Что составляет правовую основу государственной регистрации

Обновлено: 15.05.2024

Вступление в силу ГК Российской Федерации и Федерального закона "О ГРПНИСН" заложило основу для формирования в современном российском праве нового правового института — ГРПНИ. Этот правовой институт обладает известной самостоятельностью и выходит за рамки гражданского права. В его состав входят преимущественно публично-правовые нормы.

Основным актом, регулирующим отношения, связанные с государственной регистрацией прав, является Федеральный закон от 21 июля 1997г. N 122-ФЗ "О ГРПНИСН", который был принят на основании и во исполнение статьи 131 ГК РФ. C 1 января 2005г. в действие вступает новая редакция Федерального закона о регистрации прав на НИ и сделок с ним с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004г. N 122-ФЗ.

Заметим, что Гражданский кодекс РФ устанавливает общие требования об обязательности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на НИ, а также их перехода, ограничений (обременений) и прекращения. А вот Федеральный закон о государственной регистрации прав содержит описание процедуры государственной регистрации, основных условий и параметров регистрационного процесса. Со вступлением указанного Федерального закона в силу 31 января 1998г. в Российской Федерации введена единая процедура регистрации прав на НИ и сделок с ним вне зависимости от вида НИ и субъекта Федерации, на территории которого она находится.

Следует отметить, что ГК РФ обладает юридическим приоритетом над иными нормативными правовыми актами, регулирующими регистрацию прав, в том числе и над Федеральным законом о государственной регистрации прав. Это означает, что при расхождении положений данного кодекса о регистрации прав на НИ с положениями иных нормативно-правовых актов, действующих в данной сфере, следует руководствоваться нормами ГК РФ.

В соответствии со статьей 3 Федерального Закона "О ГРПНИСН" законодательство Российской Федерации о ГРПНИСН состоит из ГК Российской Федерации, данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Нормы о государственной регистрации прав могут содержаться в других нормативных законах. Чаще всего речь идет о законах, которые регулируют отношения, возникающие по поводу владений, пользования и распоряжения отдельными видами НИ.

В законе о государственной регистрации прав предусмотрено принятие Правительством Российской Федерации ряда правовых актов, направленных на создание необходимых условий для реализации этого закона. Отношения по поводу государственной регистрации на федеральном уровне наряду с законодательными актами могут регулироваться указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Федеральному закону о регистрации прав и иным федеральным законам. Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные государственной регистрации, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации.

Во время написания данной книги большая часть нормативных правовых актов, действующих в сфере ГРПНИСН, успела устареть. Это связано с реализацией административной реформы, основу которой заложили Указы Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и от 20 мая 2004г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти".

Реформа затронула две основных составляющих системы ГРПНИСН:

1. Раньше ГРПНИСН осуществляли учреждения юстиции, входящие в систему Министерства юстиции РФ. Теперь на основании Указа Президента РФ от 13 октября 2004г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" (вместе с "Положением о Федеральной регистрационной службе") госрегистрацию НИ и сделок с ним осуществляет Федеральная регистрационная служба РФ (Росрегистрация), подведомственная Минюсту России. Наряду с функциями в сфере регистрации прав на НИ и сделок с ним, данная служба осуществляет регистрацию общественных объединений и политических партий, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата. В сфере ГРПНИСН Росрегистрация осуществляет следующие полномочия:

осуществляет государственную регистрацию прав на объекты НИ и сделок с ним в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации;

координирует работу по созданию органов по регистрации прав на НИ и сделок с ним и осуществляет правовой контроль их деятельности;

обеспечивает соблюдение правил ведения Единого государственного реестра прав на НИ и сделок с ним, а также создание и функционирование системы ведения указанного реестра в электронном виде;

организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;

проводит в установленном порядке проверки по вопросам, относящимся к компетенции Росрегистрации, принимает по их результатам меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке международное сотрудничество по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Росрегистрации. Непосредственно ГРПНИСН будут осуществлять территориальные подразделения Росрегистрации.

2. Вторым ключевым моментом изменений, коснувшихся системы регистрации прав на НИ и сделок с ним является отмена с 1 января 2005г. действующих нормативных актов, устанавливающих размер и порядок внесения платы за ГРПНИСН.

С 1 января 2005г. в силу вступает Глава 25.3 НК РФ "Государственная пошлина" (введена Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ), в соответствии с которой за осуществление действий по госрегистрации прав на НИ и сделок с ним предусмотрено взимание госпошлины в строго фиксированном размере и в порядке, предусмотренном данной главой.

За исключением двух указанных моментов, порядок и форма осуществления ГРПНИ и сделок с НИ по-прежнему регламентированы следующими нормативными правовыми актами:

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на НИ и сделок с ним" (в ред. от 12.11.2004 — с 2005 г.);

Приказ Минюста России от 1 июля 2002г. N 184 "Об утверждении методических рекомендаций по порядку проведения ГРПНИСН" (в ред. от 12.11.2003);

Приказ Минюста России от 24 декабря 2001г. N 343 "Об утверждении правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при ГРПНИСН" (в ред. от 19.11.2003);

Приказ Минюста России от 20 июля 2004г. N 126 "Об утверждении инструкции о порядке государственной регистрации прав несовершеннолетних на НИ и сделок с ним";

Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2003г. N 580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по ГРПНИСН" (в ред. от 12.11.2004 — с 2005 г.);

Приказ Минюста России от 27 июня 2003г. N 152 "Об утверждении инструкции о порядке ГРПНИСН в кондоминиумах" (в ред. от 19.11.2003);

Приказ Минюста России от 25 марта 2003г. N 70 "Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации права общей собственности на НИ" (в ред. от 12.11.2003);

Приказ Минюста России от 1 июля 2002г. N 183 "Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации договора мены и (или) перехода прав на объекты НИ, находящиеся на территориях различных регистрационных округов" (в ред. от 19.11.2003);

Приказ Минюста России N 193, Минимущества РФ N 17, Госстроя РФ N 2, Росземкадастра N 169 от 03 июля 2000г. "Об утверждении Инструкции о государственной регистрации прав и сделок с объектами НИ, расположенными на территории нескольких регистрационных округов";

Приказ Госстроя РФ от 24 мая 2002г. N 90 "Об утверждении Методических рекомендаций по технической инвентаризации и государственному техническому учету объектов НИ нефтегазовой промышленности и составлению технической документации для целей государственной регистрации прав на них" (фактически не действует в настоящее время ввиду отсутствия регистрации в Минюсте);

Приказ Минюста России N 289, Минэкономразвития РФ N 422, Минимущества РФ N 224, Госстроя РФ N 243 от 30 октября 2001г. "Об утверждении Методических рекомендаций о порядке проведения государственной регистрации прав на объекты НИ — энергетические производственно-технологические комплексы электростанций и электросетевые комплексы".

В скором будущем в указанные нормативные правовые акты, по всей видимости, будут вноситься определенные технические изменения, связанные с общим изменением организационной составляющей системы ГРПНИСН.

Статья 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности

Статья 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности Правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Арбитражный

Глава 9. Форма государства и его конституционно-правовая основа

Глава 9. Форма государства и его конституционно-правовая основа Под формой государства понимаются организация и устройство государственной власти, отражающие особенности исторического, экономического, национального развития страны, уровень развития демократии и

Статья 3. Правовая основа государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Статья 3. Правовая основа государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 1. Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской

Статья 20. Основания для отказа в государственной регистрации прав. Прекращение государственной регистрации прав

Статья 20. Основания для отказа в государственной регистрации прав. Прекращение государственной регистрации прав 1. В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого

Глава III. ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Глава III. ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ Статья 8. Сроки и место государственной регистрации 1. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.2. Государственная регистрация

Глава VIII. ОТКАЗ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Глава VIII. ОТКАЗ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ Статья 23. Отказ в государственной регистрации 1. Отказ в государственной регистрации допускается в случае:а) непредставления определенных настоящим

Статья 3. Правовая основа государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Статья 3. Правовая основа государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Комментарий к статье 31. С 1 января 2005г. наименование и п.1 комментируемой статьи действуют в новой редакции. Это связано с тем, что Федеральным законом от 22 августа 2004г. N 122-ФЗ

Статья 20. Основания для отказа в государственной регистрации прав. Прекращение государственной регистрации прав

Статья 20. Основания для отказа в государственной регистрации прав. Прекращение государственной регистрации прав Комментарий к статье 201. Процедура государственной регистрации может окончиться отказом органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, в

32. Правовая основа местного самоуправления

32. Правовая основа местного самоуправления Правовая основа местного самоуправления – это совокупность правовых гарантий, механизмов и средств реализации гражданами права на местное самоуправление, установленных законодательными актами федеральных органов

СТАТЬЯ 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности

СТАТЬЯ 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности Правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Арбитражный

Статья 3. Правовая основа государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Статья 3. Правовая основа государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 1. Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской

Статья 20. Основания для отказа в государственной регистрации прав. Прекращение государственной регистрации прав

Статья 20. Основания для отказа в государственной регистрации прав. Прекращение государственной регистрации прав 1. В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:– право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого

Нормативно-правовая база предпринимательства

Нормативно-правовая база предпринимательства Менеджер – наемный управленец, начальник! Если у вас нет ни одного подчиненного – вы не менеджер, а максимум специалист! Денис

3. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Правовую основу ОРД составляют международные акты и национальное законодательство (нормативные правовые акты РФ). В зависимости от положения в юридической иерархии указанные акты можно подразделить на группы:

  • отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости;
  • содержать описание недвижимого имущества, вид регистрируемого права (если иное не установлено Законом о регистрации);
  • быть нотариально удостоверены (в установленных законодательством Российской Федерации случаях);
  • быть заверены печатями, иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц;
  • тексты документов должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения с указанием их мест нахождения;
  • фамилии, имена и при наличии отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны в документах полностью.

Необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются:

- Не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме.

- Не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) возвращается правообладателю, если такая сделка совершена в нотариальной форме или право на основании такой сделки возникло до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

- Иные необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, и заявлений) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должен быть возвращен заявителю.

- Копии актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления в форме документов на бумажном носителе, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, в форме документов на бумажном носителе представляются для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в одном экземпляре, который после сканирования при выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав возвращается заявителю.

- Межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав исключительно в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

- Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в форме документа на бумажном носителе представляется в единственном экземпляре-подлиннике.

Форма заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав (ссылка на форму) и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждены приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920.

Документы, прилагаемые к заявлению

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие документы:

документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

При представлении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица - также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. (В случае, если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением о государственной регистрации прав не требуется.)

Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав

- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

- свидетельства о праве на наследство;

-вступившие в законную силу судебные акты;

-акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

-межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;

-иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

gosudarstvennaya-registratsiya-prav-na-nedvizhimoe-imushhestvo-i-sdelok-s-nim

Иметь государственный регистрационный документ, подтверждающий ваше право на владение объектом недвижимости – значит защитить себя от незаконного присвоения и иного посягательства со стороны недобросовестных лиц. Чтобы осуществить подобную процедуру, надо более досконально разобраться во всех нюансах ее проведения. Далее рассмотрим, что такое государственная регистрация прав на недвижимое имущество, и как выполняется процедура.

Термины и понятия

Под понятие недвижимого имущества, подлежащего регистрации, подпадают:

  • земельные участки;
  • недра;
  • объекты, относящиеся к земле, перемещение которых без нанесения им вреда невозможно (такие, как капитальные строения – жилой дом, хозяйственные постройки).

Ограничения или обременение – это создание условий, ущемляющих права лиц на действия с тем или иным объектом. К ним относятся и часто применяются: сервитут, аренда, доверительное управление, арест, кредитное обязательство, концессионное соглашение и ряд других.

Основанием для регистрации служит статья 131 ГК РФ, Конституция РФ, а весь порядок изложен в Федеральном законе о регистрации прав на недвижимое имущество от 21 июля 1997г №122 –ФЗ.

Осуществляя регистрацию прав для физического или юридического лица на недвижимость и сделки с ней – государство подтверждает и признает возникновение прав или условий на это имущество, предусмотренных ГК РФ. Это могут быть ограничение в правах, утрата прав или их переход другим лицам.


Обратите внимание! Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – единственное доказательство права и может быть оспорено только в суде.

Все органы власти, юридические и физические лица должны понимать и с уважением относиться к правам лиц на объект либо долю в нем.

Принципы государственной регистрации прав на недвижимость

Основной свод правил – база деятельности в регистрации прав, прописан в первой главе ФЗ -№122, и предусмотрен ст.131 ГК РФ.

Наиболее важными из них являются:

Цели и задачи


Прежде всего, это обеспечение безопасности собственников и лиц, имеющих обременения, защита их прав. Все, кто участвуют в правоотношениях, равно получают услуги регистратора по изменению статуса собственника на объекты владения, долевого участия, его готовность выполнить другие действия, по предоставлению подтверждающих документов. В случае если участники возникших отношений нарушают условия сделки, то им отказывают в регистрации.

Прозрачность отношений дает возможность гражданам получать необходимую информацию, предохраняет их от риска быть обманутыми. Любая из сторон, самостоятельно изучив документы, и усомнившись в их правдивости, может отказаться и прекратить дальнейшие действия по регистрации прав собственности на недвижимое имущество.

Прозрачной становится и доходность, получаемая участниками отношений. О чем уведомляется налоговая служба, целью которой является получения налогов с прибыли участников. Обязанность Росреестра, предоставлять им такие сведения.

Одна из последних целей — это проведение разъяснительной работы с собственниками по предотвращению незаконных действий с их стороны при работе с недвижимостью.

Возможность зарегистрировать собственные права на недвижимый объект позволили в разы снизить количество мошеннических схем по приобретению прав на недвижимое имущество.

Права и сделки, подлежащие регистрации

Весь основной перечень прав опубликован в ст.4ФЗ № 122 и включает:

  1. Все вещные права, собственность, возможность производить сделки. Подразумеваются земельные участки, капитальные строения, временные постройки. Предприятие регистрируется как одно целое. Именуется имущественным или недвижимым комплексом, помещением или долями в правах собственности.
  2. Перечень ограничений и обременений подразумевает наличие кредита, доверительное управление, аренду, сервитут, безвозмездное пользование. При аренде и найме недвижимости на срок от одного года и более – регистрируется договор.

Процесс регистрации

Для того, чтобы осуществить регистрацию права, либо его передачу, нужно подготовить подтверждающие документы о возникновении на то оснований. Если нет такого опыта, то лучше воспользоваться юридическими услугами специалистов практиков по этому вопросу. Этим вы сэкономите время, здоровье и деньги. Походы по различным ведомствам с целью добыть нужную справку, составить правильно запрос – затянутся на длительное время.

Подготовьте основные документы, необходимые для регистрации прав на недвижимость. Сроки предоставления документов строгих рамок не имеют. Предполагается, что лицо — владелец, заинтересовано в скорейшей передаче своей собственности, а лицо приобретатель – в оформлении всех документов. То есть, сами участники имеют непосредственный интерес в краткости и быстроте процедуры оформления.

Росреестр – это федеральный орган уполномоченный осуществлять государственную регистрацию. Оформить сделку можно в любом его представительстве. Альтернативой ему служит многофункциональный центр по приему документов.

Для проведения сделок нужны такие документы:

  1. Личные паспорта участников процесса.
  2. Договор купли – продажи, либо иное соглашение (в 3-х экземплярах)
  3. Чек, подтверждающий, что госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество уплачена.
  4. Кадастровый паспорт.
  5. Расписки или иные документы, доказывающие проведение денежных расчетов между участниками.


Могут возникнуть и дополнительные требования. Это зависит от того, кем являются собственники, их дееспособность и статус. Если недвижимость принадлежит несовершеннолетнему, то необходимо участие органов опеки, либо согласие одного из родителей, заверенное нотариально, – если собственность общая. Так же необходимо письменное согласие, заверенное у нотариуса, со стороны лиц которым принадлежат доли в недвижимости. Заявление на проведение государственной регистрация прав на недвижимое имущество оформляется через МФЦ или в Росреестре.

Результаты процедуры регистрации права недвижимости

Срок регистрации определен 10-ю днями с момента подачи бумаг в Росреестр или через МФЦ.

Предусмотрено установленным порядком наличие двух результатов:

В 2016 году вступили в силу изменения относительно подтверждающих документов, в частности свидетельств. Их заменили справки, именуемые выпиской из ЕГРП. Для надежности лучше запросить подтверждение сведений свежей выпиской, так как старая бумага уже не актуальна.

Если вам отказали в регистрации, нужно изучить мотивы отказа. Они должны соответствовать основаниям ст.20 ФЗ № 122, где предусмотрены причины, являющиеся нарушением нормативных требований.

Отказ может быть обжалован заявителем в суде, где по нему будет принято соответствующее решение, вплоть до отмены отказа. Выдача документов проводится в Росреестре и в МФЦ.

Государственная регистрация недвижимого имущества — это необходимая процедура, которая защищает права собственника от посягательств, делает сделку с недвижимостью безопасной для всех сторон участников. Учитывает и соблюдает интересы всех заинтересованных лиц.


В соответствии с законом чтобы начать легально заниматься предпринимательской деятельностью необходимо пройти процедуру регистрации.

Согласно ст. 1 Закона № 129-ФЗ под государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законом.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Это место, которым в соответствии с Законом Российской Федерации № 5242–1 признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. [3] В приложении I раскрыта примерная схема регистрации ИП.

Необходимо отметить, что основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в целях государственной регистрации индивидуального предпринимателя, является формальный признак — регистрация гражданина по месту жительства (регистрация по месту пребывания в этом смысле значения не имеет).

В то же время данные положения следовало бы толковать ограничительно: они не запрещают предпринимателям осуществлять в жилом помещении деятельность, не нарушающую охраняемые законом права других проживающих в данном помещении лиц, а также соседей. Например, непосредственно по месту жительства могут работать предприниматели, чей труд связан преимущественно с интеллектуальной деятельностью — сбором и анализом информации, созданием научных и литературных произведений, подготовкой произведений к опубликованию, программированием, бухгалтерским учетом и аудитом, репетиторством, консалтингом. Во всех остальных случаях закон требует перевод помещения из жилого в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством. Если такая процедура проводилась с нарушениями, то это будет основанием к отмене процедуры перевода помещения.

Закон не связывает акт государственной регистрации индивидуального предпринимателя с местом, где фактически будет осуществляться предпринимательская деятельность. Поэтому, если гражданин имеет место жительства в одном населенном пункте, а предпринимательскую деятельность предполагает вести в другом, он подлежит государственной регистрации по месту жительства, а не по месту возможного осуществления предпринимательской деятельности. [4]

Для получения статуса индивидуального предпринимателя, гражданин подаёт в налоговую инспекцию по месту жительства определенный пакет документов, при этом представление документов осуществляется в установленном законом порядке. Верность копии документа, представляемой при указанной государственной регистрации, должна быть засвидетельствована нотариально, за исключением случая, если заявитель представляет ее в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике. Данный подлинник возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом расписки.

При этом судебная практика свидетельствует о том, что существуют и иные способы представления документов в регистрирующий орган. В соответствии с решением суда № ГКПИ06–735, документы на регистрацию представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Кроме того документы могут быть поданы либо лично, либо через представителя. Иные способы могут быть определены Правительством РФ. Но данные способы не могут противоречить закону.

Кроме того, если документы, поданные на регистрацию были оформлены не надлежащим образом, то это будет основанием к отказу в регистрации в качестве предпринимателя. Судебная практика полностью подтверждает такую практику.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных законом.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если:

– не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;

– не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью;

– не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

– не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью. [5]

По запросу физического лица в регистрирующий (налоговый) орган ему может быть повторно выдан документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

Таким образом, под выдачей дубликатов свидетельств понимается повторная выдача свидетельств, аналогичных по содержанию, но отличающихся от ранее выданных серией и номером бланка свидетельства.

Ст. 23 закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливает основания для отказа в государственной регистрации. Так, отказ в государственной регистрации допускается в случае:

– непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов;

– представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

– наличия обстоятельств, препятствующих государственной регистрации. [6]

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на соответствующие нарушения. Оно направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

За необоснованный, т. е. не соответствующий законным основаниям отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, а также незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.

В соответствии со ст. 25 закона за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В случае неоднократных либо грубых нарушений индивидуальным предпринимателем законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке. [7]

Однако судебные инстанции не имеют единой точки зрения по данному вопросу. Некоторые суды соглашаются с действиями регистрирующих органов. Другие суды считают, что ликвидировать коммерсанта в принудительном порядке нельзя.

Отметим, что за осуществление деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации возможно привлечение как к административной, так и к уголовной ответственности. Так, согласно ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 2000 руб. Уголовная ответственность и соответствующее наказание предусмотрены ст. 171 УК РФ.

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет квалифицировано лишь в тех случаях, когда в ЕГРИП отсутствует запись о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о прекращении деятельности физического лица в таком качестве.

Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации надо понимать ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам)

Основные термины (генерируются автоматически): государственная регистрация, индивидуальный предприниматель, предпринимательская деятельность, Российская Федерация, регистрирующий орган, место жительства, физическое лицо, жилое помещение, принудительный порядок, уголовная ответственность.

Читайте также: