Обращается евгений просит продиктовать на кого оформлен его номер твои действия

Обновлено: 17.05.2024

Моя симкарта оформлена на другого человека. Мы не общаемся уже больше трех лет. Я пользуюсь этим номером и оплачиваю его. К нему же привязаны все мои мобильные банки и приложения.

Может ли так получиться, что этот человек придет в салон с паспортом и заблокирует номер, а я лишусь возможности подтверждать операции? Сможет ли он выпустить новую симкарту и получить на нее пароль для входа в приложение моего банка? Могу ли я переоформить номер на себя на том основании, что давно им пользуюсь и оплачиваю со своей карты?

Часто бывает, что номер телефона оформлен на одного человека, а пользуется им другой. К примеру, супруг, несовершеннолетний ребенок, друг или просто знакомый. И это действительно может привести к проблемам.

В 2018 году вступили в силу поправки в закон о связи: номером телефона должен пользоваться именно тот человек, на кого оформлен договор. По сути, такое требование было и раньше, но сейчас контроль стал более строгим.

Если оператор узнает, что номером пользуется другой человек или вообще кто-то неизвестный, у этого человека будет 15 дней, чтобы представить оператору свои данные. Если этого не сделать, симкарту могут заблокировать.

Есть вероятность, что ваш оператор согласится переоформить договор на вас, но гарантировать это нельзя. Если оператор откажет, нужно быть готовой к тому, что придется менять номер.

Теперь подробнее о том, чем вы рискуете и что стоит предпринять.

Что владелец номера может сделать с симкой

Не факт, что человек, на которого был оформлен номер, помнит о заключенном договоре. Но если вдруг вспомнит и решит временно заблокировать вашу симку или вообще расторгнуть договор, вы действительно можете оказаться без связи. Кроме того, придется восстанавливать доступ к различным аккаунтам, связанным с этой симкартой.

Теоретически он может забрать себе ваши учетные записи в каких-то сервисах, если они привязаны к номеру телефона и плохо защищены. Но крайне маловероятно, что владелец симки сумеет получить доступ к вашим банковским счетам.

От воров, хакеров и других нехороших ребят. Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить важные статьи

Может ли владелец симкарты получить доступ к вашим деньгам

Номер телефона — не единственный ключ для входа в мобильный или интернет-банк. Личная информация клиента банка охраняется гораздо строже и имеет несколько уровней защиты.

Представим, что человек, на которого оформлена ваша симка, решил перевыпустить ее и воспользоваться вашими деньгами. Вряд ли ему удастся это сделать.

При установке приложения на телефон или входе в интернет-банк с нового устройства банк может запрашивать дополнительные данные, чтобы понять, что это действительно вы. Могут потребоваться данные карты или логин и пароль для входа. Также банк может запросить кодовое слово или ответы на дополнительные вопросы из анкеты, которые вы указывали для дополнительной защиты.

Каждый банк сам подбирает систему защиты, чтобы никто посторонний не получил доступ к данным и счетам клиента. Вряд ли человек, на чье имя оформлена симка, имеет доступ к вашим документам, знает ваши логины и пароли, кодовое слово или ответы на секретные вопросы.

Получается, даже если человек знает ваш номер телефона и в каком банке у вас есть счет, банк запросит у него дополнительные данные, чтобы он мог использовать приложение. Аналогично работает защита при попытке войти в интернет-банк.

Человек не сможет узнать номер вашей карты, позвонив в банк. Даже сотрудник банка не видит данные карты полностью — и тем более не имеет права разглашать их просто по звонку другого человека.

Если позвонить на горячую линию, банк может проверять совпадение по голосу. Сотрудник банка может задать дополнительные вопросы, если клиент звонит с неизвестного номера или есть подозрения, что это другой человек.

Наконец, у каждой симкарты есть код IMSI. Это уникальный идентификатор: у каждой карты он свой, повторов нет. При перевыпуске симкарты IMSI меняется.

Некоторые банки используют проверку IMSI для дополнительной идентификации клиента. Если клиент звонит со своего номера, но IMSI был другой, банк может запросить дополнительную информацию, чтобы убедиться, что он говорит именно с клиентом.

Какие сложности возможны из-за чужой симкарты

Вряд ли человек, на имя которого оформлена ваша симкарта, сможет что-то сделать с вашими деньгами, даже перевыпустив симку. Однако если из-за него вы останетесь без симкарты, возможны сложности с привычными приложениями и сервисами, в которых вы использовали этот номер.

Если для доступа к каким-то сайтам или соцсетям нужно вводить одноразовый код из смс, вы тоже не сможете это сделать. Аналогично не получится совершить покупку в интернете, так как вы не получите смс из банка с кодом для оплаты.

Если вы забудете пароль от почты или личного кабинета на каком-нибудь сайте, вам будет сложно его восстановить, так как прежний номер будет недоступен. Восстановление доступа займет время, а некоторые сервисы и вовсе могут в этом отказать.

Для таких случаев лучше указывать дополнительные контакты на случай потери номера. К примеру, запасной номер телефона, номер доверенного лица или дополнительный адрес электронной почты.

Что вам стоит сделать

Переоформить номер на себя. Это идеальный вариант. Я советую вам найти человека, на которого оформлен ваш номер, и договориться с ним о переоформлении. Так вы точно сохраните номер за собой.

Вам надо будет обратиться в салон связи вашего оператора вместе с этим человеком. Там заполнить заявление, образец которого даст сотрудник салона.

Если люди находятся в разных городах, оператор может предложить обратиться в салон связи по месту жительства и составить заявление. Первым в любом случае должен обратиться текущий владелец номера, то есть тот, на кого оформлен договор.

Если связаться с этим человеком не получится, идите в салон связи самостоятельно. При себе нужно иметь симкарту и свой паспорт. В салоне надо будет написать заявление о смене владельца. Вам могут задать дополнительные вопросы, например когда и на какую сумму в последний раз вы пополнили счет.

Заявку будут рассматривать до 60 дней. Оформят на вас этот номер или нет, точно неизвестно. Оператор может и отказать: решение примут в индивидуальном порядке. Если откажут, номер останется за прежним владельцем.

Завести себе другую симкарту. Если у вас не получится переоформить номер на себя, я советую вам постепенно переходить с чужой симкарты на собственную.

Заведите новый номер, оформив договор с оператором на свое имя. Постепенно давайте этот номер новым контактам, просите близких и друзей заменить ваш номер на новый, привяжите к новому номеру соцсети, банковские приложения и другие сервисы. Все новые сервисы и соцсети регистрируйте на новый номер.

В дальнейшем лучше оформлять номера телефонов и другие подобные услуги только на себя. Это упростит вам жизнь.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.


У меня была аналогичная ситуация. В 2005 году я переехал в другой город, где у меня уже жил друг, он сразу по приезду дал мне купленную на его жену симку, чтобы не потеряться, быть на связи и так далее. В то время даже как то не задумывался о том что симка не моя, исправно платил за связи и ладно.
Друг в какой то момент развелся. Его бывшая уехала в другой город, да и я с ней в общем то не имел никакого общения и прежде, а потом и тем более.
Потом мне как то понадобилось сменить формат симки на более мелкий, вот тогда то я поплясал, доказывая что именно я ее владелец. Ну доказать владение мне удалось, тогда же задумался о смене владельца, написал заявление. Но оператор не смог связаться с женой бывшего по старым данным, поэтому переоформление не было завершено (о чем я узнал когда мне снова нужно было поменять формат симки). Консультант в тот раз мне сказал, что если я попытаюсь еще раз поменять владельца, то оператор может заблокировать номер, ввиду подозрительности. Поэтому я решил не рисковать от греха подальше, и продолжил пользоваться симкой и далее без переоформления.
Но вот наступил 2018, новые законы на мобильную связь и все такое, оператор стал настойчиво слать мне смс с требованием подтвердить личность. Я понял что мне реально могут заблокировать номер.
Я пришел в офис оператора и рассказал всю подноготную, что де человек в другом городе, скорее всего сменил фамилию и связи с ним у меня нет. На что получил ответ что мне помочь ничем не могут. Если человек находится в другом городе, то он должен лично прийти в салон связи, написать заявление о смене владельца номера, после этого уже я должен посетить оператора в своем городе и завершить перерегистрацию.
Впоследствии мне все таки удалось поднять старые контакты и связаться с владелицей номера, но проблема была в том, что консультанты в ее городе видимо никогда не сталкивались с такой проблемой, потому заявили, что и тот, на кого переоформляется номер должен присутствовать лично при подаче заявления.
Пришлось мне ехать в другой город (благо я там бывал, когда ездил в отпуск), чтобы присутствовать при переоформлении.
Затем уже в своем городе я снова пришел к оператору и завершил миграцию номера.
Вот такой квест.

Makito, Какая жесть. Неужели нельзя никак проще. Ужас. Поздравляю с миграцией))


Как-то мой парень купил две симки оператора "Просто" - для меня и для себя. Потом "Просто" превратился в тариф Мегафона. С парнем я рассталась, переехала в другой город, но продолжала ходить с этой симкой, удобно же, все знакомые знают этот номер.
Но однажды у меня обнулился счет - исчезли деньги, которые я положила совсем недавно. Когда я позвонила оператору, мне сообщили, что если на абонента оформлено несколько сим-карт, и на одной из них долг за связь, он может быть списан с любой другой сим-карты, что, собственно, и произошло)

Favorite

В закладки

Как устроен бизнес мошенников, звонящих как будто из банка

Волна мошенничества с банковскими картами оставляет тысячи людей без копейки.

Казалось бы, схема стара, как мир. Но почему она до сих пор работает?

Как работает этот вид мошенничества

Цель мошенников – завладеть вашими деньгами. Для этого достаточно получить от вас полные данные карты (номер, дата окончания срока действия и CVV/CVC-код), создать с неё перевод и подтвердить его кодом из SMS, которое придет на ваш телефон.

Самый популярный способ сделать это – позвонить и представиться сотрудником банка. Повод может быть любой:

▪ агрессивный: ваша карта заблокирована;

▪ нейтральный: нам нужно уточнить ваши данные, подтвердите перевод с карты и т.д.;

▪ соблазняющим: вам пришел перевод на несколько тысяч, чтобы получить его, сообщите данные карты.

Количество вариантов зависит от фантазии организаторов схемы. Им выгодно менять формат, чтобы жертвы не привыкали.

Как мошенники узнают ваше имя и личные данные?

Мошенникам даже не надо знать номер вашей карты. Достаточно номера мобильного.

Часто по номеру мобильного можно узнать, как вас зовут. В мобильном приложении Сбербанк покажет имя, отчество и первую букву фамилии. Тинькофф – имя и первую букву фамилии.

Есть и другие способы узнать имя по номеру телефона. Да и в Гугле никого не банили.

Номер карты многие тоже часто сбрасывают в личку. Такое есть везде – от родительских чатов в WhatsApp до сборов денег в социальных сетях.

Дальше – дело техники. Если вам внезапно позвонит сотрудник банка, назовет вас по имени-отчеству, продиктует номер вашей карты, разве вы не поверите ему?


Откуда мошенники берут номера телефонов для обзвона

Сами понимаете, таким людям терять особо нечего. И времени свободного много.

Сейчас в игру вступили целые колл-центры. Данные массово парсят – телефоны берут на сайтах бесплатных объявлений, в соцсетях и т.п.

Работают и по купленным базам. Чаще всего их сливают сами сотрудники банков. Там есть ФИО, номер телефона и часть номера карты. Как минимум.

Наконец, мошенники используют дыры в ПО. Через них похищают либо данные клиентов, либо воруют деньги.

Есть информация, что один известный банк только недавно закрыл дыру, которая позволяла сделать перевод без согласия клиента. Не требовалось даже CVV – только номер карты, телефона и одноразовый код из SMS.

Сколько таких уязвимостей приносит (или будет приносить!) кому-то стабильный доход, никто не знает. И не узнает.

Набрать персонал в такой колл-центр несложно. Не нужно быть гениальным психологом, когда есть методичка и скрипты, отточенные на реальных жертвах.

Скорее всего, вы даже видели рекламу подобных вакансий. “Требуется сотрудник в новый колл-центр, работа в финансовой сфере, зарплата от $1000 + бонусы” – знакомо? В объявлении могут писать всё, что угодно. Иногда даже колл-центр не упоминают.

Работать в колл-центры идут люди, которые хотят быстрых и легких денег. Правда, текучка огромная. Неэффективных сразу увольняют.

Кто-то не выдерживает. У кого-то не получается. Кто-то начинает тратить деньги на алкоголь и наркотики.

Новичков сажают “открывать сделки”. Их тренируют говорить по скриптам – заранее подготовленным сценариям.

Более опытные “закрывают сделки”. Они давят на клиентов, чтобы не ушли.

Люди из мест лишения свободы тоже порой работают на такие колл-центры. Особенно если уже имели опыт. Но их сравнительно мало.


Как делят доходы

Люди, работавшие в подобных схемах, анонимно сообщали, что прозвонщик получает до 20% от суммы, если работает один. Если один человек сделку открывает, второй – закрывает, то оба получают по 10%.

Остальные деньги – зарплата организаторов схем, оплата “крыши”, закупка оборудования, аренда офисов. Деньги нужны на покупку данных: уникальная база обойдется в пару тысяч долларов, доступ к общей вдвое дешевле.

Деньги выводят через карты, оформленные на случайных людей. “Дропы” снимают их в банкоматах.

Но в последнее время мошенники чаще используют криптовалюту. Она не имеет правового статуса в РФ и часто не позволяет отследить транзакции (особенно если это анонимная монета вроде Monero или ZCash либо используется сервис-миксер).

В крупном городе может быть несколько десятков фирм, которые занимаются такого рода мошенничеством. Обороты представьте себе сами.

Почему же так сложно понять, что с вами разговаривает мошенник

Потому что это подготовленные специалисты. А любитель почти всегда проиграет профессионалу.

Для создателей таких схем пробив клиентов банков – просто бизнес. Который не стоит на месте, а растет и развивается.

Совершенствуются скрипты. Оттачиваются приемы психологического давления. Покупаются все более подробные базы. Работают с наиболее уязвимыми людьми.

К тому же не все читают эти ваши интернеты. Простой эксперимент: можно позвонить десяти пожилым знакомым, представиться сотрудником банка и попросить назвать данные карты. Можете в комментариях написать, сколько CVV/CVC-кодов вы получили.


Часто колл-центры маскируют настоящие номера банков похожими комбинациями букв и цифр. В результате 900 превращается в 9ОО – 9 и две буквы “О”, например.

Мошенники используют заранее записанные фрагменты, чтобы убедить вас в серьёзности системы. Вот пример:

Похожие примеры – здесь, здесь и здесь. Таких видео на YouTube тысячи.

Но это история не про высокие технологии. А про методы социальной инженерии. И про доверие к человеку, наделенному пусть маленькой, но властью. Тем более если он делает вид, что хочет помочь.

Раньше разводилы работали топорнее, давили авторитетом, угрожали. Теперь это “команда профессионалов”.

Каждый из них готов потратить на вас 10-20 минут времени или больше. Простая арифметика: разделите остаток на вашей карте на 5 (20% от суммы – доход сотрудника черного колл-центра). Практически наверняка вы столько за 10-20 минут не зарабатываете.

Что делать, если вам кажется, что звонок из банка был мошенническим?

Если вы хоть немного сомневаетесь в том, что вам звонит сотрудник банка, положите трубку. А затем перезвоните в банк сами – номер горячей линии указывается на самой карте. Также он есть на официальном сайте банка и в мобильном приложении.

▪ 900 (бесплатно с любого мобильного в России)

▪ 8 800 200 00 00 (для звонков с мобильных и стационарных телефонов в регионах)

▪ 8 800 555 22 44 (бесплатно с городских и мобильных в России)

▪ 8 (800) 100 24 24 (для звонков из регионов России)

Банк “Открытие”:

▪ 8 800 444 44 00 (бесплатный звонок по России)

Райффайзен банк:

▪ 8 800 700 17 17 (для звонков из регионов России)

▪ 8 (800) 200-07‑08 (для звонков по России)

1. Если у мошенников могут быть данные вашей карты, заблокируйте её по звонку в банк или в мобильном приложении. То же самое стоит сделать, если вы получили SMS от банка о странном списании средств или видите подозрительную покупку в истории транзакций мобильного приложения.

2. Сотрудник банка никогда не попросит номер карты и уж тем более CVV/CVC-код или PIN-код.

Специалист может только уточнить лишь последние четыре цифры карты, чтобы понять, с какой именно из ваших карт предстоит работать. Сотрудники крайне редко задают дополнительные вопросы – только если вы забыли ответ на секретный вопрос и хотите сменить пароль.

Да и вообще сотрудники банков нечасто звонят клиентам – это скорее исключение. Только если что-то случилось или если нужно предложить новую услугу.

3. Все решения, кроме блокировки карты, можно принять позднее. Поэтому пообещайте подумать, выдохните и положите трубку. А потом перезвоните сами по номеру, который указан на вашей карте.

4. Вы всегда можете обратиться в отделение банка. Там уж точно сотрудники настоящие.

Главное: если мошенники таким образом выудят ваши деньги, вернуть их будет практически невозможно. Так что будьте начеку.

Favorite

В закладки

Мошенничество по телефону

Как осуществляется мошенничество по телефону

Виды мошенничества по телефону


Станислав Кузнецов зампред правления Сбербанка

Мошенничество с банковскими картами и счетами

Звонки с подмененных номеров

Махинации со счетами мобильных телефонов

Панический звонок о попавшем в беду родственнике обычно случается среди ночи, полусонной жертве сообщают об автомобильной аварии, наезде на пешехода, крушении поезда или любых других происшествиях, случившихся с детьми, внуками или просто друзьями. Далее следует просьба о срочной помощи в виде перевода немалой суммы на электронный кошелек или счёт мобильника. Метод крайне жестокий, известны случаи инфарктов от подобных новостей.

Отличная новость сопровождается требованием перевода на покрытие технических издержек самой лотереи. Здесь расчёт на незнание законодательства РФ³, согласно которому все расходы организаторов ложатся на них самих.

Жертве приходит SMS с просьбой перезвонить по мобильному номеру, где ему сообщают якобы должны сообщить важную новость (о выигрыше в лотерею, проблемах с банковской картой, получении наследства). На звонок долго нет ответа, а после отключения обнаруживается, что со счёта списана большая сумма. Мошенники используют возможность зарегистрировать сервис с платным звонком. Обычно подобные сервисы развлекательные и обязательно сообщают о платности в рекламе. Но мошенники этого не делают и за любой звонок по этому телефону взимают немалую плату.

Махинации с короткими номерами

Телефонные вирусы

Аппаратные средства для защиты от мошенничества по телефону

Как проверить номер, с которого поступают звонки

Советы эксперта

Как вычислить телефонного мошенника?

Чаще всего мошенники представляются сотрудниками службы безопасности банков или правоохранительных органов. Звонящий сообщает о попытке взлома или блокировки банковской карты, подозрительных действиях в интернет-банке, пропущенном платеже по кредиту или угрозе штрафа по надуманному обвинению. На самом деле сотрудники служб безопасности банков никогда не звонят клиентам, а о подозрительной деятельности или других проблемах сообщают другими способами.

Как вести себя во время разговора с незнакомым человеком?

Получив звонок от незнакомого человека, обратите внимание на то, что и как он хочет вам сообщить. Мошенники стремятся теми или иными способами надавить на жертв — торопить, запутывать, угрожать возможными последствиями. В такой ситуации важно сохранять спокойствие. Даже если вам угрожают потерей всех денег на счетах, не спешите выполнять требования звонящего.

Если вам звонят из банка — попробуйте задать уточняющие вопросы, например, о состоянии счета или последних операциях по карте. Скорее всего, злоумышленник ничего не сможет ответить. Если вам предлагают какую-либо выплату — уточните основание, на котором она производится.

Какую информацию нельзя сообщать собеседнику по телефону?

Мошенники стремятся получить секретные данные карты — трёхзначный код CVC/CVV с обратной стороны, коды подтверждения из SMS, логины и пароли от интернет-банков. Настоящие сотрудники банка никогда не запрашивают эту информацию — для обеспечения безопасности они используют отдельные технические средства. Для отправки платежа нужен только номер карты — другие данные для этого не нужны.

Как составить заявление по факту мошенничества по телефону?

Заявление будет рассматриваться в течение 10-30 дней. По итогам будет принято решение о возбуждении уголовного дела. Если вы получили отказ, то можно обжаловать его в прокуратуре — для этого потребуются копия заявления и постановление об отказе.

Популярные вопросы и ответы

Какая ответственность предусмотрена за телефонное мошенничество?

Телефонное мошенничество попадает под статью 159 Уголовного кодекса РФ⁴. В зависимости от тяжести и обстоятельств преступления за него могут быть предусмотрены штраф в размере до 500 000 рублей, принудительные, обязательные или исправительные работы, либо лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом или без него.

Насколько реально получить компенсацию жертве мошенника?

Привлечь телефонного мошенника к ответственности достаточно сложно. Опытные злоумышленники тщательно заметают следы — подменяют номера, регистрируют SIM-карты на чужие паспортные данные, используют ПО для сокрытия местоположения. Много мошенников работает из мест лишения свободы или других стран. Добраться до них и привлечь к ответственности в таком случае становится еще сложнее.

Тем не менее, не стоит опускать руки и считать, что добиться справедливости нельзя. Каждое поданное заявление правоохранительные органы будут учитывать при последующих случаях мошенничества. Чем больше пострадавших обращаться в полицию, тем выше вероятность того, что злоумышленник будет найден и наказан.

Как обезопасить пожилых людей от телефонных мошенников?

Очень часто от мошеннических звонков страдают пожилые люди. Злоумышленники пользуются их доверчивостью и незнанием нюансов работы банков или других организаций. Чтобы обезопасить близких от подозрительных звонков, напоминайте им об основных правилах безопасности:

  • Никому не сообщайте код с обратной стороны карты, коды из SMS, данные для входа в интернет-банк;
  • Для перевода денег используйте только официальные сервисы банков, платежных систем и торговых площадок;
  • Не перезванивайте по незнакомым номерам, даже если вам поступил звонок, который был сразу же сброшен;
  • Звоните в банки и государственные структуры только по их официальным номерам;
  • Не переходите по подозрительным ссылкам, которые отправляют звонящие;
  • Если вам позвонили якобы из банка и сообщили о блокировке или других проблемах с картой — сбросьте звонок и перезвоните в банк сами;
  • Если вам предлагают получить какую-либо выплату — не соглашайтесь на нее сразу, а поищите информацию о ней в других источниках;
  • Если вы потеряли карту или сообщили подозрительному человеку ее номер — сразу же заблокируйте ее и запросите перевыпуск.

В общем — будьте бдительны и не станете жертвами телефонных мошенников.

Жители нашего региона всё чаще становятся жертвами злоумышленников, которые звонят им и под разными предлогами пытаются выманить крупные денежные суммы.


На всякий случай я сходила в полицию и написала заявление. Офицер сразу предупредил, что на счастливый финал этой истории можно не надеяться – злоумышленники порой вымогают у людей полумиллионные суммы, и даже такие преступления часто остаются нераскрытыми.

Позвонил некий Николай Сергеевич, который представился младшим специалистом службы безопасности ставропольского отделения Сбербанка России. Сказал, что с моей карты кто-то пытался перевести больше девяти тысяч рублей на сторонний Qiwi-кошелёк.


Я объяснила, что не проводила подобных операций, и тогда мне предложили отменить платёж или же поставить карту на перевыпуск. Выбрала первый вариант, и мужчина начал интересоваться номером банковского договора, спрашивать данные по карте, узнавать информацию о последних проведённых операциях. В конце концов пообещал прислать SMS-уведомление с кодом для подтверждения операции и, конечно же, предложил его назвать. Я поняла, что дело нечисто, и сказала, что лучше обращусь в ближайшее отделение Сбербанка. Мне ответили, что к тому времени карта будет поставлена на перевыпуск.

Связалась со специалистом по номеру 900 и рассказала, что случилось. Продиктовала номер телефона и получила простой ответ: подобные звонки осуществляют мошенники, никакую информацию о себе им сообщать не стоит. На следующий день мне опять звонили те же самые ребята, однако общаться с ними в этот раз я не стала.

Мы с мужем разместили объявление о продаже недвижимости на сервисе Avito. Предлагали купить старый дом с участком, расположенный в Моздоке недалеко от центральных улиц. После этого позвонил некий молодой человек и сказал, что его заинтересовало объявление.


А вскоре позвонила ещё какая-то девушка. История повторилась один в один. Снова интерес к дому, снова предоплата, снова невозможность приехать и лично всё обсудить. От греха подальше мы с мужем сняли объявление с сервиса – поняли, что оно привлекает только мошенников.

Как пояснили правоохранители, вопросы противодействия телефонному и интернет-мошенничеству остро встали на Ставрополье в последние годы. Иногда злоумышленники запрашивают у доверчивых жертв одноразовые пароли для выполнения финансовых операций, пытаясь получить доступ к их накоплениям; а иногда просто требуют денег под разными предлогами.

По словам начальника сектора противодействия мошенническим операциям Ставропольского отделения Сбербанка Алексея Тарасенко, компания регулярно осуществляет мониторинг обращений ставропольцев, пострадавших от действий телефонных мошенников и обратившихся с соответствующей информацией. Эти жалобы анализируют на предмет установления обстоятельств происшествий и выработки мер по противодействию злоумышленникам.


– Расскажите об основных методах телефонных мошенников. Что нужно делать гражданам в каждом из этих случаев, чтобы не попасться на удочку злоумышленников?

Достаточно популярен так называемый сетевой маркетинг. В таких случаях злоумышленник предлагает выгодно приобрести какой-нибудь аппарат, лекарства, средства бытовой химии.


Самое главное во всех этих случаях – категорически отказаться от проведения каких-либо операций по переводу денежных средств, от предоставления личных данных. Ни в коем случае не сообщайте третьим лицам пин-код карты и какие-либо пароли, поступающие на телефон! Это предоставит мошенникам возможность действовать от лица владельца банковского продукта и лишит нашу компанию возможности предотвратить незаконную операцию.

Наилучший вариант – как можно скорее прервать общение с незнакомцем и обратиться за консультацией непосредственно по номеру 900 или к сотруднику в любой офис.



Необходимо использовать только официальные мобильные приложения, доступные в AppStore и PlayMarket. Обязательно убедитесь, что разработчиком указан Сбербанк России (Sberbank of Russia). Не пытайтесь взламывать собственный телефон через специальные программы, так как это отключит защитные механизмы, заложенные производителем платформы. Оно станет уязвимым к заражению вирусным ПО.


– Дайте, пожалуйста, пару советов по пользованию непосредственно банковскими картами. Как сохранить свои накопления в безопасности?

– Пин-код лучше хранить отдельно от карты. Не стоит сообщать его никому, даже родственникам. И уж тем более не вводить в интернете. Никогда не сообщайте данные о карте, если вам позвонили и назвались представителем известной торговой фирмы, банка, гостиницы. Подобный звонок может стать причиной проведения несанкционированных операций по вашему счёту.

Не прислушивайтесь к советам третьих лиц при осуществлении финансовых операций. Помните, что если у вас под разными предлогами пытаются узнать данные о банковской карте, пароли или другую персональную информацию, – это явные признаки мошенничества.


– Незамедлительно, как можно скорее, любым способом обратиться в банк для блокировки карт и банковских услуг. Подать заявление о спорной операции с подробным описанием действий в одно из подразделений и, конечно же, обратиться за помощью в правоохранительные органы.

При этом отметим, что вопрос возврата утерянных средств решается по каждому инциденту индивидуально, с учётом соблюдения клиентом правил использования карты или банковских услуг.

По словам старшего следователя ГСУ ГУ МВД России по Ставропольскому краю Николая Никитенко, работа по раскрытию телекоммуникационных мошенничеств требует от правоохранителей больших трудозатрат. Это связано с тем, что практически все преступления совершаются лицами, находящимися за пределами Ставропольского края. Из-за этого полиции приходится проводить огромный объём оперативно-технических мероприятий на территории других субъектов.


В 2018 году злоумышленники терроризировали ставропольцев из 59 регионов. 216 фактов зафиксировали в Московской области, 79 – в Ленинградской, 50 – в Краснодарском крае, 40 – в Оренбургской области, 39 – в Самарской области, 38 – в Ростовской области, 34 – в Челябинской области, 31 – в Новосибирской области, 29 – в республике Башкортостан, 29 – в Свердловской области и 26 – в республике Татарстан.

– Николай Николаевич, как налажено взаимодействие служб и подразделений правоохранительных органов при раскрытии и расследовании телефонных мошенничеств?

– Да. Ярким примером может служить новосибирское дело. Злоумышленники звонили на стационарные телефоны жителям Ставропольского края, сообщали о совершённом членом семьи правонарушении, после чего предлагали заплатить деньги для решения вопроса о непривлечении того к ответственности. Введённые в заблуждение граждане перечисляли требуемые суммы.

Злоумышленникам удалось обмануть 19 жителей Ставропольского края и завладеть денежными средствами на сумму 683 тысячи рублей. 18 граждан не поддались на уловки мошенников и сообщили о случившемся в правоохранительные органы. В конце концов преступная деятельность группировки была прервана благодаря работе сотрудников полиции. Всем трём злоумышленникам уже предъявлено обвинение в совершении преступлений, квалифицированных следствием как мошенничество и кража. Уголовное дело направлено для рассмотрения по существу в Невинномысский городской суд.


– С какими проблемами сталкиваются сотрудники правоохранительных органов при раскрытии телефонных преступлений?

– Одна из основных — длительные сроки получения информации у операторов сотовой связи и представителей кредитных учреждений. Однако в марте этого года мы подписали соглашение со Сбербанком об электронном документообороте. Это позволило получать информацию о владельцах банковских счетов и движении денежных средств в течение семи дней после направления соответствующего запроса.

И, конечно же, ни при каких обстоятельствах не следует сообщать посторонним лицам пин-коды от банковских карт, какие-либо пароли для осуществления финансовых операций. Лучший вариант – обратиться непосредственно к сотрудникам банковской организации по номеру, указанному на карте.

По словам полицейских, преступники рассчитывают вывести жертв из эмоционального равновесия, не дают возможности подумать логически. Причём порой на связь выходят настоящие профессионалы, способные быстро захватить нить разговора и проконтролировать дальнейшие действия жертвы. Зачастую нерасторопность и легкомысленность проявляют сами граждане.

Ставропольский психолог Марина Грицай считает, что неспособность противостоять влиянию таинственных незнакомцев может быть связана с наивностью и низким уровнем эмоционального интеллекта.


Человек не находится в контакте с аутентичным чувством гнева, позволяющим ему оберегать собственные границы. Точно так же с эмоцией страха. Принято считать, что проявлять гнев и страх – это значит конфликтовать и быть слабым, однако речь идёт об обыкновенном самосохранении. У нас еще и сильно развито разрушительное чувство стыда – вспомните советские фильмы, которые на этом построены. Человек может осознавать, что дерзить и грубить незнакомцу – неправильно, и в итоге поддаётся влиянию мошенника, который ловко давит на болевые точки и манипулирует жертвой, – отмечает Марина Грицай.

По мнению специалиста, низкий уровень эмоционального интеллекта способен постоянно проявляться в повседневной жизнедеятельности – такой человек, к примеру, может раз за разом попадать в казусные ситуации, вступать в конфликты с окружающими. Лучшее решение проблемы – грамотная саморефлексия с привлечением психологов, а также чтение соответствующей литературы.

Не будем забывать, что некоторые мошенники внимательно подходят к выбору жертв и выходят на связь с людьми, находящимися в определённых жизненных ситуациях. В таких случаях манипулировать проще. А порой причиной бед может стать обыкновенная усталость – и тогда даже подготовленный и осведомлённый человек способен не выдержать и поддаться на уговоры звонящих, – считает Марина Грицай.

Читайте также: