Что такое экологическое воспитание чем оно отличается от традиционного ознакомления детей с природой

Обновлено: 25.06.2024

Актуальность и понятие экологического воспитания

Свою актуальность проблема экологии приобрела сравнительно недавно, всего лишь в середине прошлого столетия. А именно тогда, когда человек понял, что из хозяина природы он медленно, но верно превращается в паразита на теле своей планеты. Ресурсы истощены, экологический баланс нарушен – надо срочно что-то делать. И делать надо, потому что риски слишком велики. Риск тут не просто в ухудшении качества жизни, а в самом сохранении жизни населения планеты. Цели глобальны, ни так ли?

Экология в педагогике

Воспитание детей, это не просто воспитание отдельно взятой личности, но всего поколения в целом. Поколение, которое уже завтра придет на смену нашему, которому предстоит работать над нашими ошибками, справляясь с тем, с чем сегодня не справились мы.

В образовании экологическое воспитание является довольно сложным педагогическим процессом. Сложившаяся ситуация требует от современных школьников роста знаний, умений, навыков, требующихся для роста экологической культуры. В педагогическом процессе – это не временное явление, но постоянное. Начиная с младших групп дошкольных заведений, эко развитие требуется постоянно, шелковой нитью проходя через начальные, средние, а потом старшие классы.

Хоть само понятие возникло недавно, экологическое воспитание, как вид, появилось много – много веков назад. Можно сказать даже больше – в прошлом любое воспитание и образование было, отчасти, экологическим. Познавая законы природы, человек отождествлял себя со всем миром, что позволяло ему гармонично вливаться в нее, не нарушая законы, нормы. После того, как ситуация усугублялась (примерно с 60-х годов XX века) люди заговорили о ценности природы и важности экологического воспитания.

Роль экологии в воспитания сегодня

Наряду с другими аспектами нравственного воспитания ребенка, оно имеет свои цели и свою роль, а именно – воспитание нравственного, осознанного отношения к природе, что значит еще воспитание доброты и человечности.

Сущность экологического воспитания в формировании определённых знаний:

  • факты о природе;
  • выводы и сведения;
  • знания о взаимоотношениях между человеком и природой;
  • процессы взаимодействий природных объектов.

Составная часть – эстетические чувства, ответственность за природные ресурсы. Именно эти факторы подталкивают человека к контролю своих действий, заставляют его соблюдать осторожность, чтобы не допустить непоправимых действий в адрес окружающей среды.

Экологическое воспитание, в отличие от других (музыкальное, художественное, физическое) имеет перед собой более глобальные цели. Это уже не воспитание личности, но воспитание поколения, которое обеспечит гармоничное и безопасное существование для себя, своих детей и будущих поколений, которые имеют права прийти на свет в безопасный, гармоничный и удивительный мир.

Дидактическая игра на тему экология в старших группах ДОУ

Игра — ведущий вид деятельности для дошкольника. Она приносит детям радость, содействуя их всестороннему развитию и обучению. В игровой деятельности формируются знания об окружающем мире,

Краткосрочные экологические проекты в старших группах детских садов

В дошкольном возрасте закладываются основные личностные качества. Малыши начинают осознавать себя как часть мира. Процесс освоения природной среды состоит из познания, гуманного отношения,

Книга Николаевой С.Н. экологическое воспитание дошкольников – методика

Воспитание современного поколения детей требует особенного подхода. Лучше всего, когда развивающие программы создают практикующие педагоги, а не теоретики. Поэтому работа Светланы Николаевны

Проведение дидактических игр на тему экологии в средних группах

Прививать любовь к природе и окружающей среде нужно уже с детства, ведь это возраст, в котором малыши учатся познавать мир, впитывают в себя все его красоты. И именно с 5 лет, играя с детьми в

Занятия на тему экология во 2-х младших группах ДОУ по ФГОС

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста основывается на игровой, творческой активности учеников. Разнообразие методов должно полноценно раскрывать выбранную тему занятия.

Цель и задачи экологического воспитания

Формы, методы и средства экологического воспитания

Экологическое воспитание – важная составляющая учебно-воспитательного процесса в школе и детских садах.

Экологическое воспитание в школе с учетом ФГОС

Занятия по экологическому воспитанию для дошкольников

Экологическое воспитание приобретает новое значение в дошкольном воспитании. Своевременное закладывание основных элементов экологической культуры – залог становления осознанного

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Человеческое общество, природная среда тесно взаимосвязаны. Экологические проблемы становятся содержанием педагогических программ многих стран.


Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе.

В. А. Сухомлинский

Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть.

Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте экологическое воспитание только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно к ней относиться.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения. С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.

Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий.

Главные аспекты работы педагога с детьми — разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя — все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание. Воспитывается гуманное отношение и понимание важности всего живого. Стремление ценить, беречь, защищать природу.

Нужно воспитывать в детях заботу о родной природе и её богатствах. Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, повадки, суть, — один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребёнок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейники, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы, но и испытывать любовь к муравью, лягушке, цветам и деревьям — ко всему, что его окружает.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, дошкольный возраст, ребенок, экологическое воспитание, знание, родная природа, нравственное воспитание, ознакомление дошкольников, экологическая культура, экологическое образование.

Похожие статьи

Актуальность экологического воспитания детей старшего.

природа, дошкольный возраст, ребенок, экологическое воспитание, знание, родная природа, ознакомление дошкольников, нравственное воспитание, экологическая культура, экологическое образование.

Формирование у детей основ экологической культуры

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда.

Формирование основ экологической культуры дошкольников.

Полноценное экологическое воспитание детей возможно при условии построения процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста через повседневную деятельность.

Экологическое воспитание дошкольника | Статья в сборнике.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.

Особенности формирования экологической культуры.

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда.

Воспитание экологической культуры в ДОУ | Статья в журнале.

природа, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников, окружающий мир, дошкольный возраст, экологическая культура детей, формирование системы, окружающая среда.

Воспитание нравственных чувств у дошкольников через.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного. природа, ребенок, окружающий мир, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, мир природы, окружающая среда, гуманное отношение, детский сад.

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников.

природа, ребенок, дошкольный возраст, занятие, игра, растение, экологическое воспитание, рассказ воспитателя, младшая группа, экологическое воспитание детей. Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Задачи экологического воспитания: Формирование элементарных экологических знаний

Результатом экологического воспитания дошкольников является экологическая

Основные термины (генерируются автоматически): природа, экологическое воспитание, ребенок, мир.

Насущный вопрос человечества – экологический кризис. На решение проблемы выделяются миллиарды, но видимых результатов это не приносит.

Люди убеждены, что нестабильность экосистемы связана только с вредными выбросами, переполненными свалками.

А ведь для безопасного взаимодействия природы и человека надо сформировать правильное экосознание. Статья расскажет о проблеме экологического воспитания и мерах, принимаемых для ее решения.

Что такое экологическое воспитание

Экологическое образование подрастающего поколения – новое понятие в педагогике. Это меры направленные на развитие мышления, привычек ребенка в отношении природы. Наука знакомит с окружающим миром, учит взаимодействовать с ним: заботиться о растениях и животных, беречь ресурсы, жить в гармонии с миром и обществом.

Цели и задачи экологического воспитания

Формирование уважительного отношения к природе – цель подобного образования. Добившись ее, ребенок с раннего возраста научится:

  • рационально пользоваться природными ресурсами;
  • заботиться об их сохранении;
  • изучать, охранять природу.

урок экологического воспитания

Перед достижением этой цели поставлены 3 задачи:

  1. Образовательная. Дает знания о современных проблемах экологии и учит их решать.
  2. Воспитательная. Прививает привычки и потребности здорового образа жизни и правильного поведения по отношению к природе.
  3. Развивающая. Учит на практике оценивать состояние окружающей среды, улучшать обстановку.

Итог – воспитание нового поколения экологически культурных людей.

Экологическое воспитание дошкольников

Прививать любовь к природе важно с детства. Первые 7 лет жизни человека – период становления личности. В этом возрасте закладывается мировоззрение и отношение к окружающему миру.

Обязанность старшего поколения – научить гуманному отношению к животным, птицам, насекомым, растениям дошкольника.

На современном этапе исследования доказали, что легче заложить основы экокультуры в раннем детстве.

Экологическое воспитание младших школьников

В начальной школе детей знакомят с окружающим миром, приводят примеры неблагополучия в природе, исходящего от деятельности человека. По мнению психологов, повысить интерес к природе и экологическим проблемам в современном обществе нужно, работая по трем направлениям:

  1. Развивать эмоциональные качества ребенка: чувство восторга, удивления, сопереживания, положительные ощущения к объектам природы, правильное поведение.
  2. Создавать условия для реализации накопленных знаний. Дать возможность продемонстрировать экологическое сознание во внеклассной работе.
  3. Давать знания, соответствующие возрасту.

экологическое воспитание дошкольников

Все составляющие воздействуют взаимосвязанно при комплексном подходе. У ребенка в начальной школе не сформированы интересы и убеждения. Задача преподавателя – развить экокультуру, научить нести ответственность за все живое на планете, заботится об окружающей среде.

Формы экологического воспитания

Важной частью учебно-воспитательного процесса становится экологическое образование. Работу в этом направлении учителя проводят на уроках и внеклассных занятиях. От возраста ребенка зависят методы и формы воспитания.

Уроки

  1. Ознакомительные. Дают представление о разных видах растений, животных, природных явлений. Для лучшего восприятия используют плакаты, фильмы и другие демонстрационные материалы.
  2. Обобщающие. Рассказывают о проблемах планеты. Дошкольники старших групп и начальные классы учатся разделять по признакам явления природы.
  3. Познавательные. Позволяют применять на практике полученные знания. Занятия проходят в форме конкурсов и викторин.

Уроки закладывают теоретические и практические знания с учетом возраста.

Тематические мероприятия

Праздники, посвященные экологии, относятся к внеклассной работе. Темы придуманы учителями или приурочены к календарным событиям (день дикой природы, день Земли). Цель – пробудить интерес к проблемам природы. Сценарий праздника составляется на основе ранее полученных знаний.

Походы и экскурсии

Эффективный метод экологического воспитания – прямое взаимодействие с живой природой. Преподаватели организовывают прогулки на свежем воздухе или экскурсии в краеведческие музеи.

экологическое воспитание старших школьников

В подобных мероприятиях участвуют начиная со средних групп детских садов и средних классов школы.

В дошкольных учреждениях обустраиваются живые уголки, клумбы.Дети ухаживают за цветами и животными. В школах проводятся субботники, уборка классов.

Методы экологического воспитания

Для лучшего восприятия программ природной направленности разрабатывается методика для дошкольных учреждений и школ. Педагоги на практике применяют 3 метода.

Наглядные методы

Включают в себя:

  1. Наблюдение. Детям предлагается отслеживать поведение животного Изменение форм, характеристик, структуры растения. В процессе устанавливают цель, сроки и способ наблюдения.
  2. Иллюстративные материалы. Литература, изображения, картины, плакаты – наглядный способ познакомить детей с животными, растениями и явлениями природы, недоступными для наблюдения в привычной обстановке.

Наглядный метод помогает привлечь внимание учеников к проблемам экологии.

Практические методы

Для полного погружения в экокультуру необходимы практические действия:

  • моделирование;
  • эксперименты;
  • тематические игры.

Практика создает общее представление о природных объектах.

Словесные методы

Любой метод подкрепляется беседой, чтением художественной литературы. Преподаватели проводят беседы на уроках, перед конкурсами, играми, в процессе опытов и экспериментов.

Экологическое воспитание в семье

Актуальность проблемы экологического образования связана с обстановкой внутри семьи. Дети восприимчивы к своему окружению. Они невольно стараются подражать взрослым.

Родители должны понимать, что принуждать ребенка к определенным правилам поведения нельзя, если они сами им не соответствуют. Воспитывать экологическую культуру нужно в первую очередь у себя.

Пойдут на пользу совместные занятия с ребенком:

  1. На прогулке обращать внимание на птиц, насекомых. Следить за погодой. Применяя словесный метод, знакомить ребенка с ними.
  2. Приобрести красочную литературу: энциклопедии, книги по уходу за животными и растениями.
  3. Завести домашнего питомца. Объяснить, как ухаживать за ним и для чего это нужно делать.
  4. Смотреть документальные фильмы и сериалы о природе.

экологическое воспитание на практике

Важно поощрять ребенка за правильное поведение. Отметить, если он выбросил мусор в урну, покормил рыбок или совершил добрый поступок.

Смысл проблемы

Дети должны понимать, что нельзя срывать цветы, мучить кошек, разрушать муравейники, разорять гнезда.

Роль взрослых – внушить любовь ко всем проявлениям природы.

Проблема экологического воспитания имеет глубокий смысл. Это воспитание не личности, а целого поколения, которое обеспечит себе и своим детям безопасное существование в гармонии с природой.

Экологическое воспитание в детском саду

Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.

Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ

Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас — на формирование экологической культуры с самого раннего детства.

  • воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;
  • создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.

Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Улыбающаяся девочка в венке из цветов

Ребёнок в дошкольном возрасте ощущает себя частью природы, и задача педагога — укрепить эту связь

Формы занятий по экологии

На занятиях по экологии используются различные формы обучения. Основные направления деятельности:

  1. Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Это могут быть:
    • экскурсии,
    • беседы с воспитателем о природе, животных, растениях,
    • чтение художественной литературы,
    • рассказы об особенностях ухода за животными.
  2. Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся:
    • различные тематические игры,
    • викторины,
    • рисование и конструирование,
    • наблюдение,
    • ответы на вопросы детей,
    • обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов,
    • работа в живом уголке,
    • подготовка экологических праздников и т. д.
  3. Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции.

Три девочки и мальчик в группе ухаживают за растениями

Экологическое воспитание начинается с заботы детей о растениях и животных

Дидактические и наглядные материалы для занятий по экологии

Экологическое лото позволяет обощить представления детей о различных видах растений и животных

Пример плаката для оформления экологического уголка

Экологический уголок в ДОУ должен быть красочно оформлен и привлекать внимание детей

Читайте также: