Что согласно сократу является критерием законности

Обновлено: 02.07.2024

4. Сократ

Дальнейшее углубление теоретических воззрений о соотношении права и закона, объективной природе официальных полисных установлений, справедливости и законности связано с именем Сократа (469—399 гг. до и. э.)[615]. В основе его философского подхода к нравственной, политической и правовой проблематике в целом лежит рационалистическое представление об определяющем, императивно-регулятивном значении знания. Будучи божественным по своим истокам и статусу, знание, согласно Сократу, доступно и людям. Степень овладения знанием означает меру причастности людей к божественным началам и, следовательно, уровень справедливости и законности в общественной, политической и частной жизни.

Как и добродетель в целом, политическая добродетель, куда Сократ включал и представления о нравственной природе закона, — это знание. "Он утверждал, — пишет о Сократе Ксенофонт ("Воспоминания о Сократе", III, IX, 5), — что справедливость и всякая другая добродетель состоит в знании, и что справедливое и все то, что совершается посредством добродетели, есть нравственно-прекрасное; что, таким образом, знающие нравственно-прекрасное не предпочтут ему ничего иного, а незнающие не произведут его; если же захотят произвести, то впадут в ошибки. Если же справедливое и все нравственно-прекрасное совершается посредством добродетели, то, очевидно, справедливость и всякая другая добродетель есть знание".

И неписаные божественные законы, и писаные человеческие законы имеют в виду, согласно Сократу, одну и ту же справедливость, которая не просто является критерием законности, но по существу тождественна с ней. Когда Софист Г иппий настойчиво спрашивает у Сократа, каково же его учение о справедливости, Сократ говорит ему: "Я лично того мнения, что нежелание несправедливости служит достаточным доказательством справедливости. Но если ты этим не довольствуешься, то, вот, не нравится ли тебе следующее: я утверждаю, что то, что законно, то и справедливо" (Ксено-фонт, "Воспоминания о Сократе", IV, IV, 12).

С господством разумных и справедливых законов Сократ связывал саму возможность полисной свободы — "прекрасного и величественного достояния как для человека, так и для государства" (Ксенофонт, "Воспоминания о Сократе", IV, V, 2).

5. Платон

Основные положения Сократа о справедливости, праве и законе были развиты его учеником Платоном (427—347 гг. до и. э.)[616].

Согласно платоновской философии, "истинное бытие — это некие умопостигаемые и бестелесные идеи"; данные же ощущению эмпирические тела, вещи и явления — не истинны, поскольку вообще относятся не к бытию, а к чему-то подвижному, становлению (Платок, Софист, 246Ь).

Истинное познание — это познание бытия, т.е. мира идей. Оно доступно лишь "редким людям" — философам (Государство, 476 г). Толпе же, считал Платон, не присуще быть философом.

Идея — образ и сущность вещи, определяющее ее первоначало и принцип. Мир идей — смыслообразующий контекст мира вещей и явлений. Там, где речь идет о разумном (соответствующем истинному бытию и божественным первообразцам) упорядочении земного мира явлений и отношений (например, полисной жизни, законов и т. д.), — идея выступает не только как онтологическая основа и первопричина мира явлений, но и как руководящий принцип, стандарт и образец (парадигма) его организации.

Идеальное государство и разумные, справедливые законы трактуются Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной, политической и правовой жизни.

Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало (каждое сословие и каждый член государства) занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует, по Платону, соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого. Так, характеризуя справедливость в идеальном государстве, Платон пишет: "заниматься каждому своим делом это, пожалуй, и будет справедливостью"; "справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое" (Государство, 433 Ь, е). Справедливость, по Платону, состоит также в том, "чтобы никто не захватывал чужого и не лишался своего" (Государство, 433 е).

Появление нового типа философа в период расцвета рабовладельческой демократии. Потребности в общем и политическом образовании. Философский и социальный анализ проблем общества, государства, политики и права. Развитие политических и судебных учреждений.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 05.02.2016
Размер файла 31,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра теории государства и права

Специальность "Государственное управление и право"

по дисциплине "История политических и правовых учений"

на тему "Учение софистов и Сократа о законном и справедливом"

древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность - поворотный момент античной философии.

Сокрамт (греч. УщксЬфзт)

Дата и место рождения: 469 г. до н.э., Афины.

Дата и место смерти: 399 г. до н.э. (70 лет), Афины.

В браке с: Ксантиппа.

Родители: Софрониск, Фенарет.

Учение софистов и Сократа о законном и справедливом

Начало в исследовании проблемы человека положили софисты Протагор (480 - 410 гг. до н. э.), Горгий (480 - 380 гг. до н. э.) и другие. Слово "софист" (от греческого "софия" - мудрость), первоначально означавшее "мудрец", "искусственник", "изобретатель", со второй половины IV века до н. э. становится кличкой, означавшей особый тип философа, философа-профессионала, учителя философии. Новый тип философа появляется в период расцвета рабовладельческой демократии, благодаря потребности в общем и политическом образовании, порожденной развитием политических и судебных учреждений, научной, философской и художественной культуры. В условиях демократии политическая образованность, опыт и мастерство в публичных выступлениях, на судах начинает цениться чрезвычайно высоко. В соответствии с общественной потребностью появляются и учителя этого искусства. Пользуясь энциклопедическими знаниями и искусством красноречия, они опровергали казавшиеся непоколебимыми истины и обосновывали порой самые необычные воззрения. Софисты способствовали развитию логического мышления, гибкости понятий, позволяющих соединить и даже отождествить как будто бы самые несовместимые вещи. Логическая доказуемость считалась у них основным свойством истины. Доказать - значило убедить, уговорить. Софисты считали, что доказать можно все, что угодно. Все, что требуется доказать в тех или иных обстоятельствах. "Познай самого себя" - этот призыв, помещенный у входа в храм Аполлона в Дельфах, становится у софистов и Сократа ведущим содержанием всех их философских размышлений.

Из рассуждений Протагора также следует, что различия и даже противоречия во мнениях не могут, сами по себе, быть критерием истинности или ложности одного из этих мнений. А значит, дело не в абстрактной истинности или ложности того или иного мнения о том, что может быть принято данным объектом за истину в данный момент, при данных обстоятельствах. Иначе говоря, абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Релятивизм в теории познания служит обоснованием и правового, и нравственного релятивизма. Софисты подчеркивали условность правовых норм, государственных законов и моральных оценок. "Каждая власть устанавливает законы, полезные для нее самой: демократия - демократические, тирания - тиранические" и т. д. "То, что представляется каждому государству справедливым и прекрасным, то и является таковым для него, пока оно таковым считается", - утверждал Протагор. Учеником софистов в начальный период своего творчества, а затем их непримиримым оппонентом был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Прогрессивное значение софистики заключается в том, что она выдвинула на передний план субъективный момент в отношении человека к миру, выразившийся в требовании: все, что ценное для личности, должно быть оправдано перед ее сознанием. Однако, это оправдание в софистике было поставлено в зависимость от случайного хотения и мнения отдельного индивида. Сократ же выступил против релятивизма софистов. Мерилом всех вещей для Сократа является не субъективно-произвольный единичный человек, а человек как разумное, мыслящее существо, поскольку в мышлении находят свое выражение общие законы. Сократ выступил с требованием выработать такие истины, которые имели бы общее и объективное значение. Итак, основополагающая способность человека, по Сократу, - это разум, мышление. Именно разум способен дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Отсюда вытекает метод Сократа - майевтика - (повивальное искусство). Этот метод помогает рождению человеческой мысли, а философ, работающий по этому методу, уподобляется "бабке-повитухе".

В чем же состоит сущность этого метода и на какие философские предпосылки он опирается? Исходным началом метода Сократа является ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающему, Сократ пробуждает у людей сомнения в общепринятых истинах ("Я знаю, что я ничего не знаю", - заявил он) и, тем самым, приглашал их к рассуждению, к выработке своей собственной позиции, которая основывалась бы на логических аргументах, была бы достаточно обоснованной.

А достигал он этой цели путем точной постановки вопросов. При этом, Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека.

Человек обладает полнотой знания. Сознание черпает из самого себя все понимание истины и лишь оттуда оно должно черпать это понимание.

Задача философа помочь человеку родиться к новой жизни, к обретению подлинных и истинных моральных норм. "Я поставил своей жизненной целью оказывать каждому в его индивидуальной духовной жизни посильную помощь, стремясь наметить пути, по которым каждый из вас мог бы стать лучшим и более разумным", - говорил в "Апологии" Сократ. Основное содержание сократовских рассуждений посвящено проблемам морали: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость. Философия, с точки зрения Сократа, - это и есть способ познания добра и зла. Это познание Сократ осуществляет в процессе бесед. Так что по форме метод Сократа - это беседы, диалоги. В этих беседах Сократ исходит из фактов частной жизни, из конкретных явлений окружающей действительности. Он сравнивает отдельные моральные поступки, выделяет в них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить предшествующие их объяснению противоречивые моменты и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе вычленения каких-то существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия о добре, зле, справедливости, красоте и т. д. Целью критической работы ума, по Сократу, должно быть получение понятия, основанного на строго научном определении предмета.

Философское обоснование Сократом необходимости правления знающих не было, конечно, завуалированной формой апологии каких-то практически существовавших в его времена политических порядков. Это, однако, не означает, что у него не было определенных социально-политических симпатий и антипатий. Так, по свидетельству Ксенофонта и Платона, в качестве благоустроенных государств, управляемых хорошими законами, Сократ называл аристократические Спарту и Крит, умеренно-олигархические Фивы и Мегары, В принципе же он ратовал за правление знающих, а не за господство старой родовой аристократии или новоявленных богачей. Резко отрицательно относился Сократ к тирании как режиму беззакония, произвола и насилия. Подчеркивая недолговечность тирании, он отмечал, что тиран, казнящий неугодных ему здравомыслящих и дельных граждан, непременно будет в скором времени наказан и сам.

В более мягкой форме Сократ критиковал демократию. Главный недостаток ее он видел в некомпетентности должностных лиц, избиравшихся путем жребия, т. е. случайным образом. Весьма низко ставил и политическую мудрость народного собрания, которое в условиях афинской демократии играло ведущую роль в решении основных государственных дел. "Разве ты стыдишься этих суконщиков, земледельцев, купцов или тех базарных торговцев, которые думают только о том, чтобы дешевле купить и дороже продать? -- спрашивает Сократ у Хармида. -- Ведь из этих людей составляется народное собрание".

Иронизируя над всевластием афинского демоса, который своим решением превращал незнающих людей в стратегов и т. п., Сократ, когда зашла речь о нехватке лошадей, посоветовал и этот вопрос решить на народном собрании и путем голосования превратить ослов в лошадей, но эти выпады Сократа не означали, что он хотел бы насильственным образом заменить демократию какой-либо иной политической формой. Речь шла, скорее, о необходимости совершенствования демократии, о необходимости иметь компетентное правление

Сократ был убежденным патриотом афинского полиса, и его критика отрицательных сторон афинской демократии оставалась в границах этой безусловной для него преданности родному полису. Восхваляя высокие нравственные качества афинян по сравнению с другими эллинами, он с гордостью за своих соотечественников говорил: "Ни у кого нет более замечательных и более многочисленных великих деяний предков, чем у афинян". Но это "первенство в доблести" среди эллинов, как показали печальные для афинян итоги Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой, утеряно. Военные неудачи Афин сопровождались внутриполитическими неурядицами, антидемократическими переворотами, приходом к власти на короткое время сторонников олигархического и даже тиранического правления. Демократия в свою очередь прибегала, защищаясь против усилившейся оппозиции, к крайним мерам, что еще более обостряло внутриполисную напряженность и борьбу за власть.

Враги афинской демократии приписывали все внешние и внутренние неудачи именно демократическому устройству полиса, правлению демоса. Позиция Сократа была иной. В основе постигших Афины неурядиц он видел прежде всего нравственную порчу своих сограждан, самоуверенность которых повлекла за собой небрежность, легкомыслие и непослушание в делах военных и полисных. "Я полагаю,-- говорил Сократ Периклу-младшему о причинах упадка Афин,-- что как все люди, несмотря на свои преимущества и превосходства, единственно вследствие нерадения оказываются ниже своих соперников, так точно и афиняне, в силу своего большого превосходства, перестали заботиться о себе и вследствие этого стали хуже. Если бы они, исследовав установления предков, исполняли их не хуже предков, то и сами были бы не хуже; если же этого нельзя, то пусть бы по крайней мере подражали тем, которые в настоящее время считаются первыми, и действовали бы одинаково с ними. Тогда, действуя одинаково, афиняне не были бы хуже, а, действуя более внимательно, были бы лучше".

Сократ учил, что философия - любовь к мудрости, любовь к знанию - может рассматриваться как нравственная деятельность в том случае, если знание само по себе есть добро. И это положение является движущей пружиной всей его деятельности. Сократ верил, что, если человек знает что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Нравственное зло идет от незнания, значит, знание - это источник нравственного совершенства. Истина и нравственность, для Сократа, - совпадающие понятия. Можно утверждать, что существует истинная нравственность. По Сократу, это знание того, что такое хорошо, а вместе с тем, что полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью. Сократ называл три основных человеческих добродетели:

1) умеренность (знание как обуздывать страсть);

2) храбрость (знание как преодолевать опасности);

3) справедливость (знание как соблюдать законы божественные и человеческие).

Таким образом, Сократ пытался найти в сознании, мышлении человека такую прочную и твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей общественной жизни, в том числе и государства. Но Сократа не поняли и не приняли его сограждане. Он был обвинен в том, что развращает своими рассуждениями молодежь, не признает богов и священных обычаев, и потому был арестован. По сохранившимся свидетельствам, основной задачей обвинителей было "попугать" Сократа, принудить его эмигрировать из Афин и тем самым прекратить свою деятельность.

Друзья Сократа подготовили все для успешного побега его из тюрьмы. Но он отказался, ибо считал, что побег может означать его отказ от своих идей, от моральных принципов, которые он исповедовал и которым учил других людей. По приговору суда Сократ выпил смертельный яд цикуту. Тем самым, он хотел доказать, что истинный философ должен жить и умереть в согласии со своим учением.

В философии софистов и Сократа человек становится единственным бытием. Имея в виду предшествующую философию, искавшую бытие вне человека софист Горгий доказывает, что, если бы оно существовало, мы не могли бы иметь о нем никакого знания, а если бы имели таковое, то не могли бы его выразить. Иначе говоря, человек только в себе самом может найти истину. Эта идея очень четко была сформулирована другим известным софистом Протагором: "Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют". Таким образом, следует констатировать, что со времен софистов и Сократа проблема человека, человеческой личности становится одной из важнейших проблем философии. философ рабовладельческий политический судебный

Развитию политико-правовой мысли в V в. в значительной мере содействовало углубление философского и социального анализа проблем общества, государства, политики и права. Вовлечение политико-правовой темы в круг широкого обсуждения связано с именами софистов, выступивших в V в. до н. э. в условиях укрепления и расцвета античной демократии. Наименование "софист" происходит от слова "софос" (мудрый). Уже в древности различали два поколения софистов: старших (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и др.) и младших (Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.) софистов. Многие из старших софистов придерживались в целом демократических воззрений. Среди младших софистов наряду со сторонниками демократии встречаются приверженцы и иных форм правления (аристократии, тирании).

Принципиальным критиком софистов был Сократ (469-399 гг. до н. э.) - одна из интереснейших и популярнейших фигур в духовной истории человечества. Сократ занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Сократ был принципиальным сторонником законности. В плане практической политики сократовский идеал означал правление знающих, т. е. обоснование принципа компетентного правления, а в плане теоретическом - попытку выявить и сформулировать нравственно-разумную основу и сущность государства.

В основе философского подхода Сократа к нравственной, политической и правовой проблематике в целом лежит рационалистическое представление об определяющем, императивно-регулятивном значении знания. Будучи божественным по своим истокам и статусу, знание, согласно Сократу, доступно и людям. Степень овладения знанием означает меру причастности людей к божественным началам и, следовательно, уровень справедливости и законности в общественной, политической и частной жизни.

Как и добродетель в целом, политическая добродетель, куда Сократ включает и представления о нравственной природе закона, -- это знание.

И неписаные божественные законы, и писаные человеческие законы имеют в виду, согласно Сократу, одну и ту же справедливость, которая не просто является критерием законности, но по существу тождественна с ней.

Когда софист Гиппий настойчиво спрашивает у Сократа, каково же его учение о справедливости, Сократ говорит ему: "Я лично того мнения, что нежелание несправедливости служит достаточным доказательством справедливости. Но если ты этим не довольствуешься, то, вот, не нравится ли тебе следующее: я утверждаю, что то, что законно, то и справедливо".

и критически адресуется им ко всем формам политического устройства и законодательства.

Принцип законности (его наличие или отсутствие) Сократ использует в качестве одного из существенных критериев в своей классификации и характеристике различных форм государственного устройства и правления.

С господством разумных и справедливых законов Сократ связывал саму возможность политической свободы. И говоря об обязанностях индивида перед полисом он имел в виду законные обязанности свободных и равных граждан в условиях разумно и справедливо упорядоченного полиса. Лишь на этом пути достижима, по мысли Сократа, свобода -- "прекрасное и величественное достояние как для человека, так и для государства".

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

· 1. Ксенофонт. Сократические сочинения: [перевод с древнегреческого] / Ксенофонт; [вступ. ст. и примеч. С. Соболевского]. -- М.: Мир книги : Литература, 2007. -- 367 с. -- (Великие мыслители).

· 2. Жебелев С. А. Сократ. -- Берлин, 1923. Жебелев С. А. Сократ: биографический очерк / С. А. Жебелев. -- Изд. 2-е. -- Москва : URSS : ЛИБРОКОМ, 2009. -- 192 с.

· 3. Нерсесянц В. С. Сократ / В. С. Нерсесянц. -- М.: Изд. группа "ИНФРА-М" : Норма, 1996. -- 305, [1] с (первое издание -- М.: Наука, 1984)

· 4. Фанкин Ю. Осуждение Сократа. -- М., 1986. -- 205 с.

· 5. Эберт Теодор. Сократ как пифагореец и анамнезис в диалоге Платона "Федон" / Теодор Эберт; [пер. с нем. А. А. Россиуса]. -- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. -- 158с.

· 6.Фомичев Н. Во имя истины и добродетели : Сократ. Повесть-легенда. Николай Фомичев; [Худож. Н. Белякова]. -- М.: Мол. гвардия, 1984. -- 191 с.

Подобные документы

Развитие античной греческой философии в период расцвета классической греческой рабовладельческой демократии. Взгляды Сократа – основоположника этики, теории морали и диалектики. Объективный идеализм Платона. Систематизация философского знания Аристотелем.

реферат [25,5 K], добавлен 27.03.2010

Биография Сократа, ученики и современники. Философия в понимании Сократа. Философский метод Сократа. Этическое учение Сократа. Знаменитые платоновские диалоги или откуда мы знаем о Сократе. Корни учения Сократа и труды древнегреческих философов.

курсовая работа [39,9 K], добавлен 29.10.2008

Исследование биографии великого античного мудреца Сократа. Изучение его политических идей и пути в философию. Анализ места философа в истории моральной философии, политических и правовых учений. Тема человека, проблемы жизни и смерти в сократовской мысли.

реферат [41,4 K], добавлен 20.09.2013

История политических учений. Теория божественного происхождения власти в учениях Древнего мира. Основы политической философии и юриспруденции. Основные аспекты государства Платона. Значение труда философа для развития знаний в области государства и права.

реферат [39,1 K], добавлен 31.10.2011

Биография Протагора - древнегреческого философа, основоположника движения софистов. Формирование политической и правовой идеологии Древней Греции. Подрыв патриархальных устоев общинной жизни. Настоятельная потребность в учителях. Учение софистов.

Вашему вниманию представляется Сборник научных статей по философии права. Данный сборник может быть интересен и полезен также при подготовке к занятиям по теории государства и права, политическим и правовым учениям. Его оригинальность состоит в том, что это первый сборник магистрантов с преподавателем по изучаемой дисциплине. Сборник включает философско-правовые взгляды мыслителей разных эпох. Структурно сборник состоит из трех разделов: философия права древнего мира, философия права нового и новейшего времени, философия права отечественных мыслителей. В рамках одного сборника невозможно охватить всех представителей различных эпох, и в дальнейшем планируется продолжить практику подобных сборников.

СОДЕРЖАНИЕ

Философия права древнего мира………………………………………….…..5

Е.И. Хазова, В.В. Русанов

В.В. Кеслер, В.В. Русанов

ПРАВО ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФИЛОСОФИИ СОКРАТА………………………………………. 8

М.В. Солдатов, В.В. Русанов

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА ДЕМОКРИТА……………………………………………………….11

Е.И. Блек, В.В. Русанов

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ПЛАТОНА……………………………………. 14

Т.В. Ерошок, В.В. Русанов

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ………………………………20

Д.Г. Малыхина, В.В. Русанов

ЦИЦЕРОН И ФИЛОСОФИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО РИМА………………………………. 24

Т.А. Богданова, В.В. Русанов

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО……………………………………31

К.А. Корягина, В.В. Русанов

ФИЛОСОФИЯ И ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ФОМЫ АКВИНСКОГО……………………. 37

Философия права нового и новейшего времени. 43

Г.А. Озюменко, В.В. Русанов

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА ФРЕНСИСА БЭКОНА……………………………………………. 43

В.В. Потресаева, В.В. Русанов

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА ГУГО ГРОЦИЯ…………………………………………………..….47

И.Е. Домашенко, В.В. Русанов

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В ТРУДАХ ТОМАСА ГОББСА……………………………………53

Л.С. Нефедова, В.В. Русанов

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ДЖОНА ЛОККА………………………………..…58

А.И. Назырова, В.В. Русанов

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ – ШАРЛЬ-ЛУИ МОНТЕСКЬЕ……..62

Е.О. Воронкова, В.В. Русанов

ПРАВО В ТРУДАХ ЖАН-ЖАКА РУССО……………………………………………..…….67

Г.В. Жилкин, В.В. Русанов

АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ПРАВА ГЕГЕЛЯ……………………………………………71

А.М. Алиев, В.В. Русанов

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА ГАНСА КЕЛЬЗЕНА…………………………………………….….78

А.С. Лукашова, В.В. Русанов

ФИЛОСОФ И ТЕОРЕТИК ПРАВА Г. ХАРТ……………………………………….………..82

Философия права в работах отечественных мыслителей……………………89

А.А. Долгов, В.В. Русанов

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ МИРОВОЗРЕНИЕ В.Н. ТАТИЩЕВА………………………….89

П.В. Павлов, В.В. Русанов

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА К.А. НЕВОЛИНА……………………………………………….…..94

Е.В. Доронкина, В.В. Русанов

ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ В.Д. КАТКОВА……………………………………………….…..102

Т.В. Чернусь, В.В. Русанов

ТЕОРЕТИК ФИЛОСОФИИ ПРАВА – Б.Н. ЧИЧЕРИН…………………………………….107

Н.В. Мерц, В.В. Русанов

УЧЕНЫЙ ПРАВОВЕД, ПУБЛИЦИСТ - А.Д. ГРАДОВСКИЙ………………………….…111

К.И. Слепцова, В.В. Русанов

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА М.М. КОВАЛЕВСКОГО……………………………………….…115

А.Е. Николаева, В.В. Русанов

РУССКИЙ ЮРИСТ, ЦИВИЛИСТ – Г.Ф. ШЕРШЕНЕВИЧ………………………………..120

М.Н. Гомлякова, В.В. Русанов

УЧЕНИЕ О ПРАВЕ П.И. НОВГОРОДЦЕВА…………………………………………….…126

С.В. Иванова, В.В. Русанов

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В ТРУДАХ И.В. МИХАЙЛОВСКОГО…………………………..130

М.А. Куренкова, В.В. Русанов

ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ МЕТОД Н.А. БЕРДЯЕВА В ФИЛОСОФИИ ПРАВА…. 137

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА

Е.И. Хазова

магистрант юридического факультета

Алтайского государственного университета

В.В. Русанов

к.и.н., доцент кафедры теории и истории государства и права

Алтайского государственного университета

УЧЕНИЕ СОФИСТОВ

Вовлечение политико-правовой темы в круг широкого обсуждения связано с именами софистов, выступивших в V в. до н. э. в условиях укрепления и расцвета античной демократии. Они не составляли какой-либо единой школы и развивали различные философские, политические и правовые взгляды.

Уже в древности различали два поколения софистов: старших и младших. К числу старших относятся Протагор, Горгий, Гиппий, Антифон, Продик; к числу младших – Ликофрон, Фрасимах, Калликл, Алкидам, Критий. Старшие софисты придерживались прогрессивных взглядов и были сторонниками демократии. Среди младших наряду с представителями демократического направления встречались и защитники авторитарных взглядов и течений (аристократии, тирании). Сочинения софистов до нас не дошли, за исключением некоторых отдельных отрывков. Сведения об их учениях содержатся главным образом в трудах других античных мыслителей, в частности, Платона и Аристотеля.

Гиппий из Элиды (460—400 до н. э.) первым среди софистов в духе естественно-правового учения резко противопоставил природу и полисный закон. Природа вещей в его трактовке предстает в качестве того истинного, естественного права, которое противостоит ошибочному, искусственному, полисному закону.

Подводя итог вышесказанному, приходим к выводу о том, что учение каждого из софистов было своеобразным, во многом отличалось от идей иных представителей данного направления. Каждый из софистов внес свой собственный вклад в развитие мысли о праве, законах и государстве, вместе же они дали обширный материал для размышлений и исследований последующим философам.

В.В. Кеслер

магистрант юридического факультета

Алтайского государственного университета

В.В. Русанов

к.и.н., доцент кафедры теории и истории государства и права

Алтайского государственного университета

ПРАВО ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФИЛОСОФИИ СОКРАТА

Сокра́т (др.-греч. Σωκράτης; 470/469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы.

И неписаные божественные законы, и писаные человеческие законы имеют в виду, согласно Сократу, одну и ту же справедливость.

Релятивизм софистов преодолевает Сократ. Требуя рационального переосмысления нравственных и правовых традиций, он одновременно выступал за их почитание.

С именем Сократа связан новый, исключительно важный поворот в философском познании сущности бытия. Сократ показал, что мышление человека и всеобщий божественный разум, о котором учили его предшественники, имеют одну и ту же сущность. Поэтому человек должен постичь самого себя.

Подчиняться установленным законам, считал Сократ, долг каждого человека. По учению Сократа, законы определяют отношение человека как к людям, так и к богам. В подчинении законам заключается справедливость.

Знающий смысл и необходимость законов обязательно будет им следовать. Справедливость, являющаяся одной из добродетелей, отождествляется со знанием.

Подчинение законам, согласно Сократу, дает возможность людям стяжать почести, пользоваться общим доверием и избегать наказаний.

Кроме писаных законов, Сократ полагает существование законов, господствующих повсюду и установленных властью бессмертных богов, как, например, закон о подчинении богам.

От наказаний за нарушение этих законов люди не могут избавиться ни силою, ни бегством, чем они иногда избавляются от наказаний за нарушение законов писаных. И писаные, и неписаные законы имеют общий источник – справедливость. Соответствие справедливости - критерий законности.

Значение Сократа в истории философии права определяется тем, что он первый рассматривает в единстве проблему человека и проблему всеобщих объективных начал права.

Сократ подробно рассматривает природу и устройство идеального государства.

Как и добродетель в целом, политическая добродетель, куда Сократ включал и представления о нравственной природе закона, – это знание.

«Он утверждал, – что справедливость и всякая другая добродетель состоит в знании, и что справедливое и все то, что совершается посредством добродетели, есть нравственно-прекрасное; что, таким образом, знающие нравственно-прекрасное не предпочтут ему ничего иного, а незнающие не произведут его; если же захотят произвести, то впадут в ошибки.

Как неписаные божественные законы, так и писаные человеческие законы имеют в виду, согласно Сократу, одну и ту же справедливость, которая не просто является критерием законности, но по существу тождественна с ней.

Будучи божественным по своим истокам и статусу, знание, согласно Сократу, доступно и людям.

Степень овладения знанием означает меру причастности людей к божественным началам и, следовательно, уровень справедливости и законности в общественной, политической и частной жизни.

И неписаные божественные законы, и писаные человеческие законы имеют в виду, согласно Сократу, одну и ту же справедливость, которая не просто является критерием законности, но по существу тождественна с ней.

В отличие от софистов и циников (киников), Сократ видел свое призвание в укреплении основ морали и права.

Сократ предпринял решительную попытку подчинить нравственно-правовым нормам мощь человеческого интеллекта, ввести в рамки добропорядочности впавшую в дионисийские восторги философскую мысль софистов и циников.

Им были выдвинуты два типа основ морали и права - объективные и субъективные.

Объясняя объективные основы морали и права, Сократ подчеркивал, что в основе человеческого бытия, социальной жизни и социального порядка лежат высшие божественные законы - неписаные предписания и запреты, которые имеют космическое происхождение.

Поэтому объективные и всеобщие морально-правовые нормы, существующие в обществе как производные от божественных законов, носят не относительный, а абсолютный характер.

Важнейшими субъективными основами морального и законопослушного поведения, по Сократу, является знание.

Существование объективно всеобщих моральных и правовых норм требует от человека их знания.

Только человек знающий, что такое справедливость, может быть справедливым, а знающий суть добродетели - добродетельным.

И только тот, кто научился управлять собой и во всех без исключения случаях придерживается правильного понимания, может повелевать другими и быть государственным мужем.

По Сократу, справедливость — не просто критерий законности, она по существу тождественна ей.

Сократ не стремился провозгласить новое философское учение и не вёл систематических записей.

Философия права Сократа повлияла на дальнейшее развитие права.

Влияние Сократа сказывается на высшие достижения греческой политико-правовой мысли, как политическая философия Платона и политическая наука Аристотеля.

\u0422\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u0441\u043e\u0444\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432 \u0432\u044b\u0437\u044b\u0432\u0430\u043b\u0430 \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0438\u0435 \u0441\u043f\u043e\u0440\u044b: \u043f\u0440\u043e\u0442\u0438\u0432\u043d\u0438\u043a\u043e\u043c \u0441\u043e\u0444\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432 \u044f\u0432\u043b\u044f\u043b\u0441\u044f \u0421\u043e\u043a\u0440\u0430\u0442. (469-399 \u0433. \u0434\u043e \u043d.\u044d.) \u041e\u0442 \u0421\u043e\u043a\u0440\u0430\u0442\u0430 \u043d\u0435 \u043e\u0441\u0442\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c \u043d\u0438\u043a\u0430\u043a\u0438\u0445 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u0439. \u0421\u0434\u0435\u043b\u0430\u043b \u043e\u043d \u044d\u0442\u043e \u043d\u0430\u043c\u0435\u0440\u0435\u043d\u043d\u043e, \u0442\u0430\u043a \u043a\u0430\u043a, \u043f\u043e \u0435\u0433\u043e \u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044e, \u043b\u044e\u0431\u0430\u044f \u0438\u0441\u0442\u0438\u043d\u0430 \u0440\u043e\u0436\u0434\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0432 \u0441\u043f\u043e\u0440\u0435. \u0427\u0442\u043e\u0431\u044b \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0443\u0447\u043d\u0443\u044e \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044e, \u043d\u0430\u0434\u043e \u043f\u0440\u043e\u0430\u043d\u0430\u043b\u0438\u0437\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043c\u043d\u043e\u0436\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u0439. \u0421\u043e\u0444\u0438\u0441\u0442\u044b \u0441\u043b\u0438\u0448\u043a\u043e\u043c \u0430\u0431\u0441\u043e\u043b\u044e\u0442\u0438\u0437\u0438\u0440\u0443\u044e\u0442 \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0440\u0430\u0437\u0443\u043c\u0430 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430, \u0438 \u043e\u043d\u0438 \u043d\u0435 \u0443\u0447\u0438\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442, \u0447\u0442\u043e \u043a\u0440\u043e\u043c\u0435 \u043c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u043c\u0438\u0440\u0430 \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442 \u043c\u0438\u0440 \u0434\u0443\u0445\u043e\u0432\u043d\u044b\u0439, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043d\u0435\u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u044c \u0441 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u044c\u044e \u0447\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432 \u0438 \u0441\u0443\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0439. \u0421 \u0442\u043e\u0447\u043a\u0438 \u0437\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f \u0421\u043e\u043a\u0440\u0430\u0442\u0430, \u0434\u0443\u0445\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u043f\u043e\u0437\u043d\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u0438\u043d\u0430\u0447\u0435. \u041e\u043d \u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u0438\u0442, \u0447\u0442\u043e \u0437\u0430\u0434\u0430\u0447\u0430 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430 \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u0438\u0442 \u0432 \u0442\u043e\u043c, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u044c \u0432\u043d\u0443\u0442\u0440\u0435\u043d\u043d\u0438\u0439 \u0441\u043c\u044b\u0441\u043b \u043e\u043a\u0440\u0443\u0436\u0430\u044e\u0449\u0438\u0445, \u0432 \u0442\u043e\u043c \u0447\u0438\u0441\u043b\u0435, \u0438 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0445 \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439. \u0421\u043e\u043a\u0440\u0430\u0442 \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u0435\u0442, \u0447\u0442\u043e \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u044c \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0445 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043f\u043e\u0437\u043d\u0430\u0432 \u0441\u0430\u043c\u043e\u0433\u043e \u0441\u0435\u0431\u044f. \u0422\u0430\u043a\u043e\u0435 \u0437\u043d\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0441 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u044c\u044e \u043d\u0440\u0430\u0432\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0447\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432\u0430. \u0427\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432\u043e \u043d\u0440\u0430\u0432\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0434\u0430\u043d\u043e \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0443 \u043e\u0442 \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u044b \u0438 \u0437\u0430\u043a\u043b\u044e\u0447\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0432 \u0441\u043e\u0437\u043d\u0430\u043d\u0438\u0438 \u0441\u0432\u043e\u0435\u0439 \u043e\u0431\u0449\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0441 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u043c\u0438 \u043b\u044e\u0434\u044c\u043c\u0438. \u0422.\u043e, \u0421\u043e\u043a\u0440\u0430\u0442 \u2013 \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d\u043d\u0438\u043a \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u043e\u0431\u0449\u0438\u0445 \u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0435\u0441\u043e\u0432, \u043d\u0430 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0435 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445 \u0438 \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442 \u043f\u043e\u043b\u0438\u0441. \u0422\u0430\u043a\u043e\u0435 \u0447\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432\u043e \u043d\u0440\u0430\u0432\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0441\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0441\u044f \u043e \u0441\u0443\u0442\u0438 \u043a \u0438\u0434\u0435\u0435 \u043e\u0431\u043d\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f. \u0418\u043d\u0430\u0447\u0435 \u043b\u044e\u0434\u0438 \u043d\u0435 \u0441\u043c\u043e\u0433\u0443\u0442 \u0436\u0438\u0442\u044c. \u0418\u0441\u0442\u043e\u0447\u043d\u0438\u043a\u043e\u043c \u043d\u0440\u0430\u0432\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0432\u0441\u0435\u043e\u0431\u0449\u0438\u0439 \u041b\u043e\u0433\u043e\u0441 \u2013 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d \u0441\u043f\u0440\u0430\u0432\u0435\u0434\u043b\u0438\u0432\u043e\u0441\u0442\u0438, \u0430 \u0437\u0430\u0434\u0430\u0447\u0430 \u043c\u0443\u0434\u0440\u0435\u0446\u0430 \u2013 \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0438\u043d\u0446\u0438\u043f\u0430 \u0432\u0441\u0435\u043e\u0431\u0449\u0435\u0439 \u0441\u043f\u0440\u0430\u0432\u0435\u0434\u043b\u0438\u0432\u043e\u0441\u0442\u0438. \u0411\u043b\u0438\u0437\u043e\u0441\u0442\u044c \u0421\u043e\u043a\u0440\u0430\u0442\u0430 \u0438 \u0441\u043e\u0444\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432 \u0437\u0430\u043a\u043b\u044e\u0447\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0432 \u0442\u043e\u043c, \u0447\u0442\u043e \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435, \u043a\u0430\u043a \u0438 \u0441\u043e\u0444\u0438\u0441\u0442\u044b, \u0421\u043e\u043a\u0440\u0430\u0442 \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u043b, \u0447\u0442\u043e \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u043d\u0435 \u0434\u043e\u043b\u0436\u0435\u043d \u0431\u0435\u0441\u0441\u043e\u0437\u043d\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u043f\u043e\u0434\u0447\u0438\u043d\u044f\u0442\u044c\u0441\u044f \u0443\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u043c\u0443 \u043f\u043e\u0440\u044f\u0434\u043a\u0443 \u0432\u0435\u0449\u0435\u0439: \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u043d \u0434\u043b\u044f \u0442\u043e\u0433\u043e, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u044c \u043e\u043a\u0440\u0443\u0436\u0430\u044e\u0449\u0438\u0439 \u043c\u0438\u0440. \u0413\u043b\u0430\u0432\u043d\u043e\u0435 \u0441\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430, \u043f\u043e \u0421\u043e\u043a\u0440\u0430\u0442\u0443 \u2013 \u044d\u0442\u043e \u0441\u0442\u0440\u0435\u043c\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0436\u0438\u0442\u044c \u0432 \u043c\u0438\u0440\u0435 \u0441 \u043e\u043a\u0440\u0443\u0436\u0430\u044e\u0449\u0438\u043c\u0438 \u043b\u044e\u0434\u044c\u043c\u0438. \u0414\u043b\u044f \u044d\u0442\u043e\u0433\u043e \u043d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c\u043e \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434.\u0441\u043e\u044e\u0437\u0430. \u0412\u0442\u043e\u0440\u043e\u0439 \u0442\u0435\u0437\u0438\u0441 \u0437\u0430\u043a\u043b\u044e\u0447\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0432 \u0442\u043e\u043c, \u0447\u0442\u043e \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u043b\u044e\u0434\u044c\u043c\u0438 \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u044f\u044e\u0442\u0441\u044f \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u043e\u043b\u043e\u043c, \u0430 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u0430\u043c\u0438. \u041f\u043e\u044d\u0442\u043e\u043c\u0443 \u043f\u043e\u0434\u0447\u0438\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u0443 \u2013 \u044d\u0442\u043e \u0438 \u0435\u0441\u0442\u044c \u0441\u043f\u0440\u0430\u0432\u0435\u0434\u043b\u0438\u0432\u043e\u0441\u0442\u044c. \u0421\u043f\u0440\u0430\u0432\u0435\u0434\u043b\u0438\u0432\u044b\u0439 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d \u2013 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d, \u0443\u0441\u0442\u0430\u043d\u0430\u0432\u043b\u0438\u0432\u0430\u044e\u0449\u0438\u0439 \u0440\u0430\u0432\u043d\u043e\u0432\u0435\u0441\u0438\u0435 \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0430\u043c\u0438 \u043d\u0430 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0435 \u0432\u0441\u0435\u043e\u0431\u0449\u0435\u0433\u043e \u041b\u043e\u0433\u043e\u0441\u0430. \u041f\u043e \u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044e \u0421\u043e\u043a\u0440\u0430\u0442\u0430, \u043c\u0443\u0434\u0440\u044b\u0439 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u2013 \u044d\u0442\u043e \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a, \u0437\u043d\u0430\u044e\u0449\u0438\u0439 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u044b \u0438 \u043f\u043e\u0434\u0447\u0438\u043d\u044f\u044e\u0449\u0438\u0439\u0441\u044f \u044d\u0442\u0438\u043c \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u0430\u043c \u043e\u0441\u043e\u0437\u043d\u0430\u043d\u043d\u043e. \u041f\u043e\u0434\u0447\u0438\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u044b \u2013 \u044d\u0442\u043e \u0442\u043e \u0436\u0435 \u0441\u0430\u043c\u043e\u0435, \u0447\u0442\u043e \u043f\u043e\u0434\u0447\u0438\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0441\u0432\u043e\u0435\u0439 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u0435. \u0422.\u043e., \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d, \u0434\u0430\u0436\u0435 \u0441\u0430\u043c\u044b\u0439 \u043d\u0435\u0441\u043e\u0432\u0435\u0440\u0448\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439, \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043d\u0430 \u043d\u0440\u0430\u0432\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438. \u0417\u0430\u043a\u043e\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u2013 \u044d\u0442\u043e \u043f\u0440\u0435\u0436\u0434\u0435 \u0432\u0441\u0435\u0433\u043e \u043f\u043e\u0434\u0447\u0438\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0438\u043d\u0430 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u0443. \u0414\u0430\u0436\u0435 \u043d\u0435\u0441\u043e\u0432\u0435\u0440\u0448\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d \u0434\u043e\u043b\u0436\u0435\u043d \u0431\u044b\u0442\u044c \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043d. \u041d\u0440\u0430\u0432\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u0430 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430 \u043d\u0435 \u0434\u0430\u0441\u0442 \u0435\u043c\u0443 \u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0434\u044b, \u0442.\u043a. \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0438\u043d \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u043d \u0438\u043c\u0435\u0442\u044c \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e \u0443\u043a\u0430\u0437\u0430\u0442\u044c \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u044f\u043c \u043d\u0430 \u043d\u0435\u0441\u043e\u0432\u0435\u0440\u0448\u0435\u043d\u0441\u0442\u0432\u043e \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u0430. \u041f\u0440\u0430\u0432\u043e \u043a\u0440\u0438\u0442\u0438\u043a\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0443\u044e\u0449\u0438\u0439 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d \u043e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u043d\u0440\u0430\u0432\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u043e\u0439 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430. \u041f\u0440\u0430\u0432\u043e \u043a\u0440\u0438\u0442\u0438\u043a\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0443\u044e\u0449\u0438\u0439 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d \u0432\u044b\u0437\u0432\u0430\u043b\u043e \u043d\u0435\u0434\u043e\u0432\u043e\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e \u0430\u0444\u0438\u043d\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u0435\u0439.

\u041f\u043e\u043b\u0438\u0442.\u0438\u0434\u0435\u0430\u043b \u0421\u043e\u043a\u0440\u0430\u0442\u0430 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0432\u044b\u0440\u0430\u0437\u0438\u0442\u044c \u0432 \u0432\u0438\u0434\u0435 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e \u043f\u0440\u0438\u043d\u0446\u0438\u043f\u0430: \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u044c \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u044b \u0437\u043d\u0430\u044e\u0449\u0438\u0435. \u0421\u0430\u043c \u043e\u043d \u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u0438\u043b \u043e\u0431 \u044d\u0442\u043e\u043c \u0442\u0430\u043a: \"\u0426\u0430\u0440\u0438 \u0438 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u0438 \u043d\u0435 \u0442\u0435, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043d\u043e\u0441\u044f\u0442 \u0441\u043a\u0438\u043f\u0435\u0442\u0440\u044b, \u043d\u0435 \u0442\u0435, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u0438\u0437\u0431\u0440\u0430\u043d\u044b \u0438\u0437\u0432\u0435\u0441\u0442\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0432\u0435\u043b\u044c\u043c\u043e\u0436\u0430\u043c\u0438, \u0438 \u043d\u0435 \u0442\u0435, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0441\u0442\u0438\u0433\u043b\u0438 \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438 \u043f\u043e\u0441\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c \u0436\u0440\u0435\u0431\u0438\u044f \u0438\u043b\u0438 \u043d\u0430\u0441\u0438\u043b\u0438\u0435\u043c, \u043e\u0431\u043c\u0430\u043d\u043e\u043c, \u043d\u043e \u0442\u0435, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u0443\u043c\u0435\u044e\u0442 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u044c\".

\u041f\u043e\u0441\u043b\u0435\u0434\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u043f\u0440\u0438\u0434\u0435\u0440\u0436\u0438\u0432\u0430\u044f\u0441\u044c \u0441\u0432\u043e\u0438\u0445 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0439 \u043e \u0441\u043f\u0440\u0430\u0432\u0435\u0434\u043b\u0438\u0432\u043e\u0441\u0442\u0438, \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0438 \u0440\u0430\u0437\u0443\u043c\u043d\u043e\u043c \u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0438, \u0421\u043e\u043a\u0440\u0430\u0442 \u043d\u0435\u043e\u0434\u043d\u043e\u043a\u0440\u0430\u0442\u043d\u043e \u0441\u0442\u0430\u043b\u043a\u0438\u0432\u0430\u043b\u0441\u044f \u0441 \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u044f\u043c\u0438 (\u0438 \u043f\u0440\u0438 \u0434\u0435\u043c\u043e\u043a\u0440\u0430\u0442\u0438\u0438, \u0438 \u043f\u0440\u0438 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0442\u0440\u0438\u0434\u0446\u0430\u0442\u0438 \u0442\u0438\u0440\u0430\u043d\u043e\u0432), \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435, \u0435\u0441\u0442\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e, \u0441\u0442\u0440\u0435\u043c\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c \u043f\u0440\u0435\u0441\u0435\u0447\u044c \u0435\u0433\u043e \u0432\u043b\u0438\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0443\u044e \u043e\u043f\u043f\u043e\u0437\u0438\u0446\u0438\u044e \u0438 \u0434\u043e\u0432\u043e\u043b\u044c\u043d\u043e \u043f\u043e\u043f\u0443\u043b\u044f\u0440\u043d\u0443\u044e \u043a\u0440\u0438\u0442\u0438\u043a\u0443.">]" data-test="answer-box-list">

Теория софистов вызывала очень большие споры: противником софистов являлся Сократ. (469-399 г. до н.э.) От Сократа не осталось никаких произведений. Сделал он это намеренно, так как, по его мнению, любая истина рождается только в споре. Чтобы создать научную теорию, надо проанализировать множество мнений. Софисты слишком абсолютизируют возможности разума человека, и они не учитывают, что кроме материального мира существует мир духовный, который невозможно понять с помощью чувств и суждений. С точки зрения Сократа, духовные явления познаются иначе. Он говорит, что задача человека состоит в том, чтобы понять внутренний смысл окружающих, в том числе, и других людей. Сократ считает, что понять других можно только познав самого себя. Такое знание возможно только с помощью нравственного чувства. Чувство нравственности дано человеку от природы и заключается в сознании своей общности с другими людьми. Т.о, Сократ – сторонник существования общих интересов, на основе которых и существует полис. Такое чувство нравственности сводится о сути к идее обновления. Иначе люди не смогут жить. Источником нравственности является всеобщий Логос – закон справедливости, а задача мудреца – понимание принципа всеобщей справедливости. Близость Сократа и софистов заключается в том, что также, как и софисты, Сократ считал, что человек не должен бессознательно подчиняться установленному порядку вещей: человек создан для того, чтобы понять окружающий мир. Главное свойство человека, по Сократу – это стремление жить в мире с окружающими людьми. Для этого необходимо существование гражд.союза. Второй тезис заключается в том, что отношения между людьми определяются не произволом, а законами. Поэтому подчинение закону – это и есть справедливость. Справедливый закон – закон, устанавливающий равновесие между гражданами на основе всеобщего Логоса. По мнению Сократа, мудрый человек – это человек, знающий законы и подчиняющийся этим законам осознанно. Подчинение законы – это то же самое, что подчинение своей человеческой природе. Т.о., любой закон, даже самый несовершенный, основывается на нравственности. Законность – это прежде всего подчинение гражданина закону. Даже несовершенный закон должен быть исполнен. Нравственная природа человека не даст ему свободы, т.к. гражданин обязан иметь право указать властям на несовершенство закона. Право критиковать действующий закон объясняется нравственной природой человека. Право критиковать действующий закон вызвало недовольство афинских властей.

Последовательно придерживаясь своих представлений о справедливости, законности и разумном правлении, Сократ неоднократно сталкивался с властями (и при демократии, и при правлении тридцати тиранов), которые, естественно, стремились пресечь его влиятельную оппозицию и довольно популярную критику.

Читайте также: