Что сделала конституция 1799 года восстановила всеобщее избирательное право

Обновлено: 02.07.2024

Правительственный заговор, во главе которого стал виднейший деятель Учредительного собрания и член Директории аббат Сийес, завершился военным переворотом 18 брюмера VIII года (9 ноября 1799 г.). Воспользовавшись политической провокацией (псевдозаговором якобинцев), верные Директории войска разогнали законодательный корпус. Лидером переворота стал генерал Наполеон Бонапарт, прославившийся в Итальянскую кампанию и пользовавшийся громадной популярностью в армии. Остаток депутатов парламента санкционировали подготовленные Сийесом государственно-политические перемены: вместо Директории правительственная власть передавалась Исполнительной комиссии из трех консулов (Сийес, Бонапарт, Дюко), вместо законодательных советов образовывались две законодательные комиссии по 25 членов, которым поручалось выработать новую конституцию исходя из новой системы власти. Диктатура, в том или ином виде сопровождавшая республиканский строй Франции с момента его формирования, вновь обретала отчетливый вид.

Режим Консульства получил законченное воплощение в новой конституции, подготовленной к декабрю 1799 г. Первоначальный проект ее, разработанный Сийесом, был отвергнут. Хотя многие важные его идеи (отказ от прямого народного представительства и введение выборных списков именитых людей, из которых бы формировалась власть, система нескольких взаимоисключающих по правам законодательных институтов, первенство правительственной власти) были сохранены. Сийес, кроме того, попробовал оградить конституцию от чисто военно-административной личной власти, а также возродить идею непререкаемых гражданских прав. Бонапарт, обнаруживший стремления к личному первенству, предложил иной проект от своего имени. Проект не был даже поставлен на голосование, члены законодательных комиссий подписали его поодиночке. Новая конституция была властно навязана Бонапартом, и переворот 13 декабря 1799 г. был более значим, чем предыдущий. Конституция была одобрена общим плебисцитом (3 млн.: 1562 чел.). Всеобщее избирательное право, отстаиваемое Бонапартом, стало орудием установления единоличной диктатуры полувоенного образца.

Конституция 1799 года (в 95 ст.) установила своеобразный республиканский строй с преобладанием исполнительной власти, а в рамках исполнительной структуры – преобладанием единоличной власти. Формально было восстановлено всеобщее избирательное право – с 21 года при соответствующем цензе оседлости и при самостоятельности статуса. Реально низовые избиратели только косвенно участвовали в формировании органов государственной власти: избиратели коммуны делегировали 1/10 себя в т. н. коммунальный список, те – 1/10 в следующий, департаментский, 1/10 тех составляла национальный список*, из которого назначались члены законодательного корпуса и других институтов. Списки нотаблей (избранных) первых уровней служили также для формирования из них коммунальных и департаментских властей.

* В условиях Франции начала XIX в. 1/1000 пригодных кандидатов немногим количественно превышала 1 тыс. чел., так что выбор был весьма относительным: просто делегировали полномочия лицам предусмотренного конституцией статуса.

Установленный Конституцией VIII года режим консульства был очевидно переходной политической формой. Обстоятельства сложились так, что режим эволюционировал в особую разновидность монархии, реально основанной на военной диктатуре – цезаризм.

56 Бонапартистский государственный переворот 18 брюмера VIII года Республики. Конституция Франции 1799 года и её характеристика.

Конституция 1799 года (в 95 ст.) установила своеобразный республиканский строй с преобладанием исполнительной власти, а в рамках исполнительной структуры – преобладанием единоличной власти. Формально было восстановлено всеобщее избирательное право – с 21 года при соответствующем цензе оседлости и при самостоятельности статуса. Реально низовые избиратели только косвенно участвовали в формировании органов государственной власти: избиратели коммуны делегировали 1/10 себя в т. н. коммунальный список, те – 1/10 в следующий, департаментский, 1/10 тех составляла национальный список*, из которого назначались члены законодательного корпуса и других институтов. Списки нотаблей (избранных) первых уровней служили также для формирования из них коммунальных и департаментских властей.

* В условиях Франции начала XIX в. 1/1000 пригодных кандидатов немногим количественно превышала 1 тыс. чел., так что выбор был весьма относительным: просто делегировали полномочия лицам предусмотренного конституцией статуса.

Установленный Конституцией VIII года режим консульства был очевидно переходной политической формой. Обстоятельства сложились так, что режим эволюционировал в особую разновидность монархии, реально основанной на военной диктатуре – цезаризм.

13 \u0434\u0435\u043a\u0430\u0431\u0440\u044f 1799 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u0432\u043e \u0424\u0440\u0430\u043d\u0446\u0438\u0438 \u0431\u044b\u043b\u0430 \u043f\u0440\u0438\u043d\u044f\u0442\u0430 \u043d\u043e\u0432\u0430\u044f \u043a\u043e\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0446\u0438\u044f. \u0415\u0451 \u043f\u0440\u0438\u043d\u0446\u0438\u043f\u0430\u043c\u0438 \u0431\u044b\u043b\u0438 \u043e\u0431\u044a\u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u044b: \u00ab\u0443\u0441\u043f\u043e\u043a\u043e\u0435\u043d\u0438\u0435, \u043f\u043e\u0440\u044f\u0434\u043e\u043a, \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c\u00bb. \u0417\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0434\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u044c \u0431\u044b\u043b\u0430 \u0440\u0430\u0437\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0430 \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u0447\u0435\u0442\u044b\u0440\u044c\u043c\u044f \u0440\u0430\u0437\u043d\u044b\u043c\u0438 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0430\u043c\u0438. \u00a0\u0418\u0441\u043f\u043e\u043b\u043d\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f \u0441\u043e\u0431\u0438\u0440\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u0432 \u0440\u0443\u043a\u0430\u0445 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0433\u043e \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430 \u2013 \u043f\u0435\u0440\u0432\u043e\u0433\u043e \u043a\u043e\u043d\u0441\u0443\u043b\u0430. \u00a0\u0420\u0435\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u043e\u043d \u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u043b \u0441\u0430\u043c \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u0432\u043e\u0439\u043d\u044b \u0438 \u043c\u0438\u0440\u0430, \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432, \u0432\u043d\u043e\u0441\u0438\u043c\u044b\u0445 \u0432 \u0421\u0435\u043d\u0430\u0442, \u043d\u0430\u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f \u0447\u0438\u043d\u043e\u0432\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432. \u0412\u0442\u043e\u0440\u043e\u0439 \u0438 \u0442\u0440\u0435\u0442\u0438\u0439 \u043a\u043e\u043d\u0441\u0443\u043b\u044b \u0438\u043c\u0435\u043b\u0438 \u0441\u043e\u0432\u0435\u0449\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0433\u043e\u043b\u043e\u0441. \u0424\u0440\u0430\u043d\u0446\u0443\u0437\u044b \u0443\u0441\u0442\u0430\u043b\u0438 \u043e\u0442 \u0440\u0435\u0432\u043e\u043b\u044e\u0446\u0438\u0438, \u0438 \u0440\u0435\u0436\u0438\u043c \u043b\u0438\u0447\u043d\u043e\u0439 \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0431\u044b\u043b \u043e\u0434\u043e\u0431\u0440\u0435\u043d \u043d\u0430 \u043f\u043b\u0435\u0431\u0438\u0441\u0446\u0438\u0442\u0435.

\u0412\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u041a\u043e\u043d\u0441\u0443\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0431\u044b\u043b\u0438 \u043f\u043e\u0434\u0442\u0432\u0435\u0440\u0436\u0434\u0435\u043d\u044b \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0434\u044b \u0444\u0440\u0430\u043d\u0446\u0443\u0437\u043e\u0432. \u0412\u043e\u0441\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u043e \u0432\u0441\u0435\u043e\u0431\u0449\u0435\u0435 \u0438\u0437\u0431\u0438\u0440\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e. \u00a0\u041c\u0435\u0441\u0442\u043d\u0430\u044f \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u044c \u043b\u0438\u043a\u0432\u0438\u0434\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c. \u0411\u044b\u043b \u043f\u0440\u0438\u043d\u044f\u0442 \u0440\u044f\u0434 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0432 \u0432 \u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0435\u0441\u0430\u0445 \u0441\u043e\u0431\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432. \u00a0\u041f\u043e\u0434\u0442\u0432\u0435\u0440\u0436\u0434\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u043d\u0430 \u0438\u043c\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e, \u043f\u0440\u0438\u043e\u0431\u0440\u0435\u0442\u0451\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0432 \u0433\u043e\u0434\u044b \u0440\u0435\u0432\u043e\u043b\u044e\u0446\u0438\u0438. \u00a0\u041f\u043e\u043e\u0449\u0440\u044f\u043b\u043e\u0441\u044c \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e. \u041a\u0440\u0443\u043f\u043d\u043e\u0439 \u0431\u0443\u0440\u0436\u0443\u0430\u0437\u0438\u0438 \u0431\u044b\u043b\u0438 \u0441\u0434\u0435\u043b\u0430\u043d\u044b \u0432\u044b\u0433\u043e\u0434\u043d\u044b\u0435 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0437\u0430\u043a\u0430\u0437\u044b. \u0411\u044b\u043b\u0438 \u043f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u044b \u0440\u0435\u0444\u043e\u0440\u043c\u044b, \u0432 \u0445\u043e\u0434\u0435 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445 \u0443\u0434\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c \u0432\u043e\u0441\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u043e\u0432\u0443\u044e \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0443 \u0424\u0440\u0430\u043d\u0446\u0438\u0438.

AngiF

Ответ:

Во время Консульства были подтверждены гражданские свободы французов. Восстановлено всеобщее избирательное право. Местная власть ликвидировалась. Был принят ряд законов в интересах собственников. Подтверждались права на имущество, приобретённое в годы революции. Поощрялось предпринимательство. Крупной буржуазии были сделаны выгодные государственные заказы. Были проведены реформы, в ходе которых удалось восстановить финансовую систему Франции.

По сути, почти полностью копировались соответствующие статьи, посвящённые судебной власти из Конституции 1795 г., только естественно в сильно сокращенном виде.

Придумывать что-то новое Наполеон, видимо, не посчитал нужным. Судебная власть, в отличие от законодательной и исполнительной, для него была делом второстепенным, непринципиальным и не заслуживающим особого внимания.

Судопроизводство делилось на 2 части: гражданское и уголовное . Гражданские суды должны были состоять из 3-х уровней: мировых судов в каждом коммунальном округе (их главная функция - примирение сторон), гражданских трибуналов первой инстанции (при

Виталий Юрьевич Захаров: «Российский и зарубежный конституционализм конца XVIII - 1-й четверти XIX вв. Опы169

департаментах) и кассационного трибунала .

Мировые судьи избираются непосредственно гражданами на 3 года (ст. 60) - это явно исключение из общего правила избрания

должностных лиц из соответствующего избирательного списка. Но на следующих уровнях судей избирают уже по спискам. Право избрания судей принадлежит Первому консулу (ст. 41), при этом судьи трибуналов исполняют свои функции пожизненно, кроме случаев осуждения за должностное преступление или исключения из соответствующего избирательного списка (ст. 68).

Единственное отличие от Конституции 1795 г. - не упоминаются третейские (посреднические) суды.

Структура уголовных судов полностью скопирована с предыдущей Конституции: исправительные трибуналы (для рассмотрения дел, не влекущих мучительных и позорящих наказаний), уголовные трибуналы (одновременно выступают и как апелляционные суды для рассмотрения жалоб по существу на решение исправительных трибуналов), Кассационный трибунал , судьи которого избираются Сенатом из общенационального списка., а не Первым консулом (ст.

20). Дел по существу Кассационный трибунал не рассматривает. Удовлетворённые жалобы передаются для повторного рассмотрения в соответствующий трибунал (ст.66).

Структуру судебной власти по Конституции 1799 г. можно представить в виде следующей схемы:


Раздел о пересмотре Конституции отсутствует . Судя по всему, предполагалось, что необходимости в этом не возникнет.

Итак, если подвести итоги , то можно отметить следующее.

Во-первых , Конституция 1799 г. носит ярко выраженный авторитарный характер . По форме правления Франция оставалась формально республикой , но республикой очень специфичной. Полномочия Первого консула настолько велики и настолько превосходят полномочия других ветвей власти, что фактически Франция больше походила на абсолютную монархию (каковой она и стала спустя 4 года). Современные юристы подобную форму правления называют суперпрезидентской республикой. По форме государственного устройства Франция оставалась жёстко централизованным у нитарным государством.

Во-вторых , в Конституции 1799 г. резко изменилась система приоритетов. Если в предыдущих Конституциях четко прослеживается принцип верховенства прав человека и преобладание законодательной власти над исполнительной и судебной, то в Конституции 1799 г. наоборот. И по расположению глав и по содержанию чётко проводится принцип приоритета исполнительной власти.

Что касается прав человека , то в Конституции 1799 г. они не на первом и даже не на

В качестве своеобразной компенсации было восстановлено всеобщее избирательное право для мужчин, но на самом деле система трехуровневых 10 %-х списков являлась пародией на выборы , о чём уже было сказано выше.

В-четвёртых , особенностью Конституции 1799 г. является небольшой объем (всего 95 статей), четкая структура и крайний лаконизм . Это в выгодную сторону отличает её от предыдущей Конституции 1795 г. Но обратной стороной этого крайнего лаконизма являлось отсутствие некоторых традиционных разделов (например, о пересмотре Конституции), а также недостаточная юридическая проработанность глав, посвящённых законодательной и, особенно, судебной власти.

В-пятых , обращает на себя внимание особый интерес , проявленный авторами Конституции (а, по сути, Наполеоном Бонапартом) к античному наследию. Это, прежде всего, нашло отражение в терминологии и названиях новых политических институтов. Консулы, Сенат, Трибунат - всё это свидетельствует об особом интересе Наполеона к политической системе Древнего Рима и одновременно об имперских амбициях генерала Бонапарта. Давая такие названия высшим государственным органам власти Франции, он, видимо, уже тогда в 1799 г. составил план постепенного превращения Французской республики в империю.

Если же в целом оценивать Конституцию 1799 г., то, на наш взгляд, перед нами типичный пример того режима, которому известный историк и политолог А. Н. Медушевский дал название мнимого конституционализма . И действительно, с формальной стороны все требования к классической Конституции вроде бы соблюдены (принцип верховенства закона, разделение властей, права и свободы личности, пусть и в урезанном виде), но фактически из-за дисбаланса между законодательной и исполнительной властями и по сути фиктивного всеобщего избирательного права, отсутствия контроля за действиями Первого консула, Конституция 1799 г. становилась прикрытием неограниченной диктатуры Наполеона, от которой до восстановления абсолютной монархии было рукой подать. И как показали дальнейшие события, всё именно так и произошло.

Структуру же государственной власти по Конституции 1799 г. можно изобразить в виде следующей схемы:

Виталий Юрьевич Захаров: «Российский и зарубежный конституционализм конца XVIII - 1-й четверти XIX вв. Опы171


Если провести сравнение всех четырех французских Конституций 1790-х гг., то вырисовывается следующая картина.

Во-первых , в трёх из четырёх Конституций (1791, 1795, 1793 г.г.) чётко прослеживается принцип верховенства прав и свобод человека и законодательной власти .

Во всех трёх Конституциях раздел о правах человека (Декларация прав и свобод) предшествует всем остальным разделам. Также обстоит дело и с ветвями власти. Раздел, регламентирующий деятельность законодательной власти, поставлен на 1-е место. К тому же он и количественно и качественно превосходит разделы об исполнительной и судебной власти. С точки зрения статистических показателей в процентном отношении это выглядит следующим образом. В Конституции 1791 г. законодательной власти посвящены 72 статьи из 207 (примерно 35 % общего объема Конституции). В Конституции 1793 г. - 51 статья из 124 (примерно 41 %), в Конституции 1795 г. - 115 статей из 377 (30,5 %). Для сравнения исполнительной власти посвящено в Конституции 1791 г. 67 статей (32 %), 1793 г. - 23 статьи (18 %), 1795 г. - 70 статей (18,5 %). Судебной власти посвящено в Конституции 1791 г. - 27 статей (13 %), 1793 г. - 16 статей (13 %), 1795 г. - 72 статьи (19 %). Причём и качественное соотношение примерно такое же. В первых трех Конституциях у Парламента (не важно, под каким названием он фигурирует), имеются чёткие контрольные функции над деятельностью исполнительных органов власти, полномочия которых сводятся лишь к исполнению законов, принятых Парламентом.

Ниже приводится сравнительная таблица Конституций 1791, 1793, 1795, 1799 годов, подтверждающая вышеприведённый вывод.

Во-вторых , что касается формы правления и формы государственного устройства, то дело обстоит следующим образом.

По форме государственного устройства во всех четырёх Конституциях Франция остается унитарным государством с чётким подчинением местных органов власти центральным. Причём контроль осуществляется, как со стороны исполнительных органов власти (в их структуру и входит местное управление), так и законодательных.

С формой правления дело обстоит значительно сложнее. По Конституции 1791 г. Франция является парламентской монархией английского типа (Англия явно была взята за образец), в которой полномочия короля были сведены к минимуму (фактически он был лишен даже права свободного передвижения по стране и выезда за границу). По Конституции 1793 г. Франция превращалась в парламентскую республику с полным преобладанием законодательной власти в лице однопалатного Национального Собрания. Высший орган исполнительной власти (Исполнительный Совет) находился под полным контролем Парламента и был лишен всякой самостоятельности. По Конституции 1795 г. Франция по-прежнему оставалась парламентской республикой, но центр тяжести власти начал смещаться в сторону исполнительной власти в лице Директории, полномочия которой по сравнению с

Исполнительным Советом по Конституции 1793 г. значительно расширились. Изменилась и структура Парламента - он стал двухпалатным , что по мысли авторов Конституции должно было создать систему сдержек и противовесов и воспрепятствовать установлению новой диктатуры законодательной власти, наподобие Якобинского Конвента. Тем не менее, несмотря на ослабление функций Законодательного Корпуса, контроль за деятельностью исполнительных органов власти у него сохранился. Тем самым соотношение законодательной и исполнительной власти по Конституции 1795 г. стало более сбалансированным .

В-третьих , в Конституциях 1790-х гг. очень интересно обстоит дело с избирательным правом . Здесь тоже обнаруживается своя тенденция . Причем развивается она как бы зигзагообразно по своеобразной синусоиде. По Конституции 1791 г. был установлен достаточно высокий имущественный ценз, отсекавший примерно 1/3 потенциальных избирателей. В следующей Конституции 1793 г. имущественный ценз был отменён и введено всеобщее избирательное право для мужчин (правда, Конституция так и не вступила в действие, но тем не менее Конвент был избран именно на этой основе). Конституция 1795 г. отменила всеобщее избирательное право и восстановила имущественный ценз , практически полностью повторив соответствующие положения Конституции 1791 г. Наконец, согласно Конституции 1799 г ., вновь восстанавливалось всеобщее избирательное право (как в Конституции 1793 г.), но в весьма специфической форме (избрание не конкретных депутатов в Парламент, а поэтапное составление 10 %-х списков граждан на 3-х уровнях: коммунальном, департаментском и общенациональном).

В-четвёртых , во всех четырёх Конституциях законодатели уделяют сравнительно небольшое внимание судебной власти: соответственно 13 % (1791 г.), 13 % (1793 г.), 19 % (1795 г.) и 9,5 % (1799 г.) общего объема Конституции. Как видим, несколько особняком стоит Конституция 1795 г, уделившая вопросам организации судебной власти несколько большее внимание. Но это и понятно, так как слишком свежи были впечатления от якобинского террора, когда революционные трибуналы полностью подменили деятельность нормальных судов. Видимо, подобная регламентация всех видов судопроизводства должна была, по замыслу авторов Конституции, предотвратить повторение эксцессов внесудебных расправ в период правления якобинцев.

Наконец, в-пятых, следует отметить весьма специфическое соотношение тенденций коллегиальности и авторитаризма . По сути, вся история политического и конституционного развития Франции 1790-х гг. - это история колебаний между этими двумя началами.

Общий смысл Конституции 1791 года сводится к преобладанию коллегиального начала в управлении страной (смещение центра тяжести власти в сторону Законодательного собрания, принцип контрассигнатуры при принятии решений королем и т. д.). В следующей Конституции 1793 г . этот принцип, кажется, доведен до предела (ведь даже высший орган исполнительной власти, Исполнительный Совет, состоит из 24 человек). Но в то же время фактически возобладал принцип авторитаризма , во многом под влиянием чрезвычайных обстоятельств. Нормы Конституции 1793 г. так и остались на бумаге, а на практике установился режим якобинской диктатуры, опиравшийся на чрезвычайные органы управления (Комитет общественного спасения, Комитет общественной безопасности и др.).

В Конституции 1795 г . видимо на контрасте, был вновь реализован принцип коллегиальности, причем в отношении всех ветвей власти: двухпалатный Парламент в сфере законодательной власти, Директория из 5 человек - в сфере исполнительной власти, местные директории в департаментах, обязательное наличие судов присяжных в уголовном судопроизводстве. Однако, буквально сразу же начался крен в сторону единоначалия и авторитаризма . К 1799 г. громоздкие Совет Старейшин и Совет пятисот фактически потеряли контроль за деятельностью Директории и центр тяжести власти, вопреки тексту Конституции, сместился в её сторон у. Конституция 1799 г. лишь завершила юридически оформление этого процесса, установив фактическую (и опять же юридическую) диктатуру главы исполнительной

власти - Первого консула.

Тем самым круг замкнулся: от абсолютной монархии (правление Людовика XVI до революции) через парламентскую монархию (Конституция 1791 г.) и парламентскую республику (Конституции 1793, 1795 гг.) вновь фактически к абсолютной монархии, пусть и под прикрытием республиканских форм.

Исходя из этого, вывод можно сделать только один: груз прошлого оказался слишком велик, и новые государственные институты не прижились, монархическое, авторитарное начало вновь возобладало. На наш взгляд, это и есть главная тенденция развития французского конституционализма конца XVIII века . Тем не менее, сами попытки обуздать всевластие и произвол главы государства за счёт внедрения принципа разделения властей были плодотворными и оказали огромное влияние на политическое и правовое развитие европейских стран, включая и Россию, в эпоху наполеоновских войн и, особенно, Реставрации.

Виталий Юрьевич Захаров: «Российский и зарубежный конституционализм конца XVIII - 1-й четверти XIX вв. Опы175



Что такое всеобщее избирательное право? Это возможность голосовать на выборах для всех граждан страны вне зависимости от их пола, религии, национальности, социального положения, уровня доходов и т. д. При всеобщем избирательном праве существует только один ценз – возрастной. Граждане, имеющие право голосовать на выборах, таким образом избирают своих представителей в государственные органы власти, участвуют в референдумах и избирают главу государства.

Политический прогресс

Сегодня всеобщее избирательное право - это обязательный атрибут демократических государств. Однако человечеству пришлось пройти долгий и тернистый путь, чтобы добиться его установления в большинстве стран мира.

Важно и то, что введение всеобщего избирательного права в разные эпохи подразумевало разные реформы. Впервые этот принцип был претворен в жизнь в революционной Франции конца XVIII века. Однако тогдашнее общество считало, что всеобщее избирательное право - это привилегия только мужской части населения.

принцип всеобщего избирательного права

Французская революция

В 1792 году восставшие парижане захватили королевский дворец. Монарх был свергнут. Революционеры приняли решение учредить новый верховный законодательный и представительный орган. Это был знаменитый Национальный конвент.

Одновременно с тем 11 августа 1792 года был издан декрет, регламентировавший предстоящие выборы в это новое учреждение. Именно этот документ фактически и ввел в стране всеобщее избирательное право. Это было эпохальное событие, важность которого стала особенно заметной с течением времени.

Выборы в Национальный конвент

Выборы 1792 года по сравнению с современным избирательным процессом, например, в той же Франции, были далеко не всеобщими (по-прежнему не могли голосовать женщины). Однако именно события Великой революции сделали многое для их дальнейшей демократизации. Был упразднен имущественный ценз, а люди с разным социальным статусом (например, аристократы и крестьяне) были уравнены в правах. Снижение возрастного ограничения с 25 до 21 года также отвечало интересам масс.

введение всеобщего избирательного права

Старый и Новый порядок

В Европе борьба за гарантии всеобщего избирательного права шла на протяжении всего XIX века. В начале столетия вместе с Французской революцией в Старом Свете начался процесс отказа от остатков наследия средневекового феодализма.

Все европейские государства (кроме Швейцарии) по-прежнему были монархиями. Это была устаревшая и малоэффективная форма государственного устройства. Существование королевств, княжеств и герцогств не устраивало буржуазию, стремившуюся укрепить свое положение с помощью демократических механизмов.

принципы всеобщего избирательного права впервые были введены

Навстречу переменам

Целое столетие прогрессивная общественность, студенты, рабочие, городские бедняки и представители интеллигенции пытались заставить свои власти ввести всеобщее избирательное право. Это требование появилось еще в 20-е гг. XIX века среди членов английских профсоюзов. Однако избирательным реформам противостояли консервативные монархические и аристократические круги. Они осознавали, что демократия представляет опасность для их собственного привилегированного будущего.

Даже во Франции после окончания Наполеоновских войн и реставрации монархии вновь был введен имущественный ценз. И только после революции 1848 года и свержения короля Луи Филиппа в новой Конституции окончательно было закреплено право всех мужчин голосовать на выборах. С тех пор никакие реакционеры уже не отменяли его. После той реформы количество французских избирателей увеличилось с 240 тысяч человек до 9 миллионов.

гарантии всеобщего избирательного права

Суфражистки

В последующие несколько десятилетий суфражистки добились своих требований еще в нескольких странах. Интересно, что в Российской империи женщинам было разрешено голосовать еще в 1906 году. Правда действие той реформы распространилось только на территорию Великого княжества Финляндского. Это был не единичный подобный эксперимент. В Финляндии российские монархи часто вводили передовые новшества, которые они по разным причинам не могли реализовать на территории остальной империи.

всеобщее избирательное право год

Избирательное право в России

Хотя Ленин критиковал многие порядки капиталистических стран, от выборов он отказываться не собирался. Представительные учреждения (советы) он противопоставлял устаревшему парламентаризму. В январе 1918 года было сорвано заседание только что открывшегося Учредительного собрания. После этого эпизода большевики приступили к строительству собственного государства, без оглядки на своих политических оппонентов.

Большевистская реформа

Согласно идеологии Ленина, в будущем должен был наступить коммунизм – идеальное состояние общества. Эта утопия имела мало общего с государством, но в то же время лидер большевиком считал, что на некоторое время государство с его выборными институтами необходимо оставить. В первую очередь это делалось для того чтобы защитить завоевания революции. Падение же самодержавия открывало перед большевиками большой простор для экспериментов в строительстве государства нового образца.

В то же время голоса лишались лица, живущие на нетрудовой доход (тунеядцы), служители церкви, агенты бывшей царской полиции, преступники и душевнобольные. В Конституции РСФСР 1918 года были отражены основные гарантии всеобщего избирательного права. Однако документ имел множество юридических пробелов касавшихся выборов. Они восполнялись индивидуальными местными и республиканскими инструкциями.

всеобщее избирательное право это

Английский опыт

В Великобритании профсоюзы рабочих оказались флагманом борьбы за всеобщее избирательное право. Год от года они добивались политических перемен. Наибольшую известность снискало движение чартистов. Послабления происходили постепенно. К концу XIX века власти допустили всеобщее избирательное право для мужчин. Сделано это было без революций, как в остальной Европе.

Борьба за политическое равноправие женщин в Великобритании продолжалась еще несколько десятилетий. Суфражистское движение в этой стране было одним из самых мощных в Старом Свете. Однако своего пика противостояние общества и государства так и не достигло. Началась Первая мировая война, которая затормозила политические процессы не только на Туманном Альбионе, но и в других европейских странах.

В начале 1918 году правительство премьер-министра Ллойд-Джорджа приняло закон о предоставлении избирательного права всем женщинам старше 30 лет. Все было проделано без какой-либо шумихи. Даже в парламенте против выступили только 23 депутата. Страна была занята войной, и ей было не до политических перемен. С наступлением же мира британцы обнаружили, что они живут в новом передовом обществе без половой дискриминации.

введено всеобщее избирательное право

Сразу после образования США в этой стране была принята Конституция. Для конца XVIII века это был самый передовой и прогрессивный документ. Он регулировал и некоторые важнейшие черты избирательного права. Однако каждый штат по отдельности определял собственное законодательство, в том числе и то, которое касалось выборов. Например, в начале XIX столетия в Массачусетсе, Коннектикуте, Мэриленде для участников выборов существовали имущественные цензы.

Серьезной проблемой для избирательного права и вообще всей страны было рабство. Оно было распространено в южных сельскохозяйственных штатах, у которых назрел неизбежный конфликт с промышленно развитым севером. Вспыхнула гражданская война (1861-1865 гг.). Только после ее окончания рабство было окончательно отменено.

Последовало несколько поправок к Конституции, которые постепенно увеличивали количество людей, наделенных избирательными правами. К этой группе присоединились чернокожие. А в 1920 году была принята XIX поправка, которая наделила правом голоса женщин. Это была безоговорочная победа суфражисток. Так в США восторжествовало всеобщее избирательное право.

Читайте также: