Ответственный глагол как будет

Обновлено: 17.05.2024

Упражнение 48. Вставьте пропущенные буквы в глагольные формы. Обоснуйте ответ.

1. Уполном..чивать кого бы то ни было на подобные действия вы не вправе! 2. Все усилия необходимо состредот..чивать на выполнении именно этих задач. 3. Несправедливо было бы запод..зрить наших сотрудников в халатности. 4. Нередко именно мальчишек запод..зривали во всякого рода проделках. 5. Развитие науки обусл..вливает технический прогресс. 6. Павел старался приур..чивать приезд в родной город традиционной встрече выпускников. 7. Нельзя и дальше отср..чивать принятие этого решения. 8. Павлу нередко приходилось од..лживать деньги у родителей. 9. Подыт..живая сказанное, председатель собрания ещё раз обратил внимание на необходимость уск..ривать внедрение научных разработок в производство. 10. Никто не уполном..чивал тебя это делать.

Упражнение 49. Раскройте скобки, поставьте глаголы в нужную форму настоящего или будущего времени. Если в речи встречается несколько вариантов данной формы, выберите один из них. Обоснуйте выбор варианта. Если глагол не имеет нужной формы, измените предложение так, чтобы выразить данное содержание.

1. По улицам (бежать) какие-то люди. 2. Его (влечь) к людям с трудной судьбой. 3. Чтобы не замёрзнуть по дороге, он обычно (запрячь) лошадь, пустит её вскачь, а сам (бежать) рядом. 4. Я обязательно (выздороветь) к празднику. 5. Я обязательно (победить) на этих соревнованиях. 6. Я только (высыпать) сахар в банку, (завинтить) крышку и подойду к тебе. 7. Вот так я (досадить) учителю! 8. Крапива очень сильно (жечься). 9. Щенок (лечь) под диван и урчит. 10. Я (заехать) за тобой к вечеру. 11. Мать (зажечь) все лампы и (накапать) лекарство дочери. 12. Ему не стоит поручать такое ответственное задание: он обязательно (заколебаться) в самый ответственный момент. 13. Я (замесить) тесто, а потом отдохну. 14. Если кровь (запечься), трудно обрабатывать рану. 15. Если вода (затечь) под ванну, её будет трудно собрать. 16. Когда мы (захотеть), тогда и (лечь) отдыхать! 17. Если вы сейчас же не сдадитесь, я (изрешетить) весь дом! 18. Он быстро (истрепать) новый костюм, если будет так небрежно обращаться с ним. 19. Я (крутиться, вертеться, куролесить), а всё без толку! 20. Он (лезть) на самую верхушку дерева. 21. Он (лгать) вам! 22. Они никогда не (класть) портфели на парты. 23. Он (навлечь) на нас беду. 24. Наработаюсь за день, (натрудиться), иногда к вечеру так (обессилеть) – рукой двинуть не могу. 25. Я тебя не (обидеть). 26. Это (отвлечь) тебя от грустных мыслей. 27. Он (отречься) от нас при первой опасности. 28. Я (победить) и этого противника! 29. Вода (течь) из крана уже третий день. 30. Они (хотеть) опозорить нас. 31. Лодки не стоят неподвижно, они чуть (колыхаться) на воде. 32. Дует ветер, дождь (брызгать) мне в лицо. 33. Родители стоят на перроне и (махать) вслед уходящему поезду. 34. Текут ручьи, с крыш (капать). 35. Волк (рыскать) по лесу в поисках добычи. 36. Женщины стоят на берегу и (полоскать) бельё.

Упражнение 50. Раскройте скобки, поставьте глаголы в прошедшее время. Если в речи встречается несколько вариантов данной формы, выберите один из них. Обоснуйте выбор варианта.

1. В прошлый раз он (застичь) меня врасплох. 2. Собака вчера (издохнуть). 3. Я так и (замереть) на месте. 4. Он (натереть) паркет мастикой. 5. Он (исчезнуть) как-то внезапно. 6. Я (промокнуть) до нитки. 7. Я почти (привыкнуть) вставать чуть свет. 8. Он (погибнуть) в конце войны. 9. Пол почти (высохнуть). 10. Пёс (залечь) в кустах и грыз кость. 11. Маяк (гаснуть) и зажигался снова. 12. Пловец почти (достигнуть) берега. 13. Свеча сначала (вспыхнуть), а потом (померкнуть). 14. Букет (пахнуть) свежестью утреннего сада и не (вянуть) несколько дней. 15. Отряд противника (вторгнуться) в расположение наших войск. 16. После контузии он всё больше (глохнуть). 17. Я рад, что (избегнуть) этой встречи. 18. Он (проникнуть) в здание института через чёрный ход. 19. Меня (отвлечь) чей-то голос. 20. Наш отряд (подвергнуться) нападению с тыла. 21. Друзья ушли в плаванье, а я скучал, (киснуть) на берегу уже целый месяц.

Упражнение 51. Раскройте скобки, поставьте глаголы в форму второго лица повелительного наклонения. Если в речи встречается несколько вариантов данной формы, выберите один из них. Обоснуйте выбор варианта. Если глагол не имеет нужной формы, измените предложение так, чтобы выразить данное содержание.

1. Алексей! (Поглядеть), кто это стоит под окном? 2. Ямщик! (Доехать) до поворота и поверни направо. 3. Андрей! Пожалуйста, (заехать) за мной после обеда! 4. Ты только (захотеть) помочь мне! 5. Сын, не (лазить) на деревья! 6. Дети! Не (класть) портфели на парты. 7. Сергей, (лечь) у окна и не двигайся! 8. Матросы! (Налечь) на вёсла! 9. Мама! (Отложить) свой отъезд на три дня! 10. Брат! (Поехать) к матери в воскресенье! 11. Друзья! (Пойти) в кино все вместе: я, отец и вы, Анна с Толей! 12. Анна! (Увидеть) этот фильм – не пожалеешь! 13. Как только получишь перевод, (уведомить) меня об этом. 14. Здесь вы не сможете проехать, лучше (объехать) эту лужу справа. 15. Мама, пожалуйста, (выгладить) мне рубашку. 16. Лиза! (Перечистить) всю посуду – и можешь идти домой. 17. Пожалуйста, не (испортить) паркет, когда будете перетаскивать мебель. 18. Пожалуйста, (забыть) все обиды и начните жизнь сначала.

О, великий и могучий русский язык, он настолько сложен и хитер, что порой может запутать даже самого грамотного.Какие-то слова в нем меняются, дополняются, а то и вовсе отбрасываются за ненадобностью. Очень часто такая путаница возникает и с некоторыми глаголами. В этой статье мы подобрали для вас самые “популярные” слова, в употреблении которых чаще всего возникают досадные ошибки.

“Класть” или “ложить”

Сразу огорчим вас, но глагола “ложить” в современном русском языке не существует. Ровно так же как и глаголов “покласть” или “накласть”. В словарях эти слова отмечены специальной пометкой — “просторечное”. Поэтому если от своих знакомых вы услышите “поклади” или “ложь сюда” — это ошибка. Не берите с них пример, а лучше расскажите им о двух простых правилах:

Корень “лож” употребляется только с приставкой. Поэтому говорим: “положил”, “уложил”, “выложил”, “наложил” и т. д. Причем эти глаголы используются только тогда, когда вы хотите сказать, что действие будет совершено в будущем или уже было совершено.

Слово “кладу” употребляется, как правило, без приставок: “кладет”, “клал”, “буду класть” и т. д. Соответственно, никаким “покладу” в лексиконе не место.

“Поезжай или “езжай”

“Сажать” или “садить”

Картошку в огороде, цветы на грядке и детей за стол можно только “сажать”. “Садить” в наше время уже не модно, поскольку официально этот глагол давно признан устаревшим. Но если использовать его с приставками, то вы на правильном пути: посадить, усадить, высадить.

“Зажжем” или “зажгем”

Так все же “жж” или “жг”? Если речь в контексте идет о первом или третьем лице множественного числа, то однозначно говорим: “я зажгу”, а “они зажгут”. “Я зажжу” даже писать сложно. А вот “ты зажгешь” и “мы зажгем” уже не литературно. Здесь употребляется только форма с удвоенной “ж”. Извините.

“Печет” или “пекет”

Чередующиеся согласные в корне преследуют и этот глагол. Здесь действует то же правило, что и в слове “зажжем”: “я пеку”, “они пекут”, но “мы печем” и “бабушка печет”.

“Надеть” или “одеть”

Конечно, оба этих слова правильные, но употребляются в разных значениях. Поэтому запомните: если “надеть”, то что-то, если “одеть”, то кого-то или что-то, например манекен. Как вариант, вот вам еще одна нехитрая подсказка – семантическое отличие глаголов, которые образуют разные антонимические пары, а именно: надеть — снять, одеть — раздеть (невозможно “раздеть куртку” или “надеть ребенка”).

“Помаши” или “помахай”

Очень часто в разговорной речи мы слышим, как кто-то кому-то “махает” и закрываем на это глаза, хотя слово уж очень режет слух. Да и к тому же это не литературно, правильно будет “машет”, “машут”. Возможно, причиной неверного употребления этого глагола является его произношение в прошедшем времени: “ махал” или “махали”. Поэтому детей учите говорить правильно: “Помаши на прощание ручкой”.

“Пойдемте” или “пошлите”

Когда речь идет о снеге — правильно будет говорить “таял”. В случае, если вы хотите сказать, что кто-то что-то держал в тайне, используйте слово “таил”. Вот такие они хитрые, глаголы-паронимы. Смотрите, не перепутайте.

“Есть” или “кушать”

На самом деле, конечно, оба этих глагола по праву занимают свои законные места под словарным солнцем. К примеру, если вы приглашаете к столу гостей, то уместно и вежливо употреблять слово “кушать”. Оно же применяется, когда вы зовете обедать или ужинать ребенка. А вот при обращении к взрослому человеку, в частности к мужчине, вариант может быть только один — “пойдем есть” и никак иначе.

“Убежду” или “убедю”

Оба эти слова не существуют в русском языке, это просто грамматическая игра. Глагол “убедить”, так же как и глагол “победить”, являются “недостаточными” — у них просто-напросто не существует форм первого лица единственного числа. И если вам действительно кого-то нужно убедить -используйте описательный прием, вводите вспомогательные слова. Например, “я смогу убедить”, “я попытаюсь убедить” и т. д.

Глаголы — это слова, обозначающие действие или состояние предмета (отвечают на вопросы что делать? что сделать?) , например: говорить, читать, привезти, расти, сберечь, таять, задуматься. Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом). Она оканчивается на ть, -ти‚ -чь. Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица.

В предложении неопределенная форма чаще всего входит в составное глагольное сказуемое (Мы начали тренироваться. Он не мог участвовать в турнире), но может выступать и в качестве других членов предложения, например подлежащего (Учиться — наша задача), несогласованного определения (У него было горячее желание учиться), обстоятельства (Он уехал учиться), дополнения (Преподаватель советовал нам больше читать).

Переходные и непереходные глаголы

Возвратные глаголы

Глаголы, имеющие особый суффикс -ся(сь), называются возвратными, например: дымиться (дымить), купаться (купать), строиться (строить). Суффикс -ся(сь) всегда стоит на конце глагола после других суффиксов или окончаний, например: купается, купаются, купался, купаются.

Все возвратные глаголы — непереходные.

Виды глаголов

Глаголы имеют особые формы, показывающие, как протекает действие. Эти особые формы называются видами глагола. Глаголы имеют два вида — совершенный и несовершенный.

Совершенный вид

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия, его начало, например: начертить, бросить, отвести, спеть, запеть. Они имеют две формы времени: прошедшее (что сделали? — начертили, бросили, отцвели, спели, запели) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? — начертят, нарисуют, бросят, отцветут, споют, запоют). Форм настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.

Несовершенный вид

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало, например: чертить, бросать, цвести, петь. Они имеют три формы времени: прошедшее (что делали? — чертили, бросали, цвели, пели), настоящее (что делают? — чертит, бросают, цветут, поют) и будущее сложное, состоящее из двух слов — слова буду, будешь и т. д. и неопределенной формы данного глагола (что будут делать? — будут чертить, будут бросать, будут цвести, будут петь).

Наклонения глаголов

Глаголы имеют формы наклонений, которые показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным или возможным при каком-либо условии, или желательным. В русском языке три наклонения:

  1. изъявительноенаклонение, показывающее. что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет, например: Мы врагов встречаем просто: били, бьем и будем бить. В изъявительном наклонении глагол изменяется по временам, имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени (см. предыдущий пример);
  2. сослагательное(условное) наклонение, показывающее, что действие возможно лишь при определенном условии, например: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге. Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы. В сослагательном наклонении глаголы изменяются по числам, а в единственном числе по родам (т. е. так же, как изменяются глаголы прошедшего времени), например: рассказывать — рассказывал бы (м. р.), рассказывала бы (ж. р.), рассказывало бы (ср. р.), рассказывали бы (мн. ч.) (обратите внимание на раздельное написание частицы бы);
  3. повелительноенаклонение наклонение, обозначающее действие, которое велят, просят, советуют совершить, например: Виски ей уксусом потри. Опрыскивай водой. Поклон, сударь, отвесьте!; При нем не спорь ты вкривь и вкось и завиральные идеи эти брось! Повелительное наклонение образуется прибавлением суффикса к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса, например: нести — несут — неси, привезти — привезут — привези; рассказывать — рассказывают — рассказывай; готовить — готовят — готовь. Во множественном числе прибавляется -те: несите, привозите, рассказывайте, готовьте.

В сослагательном и повелительном наклонениях глагол по-временам не изменяется.

В предложении глаголы изъявительного, сослагательного, повелительного наклонений бывают сказуемыми (примеры см. выше).

Спряжение глаголов

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением. В зависимости от личных окончаний, которые представлены в таблице, различаются два спряжения глаголов.

Число Лицо Окончания I спряжения Окончания II спряжения
Единственное 1-е
2-е
3-е
(я) -у (-ю)
(ты) -ешь (-ёшь)
(он, она, оно) -ет (-ёт)
-у (-ю)
-ишь
-ит
Множественное 1-е
2-е
3-е
(мы) -ем (-ём)
(вы) -ете (-ёте)
(они) -ут (-ют)
-им
-ите
-ат (-ят)

Примечания

  1. Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым. В единственном числе глагол хотеть спрягается по первому спряжению (хочу, хочешь, хочет) , во множественном — по второму (хотим, хотите, хотят). Глагол бежать имеет в 3-м лице множественного числа форму бегут (1 спр.), остальные формы — второго спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите.
  2. Глаголы дать и есть (принимать пищу) относятся особому спряжению и спрягаются так: в единственном числе: 1-е л.- дам, ем; 2-е л.- дашь, ешь; 3-е л.- даст, ест; во множественном числе: 1-е л.- дадим, едим;2-е л.- дадите, едите: 3-е л.- дадут, едят. Те же окончания сохраняются и в глаголах с приставками: подашь, поем…, подадите, поедите…

Безличные глаголы

Среди глаголов выделяется группа безличных глаголов, которые не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах:

  1. в форме, которая совпадает с формой 3-го лица единственного числа настоящего (будущего) времени, например: светает, рассветает, рассветет; знобит; смеркается;
  2. в форме, которая совпадает с формой среднего рода прошедшего времени, например: светало, рассветало, рассвело; знобило;
    смеркалось.

В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причем при них не бывает (и быть не может) подлежащего, например: Буран, угомонился. Лишь слегка вьюжило; Мне нездоровится что-то; Не спится, няня.

В безличном значении могут выступать и личные глаголы, например: Зажгло грозою дерево; Пахнет сеном над лугами

Г лагол – одна из самых объёмных и частотных частей речи в русском языке. Примерно пятая часть всех русских слов – глаголы. Они обладают развитой и разнообразной системой форм. Время, наклонение, лицо, число, вид, залог – это все глагольные категории, характерные для русских глаголов. Неудивительно, что зачастую носители языка не справляются с обилием всех возможных вариантов и используют в речи несуществующие формы.

Про несуществующие формы глаголов в русском языке

несуществующие глаголы 3

Правильно: поезжай

несуществующие глаголы 1

Правильно: а вы пишете грамотно?

несуществующие глаголы 2

Правильно: сажать ребёнка на колени

несуществующие глаголы 4

Правильно: снег всё таял

несуществующие глаголы 5

Правильно: вечером мы зажжём

несуществующие глаголы 7

Правильно: бабушка печёт самые вкусные блины

несуществующие глаголы 8

Правильно: помаши на прощание

несуществующие глаголы 9

Правильно: почему он плачет?

несуществующие глаголы 10

Правильно: я всё равно смогу убедить тебя

несуществующие глаголы 11

несуществующие глаголы 12

Правильно: учителя призвали всех прийти на выборы

несуществующие глаголы 13

Правильно: в Москве борются со снегом

несуществующие глаголы 14

Правильно: пойдёмте!

несуществующие глаголы 15

Правильно: да пребудет с вами сила!

несуществующие глаголы 16

Правильно: дети лазят по канату

несуществующие глаголы 17

Правильно: полощи рот

несуществующие глаголы 18

Правильно: надеть обувь

несуществующие глаголы 19

Правильно: цифры разнятся

несуществующие глаголы 20

Правильно: сровнять с землей

несуществующие глаголы 21

Правильно: я пошёл есть

Читайте также: