризма в России и мире;

· формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения;

· ознакомить обучающихся с основными правилами поведения в условиях теракта;

· развивать навыки поисковой, исследовательской работы и ораторского мастерства обучающихся;

· развивать эмоциональную сферу обучающихся, учить их сопереживанию и состраданию к людскому горю.

Оборудование:

Иллюстрации и высказывания о терроризме.

Ход классного часа:

Учитель:

- ребята, давайте прочитаем тему нашего классного часа. Что означает эта тема?

А кто знает, что такое терроризм?

Гибель человека оправдана в бою,

Если он сражается за родину свою,

Если же захватывать он идет народ,

Если люди гибнут в мирных городах,

Виноваты звери в черных бородах,

Убивать невинных, это как фашизм,

Только вот назвали это терроризм.

Взорваны вокзалы в крупных городах,

Бог один на свете и у нас в груди,

Кришна, Будда, Лама, как не назови.

Бог нам дал рожденье, чтобы мирно жить,

Многие не стали даром дорожить.

Взорванный автобус с тридцатью детьми,

Террористы – гады, черт их всех возьми.

- Как нам объясняет автор, что такое терроризм?

- Чем опасен терроризм? Что мы услышали из стихотворения?

- А кто такой террорист? Какой это человек? ( Ответы обучающихся)

Исследователи предлагают 3 модели личности террориста:

1. Личность, руководствующаяся своими собственными убеждениями (религиозными, идеологическими, политическими) и искренне убежденная в необходимости своих действий для общества.

2. Агрессивная личность, совершающая агрессивные действия из-за невозможности удовлетворения какой-либо жизненно важной цели.

3. Личность с психо- или социопатологическим развитием (часто связано с аномальными отношениями в семье).

- Но таких людей много, скажете вы, не все же становятся террористами.

Это правильно. Но почему некоторые люди ими становятся? Ученые выделяют несколько причин:

1. Комплекс неполноценности. Он чаще всего является причиной агрессии и жестокого поведения и ведет к сверхконцентрации на защите Я с постоянной агрессивно- оборонительной готовностью.

2. Низкая самоидентификация. Террористическая группировка помогает человеку избавиться от недостатка психосоциальной идентификации.

3. Самооправдание. Очень часто политико-идеологические мотивы указывают на главные побудительные причины вступления на путь

4. Личностная и эмоциональная незрелость. Большинству террористов присущи максимализм, абсолютизм, теоретический и политический дилетантизм.

Рассказ учителя с опорой на иллюстрации:

По характеру субъекта террористической деятельности терроризм делится на:

- неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) – в этом случае теракт совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация;

- организованный, коллективный – террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией. Этот вид терроризма наиболее распространен в современном мире.

По своим целям терроризм делится на:

- националистический, который преследует национально-освободительные цели;

- религиозный – может быть связан с борьбой приверженцев религий между собой и внутри одной веры и преследуют цель утвердить власть религиозную вместо светской.

Это деление терроризма условно и сходства можно найти во всех его видах.

Угроза терроризма возрастает в связи с ростом доступности мощных средств разрушения, таких как взрывчатка и материалы для ее производства. Особую опасность представляет применение террористами химического, биологического и даже ядерного оружия.

А сейчас я приведу несколько примеров терактов Новейшего времени:

- 2002, Норд-Ост – захват театра в Москве.

- 2004, 24 августа – взрыв двух российских пассажирских самолетов. 87 убитых.

- 2005, 7 июля – серия взрывов в лондонском метро и городских автобусах, около 90 человек погибло, более 1000 ранено.

- 2008, 6 ноября – подрыв маршрутного такси во Владикавказе.

- А вы знаете, почему мы сегодня говорим о терроризме?

1 сентября 2004 г. случилась страшная трагедия в Беслане.

Около 9:00 по московскому времени группа вооруженных людей ворвалась на территорию школы №1 города Беслана, расположенную в Правобережном районе города.
Открыв беспорядочную стрельбу в воздух, боевики приказали всем присутствующим зайти в здание школы, однако большинство – в основном старшеклассники и взрослые ‑ смогли просто разбежаться. Тех, кто не смог это сделать – учеников младших классов и их родителей и часть учителей ‑ бандиты загнали в спортзал.

Всего на линейке, по данным комитета образования администрации Беслана, присутствовали 895 учеников и 59 учителей и технических сотрудников школы. Количество родителей, пришедших проводить детей в школу, неизвестно.

Итогом террористической акции стали 334 погибших и умерших от ран , в том числе 318 заложников, из которых 186 – дети, а также 10 сотрудников Центра специального назначения ФСБ РФ (ЦСН ФСБ РФ), два сотрудника МЧС, 15 сотрудников милиции и житель Беслана, принимавший участие в спасении заложников.

Ранены были 810 заложников и жителей Беслана , а также сотрудников спецназа ФСБ, милиции и военнослужащих.

3 сентября стал днем памяти жертв Беслана. Это случилось 14 лет назад. Но каждый год мы вспоминаем об этой трагедии, чтобы она никогда не повторилась.

Учитель. Ребята! А как же вести себя, если вы вдруг попали в такую ситуацию?

( дети отвечают, а затем вместе с учителем формулируют правила поведения при теракте). А для этого я вам приготовила вот такие памятки, чтобы вы четко знали, как поступать при определенных ситуациях.

Терроризм — это тоже война.
И от него не застрахован никто. В том числе и мы. Как избежать
терроризма в будущем. Б.Шоу еще до Второй мировой войны
сказал, что …., мы пережили самую страшную войну, стояли на
грани Третьей мировой с применением ядерного оружия, а
сегодня живем под страхом террористических актов.

В последние годы терроризм стал
особенно изощрен, кровав и безжалостен.
• Взрывы в публичных местах: поездах, на
вокзалах, ресторанах, в метро;
• похищения государственных деятелей,
дипломатов, партийных лидеров;
• убийства,
ограбления,
захваты
государственных учреждений, посольств,
самолетов.
Возникают новые невиданные прежде
направления
терроризма:
воздушный,
ядерный, биологический, экологический и
информационный.
Все
они
носят
явные
черты
политического терроризма.
Цели:
• получить денежный выкуп
• освободить из тюрем арестованных боевиков
• диктовать свою волю правительствам некоторых государств.

Терроризм несет горе, слезы, материальный ущерб, разрушения,
человеческие жертвы. Терроризм во всех его проявлениях и
формах представляет собой одну из самых серьезных угроз миру
и безопасности.
Терроризм – это преступление против человечества.

Экстремизм – это…
• призыв к анти-социальным действиям,
действиям против Человека, либо его культуры
к
• приверженность крайним взглядам
особенности, мерам (обычно в политике) .
в
и,
• Среди таких мер можно отметить провокацию
беспорядков,
гражданское
неповиновение,
террористические акции, методы партизанской
войны.

Цель экстремизма: дестабилизация, разрушение,
сложившихся в обществе отношений, ценностей.
Виды экстремизма
По масштабности действий:
• – внутригосударственный (репрессии против
собственного народа);
• – межгосударственный (утверждение своих норм
и принципов в мировом масштабе).

Характерные черты
• насилие или угроза насилия;
• одномерность восприятия общественных
проблем;
• фанатизм;
• бездумное выполнение любых приказов;
• опора не на разум, а на инстинкты,
предрассудки;
• неспособность к толерантности.

Экстремизм (равно как и терроризм) относится к
числу самых опасных и трудно прогнозируемых
явлений современности.
• В настоящее время экстремизм приобретает всё
более разнообразные формы и угрожающие
масштабы: на начало 21 века в мире действовало
около 500 террористических организаций и групп
различной экстремистской направленности.
• За последние 10 лет ими совершено более 6500
актов международного терроризма, от которых
погибли десятки тысяч человек и более 11000
пострадало.

Патриотизм – это
любовь к стране.
Экстремизм – это
ненависть к людям.
Вывод:
Настоящий патриот
никогда не станет
экстремистом.

Ответственность
Статья УК РФ
Максимальный срок (размер) наказания
Ст. 205. Террористический акт
Пожизненное лишение свободы
Ст. 205.1. Содействие
террористической деятельности
Лишение свободы на срок до пятнадцати лет
со штрафом в размере до одного миллиона
рублей либо в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до
пяти лет либо без такового и с ограничением
свободы на срок до двух лет либо без
такового
Статья 205.2. Публичные призывы
к осуществлению
террористической деятельности
или публичное оправдание
терроризма
Лишение свободы на срок до пяти лет с
лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет.

Ответственность
Статья 282. Возбуждение
Лишение свободы на срок до пяти лет
ненависти либо вражды, а равно
унижение человеческого
достоинства
Статья 282.1. Организация
Лишение свободы на срок до шести лет с
экстремистского сообщества
лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет и с
ограничением свободы на срок от одного
года до двух лет
Статья 282.2. Организация
деятельности экстремистской
организации
Лишение свободы на срок до двух лет с
ограничением свободы на срок до одного
года либо без такового.

Терроризм — это тоже война.
И от него не застрахован никто. В том числе и мы. Как избежать
терроризма в будущем. Б.Шоу еще до Второй мировой войны
сказал, что …., мы пережили самую страшную войну, стояли на
грани Третьей мировой с применением ядерного оружия, а
сегодня живем под страхом террористических актов.

В последние годы терроризм стал
особенно изощрен, кровав и безжалостен.
• Взрывы в публичных местах: поездах, на
вокзалах, ресторанах, в метро;
• похищения государственных деятелей,
дипломатов, партийных лидеров;
• убийства,
ограбления,
захваты
государственных учреждений, посольств,
самолетов.
Возникают новые невиданные прежде
направления
терроризма:
воздушный,
ядерный, биологический, экологический и
информационный.
Все
они
носят
явные
черты
политического терроризма.
Цели:
• получить денежный выкуп
• освободить из тюрем арестованных боевиков
• диктовать свою волю правительствам некоторых государств.

Терроризм несет горе, слезы, материальный ущерб, разрушения,
человеческие жертвы. Терроризм во всех его проявлениях и
формах представляет собой одну из самых серьезных угроз миру
и безопасности.
Терроризм – это преступление против человечества.

Экстремизм – это…
• призыв к анти-социальным действиям,
действиям против Человека, либо его культуры
к
• приверженность крайним взглядам
особенности, мерам (обычно в политике) .
в
и,
• Среди таких мер можно отметить провокацию
беспорядков,
гражданское
неповиновение,
террористические акции, методы партизанской
войны.

Цель экстремизма: дестабилизация, разрушение,
сложившихся в обществе отношений, ценностей.
Виды экстремизма
По масштабности действий:
• – внутригосударственный (репрессии против
собственного народа);
• – межгосударственный (утверждение своих норм
и принципов в мировом масштабе).

Характерные черты
• насилие или угроза насилия;
• одномерность восприятия общественных
проблем;
• фанатизм;
• бездумное выполнение любых приказов;
• опора не на разум, а на инстинкты,
предрассудки;
• неспособность к толерантности.

Экстремизм (равно как и терроризм) относится к
числу самых опасных и трудно прогнозируемых
явлений современности.
• В настоящее время экстремизм приобретает всё
более разнообразные формы и угрожающие
масштабы: на начало 21 века в мире действовало
около 500 террористических организаций и групп
различной экстремистской направленности.
• За последние 10 лет ими совершено более 6500
актов международного терроризма, от которых
погибли десятки тысяч человек и более 11000
пострадало.

Патриотизм – это
любовь к стране.
Экстремизм – это
ненависть к людям.
Вывод:
Настоящий патриот
никогда не станет
экстремистом.

Ответственность
Статья УК РФ
Максимальный срок (размер) наказания
Ст. 205. Террористический акт
Пожизненное лишение свободы
Ст. 205.1. Содействие
террористической деятельности
Лишение свободы на срок до пятнадцати лет
со штрафом в размере до одного миллиона
рублей либо в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до
пяти лет либо без такового и с ограничением
свободы на срок до двух лет либо без
такового
Статья 205.2. Публичные призывы
к осуществлению
террористической деятельности
или публичное оправдание
терроризма
Лишение свободы на срок до пяти лет с
лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет.

Ответственность
Статья 282. Возбуждение
Лишение свободы на срок до пяти лет
ненависти либо вражды, а равно
унижение человеческого
достоинства
Статья 282.1. Организация
Лишение свободы на срок до шести лет с
экстремистского сообщества
лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет и с
ограничением свободы на срок от одного
года до двух лет
Статья 282.2. Организация
деятельности экстремистской
организации
Лишение свободы на срок до двух лет с
ограничением свободы на срок до одного
года либо без такового.

Читайте также: